Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Партийно-государственное руководство культурой
Важной задачей, стоявшей перед молодой Советской республикой, являлось создание эффективной системы управления культурой, которая позволила бы решить основные задачи «культурной революции»: ликвидировать безграмотность и повысить образовательный уровень населения; приобщить народные массы к достижениям мировой культуры; создать новую интеллигенцию и кадры высококвалифицированных специалистов в разных областях народного хозяйства и искусства; решить проблемы идеологического воспитания и просвещения советского народа, обеспечить развитие науки и искусства; и мн. др. В соответствии с этим требовалось создать органы партийного руководства культурой, которые позволили бы направить усилия творческой интеллигенции на решение задач государственного строительства, пропаганды социалистических и общегуманистических ценностей. Эта цель стала реализовываться ещё в годы Гражданской войны. Одним из первых государственных актов по управлению культурным строительством стало образование 8 ноября 1917 г. Народного комиссариата просвещения РСФСР (Наркомпроса), в ведение которого были переданы все культурно-гуманитарные сферы: образование, искусство, культурно-политическое просвещение народных масс, библиотечное дело, книгоиздательство, клубы, парки культуры и отдыха, охрана памятников архитектуры и культуры, творческие объединения и многое другое. 9 ноября 1917 г. был издан Декрет об учреждении Государственной комиссии по просвещению при Наркомпросе. В неё было включено 15 отделов, в том числе отделы искусств и научных учреждений. Председателем Госкомиссии был Нарком просвещения. С 1917 по 1929 г. этот пост возглавлял А.В. Луначарский. Наркомпрос формировал отделы руководства развитием художественной культурой. Руководители отделов были профессионалами своего дела. Так, во главе театрального отдела был поставлен режиссер В.Э. Мейерхольд, литературного – писатели А.В. Луначарский, В.Я. Брюсов, А.С. Серафимович, музыкального – музыковед Н.Я. Брюсова. 11 июля 1918 г. Наркомпросу РСФСР были переданы дела Народного комиссариата имущества республики и его отделы охраны памятников, архитектурно-технический (реставрационный), учетно-инвентарный. В их ведении находились вопросы национализации и охраны дворцов, дворянских имений, монастырей, библиотек и архивов, реставрации памятников старины, создание музеев. В систему руководства культурой входили также агитационно-просветительский отдел ЦК ВКП(б) (Агитпроп), Главный политико-просветительный комитет Республики (Главполитпросвет), входивший на правах Главного управления в состав Наркомпроса РСФСР. Главполитпросвет координировал просветительскую и агитационно-пропагандистскую работу в стране. В его ведении находились избы-читальни, клубы, массовые библиотеки, школы взрослых, советско-партийные школы, коммунистические университеты, организация агитпоездов, агитпароходов, агитчумов, агиткараванов, красных повозок и чайхан, домов мусульманок и горянок и т.п. Председателем Главполитпросвета долгое время была Н.К. Крупская. При Главполитпросвете было создано Бюро национальных меньшинств, которое занималось организацией политико-просветительной и культурной работой среди национальных меньшинств. Со временем в каждой национальной автономии были созданы собственные наркомпросы, которые подчинялись общероссийскому Совету по делам нацменьшинств В 1922 на основании декрета СНК было создано Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит) с целью «объединения всех видов цензуры печатных произведений». В его компетенцию входило осуществление цензуры над отечественной и иностранной литературой (например, не допускать к публикации произведения, в которых содержалось разглашение военной тайны, возбуждение националистического и религиозного фанатизма, порнографическую литературу). Важно подчеркнуть, что при проведении культурной политики советская власть опиралась на поддержку специалистов. Например, при обсуждении вопросов художественной политики на коллегии Наркомпроса привлекались А.А. Блок, А.М. Горький, В.В. Маяковский, И.Э. Грабарь, А.И. Бенуа, Вячеслав Иванов, А. Белый, М.Ф. Андреева, К.А. Федин и др. Многие из них работали в аппарате Наркомпроса. В Коллегию отдела изобразительных искусств, созданного при Наркомпросе (отдел ИЗО), входили известные художники Р.П. Фальк, А.В. Лентулов, В.Д. Баранов-Россинэ, В.В. Кандинский, К.С. Малевич и др. Ленинградскую Ассоциацию художников возглавлял К.С. Петров-Водкин. Заведующим Московской коллегией Отдела ИЗО был В.Е. Татлин. В Комиссии по охране художественных и исторических ценностей принимали участие известные представители дореволюционной культуры – художники А.И. Бенуа, А.М. Васнецов, В.Д. Поленов, архитекторы Р.И. Клейн и В.А. Щуко. Советская власть в 20-е годы активно развивала сотрудничество с дореволюционной художественной интеллигенцией в деле социалистического культурного строительства. Решительным шагом к примирению с деятелями культуры старой формации явилось создание 7 мая 1919 г. Всероссийского профессионального союза работников искусств (ВСЕРАБИС). В его компетенцию входило решение социальных проблем его членов, что положительно влияло на настроения интеллигенции. В 20-е годы культурные преобразования осуществлялись в условиях плюрализма мнений, разнообразия течений, ассоциаций, творческих объединений художников, музыкантов, деятелей театра, киноработников. Например, у художников появляются объединения «Левый фронт», «Новое общество живописи», «АХР» (Кустодиев, Касаткин, С. Герасимов), Общество художников-станковистов (Дейнека, Пименов), «Общество московских художников» (Кончаловский, Лентулов), «Общество русских скульпторов», «Левое искусство», «Русский футуризм», «Русский авангард»; у архитекторов: Живскульптарх(«Живопись, скульптура, архитектура»), Ассоциация новых архитекторов, Объединение архитекторов-урбанистов, ВХУТЕМАС(Высшие художественно-технические мастерские) и мн. др. На позиции сотрудничества с советской властью перешли представители авангардизма и футуризма, которые получили возможность непосредственно влиять на ход культурной революции. Так, известный художник-абстракционист К. Малевич уже с мая 1917 входил в совет профессионального Союза художников-живописцев в Москве, затем стал председателем Художественной секции Московского совета солдатских депутатов. Он участвовал разработке проекта Народной академии искусств, а в ноябре 1917 г. московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Кремля. Позже Малевич был избран членом Художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса. В тоже время Наркомпрос активно поддерживал художников-реалистов из Ассоциации художников революционной России (АХРР). В 20-е годы большим авторитетом пользовались левацкие творческие организации: «Пролеткульт», образованный в 1917 г.; Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП); Левый фронт искусств; редколлегия и авторский коллектив журнала «На посту» – сторонники «пролетарской чистоты» литературы и искусства, ратовавшие за создание «новой» культуры, полностью порвавшей с традициями русской и мировой культуры. Идеологом Культурно-просветительской организации пролетариата (Пролеткульта) был философ, ученый (организатор и директор первого в мире Института переливания крови) и политический деятель, большевик А.А. Богданов, давний оппонент В.И.Ленина по ряду идеологических вопросов. Пролеткульт, объединявший около полумиллиона рабочих, имевший свои издания (более 30 журналов), клубы и творческие студии, возник и функционировал как неправительственная общественная организация. Идеологи Пролеткульта подчеркивали свою независимость от государства, основываясь на теории Богданова о трех самостоятельных формах классовой борьбы пролетариата. Согласно ей, партия занимается политической борьбой, профсоюзы – экономической, а Пролеткульт – культурно-творческой. Учитывая масштабность и важность деятельности Пролеткульта, Наркомпрос оказывал ему финансовую и прочую материальную помощь. Для трудящихся занятия в студиях и кружках Пролеткульта были бесплатными. Своё негативное отношение к культурному наследию пролеткультовцы объясняли его «разлагающим воздействием» на неподготовленное классовое сознание пролетариата. Однако это не мешало самим идеологам Пролеткульта, преимущественно интеллигенции, пользоваться этим наследием. Левацкая установка на создание своей «чисто пролетарской» культуры, на «преодоление» культуры прошлого основывалась на убеждении, что в короткий период времени пролетариат сможет коллективными усилиями создать «своих Пушкиных». Оберегая культурное достоинство пролетариата, Богданов считал, что интеллигенция и крестьянство не должны принимать участия в создании пролетарской культуры, а ждать, пока рабочий класс построит свою культуру, а потом будет распространять ее на другие слои общества. В.И. Ленин, приветствовавший и поддерживавший в самом начале появление Пролеткульта, по мере его идейного оформления перешёл на позицию его критики. Понимая, что богдановская формула пролетарской культуры приведёт к дезинтеграции общества, он выдвинул концепцию «социалистической культуры для всех трудящихся», в которой ключевую роль должна играть пролетарская культура. В речи на Третьем съезде РКСМ 2 октября 1920 г. и в проекте резолюции «О пролетарской культуре», составленной 8 октября 1920 г. для Первого съезда Пролеткульта, Ленин указывал на необходимость критического переосмысления всей культуры прошлого: «Марксизм завоевал себе свое всемирно–историческое значение как идеологии революционного пролетариата тем, что марксизм отнюдь не отбросил ценнейших завоеваний буржуазной эпохи, а, напротив, усвоил и переработал все, что было ценного в более чем двухтысячелетием развитии человеческой мысли и культуры. Только дальнейшая работа на этой основе и в этом же направлении, одухотворяемая практическим опытом диктатуры пролетариата, как последней борьбы его против всякой эксплуатации, может быть признана развитием действительно пролетарской культуры»[23]. Вождь большевиков отвергал «попытки выдумывать свою особую культуру», замыкаться в свои обособленные организации, разграничивать области работы Наркомпроса и Пролеткульта или устанавливать «автономию» Пролеткульта. В декабре 1920 г. в «Правде» появилось письмо ЦК РКП(б) «О Пролеткультах», которое нанесло окончательный удар по независимости этой организации. Со временем руководящие органы Пролеткульта были ликвидированы как «антипартийная автономия». Однако идеи Богданова нашли свое продолжение в деятельности других организаций, среди которых особую роль играла образованная в 1925 году «Российская ассоциация пролетарских писателей» (РАПП). Генеральным секретарём РАПП стал Л. Авербах (ставший прообразом агрессивного литературного критика в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»). Главным печатным органом РАПП являлся журнал «На литературном посту». В отличие от своих идеологических предшественников РАППовцы декларативно отбросили лозунг «пролетарской культуры», провозгласив новый принцип: «Учёба у классиков». Однако узость их творческой платформы внесла ограниченность в вопрос отношения к классическому наследию. Ориентируясь преимущественно на творчество Льва Толстого и Гюстава Флобера, РАПП игнорировала творчество Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина и др. При этом утверждался лозунг: «Догнать и перегнать классиков». РАПП абсолютизировала идею классовой чистоты пролетарской культуры, решительно борясь с «непролетарским», а, следовательно, «пролетарски неполноценным», искусством: «Явно буржуазная литература, начиная от эмигрантских погромных писателей типа Гиппиус и Буниных и кончая внутрироссийскими мистиками и индивидуалистами типа Ахматовых и Ходасевичей, организует психику читателя в сторону поповски-феодально-буржуазной реставрации. Эта литература является отрядом классовых противников пролетариата и деятельность ее в России (Советской), с точки зрения пролетарской революции, ничем оправдана быть не может», – заявлялось в тезисах доклада критика Г. Лелевича, принятых на 1-й Московской Конференции Пролетарских Писателей в 1923 году. РАППовцы позиционировали себя представителями партии в литературе, расценивая выступления против своей платформы как выступление против партии. Основой литературной жизни РАППа была жестокая борьба с оппонентами и стремление к администрированию и регламентированию по принципу «союзник или враг» в области творчества. Многие известные писатели и поэты – М.А. Булгаков, В.В. Маяковский, А.Н. Толстой и др. – подверглись жестокой критике со стороны РАПП. Постоянные баталии с участниками литературного процесса привели к кризису РАПП, которая из объединения талантливых литераторов-пропагандистов социализма превратилась в своеобразный литературно-организационный жупел. 24 марта 1932 М. Горький написал письмо Сталину, в котором выразил мнение многих советских писателей: «…Начинающих писателей нужно убеждать: учитесь! И вовсе не следует угождать их слишком легкому отношению к литературной работе. … Бесконечные групповые споры и склоки в среде РАППа, на мой взгляд, крайне вредны, тем более что мне кажется: в основе их лежат не идеологические, а, главным образом, личные мотивы. Вот что я думаю»[24]. Реакция властей последовала незамедлительно – в апреле 1932 года Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных объединений» РАПП и другие творческие союзы распускались. В то же время был утверждён Оргкомитет Союза советских писателей по РСФСР, почётным председателем которого стал М. Горький. Аналогичные оргкомитеты создавались в национальных республиках и объединялись в оргкомитет всесоюзной федерации советских писателей. Знаковым явлением в культурной жизни страны, отразившим тенденцию нового курса власти стал Первый Всесоюзный съезд писателей, проходивший с 17 августа по 1 сентября 1934 г в Москве. Принятый на нём Устав Союза Советских Писателей объявил социалистический реализм основным методом советской художественной литературы. Он требовал правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. В 30-е годы в связи с глобальными модернизационными переменами в жизни страны в области управления культурой начинается новая эпоха. Она связана с деятельностью наркома просвещения РСФСР А.С. Бубнова (находившегося ранее на руководящей работе в системе РККА) по созданию, во взаимодействии с Наркомпросами союзных республик, целой системы чётко организованных отраслевых специализированных комитетов: Союзкино (1930), Комитета по высшей технической школе (1932), Всесоюзного комитета по делам искусств (1936). Большую роль в проведении культурной политики советской власти играли и общественные организации: Союз Безбожников, разнообразные спортивные общества («Готов к труду и обороне СССР», «Турист СССР», «Добровольное спортиное общество»), Общество любителей кино и т.д. Через создание пионерской и комсомольской общественных организаций с их сетью разнообразных кружков, клубов, «станций», «домов» шел процесс эффективного приобщения детей и молодежи к общественной и государственной жизни. В деле прорыва экономической и политической изоляции и укрепления внешнеполитических позиций руководство Советского государства большое значение придавало установлению международных культурных связей. В свое время А.В. Луначарский прозорливо писал, что «человечество идет неудержимо по пути к интернационализации культуры», которая предполагает «богатую и свободную их гармонизацию». Международный культурный обмен и взаимодействие способствовали улучшению политической атмосферы и укреплению взаимного доверия. Свой вклад в развитие международных культурных контактов внесли такие организации, как Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов ( ВЦСПС), Высший Совет по физической культуре, Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству (Осоавиахим), Арктическая комиссия, Всесоюзное акционерное общество по обслуживанию зарубежных туристов и организации туристских поездок граждан СССР за рубеж (Интурист) и мн. др. Ключевую роль в укреплении международных культурных связей СССР играло Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС), созданное в 1925 году. ВОКС организовывал международные выставки, фестивали, совместное издание и обмен книгами, поездки в СССР делегаций зарубежных обществ дружбы и культурной связи с СССР. Благодаря этой организации в СССР побывали такие известные деятели зарубежной науки и культуры, как французский физик П. Ланжевен, его соотечественники – писатели Р. Роллан и А. Барбюс, архитектор Ш. Ле Корбюзье, индийский писатель, поэт и композитор Р. Тагор и многие другие, сыгравшие таким образом большую роль в формировании позитивного имиджа СССР за рубежом. ВОКС, используя неправительственные каналы, привлекая западную интеллигенцию, разоблачая пропагандистские мифы и предрассудки о большевиках, показывая реальные достижения социалистического строительства, стал важным инструментом в решении внешнеполитических задач СССР. Во многом благодаря деятельности ВОКС была преодолена информационная и культурная блокада СССР, а советское искусство получило мировое признание. В итоге к началу 40-х гг. в СССР была сформирована управленческая модель, которая позволяла высшему партийному руководству посредством созданных институтов контролировать и управлять культурными процессами в стране, но в то же время вести активный диалог и взаимодействие с обществом. Художественная жизнь. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы