Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Часть вторая. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ ЖИЗНИ ИИСУСА



Первичные источники: вероисповедания и факты

Какие факты сообщали ученики Иисуса в первые годы после Его распятия? Из чего состояла ранняя хри-стология до написания Нового Завета? Можем ли мы непосредственно ознакомиться с воспоминаниями очевидцев и с историческими фактами, относящимися к жизни Иисуса? Эти очень интересные и важные вопросы – в числе приоритетных для современной науки. В этой книге им тоже уделяется особое внимание.

В этой главе мы рассмотрим тему, которая представляется самой перспективной для многих исследователей, пытающихся охарактеризовать христианскую мысль в период непосредственно перед написанием Нового Завета. Речь пойдет о ранних христианских вероисповедальных формулировках, которые поначалу передавались в устной форме, а впоследствии были записаны в Новом Завете. Поэтому в определенном смысле этот материал нельзя назвать внебиблейским, так как тексты вероисповеданий мы находим в Писании. С другой стороны, эти вероисповедания были сформулированы до написания книг Нового Завета, в которых они приводятся. Проще говоря, эти формулировки годами цитировались в устной форме, прежде чем стать письменными текстами; поэтому вероисповедания относятся к числу наиболее ранних упоминаний об Иисусе, датируемых 30-50 гг.н.э. Итак, вероисповедальные формулировки сохраняют новозаветный материал и представляют собой самый ранний источник, сообщающий о жизни Иисуса.

В этой главе приводятся также факты, признаваемые практически всеми исследователями данной темы. Иными словами, богословы, историки и философы, представляющие критическое направление в изучении Нового Завета, установили ряд фактов, относящихся к жизни Иисуса. Сделано это было путем критического изучения библейских источников. В данной главе мы прежде всего рассмотрим некоторые христологические исповедания и проанализируем содержащуюся в них информацию о жизни, смерти и Воскресении Иисуса. Воскресение будет главной темой второй части главы, где мы обратимся к 1Кор.15: 3 и далее – пожалуй, важнейшему (по крайней мере для наших целей) из новозаветных вероисповеданий. Далее будут представлены и рассмотрены факты, установленные в ходе упомянутого критического исследования.

 

Христологические исповедания

В ранней Церкви было распространено множество ве-роисповедальных формул, соответствовавших различным аспектам христианской веры. Наиболее распространенные формулировки носили исключительно христологи-ческий характерЧаще всего в них фигурируют два элемента: смерть и Воскресение Христа и как следствие – Его божественная природа[320]. Иными словами, основное внимание уделяется жизни Христа и тому, Кто Он.

 

Жизнь Иисуса Христа

Первые христиане твердо верили в «Иисуса Христа, пришедшего во плоти» – это исповедание веры приводится в 1Ин.4: 2. Мало где вера в Воплощение Иисуса выражена более явно, чем в «написанном до Павла гимне» в Флп.2: 6 и далее[321], где говорится о человеческой и божественной природах Иисуса, о Его смиренной жизни на земле – и о небесной славе («образ Божий»), о Его возвышении, о поклонении Ему.

Другое древнее вероисповедание, подчеркивающее контраст между разными аспектами жизни Иисуса, — 2Тим.2: 8[322]. Рождение Иисуса – потомка Давида – противопоставляется Его воскресению из мертвых, что снова подтверждает: ранние христиане помещали Иисуса в контекст исторических событий[323]. Еще одно древнее вероисповедание, появившееся до Павла, Рим.1: 3-4[324]. Иисус, «Который родился от семени Давидова по плоти», но Он же – «открылся Сыном Божиим… через воскресение из мертвых» [325]. Здесь достаточно упомянуть о том, что уже в ранних источниках прослеживается интерес к земному, физическому родству Иисуса, происходившему из семьи потомков Давида. Как отмечает Моул, именно этот Человек Иисус жил, умер и подтвердил Свою истинность после смерти[326].

Одна из ранних вероисповедальных формулировок приводится в 1Тим.3: 16[327](иногда ее называют «гимном Христу»). В ней содержатся краткие упоминания о человеческой и божественной природах Иисуса:

«И беспрекословно – великая благочестия тайна:

Бог явился во плоти,

оправдал Себя в Духе,

показал Себя Ангелам,

проповедан в народах,

принят верою в мире,

вознесся во славе».

Моул обращает внимание не только на раннюю дату этого вероисповедания, но и на ритмическую структуру, которая скорее всего использовалась в богослужении и в пении гимна[328]. В этой формулировке также подчеркивается контраст между рождением Человека Иисуса «во плоти» и Его божественной природой[329]; далее упоминаются оправдание Духом и свидетельство ангелов. Христос был проповедован среди народов мира; люди уверовали в Него, прежде чем Он «вознесся во славе».

Другое раннее исповедание веры, отражающее события из жизни Иисуса, – Рим.10: 9[330]. Здесь нас интересует лишь высокая вероятность того, что эти слова были кре-щальным исповеданием веры – их повторяли желающие креститься[331]. В таком случае, здесь содержится косвенное упоминание о крещении Самого Иисуса.

И хотя в этих ранних исповеданиях прослеживается интерес к богословским элементам христологии, нет сомнения в том, что формулировки отражают события, произошедшие в жизни Иисуса. Мы узнаём, что 1) Иисус действительно был Человеком, родившимся во плоти (Флп.2: 6, 1Тим.3: 16, 1Ин.4: 2) 2) среди потомков Давида и в семье Давида (Рим.1: 3-4, 1 Тим.2: 8). Мы получаем представление 3) о последствиях Его крещения (Рим.10: 9), 4) о том, что Его слово было проповедано, и 5) что были люди, поверившие этой проповеди (1 Тим.3: 16).

 

Смерть и Воскресение Иисуса

И синоптические Евангелия, и Павел упоминают о Тайной вечере, которая предшествовала суду над Иисусом и распятию. В 1Кор.11: 23 и далее Павел обращается к преданию, которое, судя по всему, основано на материале, не зависящем от источников, послуживших основой синоптических Евангелий. Иеремиас отмечает, что слова «принял» и «преподал» нельзя назвать типичными для Павла; они представляют собой «специальный раввинский термин», означающий «передачу традиции»[332]. В тексте есть и другие нехарактерные для Павла слова и выражения: «предан был», «возблагодарив», «Тело Мое» (11: 23-24), которые также подтверждают раннее происхождение этого предания. Иеремиас настаивает даже на том, что этот материал был сформулирован «в самый ранний период; в любом случае, до Павла… допавлова формула». Павел, по сути, указывает, что «непрерывная цепь предания уходит к Самому Иисусу» [333].

Многие считают, что в этом древнем предании отражены подлинные исторические события, которые произошли в ночь Тайной вечери[334]. Это признаёт даже Бультман[335]. Как объясняет Мартин Хенгель, «Павел ссылается на историческое событие, у которого есть конкретная дата…»[336]Согласно этому преданию, Иисус действительно присутствовал на вечерней трапезе в ночь, когда был предан. Перед едой Он благодарит Бога, а после – разделяет между учениками хлеб и вино. Он говорит, что это – Его Тело и Кровь, приносимые в жертву за верующих. Здесь мы узнаём не только о событиях, происходивших в тот вечер, но и о словах, которые, вероятно, повторялись ранними христианами во время Вечери Господней[337].

Другое событие, предшествовавшее распятию Иисуса, упоминается в 1Тим.6: 13. Это тоже раннее предание[338], возможно, даже часть более пространного устного исповедания христианской веры[339]. Здесь упоминается «доброе исповедание» Христа перед Пилатом[340]. Ньюфелд отмечает, что свидетельство Иисуса было, скорее всего, утвердительным ответом на вопрос Пилата: «Ты Царь Иудейский? » (см. Мк.15: 2)[341]. Так или иначе, на суде «Иисус не стал скрывать, Кто Он, но засвидетельствовал добрым исповеданием перед иудеями и перед Пилатом»[342].

Мы уже обращали внимание на то, что в некоторых ранних христианских преданиях человеческая и божественная природы Иисуса противопоставляются друг другу. Некоторые другие ранние источники противопоставляют кажущееся поражение Иисуса на Кресте триумфу Воскресения. Стихи Флп.2: 6 и далее выше уже приводились в качестве этого первого сравнения – человеку Иисусу предстояло возвыситься силой Бога. В частности, в Флп.2: 8 уничижение Иисуса на Кресте непосредственно противопоставляется последующему Его возвышению. Другой пример – Рим.4: 25. Бультман писал, что «эта фраза, очевидно, бытовала и до Павла, и была передана ему»[343]. Это предание сообщает, что Иисус умер за наши грехи, а затем был воскрешен из мертвых, чтобы сделать возможным оправдание верующего. Схожим образом и в 1Пет.3: 18 (ср. 1 Тим.2: 6) смерть Иисуса за грехи человечества (несмотря на Его праведность) противопоставляется Воскресению, благодаря которому люди могут прийти к Богу[344].

Ранние повествования о смерти Иисуса сохранились и в христианском предании. Помимо 1Кор.15: 3 и далее, к самым важным для исторического исследования текстам относятся некоторые ранние отрывки из Книги Деяний (в особенности речи Петра)[345]. Смерть и Воскресение Иисуса – в центре каждой проповеди[346]. Критические исследования показали, что эти тексты отражают раннее, преимущественно неразвитое богословие, которое, возможно, существовало в иерусалимской общине. Дрейн объясняет это следующим образом:

«Самое раннее из имеющихся у нас свидетельств воскресения, вероятнее всего, относится к моменту непосредственно после воскресения. Это свидетельство сохранилось в ранних проповедях Деяний Апостолов… не может быть сомнения в том, что в первых главах Деяний автор сохранил материал из очень ранних источников.

Ученые обнаружили, что когда в этих ранних проповедях в Деяниях речь идет об Иисусе, язык сильно отличается от того языка, который использовался при составлении книги в ее окончательной форме»[347].

Многие ученые соглашаются с тем, что эти ранние тексты явно подытоживают самую раннюю апостольскую керигму[348].

Иеремиас считает, что краткое упоминание о явлении воскресшего Христа Петру в Лк.24: 34 следует датировать еще раньше, чем 1Кор.15: 5, то есть Лк.24: 34представляет собой очень раннее свидетельство этих явлений Христа[349]. Додд и Бультман отмечают также, что Петр упоминается и в Лк.24: 34, и в 1Кор.15: 5[350]. Уже упоминалось 2Тим.2: 8 – предание, подчеркивающее другой контраст: Иисус, родившийся от семени Давида, – именно Тот, Кто воскрес из мертвых. Воскресение Иисуса не только провозглашается событием истории – ранние исповедальные формулировки возвещают, что это событие подтвердило слова Иисуса. В частности, подчеркивается, что Воскресение явило Его уникальность.

То, что исповедание веры в Рим.1: 3-4 появилось до Павла, подтверждается параллельными структурами в составе сложного предложениями [351]; особенно хорошо это видно в противопоставлении: Иисус – и Сын Давида, и Сын Божий[352]. Тот же самый Иисус, Который родился в пространстве и времени, воскрес из мертвых [353]. Это вероисповедание провозглашает: Иисус «открылся Сыном Бо-жиим», Христом (или Мессией) и Господом, и это подтвердилось Его Воскресением из мертвых [354]. Кульман отмечает также, что совершенное Христом искупление и Его окончательное прославление также были включены в эту важную вероисповедальную формулировку[355]. Такое содержательное утверждение, включающее три христологических титула и подразумевающее определенные действия Иисуса, не только представляет собой одну из самых ранних формулировок природы Христа, но и содержит апологетический мотив, увязывая теологию с доказательством, которым стало Воскресение Христа (см. Деян.2: 22 и далее).

Другое раннее вероисповедание, связывающее Воскресение с Личностью Иисуса и с Его словами, – Рим.10: 9-10[356]. Здесь вера в это историческое событие переплетена с возвещением Иисуса Господом, результатом чего становится уверенность в спасении[357]. Уже отмечалось, что эта формулировка, возможно, и была крещальным исповеданием, посредством которого кандидат, готовый к крещению, заявлял о своей вере в Иисуса Христа и верности Ему.

Кроме того, в некоторых вероисповедальных формулировках говорится, что Иисус вознесся на небесах и был прославлен. Две таких формулировки уже упоминались, когда речь шла о жизни Иисуса. В 1Тим.3: 16 утверждается, что после Воплощения Иисус «вознесся во славе».

В Флп.2: 6 и далее сказано, что Иисус, смирив Себя как Человек, был превознесен, и что все люди поклонятся Ему (2: 9-11)[358]. Последний отрывок заимствован из Ис.45: 23, где такая слава и честь принадлежат Богу Отцу.

Прежде чем перейти к подробному изучению 1Кор.15: 3 и далее, подытожим факты, которые сообщаются в разных других вероисповеданиях и имеют отношение к смерти и Воскресению Иисуса. Упоминаются некоторые события из жизни Иисуса; все эти упоминания содержатся в вероисповедальных формулах в Книге Деяний. 6) Иисус родился от семени Давида (13: 23; см. также Рим.1: 3, 2Тим.2: 8); 7) Его родным городом был Назарет (2: 22, 4: 10, 5: 38). 8) Проповедь Иоанна предшествовала служению Иисуса (10: 37, 13: 24-25), 9) которое началось в Галилее, 10) а впоследствии распространилось на всю Иудею (10: 37). 11) Иисус совершал чудеса (2: 22, 10: 38) и 12) исполнил многие ветхозаветные пророчества (2: 25-31, 3: 21-25, 4: 11, 10: 43, 13: 27-37).

Из вероисповедальной формулы в 1Кор.11: 23 и сл. мы узнаём и другие факты. 13) Иисус присутствовал на вечерней трапезе 14) в ночь, когда был предан. 15) Перед началом ужина Он произнес благодарственную молитву. 16) Он разделил между учениками хлеб и вино, 17) представляющие, по Его собственным словам, искупительную жертву за грех, которую Ему надлежало принести.

18) Вскоре Иисус предстал перед Пилатом (Деян.3: 13, 13: 28) и 19) засвидетельствовал «доброе исповедание», которое, скорее всего, было ответом на вопрос Пилата: действительно ли Иисус – Царь Иудейский (1 Тим.6: 13). 20) Затем Иисус был убит (Деян.3: 13-15, 13: 27-29) 21) за грехи человечества (1Пет.3: 18; Рим.4: 25, 1Тим.2: 6), 22), несмотря на то, что жил Он праведно (1Пет.3: 18; Рим.4: 25, 1 Тим.2: 6). 23) Он был не просто убит, а распят (Деян.2: 23, 2: 36, 4: 10, 5: 30, 10: 39) 24) в городе Иерусалиме (Деян.13: 27; ср. 10: 39) 25) руками беззаконников (Деян.2: 23). 26) Затем Он был погребен (Деян.13: 29).

27) За смертью Иисуса последовало Воскресение (Деян.2: 24, 31-32, 3: 15, 26, 4: 10, 5: 30, 10: 40, 13: 30-37, 2Тим.2: 8). 28) Воскресение произошло на третий день (Деян.10: 40); 29) Христос являлся Своим последователям (Деян.13: 31) и даже 30) ел с ними (Деян.10: 40-41). 31) Его ученики были свидетелями этих событий (Деян.2: 32, 3: 15, 5: 32, 10: 39, 41, 13: 31). 32) Воскресший Иисус взошел на небо; Он был прославлен и превознесен (Деян.2: 33, 3: 21, 5: 31, 1Тим.3: 16; Флп.2: 6 и сл.).

33) Воскресший Христос повелел проповедовать спасение во имя Его (Деян.2: 38-39, 3: 19-23, 4: 11-12, 5: 32, 10: 42-43, 13: 26, 38-41). 34) Это событие показало, что Бог благоволит к Самому Иисусу и к Его проповеди (Деян.2: 22-24, 36, 3: 13-15, 10: 42, 13: 32-33; Рим.1: 3-4, 10: 9-10).

 

Личность Иисуса Христа

Когда речь идет о том, Кем был Иисус, Его называют: 35) Сыном Человеческим (Деян.13: 33; Рим.1: 3-4), 36) Господом (Лк.24: 34; Деян.2: 36, 10: 36; Рим.1: 4, 10: 9; Флп.2: 11), 37) Христом или Мессией (Деян.2: 36, 38, 3: 18, 20, 4: 10, 10: 36; Рим.1: 4; Флп.2: 11, 2 Тим.2: 8), 38) Спасителем (Деян.5: 31, 13: 23), 39) Начальником (Деян.5: 31) и 40) Святым и Праведным (Деян.3: 14; ср. 2: 27, 13: 35). 41) Когда говорится о природе Христа, Его даже называют Богом (Флп.2: 6).

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь