Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Казачья демократия в старину
Издревле в казачьей среде господствовало представление о равенстве казаков между собой. На царскую грамоту, приглашавшую в 1638 г. прислать в Москву «лучших» казаков к царю «для всяких государевых дел», Донское войско отвечало, что «лучших де людей у них на Дону нет, - все меж себя ровны». А когда в 1698 г. Царский посол Нащекин, привезя на Дон подарки, хотел раздавать их казакам по наказу: «лучшим» – хорошие, а рядовым – похуже, казаки ответили ему, что «у них бо́ льших нет никого – все ровны, а разделят сами на все войско». На основе социального равенства была создана специфическая форма управления казачьими обществами – «казачья демократия».Высшим органом власти в казачьих войсках являлся Войсковой Круг, в котором могли участвовать все казаки, а вопросы решались большинством голосов. Постановления и распоряжения круга чаще всего делались «речами», т.е. без письма и бумаги Круг обыкновенно собирался на площади главного городка войска. Посреди площади, в центре Круга, располагался войсковой атаман... и предлагал на обсуждение Кругу очередные дела: о военных походах и о заключении мира, о переговорах с посланниками и т.д. Впрочем, выносить вопросы на обсуждение Круга мог и всякий из присутствующих. Изложив суть дела, атаман (или по его поручению есаул) спрашивал собрание: «Любо ли вам, атаманы-молодцы? » Присутствующие отвечали «Любо! », и простое большинство решало вопрос. Чаще всего Круг приходил к единодушным решениям. До драк и приведения несговорчивого меньшинства к согласию «физическими мерами» дело доходило только в чрезвычайно редких случаях. Ежегодно на Круге выбирались войсковой атаман, в руках которого была сосредоточена вся исполнительная власть; войсковой есаул, наблюдавший за порядком в войске и за исполнением постановлений Войскового круга; войсковой хорунжий или знаменщик, который хранил войсковую хоругвь (знамя) и выносил ее в Круг перед лицом атамана или же брал на свое попечение во время походов; войсковой дьяк, ведавший составлением письменных документов. Утверждение избранных лиц в должностях осуществлялось простым провозглашением на Круге. Избранному атаману полагалась инвеститура - особое торжественная процедура, состоящая во вручении ему войсковой насеки (длинной трости с серебряным набалдашником и наконечником, являющейся знаком атаманской власти), в водружении перед ним войсковой хоругви (воинского знамени) и в преподнесении ему почетной чапуры (деревянной чашки, название которой происходит от гребенского названия цапли – «чапура») с родительским вином с поклоном от всего Войскового круга. Избранник управлял жизнью хутора, станицы или всего казачьего войска. Поэтому атаманом становился самый мудрый, опытный, образованный казак, заслуживший всеобщее доверие. Лидера избирали не только для управления станицей или всем казачьим войском, его выбирали для военного похода, охоты, рыбалки или для встречи с царем.Круг собирался всегда на площади перед станичной избой, часовней или церковью. Место это называлось майданом. В воскресенье или праздник атаман, выйдя на крыльцо церкви, приглашал казаков на сбор. Есаулы делали «закличку» – шли по улицам с насекой в руке и, останавливаясь на каждом перекрестке, кричали: «Атаманы молодцы, сходитесь на майдан, ради станичного дела! ». После этого станичники торопились на майдан. В «голосовании» участвовали все взрослые казаки, женщины, порочные и пенные казаки не допускались. Малолетние казаки могли находиться в Круге только под присмотром своего отца или крестного. В центр собрания выносились хоругвь или иконы, поэтому казаки стояли без головного убора. Когда старый атаман «слагал полномочия», он положивши свою насеку, спрашивал атаманов-молодцов, кто будет делать доклад. Право доклада принадлежало не каждому, и сам атаман без согласия избранных судей, не мог сделать доклада. Отсюда и пошла поговорка: «атаман не волен и в докладе».Назначенный докладчик предлагал сбору выбрать нового лидера. Кандидатами становились грамотные, рачительные в хозяйстве и авторитетные казаки. Часто атамана выбирали из числа офицеров. Но избранниками иногда становились и недостойные лица. Дело в том, что претендент мог подкупить казаков на Круге. Для этого он заранее угощал их в ближайшем кабаке или в доме своих друзей. Поверивший обещаниям и «щедрой» агитации, электорат поддерживал «своего» кандидата. Таким образом, на Круге часто образовывались «партии» от разных претендентов, которые спорили и агитировали за своих кандидатов. Сами выборы проходили по принципу чье имя чаще выкрикивается.Провозглашенный принимал из рук докладчика атаманскую насеку, которая представляла собой посох с металлическим набалдашником, а почетные казаки прикрывали насеку своими шапками в знак поздравления и почтения. Бывали случаи, что казаки разочаровывались в выбранных своих избранниках. В оправдание своей ошибки, голосующие обыкновенно приводили то обстоятельство, что атаман ранее «не выказывал наружу своего нрава». Лидера избирали на год или на три, т.е. «на терем». На это время приказы атамана были беспрекословны. Особенно авторитет атамана проявлялся в военных походах, где правильное решение полководца могло спасти казаков от неминуемой смерти.Поэтому казаки подчинялись своему атаману: «куда ты глазом кинешь, туда мы кинем головы свои». Но власть атамана не была безграничной, за ошибки или оплошности он нес ответственность. На Круге его могли подвергнуть суду и даже всыпать розгами. «За дело били, за правду», – говорили казаки-старики о нерадивых атаманах (А. Гаврилов). Атаманское правление могло быть прервано казаками, принявшими решение на круге о смене атамана. «Наш атаманушка, только первый между равными, – говорили вольные казаки, – будет годиться – будем ему молиться, не будет годиться – горшки им станем накрывать». Но, как правило, войсковые атаманы, умели не только выражать, но и отстаивать казачьи интересы и потому пребывали на своем посту довольно долгое время. Властьатамана в определенной мере ограничивалась советом старшин. Данный совет выбирался из почетных казаков, хорошо зарекомендовавших себя на различных административных должностях или отличившихся во время военных действий. Помощниками войскового атамана являлись войсковой есаул и войсковой дьяк. Войсковой есаул помогал атаману в созыве Круга и замещал в его отсутствие. Войсковой круг играл роль высшего судебного органа. Суд руководствовался нормами войскового права, которое хотя и было «неписаным», однако признавалось русским правительством. Преступлением считалось лишь то, что наносило ущерб самим казакам: воровство, измена, трусость в бою. За преступления, совершенные казаками, на стороне не судили.По образцу войскового управления было организовано управление и в казачьих городках. В каждом городке на станичном круге избирались станичный атаман, станичный есаул, станичный хорунжий и станичный писарь. При атамане действовал совет станичных старшин. Преобразование казачьего самоуправления в XVIII – первой половине XIX в. В России была создана разветвленная войсковая казачья структура. В начале XX в. она включала 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Оренбургское, Забайкальское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское). Одним из наиболее чувствительных для казаков последствий усиления государственного влияния на казачество явилось преобразование внутреннего казачьего управления: войсковые атаманы и старшины, избиравшиеся до этого казаками из своей среды и бывшие, в сущности, исполнителями воли казачьей общины, стали назначаться правительством и действовать по его полномочию. Данная мера привела к тому, что возник класс послушных правительству войсковых чиновников, к которым постепенно и перешла вся власть. Права Войскового круга, т.е. массы простых казаков, были существенно ограничены. Станичное самоуправление на рубеже XIX – XX вв. В 1870 г. были приняты «Положения об общественном управлении в казачьих войсках», которые возрождали казачье самоуправление на уровне станичных обществ. Согласно Положениям, власть на местах представляли станичный сход и выбранные им атаман, правление и суд. Станичному сходу принадлежала власть распорядительная, станичному правлению и атаману – исполнительная, суду – судебная. Станичному атаману были подведомственны все проживающие в пределах станичного юрта (т.е. территории «земельного владения станичного общества») обыватели как войскового, так и не войскового сословия. В его обязанности входило неослабное наблюдение за порядком и спокойствием в пределах станичного юрта, за соблюдением станичными должностными лицами общественного интереса, за исполнением законов, судебных решений, общественных приговоров, за исправностью воинского снаряжения служилого состава и т.д. По традиции станичному атаману вручалась насека и полагалась особая форма одежды. Главным распорядителем всех станичных дел и хозяином станичных земельных угодий, капиталов, доходов являлся станичный сход. Его составляли: станичный атаман, его помощники, судьи, казначей, доверенные станичного правления и от 30 до 100 человек выборных казаков-домохозяев, из расчета приблизительно от 10 дворов по одному. Право участвовать в выборах и быть избранным имели все казаки, достигшие 25 лет, за исключением: 1) состоящих под судом и следствием, 2) находящихся под общественным надзором по судебным решениям, 3) судившихся за кражу, мошенничество и по суду не оправданных, 4) подвергшихся по суду тюремному заключению или еще более строгому наказанию и 5) лишенных права участвовать в сходах. Демократические устои казачьей жизни. В казачьей жизни большую роль играла община. Она способствовала выработке своеобразного кодекса нравственности казаков. В казачьей среде существовало неписаное правило: «Старший сказал – закон». Старший мог не только напомнить юноше о его обязанностях, но и наказать его, не опасаясь гнева родителей. Понятие о долге и честном исполнении своих обязанностей молодежь наследовала от старшего поколения.Важным казачьим обычаем, за соблюдением которого строго следила община, было гостеприимство. Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважение гостю. Гостем считался и незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте и отдыхе. Независимо от возраста, гостю отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение трех суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1532; Нарушение авторского права страницы