Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вильгельм Лейбниц (1646—1716)



- родился в г. Лейпциге; отец - профессор университета, а мать -отличалась религиозностью: семейные традиции повлияли на личность философа. В 1661 году (в 15 лет) он поступил в Лейпцшский уни­верситет, изучал логику и мате­матику. С 1672 по 1676 г. Лейбниц находился в Париже с дип­ломатическим поручением.

- работы: диссертация «О комбинаторном искусст­ве» (1666) - получил степень магистра, в 1666 - в Нюрнбергском университете Лейбниц защитил докторскую диссертацию по юриспруденции; «Но­вые опыты о человеческом разумении» (1703—1704) – (т.е. критический анализ труда Дж. Локка «Опыт о человеческом разуме»), «Тео­дицея» (1710), статьи - «Новая система природы...», «Об усовершенствовании первой фило­софии...» в 80-х и 90-х XVI в., «Мо­надология» (1714)

- идея математической логики

- изобрел счетную арифметическую машину

- открыл дифференциальное и интег­ральное исчисление

- стремился выяснить природу мира, т. е. найти основу всех вещей (т.е. первооснову)

- Лейбниц продумывает историю филосо­фии, чтобы выяснить, как мыслители разных эпох объясняли первоматерию: обнаруживает, что древний фило­соф Аристотель и новейший философ Декарт, по сути, одинако­во объясняли первую материю: как делимую до бесконечнос­ти, лишенную формы и движения; по мнению обоих - возникают вихри, которые приводят к возникновению видимых вещей.

- материя - пассив­на, однообразна, делима до бесконечности

- реаль­ные вещи - активны, разнообразны, пред­ставляют неразрывное единство частей, согласованы

- для правильного объяснения про­исхождения вещей надо: объяснить источник дви­жения; их бесконечное разнообразие; ука­зать основу единства всех различий

- вещи состоят из частей, значит, они должны слагаться из простых начал.

- первая и прямая причина всех ве­щей - единица, которая не может дальше делить­ся и сама в себе должна иметь источник активности

- понятие атома, предложенное Демо­критом, последним двум условиям не удовлетворяет, т.к. про­тиворечиво мыслить тело неделимым. И само по себе оно пас­сивно

- по Лейбницу, реальные единицы не дол­жны быть телесными, а могут быть поняты только как духовные и представляющие собой центры деятель­ной силы (он называл их простыми субстанция­ми, первичными силами, а с 1698 г. — монадами)

- Лейбниц описал свойства мо­над:

1. основание всех вещей

2. представляют собой ме­тафизические точки, т. е. лишены телесных, пространственных и временных свойств

3. монады созданы Богом в начале мира и остаются навсегда

4. индивидуальны, т. с. нет двух одинаковых монад

5. не воздействуют друг на дру­га

6. их главная внутренняя характеристика — деятельность, которая распадается на три вида: перцепция (восприятие),

стрем­ление (переход от одного восприятия к другому)

апперцеп­ция (восприятие восприятия, или сознание)

- монады делятся на:

1. примитивные (имеют смутные пред­ставления и являются основой «неодушевлен­ных вещей»)

2. монады-души (обладают ощущениями и представ­лениями — это животные)

3. мо­нады-духи (разумные су­щества - люди и ангелы)

- тела, по Лейбницу, есть фено­мены (проявления) монад

- тела не связаны с монадами, как и они сами между собой – (? ) - откуда в мире гар­мония?

- Лейбниц объясняет ее пред­установленной гармонией - Бог при творении мира создал неза­висимые монады такими, что они действуют в полном согла­сии

- Бог предусмотрел союз души и тела человека

- люди обладают - истинами факта, полученными из ощущений

- знаниями, имеющими всеобщий и необходимый характер

- источник истин, составляющих совершенное знание - разум человека

- в разуме находятся: «зародыши» знаний (или врожденные идеи)

- Лейбниц обосновал концепцию врожденных идей и внес в нее новое понятие - «малых перцепций» - т.е. врожденные идеи существуют, но в виде настолько «малых перцепций», что человек их не осознает

- ощущения важны в познании, но не как источник знания, а как стимул к тому, что­бы ум начал искать истину в себе самом

- идеи – есть ин­тегралы (суммы, объединения) «малых перцепций»: делятся на темные, ясные, отчетливые, адекватные и интуи­тивные

- соответственно и знание делится на: темное и ясное;

ясное — на смутное и отчетливое;

отчетливое — на неадекват­ное и адекватное;

адекватное — на символическое и интуитив­ное

- отчетливое и адекватное - по Лейбницу, высшие виды знания

- критерий истинности - логические законы тожде­ства и непротиворечивости

- истинами не следует пренебрегать

- из темного, смут­ного и неадекватного знания отбирается наиболее вероятное

- истины делятся на:

истины факта (устанавливаются органами чувств, имеют случайный характер и должны удовлетворять закону достаточного основания; их можно принимать если будут указаны ос­нования, в силу которых это можно сделать)

истины разума (подчиняются законам тождества и не противоречивости; имеют всеобщий и необходимый характер)

ВЫВОД: Лейбниц стремился соединить достижения рационализма и эмпиризма

 

Вопрос 5. Представления о человеке и обществе в философии

Т. Гоббса и Дж. Локка

 

Томас Гоббс (1588—1679)

- выходец из простонародья; закончил Окс­фордский университет (Англия). Помогли ему туда поступить очарован­ные его способностями дядя и школьный учи­тель Латимер. От карьеры университетского преподавателя он отказался и стал домашним учителем барона Кавендиша. В семье знатных и богатейших дворян он познакомился со многими знаменито­стями того времени, в частности с Бэконом, мысли которого Гоббс записывал под диктовку. А Бэкон говорил, что Гоббс лучше всех понимает его мысли. Трижды Гоббс вместе с Бэконом посещал Европу. В четвертый раз он отпра­вился в Париж в эмиграцию (1640—1551).

- работы: «Основы фи­лософии», делится на три части: «О теле» (1655), «О челове­ке» (1658), «О гражданине» (1642); «Левиафан...» (1645), «Бе­гемот, или Долгий парламент» (1668) - работа по истории гражданской войны в Англии; перевел с древнегреческого на английский и издал поэмы Гомера «Одиссея» и «Илиада» (1677)

- (? ) - о природе мыслящей вещи и об источнике знаний человека

- действия мышления осуществляет тело при помощи органов ощущений, через которые извне и поступают знания

- новая филосо­фия разделилась на два направления: эмпиризм и рационализм

Эмпиризм - (? ) об источнике наших знаний => выработали и обосновывали позицию, что все знания происходят из внешнего опыта через органы ощущений чело­века.

Рационализм - все знания имеют своим источником исключительно ум человека.

- «за» эмпиризм => разработал теорию познания => объяснить с точки зрения эмпиризма весь действительный мир: природу, человека и общество.

- понимание филосо­фии –> в кн. «Основы фи­лософии» (гл. № 1)

1. философия - есть естественный человеческий разум, который изучает дела Бога, чтобы найти прав­ду об их причинах и следствиях.

2. философия - врождена каждому человеку, так как всякий рассуждает о вещах. (! ) Но в случае длинных рассуждений многие сбиваются, потому что им не хватает правильного метода => философия определяется как познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясня­ющее действия из известных причин и, наоборот, возмож­ные причины из известных действий.

(! ) вос­приятие (образы, полученные от ощущений) и память (сохра­ненные образы) есть знание, но к философии не относят­ся, т. к. получены без рассуждения

- цель философии —предви­деть действия и делать их выгодными для человека

ПР:

народ Европы народ Америки
ушли вперед в строительстве, плавании, производ­стве орудий. И все это было бы невозможно без философии =>  
философия государства приведет к вы­годам в этой сфере  

- предмет философии —все, что может быть объяснено посредством научных понятий (соединение и разделение) => Гоббс исключает из философии: метафи­зику, теологию, магию, историю (естественную и политическую, т.к. они получены из опыта, а не из разума)

- гносеология

- выделяют­ся блоки:

1) решение вопроса об источ­нике познания,

2) учение о природе и познавательных возмож­ностях чувственного образа;

3) учение о происхождении и роли языка в мышлении;

4) проблема истины и метода

- знание посту­пает извне

-начинается познание с воздействия внешних тел на орга­ны ощущений человека => возникает движе­ние частиц, которое воспринимается человеком как образ (= кажимость ) внеш­ней вещи

- образ - в сущности => движение частиц, но люди видят именно образ (= картинку)

- целостный образ складывается из час­тей, которые в свою очередь есть лишь нечто кажущееся (ПР: цвета, вкусы, запахи, теплота, холод, очертания, вообще, все качества, которые, в телах существовать не могут)

- разные представления (образы) могут по-разному связы­ваться друг с другом => эти связи = переход мыслей

- правильный ход мыслей => представления, когда предшествующее вызывает последующее

- образ цели - организует представления в определенную связь => так выстраивается цепь представлений

- (! ) при помощи языка че­ловек отбирать нужные ему образы, фиксирует их, разлагает, сочетает и т. п. => звуки голоса (= метки) для запоминания образов вещей или необходимых, или опасных

ПР: При помощи меток (т.е. имен, слов) можно извлекать из памяти нужные образы и располагать их в определенной последовательности. Метки также можно ис­пользовать для сообщения другим своих мыслей. В этом слу­чае они становятся знаками. Но отдельные слова не могут стать знаками, для этого нужна определенная их связь. Речь - связь слов => тогда они делают наши мысли понятными другим

- три вида речи: 1) вопросы, просьбы, по­желания,

2) абсурд (лишенная смысла речь),

3) предложения (высказывания) — в них всегда что-либо утверждается или отрицается

- философия использует только последний вид речи — предложения

- 2 - ва вида предложений:

1) предложения истинные и ложные

2) пер­воначальные и непервоначальные

- истина есть свойство не вещей, а высказываний о них

- чтобы быть истинным, предложение должно быть правильным и обладать очевидностью (ПР: правильное предложение - субъект и предикат обозначают одну и ту же вещь: «чело­век есть живое существо»)

- очевидность - точная фиксация связи слов с теми образами, которые они обозначают (ПР: попугай может говорить правильную речь, но познавать ис­тину он не может)

- природа рассуждений = счет (ПР: рассуждение, выводящее из двух предложений тре­тье, — это силлогизм (умозаключение)

- речь = сущность мышления

- важно деление предложений на первоначальные и непервоначальные

1) первоначальные не нуждаются в доказатель­ствах (=дефиниции, или определения)

2) непервоначальные предложения могут быть доказаны

- форма бытия мышления в науке 3-риоперации:

1)определение

2) умозаключение (силлогизм)

3) доказательство

- чтобы знание стало научным => надо правильно считать

- 2 –ва метода познания:

1) аналитический - требование разлагать образы на простые части => с аналитического метода начинается научное постижение лю­бой части действительности

2) син­тетический – на базе общих принципов устанавливаются связи => синтетическим оно завершает­ся, давая математически строгую теорию

- социальная философия

- научную философию государства он делит на две части:

1) этику (учение о человеке)

2) политику (учение о гражданине).

- человека от жи­вотных отличает ум, который имеет благодаря языку, и жизнь в государстве

- эмоциональная жизнь тоже начина­ется с ощущений (ощущение предметов - способствует дви­жению в сердце, или препятствует ему) => в первом случае воз­никает удовольствие, во втором — страдание

- все, что возбуждает удовольствие, вызывает расположение к себе, а страда­ние — отвращение => добро — все, к чему мы стремим­ся, а зло — все, чего мы избегаем

(! ) Но если бы человек жил в одиночку, его поведение нельзя было бы оценивать как добродетель или порок. До возникнове­ния государства, в «естественном состоянии» люди и жили по преимуществу в одиночку. Поэтому здесь не было нравствен­ных норм, у всех были равные права на все. При равенстве прав все одинаково претендовали на источники существования, и по­этому возникает «война всех против всех», которая всем одина­ково угрожает гибелью. У людей возникает страх смерти, и тогда разум подсказывает каждому, что он должен отказаться от части своих естественных прав ради мира и передать ее от­дельному лицу или собранию лиц, которые объединят множе­ство отдельных воль к миру в единую волю. Эта единая воля к миру и есть власть, которая одна может удержать людей от новых столкновений.

Так возникает государство — новое, не существовавшее в природе, политическое тело. Его власть по отношению к под­данным является абсолютной, а повиновение граждан должно быть безусловным. Безусловное повиновение законам государ­ства и есть добродетель, а неповиновение — порок. В зависи­мости от того, на кого люди переносят свои права, выделяются три формы правления: монархия — на одного, республика — на представителей всех сословий, аристократия — на представи­телей одного сословия.

Вывод: Гоббс дал первое строгое причинно-следственное объясне­ние возникновения и функционированию государства.

 

Джон Локк (1632—1704)

- родился в небольшом городе Рингтоне, расположенном на западе Англии. В 1652 году он закон­чил Вестминстерскую школу и в этом же году как ее лучший ученик был принят в Оксфордский университет, который со степенью бакалавра закончил в 1656 г. и остался в университе­те в качестве преподавателя древнегреческого языка. Получив в университете отказ в степени доктора медицины, Локк в 1667 году принимает предложение графа Шефтсбери стать домаш­ним врачом и воспитателем его сына. Граф был противником режима Реставрации, и Локк оказался в среде участников по­литической борьбы в Англии. Случалось, что покровитель Локка попадал в королевскую тюрьму, и тогда Локку пришлось эмигрировать на континент. В эмиграции он был дважды: с 1675 по 1679 г. во Франции и с 1683 по 1689 г. в Голландии. Локк активно занимался политической деятельностью и оказывал влияние на некоторые реформы, проводи­мые в это время в Англии.

- работы: за корот­кий период (с 1689 по 1695) написал все свои философ­ские работы. Первая печатная работа — «Письмо о веротерпимости (№ 1)» (1689), «Опыт о человеческом разумении» (1690), «Письмо о веротерпимости (№ 2)» (1690), «Два трактата о правлении» (1690), «Некоторые мысли о воспитании» (1693), «Разумность христианства» (1695)

- гносеология – в кн. «Опыт о человеческом разуме»

- критика теории врожденных идей => несостоятель­ность положения, что в душе существуют какие-то идеи (или принципы) от самого ее рождения, т.к. если бы врожденные идеи (или принципы) существовали, то они должны были бы осознаваться каждым => бы общее согласие всех людей, чего не существует

- законы логики (тождеств, противоречия) не знают дети, душевноболь­ные и некоторые старики - ПР: их не знают целые на­роды Нового Света: индейцы Америки, аборигены Австралии и т. д.

- моральные принципы различны у разных народов, в разные эпохи и даже у разных людей одного народа, эпохи и культуры – ПР: нет ни одного отдельно взятого человека, который помнил хотя бы одну идею (или принцип) от самого рождения и до са­мой смерти

- теория врожденных идей опровергается тем, что можно объяснить происхож­дение всех идей из опыта

- при своем первом появлении на свет душа каждо­го человека есть белая бумага без всяких идей и знаний => она получает свои знания - из опыта => 2-ва источника опыта: внешний и внутренний

1) внешний опыт - материал, который дают человеку органы ощущений под воздействием внешних предметов = ощущение

 

 

2) внутренний опыт фор­мируется из наблюдений за действиями ума человека = рефлексия

Вывод: весь опыт складывается из ощущений и рефлексии. Опыт рефлексии может возникнуть только после опыта ощущений.

- Локк не про­сто эмпирик, но также теоретик сенсуализма - учения о том, что все человеческое познание осуществляется на основе ощу­щений (чувств)

- ощущения приносят в душу идеи, которые называются чувственными качествами (идеи белого, твердого, горького, звуков, запахов и т. д.)

идеи- существуют в душе качества - существуют в телах
Виды идей: - простые - в которых нельзя выделить частей. ПР: любой конкретный цвет (желтый), вкус, запах и т. п. Человек не может создать ни одну простую идею. Все они на­вязываются ему силой через опыт. - сложные- составляют­ся из простых. Человек может из простых идей об­разовать какие угодно сложные (по своему желанию) Способ образования сложных идей: 1) по принципу притяжения друг к (ассоциация идей). Идеи: 1) абстрактная идея - это такая сложная идея, которую разум образовал, отбрасывая все индивидуальные признаки у разных идей и оставляя лишь то, что у них общее. ПР: идеи кошки, верблюда, слона и т. п., то наш ум может отбросить все индивидуальные различия и оставить только общее, что есть у этих существ: телесность и одушев­ленность (идея «животного»). Так образуется абстрактная идея «животного». Виды качеств: - первичные – это свойства тел, которые остаются у них постоянно (протяжение, объем, плотность, движение и покой). Идеи этих качеств адекватны, т. е. показывают нашему уму то, что в вещах есть на самом деле. - вто­ричные - возникают в вещах в результате незамет­ных изменений в первичных. Они вызывают идеи вку­сов, цветов, запахов и т. п. Эти идеи неадекватны, т.к. цвета, вку­сы, запахи суть только идеи и существуют в нашей душе, а не в вещах

 

- эмпирико-сенсуалистическая теория разрешает проблему видов (уровней опознания) => их 3-ри: 1) сенситивное - знание несовершенное. Оно показывает лишь существование и облик отдельных внешних предметов. Но без него не может ни возникнуть, ни применяться демонст­ративное и интуитивное знание

2) демонстративное,

3) интуитивное - самое совершенное. Оно - результат способности ума усмат­ривать отношения между двумя идеями (тождество, сходство, различие и т. п.). Когда характер отношения между двумя иде­ями не ясен интуитивно, начинает действовать демонстратив­ное познание. Оно представляет процедуру подыскания промежуточных идей, которые помещаются между двумя ис­ходными, пока не станет ясным характер их отношения

Вывод: знание - есть вы­яснение отношений между идеями. Соответственно и всеобщие и необходимые знания относятся не к вещам, а к идеям. Этим снимается проблема того, что человек имеет всеобщие и необ­ходимые знания, хотя ни из какого опыта их получить нельзя.

- истина – этоправильное соеди­нение знаков => свойство по­ложений (высказываний)

- два вида знаков: 1) идеи — знаки вещей и их сил в нашем уме;

2) слова — знаки наших идей

=> истина двух видов: 1) номинальная - соответствие связи слов комбинации наших идей. ПР: высказывание «кентавр — существо с туловищем коня и головой человека» номинально истинно, но реально ложно.

2) реальная - сло­весное или мысленное утверждение, представляющее связь идей, соответствующих связи самих вещей

- социальная философия

- идея разделения властей (=> разработана в контексте теории происхождения государства и власти)

- государство воз­никает из естественного состояния по договору людей

- в есте­ственном состоянии люди равны и свободны

- (! ) закон природы - требование, чтобы ни один не наносил ущерба жизни, свободе и собственности другого

- для каждого равные права на два вида вла­сти: делать все необходимое для сохранения себя и других, наказывать за преступление против этого закона => в одиночку выполнять обязанности трудно => люди объединяются в общество => решаются подчиняться воле большинства => эту волю представляет законодательная власть (высшая в обществе). Законодательная власть назначает исполнительную и беспристрастных судей. Но и сама, будучи верховной, подчиняется зако­нам. В противном случае она не выражает волю большинства и ставит себя в состояние войны с народом.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-10; Просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.064 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь