Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Послание Коринфянам 15:3 и далее



Христианские вероисповедальные формулировки – увлекательный предмет для исследования, но у кого-то, возможно, возникнет вопрос: как проверить факты, изложенные в них? Один из доступных методов заключается в том, чтобы установить достоверность Нового Завета, а затем перейти к вероисповеданиям как текстам, содержащим достоверные данные. И хотя в предыдущих главах были описаны основания для такого метода и сам автор считает, что метод обладает рядом преимуществ, еле-дует напомнить, что наша цель – поиск независимых источников вероисповедальных формулировок. С учетом этой цели мы постараемся найти особые свидетельства смерти и Воскресения Иисуса; для этого мы обратимся к, пожалуй, важнейшему из всех новозаветных вероисповеданий. В 1Кор.15: 3-4Апостол Павел утверждает:

«Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию».

Далее Павел ссылается на явления воскресшего Христа Петру, «двенадцати» ученикам, свыше 500 людей одновременно, Иакову, всем Апостолам и, наконец, самому Павлу (ст. 5-8).

То, что это исповедание относится к раннему, «допав-лову», периоду христианства, признают практически все исследователи, принадлежащие к самым разным направлениям широкого спектра богословских взглядов[359]. У этого вывода есть несколько подтверждений.

Во-первых, слова «преподал» и «принял» – это специальные термины, означающие передачу традиции. То есть, Павел утверждает, что этот материал не принадлежит ему, а получен из другого источника[360].

Во-вторых, в этой формулировке есть несколько слов, нехарактерных для Павла, что еще раз подтверждает иное происхождение данного материала[361]. Иеремиас, ведущий исследователь в данной области, обращает внимание на такие не свойственные Павлу выражения, как: 1) «за грехи наши» (ст. 3); 2) «по Писанию» (ст. 3-4); 3) «воскрес» (ст. 4); 4) «в третий день» (ст. 4); 5) «явился» (ст. 5-8); «двенадцати» (ст. 5)[362].

В-третьих, вероисповедание, судя по всему, имеет стилизованную форму с использованием параллельных конструкций, что также подтверждает устный и вероиспове-дальный характер данного материала[363].

В-четвертых, есть признаки семитского источника: Петр, например, назван арамейским именем «Кифа» (ст. 5), что свидетельствует о более раннем источнике, греческим переводом которого пользуется Павел[364].

В-пятых, есть и другие признаки древнееврейского повествования, например, тройной повтор «и что», а также две ссылки на исполнившееся Писание[365].

Насколько ранней следует считать эту вероисповедаль-ную формулу? Многие богословы-критики пытались ответить на этот важный вопрос, и результаты оказались удивительными. Ульрих Вилькенс утверждает, что это вероисповедание «вне всякого сомнения, относится к самому раннему этапу в истории древнего христианства»[366]. Иоахим Иеремиас называет его «самым ранним из всех преданий»[367]. Если говорить о более точной дате, широко распространено мнение, что оно относится к середине 30-х гг. н. э. Если быть еще точнее, то многие богословы-критики считают, что оно появилось от 3 до 8 лет спустя после распятия Иисуса.

Каким образом мог принять это вероисповедание Павел? Разные ученые предлагают один и тот же сценарий. Если Иисус был распят в 30 г. н. э., обращение Павла произошло вскоре после этого, примерно в 33-35 г. н. э. Три года спустя после своего обращения он посетил Иерусалим и встретился, в частности, с Петром и Иаковом (Гал.1: 18-19). Уместно предположить, что все беседы естественным образом сводились к Евангелию смерти и Воскресения Иисуса[368] и что присутствие и Петра, и Иакова среди тех, кому явился Иисус (1Кор.15: 5, 7) наводит на мысль, что Павел воспринял эту вероисповедальную формулу от них, когда был в Иерусалиме[369]. Возможен и другой сценарий: Павел принял это предание в Дамаске сразу же после обращения. В таком случае, материал датируется еще тремя годами раньше. Но, как уже упоминалось, присутствие семитизмов в вероисповедании и упоминание двух имен собственных заставляют отдать предпочтение Иерусалиму как месту, где Павел впервые познакомился с этим материалом.

Если Павел принял эту вероисповедальную формулу в Иерусалиме, то произошло это пять-семь лет спустя после распятия. Но мы можем проследить еще две предыдущие стадии. Прежде чем дойти до Павла, предание приобрело формулировку, значит, само вероисповедание появилось еще раньше. И сами независимые убеждения, впоследствии составившие формализованный символ веры, относятся к времени самих исторических событий. Итак, перед нами материал, появившийся непосредственно в результате вышеупомянутых исторических событий, и эта вероисповедальная формула играет важнейшую роль в исследовании вопросов о смерти и Воскресении Иисуса.

Эти факты не только были сообщены в ранний период: их сообщили сами очевидцы. Павел подчеркивает, что обсуждал содержание своей проповеди с Апостолами (Гал.2: 1-10), и, как уже говорилось, эту вероисповедальную формулу он скорее всего принял непосредственно от этих очевидцев (Гал.1: 18-19). Поэтому Павел не только сам видел воскресшего Христа (1 Кор.15: 8-9); свидетельство Павла о Евангелии согласовывалось со свидетельством Апостолов-очевидцев (ст. 11, 14, 15)[370]. Итак, Павел в своем свидетельстве упоминал те же факты, которые упоминали и Апостолы, несмотря на то, что он не отождествлял себя с другими[371].

Благодаря этому раннему свидетельству очевидцев христианское учение о смерти, погребении и Воскресении Иисуса доступно для проверки с помощью исторических критериев. Как пишет о 1Кор.15: 3 и сл. немецкий историк Ганс фон Кампенхаузен, «этот рассказ соответствует всем требованиям исторической достоверности, которые только можно предъявить к такому тексту»[372].

А. М. Хантер отмечает: «Итак, в отрывке сохранено уникально раннее и поддающееся проверке свидетельство. Оно соответствует всем разумным требованиям исторической достоверности»[373].

Теперь мы начинаем понимать огромную роль этой ве-роисповедальной формулировки как в определении фактов, так и в определении веры. Эта формулировка сообщает важнейшие факты о божественной природе Иисуса, Его смерти, погребении и Воскресении. Она свидетельствует также о том, что Павел был очень близок к источнику этих сведений[374]. Додд пишет об этом вероисповедании:

«Итак, проповедь Павла представляет собой одно из течений в христианском предании; она вытекает из главного ответвления этого предания очень близко к его истоку… всякий утверждающий, будто первоначальное христианское Евангелие фундаментально отличалось от того, что мы находим у Павла, должен предъявить доказательства»[375].

Эти сообщения свидетелей смерти и Воскресения Иисуса стали и апологией христианской веры[376]. Вера в то, что умерший и погребенный Иисус воскрес (1 Кор.15: 3-4), явно подразумевает и пустую гробницу – особенно в контексте еврейского мышления[377]. С другой стороны, этот же символ веры рассматривается многими как самая важная вероисповедальная формулировка в ранней церкви[378].

Трудно переоценить важность вероисповедания, приведенного в 1Кор.15: 3 и далее. Уже невозможно говорить об отсутствии достоверных ранних свидетельств очевидцев, подтверждающих Воскресение и другие важнейшие аспекты христианского учения, поскольку этот символ веры содержит именно такие эмпирические данные; в нем говорится о фактах, о евангельских событиях, которые лежат в самой основе христианской веры. Он свидетельствует о связи между событиями и теми, кто действительно принимал в них участие – во времени и в пространстве. Поэтому данный символ веры служит серьезным указанием на фактическую основу христианства; он подтверждает ее посредством рассказов очевидцев – о смерти, погребении и Воскресении Иисуса. Подробнее это будет рассмотрено в следующем разделе данной главы.

Мы уже говорили, что материалистические теории не в силах объяснить эти данные. Кроме того, имеющиеся данные показывают: очевидцы действительно видели воскресшего Иисуса, как и утверждали.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее – безопасность)
  2. Далее в этой работе я прошу читателя учитывать теорию цифровой природы реальности, которую, как вы увидите, достаточно легко доказать.
  3. Далее высчитывается итоговая оценка
  4. Далее проведем выбор автоматических выключателей по программе PRES6.
  5. Далее, на наш взгляд, актуально будет рассмотреть последствия феномена созависимости.
  6. Еще одно послание Джорджа Вашингтона
  7. Иерархическая структура управления аптеки «Агапит» предусматривает передачу полномочий непосредственно от заведующего аптекой к подчиненному так далее к другим подчиненным. Укажите тип полномочий.
  8. Каждое послание, которое привлекает ваше внимание, имеет значение, кем бы ни был доставивший его.
  9. Методические указания написания и выполнения курсовых и дипломных (квалификационных) работ (далее - работ) по экологическому праву
  10. Монах Филофей «Послание дьякону Мисюрю Мунехину»
  11. Ниспослание с хранимой скрижали.
  12. Паразит лжи Балашов: «Далее и это самое главное. Свердлов уничтожил миллионы казаков»..Балашов в статье «Ещё раз о Великой России»


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь