Культура Древней Индии (III-I тыс. до н.э.)
Социальная структура
варно-кастовое деление (джати)
|
Брахманы – высшая
каста - жрецы
|
| Вне каст – неприкасаемые,
бывшие рабы, люди
презираемые обществом
|
Вайшьи – ремесленники, торговцы, земледельцы
|
Достижения индийской культуры
|
Впервые стали прясть и ткать
хлопок
|
| Складывается агрикультура: удобрения
севооборот
|
| Десятичная система исчисления,
Современное начертание цифр
|
| Изобретение шахмат
|
Достижения в области астрономии.
12 мес. = год,
30 дней = 1 мес. Земля круглая, вращается вокруг оси
|
| Развитие химии
Изготовление
лекарств, красок,
цемента, духов
и др.
|
| Священные предания, сутры – правила и
ритуалы
|
Памятники древнеиндийской литературы
|
«Веды»:
- сборники гимнов
- законов
- правила домашней жизни
|
| Эпическая
Литература:
на санскрите
«Махабхарата»,
«Рамаяна»
|
| Драматургия, на основе танцев и комментариев сказителя
|
Стремление к
освобождению
от страдания,
к прекращению перерождений
|
| Отказ от наслаждений, идеал жизни: аскетическое самоограничение
|
| Стремление к нирване, к богу - Брахме
|
Стремление к хорошей карме
|
| Идеал человека – странствующий проповедник, ищущий избавление от страданий для себя и для всего человечества
|
Карма – совокупность добрых и злых дел, от которых зависит перерождение человека.
Если добрых дел значительно больше – карма хорошая, если больше злого – карма плохая.
Сансара – перерождение человека.
Развитие искусства в Древней Индии
|
Сложилась драматургия на основе пантомимы.
Классик драматургии –
Калидаса
|
| Театр, сангит
|
| Культовые сооружения:
ступа, пещерные храмы,
монолитные столбы –
стамбха, статуи божеств
с дорогой ювелирной
отделкой
|
Индуизм
|
| Джаинизм – основа – нравственное поведение
|
Философские учения.
Даршаны.
|
Локаята (чарвака) – материалистическое учение
|
| Веданта
|
| Миманса
|
| Йога
|
| Вайшешика
|
Ньяя
|
| Санкхья
|
| Религиозная философия джаинизма и буддизма
|
КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ
Др. Греция с II тыс. до н.э. по V в. н.э.
|
| Др. Рим с VIII в. до н.э. по V в. н.э.
|
Эпоха античности
| | Древняя Греция
| | 2 тыс. лет до н.э. – 1200г. до н.э.
| Эпоха критской культуры
| Крито-микенская культура или эгейская
культура
| | ХVI – ХV вв. до н.э.
| Эпоха минойской культуры
| | ХVII – ХI вв. до н.э.
| Эпоха микенской культуры. ХV – ХIII вв. до н.э. – расцвет
| |
|
|
| | IХ – VIII вв. до н.э.
| Гомеровский период
| Культура древней Греции с VI в. до н.э.
| | VIII – VI вв. до н.э.
| Архаический период
| | V – IV вв. до н.э.
| Классический период
| | IV – I вв. до н.э.
| Эпоха эллинизма
| | Древний Рим
| | VIII – VII вв. до н.э.
| Царский период
|
| VI – III вв. до н.э.
| Раннереспубликанский
период
| III – I вв. до н.э.
| Позднереспубликанский
период
| С 31г. до н.э. –
5 в. н.э.
| Период империи
| | | | | |
Понятие «античность» – от лат. antiguus – древний, появляется в эпоху Возрождения для определения древней греко-римской культуры.
Теократия – особая царская власть, при которой светская и
Духовная власть принадлежит одному лицу
|
| Дворцы – центры
Культуры, религиозный, административный и хозяйственный центр
|
| Линейное
слоговое письмо,
А и Б
|
Культура гомеровского периода
|
В VIII в. до н.э.
Гомер создает «Илиаду» и
«Одиссею»
|
| Развитие финикийской культуры:
мореплавание,
торговля, стекло,
алфавит
|
Культура архаического периода Эллады
|
Великая колонизация – освоение греками Средиземного, Черного и Мраморного морей
|
| Алфавит – от финикийцев, чеканка монет – от лидийцев
|
| Астрономия и геометрия –
От египтян и науки древнего Вавилона
|
| Формирование античного полиса –
города-государства
|
Греческий пантеон богов (политеизм)
построен по принципу полиса
|
Хаос 1 поколение
Гея Тартар
(земля) (подземный мир)
Уран
(небо)
____________________________________________________________
Титаны 2 поколение
Крокос (время)
___________________________________________________________
Гера Зевс (жил на горе Олимп) 3 поколение
(небо)
жена Зевса брат Посейдон бог виноделия
брат Аид (море) Дионис
(подземное царство)
богиня красоты
бог торговли Афродита
Гермес
Аполлон – бог света
и поэзии его
сопровождали 9 муз
Боги похожи на людей, бессмертны и всесильны.
Мифы о богах соединялись с мифами о духах лугов, лесов, гор и т.п.
Синкретизм – слитность, соединение элементов знаний различных наук в единое целое.
Мифопоэтическая картина мира – видение мира в мифах, в поэтической форме.
Олимпийские игры
с 776г. до н.э.
1 раз в 4 года в честь богов
|
| Тифийские игры –
спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах
1 раз в 4 года
|
| Истмийские игры – в честь Посейдона проводились под Коринфом 1 раз в 2 года
|
Первая философская система – натурфилософия –
ионийская философия
|
Фалес –
основа мира – вода
|
| Анаксимен – воздух
|
| Анаксимандр - апейрон
|
| Пифагор - основа мира – число
|
Литературное творчество
(театр, архитектура, история)
|
Эпос
Гесиод «Теогония», «Труды и дни»
|
| лирическая поэзия:
Архилох, Солон,
Алкей, Сафо
|
| Возникает
Театр
|
| Создается архитектурный
ордер
|
| Возникает греческая историография
|
Греческая культура в классический период
Демокрит
(атомист, материалист)
460 – 370 гг. до н.э.
|
| Протагор (софисты) 469 – 399 гг. до н.э.
|
| Сократ
470-399 гг. до н.э.
|
| Платон (идеалист)
429 – 348 гг. до н.э.
|
| Аристотель 384 – 322 гг. до н.э.
|
Признавал
объективный
характер познания
|
| Ввел понятие
атома – неделимой
частицы материи
|
| Мир состоит из атомов и
пустоты
|
Вещи образуются из сочетания атомов
|
| Атомы
постоянно
находятся в движении
|
Признавал существование абсолютной истины
|
| Разум – основа человеческого существования
|
| Метод познания включал в себя
иронию и
опровержение
|
Признавал
существование
абсолютных этических ценностей, но ими владеет Бог
|
| Метод познания истины – майевтика – диалог
учителя и ученика, в ходе которого учитель помогает ученику прийти к истине
|
| Все зло от
незнания
|
Софисты
|
| Отмечали условность морали, законов, права, их
относительность
|
Объективной
истины нет. «Человек –
мера всех
вещей»
|
| Считали, что знания необходимы для умения доказывать то, что человеку
выгодно.
|
| Разрабатывали
Софизмы – умышленно подобранные логические ошибки, позволяющие одержать победу в споре.
|
Основоположник формальной логики
|
| Аристотель
|
| Человеку дан
разум, он сам
находит разумную меру своей жизни
|
Двигатель мира – Бог, как форма форм
|
| Материя несотворима и неуничтожима, инертна и пассивна
|
| Творящая основа мира форма и
Причины:
Материальная, формальная,
Движущая
|
Человек
обладает 3 видами души:
- растительная
- животная
- разумная (энтелехия)
|
| Этика добродетели. Кто ей следует – господин, человек сильный. Кто не следует добродетелям – раб.
Добродетели: мудрость, разумность,
мера, знание,
справедливость –
условия счастья
|
| Дает классификацию форм политического устройства:
Правильные – аристократия, царство, полиция; неправильные – тирания, олигархия, демократия. Рабство – естественное состояние
в обществе
|
Мир состоит из:
1) Идеи – истинное бытие.
2) Материя – вторична, пассивна.
3) Вещи – результат соединения идей и материи
|
| Мир идей – это мир божественных сущностей. Высшая идея (Мировой разум) – идея абсолютного добра и
красоты.
Мировой разум вносит в мир
порядок и меру.
|
| Душа человека бессмертна, переходя из мира идей в мир –земной, в тело она страдает. Душа противоречива и диалогична
|
| Процесс
познания есть процесс припоминания
|
Идеальное государство «Полития» построено должно быть на
следующих принципах:
1. Нет частной собственности.
2. Нет права наследования.
3. Дети воспитываются обществом.
4. Нет семьи.
5. Еще в детстве происходит отбор наиболее способных детей, которые впоследствии становятся
правителями.
6. Жесткая специализация.
7. Жесткое подчинение.
|
Характерные особенности классической и греческой культуры
|
Агонистика –
Состязательность,
от спортивных игр до искусства спора, диалога – дионисии, сатурналии
|
| Калокагатия – гармоническое единение внутренней и внешней красоты в человеке
|
| Антропоцентризм – человек – мера всех вещей, образец прекрасного, тема искусства – человек, цель – воспитание человека-гражданина,
наделенного всеми добродетелями, воспитание гармонически развивает личности (пайдейа)
|
Литература классического периода
|
Цель – воспитание
человека-гражданина
|
«Отец трагедии» Эсхил «Прикованный
Прометей»
«Орестея»
|
| Софокл
«Антигона»
|
| Еврипид «Медея» «Федра»
|
| «Отец
комедии»
Аристофан «Мир и всадники»
|
Антропоцентризм
| В центре античной картины мира
- человек
|
Человек-патриот
|
| Сильный
|
| Гармонично развитый
|
| Энергичный
|
| Обладающий чувством достоинства
|
Основные категории античной
эстетики (А.Ф. Лосев)
|
Мера
|
| Размеренность
|
| Симметрия
|
| Ритм
|
| Гармония
|
Скульпторы классического периода
|
Фидий «Зевс», «Афина-воительница»
| V в.
| Мирон «Дискобол»
| V в.
| Поликлет -
статуя Геры
|
Пракситель
| IV в.
| Скопас
| IV в.
| Лисипп,
Сократ,
Александр
Македонский
|
Дорический
|
| Ионический
|
| Коринфский
|
Архитекторы классического периода
|
___________________________________________
Вершина их совместного творчества
ансамбль Акрополя в Афинах:
Пропилеи – храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы)
и гл. Храм Афин - Парфенон
Характеризуется военными походами
Александра Македонского
|
Развитие науки
|
| Герофил, Эрасистрат – открытия в области медицины
|
Архимед – 287 – 212 гг. до н.э. Ввел число «пи», открыл гидравлический закон, основоположник
Теоретической механики
|
| Евклид –
III в. до н.э. – создатель элементарной геометрии
|
| Феофраст – 372 – 287 гг. до н.э. –
открытия в
области ботаники
|
Развитие грамматики,
Литературной критики
|
| Создается Александрийский Мусейон – научный центр, библиотека – с целью систематизации и хранения накопленной информации
|
Философия эпохи эллинизма
|
Эпикур (341-270 гг. до н.э.)
Человек должен
Стремиться к блаженству, высшей формой которого
является покой
|
| Зенон – представитель стоицизма (336-264 гг. до н.э.) Главная добродетель – независимость желаний и поступков от чувств,
бесстрастие
|
Пергамская
|
| Родосская
|
| Александрийская
|
Скульптурные произведения
|
Венера Милосская
|
| Ника
Самофракийская
|
| Лаокоон
|
| Родосский Колосс высотой 35 м.
|
| Пергамский
алтарь Зевса
|
Культура Древнего Рима
Основные истоки культуры
Древнего Рима
|
Этрусская
культура
|
| Древнегреческая культура
|
| Древнегреческая
поэзия
|
Ремесленная и строительная техника
|
| Архитектура: планировка улиц, здания с купольным сводом; сточные
Каналы и др. Использование бетона
|
| Театр, игры, празденства, например,
сатурналии
|
| Греческая письменность
|
| Греческая философия:
эпикурейцы и стоики
|
Бронзовая скульптура, реалистический
Портрет
|
| Гадания, вера в демонов
|
| Греческая религия, божества, мифология
|
Отличительные черты
римской культуры
|
Практицизм,
например, создание прежде всего,
сооружений для практических нужд
|
| Идея величия и вечности Рима
|
| Склонность к прикладным
Наукам
|
География
|
| медицина
|
| Агрономия
|
Развитие юриспруденции как науки, создание
Римского права
(Институций Гай)
|
| Ораторское искусство
|
Социальная структура римского общества
|
Патриции –
Высшие слои, аристократические роды, знать
|
| Клиенты – зависимы от патрициев
|
| Плебеи - свободные слои, незнатного происхождения
|
| Рабы – «говорящие орудия», лишены прав
|
Власть
| : от
| Принципата
| к
| Доминату (неограниченной монархии восточного типа)
|
Развитие
архитектуры (Ветрувий);
Коллизей – самый большой
амфитеатр
античности,
Пантеон – храм всех богов,
Триумфальные арки; базилики
|
| Развитие скульптуры: бюсты, «тогатусы», рельефы «сила,
облеченная в величие» – идеал римской скульптуры
|
| Литература: Катулл. Апулей «Метаморфозы», Ювенал,
Вергилий «Энеида», Гораций, Овидий – входили в литературный кружок Мецената.
|
Ораторское искусство: Цицерон
|
Философские учения
|
Эпикуреизм
Лукреций Кар «О природе вещей»
-стремление к покою, умение
найти удовольствие в малом, побороть страх
|
| Стоицизм
Сенека, Марк Аврелий
- стремление поступать разумно, жить сообразно с природой, победа разума над страстями.
|
Саллюстий
|
| Тит Ливий
|
| Плиний старший
|
| Тацит
|
| Транквилл
|
Христианство в Древнем Риме
|
1-й – этап
до 313 г. запрещено,
христианство
преследуется по закону
|
| 2-й – этап
с 313 г. – (при императоре Константине) превращается в государственную религию римской империи. Разгром языческих храмов.
|
Восточная римская империя – Византия – существовала до 1453 г.
Западная – до 476 г.
Популярное:
|