Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Любое естественно-научное знание относительно.
Эти положения соответствуют трем стадиям естественно-научного познания. Н а п е р в о й с т а д и и устанавливается причинно-следст- венная связь в соответствии с принципом причинности. Первое и доста- точно полное определение причинности содержится в высказывании Де- мокрита (р.ок. 470 или 460 г. до н.э.): «Ни одна вещь не возникает беспри- чинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходи- мости». В современном понимании причинность означает связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессе ее движения и развития. Возникновение любых объектов и систем, а также изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состоя- ниях материи в процессе ее движения и развития; эти основания называ- ются причинами, а вызываемые ими изменения — следствиями. Причин- но-следственная связь — основа не только естественно-научного позна- ния, но и любой другой деятельности человека. В т о р а я с т а д и я познания заключается в проведении экспери- мента и опыта. Естественно-научная истина — это объективное содержа-
ние результатов эксперимента и опыта. Критерий естественно-научной истины — эксперимент, опыт. Эксперимент и опыт — высшая инстан- ция для естествоиспытателей: их приговор не подлежит пересмотру. Любые естественно-научные знания (понятия, идеи, концепции, мо- дели, теории, экспериментальные результаты и т. п.) ограничены и от- носительны. Определение границ соответствия и относительности есте- ственно-научных знаний — это т р е т ь я с т а д и я естественно-науч- ного познания. Например, установленная граница соответствия, назы- ваемая иногда интервалом адекватности, для классической механики означает, что ее законы описывают движение макроскопических тел, ско- рости которых малы по сравнению со скоростью света в вакууме. Как уже отмечалось, в основе естествознания лежит эксперимент, который в боль- шинстве случаев включает измерения. Подчеркивая важную роль изме- рений, Д.И. Менделеев (1834—1907) писал: «Наука началась тогда, когда люди научились мерить; точная наука немыслима без меры». Измерений абсолютно точных не бывает, и в этой связи задача ученого-естествоис- пытателя заключается в установлении интервала неточности. При со- вершенствовании методов измерений и технических средств эксперимен- та повышается точность измерений и тем самым сужается интервал не- точности и экспериментальные результаты приближаются к абсолютной истине. Развитие естествознания — это последовательное приближе- ние к абсолютной естественно-научной истине.
2.2. ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Единство эмпирического н теоретического познания. Каждый акт познавательного процесса включает в себя в той или иной степени как на- глядно-чувственные, эмпирические, так и абстрактные, теоретические элементы. Каждый акт живого созерцания пронизан мыслью, опосредо- ван понятиями, категориями. Воспринимая какой-либо объект, мы сразу же относим его к определенной категории вещей, процессов. Исторически путь естественно-научного познания окружающего мира начинался с живого созерцания — чувственного восприятия фак- тов на основе практики. От живого созерцания человек переходит к абст- рактному мышлению, а от него — снова к практике, в которой он реали- зует свои мысли, выверяет их истинность. Современный естествоиспыта- тель, мышление которого аккумулировало в определенной степени чело- веческий опыт и выработанные человечеством категории и законы, не приступает к исследованию с живого созерцания. Любое естественно-на- учное исследование нуждается с самого начала в руководящих идеях. Они служат своего рода направляющей силой, без них естествоиспыта- тель обрекает себя на блуждание в потемках, не может поставить пра-
вильно ни одного эксперимента. Вместе с тем теоретическая мысль, даже безупречная по своей логической строгости, не может сама по себе вскрыть закономерности материального мира. Для своего эффективного движения она должна постоянно получать стимулы, толчки, факты из ок- ружающей действительности через наблюдения, эксперименты, т.е. по- средством эмпирического познания. Эмпирическое и теоретическое познание — это единый процесс, ха- рактерный для любого естественно-научного исследования на любой его стадии. Чувственны е форм ы познания. Познание действительности осуще- ствляется в разных формах, из которых первой и простейшей является ощущение.
Результат ощущения — простейшие чувственные отражения отдельных свойств предметов.
Например, в апельсине мы ощущаем оранжевую окраску, определен- ную твердость, специфический запах и т.п. Ощущения возникают под влиянием процессов, исходящих из внешней по отношению к человеку среды и действующих на наши органы чувств. Внешними раздражителя- ми являются звуковые и световые волны, механическое давление, хими- ческое воздействие и т.д. Любой предмет обладает множеством самых разнообразных свойств. Все эти свойства объединены в одном предмете. И мы воспринимаем и осмысливаем их не порознь, а как единое целое. Следовательно, объек- тивной основой восприятия как целостного образа является единство и вместе с тем множественность различных сторон и свойств в предметах.
Целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на ор- ганы чувств предметы, их свойства и отношения, называется восприятием.
Восприятие у человека включает в себя осознание, осмысление пред- метов, их свойств и отношений, основанное на вовлечении каждый раз вновь получаемого впечатления в систему уже имеющихся знаний. Жизнь, необходимость ориентировки организма в мире макроскопи- ческих целостных вещей и процессов организовала наши органы чувств так, что мы воспринимаем вещи как бы суммарно. Ограниченность, на- пример, зрительного или осязательного восприятия является практиче- ски целесообразной. Неспособность руки воспринимать микроструктуру, а глаза — видеть мельчайшие детали дает возможность лучше отражать макроструктуру. Если бы было иначе, то все сливалось бы в сплошное ма- рево движущихся частиц, молекул, и мы не увидели бы вещей и их гра- ниц. Можно представить, что бы было, если бы мы на все смотрели через мощный микроскоп. Процессы ощущения и восприятия оставляют после себя «следы» в мозгу, суть которых состоит в способности воспроизводить образы пред- метов, которые в данный момент не воздействуют на человека.
Способность мозга запечатлевать, сохранять воздействие или сигналы внешней среды и в нужный момент воспроизводить их называется памятью.
Память играет очень важную познавательную роль в жизни человека. Если бы образы, возникнув в мозгу в момент воздействия на него предме- та, исчезали сразу же после прекращения этого воздействия, то человек каждый раз воспринимал бы предметы, как совершенно незнакомые. Он не узнавал бы их, а стало быть, и не осознавал. Чтобы осознать что-то, не- обходима умственная работа сравнения настоящего состояния с предше- ствующим. Психические явления, сменяющие друг друга и не связанные с предшествующими явлениями, прежде чем закрепиться в памяти, не могут остаться фактом сознания. В результате восприятия внешних воз- действий и сохранения их во времени памятью возникают представления.
Представления — это образы тех объектов, которые когда-то воздейст- вовали на органы чувств человека, и при отсутствии объектов восстанавли- ваются по сохранившимся в мозгу следам.
Ощущения и восприятия — начало возникновения сознательного от- ражения. Память закрепляет и сохраняет полученную информацию. Представление — психическое явление, в котором сознание впервые от- рывается от своего непосредственного источника и начинает существо- вать как субъективное явление. В нем уже теряется непосредственная чувственная данность объекта сознания. Представление — промежуточ- ная ступень при переходе от ощущения к мысли. В народе говорят: «Око видит далеко, а мысль — еще дальше». Научный факт. Необходимое условие естественно-научного иссле- дования состоит в установлении фактов. Эмпирическое познание постав- ляет науке факты, фиксируя при этом устойчивые связи, закономерности окружающего нас мира. Констатируя тот или иной факт, мы фиксируем существование определенного объекта. При этом, правда, остается обыч- но еще неизвестным, что он представляет по существу. Простая констата- ция факта держит наше познание на уровне бытия. Вопрос о том, существует ли реально тот или иной объект — исклю- чительно важный вопрос научного познания. На вопрос о бытии чего-ли- бо естествоиспытатель обычно отвечает или «да», или «может быть», или «весьма вероятно». Констатация бытия объекта — первая, очень низкая ступень познания. Факты приобретают силу научного основания для по- строения той или иной теории в том случае, если они не только достовер- но устанавливаются, разумно отбираются, но и рассматриваются в их на-
учной связи. Однако постижение действительности невозможно без по- строения теорий. Даже эмпирическое исследование действительности не может начаться без определенной теоретической направленности. Вот как писал по этому поводу И.П. Павлов (1849—1936): «... во всякий мо- мент требуется известное общее представление о предмете, для того что- бы было на что цеплять факты, для того чтобы было с чем двигаться впе- ред, для того чтобы было что предполагать для будущих изысканий. Та- кое предположение является необходимостью в научном деле». Без теоретического осмысления невозможно целостное восприятие действительности, в рамках которого многообразные факты укладыва- лись бы в некоторую единую систему. Сведение задач науки к сбору фак- тического материала, по мнению А. Пуанкаре, означало бы полное непо- нимание истинного характера науки. «Ученый должен организовать фак- ты, — писал он, — наука слагается из фактов, как дом из кирпичей. И одно голое накопление фактов не составляет еще науки, точно так же, как куча камней не составляет дома». Сущность естественно-научного познания окружающего мира заклю- чается не только в описании и объяснении многообразных фактов и зако- номерностей, выявленных в процессе эмпирических исследований исхо- дя из установленных законов и принципов, а выражается также и в стрем- лении естествоиспытателей раскрыть гармонию мироздания. Наблюдение и эксперимент. Важнейшими методами естествен- но-научного исследования являются наблюдение и эксперимент.
Наблюдение — преднамеренное, планомерное восприятие, осуществляе- мое с целью выявить существенные свойства объекта познания.
Наблюдение относится к активной форме деятельности, направлен- ной на определенные объекты и предполагающей формулировку целей и задач. Наблюдение требует специальной подготовки — предварительно- го ознакомления с материалами, относящимися к объекту будущего на- блюдения: с рисунками, фотографиями, описанием предметов и т.п. Важ- ное место в подготовке наблюдения должно занимать уяснение задач на- блюдения, требований, которым оно должно удовлетворять, предвари- тельная разработка плана и способов наблюдения.
Эксперимент — метод, или прием, исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в заранее опреде- ленные условия.
Метод изменения условий, в которых находится исследуемый объ- ект, — это основной метод эксперимента. Изменение условий позволяет вскрыть причинную зависимость между заданными условиями и характе- ристиками исследуемого объекта и одновременно обнаружить те новые свойства объекта, которые не проявляются непосредственно в обычных 5 - 3290 65
условиях, проследить характер изменения наблюдаемых свойств в связи с изменением условий. С изменением условий изменяются определенные свойства объекта, а другие свойства при этом не претерпевают сущест- венных изменений, от них мы можем отвлечься. Эксперимент, таким об- разом, не сводится к простому наблюдению — он активно вмешивается в реальность, изменяет условия протекания процесса. Технические средства эксперимента. Естественно-научное экспе- риментальное исследование немыслимо без создания разнообразных тех- нических средств, включающих многочисленные приборы, инструменты и экспериментальные установки. Без экспериментальной техники невоз- можно было бы развитие естествознания. Прогресс естественно-научно- го познания существенно зависит от развития используемых наукой тех- нических средств. Благодаря микроскопу, телескопу, рентгеновским ап- паратам, радио, телевизору, сейсмографу и т.п. человек значительно рас- ширил свои возможности восприятия. Первые закономерности в природе были установлены, как известно, в движении небесных тел и были основаны на наблюдениях, осуществляе- мых невооруженным глазом. Галилей в своих классических опытах с дви- жением тела по наклонной плоскости измерял время по количеству воды, вытекающей через тонкую трубку из большого резервуара, тогда еще не было часов в нашем представлении. Однако давно прошло время, когда естественно-научные исследования могли осуществляться при помощи подручных средств. Галилей прославился в науке не только своими ори- гинальными исследованиями механических явлений, но и изобретением подзорной трубы. Сегодня астрономия немыслима без разнообразных те- лескопов, в том числе и радиотелескопов, позволяющих человеку загля- нуть в такие дали мироздания, откуда свет доходит до нас в течение сотен миллионов световых лет. Огромную роль в развитии биологии сыграл микроскоп, открывший человеку многие тайны живого мира. Сегодняшние технические средства дают возможность осуществить эксперимент на молекулярном, атомном и ядерном уровнях. Техника современного эксперимента состоит не толь- ко из высокочувствительных приборов, но и из специальных сложных экспериментальных установок. Например, для проникновения в глубь атомного ядра строятся громадные экспериментальные сооруже- ния — синхрофазотроны. Наукой сегодня активно используются для проведения эксперимен- тов космические корабли, подводные лодки, различного рода научные станции, специальные заповедники. Успехи естествознания тесно связа- ны с усовершенствованием методов и средств измерения, с усовершенст- вованием приборов и установок, которые позволяют со все возрастающей гибкостью и утонченностью изменять условия наблюдения и экспери-
мента. За последние десятилетия создана мощная вычислительная техни- ка, которая не только составляет неотъемлемую часть современного экс- периментального оборудования, но и включена теснейшим образом в сам процесс мышления. Мышление. Мышление — высшая ступень познания. Хотя его ис- точник — ощущения и восприятие, но оно выходит за их границы и по- зволяет формировать знания о таких объектах, свойствах и явлениях, ко- торые недоступны органам чувств. Мышление освобождает людей от не- обходимости быть непосредственно связанным с изучаемым объектом. Оно дает возможность мысленно оперировать с объектом, ставя его в раз- личные соотношения с другими объектами, сопоставлять вновь приобре- таемое знание об объекте с ранее приобретенными. Тем самым открыва- ется путь для относительно самостоятельной теоретической деятельно- сти, лишь косвенно связанной с эмпирическим познанием.
Мышление — целенаправленное, опосредованное и обобщенное отраже- ние в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений н зако- номерных связей вещей.
Основными формами мышления являются понятия, суждения и умо- заключения.
Понятие — это мысль, в которой отражаются общие и существенные свойства объектов и явлений.
Понятия не только отражают общее, но и группируют, классифициру- ют объекты в соответствии с их различиями. Понятие «дерево» отражает не только общее, то, что свойственно всем деревьям, но и отличие любого дерева от всего другого. В отличие от ощущений, восприятия и представлений понятия лише- ны наглядности или чувственности. Содержание понятия зачастую не- возможно представить в виде наглядного образа. Человек может предста- вить, например, доброго человека, но он не сможет представить в виде чувственного образа такие понятия, как доброта, зло, красота, закон, ско- рость света, мысль и т.п. Но все это он может понять. Понятия возникают и существуют в определенной связи, в виде суж- дений. Мыслить — значит судить о чем-либо, выявлять определенные связи и отношения между различными сторонами объекта или между объектами.
Суждение — форма мысли, в которой посредством связи понятий утвер- ждается (или отрицается) что-либо о чем-либо.
Например, мысль, выраженная предложением «ядро — составная часть атома», есть суждение, в котором о ядре высказывается мысль, что оно входит в состав атома. 5* 67
По отношению к действительности суждения оцениваются как истин- ные или ложные. Например, суждение «Ока — приток Енисея» ложно, так как на самом деле Ока не является притоком Енисея, а суждение «Ока — приток Волги» истинно. Истинность и ложность мыслей прове- ряется практикой. К тому или иному суждению человек может прийти путем непосред- ственного наблюдения какого-либо факта или опосредованным пу- тем — с помощью умозаключения.
Умозаключение — форма рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых предпосылками или посылками, выво- дится новое суждение (заключение или следствие), логически непосредст- венно вытекающее из посылок.
Пример: «Если данное тело подвергнуть трению, то оно нагревается; тело подвергли трению, значит, оно нагрелось». На примере из истории естествознания разъясним, что такое теорети- ческое мышление человека. Известный французский бактериолог Луи Пастер (1822—1895), изучая сибирскую язву, долгое время не мог отве- тить на вопросы: каким образом домашние животные заражаются этой болезнью на пастбищах? Откуда на поверхности земли появляются ба- циллы сибирской язвы? Было известно, что люди зарывали трупы павших животных (из-за опасения заразить других животных) глубоко в землю. Проходя однажды по сжатому полю, Пастер заметил, что один участок земли окрашен светлее, чем остальные. Спутник объяснил ему, что имен- но на этом участке некогда была зарыта павшая от сибирской язвы овца. Внимание Пастера привлек факт, что на этом участке имелось множество ходов дождевых червей и выделенных ими землистых экскрементов. У Пастера возникла мысль, что дождевые черви, выползая из глубины зем- ли и вынося с собой споры сибирской язвы, являются переносчиками этой болезни. Так Пастер косвенным путем, путем мысленного сопостав- ления своих впечатлений проник в то, что было скрыто от восприятия. Дальнейшие опыты подтвердили правильность его умозаключения. Приведенный эпизод — типичный пример теоретического мышле- ния. Пастер непосредственно не воспринимал причины заражения до- машних животных сибирской язвой. Он узнал об этой причине косвен- ным путем, через посредство других фактов, т.е. опосредованно. Пер- вый существенный признак мышления и заключается в том, что оно есть процесс опосредованного познания объектов. На основании видимого, слышимого и осязаемого люди проникают в невидимое, неслышимое и
неосязаемое. Именно на таком опосредованном познании основана вся наука. Объективной основой опосредованного процесса познания выступа- ет наличие опосредованных связей, причинно-следственных отношений, существующих в самой действительности и дающих возможность на ос- новании восприятия следствия сделать вывод о причине, вызвавшей дан- ное следствие, а на основании знания причины предвидеть следствие. Опосредованный характер мышления заключается еще и в том, что чело- век познает действительность не только в результате своего личного опы- та, но и косвенным путем, овладевая исторически накопленным опытом и знаниями всего человечества, которые зафиксированы, например, в па- мятниках письменности. Одна из важных задач естественно-научного познания — обобщение всего известного об окружающем мире. Эксперимент и наблюдение дают огромное многообразие данных, порой не согласованных между собой и даже противоречивых. Главная задача теоретического мышления — при- вести полученные данные в стройную систему и создать из них научную картину мира, лишенную логического противоречия. Исследуя, например, оптические свойства кристаллов винной кисло- ты, Пастер заметил, что плесневый грибок разрушает некоторые ее кри- сталлы. Эти наблюдения привели Пастера к смелому обобщению, что и другие изменения веществ, наблюдаемые в природе и известные к тому времени как различные брожения, также вызываются живыми микроор- ганизмами. Пастер ставит ряд остроумных опытов, которые неопровер- жимо доказывают, что все виды брожения вызываются микробами. Важной формой теоретического мышления является гипотеза — предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее существова- ние объекта, его свойств, определенных отношений.
Гипотеза — это вид умозаключения, пытающегося проникнуть в сущ- ность еще недостаточно изученной области действительности.
Гипотеза требует проверки и доказательства, после чего она приобре- тает характер теории. Теория — система обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон Окружающего мира.
Например, утверждение об атомном строении материи было долгое время гипотезой. Подтвержденная опытом, эта гипотеза превратилась в достоверное знание — теорию атомного строения материи. Описание, объяснение и предвидение. Эмпирическое познание имеет дело с фактами и их описанием. При теоретическом анализе эмпи-
рического материала логической обработке подвергается вся совокуп- ность эмпирических данных, полученных различными путями и зафикси- рованных в различных источниках информации. В процессе теоретиче- ского мышления познание идет от фактов и их описания к интерпретации, объяснению их. Первым и необходимым условием объяснения фактов яв- ляется их понимание, т.е. осмысление фактов в системе понятий данной науки. Понять явление — значит выяснить те особенности, благодаря ко- торым оно играет определенную роль в составе целого, раскрыть способ его возникновения. Эмпирическое познание констатирует, как происходит событие. Тео- ретическое познание отвечает на вопрос, почему оно проистекает именно таким образом. Эмпирическое познание ограничивается описанием, фик- сацией результатов наблюдения и эксперимента с помощью соответст- вующих средств записи информации, таблиц, схем, графиков, количест- венных показателей и т.п. Описание фиксирует и организует факты, дает их качественную и количественную характеристику, вводит факты в сис- тему выработанных в данной науке понятий, категорий, подготавливает фактический материал для объяснения. Теоретическое познание — это прежде всего объяснение причины яв- лений. Это предполагает выяснение внутренних противоречий вещей, предсказание вероятного и необходимого наступления событий и тенден- ций их развития. Например, предсказание Д. Максвеллом электромагнит- ных волн, Д.И. Менделеевым (1834—1907 ) — новых химических эле- ментов. Из релятивистской теории движения электрона, предложенной Полем Дираком (1902—1984), вытекало предвидение существования нового объекта — позитрона. Конечно, речь идет не о единичном объек- те, а о множестве одноименных объектов с вполне определенными свой- ствами. Тот или иной закон может быть предсказан на основании сущест- вующей теории. Однако есть и другой, в определенном смысле противо- положный путь предвидения закона — вывод его из эмпирических дан- ных. Так рождается эмпирический закон. Теоретически предсказанный закон подтверждается эмпирически, а эмпирический закон, как правило, обосновывается теоретически. Существуют интуитивные предвидения, для которых основания не представляются явно. Такие предвидения характерны для исследовате- лей — крупных специалистов в своей области, и для них существенную роль играет подсознательная деятельность мозга.
2.3. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Понятие методологии и метода. В современном понимании методология — учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. В частности, методология естествознания — это учение о принципах построения, формах и способах естественно-научного познания.
Метод — это совокупность приемов, или операций, практической или теоретической деятельности.
Метод неразрывно связан с теорией: любая система объективного знания может стать методом. Неразрывная связь метода и теории выра- жается в методологической роли естественно-научных законов. Напри- мер, законы сохранения в естествознании составляют методологический принцип, требующий обязательного их учета при соответствующих тео- ретических операциях; рефлекторная теория высшей нервной деятельно- сти служит одним из методов исследования поведения животных и чело- века. Характеризуя роль правильного метода в научном познании, Фрэн- сис Бэкон (1561 — 1626) сравнивал его со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Нельзя рассчитывать на успех в изучении ка- кого-либо вопроса, идя ложным путем. Метод сам по себе не предопре- деляет полностью успеха в естественно-научном исследовании дейст- вительности: важен не только хороший метод, но и мастерство его при- менения. Различные методы отраслей естествознания (физики, химии, биоло- гии и т.п.) являются частными по отношению к общему диалектическому методу познания. Каждая отрасль естествознания, имея свой предмет изучения и свои теоретические принципы, применяет свои специальные методы, вытекающие из того или иного понимания сущности ее объекта. Применяемые специальные методы, например, в археологии или геогра- фии обычно не выходят за пределы этих наук. В то же время физические и химические методы применяются не только в физике и химии, но и в ас- трономии, биологии, археологии. Применение метода какой-либо отрас- ли науки в других ее отраслях возможно потому, что их объекты подчиня- ются законам этой науки. Например, физические и химические методы применяются в биологии на том основании, что объекты биологического исследования включают в себя в том или ином виде физические и хими- ческие формы движения материи. Сравнение, анализ и синтез. Еще древние мыслители утверждали: сравнение — мать познания. Народ метко выразил это в пословице: «Не узнав горя, не узнаешь и радости». Нельзя узнать, что такое хорошо, не
зная плохого, нельзя понять малого без большого и т.п. Все познается в сравнении. Чтобы узнать, что представляет собой тот или иной предмет, необхо- димо прежде всего выяснить, в чем он сходен с другими предметами и чем отличается от них. Например, для определения массы какого-либо тела необходимо сравнить ее с массой другого тела, принятого за эталон, т.е. за образец меры. Такой процесс сравнения осуществляется путем взвешивания на весах. Сравнение есть установление сходства и различия объектов. Сравнение лежит в основе многих естественно-научных измерений, составляющих неотъемлемую часть любых экспериментов. Сравнивая объекты между собой, человек получает возможность правильно позна- вать их и тем самым правильно ориентироваться в окружающем мире, це- ленаправленно воздействовать на него. Будучи необходимым приемом познания, сравнение играет важную роль в практической деятельности человека и в естественно-научном исследовании, когда сравниваются действительно однородные и близкие по своей сущности объекты. Нет смысла сравнивать, как говорят, фунты с аршинами. Сравнение является весьма важным общим приемом познания в различных отраслях естест- вознания. Процесс естественно-научного познания совершается так, что мы сначала наблюдаем общую картину изучаемого объекта, при которой ча- стности остаются в тени. При таком наблюдении нельзя познать внутрен- нюю структуру объекта. Для ее изучения мы должны расчленить изучае- мые объекты.
Анализ представляет собой мысленное или реальное разложение объек- та на составляющие его части.
Будучи необходимым приемом познания, анализ в то же время является одним из элементов процесса познания. Невозможно познать сущность объекта, только разлагая его на эле- менты, из которых он состоит: химик, по словам Гегеля, помещает мясо в свою реторту, подвергает его разнообразным операциям и затем говорит: я нашел, что оно состоит из кислорода, углерода, водорода и т.д. Но эти вещи уже не суть мясо. В каждой отрасли естествознания есть как бы свой предел членения объекта, за которым наблюдается иной мир свойств и за- кономерностей. Когда путем анализа частности достаточно изучены, наступает сле- дующая стадия познания:
синтез — объединение в единое целое расчлененных анализом элемен- тов.
Анализ фиксирует в основном то специфическое, что отличает части друг от друга. Синтез вскрывает то общее, что связывает части в единое целое. Человек разлагает объект на составные части для того, чтобы сначала обнаружить сами части, узнать, из чего состоит целое, а затем рассмот- реть его как состоящее из частей, но уже обследованных каждая в отдель- ности. Анализ и синтез находятся в диалектическом единстве между со- бой: в каждом своем движении наше мышление столь же аналитично, сколь и синтетично. Анализ и синтез берут свое начало в практической деятельности чело- века, в его труде. Человек научился мысленно анализировать и синтези- ровать лишь на основе практического расчленения, разрубания, размалы- вания, соединения, составления предметов при изготовлении орудий тру- да, одежды, жилища и т.п. Лишь постепенно осмысливая то, что происхо- дит с объектом при выполнении практических действий с ним, человек учился мысленно анализировать и синтезировать. Анализ и синтез — ос- новные приемы мышления: процессы разъединения и соединения, разру- шения и созидания составляют основу всех процессов материального мира. В мире происходят непрекращающиеся процессы разложения и со- единения: тела отталкиваются и притягиваются; химические элементы вступают в связь и разъединяются; в живом организме непрерывно осу- ществляются процессы ассимиляции и диссимиляции. Абстрагирование, идеализация и обобщение. Каждый изучаемый объект характеризуется множеством свойств и связан множеством нитей с другими объектами. В процессе естественно-научного познания возни- кает необходимость сконцентрировать внимание на одной какой-либо стороне или свойстве изучаемого объекта и отвлечься от ряда других его качеств или свойств.
Абстрагирование — мысленное выделение какого-либо предмета, в от- влечении от его связей с другими предметами, какого-либо свойства предме- та в отвлечении от других его свойств, какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов.
Первоначально абстрагирование выражалось в выделении руками, взором, орудиями труда одних предметов и отвлечении от других. Об этом свидетельствует и происхождение самого слова «абстрактный» — от лат. abstractio — удаление, отвлечение. Да и русское слово «отвлечен- ный» происходит от глагола «влачить». Абстрагирование составляет необходимое условие возникновения и развития любой науки и человеческого познания вообще. Вопрос о том, что в объективной действительности выделяется абстрагирующей рабо- той мышления и от чего мышление отвлекается, в каждом конкретном
случае решается в прямой зависимости от природы изучаемого объекта и тех задач, которые ставятся перед исследователем. Например, в матема- тике многие задачи решаются с помощью уравнений без рассмотрения конкретных объектов, стоящих за ними — люди это или животные, рас- тения или минералы. В этом и состоит великая сила математики, а вместе с тем и ее ограниченность. Для механики, изучающей перемещение тел в пространстве, безраз- личны физико-кинетические свойства тел, кроме массы. И. Кеплеру были неважны красноватый цвет Марса или температура Солнца для установ- ления законов обращения планет. Когда Луи де Бройль (1892—1987) ис- кал связь между свойствами электрона как частицы и как волны, он имел право не интересоваться никакими другими характеристиками этой час- тицы. Абстрагирование — это движение мысли вглубь предмета, выделе- ние его существенных элементов. Например, чтобы данное свойство объ- екта рассматривалось как химическое, необходимо отвлечение, абстрак- ция. В самом деле, к химическим свойствам вещества не относится изме- нение его формы, поэтому химик исследует медь, отвлекаясь от того, что именно из нее изготовлено. В живой ткани логического мышления абстракции позволяют вос- произвести более глубокую и точную картину мира, чем это можно сде- лать с помощью восприятия. Важным приемом естественно-научного познания мира является идеализация как специфический вид абстрагирования.
Идеализация — это мыслительное образование абстрактных объектов, не существующих и не осуществимых в действительности, но для которых имеются прообразы в реальном мире.
Идеализация — это процесс образования понятий, реальные прототи- пы которых могут быть указаны лишь с той или иной степенью прибли- жения. Примеры идеализированных понятий: «точка», т.е. объект, кото- рый не имеет ни длины, ни высоты, ни ширины; «прямая линия», «окруж- ность», «точечный электрический заряд», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и др. Введение в естественно-научный процесс исследования идеализиро- ванных объектов позволяет осуществить построение абстрактных схем реальных процессов, что необходимо для более глубокого проникнове- ния в закономерности их протекания. Важной задачей любого естественно-научного познания является
обобщение — процесс мысленного перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему.
Можно привести множество примеров обобщения: мысленный пере- ход от понятия «треугольник» к понятию «многоугольник», от понятия «механическая форма движения материи» к понятию «форма движения материи», от суждения «этот металл электропроводен» к суждению «все металлы электропроводны», от суждения «механическая форма энергии превращается в тепловую» к суждению «всякая форма энергии превраща- ется в иную форму энергии» и т.п.
Мысленный переход от более общего к менее общему есть процесс огра- ничения.
Процессы обобщения и ограничения неразрывно связаны между со- бой. Без обобщения нет теории. Теория создается для применения ее на практике к решению конкретных задач. Например, для измерения объек- тов, создания технических сооружений всегда необходим переход от бо- лее общего к менее общему и единичному, т.е. всегда необходим процесс ограничения. Абстрактное и конкретное. Процесс естественно-научного позна- ния осуществляется двумя взаимосвязанными путями: путем восхожде- ния от конкретного, данного в восприятии и представлении, к абстракци- ям и путем восхождения от абстрактного к конкретному. На первом пути наглядное представление «испаряется» до степени абстракции, на втором пути мысль движется снова к конкретному знанию, но уже к богатой со- вокупности многочисленных определений.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы