Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Толкование скрытого смысла Корана.



 

Приверженцы некоторых течений, относящих себя к Исламу, при толковании коранических откровений ищут в них скрытый смысл, не совпадающий с их очевидным смыслом или даже противоречащий ему. В мусульманском богословии таких людей принято называть батинитами. Это название произошло от арабского слова «батин», означающего «сокрытый», «внутренний».

Выдающийся комментатор Корана и законовед ханифитского толка Абу Хафс ан-Насафи сказал: «Тексты толкуются по их явному смыслу, и отход от него в сторону значений, о которых говорят батиниты, является безбожной ересью». Ас-Суйути, «Совершенство в коранических науках. Учение о толковании Корана», стр. 86.

 

Ат-Тафтазани же сказал: «Батинитов можно назвать еретиками за то, что они утверждают, что тексты не следует толковать по их явному смыслу, что у них есть скрытый смысл, который знает только посвященный. Их целью при этом – полное отрицание шариата». Он же сказал: «Совсем другое – утверждения некоторых истинных ученых, что тексты толкуются по их явному смыслу, но вместе с тем содержат скрытые намеки, указывающие на тонкости, которые открываются людям, живущим правильно, и что можно согласовать эти тонкости с явным смыслом, содержащимся в тексте. В этом – полнота веры и неподдельное знание». Ас-Суйути, «Совершенство в коранических науках. Учение о толковании Корана», стр. 87.

 

Это подтверждается словами Ибн Аббаса, переданным Ибн Абу Хатимом через ад-Даххака: «В Коране есть стороны и искусства, явные и скрытые. Их чудесам нет конца, и предела их не достичь. Кто углубляется в них осторожно, спасется, а кто обходится с ними грубо, погб.ет. Сюда относятся предания, притчи, запретное и дозволенное, отменяющее и отмененное, ясное и запутанное, явное и сокрытое. Внешняя сторона Корана – чтение, а внутренняя – истолкование. Ученые сидят над Кораном, а глупцы сторонятся его».

Ибн Саб сообщил, что Абу ад-Дарда говорил: «Не научится человек полноте знания, пока не увидит многозначности Корана». Ибн Масуд же говорил: «Кто хочет науки первых и последних поколений, тот пусть побеспокоит Коран». Ас-Суйути, «Совершенство в коранических науках. Учение о толковании Корана», стр. 88-89.

 

Ибн Абу Джамра рассказывал, что Али б. Абу Талиб сказал: «Если бы я захотел нагрузить семьдесят верблюдов толкованием «Матери Писания», я бы смог это сделать». Ас-Суйути, «Совершенство в коранических науках. Учение о толковании Корана», стр. 92.

 

Аз-Заркаши писал: «Это свидетельствует, что понимание смыслов Корана – это широкое поле и необозримый простор, что переданное из явного толкования – не предел постижения Корана. Передача и слушание необходимы для толкования явного, чтобы избежать возможных ошибок. После этого идет расширение и углубление понимания. Не позволительно пренебрегать изучением явного толкования, оно обязательно как начальный этап, ибо нет надежды проникнуть в скрытое прежде заповедей явного. Тот, кто претендует на понимание тайн Корана и при этом не является знатоком явного толкования, похож на человека, который утверждает, что он уже достиг центра дома, хотя еще не вошел в дверь». Ас-Суйути, «Совершенство в коранических науках. Учение о толковании Корана», стр. 89.

 

 

Роль хадисов в толковании Корана.

 

Из предыдущих глав ясно, что в основе толкования священного Корана лежит традиция. Такой вывод справедлив уже потому, что Сунна является второй частью откровения, ниспосланного пророку Мухаммаду, (да благословит его Аллах и приветствует). Она несет в себе божественное разъяснение того, что ниспослано в Коране, и необходима для его правильного понимания. Всевышний сказал о Коране: «Нам надлежит собрать его и прочесть. Когда же Мы прочтем его, то читай его следом. Нам надлежит разъяснять его». Сура «аль-Кийама», аяты 17-19.

 

Аллах разъяснил Коран, и Его посланник, (да благословит его Аллах и приветствует), донес это разъяснение до своих последователей. Аль-Аузаи рассказывал, что Хассан б. Атиййа говорил: «Джибрил приносил посланнику Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), Сунну, подобно тому, как он приносил Коран. Сунна комментирует Коран». Ибн Муфлих, «аль-Адаб аш-Шаръийа», т. 1, стр. 736.

 

Поэтому каждый мусульманин нуждается в знании того, как пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), понимал небесное откровение, комментировал его и претворял в жизнь его заповеди и предписания. Более того, он обязан руководствоваться этим знанием, ибо только так можно пройти прямым путем и снискать благоволение Аллаха. Всевышний сказал: «Берите же то, что дал вам посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании». Сура «аль-Хашр», аят 7.

 

Отворачиваются от наставлений и разъяснений пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), только заблудшие, которые отказываются идти его светлой стезей, хотя не способны выйти к свету самостоятельно. Аййуб ас-Сахтайани говорил: «Если человеку рассказывают о Сунне, а он говорит: «Прекрати! Расскажи нам лучше о Коране», – то знай, что он впал в заблуждение и вводит в него других». Ибн Муфлих, «аль-Адаб аш-Шаръийа», т. 1, стр. 736.

 

Ислам не различает между велениями Аллаха и Его посланника, (да благословит его Аллах и приветствует), потому что пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), ничего не решал без повеления своего Господа. Поэтому правоверный обязан полностью покориться их воле и быть убежденным в справедливости их решения и суждения. Коран гласит: «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тот впал в очевидное заблуждение». Сура «аль-Ахзаб», аят 36.

 

Это значит, что между решениями и словами Аллаха и Его посланника, (да благословит его Аллах и приветствует), не может быть никаких противоречий. Имам аш-Шафии говорил: «Хадис не может противоречить Корану, но может разъяснять его смысл, который бывает конкретным или общим, отменяющим или отмененным». Ибн Муфлих, «аль-Адаб аш-Шаръийа», т. 1, стр. 737.

 

Эту важную роль хадисов признают все праведные богословы, как ранние, так и поздние. Йахйа б. Абу Касир говорил: «Сунна выносит вердикт о Коране, а Коран не выносит вердикта о Сунне». Аль-Аузаи говорил: «Коран нуждается в Сунне, а Сунна не нуждается в Коране». Ибн Муфлих, «аль-Адаб аш-Шаръийа», т. 1, стр. 736.

 

Подобных высказываний много, и все они свидетельствуют о важной роли Сунны в понимании истинного смысла Божьих откровений. Эта роль не ограничивается только толкованием аятов, и классифицировать ее можно следующим образом:

 

Сунна подтверждает Коран.

 

Поскольку первоисточником коранических аятов и хадисов пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), было откровение, эта роль Сунны совершенно очевидна. Многие достоверные хадисы совпадают по смыслу с кораническими аятами и подтверждают их. В качестве примера можно привести высказывание Всевышнего: «О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не будьте расточительны, ибо Он не любит расточительных». Сура «аль-Араф», аят 31.

 

Его смысл предельно ясен и подтверждается словами пророка, (да благословит его Аллах и приветствует): «Ешь, пей, одевайся и раздавай милостыню, но делай это без расточительства и высокомерия». [Этот хадис передали Абу Давуд и Ахмад. См. Ибн Хаджар, «Достижение цели в уяснении священных текстов, на которые опирается мусульманское право», стр. 572].

 

Сунна истолковывает Коран.

 

Пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), истолковал для своих сподвижников многие коранические аяты, и его комментарии были доподлинно зафиксированы в Сунне. Один из таких комментариев упоминается в хадисе Масрука, который рассказывал, что они спросили Абдуллаха б. Масуда о значении аята: «Никоим образом не счи­тай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа». Сура «Аль Имран», аят 169. Абдуллах сказал: «Мы тоже спросили об этом посланника Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), и он сказал: «Их души находятся внутри зеленых птичек, у которых есть фонари, привязанные к Трону. Они кормятся в Раю, где пожелают, а затем возвращаются к этим фонарям. Однажды Аллах посмотрел на них и сказал: «Желаете ли вы чего-нибудь? » Они ответили: «Чего еще мы можем желать, если мы кормимся в Раю, где пожелаем? » Аллах повторил это трижды, и когда им стало ясно, что они непременно должны попросить о чем-либо, они сказали: «Господи, мы хотим, чтобы Ты вернул наши души в тела, чтобы мы еще раз были убиты на Твоем пути». Только тогда, когда Он увидел, что они ни в чем больше не нуждаются, они были оставлены в покое». Этот хадис передали Муслим, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 7, стр. 37-38.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Диеты на основе гликемического индекса в некоторой степени не лишены смысла
  2. Достоинство толкования Корана.
  3. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (ТОЛКОВАНИЕ) ПРАВОВЫХ ТЕКСТОВ
  4. Когда современный человек читает Писание, на пути спонтанного понимания первоначального смысла текста ему встречается множество препятствий.
  5. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ, ПЕРЕСМОТР И ТОЛКОВАНИЕ
  6. Кто может заниматься толкованием Корана?
  7. Награда за чтение и изучение Корана.
  8. Обнаружение смысла произносимых слов
  9. Понятие и основные черты уголовного закона. Толкование уголовного закона.
  10. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия.
  11. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности
  12. Раздел первый: Некоторые лже-доказательства и сомнения, которые сеют люди, пытающиеся доказать, что незнание является оправданием в основах религии. Попытки доказать аятами Корана.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1563; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь