Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ТЕМА 2. Казачья справа и символы
Основные понятия: лампас, шаровары, чембары, папаха, фуражка, кокарда, погоны, гимнастерка, черкеска, погоны, атаманский кафтан, атаманская сабля, атаманская шапка, галифе, чекмень, башлык, бурка, газыри, знамя, булава, пернач, насека, бунчук. Лампас- в глубокой древности. Кожаным лампасом кочевники Великой степи от скифов до бродников прикрывали боковой шов штанов. У казаков приобрел значение принадлежности к казачьему сословию, а по цвету – к войску. Стал символом освобождения от всех видов государственных платежей, символом казачьей независимости и национальной обособленности. Лампасы нашиваются на наружные боковые швы шароваров шириной в отделке 6, 6 см, края лампасов загибаются внутрь и прострачиваются ниткой, соответствующей цвету лампаса по краям. Шаровары- казачья старинная одежда очень древняя. В первую очередь это относится к изобретению скифов ⠠ шароварам, без которых невозможна жизнь кочевника конника. «За столетия покрой их не изменился: это широкие шаровары в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги они будут стирать, и движения всадника сковывать. Так что те шаровары, что находили в древних курганах, были такими же, какие носили казаки и в XVIII, и в XIX веках». Шаровары, как и рубаха, были основными частями мужской одежды. Эта одежда была и нательной и выходной одновременно. В литературе шаровары называют: «штаны широкие», «простые шаровары», «широкие шаровары» (у низовых казаков), портки-шаровары. Они, как правило, заправлялись в сапоги. Шаровары отличались по цвету. В будни носили только синие (киндечные), а в праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые). Обязательная часть одежды ⠠ шаровары. Подвязывались тонким ремешком гашником, за которым «в припарку», ближе к телу, пришивался кошелек. Отсюда «спрятать в загашник» У некрасовцев цвет полотняных или ситцевых портов зависел от возраста мужчины. Красные, «кармазинные», порты носили в будни молодые («портки кырмызовые киндяком подшитые»), синие, «киндяшные», «сердовые», т. е. среднего возраста казаки, а белые ⠠ старики. Зимой поверх полотняных надевали домотканые суконные порты. Шаровары шили из холста, сукна, плиса, бархата, шёлка, кожи (чембары) и др. Носили их на учкуре тонком шнуре, протянутом внутри мягкого пояса казачьих шаровар; туго затянутый учкур (гашник, вушкар, вушкарник) поддерживает их на бедрах и незаметен под бешметом и черкеской. Особое значение имели казачьи лампасы. Считалось, что введены они впервые Платовым, но лампасы обнаруживаются и на старинной казачьей одежде. Так что при Платове ношение лампасов было только узаконено, а существовали они и прежде, знаменуя принадлежность их хозяина к вольному воинству. Не случайно так гордились и гордятся ими казаки. Не случайно с ними огнем и мечом боролись большевики. За погон, за кокарду, за лампас полагался расстрел на месте. Папаха - согласно приказу ВВ № 380 от 1871г. была черной из смушки или мерлушки /шкура ягненка/ высотой от 15 до 25 см. В древности славяне называли папаху «клобуком», современное название вошло в употребление позднее, так же как трухменка или кабардинка, они связаны с именами кавказских народов папагов, трухменов и кабардинцев. Носились и так называемые «трухменки»- мохнатые папахи туркменского образца, принятые в Сибирском и Оренбургском войсках. Выпуклое, выступающее несколько выше меха верха папахи донце, было из светло-голубого сукна с крестообразно пришитой серебряной или белой лентой, которая проходила и по окружности папахи. Казаки носят папахи разных фасонов: низкие — с плоским верхом или высокие — с конусообразным верхом. Донцы и Запорожцы в XVI-XVII вв. снабжали папахи суконным тумаком, падавшим на бок в виде клина, в него можно было вложить стальной каркас или иной твердый предмет для защиты головы от шашечных ударов. Папаха была головным убором войск Кавказского корпуса и всех казачьих войск, с 1875 — также частей, дислоцированных в Сибири, а с 1913 — зимним головным убором всей армии. Кокарда носилась по центру передней части папахи, или не носилась вовсе, если казак находился на льготе. Вне строя на молебне папаху следовало держать в левой руке, донышком от себя и кокардой вверх, положив большой палец в сторону кокарды, а остальные внутрь папахи (Пр.ВВ № 191 от 1910 г.). Вне строя могли носиться белые и серые папахи. барашковая шапка с суконным верхом. Кокарда - была металлической или фарфоровой георгиевских цветов, т.е. с черным центром и черным овалом через оранжевый овал. Наружный овал был у урядников серебристым, у рядовых казаков- белым. Офицерская кокарда имела наружный гофрированный овал. Цвета кокарды были общевойсковыми для всех родов войск. Во время первой мировой войны кокарды могли закрашиваться в защитный цвет. Погоны – неотъемлемая часть одежды казака строевого возраста. Обязательно носились казаком до выхода «на льготу». Офицерские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно. Гимнастерка имела стоячий воротник высотой 44мм с двумя пуговицами на нем и двумя или тремя на планке. Застегивалась или справа налево, или слева направо. Нагрудные карманы были прорезные или накладные с одной пуговицей на клапане. Две пуговицы на клапане имели грузинские рубашки.В годы мировой и гражданской войны офицеры часто носили френчи или кители со стоячим или отложным воротником. На отложном воротнике носились петлицы с серебряной окантовкой и погонной пуговицей в верхней части петлицы. Казаки-терцы гимнастёрку черного или защитного цвета никогда галунами и выпушками не украшали. Черкеска - (по Пр.ВВ № 330 от 1905г. и № 788 от 1904г.) была у офицеров и казаков черного цвета. В ходе первой мировой войны цвет черкески менялся в сторону защитных оттенков: она могла быть коричневой, коричнево - серой /табачного цвета/, сине-серой и даже цвета газыри из серебра /белого металла/, хотя допускалось ношение газырей и из других металлов, из белой кости, с разнообразной гравировкой или без нее. Количество газырей на одной стороне груди доходило до 9, но только в нечетном исчислении. Основным отличием обмундирования терских и кубанских казаков от других казачьих войск России было то, что только два этих войска носили форму кавказского образца без лампасов: черкеску с бешметом присвоенного войску цвета, папаху бурку и т.д. Газыри никакими галунами и т.п. не обшивались. Галунные украшения были в форме одежды Конвоя императора. Разреза сзади черкеска не имела. Как и не имела цветных окантовок и обшлагов. На черкеске полагалось их иметь, согласно циркуляру Главного штаба № 223 от 1896 г. Бешмет - верхняя одежда и представляет собой кафтан со стоячим воротником. Бешмет шьется из атласной ткани и носится под пояс. Стоячий воротник бешмета высотой 44мм/ 1 вершок/ у офицеров и урядников обшивался соответственно чину серебряным галуном /белой тесьмой/. Застегивался на крючки или обшитые голубым пуговицы до пояса, но был длиной до половины бедра и расстегнутым ниже пояса. Материал был блестящим /шелк саржа и т.п./ Галун от воротника шел до половины груди. Бешмет мог иметь нагрудные карманы. Бекеша – теплая верхняя казачья одежда на меху, по виду похожа на чекмень. Чекмень – является форменной одеждой казаков, старинная верхняя одежда Казаков. Чекмень шился из сукна в талию и с широкими рукавами, стянутыми в запястье манжетом; по основным линиям кроя и по способу запахивания правой полы на левую, подобен скифским кафтанам с древних изображений, а также кавказской черкеске. Башлык – у большинства казаков тоже имел символический смысл. В зависимости от того, как повязывался башлык, можно было узнать возраст казака – завязанный на груди означал, что казак отслужил срочную службу, перекрещен на груди – следует по делу; концы, заброшенные за спину, – свободен, отдыхает. Только к походно -караульной форме одежды относился башлык из голубого сукна, обшитый накрест от лобовой части белой тесьмой, При отсутствии зимней формы одежды башлык не надевался. Существовали определённые /неписаные/ правила ношения и заправки концов башлыка старослужащими и молодыми казаками. Галифе – это брюки, свободные в бедрах с сужением в коленях. В годы первой мировой и гражданской войны офицеры имели право носить обмундирование общеармейского образца, полевого фасона. Однако нижние чины носили и дальше шаровары, а не галифе или бриджи, а офицеры - брюки суженки, т.е. зауженные бриджи полевого покроя.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 2745; Нарушение авторского права страницы