Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Онтология Спинозы и Лейбница: субстанциональный моноизм и плюрализм.



Онтология (учение о бытии) Бенедикта Спинозы (1632 – 1677) эпиграф: «Все сущее – в Боге, и ничто не может быть понято без Бога». Спиноза очень четко, систематично строит свою онт. Все существует только в Боге, через Бога и никак иначе. Бог дает возможность существо-вания всему. Он сам есть все. Нет ничего, что находи-лось бы вне Бога. Бог и прир. – одно целое. Бог – это бесконеч субстанция (первооснова). Субстанция обл огромным количеством св-в (Спиноза наз их атрибу-тами). Чк способен заметить только два из них: протяженность и мышление. Протяженность относит-ся к мат миру, а мышл-е – к духовному. Саму субстан-цию чк видеть не может. Для него доступны лишь ее проявления (модусы).(трудно представить протяжен-ность). Но мы понимаем, что такое движение или покой. Здесь они – проявления протяженности. А сама протяженность – атрибут субстанции. Мир также является модусом субстанции, т. к в нем проявляются все вещи.Итак, Бог – это субстанция с ее атрибутами, а мир – это модусы. Они неразр связаны, так как все существует в Боге, без него ничего нет.

ОнтологиияЛейбница (1646 – 1716) от субст как онт – к субст как принципу, субст много – поэтому метод поз-я совп с предуст гармонией, ей пронизано ед-во монад. Изучая себя – монаду (зеркало) изуч вселен. Метод – математич – универс связи ч. и целого + вводит понЯтия конеч и бесконеч – универс связь части и целого + автор интегр исчисл. – понятия конечн и бесконечн. Вселен хоть и бесконесна, мож быть посчитана математически /////Мир состоит из монад. Монады – это прост сущности, то есть не имеющие частей. Их также можно назвать атомами. Из монад состоят все вещи. Монада не мож измениться. Внутри нее не происх никакого движения. Но кажд монада имеет богатое содержание и способна к деят-сти. Монады отличаются друг от друга. Без этого не было бы различия между вещами. Кажда монада воспр все остальные. В ней, как в зеркале, отраж вселенная.?: если все монады представля-ют всю вселенную, то как же они различаются между собой? Дело в том, что каждая из них воспринимает вселенную под своим особуглом. Что-то ей представляется смутно, что-то более отчетливо (зависит это от удаленности вещей от монады). Этим объясняется чрезвычайное богат-ство действительности. Ведь даже в одном виде не существует двух совершенно одинаковых вещей. Первичная монада, причина всех вещей – Бог. Все ост монады произведены им. Сами они не могут погибнуть. Уничтожить их может только Бог. Во вселенной царит порядок. Монады нахо-дятся между собой в отношении «предустанов-ленной гармонии». Что это значит? Бог создавал монады взаимосогласованными. Благодаря его участию восприятия одной монады согласуются с восприятиями других. Таким образом, все изна-чально находится в гармонии.

Монизм (один-единственный) – философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции – материи либо духа. “Богословский политический трактат”, “Этика”. Он решительно отвергал представление о мышлении как об особой субстанции, которая будто бы существует сама по себе и проявляется сама через себя. Монизм Спинозы имеет пантеистический характер: Бог отождествляется с природой. Бог, идеальное и материальное слилось у Спинозы в единую бесконечную субстанцию (натуралистический пантеизм). Существует единая находящаяся вне сознания субстанция, которая является причиной самой себя (causasui) и не нуждается ни в каких других причинах. Бог есть бесконечное существо, имеющее бесконечное множество атрибутов.

ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pturalis — мно­жественный) — концепция, противопо­ложная

монизму, по который все сущест­вующее состоит из множества равно­значных

изолированных сущностей, не­сводимых к единому началу. Точка зрения плюрализма.

лежала в основе монадологии Лейб­ница. Склонность к плюрализм выражает

стрем­ление современных идеалистов (прагматистов, неопозитивистов,

экзистенциалистов и др.) возвыситься над материалисти­ческим и

идеалистическим монизмом. Однако в конечном счете по своему объективному смыслу

плюрализм противосто­ит только диалектико-материалистическому монизму. В

социологии плюрализм, слу­жит основанием для отрицания еди­ной определяющей

основы общества, для взгляда на историю как на поток слу­чайных событий,

следовательно, для отказа от анализа объективных зако­нов развития общества

(точка зрения марксистско-ленинской идеологии).

Философия английского просвещения. Т.Гоббс, Дж.Локк.

Томас Гоббс (1588—1679)

- выходец из простонародья; закончил Окс­фордский университет (Англия). Помогли ему туда поступить очарован­ные его способностями дядя и школьный учи­тель Латимер. От карьеры университетского преподавателя он отказался и стал домашним учителем барона Кавендиша. В семье знатных и богатейших дворян он познакомился со многими знаменито­стями того времени, в частности с Бэконом, мысли которого Гоббс записывал под диктовку. А Бэкон говорил, что Гоббс лучше всех понимает его мысли. Трижды Гоббс вместе с Бэконом посещал Европу. В четвертый раз он отпра­вился в Париж в эмиграцию (1640—1551).

- работы: «Основы фи­лософии», делится на три части: «О теле» (1655), «О челове­ке» (1658), «О гражданине» (1642); «Левиафан...» (1645), «Бе­гемот, или Долгий парламент» (1668) - работа по истории гражданской войны в Англии; перевел с древнегреческого на английский и издал поэмы Гомера «Одиссея» и «Илиада» (1677)

- (? ) - о природе мыслящей вещи и об источнике знаний человека

- действия мышления осуществляет тело при помощи органов ощущений, через которые извне и поступают знания

- новая филосо­фия разделилась на два направления: эмпиризм и рационализм

Эмпиризм - (? ) об источнике наших знаний => выработали и обосновывали позицию, что все знания происходят из внешнего опыта через органы ощущений чело­века.

Рационализм - все знания имеют своим источником исключительно ум человека.

- «за» эмпиризм => разработал теорию познания => объяснить с точки зрения эмпиризма весь действительный мир: природу, человека и общество.

- понимание филосо­фии –> в кн. «Основы фи­лософии» (гл. № 1)

1. философия - есть естественный человеческий разум, который изучает дела Бога, чтобы найти прав­ду об их причинах и следствиях.

2. философия - врождена каждому человеку, так как всякий рассуждает о вещах. (! ) Но в случае длинных рассуждений многие сбиваются, потому что им не хватает правильного метода => философия определяется как познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясня­ющее действия из известных причин и, наоборот, возмож­ные причины из известных действий.

(! ) вос­приятие (образы, полученные от ощущений) и память (сохра­ненные образы) есть знание, но к философии не относят­ся, т. к. получены без рассуждения

- цель философии —предви­деть действия и делать их выгодными для человека

ПР:

народ Европы народ Америки
ушли вперед в строительстве, плавании, производ­стве орудий. И все это было бы невозможно без философии =>  
философия государства приведет к вы­годам в этой сфере  

- предмет философии —все, что может быть объяснено посредством научных понятий (соединение и разделение) => Гоббс исключает из философии: метафи­зику, теологию, магию, историю (естественную и политическую, т.к. они получены из опыта, а не из разума)

- гносеология

- выделяют­ся блоки:

1) решение вопроса об источ­нике познания,

2) учение о природе и познавательных возмож­ностях чувственного образа;

3) учение о происхождении и роли языка в мышлении;

4) проблема истины и метода

- знание посту­пает извне

-начинается познание с воздействия внешних тел на орга­ны ощущений человека => возникает движе­ние частиц, которое воспринимается человеком как образ (= кажимость ) внеш­ней вещи

- образ - в сущности => движение частиц, но люди видят именно образ (= картинку)

- целостный образ складывается из час­тей, которые в свою очередь есть лишь нечто кажущееся (ПР: цвета, вкусы, запахи, теплота, холод, очертания, вообще, все качества, которые, в телах существовать не могут)

- разные представления (образы) могут по-разному связы­ваться друг с другом => эти связи = переход мыслей

- правильный ход мыслей => представления, когда предшествующее вызывает последующее

- образ цели - организует представления в определенную связь => так выстраивается цепь представлений

- (! ) при помощи языка че­ловек отбирать нужные ему образы, фиксирует их, разлагает, сочетает и т. п. => звуки голоса (= метки) для запоминания образов вещей или необходимых, или опасных

ПР: При помощи меток (т.е. имен, слов) можно извлекать из памяти нужные образы и располагать их в определенной последовательности. Метки также можно ис­пользовать для сообщения другим своих мыслей. В этом слу­чае они становятся знаками. Но отдельные слова не могут стать знаками, для этого нужна определенная их связь. Речь - связь слов => тогда они делают наши мысли понятными другим

- три вида речи: 1) вопросы, просьбы, по­желания,

2) абсурд (лишенная смысла речь),

3) предложения (высказывания) — в них всегда что-либо утверждается или отрицается

- философия использует только последний вид речи — предложения

- 2 - ва вида предложений:

1) предложения истинные и ложные

2) пер­воначальные и непервоначальные

- истина есть свойство не вещей, а высказываний о них

- чтобы быть истинным, предложение должно быть правильным и обладать очевидностью (ПР: правильное предложение - субъект и предикат обозначают одну и ту же вещь: «чело­век есть живое существо»)

- очевидность - точная фиксация связи слов с теми образами, которые они обозначают (ПР: попугай может говорить правильную речь, но познавать ис­тину он не может)

- природа рассуждений = счет (ПР: рассуждение, выводящее из двух предложений тре­тье, — это силлогизм (умозаключение)

- речь = сущность мышления

- важно деление предложений на первоначальные и непервоначальные

1) первоначальные не нуждаются в доказатель­ствах (=дефиниции, или определения)

2) непервоначальные предложения могут быть доказаны

- форма бытия мышления в науке 3-риоперации:

1)определение

2) умозаключение (силлогизм)

3) доказательство

- чтобы знание стало научным => надо правильно считать

- 2 –ва метода познания:

1) аналитический - требование разлагать образы на простые части => с аналитического метода начинается научное постижение лю­бой части действительности

2) син­тетический – на базе общих принципов устанавливаются связи => синтетическим оно завершает­ся, давая математически строгую теорию

- социальная философия

- научную философию государства он делит на две части:

1) этику (учение о человеке)

2) политику (учение о гражданине).

- человека от жи­вотных отличает ум, который имеет благодаря языку, и жизнь в государстве

- эмоциональная жизнь тоже начина­ется с ощущений (ощущение предметов - способствует дви­жению в сердце, или препятствует ему) => в первом случае воз­никает удовольствие, во втором — страдание

- все, что возбуждает удовольствие, вызывает расположение к себе, а страда­ние — отвращение => добро — все, к чему мы стремим­ся, а зло — все, чего мы избегаем

(! ) Но если бы человек жил в одиночку, его поведение нельзя было бы оценивать как добродетель или порок. До возникнове­ния государства, в «естественном состоянии» люди и жили по преимуществу в одиночку. Поэтому здесь не было нравствен­ных норм, у всех были равные права на все. При равенстве прав все одинаково претендовали на источники существования, и по­этому возникает «война всех против всех», которая всем одина­ково угрожает гибелью. У людей возникает страх смерти, и тогда разум подсказывает каждому, что он должен отказаться от части своих естественных прав ради мира и передать ее от­дельному лицу или собранию лиц, которые объединят множе­ство отдельных воль к миру в единую волю. Эта единая воля к миру и есть власть, которая одна может удержать людей от новых столкновений.

Так возникает государство — новое, не существовавшее в природе, политическое тело. Его власть по отношению к под­данным является абсолютной, а повиновение граждан должно быть безусловным. Безусловное повиновение законам государ­ства и есть добродетель, а неповиновение — порок. В зависи­мости от того, на кого люди переносят свои права, выделяются три формы правления: монархия — на одного, республика — на представителей всех сословий, аристократия — на представи­телей одного сословия.

Вывод: Гоббс дал первое строгое причинно-следственное объясне­ние возникновения и функционированию государства.

 

Джон Локк (1632—1704)

- родился в небольшом городе Рингтоне, расположенном на западе Англии. В 1652 году он закон­чил Вестминстерскую школу и в этом же году как ее лучший ученик был принят в Оксфордский университет, который со степенью бакалавра закончил в 1656 г. и остался в университе­те в качестве преподавателя древнегреческого языка. Получив в университете отказ в степени доктора медицины, Локк в 1667 году принимает предложение графа Шефтсбери стать домаш­ним врачом и воспитателем его сына. Граф был противником режима Реставрации, и Локк оказался в среде участников по­литической борьбы в Англии. Случалось, что покровитель Локка попадал в королевскую тюрьму, и тогда Локку пришлось эмигрировать на континент. В эмиграции он был дважды: с 1675 по 1679 г. во Франции и с 1683 по 1689 г. в Голландии. Локк активно занимался политической деятельностью и оказывал влияние на некоторые реформы, проводи­мые в это время в Англии.

- работы: за корот­кий период (с 1689 по 1695) написал все свои философ­ские работы. Первая печатная работа — «Письмо о веротерпимости (№ 1)» (1689), «Опыт о человеческом разумении» (1690), «Письмо о веротерпимости (№ 2)» (1690), «Два трактата о правлении» (1690), «Некоторые мысли о воспитании» (1693), «Разумность христианства» (1695)

- гносеология – в кн. «Опыт о человеческом разуме»

- критика теории врожденных идей => несостоятель­ность положения, что в душе существуют какие-то идеи (или принципы) от самого ее рождения, т.к. если бы врожденные идеи (или принципы) существовали, то они должны были бы осознаваться каждым => бы общее согласие всех людей, чего не существует

- законы логики (тождеств, противоречия) не знают дети, душевноболь­ные и некоторые старики - ПР: их не знают целые на­роды Нового Света: индейцы Америки, аборигены Австралии и т. д.

- моральные принципы различны у разных народов, в разные эпохи и даже у разных людей одного народа, эпохи и культуры – ПР: нет ни одного отдельно взятого человека, который помнил хотя бы одну идею (или принцип) от самого рождения и до са­мой смерти

- теория врожденных идей опровергается тем, что можно объяснить происхож­дение всех идей из опыта

- при своем первом появлении на свет душа каждо­го человека есть белая бумага без всяких идей и знаний => она получает свои знания - из опыта => 2-ва источника опыта: внешний и внутренний

1) внешний опыт - материал, который дают человеку органы ощущений под воздействием внешних предметов = ощущение

 

 

2) внутренний опыт фор­мируется из наблюдений за действиями ума человека = рефлексия

Вывод: весь опыт складывается из ощущений и рефлексии. Опыт рефлексии может возникнуть только после опыта ощущений.

- Локк не про­сто эмпирик, но также теоретик сенсуализма - учения о том, что все человеческое познание осуществляется на основе ощу­щений (чувств)

- ощущения приносят в душу идеи, которые называются чувственными качествами (идеи белого, твердого, горького, звуков, запахов и т. д.)

идеи- существуют в душе качества - существуют в телах
Виды идей: - простые - в которых нельзя выделить частей. ПР: любой конкретный цвет (желтый), вкус, запах и т. п. Человек не может создать ни одну простую идею. Все они на­вязываются ему силой через Виды качеств: - первичные – это свойства тел, которые остаются у них постоянно (протяжение, объем, плотность, движение и покой). Идеи этих качеств адекватны, т. е. показывают нашему уму то,
опыт. - сложные- составляют­ся из простых. Человек может из простых идей об­разовать какие угодно сложные (по своему желанию) Способ образования сложных идей: 1) по принципу притяжения друг к (ассоциация идей). Идеи: 1) абстрактная идея - это такая сложная идея, которую разум образовал, отбрасывая все индивидуальные признаки у разных идей и оставляя лишь то, что у них общее. ПР: идеи кошки, верблюда, слона и т. п., то наш ум может отбросить все индивидуальные различия и оставить только общее, что есть у этих существ: телесность и одушев­ленность (идея «животного»). Так образуется абстрактная идея «животного». что в вещах есть на самом деле. - вто­ричные - возникают в вещах в результате незамет­ных изменений в первичных. Они вызывают идеи вку­сов, цветов, запахов и т. п. Эти идеи неадекватны, т.к. цвета, вку­сы, запахи суть только идеи и существуют в нашей душе, а не в вещах

 

- эмпирико-сенсуалистическая теория разрешает проблему видов (уровней опознания) => их 3-ри: 1) сенситивное - знание несовершенное. Оно показывает лишь существование и облик отдельных внешних предметов. Но без него не может ни возникнуть, ни применяться демонст­ративное и интуитивное знание

2) демонстративное,

3) интуитивное - самое совершенное. Оно - результат способности ума усмат­ривать отношения между двумя идеями (тождество, сходство, различие и т. п.). Когда характер отношения между двумя иде­ями не ясен интуитивно, начинает действовать демонстратив­ное познание. Оно представляет процедуру подыскания промежуточных идей, которые помещаются между двумя ис­ходными, пока не станет ясным характер их отношения

Вывод: знание - есть вы­яснение отношений между идеями. Соответственно и всеобщие и необходимые знания относятся не к вещам, а к идеям. Этим снимается проблема того, что человек имеет всеобщие и необ­ходимые знания, хотя ни из какого опыта их получить нельзя.

- истина – этоправильное соеди­нение знаков => свойство по­ложений (высказываний)

- два вида знаков: 1) идеи — знаки вещей и их сил в нашем уме;

2) слова — знаки наших идей

=> истина двух видов: 1) номинальная - соответствие связи слов комбинации наших идей. ПР: высказывание «кентавр — существо с туловищем коня и головой человека» номинально истинно, но реально ложно.

2) реальная - сло­весное или мысленное утверждение, представляющее связь идей, соответствующих связи самих вещей

- социальная философия

- идея разделения властей (=> разработана в контексте теории происхождения государства и власти)

- государство воз­никает из естественного состояния по договору людей

- в есте­ственном состоянии люди равны и свободны

- (! ) закон природы - требование, чтобы ни один не наносил ущерба жизни, свободе и собственности другого

- для каждого равные права на два вида вла­сти: делать все необходимое для сохранения себя и других, наказывать за преступление против этого закона => в одиночку выполнять обязанности трудно => люди объединяются в общество => решаются подчиняться воле большинства => эту волю представляет законодательная власть (высшая в обществе). Законодательная власть назначает исполнительную и беспристрастных судей. Но и сама, будучи верховной, подчиняется зако­нам. В противном случае она не выражает волю большинства и ставит себя в состояние войны с народом.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1728; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.062 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь