Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ТЕМА 5: «Конная культура» у казаков.
Основные понятия: джигитовка, тебеневка, скачки. В течение многих тысячелетий, конь помог создать особый тип, или архетип человека. А именно гордого и свободного воина, презирающего опасность и смерть, верного долгу и чести. Конная культура формирует специфический культурный код, конные народы, это люди с «открытым сердцем», прямые, честные, не ведающие страха и четко осознающие конечность бытия. Конным народам не присущ культ «вечной земной жизни» или же поклонение «жизни любой ценой», даже сейчас каждый конник знает, что садясь в седло, он может распрощаться с жизнью, буквально в тот же момент.Жизнь в седле, сопоставима с плаваньем в открытом море, всадник, гонящий свои стада по бескрайним просторам, подобно моряку постигает бескрайность пространства, и так же готов в любое время встретиться с неожиданной опасностью. На Дону отношение к коню было иным. Это отношение впитало в себя почитание коня, прежде всего евразийскими кочевниками. Казаков недаром называли «степными кентаврами», с рождения и до смерти конь сопутствовал ему во всех земных делах. Об умершем и сейчас на Дону говорят: «привязал коня», или «пошел бурных коней ловить». Конь, по воззрениям казаков, находился в тесной связи со своим хозяином, от чего возникло большое количество примет и гаданий. По записям Х. И. Попова, в старину, как рассказывают, часто бывали такие случаи: убьют или возьмут в плен казака злые татары: а конь его, не пойманный врагом, пустынными степями, по звездам, пробирается на Дон, прямо на двор своего хозяина, и тут-то начинаются над ним слезные причитания престарелой матери или молодой жены. Конь являлся основным участником многих обрядовых событий, в том числе и состязательного характера. Известные нам различные конные игры в своей изначальной сущности являлись своеобразной проверкой боевой подготовки коня и всадника. Именно в этих древних играх закладывались основы вольтижировки и джигитовки, которые давали возможность проявлять, развивать и совершенствовать психофизические и морально-волевые качества всадника. Особое внимание при этом уделялось выработке силы, гибкости, ловкости, отваги, настойчивости, чувства равновесия. Заметную роль при этом играла и выработка необходимых боевых качеств коня: выносливость, скорость, маневренность, подчинение всаднику. Джигитовк а есть разновидность скачки, во время которой наездник демонстрирует умение управлять конем, владеть своим телом и оружием. Все упражнения, среди которых преобладают силовые, производятся на лошади, скачущей широким галопом. Однако при всем единстве скачки и джигитовки, последняя по характеру своему имеет существенное отличие от скачек. Различие это проявляется в том, что джигитовка преимущественно устраивалась по случаю радостных событий семейного или общественного быта, а скачки, как правило, в цикле похоронно-поминальной обрядности. Соревнования на конях у казаков сводились к нескольким видам – борьба между седоками, скачки, джигитовка, стрельба на скаку в мишень, борьба с использованием плеток, когда всадники хлещут друг друга. Скачки выполняли важную ритуальную роль, так как на территории Области Войска Донского сформировался настоящий культ коня, связанный как с традициями древнерусских дружинников, так и с укладом степных кочевников. Интересно отметить, что в 1836 г. царское правительство распорядилось учредить конные скачки на Дону, с целью устройства войскового конезаводства. «Дабы донские лошади по своей легкости, силе и крепости во всех отношениях соответствовали бы потребностям казачьей службы и во время компаний способны были бы переносить необыкновенные труды, с сею службой сопряженные». Военный совет отметил, что «для донских лошадей предназначено суровое степное воспитание, которое приучает их к нуждам и непогодам. Без сомнения требуется также, чтобы лошади Донские вместе с силою и крепостью, имели и достаточную быстроту, но в той только мере, в какой это возможно при их суровом воспитании. В скачках на Войсковые призы должны участвовать одни войсковые жители, скакать же должны не жокеи, но казаки и при том в полном вооружении. Народно-казачьи скачки учреждаются для поддержания и поощрения в самих казаках врожденного духа наездничества и удальства. Воспитание коней у коннозаводчиков было особенное. Летом кони всегда были в степи, там они паслись и ночевали. Зимой для них имелись помещения, но кормили их сеном, которое разбрасывали на чистом снегу. И их не поили; вместе с сеном они забирали снег; а в самом начале зимы, когда снег был не глубокий, им сена еще не давали, они, как говорят, «тебеневали», то есть, разрывая копытом снег, находили себе пропитание. И кони были, как дикие: их начинали учить четырехлетками только. Когда приезжала ремонтная комиссия для армии, то это было зрелище, когда арканом ловили этих коней и силой подводили к ветеринару и, после принятия, накладывали тавро. И таких-то вот коней раздавали казакам-новобранцам, и сколько нужно было иметь знания, терпения, ловкости и храбрости, чтобы приучить такую лошадь к строю. Результатом такого воспитания получались кони выносливые, не боявшиеся ни буранов, ни дождей. ТЕМА 6. Казачий костюм. План. 1. Мужской костюм. Бытовая одежда. 2. Женский костюм и украшения. Костюм Оренбургской казачки.
Основные понятия: «чарки», «бродники», «клобук», «ополчанка», «теплушка», казачий чуб. Старинный костюм, скифское влияние на традиционную казачью одежду. Шапка – не всякая, специального образца. Первоначально – «клобук со шлыком», папаха, а затем фуражка – знак обладания казаком юридическим полноправием. В 19 веке функции «клобука» перешли сначала к киверу, а затем – к фуражке. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить фуражку без кокарды, но это повсеместно нарушалось. На Круге казак обязан быть в шапке. Иногородние и гости, не казаки, должны были присутствовать с непокрытыми головами, равно как и не имеющие юридических прав казачества. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Круге. Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. В доме красовалась на видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины. Бытовая одежда является неотъемлемой частью культуры. Она выполняет не только утилитарную (защита человеческого тела от воздействия внешней среды), но и этно-, социо-, конфессионально- дифференцирующую функцию. Следует отметить, что традиционная бытовая одежда - это явление, развивающееся и меняющееся во времени, с особой наглядностью эта черта прослеживается на рубеже XIX—ХХ веков, когда костюмные комплексы, как мужские, так и женские претерпевают значительные изменения под влиянием бытовых и климатических условий, эстетических народных представлений и вкусов, городской моды и фабричного производства ткани. Начало своё казаки берут из народа русского, православного. Любимой поговоркой казаков всегда были слова: «Люби врагов своих, ненавидь врагов Христа и бей врагов Отечества». Казак — это, прежде всего воин и землепашец, поэтому в быту казак использовал национальный костюм русских крестьян, наиболее приспособленный для работы на пашне (в хозяйстве). Наиболее полное описание костюма середины XIX века можно найти у В.М. Черемшанского. В.М.Черемшанский отмечает, что казаки лаптей не надевали, а постоянно носили сапоги, которые чаще называли «чарками» или «бродниками» и делались с длинными голенищами из красноватой кожи и перевязывались ремнём (В. М. Черемшанский, 1859 С. 223). Каждый казак считал, что он должен был чем-то отличаться от крестьян. Поэтому даже в будние дни они носили вышедшее из употребления форменное обмундирование. Казаки с любовью относились к форменной одежде. В быту все казаки носили брюки с лампасами. Вместо пиджака они пользовались форменным казачьим мундиром, вышедшим из употребления в строевых частых: теплушки, ополченки (ополчанки), тужурки. Тем самым, подчёркивая свою принадлежность к казачьему сословию(М. Голубых, 1930. С. 217.). Теплушкой называется ватный длинный пиджак (полы до колен) с закрытым воротником и голубым кантом по воротнику. В теплушках, служа в полку, казаки осуществляли уход за лошадьми. Ополченка (ополчанка) — настоящий пиджак из чёрного сукна, с открытым воротником. На воротнике пришивались суконные голубые петлицы, а вдоль бортов — пуговицы военного образца. Ополченку на военной службе носить было запрещено, поэтому она шилась только для ношения дома, в хозяйстве.Тужурка представляла собой что-то вроде кителя, с той лишь разницей, что на спине тужурки всегда пришивался хлястик (М.Голубых, 1930. С. 215.). С 1885 года правила ношения обмундирования отставными чинами несколько изменилась. Казачьи офицеры, уволенные в отставку с мундиром, носили установленную одежду, но без эполет. Те, кто увольнялся без права ношения мундира — только чекмень без эполет, петлиц и прочих знаков отличия. При чекмене разрешалось надевать шаровары, фуражку с кокардой и шашку на установленной портупее с темляком. Зимой казаки ходили в овчинных полушубках и шубах. В дальние поездки всегда надевали овчинные тулупы. Летом, весной, осенью казаки обычно ходили в сапогах или ботинках. Зимой обязательно надевали валенки, пимы, катанки (М. Голубых, 1930. С. 215.). Прически, украшения. История возникновения прически: казачий чуб и усы - неотъемлемая часть военной формы. Символическая, сакральная и утилитарная роль серьги мужчин-казаков. Казачий чуб — такая же традиция, как лампасы и папаха. По одной легенде, сбитая на ухо шапка как раз и прикрывала его отсутствие, а чуб — часть выбритой наполовину головы, как брили каторжных. Но эта версия оттуда, из легенды о «беглом» происхождении казачества. На самом деле часть савиров (севрюков) носили чубы даже во времена гуннов. Так они запечатлены на старинных фресках. Такой же древностью овеян и запорожский оселедец, вероятно заимствованный тюрками и славянами у готов, для которых он означал посвящение богу Одину. Хохол (хох-оол) у алтайцев и сейчас переводится как «сын неба». Интересно, что у персов (иранцев) слово «казак» и переводится как «хохолок». Так что прическа, особенно в прошлом, — явление мистическое, сакральное. Донские казаки так объясняют чуб с левой стороны фуражки: справа ангел стоит — там порядок, а слева черт крутит — вот казак и выходит. По традиции, в России усы были неотъемлемой частью военной формы. Кстати, в Отечественную войну усы носили гвардейцы. Восходит это к арийцам, у которых усы носили «кшатрии» — воины, и они символизировали крылья. Казаки-старообрядцы бороды не брили, и особой «привилегией», дарованной Петром I, было разрешение казакам носить бороду. Фасон бороды определялся способом бритья — концом шашки, подвешенной за темляк, выбривались три плоскости: щеки и шея. Казаки не носили обручальных колец, и борода говорила о том, что казак женат. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1285; Нарушение авторского права страницы