Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема – Философская мысль Нового времени.



Тема – Философская мысль Нового времени.

 

Учебные цели – ознакомить учащихся с развитием философской мысли Нового времени и ее основными философскими направлениями.

Цели модуля - выявлять сходство и различие концептуальных построений философии Нового времени; знать специфику философских направлений.

Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся знания философских процессов, а также знания истории философии.

 

Вопросы учебного занятия

1.Философия нового времени: общая характеристика.

2. Философия Нового времени и возникновение естествознания

- Коперник и Кеплер

- Галилей и Ньютон

3. Проблемы методов познания в философской мысли Нового времени

- философия Ф.Бэкона: развитие индуктивного метода познания

- философия Р. Декарта: дедуктивный метод познания

- теория вероятности Б. Паскаль

- теория «идей» Дж. Беркли («быть – значит быть в восприятии»)

- теория агностицизма Д. Юма

4. Философия Б.Спинозы (субстанция и атрибуты, необходимость и свобода) и В.Лейбница («Монадология»)

5. Представления о человеке и обществе в философии Т. Гоббса и Дж. Локка

6. Феномен «просвещения» в философии Нового времени (на примере философии Французского просвещения)

 

Литература

Основная

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2008.

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2007.

3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2001.

Дополнительная

1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.

2. Антология философской мысли. — М., 1993.

3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.

4. Каратини Р.Введение в философию. — М., 2003.

5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М., 2003.

6. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2010

7. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 1998.

8. Современный философский словарь. — М., 2010

9. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 1995.

10. Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. — М., 1984.

11. Александров Г.Ф., История западноевропейской философии. М. – Л., 1946

12. Гонфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980

13. История философии. В 6-ти т. М., 1957-1965

14. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков, М., 1984

15. Кузнецов Б.Г. История философии для физиков и математиков. М., 1974

16. Кузнецов З.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1985

17. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1973

18. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т., СПб., 1994-1997

19. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1967

 

 

Вопрос 1. Философия нового времени (XVII-XVIII века):

Общая характеристика

1. с XVII в. развиваются естествозна­ние, астрономия, математика, механика; что оказало влияния и на философскую мысль

переориентация философии

средневековая эпоха Возрождения Новое время
теоцентрический характер ориентирова­на на искусство и гуманитарное знание опора на науку

2. в философии возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного иссле­дования

3. специфика философии Нового времени - материалистическая тенденция, выте­кающая из опытного естествознания

4. внимание - проблемам бытия и субстанции, особенно когда речь идет о движении, простран­стве и времени ( онтоло­гия)

5. зада­ча науки и философии - содействовать здоровью и кра­соте человека, а также увеличению его власти над природой - вела к пониманию необходимости иссле­дования причин явлений, их сущностных сил

6. два под­хода к понятию «субстанция»:

- онтологическое понимание субстанции как пре­дельного основания бытия, основоположник – Ф. Бэкон

- гносеологическое осмысление понятия «субстан­ция», его необходимость для научного знания, ос­новоположник – Дж. Локк

(по Локку, идеи и понятия имеют ис­точником внешний мир, материальные вещи. Мате­риальные тела имеют лишь количественные особенности, качественного многообразия материи не существует: материальные тела отличаются друг от друга лишь величиной, фигурой, движением и покоем - первичные качества. Запахи, звуки, цвета, вкус - вторичные качества, которыевозника­ют в субъекте под воздействием первичных качеств

7. Д. Юм « против» материалистического понимания субстанции (отвергал сущест­вование материальной и духовной субстанции); считал, что есть «идея» субстанции, под которую подводится ассоциация восприятия человека, присущая обыден­ному, а не научному познанию

8. развитие теории познания (гносеологии):

- проблемы философского научного метода

- методологии познания человеком внешнего мира

- связи внешнего и внутреннего опыта

- задача получения достоверного знания

9. гносеология - средневековая полемика между номинализмом (опыт); и реализмом (достоверное познание - с помощью разума) в философии Нового времяни трансформирюется в эмпиризм и рационализм

Эмпиризм (опыт) - источник достоверного научного знания опыт; ориентировался на естественные науки (Ф. Бэкон)

Рационализм (разум) - источник знания рассудок, логическое рассуждение, теоретические обобщения; ориентировался на математические науки (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц)

10. с XVII в. начинается становление науки как са­мостоятельного института, наука приобретает современные черты и формы. Законы, открытые естественными науками, переносятся и на исследование общества. Из общефилософских знаний в период Ново­го времени в самостоятельные отрасли выделяются обществоведче­ские дисциплины: экономика, социология, политология

11. в онтологии (общей теории бытия) характерны черты механицизма — абсолютизации законов механики, перенесения их на все виды движения, в том числе и на развитие об­щества

12. деизм - признание Бога первопричиной развития природы, силой, давшей первотолчок мировому движению и больше не вмешивающейся в его ход. Деизм - признает существование Бога в качестве безличной причины мира. Особенность деизма - сведение к минимуму функции Бога

13. формируется новая физическая картина мира, важнейшими предпосылками которой стали астрономические откры­тия Г. Галилея, И. Кеплера, а также открытые И. Ньютоном законов классиче­ской механики

Основные идеи философии Нового времени

- принцип автономно мыслящего субъекта

- принцип методического сомнения

- индуктивно-эмпирический метод

- интеллектуальная интуиция или рационально-дедук­тивный метод

- гипотетико-дедуктивное построение научной теории

- разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека

ВЫВОД:

Задачи философии Нового времени

1. идея развития автономной философии, свободной от религиозных предпосылок

2. построение цельного мировоззрения на разумных и опытных осно­ваниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека

3. проблемы обоснования способов достижения знания — пробле­мы методологии познания

 

 

Вопрос 2. Философия Нового времени и возникновение естествознания: Коперник и Кеплер

 

-работы: Коперник «О вращениях небес­ных сфер»

Кеплер

- переход в астроно­мической науки от геоцентрической к гелиоцентрической системе мира

- опытная основа астрономии - наблюдение (а не эксперимент! )

- формируются различные взгляды на опыт

1) жизненный опыт - уникальные для каждого человека процессы его формирования, воспитания и образования

2) в науке опыт предстает в форме систематического наблюде­ния

- человекне стремится уви­деть все, но пытается рассмотреть определенные особенности в границах избранного поля исследований ПР: все науки используют опыт в качестве систематического наблю­дения

3) в некоторых случаях человек может влиять на условия проведе­ния научного опыта ПР: но только некоторые науки в состоянии экспериментировать с исследуемыми объектами

 

Николай Коперник (1473—1543)

- астрономическая модель с Солнцем в качестве центра пла­нетной системы (гелиоцентрическая система), что противоречило господствовавшей геоцентрической системе, восходящей к Пто­лемею и признававшейся Церковью

ПР: кстати, ге­лиоцентрическая модель некогда уже предлагалась греческим аст­рономом Аристархом из Самоса (ок. 310—230 дон.э.), но именно коперниканская модель привела в эпоху Ренес­санса и Реформации к подрыву авторитета церкви и аристотелев­ской традиции, т.к. революци­онизировала непосредственный жизненный опыт людей.

(Коперник дал нам возможность дистанцироваться от опыта, в центре кото­рого мы находимся, и взглянуть на мир с совершенной другой позиции. Это рефлексивное дистанцирование и это «обращение» перс­пективы называется коперниканской революцией).

- началась кри­тика традиционного доверия человеческому разуму и идеи при­вилегированного места человека во вселенной

- астрономическая теория, основанная на система­тических наблюдениях и математических моделях, поставила под сомнение вековой жизненный опыт. В результате че­ловек пережил кризис, который привел к пересмотру его точки зрения на самого себя.

 

Иоганн Кеплер (1571 — 1630)

- опроверг представление о том, что небесные сферы являются качественно отличными от земно­го мира

- пытается дать механическое объяснение движениям планет

- Кеплер уточнил модель Коперника:

1. орбиты являют­ся не окружностями, по которым с постоянной скоростью дви­жутся планеты, а эллипсами, в центральном фокусе которых нахо­дится Солнце

2. планета движется по эллипсу с переменной скоро­стью, зависящей от расстояния до Солнца

- сформулировал законы перемещения планет по их орбитам

- (? ) - почему планеты движутся по эллиптическим орбитам с переменной скоростью? - аргументы в пользу гелиоцентрической системы мира усилились

Законы Кеплера гласят:

1. каждая планета движется но эллипсу, в одном из фокусов которого нахо­дится Солнце.

2. каждая планета движется и плоскости, проходящей через центр Солнца, причем радиус-вектор, соединяющий Солнце и планету, описывает равные пло­щади в равные промежутки времени

3. Квадраты времен обращения планеты вокруг Солнца относятся как кубы их средних расстояний от Солнца

 

Философия Нового времени и возникновение естествознания:

Галилей и Ньютон

- работы: Галилей

Ньютон «Математические принципы натуральной философии» (1687)

Галилео Галилей (1564—1642)

- в работах Галилея и Ньютоназароди­лась новая физика (математически сформулированное естествознание), противоречащая аристотелевской традиции

- известны эксперименты Галилея со свободно падающими телами, которые послужили основой для формулировки законов движения

ПР: известны его поддержка коперниканской системы и реакция на нее инквизиции, под дав­лением которой Галилей был вынужден отречься от своих науч­ных убеждений

- разрабатывая новые экспериментальные методы и механиче­ские понятия, Галилей придавал большое значение математике («книге природы»)

 

Исаак Ньютон (1643-1727)

- родился в семье мелкого землевла­дельца, стал профессором математики Кембриджского универси­тета и президентом Королевского общества.

- сформулировал три закона движения

Первый закон Ньютона - тело продолжает удерживаться в своем состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменять это состояние.

Второй закон Ньютона - изменение количества движения про­порционально приложенной движущей силе и происходит по на­правлению той прямой, по которой эта сила действует.

Третий закон Ньютона - действию всегда есть равное и проти­воположное противодействие

- сформулировал закон всемирного тяготения

закон всемирного тяготения - два тела взаим­но притягивают друг друга с силой, прямо пропорциональной их массам и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними

- создал теорию исчисления беско­нечно малых (одновременно с Лейбницем, но независимо от не­го)

- теорию цветового состава естественного света

- его физиче­ские теории обосновали предшествующие теории как в астроно­мии (кеплеровские законы движения планет), так и в механике (галилеев закон свободного падения)

- основа физики - гипотетико-дедуктивного метода, в котором решающая роль принадлежит экспери­менту

- идея действия на расстоянии

- интересовался теологическими вопро­сами и написал объемные трактаты по теологии

- занимался алхимией, пытаясь добиться превращения одних веществ в другие

 

ВЫВОД:

1. возникновение физики было обязано филосо­фии в плане как формирования механистической картины мира, так и выработки рационалистической и эмпирицистской позиций

2. новая нау­ка предоставляет аргументы против скептицизма

3. на­ука оказалась связанной с идеей прогресса и стала авторитетом в вопросах истины

4. философия и религия вынуждены были искать свое место по отношению к науке

ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ

I – ый - чувства - имеют два не­достатка:

1. они многое не замечают в явлениях природы (ПР: из-за слишком больших или малых раз­меров, скорости и т. п.)

2. чувства в принципе обманы­вают человека (т. к. дают предмет не по аналогии мира, а по аналогии человека), по Бэкону, все чувственные качества (цвета, вкусы, запахи, звуки, тактильные ощущения) не существуют в самих предметах. Это явление Бэкон называет «великим обманом чувств». Избавить чувства от это­го недостатка невозможно.

- в ходе проведения опытов один предмет природы сталкивается с другим предметом природы, а ученый фикси­рует результат (метод - наблюдения)

1) т. е. это диалог человека и природы

2) есть и «монолог» самой природы

- ВЫВОД: не дове­ряет чувствам как источнику знания - они всегда обманыва­ют

- но, в то же время, без них познать природу невозможно - это противоречие (или гносеологический пара­докс) снимает понятие «специальных опытов» (современное название которых — эксперимент)

 

II – ой - ум - имеет 2-ва недостатка:

1. быстро отрывается от данных чувств, от опыта

2. из-за плененности «идолами» привносит многое от себя в познание природы

- что­бы ум занимался только осмыслением данных чувств и «опы­тов» - надо использовать – индукцию – это набор процедур, обеспе­чивающих строгую фиксацию данных наблюдений и опытов (экспериментов), располагает их так, чтобы стало очевидным, какие явления — причины, а какие — следствия

ВЫВОД: Бэкон обосновал экспе­риментально-индуктивное естествознание. Бэкон разработал теорию познания, в которой использо­вал понятие объекта («вещь сама по себе») и субъекта («ум сам по себе»)

 

Философия Рене Декарта (1596—1650):

Дедуктивный метод познания

 

- основоположник новоевропей­ского рационализма; математик. Образование Декарт получил в лучшей школе Европы того времени (Коллеж-ройяль в г. Ла Флешь). И уже в школе он пришел к выводу, что все знания и науки недостоверны и бес­полезны в жизни

- главное, что долж­но давать обладание истиной (совершенное знание) - это обес­печение человека всем необходимым в жизни: достаток, здоровье, добродетельность

- работы: «Правила для руководства ума» (1628—1629 – но не окон­чил и не опубликовал), «Философские опыты» (1637), «Рассуждение о методе» (1637), «Метафизические размышления» (1641), «Начала филосо­фии » (1644), «О страстях души» (1649)

- задача Декарта - найти истину, т.е. способ отличать истинное знание от ложного

- в повседневных делах достаточно руковод­ствоваться только вероятными предположениями

- необходимо изучить самого себя

- в результате соединения самоизучения с опытом изучения мира получаются положения:

1. в отыскании истины нужно руко­водствоваться разумом

2. надо отвергнуть все прежние знания и мнения, а на их место поставить новые или старые, но проверенные разумом

3. отыскать истину мож­но только правильно применяя разум (т. е. располагая правиль­ным методом)

- поскольку чувства обманывают, то их нельзя принимать в ка­честве познания

- единственное, чем можно пользоваться в познании истины – разум (т.к. он «извлекает знания из себя самого») – рационализм

- для отыскания истины разуму достаточно пользовать­ся 4-мя правилами:

1) принимать за истинное только такое знание, которое не дает никакого повода к сомнению

2) разлагать сложные проблемы на простые элементы

3) выстраивать затем из этих простых элементов строгую последовательность (даже если и кажется, будто такой последовательности не может быть)

4) составлять полные перечни этих элемен­тов

- философия - система знаний, которую можно сравнить с деревом:

«Корнем» этого дерева является метафизика.

«Ствол»физика.

А ветви и кронаостальные науки, которые сводятся к трем главным:

- медицина (обеспечивает здоровье людей)

- механика (дает знания, применяемые в обус­тройстве быта)

- этика (знание об условиях добродетельной и благой жизни)

Как в дереве ствол, ветви и плоды не могут вырасти и приносить пользу до и без корня, так и науки не могут сформироваться до и без метафизики. Метафизикой со времен античности называют философскую дисциплину о первых на­чалах и высших причинах всего существующего. Декарт, по сути, не отходит от этого понимания, называя метафизикой исследование Бога, души и начал совершенного познания.

- для отыскания самого первого и абсолютного истинного положения надо усомнить­ся абсолютно во всем - «картезианское сомнение» - сомневаться надо не хаотично, а строго

- в тот момент, когда мы пытаемся представить несуществующими даже нас самих и возни­кает усмотрение истины, т.к. отбросить собственное существо­вание мы не можем

- сомнение есть наша мысль

- мысль не может существовать без того, кто мыслит - «мыслю, следо­вательно существую»

- ясность и отчетливость - критерий истинности знаний

- интуиция – это ясные и отчетливые положения (идеи, понятия) действие ума, которые просты и не требуют доказательств

- для осуществления интуиции надо разложить сложную проблему на простые эле­менты

- сложные знания ум приобретает при помощи - дедукции – это способность ума устанавливать связь между двумя интуитивно ясными поло­жениями

- кроме интуиции и дедукции ум не должен допускать ничего

- ВЫВОД: Декарт выработал для европейской философии пози­цию рационализма:

1) Истинное знание может быть получено только из ума

2) Ум - духовная сущность, которая действует неза­висимо от тела (дуализм Декарта)

3) Ум осуществляет позна­ние только благодаря тому, что прежде осознает сам себя (са­мосознание)

 

Бенедикт Спиноза (1632—1677)

- родился в Амстердаме (столица Голландии) в семье еврейского купца. При рождении ему дали имя – Барух, определили в религиозное училище. В 16 лет отец взял его оттуда, чтобы он помогал вести торговые дела. И с этими делами Барух успешно справлялся. Но вскоре отец умер, Спиноза оставил дело отца и занялся изучением ла­тыни и философии. Латынь он полюбил так сильно, что изме­нил свое имя на латинское Бенедикт. С изменением имени окон­чательно преобразился и сам Спиноза. Он страстно полюбил философию, науки, и в познании и в жизни отверг все и всякие авторитеты, кроме авторитета собственного разума. Философ оставил дело отца, и порвал всякие связи с еврейской общиной, за что подвергался с их стороны пре­следованиям

- работы: «Трактат о Боге, человеке и его счастье» (1658—1660); «Трактат об усовершенство­вании разума» (1661), который не окончил; «Этика» (1662—1675)

- (? ) возможно ли человеческое счастье, и если да, то в чем оно и как его достичь

- идеала ма­тематической строгости - в применении разума

- познание должно начинаться с исследования метафизических вопросов

- человек - несамостоятелен, а лишь часть мирового цело­го; поэтому, чтобы понять - «что есть человеческом счастье? », надо определить, какое место человек занимает в составе мира

- (? ) «что есть все? » - метафи­зический вопрос: «все» нельзя воспринять органами ощу­щений и нельзя получить о нем какой-либо внешний опыт - «все» можно охватить только умом; т.о. метафизика Спинозы - сугубо рационалистичес­кое построение

- разум движется в постижении «природы» (=сущности) «всего», т.к. все, что существует, существует или в себе, или в другом

(ПР: рука человека существует в его теле. А тело, следовательно, в себе. Но тело человека не самостоятельно. Значит, оно тоже существует в другом, бла­годаря, например, родителям)

- однако ясно также и то, что существует нечто такое, что существует только в себе, и, следовательно, его существо­вание уже не зависит ни от чего другого; то, что существует в себе, не зависит ни от чего другого - есть «первое». А то, что есть пер­вое, для своего существования не нуждается ни в чем, кроме себя самого – это есть причина себя (=субстанция)

- такое существование подразумевают все монотеистические религии = Бог

- субстанция-Бог не может быть ничем ограни­ченной (не имеет ни начала, ни конца во времени и в про­странстве)

- понятия времени и пространства к ней не приложимы

- субстанция может быть толь­ко одна

- если бы субстанций было больше, то они ограничивали бы друг друга и уже не были бы первыми, а значит не были бы и суб­станциями

- если субстанция есть причина себя, значит она та­кое бытие, которое постоянно действует

- сущность причины в том, чтобы производить действие (иначе она не была бы причиной)

- субстанция ничем не ограни­чена - действует многими спо­собами, отличными друг от друга, иначе все способы сольются в один-единственный. А это было бы ограничением субстанции и ее могущества

- для субстанции не­допустимо, чтобы какой-либо из способов се действия появил­ся раньше или позже других

- субстанция действует всегда и всеми способами сразу, которые называются атрибутами

- действие субстанции реализуется в актах, т. е. в от­дельных действиях (= цепи причин и следствий)

- отдельный акт выступает причиной для другого акта и он же есть следствие предшествующего

- все существующее подчиня­ется необходимости, в составе которой нет места случайности и произволу

- отдельные действия - субстанции (= модусами)

- модусы – это то, что человек воспринимает и понимает как отдельные вещи, включая и самого человека

- человек воспринима­ет и познает только два атрибута:

1. атрибут мышления (=субстанция-Бог действует духовным образом, производя идеи)

2. атрибут протя­жения (=действует посредством тел)

- субстанция действует сразу всеми способами (т.е. каждому телу соответствует опре­деленная идея)

- т.о. индивидуальные вещи, хотя и в различных степенях, но все одушевлены

ПР: отношения души и тела человека

- (? ) в чем особенность положения человека среди модусов субстанции?

- человек как модус подчинен необходимости

- произволь­ные поступки человека в действительности слепы, осуществляются сти­хийно, без знания причин

- человек состоит из души и тела (самый сложный модус из всех)

- сложность души че­ловека - в ее превосходстве над другими — т.е. способности познавать причины всех вещей и своих состояний

- человек может сохранять свое существова­ние только через другие вещи, что достигается только действием

- состояния человеческого тела – это аффекты (страсти, эмоции):

1. пассивные (пассивные зависят от других вещей) - сводятся к трем: влечение, удовольствие, неудовольствие

2. активные (зависят от самого человека)

- человек - подчиняется закону сохранения существования; все аффекты человека естественны, но в стремлении человека к сохранению интересы людей сталкиваются, и между ними возникает вражда, ненависть и производные от них аффекты

ПР: один и тот же человек, находясь в пассивном состоянии раздирается на части противоположными аффектами

- человек попадает в «рабство аффектам», т.к. в душе аффекты представляют собою смутные, неадекватные идеи

- закон взаимодействия аффектов - активный все­гда подавляет пассивный

- в познании душа активна, что со­провождается активными аффектами удовольствия (прежде всего человек познает, что наибольшую пользу ему приносит другой человек, т. к. у чело­веческих индивидов наибольшее количество общих свойств)

- государство - ограничивает аг­рессию людей, еще не способных руководствоваться разумом, и создает условия для просвещения всех

- если люди ста­нут жить под руководством разума, они будут делать лишь то, что хорошо для человеческой природы в целом – т. е. будут стремится к познанию Бога

 

Т. Гоббса и Дж. Локка

 

Томас Гоббс (1588—1679)

- выходец из простонародья; закончил Окс­фордский университет (Англия). Помогли ему туда поступить очарован­ные его способностями дядя и школьный учи­тель Латимер. От карьеры университетского преподавателя он отказался и стал домашним учителем барона Кавендиша. В семье знатных и богатейших дворян он познакомился со многими знаменито­стями того времени, в частности с Бэконом, мысли которого Гоббс записывал под диктовку. А Бэкон говорил, что Гоббс лучше всех понимает его мысли. Трижды Гоббс вместе с Бэконом посещал Европу. В четвертый раз он отпра­вился в Париж в эмиграцию (1640—1551).

- работы: «Основы фи­лософии», делится на три части: «О теле» (1655), «О челове­ке» (1658), «О гражданине» (1642); «Левиафан...» (1645), «Бе­гемот, или Долгий парламент» (1668) - работа по истории гражданской войны в Англии; перевел с древнегреческого на английский и издал поэмы Гомера «Одиссея» и «Илиада» (1677)

- (? ) - о природе мыслящей вещи и об источнике знаний человека

- действия мышления осуществляет тело при помощи органов ощущений, через которые извне и поступают знания

- новая филосо­фия разделилась на два направления: эмпиризм и рационализм

Эмпиризм - (? ) об источнике наших знаний => выработали и обосновывали позицию, что все знания происходят из внешнего опыта через органы ощущений чело­века.

Рационализм - все знания имеют своим источником исключительно ум человека.

- «за» эмпиризм => разработал теорию познания => объяснить с точки зрения эмпиризма весь действительный мир: природу, человека и общество.

- понимание филосо­фии –> в кн. «Основы фи­лософии» (гл. № 1)

1. философия - есть естественный человеческий разум, который изучает дела Бога, чтобы найти прав­ду об их причинах и следствиях.

2. философия - врождена каждому человеку, так как всякий рассуждает о вещах. (! ) Но в случае длинных рассуждений многие сбиваются, потому что им не хватает правильного метода => философия определяется как познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясня­ющее действия из известных причин и, наоборот, возмож­ные причины из известных действий.

(! ) вос­приятие (образы, полученные от ощущений) и память (сохра­ненные образы) есть знание, но к философии не относят­ся, т. к. получены без рассуждения

- цель философии —предви­деть действия и делать их выгодными для человека

ПР:

народ Европы народ Америки
ушли вперед в строительстве, плавании, производ­стве орудий. И все это было бы невозможно без философии =>  
философия государства приведет к вы­годам в этой сфере  

- предмет философии —все, что может быть объяснено посредством научных понятий (соединение и разделение) => Гоббс исключает из философии: метафи­зику, теологию, магию, историю (естественную и политическую, т.к. они получены из опыта, а не из разума)

- гносеология

- выделяют­ся блоки:

1) решение вопроса об источ­нике познания,

2) учение о природе и познавательных возмож­ностях чувственного образа;

3) учение о происхождении и роли языка в мышлении;

4) проблема истины и метода

- знание посту­пает извне

-начинается познание с воздействия внешних тел на орга­ны ощущений человека => возникает движе­ние частиц, которое воспринимается человеком как образ (= кажимость ) внеш­ней вещи

- образ - в сущности => движение частиц, но люди видят именно образ (= картинку)

- целостный образ складывается из час­тей, которые в свою очередь есть лишь нечто кажущееся (ПР: цвета, вкусы, запахи, теплота, холод, очертания, вообще, все качества, которые, в телах существовать не могут)

- разные представления (образы) могут по-разному связы­ваться друг с другом => эти связи = переход мыслей

- правильный ход мыслей => представления, когда предшествующее вызывает последующее

- образ цели - организует представления в определенную связь => так выстраивается цепь представлений

- (! ) при помощи языка че­ловек отбирать нужные ему образы, фиксирует их, разлагает, сочетает и т. п. => звуки голоса (= метки) для запоминания образов вещей или необходимых, или опасных

ПР: При помощи меток (т.е. имен, слов) можно извлекать из памяти нужные образы и располагать их в определенной последовательности. Метки также можно ис­пользовать для сообщения другим своих мыслей. В этом слу­чае они становятся знаками. Но отдельные слова не могут стать знаками, для этого нужна определенная их связь. Речь - связь слов => тогда они делают наши мысли понятными другим

- три вида речи: 1) вопросы, просьбы, по­желания,

2) абсурд (лишенная смысла речь),

3) предложения (высказывания) — в них всегда что-либо утверждается или отрицается

- философия использует только последний вид речи — предложения

- 2 - ва вида предложений:

1) предложения истинные и ложные

2) пер­воначальные и непервоначальные

- истина есть свойство не вещей, а высказываний о них

- чтобы быть истинным, предложение должно быть правильным и обладать очевидностью (ПР: правильное предложение - субъект и предикат обозначают одну и ту же вещь: «чело­век есть живое существо»)

- очевидность - точная фиксация связи слов с теми образами, которые они обозначают (ПР: попугай может говорить правильную речь, но познавать ис­тину он не может)

- природа рассуждений = счет (ПР: рассуждение, выводящее из двух предложений тре­тье, — это силлогизм (умозаключение)

- речь = сущность мышления

- важно деление предложений на первоначальные и непервоначальные

1) первоначальные не нуждаются в доказатель­ствах (=дефиниции, или определения)

2) непервоначальные предложения могут быть доказаны

- форма бытия мышления в науке 3-риоперации:

1)определение

2) умозаключение (силлогизм)

3) доказательство

- чтобы знание стало научным => надо правильно считать

- 2 –ва метода познания:

1) аналитический - требование разлагать образы на простые части => с аналитического метода начинается научное постижение лю­бой части действительности

2) син­тетический – на базе общих принципов устанавливаются связи => синтетическим оно завершает­ся, давая математически строгую теорию

- социальная философия

- научную философию государства он делит на две части:

1) этику (учение о человеке)

2) политику (учение о гражданине).

- человека от жи­вотных отличает ум, который имеет благодаря языку, и жизнь в государстве

- эмоциональная жизнь тоже начина­ется с ощущений (ощущение предметов - способствует дви­жению в сердце, или препятствует ему) => в первом случае воз­никает удовольствие, во втором — страдание

- все, что возбуждает удовольствие, вызывает расположение к себе, а страда­ние — отвращение => добро — все, к чему мы стремим­ся, а зло — все, чего мы избегаем

(! ) Но если бы человек жил в одиночку, его поведение нельзя было бы оценивать как добродетель или порок. До возникнове­ния государства, в «естественном состоянии» люди и жили по преимуществу в одиночку. Поэтому здесь не было нравствен­ных норм, у всех были равные права на все. При равенстве прав все одинаково претендовали на источники существования, и по­этому возникает «война всех против всех», которая всем одина­ково угрожает гибелью. У людей возникает страх смерти, и тогда разум подсказывает каждому, что он должен отказаться от части своих естественных прав ради мира и передать ее от­дельному лицу или собранию лиц, которые объединят множе­ство отдельных воль к миру в единую волю. Эта единая воля к миру и есть власть, которая одна может удержать людей от новых столкновений.

Так возникает государство — новое, не существовавшее в природе, политическое тело. Его власть по отношению к под­данным является абсолютной, а повиновение граждан должно быть безусловным. Безусловное повиновение законам государ­ства и есть добродетель, а неповиновение — порок. В зависи­мости от того, на кого люди переносят свои права, выделяются три формы правления: монархия — на одного, республика — на представителей всех сословий, аристократия — на представи­телей одного сословия.

Вывод: Гоббс дал первое строгое причинно-следственное объясне­ние возникновения и функционированию государства.

 

Джон Локк (1632—1704)

- родился в небольшом городе Рингтоне, расположенном на западе Англии. В 1652 году он закон­чил Вестминстерскую школу и в этом же году как ее лучший ученик был принят в Оксфордский университет, который со степенью бакалавра закончил в 1656 г. и остался в университе­те в качестве преподавателя древнегреческого языка. Получив в университете отказ в степени доктора медицины, Локк в 1667 году принимает предложение графа Шефтсбери стать домаш­ним врачом и воспитателем его сына. Граф был противником режима Реставрации, и Локк оказался в среде участников по­литической борьбы в Англии. Случалось, что покровитель Локка попадал в королевскую тюрьму, и тогда Локку пришлось эмигрировать на континент. В эмиграции он был дважды: с 1675 по 1679 г. во Франции и с 1683 по 1689 г. в Голландии. Локк активно занимался политической деятельностью и оказывал влияние на некоторые реформы, проводи­мые в это время в Англии.

- работы: за корот­кий период (с 1689 по 1695) написал все свои философ­ские работы. Первая печатная работа — «Письмо о веротерпимости (№ 1)» (1689), «Опыт о человеческом разумении» (1690), «Письмо о веротерпимости (№ 2)» (1690), «Два трактата о правлении» (1690), «Некоторые мысли о воспитании» (1693), «Разумность христианства» (1695)

- гносеология – в кн. «Опыт о человеческом разуме»


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-10; Просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.146 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь