Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 1. Философия античного периода: этапы становления



Тема Античная философия

Учебные цели – ознакомить учащихся с античной философией натурфилософского, классического и эллинистического периодов.

Цели модуля - дать представления о античной философии натурфилософского, классического и эллинистического периодов;

Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся знания античной философии и понимания ее социокультурной ценности.

Вопросы учебного занятия

1. Ф илософия античного периода: этапы становления.

2. Философские школы античного мира: ионийская (милетская) и италийская (элеатская).

3. Диалектика и атомизм Левкиппа - Демокрита.

4. Софисты и софистика: Протагор, Горгий, Продик. Диалектика и этический рационализм Сократа.

5.Объективный идеализм Платона. Учение о государстве.

6. Философия Аристотеля: материя и форма (эйдос); потенция и акт. Категории философии. Идеи. Теория познания и логика. Учение об обществе и государстве: этические представления.

7 Этические проблемы человека в философии эллинизма: стоики, эпикурейцы, скептики, киники.

8. Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники.

 

Литература

Основная

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М, 2008.

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Рат-никова. - M., 2007.

3. Спиркин А. Философия — M., 2008.

4. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. X. Фи­лософия. — M., 1999.

Дополнительная

1. Антология философской мысли. — М., 1993.

2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.

3. Асмус В. Ф. Античная философия. — М., 1976.

6. История философии / Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2009.

7. Ильин В. История философии: Учеб. для вузов. — СПб., 2003.

8. Каратини Р. Введение в философию. — М., 2003.

9. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Краткий философский словарь. — M., 2003.

10. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека: биографические очерки. — M., 2010.

11. Немировская Л. 3. Философия: Курс лекций. — М., 1998.

12. Боломолов А. С. Античная философия. — М., 1985.

13. Платон. Государство. Закон // Платон. Соч. в 3 т. — М., 1971- 1972.-T.3. с. 1-2.

14. Рассел Б. Мудрость Запада / Под ред. В. А. Малинина. — М., 1998.

 

Вопрос 1. Философия античного периода: этапы становления

Античная философия - эпоха греко-римской классической древности с конца VII в. до н. э. - до VI в. н. э.

Античная философия развивалась не изолированно - она черпала мудрость Древнего Востока (Ливии; Вавилона; Египта; Персии; Древнего Китая; Древней Индии).

античную философию делят 3-ри основных периода:

1. натуралистический период (VII - V в. до н. э.) - (основное внима­ние уделяется Космосу и природе – натурфилософия: милетская школа, элеатская школа, пифагорейская);

В пределах этого пе­риода выделяют ранних натурфилософов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор, Ксенофан, Парменид)монисты, т.е. обращались к поиску одного начала, с которым и связывали происхождение и суще­ствование мира.

По­здних натурфилософов (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит) плюралисты, вводят множество начал и обосновывают тот или иной прин­цип космообразования.

Период классической философии (V—IV в. до н. э.)

1) гуманистический период (основное внимание уде­ляется проблемам человека, прежде всего это эти­ческие проблемы; сюда относятся Сократ и софисты).

Соответственно за философами первого периода со­храняют при этом название «досократики», полагая, что лишь с Сократа начинается обращение к человеку, то есть собствен­но антропологическая ступень философии.

2) классический период (это философ­ские системы Платона и Аристотеля);

Платон - восстановил мифопоэтическую картину мира и, в тоже время, противопоставил физическим описаниям онтологические обо­снования. Аристотель создал категориальный аппарат филосо­фии и превратил ее в научное (в античном понимании этого слова = доказательное) знание.

3. период эллинистических школ = (эллинистически-римская философия) - (III в. до н. э. — VI в. н. э. ) (моральное совершенство людей (этика) - эпикурейцы, стоики, скептики); неоплатонизм (универсальный синтез, доведен­ный до представления о Едином Благе).

На первый план выходят проблемы обо­снования человеческой жизни, а аргументация черпается из предыдущих философских систем: из физики Гераклита, Де­мокрита, теории идей Платона, и т. д.

 

Характерные черты античной философии:

1) синкретизм - слитность, нерасчле­ненность важнейших проблем;

2) космоцентризм - охватывает весь Космос вместе с миром человека;

3) пантеизм - исхо­дит из Космоса, умопостигаемого и чувственного;

4) античная философия почти не знает законов — многое достигается на понятийном уровне, логии - понятий;

5) этичность - философы характеризовали человека как наделен­ного добродетелями и пороками;

6) функциональность - стре­мится помочь людям найти ответы на кардинальные вопросы бытия.

7) многопроблемность - иссле­дует разные проблемы: натурфилософские; онтоло­гические; гносеологические; методологические; эсте­тические; логические; этические; политические; правовые.

 

Вопрос 2. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ АНТИЧНОГО МИРА

 

В древнегреческой философии к раннему пери­оду отнесены две школы

 

1) ионийская философия 2) италийская философия

- философы, жившие Ксенофан, Пи­фагор, Парменид, Зенон

на побережье Ионийского моря которых подразделя­ют на две школы

(г. Милет и г.Эфес) 1) пифагорейцев во главе с Пифагором

1) в г. Милете - милетская шк. 2) элеатов – Парменид, Ксенофан, Зенон

основатель Фалес, последовате­ли: - эта шк.возникла в др. Италии, в Кротоне

Анаксимандр и Анаксимен и в Элее

2) в г. Эфесе жил Гераклит } обращение к внутр. миру чел

} - космическая наглядность

- обращении к модели мира

- интерес на чел. окружение

Ионийская философия: Гераклит Эфесский

(родился ок. 544 г. до н. э. — год смерти неизвестен) в г. Эфесе. Гераклит — крупнейший диалектик.

- стиль Гераклита - иератический (торжественно-религиозный); каждое изречение это загадка, ребус. (Это концепция Дж. Томсона — ученика Френсиса Корнфорда, основа­теля мифогенного направления в зарубежном антиковедении). Гераклит выражает высокие истины и не может пользоваться обычным языком.

- вни­мание на смысложизненные вопросы

- столкновение противоположностей и переход их друг в дру­га, единство этих противоположностей. Противоположнос­ти не могут существовать друг без друга. Благодаря этому че­ловек погружается в глубины логоса.

- единство про­тивоположностей: изменение, и борьба вещей

- сущность бы­тия подвижна

- уметь видеть тенденцию развития, динамику бытия.

- за обнаружение истинной природы вещей

- за философское обобщение

- мир никогда и никем не был создан, что мир существовал вечно

- обосновал идею субстанции: с убстанция - огонь. Мир — это вечно живой огонь, т.е. подвижная, динамичная стихия. Сущность мира - активна, природа бытия - подвижна. Огонь — символ подвижности, изменчивости, исчезновения и зарожде­ния мира.

- «речные фрагменты» Гераклита продолжа­ют тему изменчивости и подвижности мира: «на входящего в реку набегают все новые и новые воды», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды».

- жизнь постоян­но сохраняется

- подвижность имеет внутреннюю меру – время. Элементы времени: насто­ящее (здесь и теперь), и вечность (единство противоположностей). Человек потому и существует, что существует вечная природа в двух ее временных изме­рениях времени: «хронос» и «айон».

- устойчивая субстанция — это то, в чем соединяются все противоположно­сти, т.е. «(Бог, теос): день — ночь, зима — лето, война — мир, изобилие — голод». – ВЫВОД: при всей динамике бытия Гераклит видит устойчивую связь в мире.

 

2) Италийская философия: пифагорейцы

Пифагор

(2-я пол. VI — нач. V вв. до н. э.) его ф-я развивалась как эзотерическое знание. Пифагорейские кружки были братствами, связанными с многочис­ленными табу и предписаниями.

- учение о числе как о субстанции всех ве­щей. Число имеет вещественный и субстанциональный харак­тер, оно обозримо, пространственно, телесно и сохраняет свойства умопостигаемых принципов.

Числа — это и математические величины, и физические тела, и живые существа. Каждое чис­ло —суть субстанция нашего реального мира. Каждое чис­ло что-то вносит в мир: монада (единица) вносит порядок, опре­деленность,

диада (двоица) — неопределенность, раздвоение.

Главное значение чисел в том, что они находятся в человеческой душе.

Число сохраняет объективность мира и то, что составляет основу нашего разума. - - на первый план – внутр мир чел души. Число — это состояние души. Число — это то, что рождается и живет в душе. Отсюда интерес к числовому обоснованию мира, к космологии и космогонии.

- орфизм - признается наличие в человеке двух начал: светлого и темного. Светлое начало - это душа, темное — это само человеческое тело. Тело — темница души. Путь к спасению в - достижение гармонии

 

Парменид

(конец VII—VI в. до н.э.) — философ и политический деятель, родился в знатной семье. (Парменид был признан своими сограждана­ми одним из мудрых политических руководителей г. Элей).

- поэму «О приро­де», где путь познания представлен в виде аллегорическо­го описания путешествия юноши к богине, открывающей ему ис­тину.

- гла­венствующую роль разума в познании и второстепенная – чувств

- философия разделилась на 1)философию истины = разум (разумом исследуйте высказанные дока­зательства). Истина - основана на рациональном познании

2) философию мнения = чувства, где точности нет: не дове­ряйте чувственным восприятиям и не бол­тайте праздно языком. Мнение - основано на чувственных восприятиях, которые знакомят с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности.

- центральной идеей - является бытие, соотношение мышления и бытия.

1) Мышление всегда относится к чему-то, ибо без сущего, о котором оно высказывается нет мысли.

2) Бытие не возникло: оно непреходяще: нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия.

3) Сущее - лишено изменчивости и многообразия.

4) Парменид различал - мир, как он дан нам в восприятии, полным дви­жжения

- и мир единого и неподвижного бытия, открывающего­ся мышлению

5) бытие есть, небытия нет: небытие невозможно ни познать, ни выска­зать: мыслимо только сущее. Нельзя отыскать мысль без бытия: мысль без бытия — ничто.

ПР мудрость этой идеи в том, что попробуйте помыслить то, чего нет, т.е. небытие: у вас ни­чего не получится. Тут у Парменида выявля­ется идея о предметной отнесенности мысли.

- Вселенная не имеет недостатков

- сущее - в его цельности: сущее не может быть «ни чуточку больше, ни чуточку меньше». Нет и пустого пространства: все напол­няется бытием.

- духовный мир че­ловека связан с положением человека и уро­внем его телесной организации: высшая степень организации дает и высшую степень мышления.

- телесность и духовность совпада­ют в мироздании в Боге.

 

Эмпедокл

(490 – 430 гг. до н.э.). Плюралист. Эмпедокл - автором идей, которые трудно совместить. У него две противоречащие др др поэмы «О природе» и «Очищения ».

- «О природе» - это натурфилософское учение

- «Очищения »- человек должен быть очищен от всех погрешностей земной жизни

- новая модель движения: под сомнение поставлена возможность изменений множества

- (? ) можно ли что-нибудь говорить о постоянно изменяющемся предмете, т.к. для того, чтобы мыслить, мы должны его зафикси­ровать.

Мыслить — значит найти что-то устойчивое в пред­мете

- идея о всеоб­щем изменении мира: если движение невозможно логически обосновать, значит его не существует. Само движение он объяснял как логически возмож­ноe

- во Вселенной естьне одно, а четыре начала= стихии: огонь, воздух, земля и вода. Они существуют вечно. Они не могут перейти друг в друга.

- нет рож­дения, а есть только соединение и разделение неизменных 4-х на­чал: результатом которых яв­ляется рождение и смерть. Речь идет о логическом обосновании всех жизненных процессов.

- логическое обоснование 2-х источников движения: силы, действующие на корни: Любовь (Филия) и Вражда (Нейкос). Любовь и Вражда— существа личные. Любовь способствует соединению корней, а Вражда их разде­ляет. Но сами корни — это персонифицированные сущности.

- Столкновение противоположностей порождает многообразный мир

- обожествление мира: органицизм - космос уподобляется живому организму.

 

Анаксагор

(500—428 гг. до н. э) Плюралист. У Анаксагора тот же тип философствования, что и у Эмпедокла, но элементов уже не четыре а множе­ство.

- элементы — это семена. Элементов столько, сколько окружающих нас вещей. Каж­дая частица — качественная определенность предмета, качество вещи. Гомеомерия—это камень, железо, дерево. Наличный мир субстанционализируется. Человеческий мир не случайный продукт, он субстанционализируется в своей осно­ве. Определенность проявляется, когда одних семян больше, чем других.

1) принцип — «все во всем», все частицы перемешаны

2) принцип — «по­добное соединяется с подобным». Когда происходит соединение подобного с подобным, только тогда возникает качество.

Качественная физика Анаксагора переходит в количественную.

-у Анаксагора присутствует так же разум (нус).

Нус первоначально был чист и не смешан, в отли­чие от других семян.

- Гомеомерия - отношение частного к целому. Нус дает толчок, приводит все в порядок, из хаоса все превращается в космос: образуется вихрь, а затем возникает мир.

- Нус —механическая сила; присутствует в человеке. Он присутствует в разных вещах, толь­ко в разной степени.

- Нус - это разумное устройство

- Нус - это принцип целесообразности

- различие между человеческим и космическим нусом

Зенон Элейский

(ок. 490—430 до н.э.) Он развивал логику как диалектику. Создал опровержения возможности движения — 3-ри апории.

1) «Дихотомия» (т.е. деление пополам) – любой отрезок линии можно делить до бесконечности.

2) «Ахиллес» - «черепаха»: Ахиллес никогда не может догнать черепахи. Всякий раз как только он ступит на место, которое перед тем занимала черепаха, она не­сколько продвинется вперед. Как бы ни уменьшалось пространст­во между ними, оно бесконечно в своей делимости на проме­жутки.

3) «Стрела»: двига­ясь, стрела в каждый данный момент времени занимает данное место пространства, т. е. она неподвижна в каждую единицу времени. Движение стрелы – есть сумма состояний покоя.

 

Демокрит

(460 г. до н. э. - год смерти неизвестен, по не­которым сообщениям, прожил более ста лет) Философ-плюралист.

- сочинение — «Великий мирострой»

- учение об атомах

- существуют лишь атомы и пустота

- атомы — это единые не­делимые частицы. Значит, есть сплошные частицы, которые совершенно одинаковы по своему составу и отличаются друг от друга только формой и расположением. Они могут быть глад­кими, шероховатыми, крючковатыми, и все они трясутся в пу­стоте.

- Наряду с атомами Демокрит допускает наличие пусто­ты. Можно сказать, что здесь тоже присутствует биологичес­кая (или генетическая) модель порождения мира из двух противоположных начал: атомы — это целостность и их противоположность — пустота.

- Атомы трясутся, по­том сцепливаются между собой, и образуется космический вихрь. В процессе завихрения возникают миры. Причем совершенно одинаковые, так что где-то может быть Земля, по­добная нашей.

- модель самопроизвольное зарождение жизни: на Земле образуются большие лужи в них нагревается вода и появляются первые животные

- С другой стороны, атомы — это только материал, для которого необходим толчок, космический вихрь, который и приводит к современному состоянию мира.

- соединение атомов подчиняется необходимости} космический вихрь – («Ананке»). Это необходимость-принуждение. Необходимость — это принцип построения мира

- необходимость вызывает появление тех или иных вещей.

- Демокрит всю жизнь занимался поисками причин и сам ввел термин «айтия» (Раньше этот термин означал «вину». За­нимаясь научными объяснениями, он запустил собственное хозяйство. У греков за это наказывали. И его хотели за это судить т. к. он погубил достояние отца, но он, по преданию прочитал на суде свое сочинение — «Великий мирострой». И его после этого оправдали )

- Демокрит считал, что ссылка­ми на судьбу люди пытаются оправдать свое нежелание зани­маться поисками причинного объяснения, нахождение одной причины он предпочел бы персидскому престолу

- Демокрит заявляет существование имен не «по природе», а «по установлению». Значения имен устанавливаются самим человеком: } возможность само­стоятельно оперировать с именами, то есть появляется об­ласть логики и гносеологии.

- никакого «зо­лотого века» в жизни человека не было, как не было и богов. Человек появился на земле голым, босым и диким, не мог общаться с другими людьми. Человек сам себе искал пищу и строил пещеры. Также человек ничего не мог делать, он занимался собирательством. Человек был беззащитен перед природой. Здесь появляется категория «ананке» — нужда, потребность.

Объединившись под воздействием ананке, люди начинают развивать свою куль­туру - «техне», «искусство». Искусство— это то, что произведено челове­ком в отличие от природы. Создавая эти искусства, люди учат­ся у природы. Мир культуры — это второй мир. Номос надстра­ивается над фюсис. У природы человек учится строить жили­ще, заготавливать впрок продукты. Люди не могли объяснять­ся друг с другом, пока они не знали социальных норм. Челове­ку требовались нормы социальной регуляции - «дике». Язык существует не по природе, а по установлению. И дике и логос теперь связаны с категорией культуры — номос. По природе человек никогда не был счастливым. Человек стал счастливым только благода­ря себе, под влиянием ананке, которая вела к техне, а от него — к номосу. Категория «техне» — это пример того, как снимается пер­вое противоречие. Как же человек может брать от природы то, что ему нужно для жизни? То, как человек переходит от приро­ды ко второй природе — установлению, объясняется техне. По Демокриту — это необходимость. В мире превалирует необхо­димость. Это естественное основание природы. Человек не может быть счастлив только по голой необходимости, он дол­жен быть свободен и самостоятелен. Для того, чтобы человек освободился от природной необходимости, ему необходимо перейти к свободе. Это возможно только через справедливость. Нужно не отбрасывать природу, а изучать ее, нужно, создавая номос, жить по природе, соответственно природе.

 

Горгий

(ок. 483—375 до н.э.)

- труд «О природе»

- выводил из общих понятий их конкретные определения и указывал на противоречия этих определений, при­ходил к доказательству несостоятельности самого общего понятия.

- 3-ри положения:

1) ничего не существует

2) если что-нибудь и существует, то оно непо­знаваемо

3) если существует и познаваемо, то оно невыразимо и не­изъяснимо

- вывод: ни о чем нельзя сказать достоверно.

Продик

(род. между 470 и 460 до н.э.)

- интерес к языку, к назыв­ной (номинативной) функции слов, проблемам семантики и сино­нимии, т.е. идентификации совпадающих по смыслу слов, пра­вильному употреблению слов. Он составлял этимологические (родственные по значению) слова, а также анализировал проблему омонимии (различения смысла графически совпада­ющих словесных конструкций).

 

Диалектика и этический рационализм Сократа.

(469—399 до н.э.). Сократ ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры.

- диалог - основной метод нахождения истины

- Со­крат критически обсуждал всевозможные подходы.

- антидогматик - отказ от претензий на обладание достоверным знанием

- «повивальное искусство» - майевтика — искус­ство определять понятия при посредстве наведения. (С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные).

- впервые начал использовать индуктивные дока­зательства

- давал общие определения понятий, что явилось вкладом в формирование науки логики.

- родоначальник диалектики:

1) нахождения истины при помощи бесед и споров - метод диалектических споров (обнаружении противоречий в рассуждениях собеседни­ка и приведения его к истине посредством вопросов и ответов).

2) отчетливость и ясность суждений – гл при­знак их истинности

- стремился доказать целесооб­разность и разумность мира и человека

- человек

1) по­ворот в развитии философии, впервые поставив в центр фи­лософствования человека, его сущность, внутренние противоречия души

2) познание переходит от философского со­мнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посред­ством самопознания – принцип: «Познай самого себя! »

3) цель философии — восстановить авторитет знания

4) «Я знаю то, что ничего не знаю»

- обращенность к духовному миру

- грань между присущими че­ловеку духовными процессами и материальным миром

- Сократ: акцентировал своеобразие сознания сравни­тельно с материальным бытием

- раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность

- душа – бессмертна

- этика

- принципы рационализма

- добродетель проистекает из знания - человек, зна­ющий, что такое добро, не станет поступать дурно (добро есть тоже знание

- 3-мя основными добродетелями Сократ считал:

1) умеренность (знание, как обуздывать страсти):

2) храбрость (знание, как преодолеть опасности);

3) справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие).

- политические воззрения - власть должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно об­ладающим искусством государственного управления.

(В конце жизни Сократа привлекли к суду за трактовку боже­ства, отличающуюся от принятой согласно существовавшей в Афи­нах традиции, а также якобы за «развращение юношества» «кра­мольными» идеями. В результате он был приговорен к смерти. Отказавшись от предостав­ленной друзьями возможности спастись бегством, Сократ принял смерть, выпив яд (цикуту).

3-мя основными добродетелями Сократ считал:

1) умеренность (знание, как обуздывать страсти):

2) храбрость (знание, как преодолеть опасности);

3) справедливость (знание, как соблюдать законы божес-венные и человеческие).

 

Категории философии

- соотношения материи и эйдоса (формы), акта и потенции выявляет «энергийный динамизм» сущего в его развитии

- при этом усматрива­ется причинная зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение

- действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в потоке универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и це­левой смысл: «то, ради чего»

- три категории: сущность, состояние, отношение

- ввел в философию принцип развития как ответ на апорию элейцев (согласно которым сущее может возникнуть либо из сущего, либо из не-сущего, но и то и другое невозможно, ибо в первом случае сущее уже не существует, а во втором — нечто не может возникнуть из ниче­го) } и чувственный мир должен быть отнесен к царству «небы­тия»

- ввел в оборот философии категории возможности (потенция) и действительности (акт)

3) Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал

- мировое движение - цельный про­цесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и единого двигателя

- исходя из понятия причинности, он при­ходит к понятию о первой причине (т.е. космоло­гическое доказательство бытия божия)

- Бог - причина движения, начало всех начал, чистая форма и первая сущность

-но Бог Аристотеля - не есть личный Бог

Идея души

- душа не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдае­мого поведения

- душа — энтелехия тела (т.е. не может существовать без тела, но сама имматериальна, нетелесна)

- то, благодаря чему мы живем, ощуща­ем и размышляем, — это душа, так что она есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат: «Именно душа придает смысл и цель жизни»

- телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию - это и есть душа, т.е. отражение ак­туальной действительности всемирного и вечного Ума

Теория познания и логика

- бытие – предмет познания

- опыт — ощущения, память и привычка (ПР любое знание начинается с ощущений)

- разум усматривает общее в единичном (формы истинно научного знания - понятия, по­стигающие сущность вещи)

- Аристотель - основоположник логики: рассматривал операции ума, его логику, в том числе и логику высказываний; сформулировал логические законы - закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия («не противоречь сам себе») и закон исключенного третьего («А или не-А истинно, третьего не дано»)

- разработал учение о силлогизмах, где рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений

- разработка Аристотелем проблемы диалога (углубившего идеи Сократа)

Этические взгляды

- государство требует от гражданина определенных добродетелей, без которых человек не может осуществлять свои гражданские права и быть полезным об­ществу: добродетельно то, что служит интересам общества, что ук­репляет социальный порядок

- виды добродетели: интел­лектуальные и волевые

- харак­тер: кроткий или умеренный

- интеллектуальные добродетели: мудрость, разумная деятельность, благоразумие (человек - как одаренное разумом существо). Такие добродетели приобретаются путем усвоения знаний и опыта предшествующих поколений и проявляются в разумной деятель­ности

- счастье человека — это энергия завершен­ной жизни сообразно завершенной доблести

- этические свой­ства не даются людям от природы, хотя они и не могут возникнуть независимо от нее. Природа дает возможность стать добродетель­ным, но эта возможность формируется и осуществляется лишь в де­ятельности: творя справедливое, человек становится справедли­вым; действуя умеренно — он становится умеренным; поступая му­жественно — мужественным. Сущность добродетели состоит в сочетании щедрости и умеренности. Принцип этического учения - стремление найти среднюю линию по­ведения

- идея спра­ведливости: справедливым можно быть лишь по отношению к дру­гому, а забота о другом в свою очередь есть проявление заботы об обществе.

Об обществе и государстве

- человек — политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства)

- человека отличает способность к интеллектуальной и нравствен­ной жизни

- только человек способен к восприятию понятий: добро и зло, справедливость и несправедливость

- первый ре­зультат социальной жизни - образование семьи. Потребность во взаимном обмене при­вела к общению семей и селений. Так возникло государство.

- отож­дествлял общество с государством

- элементы государства: зависимость деятельности людей от их имущест­венного положения - бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя. - три главные слоя граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и средние Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоесте­ственный род наживы имущества.

- государство возни­кает когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни

- сторонник рабовладельческой системы (связывал рабство с вопросом собственности)

- По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб.

- в основе всех общественных потрясений - имущественное неравенство

- выделял 6-ть форм государства: 3-ри правильные – монархия, аристократия, полития и 3-ри неправильные – тирания, олигархия, демократия («за» политию)

 

Киники

Антисфен (являлся учеником Со­крата) (ок. 450 — ок. 360 до н.э.) Он общался с простыми людьми, говорил и одевался, как они; проповедовал на улицах и площадях, считая утонченную филосо­фию никчемной.

Диоген (ок. 400 — ок. 325 до н.э.). (ученик Антисфена)

Антисфен

- за опрощение жизни отказ от каких-либо потребностей

- полагал необходимым быть ближе к приро­де

- «нет»: правительству, частной собственности, браку

- осуждал раб­ство

- презирал роскошь и стремление к наслаждению

Диоген

(ПР - симво­лично предание о том, как Диоген днем с фонарем безуспешно искал честного человека).

- искал добродетели

- считал, что моральная свобода заключается в освобождении от желания (Будьте безразличными к благам, которыми одарила вас фортуна, и вы освободитесь от страха)

- (ПР – он утверждал, что боги поступили справедливо, жестоко наказав Прометея: он принес человеку искусства, породившие запутан­ность и искусственность человеческого бытия (это напоминает мысли Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого)

- мир плох, поэтому надо на­учиться жить независимыми от него

- блага жизни непрочны: они — дары судьбы и случая, а не честные вознаграждения за наши подлинные заслуги

- для мудреца важно — смирение

- человек по своей природе имеет высшее достоинство и назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, заблуждений и страстей — в доблести духа

-ПР - по преданию один киник сказал богачу: «Ты даешь щедро, а я принимаю мужественно, не пресмыкаясь, не роняя никогда своего достоинства и не ворча».

Что касается того, кто берет взаймы, то киники всячески пре­уменьшали его обязательства по отношению к заимодавцу. (Отсю­да ясно, как слова «циничный», «циник» приобрели свое совре­менное значение.) Популярный цинизм учит, по словам Б. Рассела, не отказу от благ этого мира, а лишь некоторому безразличию к ним.

Скептики

Скептицизм (от греч.скепсис — рассматривающий, иссле­дующий, критикующий). Это течение возникло на основе идей о постоянной текучести всех событий сущего, противоречиях между чувственными впечатлениями и мышлением, о принципе относительности всех явлений.

Пиррон - основатель скептицизма(360—270 до н.э.). На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит. Пиррон - участник азиатского похода Александра Македонского, где знакомство с индийскими аскетами и сектантами способствовали формированию такого рода его этических воззрений, прежде всего идеи безмятежности (атараксии). Пиррон не писал сочинений, а излагал свои воззрения устно.

- философ —тот, кто стремится к счастью, которое со­стоит в невозмутимости и в отсутствии страданий

- философ обязан ответить на вопросы:

- из чего состоят вещи?

- Как мы должны относиться к этим вещам?

- Какую выгоду мы можем получить из та­кого отношения к ним?

На первый вопрос чел не в состоянии получить ответа: всякая вещь «есть это не в большей мере, чем то». Поэтому ничто не должно быть называемо ни пре­красным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым.

Всякому утверждению чел о любом предмете может быть с рав­ным правом и равной силой противопоставлено противоречащее ему утверждение.

- «Следовать принципу воздержания от каких бы то ни было сужде­ний о чем-либо! »

- скептицизм Пиррона — это не полный агности­цизм: достоверны все наши чувственные воспри­ятия, когда мы рассматриваем их лишь как явления

- ПР - если нечто кажется нам сладким или горьким, следует высказаться так: «Это кажется мне горьким или сладким»

- воздержание от категоричес­кого суждения об истинной природе вещей рождает чувство невоз­мутимости, безмятежности - это высшая сте­пень доступного философу истинного счастья.

Эпикур и эпикурейцы

Эпи­кур (341—270 до н.э.)

Лукреций Кар (ок. 99—55 до н.э.)

Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта личнос­ти в сложном историческом контексте того времени.

Эпикур

- развивал идеи атомизма

- во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непо­средственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого про­странства между телами следует из того, что иначе было бы невоз­можно движение

- идея об «отклонении» ато­мов – т.е. атомы наделены способностью самопроизвольного отклонения, когда атомы движутся в «связном потоке», которую он рассматривает по аналогии с внутренним волевым актом человека } атомам присуща «свобода воли», которая и определяет «непременное отклонение». Поэтому атомы способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир.

- мир образуется вследствие взаимного «удара» и «отскакивания» атомов.

- но (? ) } тяжесть атомов не позволяет объяснить самостоятельность каждого атома: в этом случае, по Лукрецию, атомы падали бы, наподобие капель дождя, в пустую бездну

- «В необходимости нет никакой необходимости! » - Эпикур впервые в истории философской мысли выдвинул идею об объективности случайности

- жизнь и смерть одинаково не страшны для муд­реца: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет»

- Жизнь и есть наибольшее наслаждение. Такая, как она есть, с началом и с концом.

- Эпикур признавал на­личие души у человека

- душа – «ничего нет ни тонь­ше, ни достовернее этой сущности (души), и состоит она из самых мелких и самых гладких элементов»

- душа – это принцип целостности отдельных элементов духовного мира личности: чувств, ощущений, мысли и воли, как принцип вечного существования

- знание начинается с чувственного опыта, но наука о знании имеет своим началом анализ слов и установление точной терминологии


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 1965; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.213 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь