Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Развитие индуктивного метода познания
- гос. чиновник (в 23 года избран в английский парламент; в 1603 - 1618 гг.— лорд-канцлер Англии, но обвинен во взяточничестве - заключен в королевскую тюрьму, после освобождения запрещено занимать какие-либо гос. должности), ученый и философ. Карьеру философа Бэкон начал в том же 1584 году, когда стал заниматься гос. деятельностью - философское сочинение – «Величайшее порождение времени», под которым философ имел в виду науку.
- работы: «Величайшее порождение времени» (1584), «Похвала познанию» (1592), «О прогрессе учености» (1605), «Новый Органон» (1620) – спредисловием - «Великое восстановление наук» - если сравнивать названия первых работ и последних, то видно, что от похвалы наук Бэкон переходит к отрицательной оценке их - «восстановление наук» - это реформа существующего в то время знания - в необходимости реформы наук - два аргумента 1. - анализ истории знания показывает, что наука занимает особое место среди важных дел людей ПР: изобретения невозможны без знания Бэкон: «плоды науки, подобно дарам солнца, приносят пользу всему человеческому роду и вечны во времени и бесконечны в пространстве» - наука входит в состав человеческих дел - идеал науки — представление о назначении науки в жизни человеческого рода согласно ее сущности - наука должна приносить пользу всем людям, увеличивать силу и могущество человека, избавить человека от нищеты, лишений и болезней 2. на протяжении всей истории человечества знания и науки выполняли эту великую миссию только иногда и лишь случайно - в целом: науки - плодовиты в спорах и бесплодны в делах - такое их состояние - называется – «детством науки» - задача - преодоление этого «детства науки»; надо поставить науку на то место, которое она должна занимать согласно своему идеалу - 3 – ри причины кризиса науки: 1. - ученые мало уделяли внимания познавательным способностям человека - они не знали, как осуществляется процесс познания и не контролировали его; познание осуществлялось стихийно, что и было основной причиной «детского характера» науки - ученые вместо познания вещей такими, каковы они сами по себе, измышляли фантазии о них 2. не зная, как действуют познавательные способности человека, ученые не смогли снабдить их орудиями познания - познающий человек не был ознакомлен с эффективными орудиями познания, поэтому познание осуществлялось стихийно 3. ученые изучали не то, что следовало изучать в первую очередь - т. к. все источники жизни человек берет из природы, то и познание должно начинаться с изучения природы - если известны причины плачевного состояния наук, то ясен и путь выхода из кризиса - наука —важнейший вид занятий; создать истинную науку можно только поставив во главу угла изучение природы - Процесс познания - в два этапа: 1. - свидетельства наших чувств (органов ощущений). До и без «осведомления чувств» познание природы невозможно 2. - разум - выносит суждения о данных чувств, устанавливает причины (формы) явлений (натур) ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ I – ый - чувства - имеют два недостатка: 1. они многое не замечают в явлениях природы (ПР: из-за слишком больших или малых размеров, скорости и т. п.) 2. чувства в принципе обманывают человека (т. к. дают предмет не по аналогии мира, а по аналогии человека), по Бэкону, все чувственные качества (цвета, вкусы, запахи, звуки, тактильные ощущения) не существуют в самих предметах. Это явление Бэкон называет «великим обманом чувств». Избавить чувства от этого недостатка невозможно. - в ходе проведения опытов один предмет природы сталкивается с другим предметом природы, а ученый фиксирует результат (метод - наблюдения) 1) т. е. это диалог человека и природы 2) есть и «монолог» самой природы - ВЫВОД: не доверяет чувствам как источнику знания - они всегда обманывают - но, в то же время, без них познать природу невозможно - это противоречие (или гносеологический парадокс) снимает понятие «специальных опытов» (современное название которых — эксперимент)
II – ой - ум - имеет 2-ва недостатка: 1. быстро отрывается от данных чувств, от опыта 2. из-за плененности «идолами» привносит многое от себя в познание природы - чтобы ум занимался только осмыслением данных чувств и «опытов» - надо использовать – индукцию – это набор процедур, обеспечивающих строгую фиксацию данных наблюдений и опытов (экспериментов), располагает их так, чтобы стало очевидным, какие явления — причины, а какие — следствия ВЫВОД: Бэкон обосновал экспериментально-индуктивное естествознание. Бэкон разработал теорию познания, в которой использовал понятие объекта («вещь сама по себе») и субъекта («ум сам по себе»)
Философия Рене Декарта (1596—1650): Дедуктивный метод познания
- основоположник новоевропейского рационализма; математик. Образование Декарт получил в лучшей школе Европы того времени (Коллеж-ройяль в г. Ла Флешь). И уже в школе он пришел к выводу, что все знания и науки недостоверны и бесполезны в жизни - главное, что должно давать обладание истиной (совершенное знание) - это обеспечение человека всем необходимым в жизни: достаток, здоровье, добродетельность - работы: «Правила для руководства ума» (1628—1629 – но не окончил и не опубликовал), «Философские опыты» (1637), «Рассуждение о методе» (1637), «Метафизические размышления» (1641), «Начала философии » (1644), «О страстях души» (1649) - задача Декарта - найти истину, т.е. способ отличать истинное знание от ложного - в повседневных делах достаточно руководствоваться только вероятными предположениями - необходимо изучить самого себя - в результате соединения самоизучения с опытом изучения мира получаются положения: 1. в отыскании истины нужно руководствоваться разумом 2. надо отвергнуть все прежние знания и мнения, а на их место поставить новые или старые, но проверенные разумом 3. отыскать истину можно только правильно применяя разум (т. е. располагая правильным методом) - поскольку чувства обманывают, то их нельзя принимать в качестве познания - единственное, чем можно пользоваться в познании истины – разум (т.к. он «извлекает знания из себя самого») – рационализм - для отыскания истины разуму достаточно пользоваться 4-мя правилами: 1) принимать за истинное только такое знание, которое не дает никакого повода к сомнению 2) разлагать сложные проблемы на простые элементы 3) выстраивать затем из этих простых элементов строгую последовательность (даже если и кажется, будто такой последовательности не может быть) 4) составлять полные перечни этих элементов - философия - система знаний, которую можно сравнить с деревом: «Корнем» этого дерева является метафизика. «Ствол» — физика. А ветви и крона — остальные науки, которые сводятся к трем главным: - медицина (обеспечивает здоровье людей) - механика (дает знания, применяемые в обустройстве быта) - этика (знание об условиях добродетельной и благой жизни) Как в дереве ствол, ветви и плоды не могут вырасти и приносить пользу до и без корня, так и науки не могут сформироваться до и без метафизики. Метафизикой со времен античности называют философскую дисциплину о первых началах и высших причинах всего существующего. Декарт, по сути, не отходит от этого понимания, называя метафизикой исследование Бога, души и начал совершенного познания. - для отыскания самого первого и абсолютного истинного положения надо усомниться абсолютно во всем - «картезианское сомнение» - сомневаться надо не хаотично, а строго - в тот момент, когда мы пытаемся представить несуществующими даже нас самих и возникает усмотрение истины, т.к. отбросить собственное существование мы не можем - сомнение есть наша мысль - мысль не может существовать без того, кто мыслит - «мыслю, следовательно существую» - ясность и отчетливость - критерий истинности знаний - интуиция – это ясные и отчетливые положения (идеи, понятия) действие ума, которые просты и не требуют доказательств - для осуществления интуиции надо разложить сложную проблему на простые элементы - сложные знания ум приобретает при помощи - дедукции – это способность ума устанавливать связь между двумя интуитивно ясными положениями - кроме интуиции и дедукции ум не должен допускать ничего - ВЫВОД: Декарт выработал для европейской философии позицию рационализма: 1) Истинное знание может быть получено только из ума 2) Ум - духовная сущность, которая действует независимо от тела (дуализм Декарта) 3) Ум осуществляет познание только благодаря тому, что прежде осознает сам себя (самосознание)
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-10; Просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы