Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Словарь культурологических терминов
АККУЛЬТУРАЦИЯ (англ. от лат. – образование, развитие) – процесс взаимовлияния культур, в результате которой культура одного народа полностью или частично воспринимается культурой другого народа, обычно менее развитого, это многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации. АНИМИЗМ (от лат. – душа) – одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевлённость всех предметов и явлений, в существование; обязательный элемент всякой религии. АРХЕТИП (греч. – начало+образ) – прообраз, первичная форма, образец. В аналитической психологии К. Юнга понятие А. соотносится с бессознательной деятельностью людей. Архетип – это врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Согласно Юнгу, А. служат питательной почвой творчески-продуктивного, в т.ч. и художественного воображения и фантазии; находят воплощение в сновидениях, мифах, сказках, выступают исходным материалом для художественной литературы и искусства. АРТЕФАКТ (лат. – искусственно+сделанный) – процесс или образование, не свойственное объекту в нормальном для него состоянии и возникающее обычно в ходе его исследования. БУДДИЗМ – одна из трёх мировых религий. Возник в Др. Индии в VI-Vв. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Распространен в Юго-Восточной и Центр. Азии. В центре буддизма – «учение о четырёх благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. В буддизме нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет Бога как творца и безусловно высшего существа. ВЕРА – это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки. Вера возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл и представляют собой сплав эмоционального и волевого моментов. Поскольку вера появляется в вероятностной ситуации, действие человека в соответствии с ней связанно с риском. Несмотря на это, она выступает важным фактом интеграции личности, группы, массы, стимулом решимости и активности людей. ГЕНЕЗИС (греч.) – происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления. ГУМАНИЗМ (лат. – человеческий, человечный, образованный) – прогрессивное направление в общественной мысли, характеризующееся защитой достоинств и прав личности, её свободного развития, считающее благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. ГЕРМЕНЕВТИКА (греч. истолковательное искусство) – традиции и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов (большей частью, древних, напр., Гомера, Библии и др.). В эпоху Возрождения Г. выступает как искусство перевода памятников античной культуры на язык живой, современной культуры. Философская Г., следуя этой традиции, определяет превосходство понимания над разумом, языка над сознанием. Тем самым подчеркивается возможность реконструирования «жизненного мира» (Гуссерль Э.) прошлых культур с целью понимания смысла отдельных их памятников. ДИНАМИКА СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ – изменения или модификация черт культуры во времени и в пространстве в результате воздействия внешних или внутренних сил. ДЕТЕРМИНИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ (лат. – определять) – философская концепция. Рассматривающая культуру как относительно автономное образование, независимое от других сфер общественной жизни и играющее решающую роль в общественном развитии. ЗНАК – материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). ИСЛАМ (мусульманство) – одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), возникшая в VII веке в Аравии. Вероучение ислама изложено в Коране. Основателем ислама считается Мухаммед, которого, по преданию, Аллах избрал своим «посланником», пророком. Основу исламского учения составляет строгий монотеизм (единобожие – вера во всемогущество единого Аллаха), признание Корана вечной, священной несотворенной книгой, вера в воскресение мёртвых и в конец света, соблюдение молитвы, поста и других обрядов. Ислам переносит поиски человеческого счастья на небо. Не признаёт разделения духовных и светских функций, закрепляя неразделённость духовной и светской власти, религии, политики и государства. ИСКУССТВО – неотъемлемая составная часть духовной культуры человечества, специфический род духовного освоения действительности общественным человеком, формирующий и развивающий способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя. Появляясь на самых ранних стадиях развития общества, оно постепенно складывается как самостоятельная форма общественного сознания, способ осознания мира и средство духовного развития людей. Искусство отличается полифункциональностью, т.е. выполняет в обществе различные социальные функции: познавательную, гедонистическую (гедонизм - наслаждение), эстетическую, воспитательную, коммуникативную (средство общения) и др. ИДЕАЛ (греч. – идея, понятие, представление) – совершенство; совершенный образец какого-либо объекта, явления, события, процесса с точки зрения конкретного человека или группы людей; высшая цель деятельности. ИГРА – форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развёртывается либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний. Современная культурологическая мысль выдвигает игру в качестве самостоятельной области изучения (Хейзенга Й., Лихачёв Д.) и обосновывает сквозное значение игры в развитии основных культурных форм человеческой деятельности: искусства, науки, философии, политики и т.д. ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. – неразумный, бессознательный) – философское направление, ограничивающее или отрицающее возможность процесса разумного познания действительности. ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП – теоретическая конструкция, абстрактная модель, не имеющая прямого аналога в реальности и представляющая собой образ-схему изучаемого объекта. Идеальная типизация была предложена М.Вебером для анализа социокультурной реальности, она позволяла упорядочивать эмпирический материал конкретных социокультурных исследований, выявляя причины и характер несовпадений реальных типов от идеальных. ИНКУЛЬТУРАЦИЯ – процесс освоения человеком-членом конкретного общества – основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов и стереотипов в поведении и мышлении. ИННОВАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ (лат. – возобновлять, обновлять, изменять) – впервые появляющиеся в данной культуре (обществе) объекты, институты, черты, нормы, ценности и т.п. в результате изобретения или заимствования из других культур. КУЛЬТУРА – слово, термин и понятие К. многозначны. Этимологически восходит к латинскому термину «cultura» (возделывание, обрабатывание). В телеологическом толковании его соотносят с «культом», верой, полагая, что культ – это бутон, из которого произрастает культура. К. определяют как систему знаков, символическую оболочку человеческой деятельности; как то, что содеяно человеком, противостоит натуре (природе), как мир искусственных фактов (артефактов); как процесс прогрессирующего самоосвобождения человека; как форму традиционного поведения, программу образа жизни и т.д.. Многие из этих определений (как бы они не отличались друг от друга) вполне правомерны, но только во взаимодополнении, в интегративном единстве они могут высветить её сферический облик. К. по внутренней сущности – это технология (способ созидательной деятельности) общественного человека, это надприродный способ накопления и передачи человеческого родового и индивидуального опыта, его оценивания и осмысления, это то, что выделяет человека из внешнего мира и открывает путь самобытного свободного развития. К. включает в себя и деятельность, и её результаты, смыслы и оценки. КУЛЬТУРНЫЙ МИФ (с греч. methos – «до-речь», в отличие от logos a как «слова-мысли») приходит на смену тотеместической мифологии, когда на место звероподобным фигурам приходит антропоморфная мифология. В новом мировоззрении культурный герой персонифицирует не стихийные силы природы., а саму родоплеменную общину, противопоставляющую себя дикой, т.е. неокультуренной природе. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ – культура – понятие, имеющее два аспекта: 1) дезаксиологический (внеценностный, объективистский), согласно которому в К. входит всё, созданное человеком: и средства созидания, и орудия уничтожения; и литературный язык, и уголовный жаргон и т.д.. 2) аксиологичекий (ценностный), когда факты культуры соотносятся с принятой системой ценностей. Иногда говорят, что природа – это действительность вне ценностей, а культура – действительность с точки зрения ценностей. КУЛЬТУРОГЕНЕЗ – процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящий в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и социальных закономерностей. КОНТРКУЛЬТУРА (лат. – против) – направление развития современной культуры, противостоящей сложившейся духовной атмосфере современного индустриального общества. К. получила распространение среди молодёжи стран Запада в 60-70гг. XXв. Для К. характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры; культ бессознательного проявления природных страстей и мистического экстаза души. Теория К. ставила своей целью ниспровержение современной культуры, которая представляется организованным насилием над личностью. В 1970-е годы движение К. зашло в тупик и распалось на множество разнохарактерных групп. МАГИЯ (греч. – волшебство, колдовство) – совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность. М. – одна из форм древней духовной культуры. МАРГИНАЛЬНОСТЬ – качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств (миграция, межэтнические браки и др.) на грани двух культур; они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них, в результате формируется двойственное самосознание, возникает психическое напряжение и т.д. МЕНТАЛЬНОСТЬ – мироощущение, мировосприятие, формирующееся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания; совокупность психологических, поведенческих установок индивида ил социальной группы. Ментальность формируется в недрах культуры под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания и является очень устойчивым образованием, меняющимся медленно и незаметно для тех, кто им обладает. МИФОЛОГИЯ (греч. mythos – сказание и logos – слово, учение): 1) научная дисциплина, изучающая сохранившиеся мифы; 2) сами эти мифы в их совокупности. Совокупность мифов включала в себя всю духовно-психологическую жизнь древнего социума. Всякая М. приписывает содержание психики (мифическую реальность) самому бытию. НАУКА – сфера деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности. НООСФЕРА (греч. – ум, разум + шар) – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором её развития. В.И. Вернадский разработал учение о Н., как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества. Для Н. характерна взаимосвязь законов природы с законами мышления и с социально-экономическими законами. Эти законы воплощаются в человеческой деятельности как определяющем факторе её развития, сопоставимом по силе воздействия на природные процессы с геологическими катаклизмами. ПРОГРЕСС (лат. – движение вперёд) – переход от низшего, менее совершенного уровня к более высокому. РАЦИОНАЛИЗМ (лат. – разумный) – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. СИМВОЛ (греч.) – 1) условный вещественный опознавательный знак для членов определённой общественной группы; 2) предмет, действие и т.д., служащие условными обозначениями какого-либо образа, понятия, идеи; 3) художественный образ, воплощающий какую-либо идею. СИНКРЕТИЗМ (греч. – соединение, объединение) – слитность, нерасчленённость, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо (напр., С. первобытного искусства характеризует нерасчленённость деятельности и мышления человека в первобытной культуре). СУБКУЛЬТУРА – совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой-либо социальной группы, существующей относительно, независимо от культуры общества в целом. Напр., городская и сельская С., молодёжная С. и т.д. СЕМИОТИКА (греч. – знак) – дисциплина, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки. Основными функциями знаковой системы являются: а) функция передачи сообщения или выражения смысла; б) функция общения. Выделяются три основных раздела семиотики: 1) синтактика, или изучение внутренней структуры знаковых систем безотносительно к выполняемым ими функциям; 2) семантика, изучающая знаковые системы как средство выражения смысла; 3) прагматика, изучающая отношение знаковых систем к тем, кто их использует. ТОТЕМИЗМ – комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и тотемами (животными или растениями, которые представляются предком-покровителем). Тотемизм был распространён у всех народов мира, пережитки тотемизма сохранились во всех религиях. ТЕКСТ (лат. – ткань, соединение) – последовательность символов, образующих сообщение. Выделяют пять функций Т. (по Лотману Ю.): 1) сообщение, направленное от носителя информации к субъекту; 2) коллективная память, способная к непрерывному пополнению, актуализации одних аспектов информации и к временному или полному забвению других; 3) общение читателя с самим собой, тем самым Т. актуализирует определённые личностные стороны; 4) Т. становится собеседником; 5) общение между Т. и культурным подтекстом. В семиотике Т. представляет собой осмысленную последовательность любых знаков, любую форму коммуникации; в языкознании – последовательность словесных знаков. Весь мир воспринимается субъектом культуры как бесконечный, безграничный текст. ТЕХНИКА – совокупность созданных человеком инструментальных средств, артефактов и способов, механизмов осуществления любой деятельности, обогащающих и совершенствующих содержание человеческой жизни, расширяющих взаимоотношения человека с окружающей средой. ТЕХНОЛОГИЯ – способ, механизм осуществления любой деятельности, любого действия и поведения. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – степень технологического совершенствования. ТЕХНОКРАТИЗМ – стиль мышления и действия, ограничивающий содержание техники и технологии только технико-технологическим смыслом, технико-технологической оптимальностью и эффективностью, не учитывающий (и даже ограничивающий) гуманистические и социокультурные смыслы техники и технологии. Это стиль мышления и действия, при котором техническая деятельность превращается из средства жизни в цель жизнь, когда инженерно-техническое мышление и деятельность односторонне ориентированы только на позитивные результаты и последствия техники и технологии, и когда только с этих позитивных технологических позиций, вне всякого «человеческого измерения», оцениваются все другие стороны жизни человека, общества в процессе их исторического развития. ТЕХНОГЕННОСТЬ; ТЕХНОГЕННЫЙ ХАРАКТЕР СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ – выдвижение техники и технологии на первый план, приоритетное, господствующее место в системе накопленных человечеством ценностей, составляющих духовное, культурное содержание цивилизации, когда доминирование техники и технологии как ценностных ориентаций подчиняет себе все другие стороны жизни людей, а технократизм как стиль мышления становится главным в определении характера и типа цивилизации. УНИВИРСАЛИИ КУЛЬТУРЫ – своеобразные инварианты развития, элементы культуры; это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Выделяют более 70 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшение тела, запреты кровосмешения, танцы, спорт, язык, образование, религиозные обряды и др. Назначение культурных универсалий усматривается в том, что различные культуры должны способствовать удовлетворению базовых (физиологических, психологических, социальных) потребностей человека. УНИВЕРСАЛИЯ КУЛЬТУРЫ – исторически обусловленная система понятий и способ осмысления мира, где фиксируются свойственные данной культуре наиболее общие представления о человеческой деятельности, о месте человека в мире и т.д. Универсалии культуры обеспечивают воспроизводство образа жизни и человека данной культуры от поколения к поколению. ФЕТИШИЗМ – религиозное поклонение материальным предметам-фетишам, которым предписываются сверхъестественные свойства. С помощью Ф. человек, якобы, может осуществлять косвенную власть над природой, принуждать божество выполнять его желания. В мировых религиях Ф. сохраняется в почитании мощей и икон (христианство), священных «ступ» (буддизм), святых мест и «чёрного камня » у мусульман. ХРИСТИАНСТВО (греч. – «помазанник», «мессия») – одна из трёх мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), названа по имени её предполагаемого основателя Христа, возникло в начале I века в Палестине. В IVв. стало господствующей религией Римской империи. Х., как и ислам, наследует созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания, абсолютного могущества, имеющего причину в Самом Себе; по отношению к которому все существа и предметы являются Его творениями; всё создано Богом из ничего. В основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который своей смертью искупил грехи человечества; вера во второе пришествие Христа, которое должно состояться в будущем; в страшный суд; в небесное воздаяние и установление Царства Божьего. ЦИВИЛИЗАЦИЯ (лат. сivis – гражданин, что указывает на принадлежность к городской жизни). Слово и понятие Ц. столь же многозначны, как и «культура». Часто «цивилизация » и «культура» толкуются как синонимы, в литературном и публицистическом языке они часто взаимозаменяемы, хотя стилистически и различны. У многих авторов понятия культуры и Ц. разделяются и даже противопоставляются. К культуре относят сферу духовности (идей), а к цивилизации – область результатов материальной деятельности (вещей). Ц. стала трактоваться как материальный аппарат культуры. Распространено и такое толкование Ц., когда она представляется как общая характеристика исторически конкретных типов социальности и культуры. В этом случае Ц. понимается как определённая ступень общественной истории, длительного периода развития народов и мира в целом, определяемая наличным состоянием социальной структуры и духовного мира. Наиболее краткое определение таково: «Ц. – социально-культурные комплексы, складывающиеся в разное время в различных областях Земли и несущие в себе черты социального и культурного своеобразия. Именно поэтому встречаются выражения «цивилизация инков», «греческая цивилизация», «древняя цивилизация» и т.д.». ЭТНОС (греч. – народ, племя) – исторически сложившаяся устойчивая группа людей (племя, народность, нация), говорящих на одном языке, признающих своё единое происхождение, обладающая единым укладом жизни, комплексом обычаев, традиций и отличающаяся всем этим от других народов. Культурная общность членов этноса обуславливает единство их психического склада. ЯЗЫК – система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение. Это средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи информации. Сущностью языка является то, что он расчленяет мир на дискретные понятия, т.е. присваивает отдельным элементам мира определённые значения и особым образом их классифицирует.
Литература
Основная учебная и справочная литература
1. Гуревич, П.С. Культурология/ П.С. Гуревич. – М., 2005. 2. Гуревич, П.С. Философия культуры/ П.С. Гуревич. – М., 2001. 3. Культурология. Теория культуры/ Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – М., 2004. 4. Культурология/ А.С. Кармин. – СПб., 2004. 5. Малюга, Ю.А. Культурология/ Ю.А. Малюга. – М., 2006. 6. Розин, В.М. Культурология/ В.М. Розин. – М., 2005. 7. Культурология // под. ред. Н.Г. Багдасарян. – М., 2005. 8. Культурология //под. ред. Г.В. Драч. – Р- н/Д., 2003. 9. Солонин, Ю.Н. Культурология/ Ю.Н. Солонин, М.С. Коган. – М., 2005. 10. Культура и культурология: словарь/ сост. В.Н. Кравченко. – Екатеринбург, 2003. 11. Культурология. История мировой культуры/ под ред. В.И. Марковой. – М., 2004. Дополнительная литература 1. Агости, Э. П. Нации и культура / Э. П. Агости. – М., 1963. 2. Актуальные проблемы культуры ХХ века. – М., 1993. 3. Атфильд, Р. Этика экологической ответственности/ Р. Атфильд // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1999. 4. Ахутин, А. В. Понятие «природа» в античности и Новое время/ А. В. Ахутин. – М., 1988. 5. Библер, В. Г. От наукоучения к логике культуры/ В.М. Библер. – М., 1991. 6. Бодрийяр, Ж. Система вещей/ Ж.Бодрийяр. – М., 1995. 7. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт. – СПб., 1994. 8. Гачев, Г. Национальные образы мира/ Г. Гачев. – М., 1998. 9. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990. 10. Гиренок, Ф. И. Экология, цивилизация, ноосфера/ Ф. И. Гиренок. – М., 1987. 11. Голан, П. Мир и символ/ П. Голан. – М., 1994. 12. Горелов, А. А. Древо духовной жизни/ А. А. Горелов. – М., 1994. 13. Грофф, С. За пределами мозга/ С. Грофф. – М., 2004. 14. Гумбольт, В. Язык и философия культуры/ В. Гумбольт. – М., 1985. 15. Гуревич, П. С. Человек и культура. Основы культуроведения/ П. С. Гуревич. – М., 2001. 16. Гуревич, П. С. Гуманизм и вера/ П. С. Гуревич. – М., 1990. 17. Гуссейнов, П. А. Язык и совесть/ П. А. Гуссейнов. – М., 1996. 18. Давыдов, Ю.Н. Социология контркультуры/Ю.Н.Давыдов, Н. Б. Роднянская. – М., 1980. 19. Делез, Ж. Логика и смысл/ Ж.Делез. – М., 2003. 20. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа/ Н.Я. Данилевский. – М., 1991. 21. Зиммель, Г. Истина и личность/ Г. Зиммель // Лики культуры: альманах. – М., 1995. – Т.1. 22. История ментальностей. – М., 1996. 23. Кассирер, Э. Избранное. Опыт о человеке/ Э. Кассирер. – М., 1998. 24. Коган, М. С. Философия культуры/ М. С. Коган. – СПб., 1996. 25. Козловский, П. Миф о модерне/ П. Козловский. – М., 2002. 26. Кребер, А. Культура. Критический анализ концепций и дефиниций/ А. Кребер, С. Клакхон. – М., 1992. 27. Лессинг, Т. Воспитание человеческого рода/ Т. Лессинг // Лики культуры: альманах. – М., 1995. – Т.1. 28. Лотман, Ю. М. Семиосфера/ Ю. М. Лотман. – СПб., 2004. 29. Лурье, С. В. Историческая этнология/ С. В. Лурье. – М., 1997. 30. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука/ Э. С. Маркарян. – М., 1983. 31. Маньковская, Н. Эстетика постмодернизма/ Н. Маньковская. – СПб., 2000. 32. Материальная культура. – М., 1989. 33. Межуев, В. М. Культура и история/ В. М. Межуев. – М., 1977. 34. Морфология культуры. Структура и динамика. – М., 1994. 35. Проблемы человека в современной религиозной и мистической литературе. – М., 1988. 36. Сорокин, П.А. Человек, цивилизация, общество/ П.А. Сорокин. – М., 2004. 37. Сильвестров, В.В. Философское обоснование теории и истории культуры/ В. В. Сильвестров. – М., 1993. 38. Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Э. Сепир. – М., 1993. 39. Степин, В.С. Культура/ В.С. Степин // Философский словарь. – М., 2001. 40. Степин, В.С. Философия науки и техники/ В.С. Степин., В.Г. Горохов, В.А. Розов. – М., 1995. 41. Тайлор, Э. Первобытная культура/ Э. М. Тайлор. – М., 1989. 42. Тавризян, Г.М. Техника, культура, человек/ Г.М. Тавризян. – М., 1989. 43. Тойнби, А.-Дж. Цивилизация перед судом истории/ А.-Дж. Тойнби. – М., 1995. 44. Тоффлер, Э. Третья волна/ Э. Тоффлер. – М., 2002. 45. Фрезер, Дж. Золотая ветвь/ Дж. Фрезер. – М., 2003. 46. Фромм, Э. Душа человека/ Э. Фромм. – М., 1992. 47. Фромм, Э. Этика психоанализа/ Э. Фромм. – М., 1998. 48. Хайдеггер, М. Время и бытие/ М. Хайдеггер. – М., 2003. 49. Хесле, В. Философия и экология/ В. Хесле. – М., 1994. 50. Христианство и культура сегодня. – М., 1995. 51. Шпенглер, О. Закат Европы/ О. Шпенглер. – М., 1993. 52. Яковец, Ю.В. Закономерности цикличной динамики и генетики науки, образования, культуры/ Ю.В. Яковец, С.В. Пирогов. – М., 1993. 53. Яницкий, О. И. Экологические перспективы/ О.И. Яницкий. – М., 1987. Методические указания к организации самостоятельной работы Реферат Самостоятельная научно-исследовательская студента представляет собой работу направленную на развитие аналитических способностей, например, через комплексное обучение методике написания, оформления, рецензирования (оппонирования) студенческих рефератов и практике их устной публичной защиты по всем учебным дисциплинам гуманитарного профиля на основе единых стандартных требований в вузе. Написание реферата количественно и качественно обогащает знания студентов по выбранной теме, помогает им логично, грамотно обобщить и изложить в письменном виде собранный материал, а затем умело, аргументировано публично защитить его перед своими сокурсниками на семинарском занятии или на научной студенческой конференции и таким образом приобрести методологический опыт публичной защиты курсовых, дипломных и иных научных исследований. Опыт многолетней работы показал, что студенты, в первую очередь первых-вторых курсов, не знают основных отечественных и международных требований, предъявляемых к научному содержанию, оформлению, рецензированию (оппонированию) и к практике публичной устной защите реферата, что негативно отражается впоследствии на курсовых и дипломных проектах, на качестве публичной защиты своих исследований, например, на студенческих научных конференциях, перед государственной экзаменационной или аттестационной комиссиями, а затем, работая по окончании вуза в качестве специалистов, – при защите ими на производстве своих инженерных и иных проектов, бизнес-планов. Отсюда, как приобретённое студентами в вузе умение, так и качественно неразвитое у него умение (то есть неумение) логически мыслить, структурно ясно, четко, аргументировано, устно и письменно выражать и отстаивать свои взгляды значимо (положительно или, наоборот, отрицательно) сказывается на всей последующей производственной деятельности и управленческом должностном росте молодых специалистов.
1. Значение реферата в гуманитарной подготовке студента и основные требования к нему
Реферат – первая и наиболее частая для студентов с первых курсов обучения форма самостоятельной письменной научной работы, которая наилучшим образом, приобщая их к системной работе в библиотеках с литературными источниками, обогащает знания молодёжи и развивает аналитические его способности, ораторское умение, а в воспитательном плане – формирует ответственность и сочетание личного интереса с общественной необходимостью, то есть качества, необходимые для будущего инженера, руководителя государственного, муниципального или хозяйствующего субъекта. Реферат – это форма контроля самостоятельной научной работы студента как письменныйдоклад-отчёт автора по исследуемой им проблеме конкретной учебной дисциплины гуманитарных наук. Описательный реферат – перечисление фактов, событий, явлений без их анализа, структурирования и синтеза, в лучшем случае – на основе обзора литературных и иных источников по выбранной теме. Это – низший, первичный вид приобщения учащихся к самостоятельной исследовательской работе на основе обучения их умению делать систематическую подборку литературы, источников по определённой теме. Аналитический реферат – системно-структурированное изложение автором содержания научной проблемы, исследуемой или исследованной в его реферативной работе как на основе научного (анализа и синтеза) изучения литературных и иных источников по проблеме (в форме историографического анализа), так и на основе самостоятельно проведённых исследовательских работ, например, социологических, социально-психологических и иных. Анализ (гр. analysis – разложение, расчленение) – метод комплексного, системного, структурного, проверяемого экспериментом или конкретно указанными источниками, упорядоченного научного познания (исследования), который состоит в разложении целого на составные части и изучении их количественно-качественных параметров по отдельности для последующего синтеза полученных частных выводов. Синтез(гр. syntesis – соединение, сочетание, составление) – метод научного исследования какого-либо предмета, явления, процесса, факта, состоящий в познании его как единого целого, в единстве и взаимообусловленности всех его частей, то есть обобщение всех частных выводов, полученных методом анализа, в единое целое. Из вышесказанного следует, что каждая структура и подструктура аналитического реферата, как отражение определённой новой информации, обязаны завершаться обобщением: промежуточным – в тексте главы, её подразделов (например, в конце абзаца или после нескольких абзацев); в форме вывода в конце главы и его параграфов, подразделов; в виде заключения, как итоговое обобщение содержания и выводов глав в завершении реферативного исследования автора. Этап представления студентом преподавателю своего реферата без последующей им публичной его устной защиты будет неполным в системе комплексной дидактики педагогического процесса и, следовательно, требует к себе повышенного внимания со стороны всех заинтересованных сторон: студента, преподавателя, деканата, руководства высшего учебного заведения. Реферат как итоговый отчёт о научном исследовании студента, свидетельствует об овладении студентом навыками научной организации своего умственного труда и профессиональной культуры путем выражения его в письменной форме, а затем в процессе публичной устной защиты своего реферата на практическом (семинарском) занятии. Написание аналитического реферата и аналогичной студенческой рецензии на него способствует углублению знаний по избранной проблеме и активно формирует самостоятельный подход в проведении любых иных научных исследований, а также вырабатывает у студентов собственные методы и формы творческого авторского аналитического исследования. Вместе с тем реферат является показателем уровня гуманитарной и интеллектуальной подготовки студента, отражает состояние его убежденности в результатах своего труда, а для преподавателя реферат является критерием оценки роста научных знаний и умений студента, в том числе как аналитических и методических, так и ораторских в процессе самостоятельного углублённого освоения им отдельных научных проблем учебного курса. - Реферат есть самостоятельное письменное научное изложение студентом исследуемой им проблемы по изучаемому учебному курсу. Он пишется на основе сбора, систематизации, структуризации и научного анализа и синтеза (обобщения) фактов, явлений, процессов и выводов ряда источников – документов, монографий, учебников, сборников, журнальных и газетных публикаций, Интернета и т.д. - Научность студенческого реферата по гуманитарным дисциплинам определяется полнотой, аргументированностью, системной структурированностью методологии излагаемого исторического, философско-культурологического, политологического или иного анализа и синтеза изучения проблем темы студенческого исследования. Все теоретические положения реферата, сравнения, сопоставления, обобщения и выводы должны вытекать из аргументированного (цифрами, фактами, цитатами, статистикой, ссылками на источник и т.п.) анализа. - Студент в реферате обязан показать своё умение исследовать исторические, социокультурные, философские и иные события, факты, явления и процессы на основе комплексного теоретического подхода, в том числе на основе использования научных знаний и теоретических выводов и законов и смежных (гуманитарных, естественных и т.д.) наук. - В реферате исторический, философско-культурологический, социологический, политологический, правовой, политологический или иной профессиональный анализ темы гуманитарного исследования и его выводы должны соответствовать результатам практики, накопленного опыта, а в итоговой части реферата – заключении, данное обобщение желательно вывести на уровень связи с современностью, например в форме рекомендаций для воплощения в практике воспитательных, экономических, информационных, управленческих или иных процессов повышения качества результативности в области организационно-институциональной культуры должностных лиц государственных, муниципальных, коммерческих или общественных структур, организаций, учреждений. - Реферат описательного характера как сумма перечисления фактов без их авторского анализа и синтеза (сопоставления, сравнения, обобщения и т.д.), а также оформленный вопреки требованиям ГОСТ 7.1–2003, в том числе без ссылок на источник чужой интеллектуальной собственности и без библиографии, преподавателем не должен засчитываться и к устной защите автор с таким рефератом не должен допускаться. Игнорирование автором реферата ссылкок на источники, приводимых в тексте чужих цифр, цитат, обобщений называется плагиатом (лат. яз. –plagium – похищение: присвоение чужого авторства, выдача чужого произведения, чужой интеллектуальной собственности за свои). Во всем цивилизованном мире плагиат считается аморальным поступком, преступлением, подлежащим общественному осуждению и судебному преследованию. - Преподаватель как научный руководитель оказывает консультативную методологическую помощь студентам в их самостоятельном научном исследовании проблемы, правильном оформлении письменной работы и подготовке реферата к устной защите на семинарском занятии, а также по его рецензированию и оппонированию сокурсниками автора при публичной защите реферата на семинарском занятии. Рукописный текст реферата (при невозможности представить его в печатном виде) желательно писать по специальному трафарету разборчивым почерком. Обязательным элементом реферата является его четкая структура, которая формируется в виде плана исследования (прил. 2). Четко составленный план реферата – показатель знаний, научной и организационной культуры студента, степени осознания им цели и задач своего исследования. Научно аргументированный самостоятельный анализ каждой исследуемой проблемы студенческого реферата можно сделать не менее чем на 7 – 9 листах текста, то есть не более чем в 2 – 3 главах при общем объеме текста, соответственно в 22 – 27 листов. Главы реферата в тексте располагаются в логической последовательности и представляют единую систему исследуемой проблемы, согласно цели реферата и его задач, которые обозначены студентом ранее в разделе «Введение». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы