Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Теория агностицизма Давида Юма (1711—1776)
- шотландец, родился в г. Эдинбурге в семье дворянина. Образование получил в Эдинбургском университете. Вначале самостоятельной жизни из-за нужды Юм пытался заняться коммерцией, но успеха не добился. И он решил впредь жить на минимальные доходы и заняться литературной деятельностью. В 1734 г. Юм отправился во Францию, для занятия литературным трудом. В 1752 году Юм - библиотекарь при Обществе юристов, что дало ему доступ к документам, для написания «Истории Великобритании» (8 т.) - работы: «Трактат о человеческой природе» (1737), «Эссе» (1742), «Исследование о человеческом познании» (1748), «Исследование о принципах морали» (1751), «Истории Великобритании» в 8 –ми т., «Диалоги о естественной религии» (1751—1757), «Естественная история религии» (1757). - критиковал язычество, христианство и т.д., чем возбудил против себя неудовольствие - задача - исследовать человеческую природу, необходимость чего диктуется плачевным, по его мнения, состоянием наук, в которых больше шума и споров, чем достижений - науку о человеческой природе надо формулировать на основании опыта и наблюдений - задача - учредить новую науку - науку о человеческой природе (человеческом духе) и подвести ее как фундамент под все человеческое познание - задача - определение человеческого духа (опыта человека), т.е. из чего он состоит - человеческий ум имеет восприятия, которые делятся на два рода: 1. впечатления (т.е. «впечатляться» — получать сильные, образы, мощные колебания духа) 2. идеи (это слабые образы в мышлении и рассуждении) - впечатления и идеи делятся на: 1. простые (т.е. те, которые не допускают в себе разделения) 2. сложные (т.е. сложные имеют различные части) - между идеями и впечатлениями соотношение: 1. каждому простому впечатлению соответствует простая идея 2. но между сложными впечатлениями и идеями такого соотношения нет (ПР: мы можем образовать сложную идею города, о котором не получали никаких впечатлений) 3. если простые впечатления и идеи связаны друг с другом, то одни из них причины, а другие — следствия 4. порядок появления впечатлений и целей показывает, что простые впечатления всегда предшествуют идеям (ПР: нельзя объяснить, что такое оранжевый цвет; чтобы его познать, нужно вызвать впечатление непосредственным предъявлением этого цвета) 5. простые идеи — это копии (образы) простых впечатлений - идеи - это ослабленные копии впечатлений - впечатления (как простые, так и сложные) делятся еще на два рода: 1. впечатления ощущения (возникают в душе благодаря деятельности органов чувств) 2. впечатления рефлексии (происходит от наших идей) - весь состав человеческого духа (как сферу познавательных способностей, так и эмоционально-волевую сферу) замыкается на одном источнике – ощущении - чтобы объяснить природу и принципы человеческого духа в целом, надо, по Юму, сначала исследовать идеи, которые начинаются со сравнения идей памяти и идей воображения - воображение – это способность ума человека образовывать слабые копии с впечатлений ощущения (т. е. идеи) - память –это когда впечатление ощущения превращается в идею (т.е. сохраняет свою первоначальную живость и оказывается чем-то средним между впечатлением и идеей) - воображение – может комбинировать простые идеи как угодно - существуют общие принципы соединения простых идей в сложные - ассоциация идей – это свойство идей соединяться друг с другом согласно принципам: 1. сходство между идеями 2. смежность во времени или пространстве 3. причина и действие (наиболее сильный, т.к. это единственное отношение, которое выводит человека за пределы его памяти и чувств, т. е. за пределы ума; причинность — важнейшее понятие наук) - априори (до и без опыта) перейти от причины к действию нельзя, т. к. действие всегда отличается от причины (ПР: причина загара - солнечные лучи) - (? ) что лежит в основании опыта? 1) Ответ: постоянное заключение человека о будущем 2)ни опыт, ни рассуждения не устанавливают связь между чувственными качествами и скрытыми силами (ПР: между внешним видом пищи и ее полезностью
Вопрос 4. Философия Б.Спинозы (субстанция и атрибуты, необходимость и свобода) и В.Лейбница («Монадология») Бенедикт Спиноза (1632—1677) - родился в Амстердаме (столица Голландии) в семье еврейского купца. При рождении ему дали имя – Барух, определили в религиозное училище. В 16 лет отец взял его оттуда, чтобы он помогал вести торговые дела. И с этими делами Барух успешно справлялся. Но вскоре отец умер, Спиноза оставил дело отца и занялся изучением латыни и философии. Латынь он полюбил так сильно, что изменил свое имя на латинское Бенедикт. С изменением имени окончательно преобразился и сам Спиноза. Он страстно полюбил философию, науки, и в познании и в жизни отверг все и всякие авторитеты, кроме авторитета собственного разума. Философ оставил дело отца, и порвал всякие связи с еврейской общиной, за что подвергался с их стороны преследованиям - работы: «Трактат о Боге, человеке и его счастье» (1658—1660); «Трактат об усовершенствовании разума» (1661), который не окончил; «Этика» (1662—1675) - (? ) возможно ли человеческое счастье, и если да, то в чем оно и как его достичь - идеала математической строгости - в применении разума - познание должно начинаться с исследования метафизических вопросов - человек - несамостоятелен, а лишь часть мирового целого; поэтому, чтобы понять - «что есть человеческом счастье? », надо определить, какое место человек занимает в составе мира - (? ) «что есть все? » - метафизический вопрос: «все» нельзя воспринять органами ощущений и нельзя получить о нем какой-либо внешний опыт - «все» можно охватить только умом; т.о. метафизика Спинозы - сугубо рационалистическое построение - разум движется в постижении «природы» (=сущности) «всего», т.к. все, что существует, существует или в себе, или в другом (ПР: рука человека существует в его теле. А тело, следовательно, в себе. Но тело человека не самостоятельно. Значит, оно тоже существует в другом, благодаря, например, родителям) - однако ясно также и то, что существует нечто такое, что существует только в себе, и, следовательно, его существование уже не зависит ни от чего другого; то, что существует в себе, не зависит ни от чего другого - есть «первое». А то, что есть первое, для своего существования не нуждается ни в чем, кроме себя самого – это есть причина себя (=субстанция) - такое существование подразумевают все монотеистические религии = Бог - субстанция-Бог не может быть ничем ограниченной (не имеет ни начала, ни конца во времени и в пространстве) - понятия времени и пространства к ней не приложимы - субстанция может быть только одна - если бы субстанций было больше, то они ограничивали бы друг друга и уже не были бы первыми, а значит не были бы и субстанциями - если субстанция есть причина себя, значит она такое бытие, которое постоянно действует - сущность причины в том, чтобы производить действие (иначе она не была бы причиной) - субстанция ничем не ограничена - действует многими способами, отличными друг от друга, иначе все способы сольются в один-единственный. А это было бы ограничением субстанции и ее могущества - для субстанции недопустимо, чтобы какой-либо из способов се действия появился раньше или позже других - субстанция действует всегда и всеми способами сразу, которые называются атрибутами - действие субстанции реализуется в актах, т. е. в отдельных действиях (= цепи причин и следствий) - отдельный акт выступает причиной для другого акта и он же есть следствие предшествующего - все существующее подчиняется необходимости, в составе которой нет места случайности и произволу - отдельные действия - субстанции (= модусами) - модусы – это то, что человек воспринимает и понимает как отдельные вещи, включая и самого человека - человек воспринимает и познает только два атрибута: 1. атрибут мышления (=субстанция-Бог действует духовным образом, производя идеи) 2. атрибут протяжения (=действует посредством тел) - субстанция действует сразу всеми способами (т.е. каждому телу соответствует определенная идея) - т.о. индивидуальные вещи, хотя и в различных степенях, но все одушевлены ПР: отношения души и тела человека - (? ) в чем особенность положения человека среди модусов субстанции? - человек как модус подчинен необходимости - произвольные поступки человека в действительности слепы, осуществляются стихийно, без знания причин - человек состоит из души и тела (самый сложный модус из всех) - сложность души человека - в ее превосходстве над другими — т.е. способности познавать причины всех вещей и своих состояний - человек может сохранять свое существование только через другие вещи, что достигается только действием - состояния человеческого тела – это аффекты (страсти, эмоции): 1. пассивные (пассивные зависят от других вещей) - сводятся к трем: влечение, удовольствие, неудовольствие 2. активные (зависят от самого человека) - человек - подчиняется закону сохранения существования; все аффекты человека естественны, но в стремлении человека к сохранению интересы людей сталкиваются, и между ними возникает вражда, ненависть и производные от них аффекты ПР: один и тот же человек, находясь в пассивном состоянии раздирается на части противоположными аффектами - человек попадает в «рабство аффектам», т.к. в душе аффекты представляют собою смутные, неадекватные идеи - закон взаимодействия аффектов - активный всегда подавляет пассивный - в познании душа активна, что сопровождается активными аффектами удовольствия (прежде всего человек познает, что наибольшую пользу ему приносит другой человек, т. к. у человеческих индивидов наибольшее количество общих свойств) - государство - ограничивает агрессию людей, еще не способных руководствоваться разумом, и создает условия для просвещения всех - если люди станут жить под руководством разума, они будут делать лишь то, что хорошо для человеческой природы в целом – т. е. будут стремится к познанию Бога
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-10; Просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы