Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Средства и способы ведения игры



Техника игры

Техника баскетбола включает в себя сложившуюся в процессе развития вида спорта совокупность приемов, способов и их разно­видностей, позволяющих наиболее успешно решать конкретные игровые задачи.

Под термином «прием техники» подразумевается система дви­жений, сходных по структуре и направленных на решение при­мерно одной и той же игровой задачи. Разнообразие условий, в ко­торых применяется тот или иной прием, стимулирует формиро­вание и совершенствование способов его выполнения. На разных этапах развития баскетбола изменялись и совершенствовались ко­личество приемов, способы их выполнения, критерии оценки. На перестройку арсенала оказывали влияние изменения правил игры, обогащение ее тактики, повышение уровня других видов подго­товленности игроков.

Таким образом, техника спортсмена на каждом этапе разви­тия - это наиболее эффективное, апробированное практикой средство, которое дает возможность игроку в рамках правил ус­пешно действовать в сложных ситуациях борьбы. Для того чтобы добиться наилучших результатов в мгновенно складывающихся игровых положениях, баскетболист должен владеть всем богат­ством разнообразия технических приемов и способов, уметь выб­рать наиболее подходящий прием или сочетание приемов, быстро и точно их выполнить. Критерии высшего технического мастер­ства:

• свободное владение оптимальным объемом приемов и способов для полноценного выполнения заданных игровых функций в сочета­нии с двумя-тремя коронными приемами нападения и защиты;

• точность и эффективность выполнения указанных приемов;

• стабильность выполнения приемов при влиянии сбивающих факторов - значительном утомлении, психологическом напряже­нии, трудных внешних условиях и т.д.;

• умение управлять фазами технического приема в зависимости от конкретных вариантов противодействия соперника;

• надежность выполнения приемов, которая определяется высо­кой точностью на протяжении многодневного турнира, от матча к матчу без существенных отрицательных отклонений. Техника иг­роков экстракласса отличается высоким уровнем стабильности выполнения.

И тем не менее далеко не все возможности технической игры использованы в спортивной практике сегодняшнего дня. Неисчер­паемые функциональные и координационные возможности орга­низма тренированного спортсмена создают хорошую перспективу для выполнения новых изменений в технике нападения и защиты.

Классификация техники игры

Классификация техники игры - это распределение всех ее при­емов и способов по разделам и группам на основе определенных признаков. К числу таких признаков, прежде всего, относятся назначение приема в спортивной борьбе (для атаки или обороны корзины), содержание действия (с мячом или без мяча), а также особенности его кинематической и динамической структуры.

Технику баскетбола подразделяют на два больших раздела: тех­нику нападения и технику защиты. В каждом из разделов выделяют две группы: в технике нападения - технику передвижения и технику владения мячом, а в технике защиты технику передвижений и тех­нику отбора мяча и противодействия.

Внутри каждой из групп имеются приемы и способы их выпол­нения. Почти каждый способ выполнения приема имеет несколько разновидностей, которые раскрывают отдельные детали структу­ры движений.

Принципиальная схема классификации техники может быть представлена следующим образом:

прием - бросок мяча в корзину;

способ выполнения - одной рукой сверху;

разновидность - с отклонением туловища;

условия выполнения - в прыжке после остановки, со средней дистанции.

По каждой схеме построена классификация техники баскетбо­ла. Анализ каждого способа выполнения технических приемов ба- шруется на системно-структурном подходе (рис. 56).

Техника нападения

Основа техники баскетбола - передвижение. Передвижения бас­кетболиста по площадке являются частью целостной системы действий, направленной на решение атакующих задач и формируемой и ходе реализации конкретных игровых положений.

Для передвижений по площадке игрок использует ходьбу, бег, прыжки, остановки, повороты. С помощью этих приемов он может правильно выбрать место, оторваться от опекающего его соперни­ка и выйти в нужном направлении для последующей атаки, достичь наиболее удобных, хорошо сбалансированных исходных положе­ний для выполнения приемов. Кроме того, от правильной работы ног при передвижении и соблюдения равновесия зависит эффектив­ность технических приемов с мячом: передач в движении и прыжке, ведения и обводки, бросков в прыжке и т.д.

Ходьба в игре применяется реже других приемов передвижения. Она используется главным образом для смены позиции в корот­ких паузах или при снижении интенсивности игровых действий, а также для смены темпа в сочетании с бегом. В отличие от обыч-


 
 

 


 


нойходьбы баскетболист передвигается на ногах, слегка согнутых в коленях, что обеспечивает ему возможность для внезапных ускорений.

Бег является главным средством передвижения в игре. Он замет­но отличается от бега легкоатлета. Игрок должен уметь в пределах площадки выполнять ускорения из различных стартовых положе­нии, в любом направлении, лицом или спиной вперед, быстро из­менять направление и скорость бега.

Резкое, неожиданное для соперника увеличение скорости бега, или стартовое ускорение, называется в спортивных играх рывком.

Рывок- лучшее средство освобождения от опеки соперника и выхода на свободное место. Для осуществления рывка первые 4-5 шагов делают короткими и очень резкими (ударными), ногу ставят с носка. Скорость бега нарастает благодаря удлинению шага. В этот момент игрок должен быть готов к получению мяча.

Изменение направления бега игрок осуществляет мощным тол­чком выставляемой вперед ногой в сторону, противоположную на­правлению движения; туловище наклоняет в сторону вновь избран­ного направления (рис. 57).

Прыжки используют как самостоятельные приемы. Они являются п элементами других приемов техники. Чаще всего игроки пользу­ются прыжками вверх и вверх в длину или сериями прыжков. При­меняют два способа выполнения прыжка: толчком двумя ногами и толчком одной ногой.

Прыжок толчком двумя ногами выполняют чаще с места из ос­новной стойки. Игрок быстро приседает, слегка отводит руки назад и приподнимает голову. Отталкивание осуществляется мощным раз­гибанием ног, энергичным движением туловища и рук вперед-вверх.

Прыжок толчком двумя ногами с разбега применяют обычно при выполнении бросков в кольцо и при борьбе за отскок.

Прыжок толчком одной ногой выполняют с разбега. Отталки­вание производят таким образом, чтобы максимально использо­вать инерционные силы разбега. Последний шаг разбега перед от- 1алкиванием делают несколько шире предыдущих. Толчковую ногу, слегка согнутую в коленном суставе, посылают вперед и уп­руго ставят для толчка перекатом с пятки на носок; баскетболист как бы немного приседает. Другой ногой делают активный мах

Рис. 57. Изменение направления бега (рывок)

 

Рис.58. Остановка игрока двумя способами
вперед-вверх, а в момент прохожде­ния общего центра массы тела над опорой ее сгибают в тазобедренном и коленном суставах. После взлета, когда тело баскетболиста достигает наивысшей точки, маховую ногу разгибают и присоединяют к толч­ковой. Приземление в любом способе должно быть мягким, без потери равновесия, что достигается амор­тизирующим сгибанием слегка рас­ставленных ног. Такое приземление позволяет баскетболисту немедленно приступить к выполнению игровых действий.

В соответствии с ситуацией игрок использует резкие, внезапные остановки, которые в сочетании с рывками и изменениями направ­ления бега дают возможность на некоторое время освободиться от опеки соперника и выйти на свободное место для дальнейших ата­кующих действий. Остановка осуществляется двумя способами: прыжком и двумя шагами (рис. 58).

Нападающий использует повороты для ухода от защитника, ук­рытия мяча от выбивания, для финтов с последующей атакой коль­ца. Есть два способа поворотов - вперед и назад.

Поворот вперед выполняют переступанием в ту сторону, куда баскетболист обращен лицом, а поворот назад - в сторону, куда он обращен спиной.

Техника владения мячом

Техника владения мячом включает следующие приемы техники: ловлю, передачи, ведение и броски мяча в кольцо.

Ловля мяча. Ловля - прием, с помощью которого игрок может уверенно овладеть мячом и предпринять с ним дальнейшие атаку­ющие действия. Ловля мяча является и исходным положением для последующих передач, ведения или бросков. Поэтому структура движений должна обеспечивать четкое и удобное выполнение пос­ледующих приемов. Еще не поймав мяч, игрок должен смотреть туда, куда и кому его потом отдавать. Это возможно благодаря пе­риферическому зрению, так как центральное зрение должно быть направлено на мяч. Баскетболисту следует взять за правило не ожи­дать мяча, стоя на месте, а обязательно выходить ему навстречу. Выбор определенного способа ловли мяча и его разновидности за­висят от положения игрока по отношению к летящему мячу, дина­мики передвижения игрока, высоты и скорости полета мяча.

При ловле мяча в движении с намерением тут же выполнить пе­редачу или бросок в корзину применяют так называемую двухшажную технику. Если игрок хочет сразу после ловли на бегу
сделать передачу или бросок (предполо­жим, правой рукой), то он долж­ен и поймать мяч, слегка напрыгивая на него, в тот момент, когда уже выполнен толчок левой ногой, а правая вынесена вперед.

Рис.59. Подготовительная фаза (а)ловли мяча; держание мяча двумя руками(б)
Затем следует толчок правой но­ши (первый шаг), толчок левой йогой (второй шаг) и передача или бросок мяча рукой в прыж­ке. Если же игрок сразу же пос­ле ловли в движении собирается выполнить остановку двумя шагами так, чтобы осевой осталась ле­на я нога, он должен стараться поймать мяч в тот момент, когда уже выполнен толчок правой ногой, а левая вынесена вперед. Затем следует первый тормозящий шаг левой ногой, второй стопорящий шаг правой и остановка, дающая возможность выполнять повороты на левой, осевой ноге.

Ловля мяча двумя руками. Наиболее простым и в то же время на­дежным способом считается ловля мяча двумя руками.

Подготовительная фаза: если мяч приближается к игроку на уров­не груди или головы, следует вытянуть руки навстречу мячу, на­пряженными пальцами и кистями, образуя как бы воронку, разме­ром несколько большую, чем обхват мяча (рис. 59).

Основная фаза: в момент соприкосновения с мячом нужно об­хватить его пальцами (не ладонями). Сближая кисти, руки согнуть в локтевых суставах, подтягивая к груди. Сгибание рук является амортизационным движением, гасящим силу удара летящего мяча.

Завершающая фаза: после приема мяча туловище вновь подают слегка вперед; мяч, укрываемый от соперника разведенными локтями, выносят в положение готовности к последующим действиям. Если мяч летит несколько ниже уровня груди, то игрок приседает глубже, чем обычно, снижая тем самым высоту плеч до уровня полета мяча.

Для того чтобы поймать мяч, летящий высоко над головой, нужно выпрыгнуть и руки с разведенными кистями резко вынести вверх (расстояние между большими пальцами не должно превышать не­скольких сантиметров, остальные пальцы свободно разведены).

В момент, когда мяч коснется пальцев, кисти сближают, поворачи­вают внутрь и крепко обхватывают ими мяч, а руки, сгибая в лок­тевых суставах, опускают и притягивают мяч к туловищу. При лов­це низко летящего мяча руки опускают, кисти и пальцы образуют как бы раскрытую чашу (расстояние между мизинцами обеих рук не должно превышать несколько сантиметров) (рис. 60).

При борьбе за мяч, опускающийся на площадку, не следует ждать, пока он отскочит на удобную для ловли высоту. Нужно двигаться навстречу, ловить его в начальный момент отскока. Игрок делает выпад к мячу, быстро наклоняет туловище вперед,


Рис. 60. Ловля мяча двумя руками

 

руки опускает вперед вниз, кисти подводит к мячу с внешних сто­рон, но не сверху. Захватив мяч, он сразу же выпрямляется и под­тягивает его к себе.

Ловля мяча одной рукой. Когда обстановка не позволяет дотянуться до летящего мяча и поймать его двумя руками, следует ловить его одной рукой (рис. 61).

Подготовительная фаза: игрок вытягивает руку таким образом, чтобы пересечь траекторию полета мяча (кисть и пальцы не на­пряжены).

Основная фаза: как только мяч коснется пальцев, руку нужно отвести назад-вниз, как бы продолжая этим движением полет мяча (амортизационное движение). Этому движению помогает неболь­шой поворот туловища в сторону ловящей руки.

Завершающая фаза: мяч нужно поддержать одной рукой, затем крепко обхватить двумя руками так, чтобы быть готовым немед­ленно действовать дальше.

Высоко летящий мяч ловят одной рукой в прыжке с небольшим прогибанием туловища, быстрым снижением мяча, поддержкой другой рукой и подтягиванием к туловищу. Поймав мяч, игрок не­медленно принимает положение равновесия, раздвинутыми локтя­ми предохраняя от попыток соперника выбить мяч из рук.

Передача мяча. Передача - прием, с помощью которого игрок направляет мяч партнеру для продолжения атаки (рис. 62).

Рис. 61. Ловля мяча одной рукой

 

Рис. 62. Классификация способов передачи мяча

 

Умение правильно и точно передать мяч - основа четкого, целе­направленного взаимодействия баскетболистов в игре. Существу- *т много различных способов передач мяча. Применяют их в зависимости от той или иной игровой ситуации, расстояния, на кото­рое нужно послать мяч, расположения или направления движения партнера, характера и способов противодействия соперников.

Периферическое зрение, быстрота движения рук, точный расчет п тактическое мышление - вот те качества, которые характеризуют баскетболистов, умеющих безошибочно передавать мяч.

Быстрота и точность выполнения всех способов передач в зна­чительной мере зависят от энергичной работы кистей и пальцев а основной фазе приема. При передаче мяча нужно в основном с 111 скоком действовать кистями и пальцами, тогда сопернику труд­но определить направление передачи. Партнера, принимающего мяч, надо видеть, но не смотреть прямо на него. При передаче важ­но сохранять положение равновесия, ибо направление предполага­емой передачи может быть перекрыто соперником, а игрок волей- неволей сделает «пробежку» или мяч перехватят.

Передача мяча двумя руками от груди - основной способ, позво- ляющий быстро и точно направить мяч партнеру на близкое или I роднее расстояние в сравнительно простой игровой обстановке, Роз плотной опеки соперника (рис. 63).

Подготовительная фаза: кисти с расставленными пальцами свободно охватывают мяч, удерживаемый на уровне пояса, локти опу­щены. Кругообразным движением рук мяч подтягивают к груди.

Основная фаза: мяч посылают вперед резким выпрямлением рук почти до отказа, дополняя его движением кистей, придающим мячу обратное вращение.


Рис. 63. Передача двумя руками от груди (а)
и двумя руками от груди ударом о площадку (6 )

Завершающая фаза: после передачи руки расслабленно опуска­ют, игрок выпрямляется, а затем занимает положение на слегка со­гнутых ногах (такая завершающая фаза типична и для остальных способов передачи).

Если соперник активно мешает передаче на уровне груди, то мяч можно послать так, чтобы он, ударившись о площадку вблизи парт­нера, отскочил прямо к нему. Чтобы мяч отскочил быстро, иногда придают ему поступательное вращение. Ноги при такой передаче нужно сгибать больше, а руки с мячом направлять вперед-вниз.

Передачи мяча двумя руками сверху чаще всего используют на средние расстояния при плотной опеке соперника. Положение мяча над головой дает возможность точно перебросить его сопернику через руки защитника.

Подготовительная фаза: игрок поднимает мяч слегка согнуты­ми руками над головой и заносит его за голову.


Основная фаза: игрок, резким движением руками разгибает их в локтевых суставах и делает захлестывающее движение кистями, направляет мяч парт­неру (рис. 64).

Передача мяча двумя руками типу применяется с расстояния 4 - 6 м, когда мяч пойман на уровне токе коленей или поднят с площадки и нет времени переменить позицию (рис. 65).

Рис. 64. Передача мяча двумя руками сверху
Подготовительная фаза: мяч в опущенных и слегка согнутых руках, пальцы свободно расстав­им па на мяче. Мяч отводят к бед­ру стоящей сзади ноги и немно­го поднимают.

Основная фаза: маховым движением руками вперед и одно­временно выпрямлением их мяч посылают в нужном направле­нии. Когда руки достигают уровня пояса, кисти активным движе­нием выталкивают мяч и придают ему обратное вращение. Высота полета мяча определяется раскрывающим движением кистей. Передачу чаще всего выполняют с шагом вперед.

Передача мяча одной рукой от плеча - наиболее распространен­ ный способ передачи мяча на близкое расстояние. Здесь минималь­ное время замаха и хороший контроль за мячом. Дополнительное движение кисти в момент вылета мяча позволяет игроку изменять направление и траекторию полета мяча в большом диапазоне (рис. 66).

Подготовительная фаза: руки с мячом отводят к правому плечу (при передачах правой рукой мяч лежит на кисти правой руки и под­держивается левой рукой) так, чтобы локти не поднимались, одновременно игрок поворачивается в сторону замаха.

Основная фаза: мяч на правой руке, которую сразу выпрямляют и одновременно выполняют движение кистью и поворот туловищем.

  Рис. 65. Передача мяча двумя руками снизу
Завершающая фаза: после вылета мяча правая рука на корот­кое мгновение как бы сопровождает его, а потом опускается вниз; игрок возвраща­ется в положение рав­новесия на слегка согнутых ногах.

 

 


 

Рис 66. Передача мяча одной рукой от плеча

 

Передача одной рукой от головы или сверху позволяет направить мяч через все поле контратакующему партнеру на расстояние 20-25 м (рис. 67).

Подготовительная фаза: правую руку с мячом (при поддержке левой рукой) поднимают и слегка отводят за голову. Одновремен­но поворачивают туловище. Таким образом достигается амплиту­да замаха.

Основная фаза: мяч на правой руке, которую сразу же с боль­шой силой и быстро выпрямляют и одновременно выполняют зах­лестывающее движение кистью и мощный поворот туловищем.

Передача одной рукой «крюком» применяется, когда необходимо послать мяч на средние и особенно дальние расстояния через под­нятые руки плотно опекающего соперника.

Рис.67. Передача одной рукой от головы или сверху

Подготовительная фаза: : игрок поворачивается боком к направ­лению передачи, руки с мячом отводит назад в сторону, мяч ле-

 

 


Рис.68. Передача одной рукой «крюком»

 

Жит на ладони и удерживается пальцами. Другой рукой, выставленной несколько вперед, игрок как бы отделяется от опекающего соперника (рис.68.).

Передача одной рукой снизу выполняется на близкое и среднее расстояние в тех ситуациях, когда соперник усиленно старается перехватить передачу поверху. Мяч направляют партнеру под рукой соперника (рис. 69.).

Подготовительная фаза: прямую или слегка согнутую руку с мячом махом отводят назад, мяч лежит на ладони, удерживаемый пальцами и центробежной силой.

Основная фаза: руку с мячом вдоль бедра выносят вперед-вверх.

Для вылета мяча кисть раскрывается, и пальцы выталкивают его. Высота траектории полета зависит от своевременности раскрывающего движения кисти и пальцев. Часто эту передачу выполняют с шагом вперед левой ногой.

Передача одной рукой сбоку сходна с передачей одной рукой снизу. Она позволяет направить мяч партнеру на близкое расстояние, минуя соперника с правой или левой стороны (рис.70).

Подготовительная фаза: замах осуществляется отведением руки с мячом в сторону назад и соответствующим поворотом туловища.

Рис.69. передача одной рукой снизу


Рис. 70. Передача одной рукой сбоку


Основная фаза: рукой с мячом делают маховое движение вперед в плоскости, параллельной площадке. Направление полета мяча также зависит от движения раскрывающей кисти.

Скрытая передача мяча за спиной (рис. 71). Помимо описанных способов передачи мяча в трудных условиях активного противодей­ствия соперника баскетболисты используют так называемые скрытые передачи, которые позволяют замаскировать истинное ее на правление. Скрытыми эти передачи называют потому, что основные движения, связанные с выпуском мяча в нужном направлении, час­тично скрыты от глаз опекающего соперника и являются для неги до некоторой степени неожиданными. Все это затрудняет соперни­ку перехват мяча. Чаще всего применяют три разновидности скры­тых передач: передачи под рукой, передачи за спиной и передачи из-за плеча. Скрытые передачи отличает сравнительно короткий замах и мощное завершающее движение кисти и пальцев. При выполнении передачи под рукой рука с мячом движется скрестно под свободной рукой в сторону партнера, получающего мяч. Основные движения при передаче за спиной - это мах слегка согнутой рукой назад - за спину с последующим захлестывающим (с поворотом туловища) движением кистью. При передаче, выполняемой из-за плеча, игрок резким сгибанием предплечья и кисти над одноименным или про­тивоположным плечом посылает мяч выходящему партнеру.

Ведение мяча. Ведение мяча - прием (классификация ведения мяча представлена на рисунке 72), дающий возможность игроку двигаться с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и в любом направлении.

Ведение позволяет уйти от плотно опекающего защитника, вый­ти с мячом из-под щита после успешной борьбы за отскок и органи­зовать стремительную контратаку. С помощью ведения можно по­ставить заслон партнеру или, наконец, отвлечь на время соперни­ка, опекающего партнера, чтобы затем передать ему мяч для атаки.

Во всех остальных случаях злоупотреблять ведением не следует, чтобы не снижать быстроту контратак и не нарушать ритма игры. Ведение осуществляется последовательными мягкими толчками мяча одной рукой (или поочередно правой и левой) вниз-вперед, несколько в сторону от ступней.


Рис. 71. Скрытая передача мяча за спиной

Основные движения выполняют локтевой и лучезапястный суставы. Ноги необходимо сгибать, чтобы сохранять положение рав­новесия и быстро изменять направления движения. Туловище слег­ка подают вперед; плечо и рука, свободная от мяча, должны не до­пускать соперника к мячу (но не отталкивать его! ).

Для ведения характерна синхронность чередования шагов и дви­жений руки, контратакующей с мячом. Игрок, продвигаясь таким образом, должен в то же время следить за расположением партне­ров, соперников и ориентироваться на щит. Целесообразно перио-



Рис. 72. Классификация ведения мяча

дически переключать зрительный контроль с мяча на поле и обрат­но (рис. 73, 74).

Баскетболист при ведении обязан одинаково хорошо владеть правой и левой рукой.

Обводка с изменением скорости. К неожиданным изменениям скорости ведения мяча прибегают для того, чтобы оторваться от защитника. Скорость ведения зависит прежде всего от высоты отскока мяча от площадки и угла, под которым он направляется к площадке. Чем выше отскок и меньше его угол (в рациональных пределах), тем больше скорость продвижения. При отскоке, низ­ком и близком к вертикальному, ведение замедляется и может во­обще выполняться на месте.

Рис.73.Ведение мяча

Обводка с изменением направления. Ее используют главным об­разом для обводки соперника и проходов для атаки кольца. Из­меняют направление таким образом: кисть накладывают на раз­личные точки боковой поверхности мяча и выпрямляют руку в нужном направлении. Используют также обводку с изменением высоты отскока и с поворотами и переводами мяча.


 

Широко используется также способ обводки соперника с пе­реводом мяча с одной руки на другую, скрытно, за спиной или под ногой (рис. 75).

  Рис. 74. Положение игрока при ведении мяча
Броски в корзину. Подготов­ка к выполнению броска составляет основное содержание игры команды в нападении, и попадание в кольцо - ее глав­ная цель. Для успешного учас­ти в состязании каждый баскет­болист должен не только умело применять передачи, ловлю и веде­ние мяча, но и точно атаковать кольцо, выполняя броски из различных исходных положений, с любых дистанций при противо­действии соперников. Меняющаяся обстановка игры и стремле­ние использовать каждый удобный момент для атаки определяют необходимость владения разнообразным арсеналом способов вы­полнения броска с учетом индивидуальных особенностей игрока. Классификация бросков в корзину представлена на рисунке 76.

Рис. 75. Способы обводки соперника  

Точность броска в корзину определяется в первую очередь рацио­нальной техникой, стабильностью движений и управляемостью ими,

Рис.76.Классификация бросков в корзину

правильным чередованием напряжения и расслабления мышц, силон и подвижностью кистей рук, их заключительным усилием, а также оптимальной траекторией полета и вращением мяча (рис. 77).

Готовясь к броску, игрок должен оценить ситуацию на площадке (не находится ли партнер в более выгодном положении, обеспечива­ют ли партнеры борьбу за отскок и т.д.), возможную интенсивность и способ противодействия опекающего его защитника, реальные

Рис. 77. Примерные границы областей площадки для бросков прямо в корзину (не заштриховано) и с отскоком от щита (заштриховано)
пути выхода для борьбы за от­скок и другие моменты. Наметив программу действий и приняв ре­шение, игрок должен психологи­чески настроиться на бросок та­ким образом, чтобы никакие по­мехи уже не повлияли на уверен­ность и устойчивость движений. В заключительный момент брос­ка нужно расслабиться. Практи­ка показала определенное пре­имущество бросков с отражени­ем мяча от щита.

В бросках лучше придавать мячу вращение вокруг горизон­тальной оси в сторону, противо­положную направлению полета мяча (обратное вращение). В брос­ке из-под щита из трудных поло­жений применяется вращение
мяча вокруг вертикальной оси. Это позво­ню г более свободно выбирать точку от­ражения от щита, не ограничиваясь его частью, расположенной непосредственно над кольцом, полнее использовать про­странство за щитом для прохода и брос­ка. Броски со средних и дальних дистан­ции целесообразно выполнять сильнейшей рукой. Броски вблизи корзины надо уметь (наполнять как правой, так и левой рукой.

Рис. 78. Бросок двумя руками от груди
Траекторию полета мяча выбирают в зависимости от дистанции, роста игрока, вы­соты его прыжка и активности противодействия высокорослого за­щитника. При бросках со средних (3-6, 5 м от кольца) и дальних (свыше 6, 5 м от кольца) дистанций лучше всего выбирать оптималь­ную траекторию полета мяча - параболу, при которой высшая точка над уровнем кольца примерно 1, 4-2 м. При более навесной траектории несколько удлиняется путь мяча, что снижает точность броска. Чем больше дистанция, тем больше должны быть амплитуда дви­жений при замахе, мощное заключительное усилие при выпуске мяча.

Движение вслед за своим броском должно стать привычкой для любого игрока.

Классификацию бросков в корзину см. на рисунке 76. В общей структуре конкретного способа броска в корзину выделяют три фазы: подготовительную, основную и завершающую. Если в подготовительные движения игрок может внести некоторые изменения и зависимости от внешних факторов без заметного ущерба для точ­ности приема, то основные движения должны отличаться стабиль­ностью и рациональной вариативностью в пределах решения конк­ретных задач, обусловленных установкой на бросок. Эти установ­ки могут быть направлены на регулирование:

точки замаха (от плеча, снизу, над головой, за головой); точки выпуска мяча (впереди себя, высоко над головой); быстроты выполнения;

высоты траектории полета мяча.

Бросок двумя руками от груди преимущественно используют для атаки корзины с дальних дистанций, если нет активного противо- действия защитника. Этот способ броска занимающиеся осваива­ют наиболее быстро, поскольку его структура близка к структуре передачи мяча тем же способом (рис. 78).

Бросок двумя руками сверху целесообразно выполнять со сред­них дистанций при плотной опеке соперника (рис. 79).

Бросок двумя руками снизу выполняют преимущественно при стремительных проходах к щиту и атаках кольца в затяжном прыжке под руками накрывающего мяч защитника (рис. 80).

Бросок двумя руками сверху вниз все чаще начинают использовать игроки высокого роста с отличной прыгучестью.

Рис.79. Бросок руками сверху

Рис.81. Бросок двумя руками вниз

Рис.80. Бросок двумя руками в прыжке


Рис.82.Бросок одной рукой от плеча
Помешать этому способу броска соперник почти не в состоянии, так как мяч летиттолько по нисходящей, очень

короткой траектории с большой скоростью. На рисунке 81 показана подготовительная фаза: баскетболист выпрыгивает перед кольцом и выносит мяч на прямых руках над его уровнем.

Основная фаза: резким поворотом кистей и пальцев сверху вниз игрок опускает мяч в кольцо.

Завершающая фаза: после выполнения броска баскетболист мягко приземляется на обе ноги, занимая «исходное» положение для дальнейших действий.

Бросок одной рукой от плеча - распространенный способ атаки кольца с места со средних и дальних дистанций. Многие спортсме­ны используют его также в качестве штрафного броска (рис. 82).

Бросок одной рукой сверху используют чаще других для атаки корзины в движении с близких дистанций и; непосредственно из-под щита (рис. 83).

Подготовительная фаза: мяч ловят под правую ногу (при броске правой рукой). Шаг, под который ловят мяч, наиболее растянут. Последующий шаг должен быть укороченным, стопорящим - игрок должен быстрее и сильнее оттолкнуться почти вертикально вверх.

При отталкивании от площадки мяч выносят над плечом и пе­рекладывают на повернутую часть правой руки. Основная фаза: и высшей точке прыжка рука выпрямлена дли максимального приближения к кольцу, мяч выталкивается мягким движением кисти пальцев, ему придается обратное вращение.

Рис. 83. Бросок одной рукой сверху  

Бросок одной рукой сверху в прыжке (бросок в прыжке) – основное средство нападения в современном баскетболе. В состязаниях силь-

Рис. 84. Бросок одной рукой сверху в прыжке

 

нейших мужских команд мира до 70% всех бросков с игры выполня­ются именно этим способом, с различных дистанций. Есть несколь­ко разновидностей данного броска. Выбирают их в зависимости от дистанций и особенностей противодействия защитника. В качестве ти­пового проанализируем этот бросок со средней дистанции (рис. 84).

Подготовительная фаза: игрок получает мяч в движении и сразу делает стопорящий шаг левой ногой. Затем он приставляет к ней правую ногу, сгибая локти, выносит мяч на правой руке над голо­вой, поддерживая его сбоку-сверху.

Основная фаза: игрок выпрыгивает толчком двумя ногами, при этом туловище развернуто прямо к кольцу, ноги слегка согнуты, j

При достижении высшей точки прыжка игрок направляет мяч в корзину выпрямлением правой руки вперед-вверх и энергичным, но плавным движением кисти и пальцев. Мячу придается обратное вращение. Левую руку снимают с мяча в момент начала движения кисти правой. Расстояние от места отрыва от площадки до места приземления игрока после броска должно быть минимальным и со­ставлять не более 25-30 см, что позволяет ему избежать столкнове­ния с защитником.

При выполнении броска в прыжке со сравнительно близкого расстояния отпадает необходимость в большой амплитуде разги­бания руки с мячом. Основным бросковым движением становится движение кисти и пальцев, благодаря которому повышаются уро­вень исходного положения мяча непосредственно перед броском и точка выпуска мяча - тогда игрок может успешно преодолеть со­противление соперника (рис. 85).

Бросок в прыжке с отклонением туловища назад стали приме­нять и для атаки кольца с близких и средних расстояний при плот­ной опеке высокорослого защитника, обладающего хорошей пры­гучестью. Мяч выпускают над головой вне центрального поля зре-


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 3564; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.076 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь