Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Формы ниспослания откровений.
Мусульманские богословы, опираясь на достоверные предания о жизни посланника, (да благословит его Аллах и приветствует), отмечали, что божественное откровение ниспосылалось ему в разных формах. Как уже было отмечено в предыдущей главе, самой ранней формой ниспослания откровения были благочестивые или правдивые сновидения, которые приходили подобно утренней заре. Они начались еще до начала пророчества и продолжались на протяжении всей жизни посланника, (да благословит его Аллах и приветствует). Второй формой ниспослания откровений было внушение. Ангел внушал его пророку, (да благословит его Аллах и приветствует), и оно доходило до его разума и сердца. В хадисе Абу Умамы сообщается, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Поистине, Святой дух внушил мне, что человек не умрет, пока не исчерпает своего удела. Бойтесь же Аллаха, и обращайтесь с молитвами к Аллаху должным образом, и пусть то, что вы считаете задержкой в получении вами удела, ни в коем случае не побуждает вас добиваться его путем ослушания Аллаха, ибо, поистине, получить то, что есть у Аллаха, можно только с помощью проявления покорности Ему». [Этот хадис передал Абу Нуейм в книге «Хилйат аль-Аулийа», и цепочка его рассказчиков достоверна благодаря подтверждающим его свидетельствам. См. Ибн аль-Каййим, «Зад аль-Маад», т. 1, стр. 77].
Третьей формой было явление ангела в образе человека, и свидетелями такого ниспослания откровений иногда становились сподвижники. Подтверждением этого является известный хадис Умара б. аль-Хаттаба о том, как ангел Джибрил предстал перед пророком, (да благословит его Аллах и приветствует), в образе опрятного мужчины с жгучими черными волосами, в совершенно белой одежде, и расспросил его об исламе, о вере и о добродетели. В хадисе сообщается, что после его ухода пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Это Джибрил явился к вам, чтобы научить вас вашей религии». Этот хадис передал Муслим. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 1, стр. 177-179.
А в хадисе, переданном ан-Насаи, упоминается о том, что Джибрил приходил к пророку, (да благословит его Аллах и приветствует), в образе Дихьи аль-Кальби. Ибн аль-Каййим, «Зад аль-Маад», т. 1, стр. 78.
Четвертой формой было появление ангела, сопровождавшееся звуком, напоминавшим звук колокола. Передают, что Аиша рассказывала, что аль-Харис б. Хишам спросил: «О посланник Аллаха! Каким образом к тебе приходит откровение? » Он сказал: «Иногда оно является ко мне подобно колокольному звону, и для меня это является самой тяжелой формой. Оно покидает меня, когда я уже запомнил его. Иногда же ангел предстает передо мной в облике мужчины. Он разговаривает со мной, и я запоминаю то, что он говорит». Аиша сказала: «Я видела, как откровение нисходило к нему в очень холодный день, и когда оно покидало его, его лоб был покрыт потом». Этот хадис передал аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 1, стр. 24.
А в «аль-Муснаде» имама Ахмада приводится хадис от Абдуллаха б. Умара: «Я спросил пророка, (да благословит его Аллах и приветствует): «Чувствуешь ли ты откровение? » Он ответил: «Я слышу звон и тут же замолкаю. И еще не было случая, когда приходило откровение, чтобы мне не казалось, что душа отлетает». Аль-Хаттаби говорил: «Имеется в виду, что сначала он слышал звук, но не разбирал то, что слышал, а потом уже понимал услышанное». Говорили также, что это звук крыльев ангела. Назначение же этого предшествовавшего звука было в том, что откровение поражало слух, и в нем ни для чего другого не оставалось места. Ас-Суйути, «Совершенство в коранических науках. Учение о ниспослании Корана», стр. 169.
Эта форма была наиболее тяжкой для пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), потому что ангел крепко сжимал его, в результате чего его лоб покрывался испариной даже в самые холодные дни, а его верблюдица садилась на колени, если он сидел верхом. Имам Ахмад передал слова Аиши: «Когда пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), получал откровение, сидя верхом на верблюдице, она садилась на колени и не могла шевельнуться». [Аль-Хаким назвал хадис достоверным, и он подтверждается другими хадисами Абдуллаха б. Амра и Асмы бт. Йазид, также переданными Ахмадом. См. Ибн аль-Каййим, «Зад аль-Маад», т. 1, стр. 78].
Однажды, когда пришло такое откровение, нога пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), касалась ноги Зейда б. Сабита, и она стала такой тяжелой, что нога Зейда чуть не сломалась. Этот хадис передал аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 8, стр. 327.
Пятой формой было явление ангела в том облике, в котором он был сотворен. Подобное случалось с ним дважды, о чем упоминается в Коране: «Научил его обладающий могучей силой и прекрасным сложением (или благоразумием). Он вознесся (или выпрямился) на наивысшем горизонте. Потом он приблизился и спустился. Он находился от него (Джибрил от Мухаммада или Мухаммад от Аллаха) на расстоянии двух луков или даже ближе. Он внушил Его рабу откровение, и сердце не солгало о том, что он увидел. Неужели вы будете спорить с ним о том, что он увидел? Он уже видел его другое нисхождение у Лотоса крайнего предела, возле которого находится Сад пристанища». Сура «ан-Наджм», аяты 5-15.
Таким образом, пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), видел ангела Джибрила в том облике, в котором он был сотворен, вначале на наивысшем горизонте, а затем у Лотоса крайнего предела. [Согласно наиболее достоверному толкованию, у Лотоса крайнего предела пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, видел ангела Джибрила. Существует мнение, что он видел Аллаха, однако такое толкование опровергается многими священными текстами. На существование этих двух мнений и указывает короткий комментарий в переводе аятов из суры «ан-Наджм»].
Передают, что Аиша спросила пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), о том, кого он видел на ясном горизонте и во время второго нисхождения. Он сказал: «Это был Джибрил. Я никогда не видел его в том облике, в котором он был сотворен, кроме тех двух раз. Я видел, как он спускался с небес. Он имеет огромное сложение и занимает все пространство между небом и землей». [Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и ат-Тирмизи. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 2, стр. 8].
Шестой формой было то, как Аллах вменил ему в обязанность совершение пяти обязательных ежедневных намазов. Это произошло путем внушения, без посредничества ангела, когда пророку, (да благословит его Аллах и приветствует), было позволено подняться выше семи небес. Ибн аль-Каййим, «Зад аль-Маад», т. 1, стр. 79.
Седьмой формой была беседа с Аллахом из-за завесы без посредников. Из коранических текстов известно, что таким образом Аллах беседовал с пророком Мусой. О том же, что это случилось и с пророком Мухаммадом, (да благословит его Аллах и приветствует), свидетельствует известный хадис о ночном путешествии в Иерусалим и вознесении на небеса. [Хадисы о ночном путешествии в Иерусалим и вознесении на небеса переданы со слов целого ряда сподвижников, в том числе Анаса б. Малика, Малика б. Саасаа, Абу Зарра аль-Гифари, Убеййа б. Кааба аль-Ансари, Бурейды б. аль-Хусайба аль-Ансари, Джабира б. Абдуллаха, Хузейфы б. аль-Йамана, Абу Саида аль-Худри, Шаддада б. Ауса, Абдуллаха б. Аббаса, Абдуллаха б. Масуда, Умара б. аль-Хаттаба, Абу Хурейры, Аиши бт. Абу Бакр, Умм Хани бт. Абу Талиб. См. Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым», т. 3, стр. 5-34].
Некоторые богословы упоминали и о восьмой форме ниспослания откровения, утверждая, что Аллах разговаривал с пророком, (да благословит его Аллах и приветствует), без какой-либо преграды или завесы между ними. Это мнение опирается на толкование аятов из суры «ан-Наджм», согласно которому пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), во время вознесения на небеса увидел Всевышнего и Всеблагого Господа воочию. Разногласия по этому поводу существовали как между ранними, так и между поздними комментаторами, хотя сподвижники практически единодушно разделяли точку зрению Аиши. По свидетельству Усмана б. Саида ад-Дарими, сподвижники были единодушны в том, что в этих аятах речь идет об ангеле Джибриле. Ибн аль-Каййим, «Зад аль-Маад», т. 1, стр. 79. Это мнение подтверждается и кораническими аятами о невозможности лицезреть Аллаха в этом мире. Всевышний сказал: «Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через завесу. Или же Он отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством откровения то, что Он желает. Воистину, Он – Возвышенный, Мудрый». Сура «аш-Шура», аят 51.
Увидеть Аллаха воочию верующие рабы сумеют только в будущей жизни, что подтверждается текстами Корана и Сунны, и в этом состоит твердое убеждение приверженцев Сунны и единой общины. Всевышний сказал: «Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа». Сура «аль-Кийама», аяты 22-23.
Передают также, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что однажды люди спросили: «О посланник Аллаха! Увидим ли мы нашего Господа в День воскресения? » Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Мешаете ли вы друг другу, когда смотрите на луну в полнолуние? » Они ответили: «Нет, о посланник Аллаха! » Он сказал: «А мешаете ли вы друг другу, когда смотрите на солнце в безоблачный день? » Они ответили: «Нет, о посланник Аллаха! » Он сказал: «Воистину, таким же образом вы увидите своего Господа». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 2, стр. 22.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 630; Нарушение авторского права страницы