Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Составление свитка Абу Бакра.
Как мы уже убедились, праведные сподвижники выучили наизусть и записали Коран так, как он был ниспослан пророку Мухаммаду, (да благословит его Аллах и приветствует), без малейших искажений, ничего не прибавляя к нему и ничего не удаляя из него. Однако после смерти пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), произошли события, которые заставили мусульман задуматься о дальнейшей судьбе священного писания. Передают, что Зейд б. Сабит рассказывал: «После сражения с жителями аль-Йамамы Абу Бакр вызвал меня к себе. Возле него сидел Умар, и Абу Бакр сказал: «Ко мне пришел Умар и сказал: «Сражение при аль-Йамаме унесло жизни чтецов Корана, и я боюсь, что такие сражения унесут жизни еще многих чтецов, и многие откровения из Корана будут утеряны. Я считаю, что ты должен отдать приказ собрать Коран». Я сказал Умару: «Как мы можем сделать то, чего не делал посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует)? » Умар сказал: «Клянусь Аллахом, в этом деле есть польза». Умар продолжал уговаривать меня до тех пор, пока Аллах не раскрыл мою грудь, и я согласился с мнением Умара». Затем Зейд сказал: «Абу Бакр сказал мне: «Ты – молодой и умный человек, и у нас нет ничего против тебя. К тому же ты записывал откровения для посланника Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует). Займись же Кораном и собери его». Зейд сказал: «Клянусь Аллахом! Если бы они поручили мне перенести гору, это было бы легче, чем собрать Коран по его поручению. Я сказал: «Как же вы собираетесь сделать то, чего не делал посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует)? » Однако он сказал: «Клянусь Аллахом! В этом деле есть польза». Он продолжал уговаривать меня до тех пор, пока Аллах не раскрыл мою грудь и не внушил мне то, что прежде внушил Абу Бакру и Умару. После этого я принялся за работу и начал собирать Коран, записанный на голых пальмовых ветвях, на плоских камнях и в сердцах людей. Последние части суры «ат-Тауба» я обнаружил только у Абу Хузеймы аль-Ансари. Кроме него я не обнаружил их ни у кого. Это были слова: «К вам явился посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим. А если они отвернутся, то скажи: «Мне достаточно Аллаха! Нет божества, кроме Него. Я уповаю только на Него, ибо Он – Господь великого Трона». Эти листы хранились у Абу Бакра, пока Аллах не упокоил его. Затем они перешли к Умару и находились у него, пока он не скончался. Затем они перешли к Хафсе бт. Умар». Этот хадис передали аль-Бухари и ат-Тирмизи. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 14-15.
Очевидно, сподвижники не собирали записи коранических откровений в единый свиток при жизни пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), потому что некоторые аяты отменялись и выпадали из текста Корана. Когда же посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), скончался, и ниспослание откровений прекратилось, Всевышний Аллах внушил правоверным собрать откровения в единый свиток для того, чтобы их руками Всемогущий Аллах уберег последнее небесное писание от любых искажений. Первый шаг в собрании Корана был сделан по приказу Правдивейшего Абу Бакра, который поступил так по совету Умара б. аль-Хаттаба. Это подтверждается хадисом, переданным Ибн Абу Давудом в «аль-Масахифе», в котором сообщается, что Али б. Абу Талиб сказал: «Наибольшее вознаграждение за распространение экземпляров Корана получит Абу Бакр. Да смилостивится Аллах над Абу Бакром! Он был первым, кто собрал писание Аллаха». Цепочка рассказчиков хадиса хорошая. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 17.
До нас дошло и несколько слабых сообщений о том, кто был первым сподвижником, собравшим Коран в едином свитке. Ибн Абу Давуд передал хадис Мухаммада б. Сирина о том, что Али сказал: «Когда скончался посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), я поклялся, что не накину на себя накидку, чтобы выйти из дома, пока не соберу Коран, разве что для того, чтобы пойти на пятничный намаз», – и он собрал его. Цепочка рассказчиков этого сообщения слабая, прерванная. В другом хадисе, переданном Ибн Абу Давудом со слов аль-Хасана аль-Басри, сообщается, что Умар спросил об одном из коранических аятов, на что ему сказали, что тот, кто его знал, был убит в сражении при аль-Йамаме. Тогда он сказал: «Воистину, мы принадлежим Аллаху! » Он велел собрать Коран и был первым, кто собрал его в едином свитке. Цепочка рассказчиков этого сообщения также прерванная. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 17.
Некоторые еретики обвиняли Абу Бакра в том, что он внес в религию новшество, собрав коранические аяты в единый свиток. Однако поступок Абу Бакра был свидетельством его искренности перед Аллахом, Его посланником, Его Писанием, мусульманскими правителями и простыми мусульманами. Абу Бакр принял решение, посоветовавшись с другими сподвижниками, хорошо осведомленными в тонкостях шариата. Запись коранических откровений сама по себе не была новшеством, поскольку поступать так пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), разрешил еще при жизни. Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал: «Не пишите от моего имени ничего, кроме Корана. Кто писал от моего имени что-либо, помимо Корана, пусть сотрет! Но рассказывайте от моего имени, и в этом нет ничего плохого, но кто сознательно скажет от моего имени ложь, тот займет свое место в Огне». [Этот хадис передали Ахмад и Муслим. См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (7434). Ранние мусульмане высказывали разные мнения относительно записи хадисов. Поначалу некоторые из них выступали против этого. К числу таких относились Ибн Умар, Ибн Масуд, Зейд б. Сабит. Другие же считали это дозволенным. Это мнение разделяли Абдуллах б. Амр, Умар б. Абд аль-Азиз и многие другие. В дальнейшем все мусульмане сошлись на том, что записывать хадисы разрешается, ведь если бы хадисы не записывались, то с течением времени они бы просто исчезли. Причина разногласий между ранними богословами состояла в том, что записывать высказывания пророка запрещалось в первые годы распространения Ислама, когда существовала опасность того, что комментарии коранических аятов смешаются с текстом самих аятов. Когда же число знатоков Корана выросло, и эта опасность перестала существовать, посланник Аллаха разрешил сподвижникам записывать хадисы. Передают, что Абдуллах б. Амр рассказывал: «Я записывал все, что я слышал от посланника Аллаха и хотел запомнить. Но курейшиты запретили мне поступать так и сказали: «Неужели ты записываешь все? Ведь посланник Аллаха является простым человеком. Иногда он говорит, будучи разгневанным, а иногда он говорит, будучи довольным! » Тогда я перестал записывать и рассказал об этом посланнику Аллаха. Он же указал пальцем на свой рот и сказал: «Записывай! Клянусь Тем, в Чьей Длани находится моя душа, отсюда не выходит ничего, кроме истины! » Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ад-Дарими и аль-Хаким. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Силсилят аль-Ахадис ас-Сахиха» (1532)].
В священном Коране также есть указания на то, что откровения были записаны еще при жизни пророка, (да благословит его Аллах и приветствует). Всевышний сказал о Коране: «Нам надлежит собрать его и прочесть». Сура «аль-Кийама», аят 17. Всевышний также сказал: «Воистину, это записано в первых свитках – свитках Ибрахима (Авраама) и Мусы (Моисея) ». Сура «аль-Аля», аяты 18-19. Он также сказал: «…посланник Аллаха, который читает очищенные свитки». Сура «аль-Беййина», аят 2.
Кадий аль-Бакиллани сказал: «Умар понял, что если пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), не собрал Коран в единый свиток, то это не означало, что поступать так запрещено. К этому же мнению пришел Абу Бакр, когда осознал его правильность. Ни священные тексты, ни здравый смысл нисколько не противоречили этому. Более того, отсутствие единого свитка могло привести к потере части откровения. Затем с их мнением согласились Зейд и все остальные сподвижники». Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 18.
Зейд б. Сабит опасался той ответственности, которая была возложена на него, и проявлял в этом деле невиданное усердие. Он даже сказал: «Клянусь Аллахом! Если бы они поручили мне перенести гору, это было бы легче, чем собрать Коран по его поручению». Однако Всевышний Аллах облегчил ему выполнение этого задания, ведь в священном Коране сказано: «Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли поминающие? » Сура «аль-Камар», аят 17.
О начале работы над собранием Корана было объявлено по всей Медине, и горожанам, которые имели письменные фрагменты Корана, было велено принести их в мечеть и сдать Зейду. При этом Зейду было предписано записывать только то, что уже было записано при жизни пророка, (да благословит его Аллах и приветствует). Абу Бакр поручил ему не опираться на свою память и вносить в свиток Корана только те аяты, которые подтверждались двумя свидетельствами. Ибн Абу Давуд в «аль-Масахифе» передал слова Йахйи б. Абд ар-Рахмана: «Умар встал и сказал: «Пусть придет каждый, кто слышал от посланника Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), что-либо из Корана! » У людей были записи, сделанные на листах, дощечках и оголенных пальмовых ветвях, но он не принимал их, пока они не подтверждались двумя свидетельствами». Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 19.
Это означает, что Зейд не довольствовался записанными текстами и требовал, чтобы их правдивость подтвердили двое свидетелей. Третьим свидетельством были записи самого Зейда. Будучи одним из лучших знатоков Корана, он сверял все эти записи с тем, что он знал наизусть, и только после этого вносил аяты в список Корана.
Примечательно, что последние два аята из суры «ат-Тауба» поначалу были найдены только у Абу Хузеймы аль-Ансари. В версии Ахмада и ат-Тирмизи сообщается, что этим сподвижников был Хузейма б. Сабит аль-Ансари, однако это – ошибка. Согласно наиболее достоверному мнению, это был ансар по прозвищу Абу Хузейма. Его звали Ибн Аус б. Йазид б. Асрам. Согласно некоторым сообщениям, его звали аль-Харис б. Хузейма. В любом случае, он был больше известен по своему прозвищу. Ибн Абу Давуд более подробно описал эту историю в хадисе, переданном со слов Ибада б. Абдуллаха б. аз-Зубейра: «Аль-Харис б. Хузейма принес эти два аята – последние два аята из суры «Бараат». Он сказал: «Я свидетельствую, что я слышал их от посланника Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), и запомнил их». Умар тоже сказал: «И я свидетельствую, что я слышал их. Если бы их было три аята, то я поместил бы их в отдельную суру. Посмотрите же, к какой суре они относятся, и поместите их в конце ее». Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 21.
Из этого сообщения следует, что поначалу Зейд не нашел того, кто бы подтвердил свидетельство Абу Хузеймы, однако затем его слова подтвердил Умар б. аль-Хаттаб. Зейд тоже знал эти аяты наизусть, и этих трех свидетельств было достаточно для того, чтобы они внесли аяты из суры «ат-Тауба» в список Корана. Из этого сообщения также следует, что сподвижники располагали коранические аяты, опираясь на собственные суждения, однако все остальные хадисы однозначно свидетельствуют о том, что все коранические аяты располагались в сурах в соответствии с тем, как их расположил пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует). И только порядок некоторых сур сподвижники установили самостоятельно. Таким образом, Зейд б. Сабит собрал Коран под бдительным надзором остальных знатоков Корана, и его решения ни у кого из них не вызвали никаких нареканий или замечаний. Записанные им листы хранились у Абу Бакра вплоть до его смерти. Затем они перешли к Умару и находились у него, пока тот не скончался. Затем по завещанию они перешли к его дочери Хафсе.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 787; Нарушение авторского права страницы