Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА» И «ПРАВА ГРАЖДАНИНА».
Права человека — это права, объективные по своей сущности, неотъемлемые, естественные, принадлежащие человеку как таковому, поскольку он человек, то есть в силу самой его человеческой природы. Гегель, например, отмечал, что человек как таковой имеет право на свободу. Права человека являются разновидностью непосредственно-социальных прав, если иметь в виду также существование непосредственно-социальных прав социальных общностей (народов, наций, различных ассоциаций и др.). Хотя непосредственно-социальные права коллективов можно расценивать и как форму выражения и средство осуществления человеческих прав индивида. Первое поколение — права человека, обеспечивающие индивидуальную свободу, защиту от какого-либо вмешательства в осуществление прав члена общества и политических прав: свобода слова, совести и религии; право на жизнь, свободу и безопасность; равенство перед законом; право на правосудие и др. Второе поколение — социальные, экономические и культурные права: Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права человека и гражданина. Механизмы внутригосударственного права имеют важнейшее значение для осуществления прав человека. 4 марта 1997 г. официально опубликован и вступил в силу Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Различие между человеком и гражданином как носителями прав и свобод ясно выражено в тексте Конституции. Права и свободы человека принадлежат и гражданину Российской Федерации, и лицу, не являющемуся таковым. Конституция определяет круг носителей таких прав словами «все», «каждый», «лицо» («...имеет право» и т.п.) или словом «никто» («...не должен подвергаться») (ст. 19-30, 34, 35, 37, 39-51, 53, 54 и др.). В тех же многочисленных случаях, когда речь идет о правах и свободах, прежде всего политических, принадлежащих только гражданам Российской Федерации, статьи Конституции прямо указывают на это (ст. 31-33, 59-62). В отдельных случаях Конституция особо говорит о правах иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 63). Между тем, различие прав человека и прав гражданина, обусловленное различием права и закона, - «прогрессивная демократическая идея, которая имеет длительную историю». Как отмечает В.В. Лазарев, Конституция РФ юридически закрепила эту идею в качестве конституционного принципа, основы конституционного строя. Конституционно-правовая доктрина и общечеловеческая практика выработала различие понятий прав и свобод человека. Иногда в литературе отмечается, что свобода - это тоже право на определенный вид свободного поведения. В действительности в различии права и свободы человека заложен глубокий смысл. Свобода - это самостоятельное поведение носителя свободы, которое должно иметь адекватную форму пользования ею. Свобода человека обеспечивается и защищается государством, но не регламентируется им. … Право - это четко очерченная государством возможность свободного поведения в тех рамках, которые определены законом[8]. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека осуществляются государством через определение правового положения и статуса личности, прежде всего в качестве отечественного гражданина. Однако права и свободы любого человека, не являющегося отечественным гражданином, признаются, соблюдаются и защищаются в виде прав и свобод иностранного гражданина либо лица без гражданства. Это также является обязанностью Российского государства, ибо оно взяло на себя обязательство признавать, соблюдать и защищать права и свободы любого человека. Таким образом, гарантия конституционных прав и свобод – это, прежде всего, обязанность государства. В целях гарантии прав и свобод государство создает институты, способствующие реализации таких прав. Во-первых, это законодательные акты (иначе – законодательная база), принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений. Во-вторых, это создание системы судебных и правоохранительных органов. В-третьих, создание специальных институтов, например, уполномоченного по правам человека. В-четвертых, - институт гражданства. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА. Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум, явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право - Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство. Тем не менее можно выделить два основных подхода к определению понятия права: один из них, условно говоря, узкий, а другой - широкий. С позиции первого подхода, право обычно определяется как " совокупность общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством"; второй подход основан на включении в понятие права трех элементов - правосознание, нормы права, правоотношения. Такой подход исходит из того, что правовые нормы являются нормативным воплощением доминирующих в обществе правовых идей. В тоже время эти нормы остаются в области благих пожеланий, пока они не реализуются в конкретных общественных отношениях (правоотношениях). С позиции разных правовых школ, роль этих трех элементов определяется по- разному. В так называемых, идеологических школах права (психологическая теория, теологическая теория и т.п.) главное место отводится правосознанию, в нормативистских школах подчеркивается особая роль норм права, социологические теории акцент делают на правоотношениях. Теологическая теория права. В глубокой древности источник, из которого проистекает позитивное право, видели прежде всего в воле богов и их " помазанников" - правителей государств. (Индия, Китай, Египет и т.п.). Влияние религии, как доминирующего мировоззрения, на содержание законов и права в средние века привело к почти тысячелетнему господству теологических воззрений, утверждавших божественное происхождение права и законов. Наиболее последовательным их выражением является учение средневекового теолога Фомы Аквинского. Религиозное понимание сущности права как творения Бога до сих пор остается одним из направлений его теоретического осмысления (Ж. Маритен). С середины 17 века теологическое направление начинает уступать первенство гуманистическим и светским теориям. К ним относится, прежде всего, теория естественного права. Ее основатель Гуго Гроций утверждал, что, наряду с изменчивым положительным (позитивным) правом, создаваемым волей Бога или людей (государством), существует неизменное естественное право, т.е. то, " что согласно с природой общества разумных существ". Оно не обусловлено ни временем. ни местом, никем не может быть изменено. Эта теория сыграла огромную роль в освобождении правопонимания от религиозных догм. Она получила широкое развитие в трудах французских просветителей 18 века - Ж.-Ж. Руссо. Ш.-Л. Монтескье, М.Ф. Вольтера и др., русских просветителей Радищева, Десницкого. Естественное право выступало как некое идеальное право, обусловленное природой человека, которому необходимо следовать, хотя его и трудно обнаружить в реальной истории человечества. В конце 18 - начале 19 века возникла историческая школа права (К.Ф. Савиньи, ГФ. Пухта). Ее сторонники отрицали существование естественного права. Но позитивное право, по их мнению, не творится произволом законодателя. а является закономерным продуктом народной жизни. Согласно исторической школе право всегда " национально" и в разные эпохи имеет различное содержание. Во второй половине 19 века сложилась позитивная теория права (И. Бентам). С точки зрения этой теории право творится государством - это нормы государства, направленные на удовлетворение интересов человека. Вскоре позитивизм становится одним из основных направлений теории права (К. Бергбом - в Германии, Г.Ф. Шершеневич - в России, Д. Остин - в Англии). Главный тезис юридического позитивизма - признание правом только норм, создаваемых государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека. При этом не отрицается и то, что в праве воплощаются идеи справедливости, и то, что право становится обязательным для самого государства. Однако только та справедливость, которая получает защиту государства, есть право. Позитивистская юриспруденция в начале 20 века нашла свое продолжение в современном нормативизме, " чистой теории права" Г. Кельзена. Он видел все право в виде " лестницы норм", на вершине которой стоит " основная норма", а в самом низу - индивидуальные акты, судебные решения. Каждая нижестоящая норма вытекает из вышестоящей. Не государство формирует право, а оно существует благодаря признанию со стороны общества. " Основная норма" не нуждается в объяснении - она выводится чисто логически, являясь высшим критерием познания права. По этой концепции юридическая наука должна заниматься исследованием действующих норм с использованием инструментов формальной логики. Вопросы сущности права лежат вне сферы интересов юристов. Во второй половине 19 века сложились социалистические и коммунистические учения (в том числе марксизм) о сущности права, исходившие из классовой природы государства и права. К. Маркс и Ф. Энгельс понимали право как возведенную в закон волю господствующего класса, определяемую материальными условиями жизни этого класса. В этом случае право выступает как средство подавления сопротивления эксплуатируемых классов. Рассматривая соотношение общесоциального и классового, в праве марксисты отдавали приоритет классовому. Право не воплощает представления о справедливости, а обусловлено исключительно экономическим базисом общества. Социологическая юриспруденция полагает, что нормы, записанные в законах и других актах государствах, еще не есть само право. Гораздо важнее то право, которое складывается в жизни. Это " живое право" противопоставляется застывшему в параграфах и статьях законов " праву в книгах". Отсюда выдвигается на первое место фигура судьи как правотворца (Е. Эрлих, Р. Паунд, К. Левеллин и др.). С точки зрения этой концепции право только то, что получило воплощение в реальных правоотношениях, в социальном действии, либо выявлено как средство социального контроля. Ряд американских сторонников концепции " права, созданного судом" считают правом лишь те нормы, которые применены или созданы судом (К. Левеллин). Психологическая школа права, созданная в начале 19 века русским профессором Л.И. Петражицким, сохранила свое влияние и сегодня. По его мнению, наряду с " официальным правом", установленным государством, существует право, осознаваемое людьми в виде особых психических состояний, - переживание своего долга перед другими (" императивность" ) и осознание права требовать исполнения обязанности со стороны других (" атрибутивность" ). В современной российской теории права получил развитие понимание сущности права как меры свободы (" либертарная теория" - В.С. Нерсесянц) либо справедливости (" этическая" концепция - Р.З Лившиц), возникающей в обществе еще " до закона", до создания норм позитивного права. Т.е. право и закон здесь четко разведены. Признание определенных правовых и нравственных постулатов, от которых не должны отступать ни законодатели, ни законы правового государства, нашло отражение в Конституции Российской Федерации. Современное понимание права как меры свободы и справедливости, несомненно, стоит гораздо выше правовых представлений, свойственных глубокой древности, и средневековью. и молодому капитализму 17-19 вв., и тоталитарно-коммунистическим режимам 20 века. Воплощение идеалов свободы и справедливости - цель правового развития общества. С этими идеалами государство должно сверять свои законы и практику их реализации, а каждый гражданин - свое поведение. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 925; Нарушение авторского права страницы