Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 21. Христос влияет на разум
Учение Христа должно быть руководством. - Учение Христа, как и Его любовь, объяла весть мир. Не существует обстоятельств жизни или кризиса в человеческом опыте, которых Он не мог бы предвидеть в Своем учении и для которых в Его принципах не содержалось бы урока. Он – самый величайший из учителей, и Его слова останутся руководством для Его соработников до конца времени (Воспитание, с. 81, 82 [1903]). Он соединял Себя с интересами Его слушателей. - Христос учил таким образом, чтобы люди чувствовали, что Он глубоко заинтересован в их делах и желает им счастья. Наставления Иисуса были такими конкретными, Его иллюстрации столь уместными, а слова в такой мере исполненными сочувствия и ободрения, что все вместе очаровывало слушателей (Служение исцеления, с. 24, [1905]). Он понимает скрытые движения мыслей. - Тот, Кто уплатил безграничную цену ради спасения человека, читает с безошибочной точностью все движения мыслей и знает, как обращаться с каждой душой. Имея дело с людьми, Христос проявляет те же принципы, которые существуют в мире природы (Специальные свидетельства, серия А, №3, с. 17, 1895; Свидетельства для проповедников, с. 189, 190). Он трудится, используя спокойное, размеренное действие законов. - Бог трудится, используя спокойное, размеренное действие установленных Им законов. Сатана же в духовном мире постоянно стремится оказать влияние посредством грубых, яростных нападок, но Иисус находил доступ к умам, используя наиболее знакомые им ассоциации. Он нарушал привычный ход их мыслей неожиданным действиями или предписанными правилами в самой малой по возможности степени. Он удостоил человека Своим доверием и таким образом почтил его. Иисус открыл старые истины в новом, драгоценном свете. Будучи только двенадцать лет отроду, Он Своими вопросами удивил в храме знатоков закона (Рукопись 44, 1894; Евангелизм, с. 139, 140). Всегда окруженный миром. - Вместе с исцеляющим прикосновением на утомленные и огорченные сердца изливалось Его нежное сострадание. Даже в окружении злейших врагов Иисус сохранял внутренний мир. Красота Его облика, притягательность характера и, прежде всего любовь, которая выражалась и во взгляде, и в интонациях, привлекали к Нему всех, кто не был ожесточен неверием. Именно дух милосердия и любви, который светился в каждом Его взгляде и слове, и привлекал к Иисусу такое огромное количество людей. Страждущие, стекавшиеся к Нему, сразу чувствовали – перед ними верный и чуткий Друг, и старались постичь те истины, которым Он учил. Небо приблизилось к людям, и они стремились быть рядом с Ним, чтобы Его любовь всегда утешала их (Желание веков, с. 254, 255 [1898]). Его жизнь была гармоничной. – Своей жизнью Иисус из Назарета отличался от всех других людей. Вся Его жизнь характеризовалась бескорыстным человеколюбием и красотой святости. В Его сердце жила самая чистая любовь, свободная от пятен эгоизма и греха. Его жизнь была совершенно гармонична. Он является единственным примером благости и совершенства. С самого начала Его служения люди начали более ясно понимать характер Бога. До времени Первого пришествия Христа люди поклонялись жестоким, деспотичным богам. Даже на разум иудеев больше влиял страх, а не любовь. Задачей Христа на земле было открыть людям, что Бог является не деспотом, а Небесным Отцом, исполненным любви и милости к Своим детям (Рукопись 132, 1902). Он не был лишен сердечной теплоты и жизнерадостности. - Многие люди имеют неправильное представление о характере и жизни Христа. Они думают, что Христос был лишен сердечной теплоты и жизнерадостности, что Он был суров, строг и печален. И поэтому часто христианская жизнь некоторых бывает окрашена мрачными тонами (Путь ко Христу, с. 120 [1892]). В каждом человеческом существе есть безграничные возможности. - В каждом человеке Он видел безграничные возможности. Люди для Него были такими, какими они могли быть, - преображенными Его благодатью – в «красоте Господа Бога нашего» (Пс. 89: 17 – англ. перевод). Взирая на них с надеждой, Он внушал им надежду. Встречая их с доверием, Он внушал им доверие. Являя Собой истинный идеал человека, Он пробуждал и желание, и веру в достижение такого идеала. В Его присутствии отверженные и падшие люди осознавали, что они тоже люди, и страстно желали стать достойными Его уважения. Во многих сердцах, которые, казалось, были чуждыми ко всему святому, пробуждались новые порывы. Для отчаявшихся открывалась возможность новой жизни (Воспитание, с. 80 [1903]). Сердце Иисуса было источником жизни. - Часто говорят, что Иисус плакал, и неизвестно, улыбался ли Он когда-нибудь. Наш Спаситель, действительно, был «Мужем скорбей, изведавшим болезни». Он открывал Свое сердце для всех горестей людских. Но хотя Его жизнь и была полной самоотречения и обремененной скорбями и заботами, дух Его не был подавлен. Его лицо не выражало скорби и недовольства, но всегда свидетельствовало о внутреннем спокойствии. Сердце Иисуса было источником жизни, и куда бы Он ни приходил, всегда приносил с Собой покой и мир, радость и счастье (Путь ко Христу, с. 120 [1892]). Христос никогда не выходил из Себя. – Христос воплощал в собственной жизни Свое Божественное учение. Его рвение никогда не заставляло Его выходить из Себя. Он проявлял последовательность без упрямства, доброжелательность без слабости, нежность и сочувствие без сентиментальности. Он был очень общителен, однако обладал внутренним достоинством, которое не переходило в чрезмерную фамильярность. Его воздержанность никогда не превращалась в фанатизм или суровый аскетизм. Он не сообразовался с этим миром, но не был безразличен к нуждам ничтожнейшего из людей. Он был открыт для нужд всех людей (Рукопись 132, 1902; Евангелизм, с. 636). Спаситель умел тактично заинтересовать предвзятого человека. - Весть о милости звучала по-разному в зависимости от того, к кому Он обращался. Он знал, как «словом подкреплять изнемогающего» (Ис. 50: 4), ведь из Его уст исходила благодать и Он мог раскрывать людям сокровища истины наиболее убедительным образом. Предвзятого человека Спаситель умел тактично заинтересовать и покорить необычными примерами (Желание веков, с. 254 [1898]). Он достигал глубин человеческого горя. – Иисус шел всюду, где блуждали люди. Он достигал всех глубин человеческого горя и несчастья (Письмо 50, 1897). Борьба сатанинской силы за ум человека. – Он [Христос] видел сатанинскую силу обольщения, влиявшую на разум людей, и Он обещал [взял на Себя обязательство] прийти на эту землю. Он снимает Свои царские одежды. Он слагает Свой царский венец, Он оставляет Свое положение Повелителя, сходит со Своего престола славы, на котором Он восседал как Властелин всех небес и облекает Свою Божественность в человеческое естество, чтобы сделаться единым с нами. Ради этого Он пришел. Он сошел на нашу землю, чтобы взять на Себя естество человека, перенести все испытания, все бедствия и искушения, которым подвергается человек. Здесь Он сражался с этими искушениями, победив там, где пал Адам, чтобы искупить постыдный промах и падение Адама. Находясь в человеческом естестве в качестве нашего Заместителя и Поручителя, Он подкреплялся тем же упованием, которым можем подкрепляться и мы и в котором таится безграничная сила. Благодаря этому, наш Спаситель победил искушения врага и обрел победу. Для кого? Для нас. Зачем? Чтобы ни один член человеческой семьи не споткнулся на пути, который ведет к вечной жизни. Поскольку Он прошел этой дорогой до нас, Он знает все помехи, Он знает все затруднения, с которыми должна столкнуться на земле каждая душа. Он знает это и поэтому при крещении, когда Он возносил Свою молитву к небесам, она прошла прямо сквозь адскую тень, которую сатана бросает на вашем и моем пути, и вера вошла «во внутреннейшее за завесу» (Евр. 6: 19) (Рукопись 18, 1895). Христос помогает нуждающемуся проявить свою веру. - Христос знал каждую ее мысль [женщины, которая прикоснулась к краю Его одежды], и Он направился туда, где она стояла. Он видел ее великую нужду и помогал ей проявить свою веру (Служение исцеления, с. 60 [1905]). Божественное знание может стать знанием человеческим. - Божественное знание может стать знанием человеческим. Каждый служитель должен внимательно изучить то, каким образом учил Христос. Они должны усвоить Его уроки. Нет и одного из двадцати, кто знает красоту и реальную суть служения Христа. Служители должны постигать его. Тогда они приобщатся к обильным плодам Его учений. Они настолько полно вплетут эти учения в свою собственную жизнь и практику, что идеи и принципы, которые Христос привнес в Свои собственные уроки, будут привнесены в их учение. Истина уподобится цветку, она принесет самый замечательный плод. Тогда будет согрето сердце самого работника; оно запылает обновляющей духовной жизнью, которая передастся другим (Рукопись 104, 1898). Сталкиваясь с разными типами мышления. - Каждому, кто называет себя чадом Божьим, следует постоянно помнить, что в качестве миссионера он столкнется с самыми разными типами людей. Среди них будут люди утонченные и грубые, скромные и гордые, настроенные религиозно и скептически, образованные и невежественные, богатые и бедные. С разными личностями нельзя обращаться одинаково, но все они в равной мере нуждаются доброте и сочувствии. Благодаря взаимному общению оттачивается и совершенствуется наш ум. Мы зависимы друг от друга и тесно связаны меду собой узами братства (Служение исцеления, с. 495, 496 [1905]). Наш разум приходит в единство с Его разумом. - Когда мы подчиняем себя Христу, наше сердце сливается с Его сердцем, наша воля растворяется в Его воле, наш разум приходит в единство с Его разумом, все наши мысли сосредоточиваются на Нем: мы живем Его жизнью. Это и означает быть облаченными в одежду Его праведности. Когда теперь Господь вновь смотрит на нас, Он видит уже не одежду из фиговых листьев, не наготу и не уродство греха, но Свою собственную одежду праведности, которая есть совершенное послушание Закону Иеговы (Наглядные уроки Христа с. 312 [1900]). Глава 22. Школа и учитель Оживление умственных способностей. - Подлинное воспитание – это не принудительное наставление неподготовленного и невосприимчивого разума. Необходимо пробуждение умственных способностей и возбуждение интереса. Именно это предлагает Божественный метод обучения. Тот, Кто создал ум и предписал законы, им управляющие, обусловил его развитие в соответствии с этими законами. В семье и в святилище, через природу и искусство, в труде и веселье, в священных сооружениях и памятных местах, разными методами, обрядами и бесчисленными символами Бог давал Израилю уроки, иллюстрирующие Его принципы и сохраняющие память о Его чудесах. Затем по мере надобности данные уроки убеждали разум и сердце (Воспитание, с. 41 [1903]). Воспитание должно наделять животворящей энергией. - Нельзя считать хорошим образованием простую передачу знаний, потому что подлинное образование – это наделение той животворящей энергией, что передается от ума к уму и от души к душе. Только жизнь может породить жизнь (Желание веков, с. 250 [1898]). Высшее развитие умственных способностей. - Молодые люди правы, если полагают, что они должны достичь наивысшего развития своих интеллектуальных способностей. Нам не следует ограничивать образование, которому Сам Бог не положил предела. Но наши достижения ничего не стоят, если их не применять ради прославления Бога и для блага рода человеческого. Бессмысленно захламлять ум изучением предметов, требующих интенсивного умственного напряжения, но ничего не приносящих в практическую жизнь (Служение исцеления, с. 449, 450 [1905]). Опасности, которые угрожают некоторым школам. – Многие молодые люди выходят из учебных заведений с искаженными нравственными понятиями, ослабленные физически, без знания практической жизни и не имея сил, чтобы совершать свой долг. Видя все эти нелепости, я задалась вопросом: Должны ли наши сыновья и дочери морально и физически слабеть, чтобы получать образование в школах? Этого не должно быть, в этом нет необходимости, если учителя и учащиеся окажутся верными законам природы, которые являются и Божьими законами. Все способности ума и тела должны активно развиваться, чтобы молодые люди стали сильными, уравновешенными мужчинами и женщинами (Знамения времени, 29 июня 1882; Принципы христианского воспитания, с. 71). Надо следить за качеством образования. - Качество ума будет зависеть от того, чем он питается, соответственно и урожай будет зависеть от посеянного семени. Разве эти факты не указывают со всей наглядностью на необходимость с ранних лет учить и опекать молодых? Разве не лучше было бы для молодых недополучить общеобразовательных знаний, нежели стать безразличными к истине Божьей? (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 194 [1900]). Божье откровение человеку должно быть преподано ясно. – Чрезвычайно важно, чтобы каждый человек, которого Бог наделил интеллектуальными способностями, понимал свою зависимость от Бога. Для его теперешнего и вечного блага необходимо на каждом шагу спрашивать себя: Это ли путь Господень? … Нам нужно самым серьезным образом призывать каждого человека сравнивать свой характер с законом Божьим, мерилом характера всех, кто войдет в Его Царство и станет гражданином небесной страны (Рукопись 67, 1898). Высочайшее образование. – Знание, как жить чистой, полноценной последовательной христианской жизнью, приобретается посредством изучения Божьего Слова. Это самое высокое образование, которое могут обрести все, живущие на земле. Эти уроки должны усвоить учащиеся в наших школах, чтобы выйти оттуда с чистыми мыслями и сердцем, светлым разумом, приготовленными восходить по лестнице прогресса и воплощать в жизнь христианские добродетели (Рукопись 86, 1905). Привычки учителя оказывают влияние. – Принципы и привычки учителя следует считать даже более важными, чем его академическую подготовленность. Если учитель – искренний христианин, он будет чувствовать необходимость относиться с равным интересом к физическому, умственному, нравственному и духовному воспитанию своих учеников. Чтобы оказывать правильное влияние, он должен в совершенстве владеть собой, а его сердце должно быть с избытком исполнено любовью к своим ученикам, что будет выражаться в его взглядах, словах и поступках. Он должен обладать твердостью характера; тогда он сможет формировать разум своих учеников и наставлять их в науках. Воспитание молодых людей в ранние годы как правило формирует их характер на всю жизнь. Те, кто трудится с ними, должен тщательно продумать, как направить их способности, дабы они проявились с наилучшим успехом (Ревью энд Геральд, 14 июля 1885). Активизируйте высшие способности ума. – В воспитании молодежи следует проявить величайшее внимание, чтобы разными способами научить, как активизировать высокие и благородные силы ума. Родители и учителя школ, разумеется, не смогут воспитывать детей правильно, если сами вначале не научатся урокам самообладания, терпения, выдержки, нежности и любви. Какое же важное положение занимают родители, наставники и учителя! Мало кто понимает самые насущные нужды ума и как направлять развивающийся интеллект, появляющиеся новые мысли и чувства молодежи (Ревью энд Геральд, 14 июля 1885). Вдохновитесь Святым Духом. – Трудиться с разумом людей – самая тонкая работа, какую только можно совершать, и учителям необходимо вдохновение Духа Божьего, чтобы они выполняли эту работу правильно (Рукопись 8, 1899). Как обращаться с неверными поступками. – Никогда, воспитывая детей, не разоблачайте перед всеми ошибки и заблуждения какого-либо ученика, ибо дети сочтут за добродетель выставлять на показ недостатки других. Никогда не унижайте ученика, раскрывая его ошибки, обиды и грехи перед школой: ничто так не ожесточит его сердце и не утвердит во зле, чем этот поступок. Поговорите и помолитесь с ним наедине, проявите к нему ту же нежность, которую Христос проявляет к вам, учителям. Никогда не поощряйте учащихся критиковать и обсуждать недостатки другого. Сокройте прегрешения как только возможно, следуя Христову методу их исправления. Такого рода воспитание явится благословением, имеющем последствия в этой жизни и простирающемся в будущую нетленную жизнь (Рукопись 34, 1893). Полностью приготовленные, чтобы трудиться с человеческим разумом. – Каждый учитель нуждается во Христе, пребывающем в его сердце верою, и в подлинном духе самоотречения и жертвы ради Христа. Человек может быть достаточно образован и сведущ в науках, чтобы учить, но значит ли это, что у него имеется достаточно тактичности и мудрости, чтобы иметь дело с человеческим разумом? Если наставники не имеют пребывающей в их сердце любви Христа, они не готовы трудиться с детьми и нести возложенную на них серьезную ответственность в воспитании этих детей и молодежи. Им не достает высшего самообразования и самообучения, они не знают, как иметь дело с разумом людей. Их собственное не смирившееся, плотское сердце стремиться господствовать над податливым разумом и характером детей и подчинить их такой дисциплине, которая оставит шрамы и ушибы на разуме, которые никогда не исчезнут. Если учитель не восприимчив к чувству ответственности и осторожности, которым он должен руководствоваться, имея дело с человеческим разумом, значит в ряде случаев его собственное воспитание было ущербным. Домашнее воспитание нанесло вред его характеру, и, к сожалению этот испорченный характер и недоброе отношение воспроизводится в детях, оказавшихся под его контролем (Христианское воспитание, с. 145, 1893; Принципы христианского воспитания, с. 260, 261). Ответственность не для неопытных. – Церковная школа в Батл-Крике – это важная часть виноградника, которую необходимо возделывать. Во всех отраслях нужны учителя, обладающие уравновешенным разумом и гармоничным характером. Не препоручайте эту работу в руки молодых женщин и молодых мужчин, которые не знают, как обращаться с разумом людей. В противном случае совершается ошибка, а детям и молодежи, находящимся под их попечением, причиняется зло…. Среди детей и молодых людей встречаются разные характеры. У них восприимчивый разум. Всякие неосторожные, необдуманные действия со стороны учителя могут помешать его доброму влиянию на учащихся, кого он якобы учит. Будет ли это образование служить благом в настоящем и будущим вечным благом для детей и молодежи? Для их духовного благополучия на них должно оказываться духовное влияние (Рукопись 34, 1893). Совет раздражительному учителю. – Каждый учитель должен следить за своим характером, чтобы сатана не использовал его как посредника для гибели душ его собственными, непосвященными чертами характера. Учителя будут находиться в безопасности только в том случае, если ежедневно станут учиться в школе Христа Его кротости и смирению сердца. Тогда его «я» сокроется во Христе и учитель кротко понесет иго Христа, внимательно наблюдая, как он поступает с Его наследием. Я должна сообщить вам: мне было показано, что не всегда в отношении заблуждений и ошибок учащихся применялись лучшие методы, и в результате души оказались в опасности, а некоторые погибли. Невыносимые черты характера учителей, их немудрые шаги, самонадеянность совершили свое злое дело. Ни один порок, ни поглощённость земными заботами, ни пьянство не причинят больше вреда характеру, ожесточая душу и укореняя зло, подавляющее добро, чем человеческие страсти, не находящиеся под контролем Духа Божьего. Разбуженный, вырвавшийся на волю гнев, никогда не окупится. Как много блудных детей находятся вне Царствия Божьего из-за грубого характера называющих себя христианами. Подозрительность, зависть, гордость, жестокость, самоправедность, раздражительность, злые мысли, резкость, холодность, недостаток сочувствия – это качества сатаны. Учителя столкнутся с этими качествами в характере учащихся. Ужасно иметь дело с этими качествами, но, стремясь изгнать эти пороки, работник во многих случаях развивает подобные свойства, омрачающие душу того, с кем он имеет дело (Письмо 50, 1893). Нужен уравновешенный ум. – Учителя, которые трудятся в этой части Господнего виноградника, нуждаются в самообладании, чтобы держать свой нрав и свои чувства под контролем Духа Святого и в подчинении Ему. Они должны засвидетельствовать о том, что имеют не ограниченный жизненный опыт, а уравновешенный ум и гармоничный характер (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 191 [1913]). Важно стремление к самоусовершенствованию. – Возможно учитель не имел преимущества получить высокую академическую подготовку, однако, если он имеет истинное понимание человеческого естества, если он искренно любит свое дело, сознает его важность и стремится к самоусовершенствованию, если он будет трудиться ревностно и неустанно, тогда он поймет нужды своих учеников, и своим отзывчивым, последовательным отношением вдохновит их следовать туда, куда он ведет их: вверх и вперед (Воспитание, с. 279 [1903]). Умственные способности не используются и наполовину. – Важно иметь промежуточные школы и специальные учебные заведения…. Здесь в стране и за рубежом раздается много настойчивых просьб о работниках. Молодые мужчины и женщины, люди среднего возраста и фактически все, кто способен участвовать в Господнем служении, должны употребить все свои умственные силы, чтобы удовлетворить эти просьбы. Согласно свету, посланному мне Богом, я знаю, что мы не используем даже половину наши умственные способности, как следовало бы в наших усилиях стать как можно полезнее (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 209 [1913]). Сочетайте естественное с духовным и стремитесь к высшим достижениям. – На занятиях в наших школах нужно сочетать естественное с духовным. Труд на земле иллюстрирует библейские уроки. Законы, которым повинуется земля, свидетельствуют о том, что она находится под действием силы безграничного Бога. Тот же самый принцип действует в духовном и естественном мире. Исключите Бога и Его мудрость из процесса приобретения знаний, и вы получите поврежденное, однобокое образование, безразличное ко всем положительным качествам, дающим силу человеку, так что он не способен обрести нетление через веру во Христа. Создатель природы является Создателем Библии. Творение и христианство имеют одного Бога. Все, кто занят приобретением знания, должны стремиться достичь высшей ступени прогресса. Пусть они движутся вперед как можно быстрее и как можно дальше. Пусть их поле исследования будет таким обширным, какой могут охватить их способности. Пусть они сделают Бога своею мудростью, держась за Того, Кто безграничен в познании, Кто может открывать тайны, сокрытые от вечности, Кто может разрешить самые трудные проблемы верующих в Него, Кто един имеет бессмертие и обитает в неприступном свете. Живому свидетелю Христа, стремящемуся познать Христа, откроется, что как утренняя роса явление Его. «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6: 7). Честностью, прилежанием, надлежащим уходом за телом, применением всех интеллектуальных способностей для приобретения знания и мудрости в духовных вопросах, каждый человек может быть совершенным во Христе, Который является совершенным образцом совершенного человека (Специальные свидетельства относительно воспитания, 22 апреля 1895; Принципы христианского воспитания, с. 375, 376). Правильные наставления не могут оказать впечатление на ум, который не знает истины Божьего Слова. – Но падшее человечество не поймет. Предполагается, что наука о природе контролирует Бога природы. Правильные наставления не могут воздействовать на разум тех, кто не знает истины или Слова Божьего. Когда разум и сердце покоряется Богу, когда человек желает получить наставление словно малое дитя, в Слове Божьем будет найдено познание об образовании. Высшее образование, предлагаемое миром, показало свою несостоятельность. Когда учителя и учащиеся оставят свою высокомерие и поступят в школу Христа, чтобы узнать о Нем, они будут высказываться о высшем образовании разумно, потому что поймут, что это именно то знание, которое поможет людям понять смысл науки (Рукопись 45, 1898). Необходима наглядная помощь. - Использование наглядных пособий – школьной доски, географических карт, иллюстраций и репродукций картин облегчит объяснение библейского материала, поможет закрепить его в памяти и душах детей. Родителям и учителям нужно постоянно совершенствовать методы работы с детьми (Воспитание, с. 186 [1903]). Избегайте слишком разнообразной интеллектуальной пищи. – Бог желает, чтобы наши интеллектуальные способности были чистыми и ясными. Но зачастую разум перегружается слишком разнообразной пищей. В результате о нем невозможно правильно заботиться и правильно его использовать. Мозг должен быть свободен от всякого ненужного бремени. В вечность будут взяты только те знания, которые окажутся более всего полезными не только здесь, но и в будущей жизни, и которые содержат в себе лучшие наставления для тела и души (Рукопись 15, 1898). Образование и практическая жизнь. – Бессмысленно захламлять ум изучением предметов, требующих интенсивного умственного напряжения, но не имеющих никакой пользы в практической жизни. Образование такого рода будет означать потерю для учащегося, потому что такие занятия лишают его желания и расположения изучать то, что сделало бы его полезным и способным исполнить предназначенную для него обязанность Божьего соработника, чтобы словом и примером помочь другим обрести бессмертие (Рукопись 15, 1898). Необходимость в практическом образовании. – Изучение латинского и греческого языков гораздо менее важно для нас, для мира и для Бога, чем тщательное изучение и использование всего организма человека. Грешно изучать книги и пренебрегать знанием о том, как стать полезным в различных областях практической жизни. У многих излишняя увлеченность книгами приводит к рассеянности. Физический организм, оставшись без дела, сосредоточивает деятельность в мозге. Он становится дьявольской мастерской. Никогда не будет полноценной жизнь, в которой проявляется пренебрежение к дому, в котором мы живем (Письмо 103, 1897). Учебники и образ мысли*. – Торжественным голосом Говоривший продолжал: «Находите ли вы у этих неверующих авторов что-либо такое, что можете рекомендовать как нечто важное для подлинного высшего образования? Осмелитесь ли вы предложить эти книги учащимся, которые не подозревают о том, что они из себя представляют? Скверные привычки, некогда укоренившиеся, имеют деспотическую власть и порабощают ум. Если бы многие из тех, кто получил и читал эти книги, никогда бы не видели их, но вместо них приняли бы слова Божественного Учителя, они далеко бы продвинулись вперед, а не стояли бы на месте в познании Божественных истин Слова Божьего, которые умудряют людей ко спасению. Эти книги увлекли тысячи людей туда, куда сатана увлек Адама и Еву – к знанию, которое Бог им запретил. Из-за содержащихся в этих книгах учений учащиеся повернулись от Слова Божьего к басням» (Ревью энд Геральд, 12 марта 1908). Обширные принципы Библии должны контролировать человеческие идеи*. – Каждый учащийся должен усвоить мысль, что образование будет безуспешным, если разум не научится понимать истины Божественного откровения и если сердце не примет учение Христова Евангелия. Учащийся, который вместо обширных принципов Слова Божьего примет общеизвестные идеи и позволит, чтобы его время и внимание были поглощены пустым и мелочным, обнаружит, что его разум ослаб и остановился в развитии. Он потерял способность расти. Разум должен быть приучен понимать важные истины, которые имеют отношение к вечной жизни (Письмо 64, 1909). Лучшее использование всего человеческого организма. – Если бы учителя усвоили, чего ожидает от них Господь, то не было бы таких учащихся, чьи счета должен оплачивать кто-то другой. В противном случае они вынуждены оставить колледж с огромным долгом, висящим на них. Воспитатели и наполовину не выполняют своей работы, если они знают молодого человека, посвятившего годы пристальному изучению книг, но не пытавшегося заработать средства себе на учебу, и ничего при этом не делают. Нужно исследовать каждый случай, каждого молодого человека необходимо доброжелательно и с интересом расспрашивать и выяснять его финансовое положение. Одним из самых ценных уроков, который должен усвоить учащийся, - это необходимость развивать разум, данный ему Богом, в гармонии с развитием физических способностей тела и его органов. Правильное использование своей личности – это самый ценный урок, которому необходимо научиться. Мы не должны ограничиваться работой мозга или только физическими упражнениями. Нам следует делать наилучшее в использовании разных частей, составляющих человеческий организм, - мозга, костей, мышц, тела, головы и сердца. Никто не годен к служению, если не понимает, как это делается (Письмо 103, 1897). Учителя отдыхают вместе с детьми. - Я вижу здесь, в Швейцарии*, кое-какие вещи, которые считаю достойными подражания. Школьные учителя часто выходят вместе со своими учениками на улицу, когда те играют, и учат их развлекаться и веселиться, всегда находясь рядом, чтобы устранить любой беспорядок и любую несправедливость. Иногда они выводят учащихся своего класса на длительную прогулку. Мне это нравится, и я думаю, что у детей в этом случае меньше возможностей поддаться искушению. Учителя участвуют в детских забавах и контролируют их. Я никоим образом не разделяю ту точку зрения, что дети должны чувствовать к себе постоянное недоверие и что нельзя позволять им вести себя по-детски. Но пусть учителя участвуют в детских забавах и показывают, что они желают им счастья. Это внушит детям доверие к ним. Детьми можно управлять с любовью, но не надо следить за ними с непреклонной суровостью, когда они едят или когда играют и развлекаются (Свидетельства для Церкви, т. 5, 653 [1889]). Доверяйте ученикам. - Мудрый воспитатель всегда стремится завоевать доверие учеников и укрепить их чувство уважения к себе. Доверие всегда располагает детей и подростков. Многие, даже из числа маленьких детей имеют высокое чувство собственного достоинства, все хотят, чтобы к ним относились с доверием и уважением, и это справедливо. У них нельзя создавать чувство, будто каждый их шаг контролируется. Подозрительность деморализует, культивируя то самое зло, которое хотят предотвратить. Вместо того, чтобы постоянно следить и подозревать, воспитателям следует, заметив беспокойство ума, так на него повлиять, чтобы предотвратить проступок. Дайте подросткам почувствовать, что вы доверяете им, и мало кто из них не будет стремиться доказать, что он достоин доверия (Воспитание, с. 289, 290 [1903]). Необходимо доверие учеников. - Учитель должен соответствовать своей работе. Работая с разумом учащихся, важно быть мудрым, тактичным. Какими бы глубокими ни были его познания, какой бы отличной ни была его квалификация, но если учитель не пользуется уважением и доверием своих учеников, его усилия напрасны (Воспитание, с. 278, 279 [1903]). Помощь робким и малообещающим. – Если вы проявите доброту, любовь, заботу и внимание к вашим учащимся, то в ответ получите то же самое отношение. Если же учителя суровы, критичны, властны и безразличны к чувствам других, они пожнут в ответ то же самое. Человек, который желает сохранить к себе уважение и свое достоинство, должен быть внимательным, чтобы не попирать уважение и достоинство других. Это правило должно свято соблюдаться в отношении к самым несообразительным, самым малым и неловким ученикам. Как Бог поступит с этими явно неинтересными молодыми людьми, вы не знаете. Бывало, что в прошлом Бог принимал и избирал именно таких людей, чтобы они совершали великое дело для Него. Его Дух, влияя на сердце, словно электрический ток пробуждал явно притупленные способности и побуждал их к решительным и настойчивым действиям. Господь видел в этих грубых, невзрачных, неотесанных камнях драгоценный металл, который выдержит испытание бурей, ураганом и огненное испытание зноем. Бог смотрит не так, как смотрит человек, Он судит не так, как судит человек. Он исследует сердце (Рукопись 2, 1881). Как обращаться с медлительным учеником. – Учителя должны учитывать, что они имеют дело с детьми, а не с взрослыми мужчинами и женщинами. Детям всему предстоит учиться, и одним это дается гораздо труднее, чем другим. Медлительный ученик нуждается в большем одобрении, чем он получает. Если над этими детьми с разными умственными способностями поставлены учителя, которые по природе любят приказывать, диктовать, злоупотреблять своей властью; если они будут поступать лицеприятно, заводить себе любимчиков, отдавая им предпочтение, а к другим относиться чересчур требовательно и сурово, это приведет к замешательству и непокорности (Христианское воспитание, с. 154, 1893; Принципы христианского воспитания, с.269, 270). Атмосфера, царящая в школе, влияет на учащихся. – Духовная жизнь большинства людей, называющих себя христианами, такова, что по ней не видно, что они являются христианами…. Их унаследованные и приобретенные черты характера вынашиваются как драгоценные качества, тогда как они оказывают пагубное влияние на ум других людей. Своими словами они будто сеют искры, которые сами зажигают. Их религия подчиняется обстоятельствам и контролируется ими. Если все происходящее идет так, как им нравится и не возникает раздражающих ситуаций, которые обнаруживают их необузданные и нехристоподобные черты характера, они снисходительны, приятны и очень привлекательны. Если же в семейных обстоятельствах или в их взаимоотношениях с другими что-то нарушит их мир и вызовет раздражение, если при этом они откроют свои обстоятельства перед Богом и будут продолжать просить и умолять Его благодати до того, как займутся своей ежедневной преподавательской работой, если до начала своей деятельности они познают на себе силу, благодать и любовь Христа, пребывающего в их сердце, то ангелы Божьи будут с ними в школьных классах. Если же они идут в класс возбужденными и раздраженными, то нравственная атмосфера, окружающая их души, скажется на детях, находящихся под их попечением, и вместо того, чтобы быть готовыми наставлять детей, они сами нуждаются в том, чтобы кто-то научил их урокам Иисуса Христа (Христианское воспитание, с. 149, 150, 1893; Принципы христианского воспитания, с.265, 266). Необходимы терпение и гибкость. – Вы не добиваетесь успеха как учитель, потому что не имеете терпения и гибкости ума. Вы не знаете, как следует обращаться с разумом человека и как наилучшим образом передавать знание. Если ваши ожидания не оправдываются, вы становитесь нетерпеливы. У вас были все преимущества получить хорошее образование, однако, вы – не мудрый учитель. Вам очень неприятно учить несообразительных детей. В юности вы нуждались в воспитании и дисциплине. Но дух, который вы проявляли при исправлении, испортил вашу жизнь (Письмо 117, 1901). Родители должны сотрудничать с учителями. – Запущенный ум похож на запущенное поле. Родители должны по-другому взглянуть на этот вопрос. Они должны чувствовать обязанность сотрудничества с учителем, поощрять мудрую дисциплину и много молиться о том, кто учит их детей. Вы не поможете детям, если будете раздражаться, порицать или приводить их в уныние. Вы не поможете им справиться с духом мятежа, непослушания, неприязни из-за настроения, которое создаете (Рукопись 34, 1893). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы