Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
II.1.1. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
(философские, искусствоведческие, киноведческие понятия) Абстракция (лат. abstractio – отвлечение) – отвлечение в процессе познания объекта от его несущественных свойств. Аналогия (греч. analogia – соответствие) – установление сходства между объектами познания. Ассоциация (лат. associare – соединять) – нахождение связи между объектами познания. Барельеф (фр. bas-relief – низкий рельеф) – вид выпуклого рельефа, в котором крайняя точка изображения отступает от плоскости не более, чем на половину объёма. Беллетристика (фр. belles lettres – изящная словесность) – вид художественного литературного творчества (стихи, проза); литературное пространство «массовой» культуры, «лёгкая» литература. Буква – графема, символ алфавита. Виражирование, вираж – кинематографический приём – окрашивание фрагментов черно-белого фильма в иной красочный тон. Время – основная форма бытия материи, выражающая длительность существования материальных объектов, последовательность изменений, происходящих с ними. Генезис (греч. genesis, от gignomai – рождение) – процесс возникновения, развития предмета, явления. Гипербола (греч. – υ π ε ρ β ο λ η ) – стилистическая фигура – намеренное преувеличение свойства, характеристики объекта, направленное на усиление выразительности повествования. Глагол – часть речи, обозначающая состояние, действие объекта. Деформация (лат. deformatio – искажение) – изменение соположения элементов целого. Диафрагма оптическая (греч. δ ι ά φ ρ α γ μ α – перегородка) – вид диафрагмы, регулирующей диаметр объектива. Дифференциация (лат. differentia – различие) – разделение целостного объекта на части в процессе его исследования. Драма (др.-греч. δ ρ ᾶ μ α – действо, зрелище) – жанровыйвидтеатрального, кинематографического произведения, основанного на бытовом сюжете, использующего обыденную стилистику. Граммофон (греч. γ ρ ά μ μ α – запись, φ ω ν ή – звук) – технология воспроизведения звука с пластинки, предшествующая использованию кинематографом оптической фиксации звукоряда. Жанр художественный (фр. genre – род) – система характеристик (формальных, содержательных) художественного произведения. Жест (лат. gestus – движение тела) – элемент телодвижения человека, несущий информацию, выступающий в роли знака. Живопись – вид изобразительного искусства, создающий зрительный образ как результат нанесения краски на поверхность. Знак (др.-русск. знaкъ) – материальный предмет, реализующий функцию репрезентации другого предмета, события, явления. Идеология (греч. idea – мысль, logos – слово) совокупность идей и взглядов, отражающих в теоретической, систематизированной форме отношение людей к миру, содействующих закреплению, развитию социальных отношений. Идеограмма (др.-греч. ἰ δ έ α – идея, γ ρ ά μ μ α – буква) – условный, изобразительный знак, выражающий определённую идею. Иллюстрация (лат. illustratio – наглядное изображение) – изображение, поясняющее текст (например, художественное произведение). Инсценировка театральная, кинематографическая (лат. in – на, scaena – сцена) – творческая переработка недраматического произведения для театральной, кинопостановки. Интонация (лат. intonō – громко произношу) – система просодических характеристик высказывания (громкость, ритм, тон и т.д.), реализующих знаковую функцию. Искусство (лат. experimentum – опыт, проба) – способ познания мира, мировоззренческая парадигма, основанная на образном восприятии окружающего мира; творческий процесс. Кадр (фр. cadre – оправа, рамка) – элемент киноряда, отрезок киноплёнки, элемент киномонтажа. Кинетофон (греч. kinetos, phone – звук, тон) – техническое устройство, способное синхронизировать изобразительный и звуковой нарратив. Кинематограф (греч. κ ι ν η μ α – движение, γ ρ α φ ω – писать) – область художественной деятельности, использующая в качестве средства художественного выражения движущееся изображение («движущиеся картинки»). Кинокомедия – жанркиноповествования, нацеленного на развлечение зрителя, улучшение его эмоционального состояния посредством улыбки, смеха. Композиция художественная (лат. compositio – составление, связывание)– процесс складывания художественной формы, придания художественному образу цельного, законченного характера; закономерность соотнесения единиц изображаемого объекта и знаковых средств его художественного воспроизведения. Кульминация (лат. culminatio – высшая точка, венец) – этап художественного повествования – момент наивысшего подъёма сюжетного действия. Лирика, лирическая поэзия (греч. λ υ ρ ι κ ό ς – исполняемый под звуки лиры, чувствительный) – вид литературного творчества, раскрывающего настроение автора, характеризующегося эмоциональностью, субъективностью и т.д. Литература (лат. lit(t)eratura, – написанное, от lit(t)era – буква) – совокупность письменных культурных текстов; область применения знаковой системы естественного языка. Магический (греч. magikos, от magos – маг) – имеющий отношение к магии; волшебный, чудесный. Маркирующий (нем. markieren, фр. marquer, англ. marking – отмечать, ставить знак) – содержащий знаковые средства, подлежащие идентификации, расшифровке заложенной в них информации. Материальный (лат. mā teriā lis – первичное вещество) – реально существующий, вещественный. Метафора (греч. μ ε τ α φ ο ρ ά – перемещение, перенос) – вид тропа, предполагающий использование слова (сочетания слов) в переносном значении; скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому; образное сравнение в разных видах искусств. Метр стихотворный (др.-греч. τ ό μ έ τ ρ ο ν – мерило, критерий) – структурная единица стиха – группа стоп с единым иктом, главным ритмическим ударением. Мимика (др.-греч. μ ῑ μ έ ο μ α ι – подражать) – движение мышц лица, повествующее о чувствах и эмоциях человека. Мнемоника (др.-греч. μ ν η μ ο ν ι κ ό ν – искусство запоминания) – совокупность способов эффективного запоминания информации; визуализация объекта, оптимизирующая его запоминание. Монотония (греч. monos – один, tonos – напряжение, ударение) – ситуация вялотекущего действия, характеризуемого предсказуемостью, однообразием используемых нарративных средств. Монтаж (фр. montage) – кинематографический процесс, предполагающий соединение отдельных сегментов кинотекста, позволяющий реализовать цель кинонарратива. Монументальный (лат. monumentalis, monumentum – воспоминание) – величественный, крупный, массивный. Музыка (греч. μ ο ύ σ α – муза) – вид художественного творчества, основанный на использовании выразительных возможностей звука, тона. Наплыв кинематографический – приём изобразительного кинонарратива, основанный на плавном переходе изображения из одной сцены в другую, динамике яркости изображения (от снижения яркости уходящей сцены – к плавному постепенному высвечиванию новой, приходящей сцены). Новелла (итал. novella – новость, короткий рассказ) – жанр литературной прозы, характеризующийся кратким сюжетом и простой, ясной композицией. Ода (др.-греч. ᾠ δ ή – песнь; лирическое стихотворение) – лирический жанр, торжественное стихотворное произведение, воспевающее героя, событие. Освещение кинематографическое –инструмент киноповествования, обеспечивающий оптическое увеличение видимости объекта на плоскости, сочетающее потоки направленного и рассеянного света. Пантомима (др.-греч. π α ν τ (ο ), π ᾶ ς – весь, целый, μ ῖ μ ο ς – мим, актёр; подражание, воспроизведение) – вид сценического искусства, основанный на языке человеческого тела. Пассеизм (фр. passé – прошлое) – пристрастие к прошлому, пренебрежение настоящим, равнодушие к будущему. Пафос (греч. π ά θ ο ς – страсть) – повествование, характеризуемое эмоциональным воодушевлением, драматизацией и т.д. Передвижники (Товарищество передвижных художественных выставок) – объединение российских художников (последняя треть XIX века), идейно противостоящих академизму; яркие представители: И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, Н.Н. Ге, В.Г. Перов и др. Перспектива (лат. perspicere – смотреть сквозь) – техника проекции объектов, находящихся в пространстве, на плоскость, основывающаяся на сокращении их размеров, деформации очертаний формы и отношений светотени. План кинематографический (лат. planus – плоский, ровный) – концепция дифференциации кинематографического пространства, основанная на различиях крупности, расположения и семантики изображаемых объектов. План кинематографический крупный – вид кинематографического плана, сосредотачивающий внимание на определённом персонаже (лицо героя). План кинематографический общий – вид кинематографического плана, где центральный элемент кадра занимает более половины его пространства (персонаж, группа людей изображаются в полный рост). Плоскостность (греч. π λ ά ξ – равнина) – характеристика объекта в плоскости его изображения; уплощённость объекта. Поза (лат. pono – класть, ставить) – положение тела человека, реализующее знаковую функцию. Поэзия (греч. π ο ί η σ ι ς – творчество) – область литературного художественного творчества, характеризующегося строгой внутренней дифференциацией, ритмизацией и т.д. Проза литературная (лат. prō sa) – вид художественного литературного творчества, противополагаемый поэзии, свободный от строгой внутренней дифференциации, ритмизации и т.д. Пространство – фундаментальное философское (онтологическое) понятие, характеризующее протяжённость, структуру, порядок сосуществования и рядоположенность объектов материального мира. Ракурс кинематографический (фр. raccourcir – укорачивать) – концепция местоположения объекта в кинопространстве; проекция (изображение) объекта в кинотексте. Режиссёр кино (лат. rego – управляю) – работник киноиндустрии, создающий на основе сценария фильм, организующий работу всей съёмочной группы (актёров, оператора, композитора и т.д.). Рельефный (лат. relevo – поднимаю) – изображение, отстоящее от плоскости, выдающееся над поверхностью; выразительный, яркий (например, рельефное повествование). Ремарка кинематографическая (фр. remarque – замечание, примечание) – пояснение изображаемого (детали, момента, сцены, реплики и т.д.) при помощи условного знака (слова). Репродуктивный (лат. reprō dū cere – воспроизводить) – способный к воспроизведению. Репродукция художественная (лат. reprō dū cere – воспроизводить) – воспроизведение объекта в художественном повествовании; воспроизведение художественного артефакта с целью сохранения информации о нём. Речь – естественная форма культурной коммуникации, основанная на использовании языковых средств, условных знаков (слов). Рисунок (нем. reiβ en – чертить) – изображение, репрезентирующее объект, осуществлённое при использовании различных технических средств (карандаш, акварель, уголь и т.д.). Ритмизация кинематографическая (греч. ρ υ θ μ ό ς – ровность движения) – процесс закономерного соизмерения элементов кинонарратива в их исчислении и повторяемости. Роман (лат. Romanus – римский) – литературный жанр, представляющий собою развёрнутое повествование о герое в сложный период его жизни, характеризующийся объёмностью, широким охватом описываемых (личных, социальных) явлений и т.д. «Свободный стих», верлибр (фр. vers libre) –видстихосложения, характеризующийся свободой от ряда «вторичных» требований (рифма, изотония, регулярная строфика и др.). Семантика (греч. σ η μ α ν τ ι κ ο ς – обозначающий) – смысл, содержание знакового средства как единицы нарратива; область науки о знаках и знаковых системах, объектом которой выступает смысл, содержание знака, повествования. Символ (греч. σ ύ μ β ο λ ο ν – опознавательная примета) – вид знака, характеризующийся семантической коннотативностью. Симультанность (лат. simultaneus – подобный) – одновременно происходящий, синхронный. Синекдоха (др.-греч. σ υ ν ε κ δ ο χ ή – сопонимание) – вид метонимии, характеризуемый называнием частного общим, общего – частным. Синтаксис (греч. σ ύ ν τ α ζ ι ς – порядок, построение) – раздел науки о языке, изучающий условия сочетаемости и взаимосвязи знаковых средств в процессе семиозиса. Система (греч. systema – целое) – целостность элементов, объединённых отношениями и связями. Слово (греч. λ ό γ ο ς – слово) – элемент языка (имя), используемый для языкового выражения формы мысли (понятия), фиксирующей денотативно-десигнативное многообразие мира. Смысл (англ. sense – здравый смысл, значение) – «план содержания» знакового средства. Статичный (др.-греч. σ τ α τ ι κ ή – статика, учение о весе) – неподвижный, неподверженный развитию. Стереоскопическое кино – кинематографическая система, актуализирующая проблему объёмного повествования, создающая иллюзию глубины пространства изображения. Стиль (др.-греч. σ τ ύ λ ο ς – столб, колонна) – система семантико-эстетических характеристик, определяющих единство формы художественного образа; совокупность правил повествования. Стих (др.-греч. ὁ σ τ ί χ ο ς – ряд, строй) – вид художественного повествования, характеризуемого ритмико-рифменной организацией. Стопа (др.-греч. π ο υ ς – нога, стопа) – последовательность ударных и безударных слогов в организации стихотворной строки. Сценарий кинематографический (лат. scenarius, sсаеnа – подмостки) – литературное произведение – основа кинопостановки. Сценарист кино (лат. scenarius, sсаеnа – подмости) – работник киноиндустрии, создающий сценарий к фильму. Сюжет кинематографический (фр. sujet – предмет) – последовательность событий киноповествования, семантически и композиционно организованная законами и принципами изображения, демонстрации. Театр (греч. θ έ α τ ρ ο ν – место для зрелищ) – зрелищный, синтетический (литература, музыка, изобразительное искусство и т.д.) вид искусства, произведения которого реализуют определённое драматическое действие. Театр марионеток (итал. marionetta) – вид театрального искусства, основанный на использовании в роли актёров театральной куклы, приводимой в движение при помощи нитей, металлического прута. Тема литературная (греч. θ έ μ α – положение) – проблемное поле – основа художественного произведения. Типаж (англ. trait) – совокупность существенных признаков, структурно организующих тип (класс) объектов, характеризующих их содержание. Тотем (англ. totem – хозяин) – животное, наделённое людьми, поклоняющимися ему, магической силой; элемент религиозного культа. Фабула (лат. fabula – рассказ) – цепь событий, организующих повествование, находящаяся в тесном, сложном взаимодействии с линией сюжета. ФЭКС (Фабрика эксцентрического актёра) – художественная мастерская работников театра и кино (Петроград, 1920-е гг.); яркие представители Г.М. Козинцев, Л.З. Трауберг, Г.К. Крыжицкий, С.Г. Мартинсон и др. Фигура речи (др.-греч. σ χ ῆ μ α ) – оборот речи, наделяющий её стилистическим значением, выразительностью, способствующий передаче настроения происходящего. Фильма (англ. film – плёнка) – название кинокартины, распространённое в период господства немого кинематографа. Фотогения (фр. photogé nie) – свойство объекта повествования умножать своё качество в процессе киновоспроизведения; совокупность специфических характеристик кинематографа; понятие, обосновано Л. Деллюком в работе «Фотогения», 1920-е гг.). Фотография (греч. φ ω τ ο ς – свет и γ ρ α φ ω – писать) – снимок, полученный в процессе нанесения и закрепления изображения объектов на светочувствительную поверхность. Функция (лат. function – исполнение, осуществление) – роль элемента, структуры, процесса, заключающаяся в обеспечении целостности, устойчивости системы, к которой принадлежит. Эквивалент (лат. aequivalens – равнозначный) – элемент, реализующий функцию замещения другого. Эквилибристика (лат. aequilibris – находящийся в равновесии) – вид сценического циркового искусства, основывающегося на способности артиста удерживать равновесие тела. Эклектика (греч. eklektikos – способный выбирать) – методологический приём, основанный на интерпретации фактов, обособленных от их генетического контекста. Эксперимент (лат. experimentum – проба) – метод эмпирического исследования, характеризуемого постановкой изучаемого объекта в определённые, искусственно созданные условия. Эксцентричный (др.-греч. ἔ κ κ ε ν τ ρ ο ς – находящийся не в центре) – странный, выходящий за пределы привычного, ожидаемого. Эпитет (др.-греч. ἐ π ί θ ε τ ο ν – приложенное) – определение (прилагательное, наречие, существительное, числительное), подчёркивающее выразительность слова. Эпический (греч. ἔ π ο ς – слово, весть) – имеющий отношение к эпосу – народному героическому сказанию общенациональной тематики. Эпопея (греч. ἔ π ο ς – слово, π ο ι έ ω – творю) – крупное эпическое произведение (стихи, проза). Юмор литературный (лат. humor, umor – влажность, влага) – элемент литературного повествования, акцентирующий внимание на комических сторонах объекта изображения. Язык естественный – знаковая система, формирующаяся и эволюционирующая в процессе развития человеческого общества, непосредственно используемая для общения людей. Язык искусственный – знаковая система – результат сознательной, целенаправленной деятельности людей (например, язык кино). Ямб (др.-греч. ἴ α μ β ο ς – название музыкального инструмента) – стихотворный метр с сильными акцентами на чётных слогах стиха.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1741; Нарушение авторского права страницы