ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ
И. М. Сидорова
История и теория культуры
(в таблицах и схемах)
Учебное пособие
Рекомендовано Методическим Советом
Рыбинскойгосударственной авиационной
технологической академии в качестве
учебного пособия
Рыбинск 2001 г.
УДК 1
Сидорова И.М. История и теория культуры (в таблицах и схемах). Учебное пособие. – Рыбинск, РГАТА, 2001. –
Данное учебное пособие предназначено прежде всего для студентов, изучающих курс культурологии. Также оно может быть использовано в процессе изучения курсов истории и философии в вузе.
В пособии рассматриваются все изучаемые в курсе культурологии темы: предмет культурологии, понятие культуры, особенности и направления развития культуры. Рассмотрены особенности культуры первобытной эпохи, древнего востока, Античности, Средневековья, Возрождения, Просвещения, XIX и ХХ века. Графическое оформление призвано облегчить для студентов процесс усвоения и систематизации изучаемого материала.
Пособие выполнено на кафедре философии РГАТА.
Рецензенты:
Кафедра философии Рыбинской государственной авиационной
технологической академии;
доктор исторических наук, профессор ЯрГУ,
академик Янкевич П.Ф.;
кандидат социологических наук, преподаватель МЭСИ
Матюшин М.Н.
Содержание
1. Понятие культуры и особенности ее развития с. 5
2. Различные концепции культуры с. 10
3. Культура первобытной эпохи с. 16
4. Культура древних цивилизаций Востока с. 18
4.1. Культура древней Месопотамии с. 18
4.2. Культура Древнего Египта с. 19
4.3. Культура Древнего Китая с. 20
4.4. Культура Древней Индии с. 24
5. Культура Античности с. 27
5.1. Культура Древней Греции с. 27
5.2. Культура Древнего Рима с. 37
6. Культура Византии (IV-ХV вв.) с. 40
7. Культура Арабского Халифата (VII-IХ вв.) с. 43
8. Культура Средневековой Европы
(раннее и среднее Средневековье V-ХIII вв.) с. 46
9. Культура эпохи Возрождения (ХIV- пер.пол. ХVII вв.) с. 51
10. Культура эпохи абсолютизма и
Просвещения (ХVII-ХVIII вв.) с. 60
11. Культура ХIХ века с. 64
12. История Русской культуры с. 70
13. Особенности русской культуры с. 77
14. Культура ХХ века с. 78
15. Проблема смысла жизни с. 85
16. Особенности социально-политической
культуры общества с. 86
17. Мораль как феномен культуры.
Культура человеческого общения с. 89
18. Религия как феномен культуры с. 92
19. Искусство – художественно-образное
отражение действительности с. 94
20. Наука и техника как феномен культуры с. 96
КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ
Каменный век
(III – II тысячелетие до н.э.)
|
Бронзовый век
(нач. II – I тысяч. до н.э.)
|
Железный век
(с I тыс. до н.э.)
|
Особенность первобытной культуры
|
Мифопоэтическая картина мира
|
| Синкретизм
|
на основе мифа
|
| Выражена в
поэтической форме
|
| Соединение
разнородных
элементов
|
| Нерасчлененность, цельное развитие знания
|
Искусство
|
Женские статуэтки из камня, глины, кости, связаны с культом матери – прародительницы
|
| Наскальные рисунки животных
|
| Первые металлические изделия и украшения на территории нашей страны 9 тыс. лет назад – из меди и бронзы
|
Искусство носит интуитивно-спонтанный характер, нет конкретных образов, композиции, фона.
Виды изобразительного искусства
|
Графика
|
| Живопись
|
| Скульптура
|
| Декоративное искусство:
резьба по камню и кости,
рельефы
|
Тотемизм
|
| Анимизм
|
| Фетишизм
|
| Магия
|
Курганы
|
| Меголиты
|
| Гробницы
|
| Грунтовые
погребения, без надмогильных сооружений
|
| Сооружение из больших камней
| |
Распространяются каменные алтари, например, кромлех – культовое сооружение (алтарь солнца «стаунхендж»)
КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ВОСТОКА
Культура древней Месопотамии (Двуречья IV – III тыс. до н.э.)
Государство Шумеры
|
| Государство Аккады
|
| Вавилония
|
| Ассирия
|
| Иран
|
Достижения шумеро-аккадской и вавилонской культуры
|
Первая письменность – книгопись шумер
|
| первый свод законов царя Хаммурапи сер. II тыс. до н.э.
|
| Разработана шестидесятеричная система счета времени и пространства
(60 мин., 60 сек. и т.д.)
|
| Памятник литературы «Поэма о Гильгамеше» в 12 частях
|
| «Разговор господина с рабом» о смысле
жизни
|
Законы обращения Солнца и Луны, повторяемость затмений
|
| Вавилонская башня одно из
7 чудес света
|
Религиозные верования и культы Месопотамии
|
культ воды
|
| Зароостризм
|
Поклонение огню
|
| вера в борьбу добра и зла
|
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Характерные черты, особенности культуры и культа древнего Египта
|
Заупокойный культ
«Книга мертвых»,
протест против смерти
|
| Строительство пирамид-гробниц фараонов –
V-II тыс. до н.э., около 150м. в высоту, 55000 м2 – площадь, строили
20-30 лет сотни тысяч
человек
|
| Иероглифическое слоговое письмо
|
Мумирование
| |
Литературные произведения о смысле жизни и смерти, критика пороков общества –
«Разговор
разочарованного со своей душой»
|
| Сфинксы, 20 м в высоту, повернуты на восток, тело – льва, голова – женщины
|
| Многобожие: Ра, Осирис, Исида
|
Александрия Египетская VI-IV вв. до н.э.
|
Театр
|
| библиотека
|
| Храмы
|
| Прямые
улицы
|
| парки, сады
|
| бани
|
Александрийский маяк –
одно из 7 чудес света
|
КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ
Др. Греция с II тыс. до н.э. по V в. н.э.
|
| Др. Рим с VIII в. до н.э. по V в. н.э.
|
Эпоха античности
| |
Древняя Греция
| |
2 тыс. лет до н.э. – 1200г. до н.э.
| Эпоха критской культуры
| Крито-микенская культура или эгейская
культура
| |
ХVI – ХV вв. до н.э.
| Эпоха минойской культуры
| |
ХVII – ХI вв. до н.э.
| Эпоха микенской культуры. ХV – ХIII вв. до н.э. – расцвет
| |
|
|
| |
IХ – VIII вв. до н.э.
| Гомеровский период
| Культура древней Греции с VI в. до н.э.
| |
VIII – VI вв. до н.э.
| Архаический период
| |
V – IV вв. до н.э.
| Классический период
| |
IV – I вв. до н.э.
| Эпоха эллинизма
| |
Древний Рим
| |
VIII – VII вв. до н.э.
| Царский период
|
|
VI – III вв. до н.э.
| Раннереспубликанский
период
|
III – I вв. до н.э.
| Позднереспубликанский
период
|
С 31г. до н.э. –
5 в. н.э.
| Период империи
|
| | | | |
Понятие «античность» – от лат. antiguus – древний, появляется в эпоху Возрождения для определения древней греко-римской культуры.
Теократия – особая царская власть, при которой светская и
Духовная власть принадлежит одному лицу
|
| Дворцы – центры
Культуры, религиозный, административный и хозяйственный центр
|
| Линейное
слоговое письмо,
А и Б
|
Культура гомеровского периода
|
В VIII в. до н.э.
Гомер создает «Илиаду» и
«Одиссею»
|
| Развитие финикийской культуры:
мореплавание,
торговля, стекло,
алфавит
|
Культура архаического периода Эллады
|
Великая колонизация – освоение греками Средиземного, Черного и Мраморного морей
|
| Алфавит – от финикийцев, чеканка монет – от лидийцев
|
| Астрономия и геометрия –
От египтян и науки древнего Вавилона
|
| Формирование античного полиса –
города-государства
|
Греческий пантеон богов (политеизм)
построен по принципу полиса
|
Хаос 1 поколение
Гея Тартар
(земля) (подземный мир)
Уран
(небо)
____________________________________________________________
Титаны 2 поколение
Крокос (время)
___________________________________________________________
Гера Зевс (жил на горе Олимп) 3 поколение
(небо)
жена Зевса брат Посейдон бог виноделия
брат Аид (море) Дионис
(подземное царство)
богиня красоты
бог торговли Афродита
Гермес
Аполлон – бог света
и поэзии его
сопровождали 9 муз
Боги похожи на людей, бессмертны и всесильны.
Мифы о богах соединялись с мифами о духах лугов, лесов, гор и т.п.
Синкретизм – слитность, соединение элементов знаний различных наук в единое целое.
Мифопоэтическая картина мира – видение мира в мифах, в поэтической форме.
Олимпийские игры
с 776г. до н.э.
1 раз в 4 года в честь богов
|
| Тифийские игры –
спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах
1 раз в 4 года
|
| Истмийские игры – в честь Посейдона проводились под Коринфом 1 раз в 2 года
|
Первая философская система – натурфилософия –
ионийская философия
|
Фалес –
основа мира – вода
|
| Анаксимен – воздух
|
| Анаксимандр - апейрон
|
| Пифагор - основа мира – число
|
Литературное творчество
(театр, архитектура, история)
|
Эпос
Гесиод «Теогония», «Труды и дни»
|
| лирическая поэзия:
Архилох, Солон,
Алкей, Сафо
|
| Возникает
Театр
|
| Создается архитектурный
ордер
|
| Возникает греческая историография
|
Греческая культура в классический период
Демокрит
(атомист, материалист)
460 – 370 гг. до н.э.
|
| Протагор (софисты) 469 – 399 гг. до н.э.
|
| Сократ
470-399 гг. до н.э.
|
| Платон (идеалист)
429 – 348 гг. до н.э.
|
| Аристотель 384 – 322 гг. до н.э.
|
Признавал
объективный
характер познания
|
| Ввел понятие
атома – неделимой
частицы материи
|
| Мир состоит из атомов и
пустоты
|
Вещи образуются из сочетания атомов
|
| Атомы
постоянно
находятся в движении
|
Признавал существование абсолютной истины
|
| Разум – основа человеческого существования
|
| Метод познания включал в себя
иронию и
опровержение
|
Признавал
существование
абсолютных этических ценностей, но ими владеет Бог
|
| Метод познания истины – майевтика – диалог
учителя и ученика, в ходе которого учитель помогает ученику прийти к истине
|
| Все зло от
незнания
|
Софисты
|
| Отмечали условность морали, законов, права, их
относительность
|
Объективной
истины нет. «Человек –
мера всех
вещей»
|
| Считали, что знания необходимы для умения доказывать то, что человеку
выгодно.
|
| Разрабатывали
Софизмы – умышленно подобранные логические ошибки, позволяющие одержать победу в споре.
|
Основоположник формальной логики
|
| Аристотель
|
| Человеку дан
разум, он сам
находит разумную меру своей жизни
|
Двигатель мира – Бог, как форма форм
|
| Материя несотворима и неуничтожима, инертна и пассивна
|
| Творящая основа мира форма и
Причины:
Материальная, формальная,
Движущая
|
Человек
обладает 3 видами души:
- растительная
- животная
- разумная (энтелехия)
|
| Этика добродетели. Кто ей следует – господин, человек сильный. Кто не следует добродетелям – раб.
Добродетели: мудрость, разумность,
мера, знание,
справедливость –
условия счастья
|
| Дает классификацию форм политического устройства:
Правильные – аристократия, царство, полиция; неправильные – тирания, олигархия, демократия. Рабство – естественное состояние
в обществе
|
Мир состоит из:
1) Идеи – истинное бытие.
2) Материя – вторична, пассивна.
3) Вещи – результат соединения идей и материи
|
| Мир идей – это мир божественных сущностей. Высшая идея (Мировой разум) – идея абсолютного добра и
красоты.
Мировой разум вносит в мир
порядок и меру.
|
| Душа человека бессмертна, переходя из мира идей в мир –земной, в тело она страдает. Душа противоречива и диалогична
|
| Процесс
познания есть процесс припоминания
|
Идеальное государство «Полития» построено должно быть на
следующих принципах:
1. Нет частной собственности.
2. Нет права наследования.
3. Дети воспитываются обществом.
4. Нет семьи.
5. Еще в детстве происходит отбор наиболее способных детей, которые впоследствии становятся
правителями.
6. Жесткая специализация.
7. Жесткое подчинение.
|
Характерные особенности классической и греческой культуры
|
Агонистика –
Состязательность,
от спортивных игр до искусства спора, диалога – дионисии, сатурналии
|
| Калокагатия – гармоническое единение внутренней и внешней красоты в человеке
|
| Антропоцентризм – человек – мера всех вещей, образец прекрасного, тема искусства – человек, цель – воспитание человека-гражданина,
наделенного всеми добродетелями, воспитание гармонически развивает личности (пайдейа)
|
Литература классического периода
|
Цель – воспитание
человека-гражданина
|
«Отец трагедии» Эсхил «Прикованный
Прометей»
«Орестея»
|
| Софокл
«Антигона»
|
| Еврипид «Медея» «Федра»
|
| «Отец
комедии»
Аристофан «Мир и всадники»
|
Антропоцентризм
|
В центре античной картины мира
- человек
|
Человек-патриот
|
| Сильный
|
| Гармонично развитый
|
| Энергичный
|
| Обладающий чувством достоинства
|
Основные категории античной
эстетики (А.Ф. Лосев)
|
Мера
|
| Размеренность
|
| Симметрия
|
| Ритм
|
| Гармония
|
Скульпторы классического периода
|
Фидий «Зевс», «Афина-воительница»
| V в.
| Мирон «Дискобол»
| V в.
| Поликлет -
статуя Геры
|
Пракситель
| IV в.
| Скопас
| IV в.
| Лисипп,
Сократ,
Александр
Македонский
|
Дорический
|
| Ионический
|
| Коринфский
|
Архитекторы классического периода
|
___________________________________________
Вершина их совместного творчества
ансамбль Акрополя в Афинах:
Пропилеи – храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы)
и гл. Храм Афин - Парфенон
Характеризуется военными походами
Александра Македонского
|
Развитие науки
|
| Герофил, Эрасистрат – открытия в области медицины
|
Архимед – 287 – 212 гг. до н.э. Ввел число «пи», открыл гидравлический закон, основоположник
Теоретической механики
|
| Евклид –
III в. до н.э. – создатель элементарной геометрии
|
| Феофраст – 372 – 287 гг. до н.э. –
открытия в
области ботаники
|
Развитие грамматики,
Литературной критики
|
| Создается Александрийский Мусейон – научный центр, библиотека – с целью систематизации и хранения накопленной информации
|
Философия эпохи эллинизма
|
Эпикур (341-270 гг. до н.э.)
Человек должен
Стремиться к блаженству, высшей формой которого
является покой
|
| Зенон – представитель стоицизма (336-264 гг. до н.э.) Главная добродетель – независимость желаний и поступков от чувств,
бесстрастие
|
Пергамская
|
| Родосская
|
| Александрийская
|
Скульптурные произведения
|
Венера Милосская
|
| Ника
Самофракийская
|
| Лаокоон
|
| Родосский Колосс высотой 35 м.
|
| Пергамский
алтарь Зевса
|
Культура Древнего Рима
Основные истоки культуры
Древнего Рима
|
Этрусская
культура
|
| Древнегреческая культура
|
| Древнегреческая
поэзия
|
Ремесленная и строительная техника
|
| Архитектура: планировка улиц, здания с купольным сводом; сточные
Каналы и др. Использование бетона
|
| Театр, игры, празденства, например,
сатурналии
|
| Греческая письменность
|
| Греческая философия:
эпикурейцы и стоики
|
Бронзовая скульптура, реалистический
Портрет
|
| Гадания, вера в демонов
|
| Греческая религия, божества, мифология
|
Отличительные черты
римской культуры
|
Практицизм,
например, создание прежде всего,
сооружений для практических нужд
|
| Идея величия и вечности Рима
|
| Склонность к прикладным
Наукам
|
География
|
| медицина
|
| Агрономия
|
Развитие юриспруденции как науки, создание
Римского права
(Институций Гай)
|
| Ораторское искусство
|
Социальная структура римского общества
|
Патриции –
Высшие слои, аристократические роды, знать
|
| Клиенты – зависимы от патрициев
|
| Плебеи - свободные слои, незнатного происхождения
|
| Рабы – «говорящие орудия», лишены прав
|
Власть
| : от
| Принципата
| к
| Доминату (неограниченной монархии восточного типа)
|
Развитие
архитектуры (Ветрувий);
Коллизей – самый большой
амфитеатр
античности,
Пантеон – храм всех богов,
Триумфальные арки; базилики
|
| Развитие скульптуры: бюсты, «тогатусы», рельефы «сила,
облеченная в величие» – идеал римской скульптуры
|
| Литература: Катулл. Апулей «Метаморфозы», Ювенал,
Вергилий «Энеида», Гораций, Овидий – входили в литературный кружок Мецената.
|
Ораторское искусство: Цицерон
|
Философские учения
|
Эпикуреизм
Лукреций Кар «О природе вещей»
-стремление к покою, умение
найти удовольствие в малом, побороть страх
|
| Стоицизм
Сенека, Марк Аврелий
- стремление поступать разумно, жить сообразно с природой, победа разума над страстями.
|
Саллюстий
|
| Тит Ливий
|
| Плиний старший
|
| Тацит
|
| Транквилл
|
Христианство в Древнем Риме
|
1-й – этап
до 313 г. запрещено,
христианство
преследуется по закону
|
| 2-й – этап
с 313 г. – (при императоре Константине) превращается в государственную религию римской империи. Разгром языческих храмов.
|
Восточная римская империя – Византия – существовала до 1453 г.
Западная – до 476 г.
Искусство эпохи Возрождения
Популярное: