Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ниспослание с хранимой скрижали.



 

Коран был ниспослан с Хранимой скрижали в ночь предопределения. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Мы ниспослали его в ночь предопределения». Сура «аль-Кадр», аят 1.

 

Ибн Касир в толковании этого аята писал: «Всевышний сообщил, что Он ниспослал Коран в ночь предопределения. Это – благословенная ночь, о которой Великий и Могучий Аллах сказал: «В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение». Сура «аль-Бакара», аят 185.

 

Ибн Аббас и другие толкователи говорили: «Аллах ниспослал Коран целиком из Хранимой скрижали на ближайшее небо, в храм Бейт аль-Изза. После этого он ниспосылался частями посланнику Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), в зависимости от обстоятельств в течение двадцати трех лет». Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азим», т. 4, стр. 685.

 

Богословы разошлись во мнениях, когда именно произошло ниспослание Корана на ближайшее небо. Абу аш-Шама и некоторые другие отдавали предпочтение мнению о том, что он был ниспослан еще до начала пророчества. Однако наиболее сильным является мнение о том, что он был ниспослан уже после начала пророчества. Об этом говорил имам ас-Суйути. Ас-Суйути, «Совершенство в коранических науках. Учение о ниспослании Корана», стр. 160.

 

Толкователи высказывали разные мнения и относительно того, как Коран был ниспослан с Хранимой скрижали. Согласно первому, самому правильному и наиболее распространенному мнению, Коран был ниспослан в ночь могущества на ближайшее небо сразу и целиком, а затем ниспосылался по частям в течение двадцати трех лет. Аль-Хаким и аль-Бейхаки передали слова Ибн Аббаса: «Коран был ниспослан в ночь предопределения на ближайшее небо сразу и целиком и находился в «местах ниспослания частей», а оттуда Аллах по частям ниспосылал его Своему посланнику, (да благословит его Аллах и приветствует)». Ас-Суйути, «Совершенство в коранических науках. Учение о ниспослании Корана», стр. 156.

 

Второе мнение состоит в том, что Коран был ниспослан на ближайшее небо за двадцать три ночи предопределения, причем в каждую ночь низводилось то, что Аллах решал ниспосылать за этот год, а затем оно ниспосылалось частями в течение всего года. Это мнение разделяли Мукатиль б. Хаййан, аль-Халими, аль-Маварди.

Согласно третьему мнению, ниспослание Корана началось в ночь предопределения, а затем он ниспосылался частями. Этого мнения придерживался аш-Шааби.

Аль-Маварди пересказывал и четвертое мнение, согласно которому Коран был ниспослан с Хранимой скрижали сразу и целиком, а затем хранители передавали его по частям Джибрилу в течение двадцати ночей, а Джибрил передавал его по частям пророку, (да благословит его Аллах и приветствует), в течение двадцати лет. Ас-Суйути назвал это мнение странным. Ас-Суйути, «Совершенство в коранических науках. Учение о ниспослании Корана», стр. 158.

 

На смысл ниспослания Корана с Хранимой скрижали на ближайшее небо указал имам ас-Сахави: «В ниспослании Корана целиком на небо – особая честь людям и возвеличивание их пред ангелами, извещение их о том, что Аллах печется о них и милостив к ним». Ас-Суйути, «Совершенство в коранических науках. Учение о ниспослании Корана», стр. 159.

 

Как мы уже отметили, это произошло в ночь предопределения (лейлат аль-кадр). Знатоки богословия высказывали различные мнения по поводу того, почему эта ночь получила такое название. Муджахид, Икрима, Катада и другие считали, что это название произошло от глагола «каддара», что означает «предопределять», «предрешать», поскольку в эту ночь Аллах предопределяет дела, которым суждено произойти в течение ближайшего года. Всевышний сказал: «Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В ней решаются все мудрые дела по повелению от Нас» Сура «аз-Зухруф», аяты 3-5.

 

Согласно другому толкованию, это название означает «ночь величия», во-первых, потому что эта ночь является славной и превосходит тысячу месяцев, и, во-вторых, потому что праведные дела в эту ночь превосходят такие же поступки в остальные дни.

Согласно третьему мнению, оно произошло от глагола «кадара», означающего «суживать», «стеснять», во-первых, потому что в эту ночь на землю спускается великое множество ангелов, от которых на земле становится тесно, и, во-вторых, потому что точная дата ее бывает известна лишь узкому кругу избранных рабов. Арабский глагол «кудира» использован в значении «быть тесным, недостаточным» в словах Всевышнего: «А тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах». Сура «ат-Таляк», аят 7.

Об этом сообщил имам аш-Шаукани. Аш-Шаукани, «Фатх аль-Кадир», стр. 1957; «Нейл аль-Аутар», т. 4, стр. 577.

 

Знатоки богословия также разошлись во мнениях по поводу точной даты ночи предопределения. На эту тему существует много достоверных хадисов.

Муслим и Абу Давуд передали хадис со слов Абдуллаха б. Унейса, в котором сообщается, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Я видел ночь предопределения, а затем меня заставили забыть о ней. Я видел, что на рассвете буду совершать земной поклон в воду и глину». Абдуллах сказал: «В двадцать третью ночь полил дождь. А когда посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), совершил с нами намаз и повернулся, на его лбу и носу были следы воды и глины». Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 4, стр. 318.

 

Передают, что Ибн Аббас рассказывал, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Ищите ночь предопределения в последние десять ночей рамадана, когда останется девять, или семь, или пять ночей». Этот хадис передали аль-Бухари, Ахмад и Абу Давуд. См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (1244).

 

В другом хадисе, рассказанном со слов Ибн Умара, сообщается, что нескольким людям из числа сподвижников пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), было открыто во сне, что ночью предопределения будет одна из семи последних ночей рамадана, и тогда посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Я вижу, что ваши сновидения сходятся на семи последних ночах, так пусть же тот, кто ждет ночи предопределения, ожидает ее наступления в течение семи последних ночей». [Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. Ибн Хаджар аль-Аскалани, «Фатх аль-Бари», т. 4, стр. 324; Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 4, стр. 313].

 

Передают также, что Абу Саид аль-Худри рассказывал: «Мы уединились вместе с пророком, (да благословит его Аллах и приветствует), во второй декаде рамадана, а утром двадцатого числа он вышел из дома, обратился к нам с проповедью и сказал: «Воистину, мне была показана ночь предопределения, а потом случилось так, что я забыл ее. Но ждите ее в одну из нечетных ночей последней декады рамадана. Я видел во сне, что совершаю земной поклон в воду с глиной. Пусть все, кто уединялся вместе с посланником Аллаха, вернутся». Мы вернулись, и в то время мы не видели на небе ни облачка. Но вдруг появились тучи, и хлынул такой дождь, что крыша мечети, сделанная из голых пальмовых ветвей, протекла. А потом было объявлено о начале намаза, и я увидел, как посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), совершает земные поклоны в воду с глиной, и я также увидел следы глины на его лбу». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд и Ибн Маджа. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 4, стр. 315.

 

Передают, что Убада б. ас-Самит рассказывал, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), вышел, чтобы сообщить нам о ночи предопределения, но тут двое мусульман стали спорить друг с другом, и он сказал: «Я вышел, чтобы сообщить вам о ночи предопределения, но такой-то и такой-то поспорили друг с другом, и меня лишили знания о ней. Может быть, так будет лучше для вас. Ищите же ее за девять, за семь и за пять ночей до конца рамадана! » Этот хадис передал аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 4, стр. 340.

 

На эту тему существует еще много хадисов, рассказанных целым рядом сподвижников, в том числе Ибн Умаром, Абу Бакрой, Джабиром б. Самурой, Муавией б. Абу Суфьяном и другими.

Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури писал: «Достоверно известно, что она является одной из нечетных ночей последних десяти дней рамадана. Согласно наиболее предпочтительному мнению, эта ночь не имеет точной даты. Она может попасть на двадцать первое, или двадцать третье, или двадцать пятое, или двадцать седьмое, или двадцать девятое рамадана. Однако в обсуждаемом нами хадисе сообщается, что ночь предопределения является двадцать седьмой ночью месяца рамадан. Существуют и другие сообщения, в которых приводятся другие даты, например, двадцать первое или двадцать третье рамадана. Очевидно, ночь предопределения попадала на эти дни в определенный год, однако это не означает, что каждый год она попадает на один и тот же день. Кто предполагал, что она всегда будет приходиться на это число, тот рассказывал об этом на основании собственного предположения. И это послужило причиной возникновения значительных разногласий». Аль-Мубаракфури, «Итхаф аль-Кирам», стр. 196-197.

 

Ибн Хаджар в комментариях к сборнику достоверных хадисов аль-Бухари привел более сорока различных мнений на этот счет и сказал: «Согласно наиболее предпочтительному мнению, она является одной из последних десяти ночей месяца рамадан и приходится на нечетную ночь, причем в разные годы она приходится на разные числа, что явствует из хадисов этой главы». Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 4, стр. 338.

 

Таким образом, точная дата ночи предопределения неизвестна, и смысл этого заключается в том, чтобы мусульмане проводили все последние ночи рамадана, усердно поклоняясь Аллаху, и не полагались только на поклонение в течение ночи предопределения. А лучше всего об этом известно Аллаху!

Как мы уже отметили ранее, праведные деяния в ночь предопределения превосходят праведные поступки в остальные дни и ночи. Всевышний по этому поводу сказал: «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев». Сура «аль-Кадр», аят 3.

 

А в достоверном хадисе Абу Хурейры сообщается, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Кто постился в рамадан с верой и надеждой на вознаграждение, тому будут прощены совершенные ранее грехи, и кто выстаивал ночь предопределения с верой и надеждой на вознаграждение, тому будут прощены совершенные ранее грехи». Этот хадис передали аль-Бухари, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи. См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (6441).

 

Поклонение Аллаху в ночь предопределения превосходит поклонение Аллаху в течение тысячи месяцев, в которых нет такой ночи, и для того, чтобы не упустить эту прекрасную возможность заслужить милость Аллаха, пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), в последние десять дней рамадана уединялся в мечети, отдаляясь от мирских забот и посвящая себя усердному поклонению Господу.

 

Передают, что Аиша рассказывала, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), в последние десять дней рамадана проявлял такое усердие, какое он не проявлял в другие дни. Этот хадис передали Ахмад, Муслим и ат-Тирмизи. См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (4910).

 

А в другом хадисе Аиши, переданном аль-Бухари, говорится: «Когда наступали последние десять дней рамадана, пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), потуже затягивал свой изар, бодрствовал по ночам и будил членов своей семьи». Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 4, стр. 341.

 

Он будил своих жен для того, чтобы они поклонялись Господу в те часы, когда Ему это больше всего нравится. Святой пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), и его праведные сподвижники знали цену этому поклонению и жаждали его. И как может человек, который действительно возлюбил своего Господа, не воспользоваться такой возможностью приблизиться к своему Возлюбленному?! В известном предании говорится: «Лжет тот, кто заявляет, что возлюбил Меня, если он спит, когда ночь окутывает его своим мраком! Разве влюбленный не желает уединиться со своим возлюбленным? Я наблюдаю за Моими возлюбленными, когда ночь окутывает их своим мраком. Их взоры обращены в их сердца. Обращайтесь же ко Мне, пока Я наблюдаю за вами! Говорите со Мной, пока Я нахожусь рядом с вами! Завтра Я удовлетворю Моих возлюбленных в Моем Раю! » Ибн Раджаб, «Вазаиф Рамадан», стр. 49.

 

Молящийся в ночь предопределения должен обращаться к Аллаху с молитвами и просить Его о прощении, милости и избавлении от мучений в Преисподней. Передают, что Аиша рассказывала о том, как однажды она спросила: «О посланник Аллаха! Как ты думаешь, если мне удастся определить, когда наступает ночь предопределения, что я должна говорить в эту ночь? » Он ответил: «Говори: «О Аллах! Ты прощаешь и любишь прощать, прости же меня! » Этот хадис передали ат-Тирмизи, Ибн Маджа и аль-Хаким, а шейх аль-Албани назвал его достоверным. См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (4423).

 

И следует помнить, что молитвы, которыми взывал к Аллаху пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), лучше и совершеннее молитв, придуманных людьми. И хотя Господь слышит любые обращения Своих рабов на любых языках, молитвы пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), на арабском языке принимаются быстрее и приносят большее вознаграждение. Люди придумывают пространные молитвы и составляют длинные предложения, но забывают о лаконичных и обладающих глубоким смыслом молитвах из Корана и Сунны, хотя известно, что пророку Мухаммаду, (да благословит его Аллах и приветствует), больше нравились лаконичные, но многозначные молитвы. Передают, что Аиша рассказывала, что пророк любил обращаться к Аллаху с краткими по форме, но многозначными молитвами, отказываясь от всех иных. Этот хадис передал Абу Давуд, и ан-Навави назвал цепочку его рассказчиков хорошей. См. Ан-Навави, «Рийад ас-Салихин» (1466).

 

А в хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом со слов Анаса б. Малика, сообщается, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), чаще всего обращался к Аллаху с мольбой: «О Аллах, даруй нам в этом мире добро и в Последней жизни добро и защити нас от мучений в Огне! » Ан-Навави, «Рийад ас-Салихин» (1467).

 

В ночь предопределения, как и в другие ночи в году, с наступлением последней трети, Всемогущий Господь спускается на ближайшее небо, чтобы приблизиться к рабам, которые поминают Его со страхом и надеждой. Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Всевышний и Всеблагой Аллах нисходит на ближайшее небо каждую ночь в ее последнюю треть и говорит: «Кто взывает ко Мне, чтобы Я ответил ему? Кто просит Меня, чтобы Я одарил его? » Затем Он простирает Свои Руки и говорит: «Кто одолжит Тому, Кто не испытывает недостатка и не поступает несправедливо? » Этот хадис передал Муслим. См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (8166).

 

Все это продолжается вплоть до наступления рассвета, и тот, кто лишает себя возможности насладиться этой близостью с Аллахом, поистине, лишается великого удела. Поэтому, когда люди пришли к Ибн Масуду и сказали, что они не могут совершать ночной намаз, он ответил: «Ваши грехи заставляют вас сидеть! » Аль-Фудейл же сказал: «Если ты не можешь совершать ночной намаз и соблюдать пост днем, то знай, что ты лишен удела, и твои грехи уже сковали тебя». Ибн Раджаб, «Вазаиф Рамадан», стр. 50.

 

И нет сомнения, что награда за искреннее и правильное поклонение в ночь предопределения во много раз превосходит награду за усердие, проявленное в другое время года. При этом следует знать, что по милости Всевышнего правоверный получит эту награду, даже если он не узнает о том, что поклонялся именно в эту славную ночь. Ибн Усеймин, «Шарх аль-Мумти», т. 6, стр. 498.

 

В ночь предопределения на землю спускается великое множество ангелов, и дьяволы лишаются своей власти. В священном Коране по этому поводу говорится: «В эту ночь ангелы и Дух (Джибрил) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари». Сура «аль-Кадр», аяты 4-5.

 

Абу Давуд ат-Тайалиси передал хадис со слов Абу Хурейры, в котором сообщается, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал о ночи предопределения: «Это – двадцать седьмая или двадцать девятая ночь, и этой ночью ангелов на земле больше, чем мелких камушков». Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым», т. 4, стр. 687.

 

Ибн Аббас сказал: «Сатана поднимается вместе с солнцем каждый день, кроме ночи предопределения, и поэтому в этот день солнце восходит без лучей». Муджахид сказал, что в эту ночь не случаются заболевания, и дьяволы в эту ночь не могут творить зло. Он же сказал: «Ночь предопределения – это благополучная ночь, в которую не творится зло, и не посылаются дьяволы». Ибн Аббас также сказал: «В эту ночь заковываются в цепи мятежные джинны, и связываются могучие джинны, и раскрываются все врата небесные, и покаяние принимается от всех кающихся, и поэтому Аллах сказал: «Она благополучна вплоть до наступления зари». Ибн Раджаб, «Вазаиф Рамадан», стр. 53.

 

Но может ли правоверный узнать ночь предопределения? Из достоверных хадисов известно, что пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), сообщал своим сподвижникам о признаках этой ночи в том или ином году. Есть ли признаки, которые характерны для ночи предопределения во все времена?

В достоверном хадисе, упомянутом нами ранее, сообщается, что мать правоверных Аиша спросила: «О посланник Аллаха! Как ты думаешь, если мне удастся определить, когда наступает ночь предопределения, что я должна говорить в эту ночь? » Из этих слов следует, что люди могут узнать ночь предопределения по характерным признакам. Тем не менее, мусульманские богословы разошлись во мнениях по этому поводу.

 

Имам аш-Шаукани писал: «Ат-Табари считал, что отсутствие достоверного знания об этой ночи свидетельствует о том, что всякий, кто утверждает, что этой ночью можно увидеть явления, которые нельзя увидеть в другие дни, говорит неправду. По его мнению, если бы это было правдой, то каждому человеку, который проводит ночи на молитве, в особенности, ночи в рамадане, было бы известно о ночи предопределения. Ибн аль-Мунир считал, что нельзя опровергать подобные утверждения, потому что Аллах по Своей милости может позволить некоторым рабам увидеть удивительные признаки этой ночи. Одни могут увидеть их, а другие – нет. Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), не ограничивал число таких признаков и не отрицал того, что Аллах показывает некоторым рабам удивительные знамения – карамат. Однако это не означает, что обещанное вознаграждение получит только тот, кто узнает ночь предопределения, поскольку милость Всевышнего Аллаха безгранична. Человек может поклоняться Аллаху этой ночью и не увидеть знамений, а может не поклоняться и увидеть эти знамения. И совершенно ясно, что тот, кто поклонялся этой ночью, лучше второго, ведь суть заключается в следовании прямым путем, а не в лицезрении необычных явлений, поскольку это может быть как Божьей милостью, так и искушением. Говорят, что в эту ночь различные творения совершают земной поклон. Также говорят, что звезды в эту ночь светятся необычайно ярко даже в темных местах. Также говорят, что в эту ночь можно услышать приветствия и обращения ангелов. Также говорят, что эту ночь можно определить по тому, как быстро исполняются молитвы». Аш-Шаукани, «Нейл аль-Аутар», т. 4, стр. 585.

 

Шейх Ибн Усеймин считал, что узнать ночь предопределения можно как по признакам, которые проявляются во время самой ночи, так и по признакам, которые проявляются по ее окончании. Ибн Усеймин, «Шарх аль-Мумти», т. 6, стр. 498-499.

 

Во-первых, ночь предопределения светлая, однако в настоящее время заметить это можно только в пустынных местах, где нет огней и освещения.

Во-вторых, луна и звезды в эту ночь светятся ярче.

В-третьих, верующие рабы в эту ночь ощущают такое спокойствие и благоговение, которые они не могут ощутить в другое время года.

В-четвертых, ветер в эту ночь не бывает ураганным и порывистым, а чаще всего бывает легким или умеренным.

В-пятых, Аллах показывает эту ночь некоторым из правоверных во сне, что неоднократно случалось с праведными сподвижниками.

В-шестых, от ночного намаза верующий получает удовольствие, которое он не может ощутить в другие ночи.

Все перечисленные признаки связаны с тем, что можно наблюдать или ощутить во время самой ночи. В пользу этого свидетельствуют некоторые из дошедших до нас преданий.

Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что они застали ночь предопределения вместе с посланником Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), и он сказал: «Кто из вас помнит, как взошла луна, похожая на половину блюда? »* Этот хадис передал Муслим. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 4, стр. 320.

 

*[Абу аль-Хасан аль-Фариси сказал, что луна приобретает такую форму в двадцать седьмую ночь лунного месяца. Мнение о том, что именно двадцать седьмая ночь является ночью предопределения широко распространено среди богословов ханбалитского толка. Согласно одной из версий, его разделял и Абу Ханифа. А в хадисе, переданном Муслимом, сообщается, что Убейй б. Кааб поклялся в том, что именно она является этой ночью. А лучше всего об этом известно Аллаху! См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 4, стр. 336].

 

Передают, что Джабир рассказывал, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Мне была показана ночь предопределения, а затем меня заставили позабыть о ней. Она находится среди последних десяти ночей рамадана. Эта ночь бывает открытой, светлой, ни жаркой, ни холодной. А луна в эту ночь словно затмевает звезды, и дьяволы в нее не выходят, пока не забрезжит рассвет». Этот хадис передали Ибн Хузейма и Ибн Хиббан, и оба назвали его достоверным, хотя знатоки хадисов высказывали по этому поводу и другие мнения. Тем не менее, он усиливается другим хадисом Убады б. ас-Самита, в котором сообщается, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Признаком ночи предопределения является то, что она чистая и светлая, а луна в нее словно блистает. Она бывает тихой и спокойной, ни холодной, ни жаркой. В нее не позволяют метать звезды, пока не наступит утро. И еще одним ее признаком является то, что солнце на утро восходит ровное, без лучей, подобно луне в ночь полнолуния, и дьяволам в тот день не позволяют выйти вместе с ним». Этот хадис передали Ахмад и аль-Хейсами в книге «Маджма аз-Заваид», причем последний назвал рассказчиков хадиса заслуживающими доверия. На эту тему есть также хадис Ибн Масуда, переданный Ахмадом, и хадис Ибн Аббаса, переданный Ибн Хузеймой и аль-Баззаром. Ибн Усеймин, «Шарх аль-Мумти», т. 6, стр. 498-499.

 

Что же касается признаков, которые можно наблюдать по истечении ночи предопределения, то это – восход солнца без лучей. Имам Муслим передал хадис, в котором сообщается, что Зирр б. Хубейш сказал Убеййу б. Каабу: «Твой брат Ибн Масуд говорит, что каждый, кто совершает ночной намаз в течение целого года, непременно попадет на ночь предопределения». Он сказал: «Да смилостивится над ним Аллах! Он хочет, чтобы люди не полагались на эту ночь. Однако ему известно, что эта ночь приходится на рамадан. Она является одной из последних десяти ночей. Она является двадцать седьмой ночью». Затем он поклялся, не сделав никаких оговорок, что ночь предопределения является двадцать седьмой ночью. Его спросили: «На что ты опираешься? » Он ответил: «На признак, о котором нам поведал посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует). В этот день солнце восходит без лучей». Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 4, стр. 319.

 

После перечисления этих признаков шейх Мухаммад б. Салих аль-Усеймин сказал: «Что же касается сообщений о том, что в эту ночь собаки лают редко или не лают вообще, то они не являются правдивыми. Иногда удается внимательно наблюдать за происходящим во все десять последних ночей рамадана, и тогда можно убедиться в том, что собаки в них лают и не умолкают». Ибн Усеймин, «Шарх аль-Мумти», т. 6, стр. 499. А лучше всего об этом известно Аллаху!

 

Ниспослание Корана пророку ﷺ.

 

Как мы уже отмечали ранее, священный Коран ниспосылался пророку Мухаммаду, (да благословит его Аллах и приветствует), частями в течение более двадцати лет, что сделало его непохожим на предыдущие священные писания, которые были ниспосланы на землю целиком за один раз. Как только пророку, (да благословит его Аллах и приветствует), ниспосылались новые аяты, он распоряжался, чтобы они были сразу же записаны. Для этого у него было около сорока писарей. Даже в самые тяжелые периоды жизни, во время переселения из Мекки в Медину и во время военных походов, он никогда не забывал брать с собой писаря и все необходимые письменные принадлежности.

Первым, кто записал коранические откровения в Мекке, был Абдуллах б. Саад б. Абу Сарх. Впоследствии он отрекся от Ислама и вновь обратился в Ислам только после покорения Мекки. Первым, кто записал откровения в Медине, был Убейй б. Кааб. В числе тех, кто записывал откровения, были Правдивейший Абу Бакр, Умар б. аль-Хаттаб, Усман б. Аффан, Али б. Абу Талиб, аз-Зубейр б. аль-Аввам, Халид б. Саид б. аль-Ас и его брат Абан, Ханзаля б. ар-Раби аль-Асади, Муейкиб б. Абу Фатима, Абдуллах б. аль-Аркам аз-Зухри, Шурахбиль б. Хасана, Абдуллах б. Раваха. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 29.

 

Во времена ниспослания Корана откровения записывались на финиковых листьях, плоских камнях, кусках кожи, верблюжьих лопатках и т.д. Чернила изготавливались из сажи и копоти. Эти записи делались по мере ниспослания аятов Аллаха, которое было смешанным. Не успевали завершиться аяты одной суры, как ниспосылались аяты и другой, и третьей, а пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), разъяснял, в какую суру и куда именно должны быть записаны эти аяты. Передают, что Ибн Аббас рассказывал, что Усман б. Аффан сказал: «Когда несколько сур ниспосылалось сразу, и посланнику Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), ниспосылась какое-нибудь откровение, он звал к себе одного из писарей и говорил: «Поместите это в суру, в которой говорится о том-то». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи, а Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали его достоверным. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 29.

 

После того, как писарь записывал откровение, пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), приказывал ему прочесть его. Замечая ошибки, он сразу же исправлял их, и только после этого он распоряжался оповещать остальных мусульман.

Для обеспечения сохранности писания посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), вдохновлял сподвижников заучивать Коран наизусть. Изречения о награде, которая обещана знатокам Корана, пробуждали в правоверных желание выучить коранические откровения и заслужить щедрое вознаграждение. Одни мусульмане знали наизусть весь Коран, другие знали только некоторые суры. Среди мусульман не было таких, которые не знали бы наизусть многих коранических сур. Всевышний сказал: «Напротив, это – ясные аяты в груди тех, кому даровано знание, и только беззаконники отвергают Наши знамения». Сура «аль-Анкабут», аят 49.

 

Наряду с записью и заучиванием Корана наизусть для сохранения писания Аллаха записи систематически проверялись устным произношением, и наоборот, устное произношение проверялось записями. Наглядным примером этого было предъявление Корана в рамадане, когда ангел Джибрил являлся к пророку, (да благословит его Аллах и приветствует), для того, чтобы повторить Коран вместе с ним. В этот период многие мусульмане занимались контролем за правильностью записи и устного произношения Корана.

Безусловно, этот процесс не ограничивался рамаданом. Учителя Корана обучали людей писанию Аллаха и контролировали правильность его записи и чтения как при жизни пророка Мухаммада, (да благословит его Аллах и приветствует), так и после его смерти. Это подтверждается следующими словами Алкамы: «Когда мы были в Химсе, Ибн Масуд прочитал суру «Йусуф», и один человек сказал: «Она была ниспослана не так! » Ибн Масуд сказал: «Я читал ее самому посланнику Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), и он сказал: «Хорошо! » А потом Ибн Масуд почувствовал от него запах вина и воскликнул: «Так ты не только возводишь ложь на писание Аллаха, но еще и пьешь вино! » А затем он подверг его установленному наказанию». Этот хадис передал аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 59.

 

 

Предъявление Корана.

 

Из достоверных хадисов известно, что каждый год ангел Джибрил являлся к пророку Мухаммаду, (да благословит его Аллах и приветствует), для того, чтобы повторить вместе с ним Коран. Этот процесс назывался «предъявлением Корана». Передают, что Абу Хурейра рассказывал: «Он читал Коран пророку, (да благословит его Аллах и приветствует), один раз каждый год, а в тот год, когда он скончался, он прочел его ему дважды. И уединялся он десять дней в каждом году, а в тот год, когда он скончался, он уединился в течение двадцати дней». Этот хадис передал аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 54-55.

 

В другом хадисе сообщается, что Фатима рассказывала: «Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сообщил мне по секрету следующее: «Джибрил обычно повторял со мной Коран каждый год, но в этом году он повторил его со мной дважды, и я думаю, что мой срок уже близок». Этот хадис передал аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 54.

 

Из лексического анализа этого предания следует, что Джибрил читал Коран пророку, (да благословит его Аллах и приветствует), и он, в свою очередь, читал его Джибрилю. В последний раз они повторяли Коран в рамадане 10 г.х. Пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), покинул этот мир в рабиуль-аввале 11 г.х. Это значит, что в период после последнего предъявления Корана до его смерти ему также были ниспосланы откровения. Одним из них были слова Всевышнего: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию…». Сура «аль-Маида», аят 3.

Между праведными богословами нет разногласий по поводу того, что они были ниспосланы в долине Арафат во время прощального паломничества. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 56.

 

Однако богословы разошлись во мнениях, какое чтение использовали пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), и Джибрил во время последнего предъявления Корана.

Ахмад и ат-Табари передали хадис Убейды б. Амра ас-Салмани о том, что «чтение, которое Усман сделал единым для людей, соответствует последнему предъявлению». Аль-Хаким передал и назвал достоверным похожий хадис Самуры, в котором говорится: «Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), неоднократно повторял Коран, и говорят, что наше чтение опирается на последнее предъявление». Ибн Хаджар назвал этот хадис хорошим.

В то же время Муджахид рассказывал, что Ибн Аббас спросил людей: «Какое из двух чтений вы считаете последним? » Они ответили: «Чтение Зейда б. Сабита». Он сказал: «Нет. Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), ежегодно читал Коран Джибрилю, а в тот год, когда он скончался, он прочел его дважды, и последним было чтение Ибн Масуда».

Этот хадис противоречит хадису Самуры и всем похожим на него сообщениям. Он подтверждается другим хадисом Абу Зибьяна, который рассказывал, что Ибн Аббас сказал ему: «Какое из двух чтений ты читаешь? » Он ответил: «Первое чтение – чтение Абдуллаха б. Масуда». Тогда Ибн Аббас сказал: «Напротив, оно – последнее. Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), ежегодно читал Коран Джибрилю, а в тот год, когда он скончался, он прочел его дважды. Ибн Масуд присутствовал при этом и узнал, что было отменено и что было заменено». Этот хадис передал ан-Насаи с достоверной цепочкой рассказчиков.

Из всего сказанного можно заключить, что в последний год пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), повторил Коран на этих двух чтениях, каждое из которых можно считать последним. Это – чтения Зейда б. Сабита, которое получило наибольшее распространение во времена правления халифа Усмана, и чтение Абдуллаха б. Масуда. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 56.

 

 

Собрание Корана при жизни пророка ﷺ.

 

Священный Коран был записан полностью еще при жизни пророка Мухаммада, (да благословит его Аллах и приветствует), хотя канонического списка Корана у сподвижников не было. Из хадисов известно, что некоторые сподвижники составляли свои списки писания Аллаха, наиболее известными среди которых были списки Абдуллаха б. Масуда, Убеййа б. Кааба и Зейда б. Сабита. По свидетельству Ибн Абу Давуда, списки коранических откровений также были составлены Али б. Абу Талибом, Абдуллахом б. Аббасом, Абу Мусой аль-Ашари, Хафсой бт. Умар, Анасом б. Маликом, Умаром б. аль-Хаттабом, Абдуллахом б. аз-Зубейром, Абдуллахом б. Амром, Аишой бт. Абу Бакр, Салимом, Умм Саламой, Убейдом б. Умаром. Аль-Ансари прибавил к этому списку имена еще восьми сподвижников: Абу Бакра, Усмана б. Аффана, Муаза б. Джабала, Абу ад-Дарды, Абу Аййуба аль-Ансари, Убады б. ас-Самита и Тамима ад-Дари. Известно, что списки Аиши и Хафсы были составлены уже после смерти посланника Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует). Von Denffer, «An Introduction to the Sciences of the Qur’an», p. 46-47.

 

Передают, что Абдуллах б. Амр однажды помянул Абдуллаха б. Масуда и сказал: «Я все так же люблю его. Я слышал, как пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Берите Коран от четырех людей: Абдуллаха б. Масуда, Салима, Муаза и Убеййа б. Кааба». Этот хадис передал аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 58-59.

 

В нем упоминаются четыре выдающихся знатока Корана: двое из числа мухаджиров и двое из числа ансаров. К первым относятся Абдуллах б. Масуд и Салим б. Маакал, вольноотпущенник Усмана б. Аффана, а ко вторым – Муаз б. Джабал и Убейй б. Кааб. Салим был убит вскоре после кончины пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), во время битвы при аль-Йамаме. Муаз б. Джабал скончался во время правления Умара б. аль-Хаттаба. Убейй б. Кааб и Ибн Масуд скончались во время правления Усмана б. Аффана. Безусловно, они не были единственными знатоками Корана среди сподвижников. В комментарии в этому хадису хафиз Ибн Хаджар писал: «Из хадиса очевидно, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), приказал обучаться Корану у этих четырех сподвижников в то время, когда он произнес эти слова. Это не означает, что в то время никто больше не знал Коран наизусть. Среди сподвижников были и такие, которые знали Коран наизусть не хуже этих четырех, и такие, которые знали его лучше них. Говоря о трагедии у колодца Мауна, мы отметили, что погибших в нем сподвижников называли чтецами Корана, и их было семьдесят». Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 60.

 

В другом хадисе, переданном аль-Бухари, сообщается, что Катада спросил Анаса б. Малика: «Кто собрал Коран при жизни посланника Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует)? » Он ответил: «Четверо, и все они были из числа ансаров. Это были Убейй б. Кааб, Муаз б. Джабал, Зейд б. Сабит и Абу Зейд». Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 59.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.068 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь