Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Областной конкурс исследовательских и творческих работ «Традиции семейного воспитания казаков Урала»



Областной конкурс исследовательских и творческих работ «Традиции семейного воспитания казаков Урала»

Номинация: исследовательская работа

«Гражданско-патриотическое и духовное воспитание в казачьих семьях Оренбургского края, как яркий пример сохранения и передачи культурных традиций и ценностей».

Работу выполнили: Абосова Ойшахон Акрамхоновна

дата рождения: 06.07.1999

Гребешкова Алена Александровна

дата рождения: 03.10.1998

Карабельщикова Мария Сергеевна, дата рождения: 31.12.2000 ГАПОУ «Оренбургский

Марченко Екатерина Алексеевна

дата рождения: 28.05.2000

Митина Екатерина Александровна

дата рождения: 19.03.2000

Нагорнова Виктория Александровна

дата рождения: 13.08.2000

Пузанова Анастасия Евгеньевна

дата рождения: 05.02.2001

Третьякова Анастасия Сергеевна

дата рождения: 04.09.2000

Трофимова Юлия Александровна

дата рождения: 06.02.2000

Хорькова Ольга Алексеевна

дата рождения: 15.05.2000

ГАПОУ «Оренбургский

государственный колледж» 1курс

Руководитель: Шарыпин Андрей Викторович, преподаватель ГАПОУ

«Оренбургский государственный колледж»,

подхорунжий Оренбургского городского

казачьего общества, кандидат педагогических наук

г. Оренбург

Контактный телефон 89033626093 Эл. адрес: [email protected]

 

2016 г.

Содержание

Введение

1. Уральские Казаки – история и современность ……..………………… 3

1.1. Уральское и Оренбургское казачьи войска …………………………… 8

1.2. Религия …………………………………………………………………... 9

1.3. Хозяйство ……………………….……………………………….………14

1.4. Быт казаков ……………………….……………………………………. 17

1.5. Казачество в XX веке ………………………………………………….. 21

1.6. «Терпи, казак, атаманом будешь! »: воспитание мальчиков ……...… 28

1.7. Уважение к старшим ……………………………….………………….. 29

1.8. «Казачка-краса, тонок стан, туга коса»: воспитание девочек...……. 30

2. Традиции и обычаи казаков ………………...…………………………. 32

2.1. Казак и родители ……………………………………………………….. 33

2.2. Отношение к старшим …………………………………………………. 33

2.3. Отношение к женщине ………………………………………………… 34

2.4. Отношения между супругами по воззрениям казаков ……...………. 35

2.5. Казачья свадьба ………………………………………………………… 36

2.6. Рождение казака ………………………...……………………………… 36

2.7. Образ казачки ………………………………………………………...… 37

2.8. Женский казачий костюм …………………………………………...…. 43

2.8.1. Костюм казачки сквозь века …………………………………………... 43

3. Казак и богатство …………………………………………………........ 44

3.1. Честь казачья ……………………………………………..…………….. 45

3.2. Недостатки казака ………………………………...…………………..... 45

3.3. Заповеди казачьей чести ………………………………………………. 45

3.4. Казачья вера ……………………………………………………………. 46

3.5. Казачья пища …………………………………………………………… 47

4. Семейные традиции казаков …………………………………….…….. 49

5. Позитивные изменения современности ………………………....……. 54

Вывод ………………………………………………………………………….. 67

 

Литература …………………………………………………………………….. 71

 

Приложения …………………………………………………………………… 74

Введение

Казачество всегда было мощным оплотом России не только на южных рубежах, оно участвовало в боевых действиях в различных частях страны и за её пределами. Казаки – это, прежде всего, воины. Постоянно находясь на военной службе или у себя дома, они всегда были готовы с оружием в руках вступить на защиту своей станицы, своего государства.

Казачья семья и казачье общество являлись основой для формирования подрастающего поколения. Воспитание в казачьих семьях строилось в основном на принципах «Домостроя» (II половина ХVIII в.). Глава в семье - самый опытный и старый казак. «Слушать его и почитать» - первая заповедь. Деды и прадеды казаков считали, что наилучший возраст для развития человеческих способностей - это раннее детство (до пяти лет), когда интенсивно формируются способности у детей, когда ребенок быстро развивается физически, умственно, нравственно. Воспитывая детей, родители стремились следовать заветам старины, в основе которых лежали вековые идеалы строгой доброты и послушания, взыскательного доверия, совестливой справедливости, нравственного достоинства и прилежания к труду. Гуманное и заботливое отношение к детям - одна из отличительных черт казачьей семьи и общины. В воспитании родители всегда стремились соблюдать дифференцированный подход к детям, создавая условия для самовыражения личности. Старшие стремились научить детей приносить пользу не только семье, но и окружающим. Совместный организованный труд был радостным и приучал ребенка видеть свой вклад в общем деле.

У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца да матери, были крёстный отец и крёстная мать. О выборе крёстных кровные родители заботились заранее. Это не должны были быть родственники (как принято сейчас).

Крёстного подбирал отец – это должен быть человек надёжный (кунак, односум, побратим и т.п.), у которого было чему поучиться. Это он в первую очередь формировал дух казака. И немаловажный фактор и крёстный отец и крёстная мать должны быть способны участвовать в воспитании ребёнка – жить недалеко от крестника (крестницы).
Крёстную подыскивала кровная мать из числа своих подруг (желательно хотя бы немного старше её возраста). Если в семье родился казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного – он делал из казака воина. Почему такая большая роль в воспитании казачат отводилась крёстному отцу? Этому есть объяснение. В казачьей среде считалось, что отец при воспитании собственного сына может быть слишком строгим или наоборот, слишком добрым, что не годилось для суровой казачьей службы. Главная же задача крёстной матери в этом случае состояла в том, чтобы сформировать в казаке отношение к девушке-казачке, как к жене, матери и хозяйке.

С ранних лет мальчиков ежедневно учили стрелять, скакать на коне, рубить шашкой, бороться. В пять лет казачата уже свободно держались в седле. Рукопашному бою учили с трёх лет, с семи лет обучали стрельбе, с десяти – рубке лозы. Отцы частенько забирали сыновей в сменные сотни и увозили с собой на службу. А также в основе воспитания казака лежал труд: ежедневный, нелёгкий, с ранних лет. В труде ковалась сила, ловкость, умение справляться с трудностями. Труд рождал достаток в семье «У казака доход не живёт без хлопот» - внушали казачатам с раннего детства. На свадьбе строго проверялись трудолюбие, умение и хватка молодых. Обучение мальчика военному искусству начиналось очень рано, примерно с трёх лет. С этого времени его начинали обучать верховой езде. В семь лет мальчика по традиции стригли второй раз. Бритоголовым он впервые шёл в баню со взрослыми казаками, а затем на исповедь. После исповеди в доме накрывался праздничный стол. За обедом казачонок последний раз ел детские сладости. Закончив обед, он собирал свою постель и переходил из детской комнаты в комнату старших братьев.

Старшие братья осматривали его одеяло, подушку и выбрасывали, если считали их мягкими. Они заявляли своему младшему брату: «Всё, учись служить. Ты теперь не маленький». Характерно, что с этой минуты мальчика могли наказывать только взрослые казаки. Женщинам вмешиваться, по сути, спартанское воспитание будущего воина и землепашца не полагалось. Примерно с 7-8 лет казачонок начинал посещать станичную или церковно-приходскую школу. С ранних лет мальчишки помогали отцу по хозяйству. Праздно шатающихся детей в казачьих хуторах и станицах практически не было. Все они воспитывались в каждодневном труде, хотя у них были свои игры и развлечения. Если старшие уезжали из дома, то зачастую семилетний мальчик оставался за «хозяина». Отец вполне серьёзно говорил сыну: «Смотри, на тебе дом и женщины». К 10-ти годам мальчик уже понимал полную меру своей ответственности и на самом деле становился опорой дома и семьи.

Рождение девочки в казачьей семье не праздновалось так широко и торжественно, как рождение мальчика, но тоже было радостью, тихой, домашней, овеянной легендами и молитвами. В этом случаи основную роль выполняла крёстная. Она формировала из девочки женщину-казачку, как умеющую ждать жену, терпеливую мать и добрую хозяйку. Крёстный в данном случае формировал в казачке отношение к казаку, как к воину-защитнику, как к мужу, отцу и главе семьи.

Народная культура обладает большим потенциалом в воспитании девочки как будущей благородной женщины. Традиции и обряды казачества обеспечивали духовно-нравственное воспитание девочки, дочки, внучки. Они создавали определенные ситуации, где девочка совершала женские поступки, которые формировали привычки и создавали настоящий женский характер, от которого зависело ее семейное счастье и счастье ее будущих детей. Ведь каждая девочка мать будущих детей.
Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло, доброту и ласку. Поэтому от самого рождения её воспитывали иначе, чем мальчика, стараясь развить в ней женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. Родители и близкие при рождении девочки молились о её счастье. Если мальчика постоянно обучали быть первым, находиться на людях, состязаться с другими мальчиками, то девочке, наоборот, внушалось, что самое главное в жизни? это крепкая семья и достаток.
Тем не менее, жизнь казачки была полна великих тревог, а трудов и страданий у неё было не меньше, чем в жизни казака. Первые «женские» обычаи были шутливыми, не жестокими, весёлыми. Например, «смывали с дочурки заботы». Обычай этот состоял в том, что родная и крёстная матери, тётки, няньки (как правило, старшие дочери) первый раз с песнями и добрыми пожеланиями мыли девочку. Отец был единственным мужчиной, кто допускался на этот праздник. Пока девочку мыли, отец ел «отцовскую кашу». Её готовили специально. Она была горелая, пересоленная, политая горчицей, т.е. совершенно несъедобная. Отец должен был съесть всё полностью, не поморщившись, чтобы «дочери меньше в жизни горького досталось».

Все женские праздники отмечались в узком женском кругу, на женской половине дома. Приглашались только родственники. Праздники для маленькой девочки сопровождались подарками, угощениями, песнями, танцами. Праздновали «первый шаг», дарили ленточки на первый бантик, гребёнку на «косу», «платок в церковь ходить» и т.д. В раннем возрасте подарки на девочку буквально сыпались потоком. Этим самым в ней формировали ласку, спокойствие, доброту. Девочку не поднимали до тех пор, пока она не выспится. Вместе с тем, в казачьей семье маленькой девочке не всё было позволено, её капризам не потакали.
Трудовое воспитание девочек начиналось рано. Они «хвостиком» ходили по дому за матерью, участвовали во всех домашних работах. Но была и особая работа нянчить младших. Трёхлетнего брата могла нянчить и пятилетняя девочка, годовалого – трёхлетняя. Её потом называли няней, обращаясь к ней на «вы» в том случае, если она была старше на пять лет и больше.
Девочка должна была к выданью сделать не менее двухсот предметов приданого, большое количество хусточек, которые служили пригласительными открытками на свадьбу. Когда у девочки было готово приданое и она созревала физиологически, дедуля-казак по отцовской или материнской линии одевал ей на левую руку серебряное колечко, как знак того, что внученька стала даренкой, выданкой. На Крещение ребята выбирали самую благочестивую женщину. Девушки – выданки надевали на себя многое из того, что они сделали своими руками, и вставали около крещенской проруби или ограды храма. Благочестивая женщина поднимала подолы шубеек, фартуков, платьев, юбок до юбки в синюю полоску. Она показывала будущим мужьям, на что способны девочки. После Крещения наступал период сватовства. В народе говорили: «Сватовство на Крещение – к счастью семейной жизни».

Пузанова Анастасия,

Абосова Аиша

Религия

42% казаков были старообрядцами. Исторически сложилось так, что во время никоновских реформ Яицкое войско имело полную автономию, а также территориально было сильно удалено от Московского царства, вследствие чего сохранило веру и обряды неизменными, такими как они были в XIV—XV веках, во время появления предков на берегах Яика. При этом казаки продолжали получать священников от Казанского митрополита. Изолированное от бурных церковных перемен, войско и впоследствии считало за грех отступление от унаследованной веры и обрядов. Большинство бунтов и мятежей в течение XVIII и особенно XIX веков были в большинстве своем напрямую связаны и с посягательствами правительства на духовную жизнь казаков. Одной из причин бунтов против выдачи беглых с Урала было желание защитить братьев — приверженцев старой веры, бежавших от гонений в том числе и на Яик. Как и все староверы, казаки страшились составления каких-либо реестров, личных документов, требований ношения униформы. Одним из примеров может служить так называемый «Кочкин пир» — волнения, связанные с введением формы для войска в 1803 году. Когда оренбургский генерал-губернатор Волконский получил известие о том, что казаки отказываются надевать одежду с «антихристовами знаками», был выслан батальон под командованием некоего Кочкина. Последовало жестокое наказание: «Их пороли на снегу за городом. Они сбрасывали с себя одежду и голые валились на мерзлую землю: — Хоть умереть на груди родной земли в своем человечьем обличье! » (В. П. Правдухин). Лишь с введением так называемого «единоверия», когда в церквях, формально принадлежащих официальной церкви, разрешалось проведение служб протопопами из казаков по старому уставу и по старопечатным книгам, наступило некоторое затишье.

Разгромы староверческих скитов к середине XIX века привело к отделению определённой части казаков к «беспоповцам», появлению на Урале «австрийской веры», большая же часть окончательно перешло к «единоверию». Впрочем, государственные мужи прямо свидетельствовали, что «…казаки Войска Уральского все вообще с жёнами и детьми суть старообрядцы», атаман Столыпин предлагает митрополиту Антонию не проводить увещевание раскольников: «Казаками, Ваше преосвященство, надо быть очень осторожным: гнуть надо, но надо и парить, возбудить пугачёвщину очень и очень легко! » и докладывая в отчёте шефу жандармов В. А. Долгорукову от 6 декабря 1859 года, что «все 67 тысяч уральских казаков по единодушному согласию и добровольному влечению присоединились к единоверию», но по другому свидетельству — «Мудрено только, чтоб казаки сдались: это не мужики, которыми правительство привыкло помыкать как угодно». «Действительное приобретение для православия произойдёт только в следующем поколении, которое не останется некрещённое», — писал А. Д. Столыпин[16]. Однако после указа 1905 г. «О введении начал веротерпимости», когда Древлеправославная (старообрядческая) Церковь, иерархию которой восстановил митр. Амвросий Белокриницкий, получила свободу, уральские казаки в массовом порядке стали возвращаться из единоверия в «истовое» старообрядчество.

Хозяйство

Основным занятием казаков во все времена было рыболовство. Богатая осетровыми река Урал (Яикушка-Золотое донышко) давала в Царской России основной «урожай» чёрной икры и красной рыбы. Все правила рыбной охоты были расписаны до мельчайших подробностей, существовали зимние, весенние, осенние сезоны ловли, периоды покоя, когда во время нереста запрещался даже колокольный звон в церквях, не то что появление на реке.

Рисунок Багренье из книги Н. Ф. Савичева

Самым известным и оригинальным способом было багренье, лов красной рыбы баграми, который производился под льдом на так называемых зимовальных ямах (ятовях). По сигналу — удару пушки все собравшиеся на берегу казаки бегом спускаются на лед и, прорубая его, опускают в воду багор и подцепляют им рыбу, лежащую в ятови или поднимающуюся из неё. Казаки соединяются обыкновенно артелями от 6 до 15 человек.

Во время весенних и осенних плавней определялись так называемые рубежи, которые рыболовы должны проходить в сутки. Войсковое правление назначало ежегодно время, когда именно лов рыбы должен начинаться и оканчиваться. Для надзора за порядком лова назначались особые плавные атаманы. В назначенный для начала лова день, по сигналу, данному выстрелом из пушки, казаки, собравшееся на первый рубеж, садились в опущенные накануне в воду свои будары (лодки) и неслись по течению Урала, стараясь обогнать друг друга, в надежде на более изобильный лов впереди других. По берегу за ними следовали местные и иногородние купцы, скупавшие пойманную рыбу для немедленного посола и приготовления икры тут же на берегу. С начала июня всякий лов в Урале и в море прекращался до половины августа, под страхом уголовного преследования за нарушение запрета.

Другим основным занятием было коневодство на степных хуторах. Земледелие же было развито слабо, средний надел на семью составлял 22 га, значительная часть земель из-за непригодности и отдалённости не использовалась.

Быт казаков

Первоначально казаки не вели оседлый образ жизни, приходя на Урал, они селились на небольших островках, где строили землянки, полуземлянки и шалаши, которые соответствовали походному образу жизни казаков, здесь они зимовали. С наступлением теплого времени года они совершали походы «за зипунами» на Волгу и Каспий, а возвращаясь из похода, селились на новом месте.

Поступив на службу, охраняя юго–восточные рубежи русского государства, они строят крепости и форпосты. На низовой Яицкой линии было создано 10 укреплений–крепостей и 15 форпостов. Крепости и форпосты располагались в 20–30 верстах друг от друга. Гарнизон крепости составлял около 1000 человек, а форпоста 100 человек.

По требованию правительства в гарнизонах форпостов поддерживалась строгая дисциплина. Каждый казак должен был иметь наготове: оседланного коня, исправное оружие и необходимый запас пороха и свинца. Казак не имел права отлучаться с форпоста. За самовольный уход виновный подвергался тюремному заключению сроком на 1–2 месяца.

Казачьи городки, слободы, острожки тоже теряют черты временных поселений. Казачество по–настоящему обживает заселенные им районы. Хозяйство казаков становится более устойчивым, разносторонним.

Благосостояние казаков зависело, прежде всего, от размеров правительственного жалованья, а также прав и привилегий. Важнейшей привилегией казачества было – освобождение от каких–бы то ни было налогов и повинностей, кроме военной службы. Эта привилегия полностью сохранялась в XVIII веке. Казаки в значительно большей степени, чем уральские и сибирские крестьяне наделялись землей, сельскохозяйственными угодьями вообще. Земельные наделы казаков в среднем 4–6 раз, а иногда в 10 раз превышали наделы соседних с ними крестьян. Главными сельскохозяйственными культурами стали: рожь, яровая пшеница, просо. Пахотные орудия почти везде – плуг, сабан, для рыхления почвы использовали рало с деревянными и железными зубьями, бороны. Убирали хлеб серпами, косами. При обмолоте использовали каменные и деревянные катки, обмолачивали зерно при помощи животных – гоняли быков и лошадей по разостланным на току снопам. В хозяйствах богатых казаков с конца XIX века применялись уборочные машины, нередко несколько казаков совместно арендовали или покупали сельскохозяйственную технику. Развитие земледелия сдерживала постоянная военная опасность со стороны кочевников, особенно охотно нападавших на работавших в полях, в удалении от крепости или форпоста казаков.

Зато животноводство, прежде всего разведение лошадей, было развито хорошо. Животноводство имело товарный характер. Ведущими отраслями были коневодство и овцеводство, также разводили коров, птицу и свиней. На юге казаки разводили и верблюдов.

Одной из главных статей дохода казаков была охота, благо в уральских лесах и степях водилось много самой разнообразной дичи, также важное значение, кроме владения наделами, для казачества имело право на пользование озерами, богатыми рыбой, право вести речной промысел ценнейших пород рыбы. Рыболовство для казаков было делом значительно более доходным, чем даже походы «за зипунами», не говоря уже о воинской службе. Не удивительно, что казаки так долго боролись с рыбопромышленниками Гурьева. В конечном счете с помощью правительства удалось найти компромиссное решение проблемы. В 1743 году правительство обязало откупщика гурьевских казенных учугов в устье Яика отворять в них ворота с каждого берега по 8 саженей для свободного прохождения рыбы вверх по Яику.

Позднее в 1752 году по ходатайству И.И. Неплюева казаки получили в откупное содержание казенный учуг за определенную ежегодную плату и таким образом стали полноправными хозяевами нижнего течения реки Яик с его богатейшими рыбными запасами. Ежегодно казаки отлавливали и продавали в центральные районы России по нескольку сот тысяч осетров, белуг, севрюг свежих и просоленных, большое количество икры, получая за это деньги, значительно превышавшие стоимость их выплат казне за эксплуатацию рыбных промыслов. Рыба, выловленная в Яике, ценилась значительно выше, например, волжской.

Казаки самым ревнивым образом оберегали эту свою привилегию – право багрения. К багрению допускались лишь исключительно служащие казаки. Те из служащих казаков, кто не хотел или не могли багрить сами, могли продать это право за значительную сумму. Удачное багрение приносило казаку прибыль во много раз превышающую размеры жалованья.

Казаки занимались рыболовством и на многочисленных озерах Уральского края. На Южном Урале этим искусством широко славились казаки станицы Верхнее–Миасской. Они еще в XVII – начале XVIII веков в довольно больших масштабах практиковали разведение рыбы в соседних озерах, что тоже давало немалые доходы.

В целом казачество на Урале было довольно зажиточным, особенно по сравнению с крестьянами центральных губерний России, этот более высокий уровень жизни достигался ценой постоянных, очень нелегких трудов мирных и военных.

Для поселений казаки выбирали выгодные в стратегическом отношении места: крутые берега рек, возвышенные участки, защищенные оврагами и болотами. Селения окружались глубоким рвом и земляным валом. Нередки были случаи смены первоначального местопоселения. Резкое увеличение численности поселений в XVIII – начале XIX веков связано с созданием военно–оборонительных линий.

Специальными правительственными распоряжениями регламентировались характер застройки и планировка поселений, расстояние между ними и др. Основными типами поселений были станицы, крепости, форпосты, реданки и пикеты. Строительство фортификационных сооружений активизировалось в периоды обострения военно–политических отношений между Россией и среднеазиатскими государствами. После «замирения» исчезали и укрепления вокруг поселений, менялась их планировка. Хутора, зимовья, коши и выселки – временные поселения, в которых казаки содержали скот, меняли свое обличье – рядом с ними располагались посевы.

Средние размеры казачьих станиц намного превосходили размеры крестьянских сел. Первоначально казачьи поселения имели круговую застройку, облегчавшую оборону при неожиданном нападении неприятеля. В XVIII–XIX веках планировка казачьих станиц и форпостов регламентировалась правительством и местным войсковым начальством: вводились улично–квартальная планировка и деление на кварталы, внутри которых казаки выделяли участки для усадьбы, строго соблюдалась фасадная линия.

В центре казачьей станицы находились церковь, станичное или поселковое правление, школы, торговые лавки и др. Большинство казачьих поселений располагалось вдоль рек, иногда растягиваясь на 15–20 километров. Окраины станиц имели свои названия, их жители иногда различались по этническому или социальному признаку. Дома иногородних находились как среди казачьих усадеб, так и в некотором отдалении от них.

Усадьбы казаков обычно огораживались глухими высокими заборами с плотно закрытыми воротами, что подчеркивало замкнутость казачьего быта. Нередко дом размещался в глубине двора или был повернут к улице глухой стороной.

Усадьбы средних и богатых казаков отличались сравнительно большими размерами двора, несколько задних дворов). Хозяйственные постройки чаще всего сооружались из местных строительных материалов. В казачьей усадьбе всегда строилась летняя кухня, в которую семья переезжала в теплое время года.

Интерьер избы обеспеченных казаков отличался подчеркнутой декоративностью. Стены казачьей избы украшали оружием и конской сбруей, картинками с изображением военных сюжетов, семейными портретами, портретами казачьих атаманов и членов царской семьи.

Казачество в XX веке

Бурное начало XX века стало для казачества тяжелым испытанием. Большое число казаков Урала участвовало в Русско–Японской войне 1904–1905 годов. В революции 1905–1907 г. казачьи войска в составе русской армии были привлечены к наведению и поддержанию порядка в стране, за что получили торжественные императорские грамоты, снова подтвердившие бытовые и земельные льготы казаков. Напряженная общественно–политическая атмосфера способствовала проявлению негативных настроений в среде казачества. Первая мировая война 1914–1918 г.г. принесла казачеству огромные людские потери.

Накануне Первой мировой войны в России насчитывалось 11 казачьих Войск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское и два отдельных казачьих полка. Они занимали 65 млн. десятин земли с населением 4, 4 млн. чел., в том числе 480 тыс. служилого состава. Среди казаков в национальном отношении преобладали русские, на втором месте были украинцы, на третьем буряты. Большинство казаков исповедовало православие, имелся большой процент старообрядцев, а национальные меньшинства исповедовали буддизм и мусульманство.

На полях сражений Первой мировой войны принимало участие более 300 тыс. казаков. Война показала неэффективность использования больших конных масс в условиях сплошного фронта, высокой плотности огневой мощи пехоты и возросших технических средств обороны. Исключения составили сформированные из добровольцев–казаков мелкие партизанские отряды, успешно действовавшие в тылу противника при выполнении диверсионных и разведывательных заданий. Казаки как значительная военная и социальная сила участвовали в Гражданской войне. Боевой опыт и профессиональная воинская подготовка казаков вновь была использована при решении острых внутренних социальных конфликтов.

Февральские события 1917 года и отречение императора Николая II казаки, утомленные кровопролитной войной, встретили без особого сопротивления и заняли нейтрально–выжидательную позицию. Сменявшие друг друга составы Временного правительства, на словах демонстрируя свою лояльность к казакам, реальных мер для решения их проблем не предпринимали. Большевики, видя в казаках значительную военную силу, способную влиять на военно–политическую обстановку в стране, пытались нейтрализовать его в ходе Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года, а затем сделать и союзником.

Декретом ВЦИК и СНК от 17 ноября 1917 формально казачество как сословие и казачьи формирования были упразднены. Земельный передел на уравнительных началах по советскому закону о социализации земли, развернувшийся в начале 1918 года и в казачьих районах, затронул паевые участки рядовых казаков, что вместе с бесчинствами революционных отрядов в казачьих станицах подтолкнуло казаков к сопротивлению в рядах Белого движения. Весной 1918 года Гражданская война охватила всю территорию России. В Гражданскую войну казачьи территории стали основными базами Белого движения и именно там велись самые ожесточенные бои. Казачьи части являлись в численном отношении главной военной силой Добровольческой армии в борьбе с большевизмом. К этому казачество подтолкнула проводимая красными политика расказачивания.

В Красной Армии также имелись казачьи подразделения. Красные казаки сыграли весьма существенную роль в знаменитом рейде партизанской армии под командованием В.К. Блюхера, И.Д. и Н.Д. Кашириных. Многие из участников рейда стали впоследствии бойцами и командирами красной армии, а некоторые, в том числе и братья Каширины, сделали в ней блестящую карьеру.

По окончании Гражданской войны большое количество казаков в возрасте от 20 до 40 лет оказалось в эмиграции, главным образом в пределах Турции, Югославии, Болгарии, Чехословакии, Франции, Китая, откуда впоследствии расселилась по всему миру. Огромные потери, понесенные казаками в годы Первой мировой и Гражданской войн, значительно ослабили казачество. Советские преобразования в станицах и упразднение сословности существенно деформировали казачье мировоззрение.

Революция и гражданская война фактически окончательно раскололи казачество. В ходе братоубийственной войны оно понесло сущности невосполнимые потери. Наиболее активная часть Уральского и Оренбургского казачьих войск, прежде всего офицерство и значительная часть казачьей интеллигенции вообще была физически уничтожена. Многие казаки с семьями оказались за границей. Казачьи станицы, через которые не раз с востока на запад и с запада на восток прокатилась линия фронта, были серьезно разрушены, хозяйства многих казачьих семей разорено. Было формально упразднено казачье сословие, как и все сословия вообще, фактически полностью ликвидированы особые казачьи органы управления и другие учреждения, Выступив в большинстве своем на стороне контрреволюции, казачество стало политически подозрительным для советской власти. И это также сказалось на дальнейшей судьбе казаков Урала, да и казачьей страны в целом.

В советское время официальная политика расказачивания фактически продолжалась, хотя в 1925 пленум ЦК РКП признал недопустимым «игнорирование особенностей казачьего быта и применение насильственных мер в борьбе с остатками казачьих традиций». Тем не менее, казаки продолжали считаться «непролетарскими элементами» и подвергались ограничению в правах, в частности, запрет служить в рядах Красной Армии был снят лишь в 1936 году, когда создали несколько казачьих кавалерийских дивизий, отлично проявивших себя во время Великой Отечественной войны. В тяжелое для страны время подавляющая часть казаков встала на защиту Родины. В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 г.г. за боевые заслуги большинство кавалерийских частей и соединений были удостоены почетных наименований и награждены орденами.

Тысячи уральских и оренбургских казаков, сражавшихся в составе кавалерийских, стрелковых частей и соединений Красной Армии были награждены орденами и медалями за проявленное мужество. Казаки Г.М. Губарев, Н.М. Дмитриев, Ф.М. Занкин, И.А. Кузнецов, С.П. Лабужинский, П.И. Орехов, Г.Т. Чумаков, Н.В. Черненко, Ф.К. Чегодаев, В.А. Сорокин и ряд других удостоены звания Героя Советского Союза.

«Упраздненное» и формально давно уже «ликвидированное» казачество Урала дало Отечеству не только много славных воинов, но и героев труда, строивших Челябинский тракторный завод и Магнитку, шахты Копейска и Коркино, выращивавших хлеб. Среди казаков немало ученых, педагогов, деятелей литературы, и искусства. Знаменитый уральский поэт Борис Ручьев, строивший Магнитку и пронесший через лагеря Гулага, веру в свою Родину, свой народ, тоже происходит из потомственной казачьей семьи, гордился этим своим происхождением, хотя далеко и не всегда мог в полный голос сказать об этом.

Конечно, за долгие годы, когда казачество было фактически под запретом, оно понесло громадные людские потери. Уничтожены многие культурные ценности, нарушены интереснейшие традиции, которые следовало бы беречь и хранить. И все–таки, несмотря ни на что, казачество Урала выжило, продолжало и продолжает служить Отечеству.

Бурные девяностые годы открыли новый этап в истории казачества Урала. В трудное для Родины время казачество вновь возродилось. 14 апреля 1990 года в помещении Союза писателей Оренбурга состоялся учредительный сход потомков казаков Оренбургского войска. Участников схода было сравнительно немного. Да и речь шла преимущественно о возрождении культурных традиций Оренбургского казачества. На этот сход было принял решение создать общину «Оренбургское казачье войско». Атаманом общины был избран местный молодой писатель И. Пьянков. Примерно в это же время подобные общины возникают в Уральске, Магнитогорске, чуть позднее – в Челябинске и ряде других городов Урала. Движение за возрождение казачества шло на Урале снизу, охватывая все большее число людей.

В этом движении особенно в первое время было немало непоследовательности, противоречивости. Многие его участники, в том числе наиболее тогда влиятельные, довольно смутно представляли сами цели движения, его организационные формы. Важное значение для решения этих вопросов имел проходивший 22–30 июля 1990 года в Москве учредительный Большой круг Союза казаков. В работе круга принимали участие уральцы. Делегация Уральского казачьего войска во главе с Водолазовым и Качалиным была на круге одной из самых крупных. От Оренбургского войска на круг были делегированы Востряков, Князев, Пьянков. Решение круга, а также состоявшаяся на нем дискуссия помогли выработать единые подходы к подходы к проблемам возрождения казачества страны.

Вскоре после Московского учредительного Большого круга община «Оренбургское казачье войско» была официально зарегистрирована в Оренбургском областном совете как областная общественная организация. Но практически уже в это время с ней устанавливают связь потомки оренбургских казаков, которых судьба разбросала по всей стране и даже казаки зарубежья. 23 декабря 1990 года на круге общины принят ее новый устав и положение о чинопроизводстве. В связи с тем, что на круге сложил свои полномочия И. Пьянков исполнять обязанности атамана было временно поручено начальнику ученой архивной комиссии войск В. Семенову. Три месяца спустя на очередном круге общины атаманом был избран В.И. Косянов, потомственный казак, кандидат педагогических наук, работавший тогда в Оренбургском педагогическом институте.

24 марта 1991 года круг утвердил программу общины Оренбургского казачьего войска «За возрождение казачества», в которой формулируются цели и задачи организации, пути их достижения.

В процессе воссоздания Оренбургского казачьего войска как одна из сложнейших проблем стала проблема выработки принципов его организации и структуры. Жизнь с самого начала показала, что в этом смысле нельзя было просто ограничиться восстановлением старых, существующих до 1919 года структур. Изменились условия, изменилось само казачество, прежние поселки и станицы – одни исчезли с лица земли, другие превратились в крупные города – например, Магнитогорск, Челябинск. Изменилась география расселения казаков, административное деление. Все это необходимо учесть.

В крайне сложных условиях происходит возрождение Уральского казачьего войска. Дело в том, что территория войска была в свое время передана Казахстану. Это не имело существенного значения, пока существовал СССР. Но после его распада уральские казаки также как и семиреченские оказались вне пределов Российского государства.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1127; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь