Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ



Характер русского человека (по Н.О. Лосскому)

 

Религиозность как соборность, Устремленность к Абсолютным ценностям, от которых хорошо всем, кто того заслуживает (например, царство Божье и коммунизм)   Обломовщина: леность и пассивность, нежелание растрачиваться по мелочам, а по большому счету человек остается невостребованным   Свободолюбие Большую часть своей истории русский человек воевал

 

Склонность к высшим формам духовного опыта: религии, мистике, интуиции   Страстность – и как следствие противоречивость и склонность впадать в крайности   Народничество – стремление интеллигенции послужить народу. При недоверии и нелюбви народа

 

Низкий уровень культуры обыденной жизни   Русскому человеку противопоказаны материализм и атеизм, т.к. это ведет к нигилизму и хулиганству

 

КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА

 

 

Основные типы художественной культуры ХХ в.

Элитарная культура – культура узкой группы профессионалов, в рамках которой задаются основные эстетические ценности. В ХХ веке – это прежде всего искусство модернизма   Массовая культура – культура широких народных масс. Формируется с развитием средств массовой информации, с утверждением массового общества потребителей. Опирается на признанные обществом ценности   Контркультура развивается на основе антиобщественных ценностей. Близка в одних своих проявлениях к модернизму, а в других, напротив, к массовой культуре    

 

 

Массовая культура

 

Опирается более на эмоции, чем на разум   Культивирует иллюзии, формирует иллюзорный мир

 

 

Отрицательное воздействие на человека массовой культуры: - развивается дурной вкус, «китч» - примитивное искусство отупляет и нивелирует личность - с помощью массовой культуры, средств массовой информации человек превращается в марионетку, «одномерную личность» (Маркузе), легкий объект для манипуляций со стороны государства   Положительное в лучших произведениях массовой культуры: - доступна широким массам, - содержит в том числе и полезную информацию, - служит утверждению общественных идеалов, - компенсирует недостаток положительных эмоций в жизни человека, служит источником забвения и развлечения

 

Модернизм   Разочарование в утилитарном буржуазном обществе. Как следствие – «дегуманизация» искусства, идея «искусства для искусства»

 

 

Основные признаки (по Орье) - субъективность - символизм - идейность - открытие нового сущностного знания о мире   Объединяет художественные направления ХХ в. стремящиеся порвать с реализмом, отвергающие старые художественные традиции, формирующие новый язык искусства самовыражения художника   Основные направления модернизма: - кубизм - экспрессионизм - сюрреализм - фовизм - абстракционизм

 

 

Основные направления в художественной культуре ХХ в.

 

В 1894г. братья Люмьеры Изображают «синематограф» звезды кино начала века: Рудольф Валентино, Грета Гарбо, Чарли Чаплин и др. В России – с 1907г. крупный режисер 20-х – 40-х гг. Сергей Эйзенштейн   Развивается новое направление в архитектуре 20-х гг. – конструктивизм (функционализм), ему присущи железобетонные конструкции (В.А. Гропиус, Ле Корбюзы, в России – К. Мельников.) Распространяются 2 подхода к застройке городов: - города – небоскребы - город- сад     Кубизм - основные элементы – простейшие геометрические фигуры куб, конус, шар. - цель – раскрыть сущность мира, (сущность - мир идей по Платону) - представители: Пабло Пикассо «Герника», Жорж Брак - иногда с элементами колланса (наклеивания)

Экспрессионизм Используется прежде всего, по отношению к немецкому искусству. Характерен стиль детского рисунка – «дадаизм». Объединения: «Мост», «Синий Всадник» – один из основателей Василий Кандинский. Экспрессионисты: художники Эмиль Нольде, Эдвард –Мунк, американский драматург Торнтон Уайлдер   Сюрреализма - представители: Сальвадор Дали, Анри Бретон - основан на идеях бессознательного З. Фрейда и интуитивизма А. Бергсона - сочетание реальных, но не сочетаемых предметов и явлений - восходит к творчеству Босха и Гойи  

Абстракционизм («беспредметное искусство») «Отцом абстракционизма» считают Васили я Кандинского. Сюда относят «супрематизм» или «плоскостной кубизм» Казимира Малевича. Иногда так определяют творчество Марка Шагала. Среди основателей абстракционизма: Пит Мондриан. В литературе – это Джеймс Джойс с романом «Улисс», Вирджиния Вульф и Уильям Фолкнер   Особое место в искусстве ХХ в. занимает творчество Марселя Пруста, Франца Кафки, Андрея Платонова, Велимира Хлебникова   Возникает Театр абсурда Самюэля Бекета, Эжена Ионеско и др. Основные идеи: - жизнь бессмысленна, - поступки нелогичны, - люди одиноки

 

Русская культура советского периода

Отрицательное - уничтожение многих культурных памятников прошлого - гибель многих людей, разделение русской культуры на советскую и зарубежную   Положительное - огромная просветительская программа, активизация масс; - страна превращается в индустриальную супердержаву, развивается градостроительство, осуществляется программа электрификации

В 20-е – 30-е г. Пролеткульт, выдвигается программа культурной революции: - ликвидация неграмотности (к 1917г. 70% населения было неграмотно) - приобщение к мировому культурному наследию - организация новых музеев - формирование советской интеллигенции - бесплатное образование (одновременно разрушались православные храмы, сжигались иконы)   Крупнейшие ученые, поддержавшие советскую власть: К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и др., литераторы: А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова; деятели театра: К.С. Станиславский, В.И. Немерович-Данченко, В.Э. Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов, Л.В. Собинов и др.

Достижения ученых зарубежья: И.И. Сикорский (аэродинамика), Г.В. Вернадский (история), Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, И.А. Франк, Л.И. Шестов, И.А. Ильин (философия), С.Н. Виноградский (биология)   Советскую власть не приняли: и оказались за рубежом: писатели И. Бунин, А. Куприн, К. Бальмонт, М. Цветаева, А. Толстой, И. Северянин, З. Гиппиус и др.; композиторы: С. Рахманинов, С. Прокофьев, И. Стравинский и др.; художники: А. Бенуа, Н. Рерих, Л. Бакет, К. Сомов, В. Кандинский, М. Ларионов, Л. Пастернак, М. Шагал; деятели балета: М. Кшесинская, М. Фокина и др.; оперные певцы: Ф. Шаляпин, Д. Смирнов и др. Некоторые из них вернулись: С. Прокофьев, А. Толстой, М. Цветаева и др.

 

Русская культура советского периода

Научные достижения: - изучение Арктики (О.Ю. Шмидт, И.Д. Папанин) - геологоразведка (И.М. Губкин) - теория космических полетов (К.Э. Циолковский) - реактивное движение (Ф.А. Цандер) - ядерная физика (А.Ф. Иоффе, Л.Д. Ландау, И.В. Курчатов и др.) - физиологии (И.П. Павлов) - генетика (Н. Вавилов) и т.д.   Многие деятели науки и культуры погибли во время репрессий 30-х гг. Расстреляны генетик Н. Вавилов, философ П. Флоренский, режиссер В. Мейерхольд, писатель И. Бабель. Погибли в лагерях поэты О. Мандельштам, Н. Клюев. Через лагеря прошли этнограф Л.Н. Гумилев и др.

Наиболее известные достижения в литературе 30-х – 50-х гг.: М.А. Булгаков «Дни Турбиных», «Бег», М.А. Шолохов «Тихий Дон», И. Ильф и Е. Петров «Золотой теленок», «Двенадцать стульев», Ю. Олеша «Заговор Чувств» и др.   Известнейшие композиторы 30-50-х гг.: С. Прокофьев, Д. Шостакович, Д. Кабалевский, И. Дунаевский, Т. Хренников, Г. Свиридов, А. Хачатурян и др.   В кинематографе успешно трудились: режиссеры С. Эйзенштейн, Г. Александров, А. Довженко, В Пудовкин, С. Герасимов, М. Ромм; актеры: Л. Орлова, М. Ильинский, Н. Крючков, М. Жаров, Ф.Г. Раневская, В. Марецкая и др.

Живопись 30-50-х гг. представлена творчеством М.В. Нестерова, И.Э. Грабаля, К.Ф. Юона, К.С. Петрова-Водкина, П.П. Кончаловского, П. Филонова и др.   Драматический театр 30-50-х гг. связан с именами выдающихся режиссеров: К.С. Станиславский, В.И. Немирович, В.Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров и др., а также актеров: В. Качалов, И. Москвин, М. Царев, В. Пашенная и др.   Достижения в 30-50-х гг. советсих ученых и инженеров в области создания военной техники: С.А. Лавочкин, С.В. Илюшин, А.Н. Туполев, А.С. Яковлев, Ж.Я. Котин, С.Н. Махонин, В.А. Дегтяр, Ф.В. Токарев.

 

Русская культура советского периода

 

       
   


В 60-е – 80-е гг. - 4 октября 1957 – запуск первого в мире спутника Земли. - 12 апреля 1961 на корабле «Восток» Ю. Гагарин совершил первый полет вокруг Земли. 1964 – первый в мире лазер. 1957 – первый атомный ледокол «Ленин» спущен на воду. - в литературе: К.М. Симонов, В.М. Шукшин, Д.А. Гранин и др. - в кинематографе: фильмы: «Белое солнце пустыни», «Белорусский вокзал», «Восхождение», Творчество А. Тарковского, К. Муратовой, Э. Рязанова и др. Театр: режиссеры: Товстоногов, А. Райкин, Ю. Любимов, А. Эфрос, М. Захаров и др. Балет: творчество М. Плисецкой, Ю. Григоровича, М. Лиепы, В. Васильева, Е. Максимовой и др.   «Перестройка» 50-60-х гг. - 1966 г. – постановление о преодолении пережитков культа личности. Реформы по развитию самоуправления и самоокупаемости. - «Перестройка» 80-х – 90-х гг. - распад СССР - многопартийность - построение основ капиталистической экономики. - демократизация - межнациональные конфликты (Чечня) и др.

 

 

Кризисные явления в культуре ХХ века   «Интервенция» североамериканской культуры, представляющая собой синтез элементов различных культур, не имеет глубоких корней, ориентирована на прибыль, культура становится прибыльной массовой индустрией

Протест против официальной культуры, ее меркантилизма. В 6о-е гг. – это хиппи («дети цветов») – выступали против насилия, за свободу, мир, любовь, чистоту окружающей среды. В 70-е гг. – это панки, стремящиеся эпатировать, шокировать, устрашать, грубо и агрессивно. Проявился, например, в панк-роке, репе, техно, грандже.   В ХХ в. развивается «беспредметное искусство». Развивается «дриппинг» (гашизм) – Д. Поллак, в 50-е гг. возникает поп-арт; в 60-е гг. – «оп-арт» – оптическое искусство (В. Вазарелли). Развивается кинетическое искусство (Г. Юкер) как проявление гиперреализма – символ техногенного отношения к культуре, исчезновения сильных чувств вследствие изнеженности и скуки, разрыв с традицией, воздействие средств массовой информации.

Глобальные проблемы современности, связанные с выживанием человечества: - проблемы войны и мира, ядерное оружие, его опасность для человечества - экологические проблемы загрязнения окружающей среды, потепление климата, истончение азонового слоя Земли и др. - проблема нехватки ресурсов, энергетических, сырьевых - проблемы здравоохранения - проблемы низкого уровня культуры человека: этосферы (нравственной культуры), неграмотность и некоторые др.  

 

 

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ

Смысл жизни – система ценностей личности

Биологизаторы считают, что никаких особенных смыслов в жизни человека нет. В основе поведения человека лежат инстинкты: лидерства, агрессивности конформизма, сексуальности и т.п.   Большинство ученых признают необходимость смысла в жизни. Так, Э. Дюркгейм в работе «Самоубийство» доказывает, что человек, потерявший смысл в жизни стоит на грани самоубийства.

 

 

Три пути поиска смысла в жизни по В. Франклу
В. Франкл «В поисках смысла»

Упорный творческий труд   Переживание ценностей: любовь, дружба, долг, честь, верность и т.п.   Страдание во имя чего-либо

 

 

Смысл жизни

В самореализации   В служении долгу (Кант)   В Боге (религия)   В воли к власти (Ницше)

 

В стремлении к удовольствию (Эпикур)   В любви (В.Соловьев)

 

 

Смысл любви (по В. Соловьеву)

Спасает от одиночества   Позволяет понять идеальную сущность человека   Обязательное условие счастья человека   Смысл жизни, ключ к бессмертию

 

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА (ЕГО РЕГУЛЯЦИЯ)

Культура традиционного общества – основывается на аграрном укладе экономики, - низком уровне развития науки и техники, подавляющая роль социальных институтов, - поведение личности строго контролируется   Культура индустриального общества - социокультурная регуляция основана на сочетании свободы личности и интересов общества; - общество на промышленной основе, требующее постоянной модификации   Культура постиндустриального общества - высокий уровень свободы личности - появление сложных, скрытых форм, технологий контроля за его поведением - приоритеты: образование и коммуникации (по Хабермасу – вершина – коммуникативное общетво)

(по К. Попперу)

 

Закрытое общество - магическое, племенное, коллективистское - культура зависит от жесткого контроля со стороны общества и государства - отсутствует свобода личности - соответствуют политические режимы: тоталитарный, авторитарный, фашистский   Открытое общество - основная ценность – свобода личности - свободная конкуренция - контроль общества и свобода личности уравновешенны - соответствует демократический политический режим

 

Структура социального действия (по Т. Парсонсу)

уровень:   условия успешного функционирования:

 

организм   адаптация

 

социальная система   интеграция

 

личность   целедостижение

 

культура   поддержание ценностного образца системы

 

Институты культуры и социализации

Семья   Образование   Наука   Художественные учреждения   Институты связанные с механизмами социального контроля

 

Культура в обществе

 

Формирует менталитет (на уровне устойчивых элементов сознания)   Задает образцы поведения, деятельности, задает систему ценностей в обществе   Осуществляет преемственность   Способствует социализации

 

 

Политическая культура Гражданского общества -
- различные подходы

или

 

Государство, характеризующееся: высоким уровнем юридической обеспеченности и политической защищенности основных прав и свобод личности   Сфера социума, вне государственных отношений

или или

 

Система нравственных институтов (объединение с политическими системами)   Движения «неполитического характера, гражданские инициативы «Коллективная идентичность» (Ю. Хабермас), «постлиберальное Социалистическое общество (Р. Вайнер) (отделение гражданского общества от политического)

 

 

Ценности правого государства: - приоритет закона; - гуманное право, т.е. естественные права человека первичны, права государства – вторичны; - принцип взаимной ответственности личности и государства, равноправие граждан; - разделение властей: судебной, исполнительной, законодательной.     Противоречивое единство правового государства и гражданского общества.

 

 

МОРАЛЬ КА ФЕНОМКУЛЬТУРЫ.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь