Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЧАСТЬ 1. СВЯТАЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦА



«Поприще отверзеся богоданнаго воздержания, светло усрящем (с радостью встретим) требующий милости: жаждет бо Благоутробный (Господь) нашего спасения, и еже дати прощение простирается, ищущим Его усердно и любовию работающим».[70]

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ВЕЛИКОПОСТНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ

 

Приготовив верующих к подвигам поста и покаяния, Церковь вводит их и в самые подвиги. Богослужение Великого Поста так же, как и богослужение подготовительных Недель, представляет нам постоянные побуждения к посту и покаянию, изображает самое состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах. Этому общему содержанию великопостного богослужения вполне отвечает внешний образ его совершения. В своем богослужении Церковь отлагает всякую торжественность. И, прежде всего, она не совершает самого торжественного христианского богослужения - полной Литургии - в седмичные дни Великого Поста, исключая субботы и воскресенья. Однако по средам и пятницам полагается совершать Литургию Преждеосвященных Даров. Состав других церковных служб Церковь изменяет сообразно со временем. Так, она почти прекращает в седмичные дни пение, как выражение радостного состояния духа. Выбор чтения она также применяет ко времени. Вместо радостного благовествования Евангелия Христова верующим предлагаются чтения из Ветхого Завета. В большем, чем обычно, объеме читается Псалтирь, которая преимущественно способствует пробуждению молитвенного и покаянного состояния духа. Во всех церковных службах присутствует молитва святого Ефрема Сирина с великими поклонами. Наконец, дневные церковные службы - третий, шестой и девятый часы - Церковь соединяет с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост.

Великий Пост охватывает собою дни Святой Четыредесятницы и дни следующей за ней Страстной седмицы.

ВЕЧЕРНЯ СЫРОПУСТНОЙ НЕДЕЛИ

 

Святая Четыредесятница и ее богослужения начинаются с вечерни сыропустной Недели. Сыропустное воскресенье называется также Прощеным воскресеньем.

Сообразно с читающимся в последний день перед Великим Постом (в воскресенье сыропустное) Евангелием, призывающим нас простить согрешения ближним и примириться со всеми, в древние времена египетские пустынники собирались в последний день сырной Недели для общей молитвы. Они испрашивали друг у друга прощения и благословения и при пении пасхальных стихир - как бы в воспоминание ожидаемой Пасхи Христовой - расходились по дебрям и пустыням для уединенных подвигов на все время Четыредесятницы. Возвращались они только к Неделе Ваий.

В соответствии с этим древним благочестивым обычаем в Православной Церкви до настоящего времени в сыропустную Неделю за вечерним богослужением совершается обряд общего прощения в храме.

Вечером в сыропустное (Прощеное) воскресенье, а также в следующие пять воскресений Святой Четыредесятницы (до Недели Ваий) совершается вседневная вечерня со следующими особенностями:

Вечерня предваряется чтением 9 часа (завеса закрыта). Иерей (пред царскими вратами): «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и читает 9-й час – по обычаю. В конце 9-го часа иерей произносит возглас: «Боже, ущедри ны...». Читается молитва: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш...».

По окончании 9 часа священник, открыв завесу, в епитрахили выходит на солею и перед царскими вратами творит начало вечерни: «Благословен Бог наш».

Иерей (перед царскими вратами): «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся...» (трижды) и предначинательный псалом (иерей читает светильничные молитвы).

Великая ектения. Кафизмы нет.

На " Господи, воззвах" - стихиры на 10 из Октоиха " покаянны" рядового гласа - 4 (2 из вечерних стиховных и 2 из утренних стиховных), Триоди - 3 и Минеи - 3, " Слава" - святого, " И ныне" - Богородичен по гласу " Славы" (см. во 2-м приложении Минеи).

Ввиду пения великого прокимна совершается вход с кадилом.

После входа и пения «Свете тихий» поется великий прокимен «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю» (с тремя стихами). Этот великий прокимен поется также во 2 и 4 Недели Великого Поста. В Недели 1, 3 и 5 на вечерне поется другой великий прокимен: «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи» (с тремя стихами).

После прокимна сразу читается молитва «Сподоби, Господи», как принято на вседневной вечерне (но не как на великой вечерне - ектения «Рцем вси»). Пением великого прокимна завершается праздничное воскресное богослужение Царские врата закрываются, священнослужители в это время переоблачаются в темные постовые облачения, и от " Сподоби, Господи" начинается великопостное - покаянное. Диакон или священник в епитрахили или (в приходских храмах – и в фелони, если он служит один без диакона)] выходит для произношения просительной ектении на солею перед царскими вратами: «Исполним вечернюю молитву» (начинается великопостное, минорное пение).

На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Ангельстии чини...».

«Ныне отпущаеши...». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Иерей произносит этот возглас, стоя на солее перед царскими вратами. Здесь же он остается до отпуста вечерни, творит поклоны при пении тропарей: «Богородице Дево» и др., произносит возглас: «Сый благословен...» и молитву прп. Ефрема Сирина, с положенными на ней великими поклонами, и совершает отпуст. По возгласе иерея певцы поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов...» (поклон), «И ныне» – «Молите за ны, святии апостоли...» (поклон), «Под Твое благоутробие...» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей: «Сый благословен...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...» (с тремя поклонами). После третьего поклона – «Слава Тебе, Христе Боже...», и совершенный отпуст, после которого хор поет многолетны: «Великаго Господина...».

В некоторых местах существует обычай: на вечерне в прощеное воскресенье вместо обычного отпуста священник, обратившись к народу, читает молитву «Владыко Многомилостиве». При этом народ преклоняет колена до земли. Молитва эта помещена в конце великого повечерия, есть она и в последовании полунощницы в Служебниках Киевского издания. После окончания этой молитвы священник испрашивает прощения у народа и кланяется до земли. Народ отвечает также земным поклоном, а затем прикладывается ко Кресту, который держит священник в руках[71].

ЧИН ПРОЩЕНИЯ

В сыропустное воскресенье после отпуста вечерни совершается чин, или обряд прощения.

Обычно по отпусте иерей обращается со словом назидания. На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови» (в некоторых храмах и монастырях говорят иначе: «Бог простит тя, отче святый. Помолися о нас, грешных», что вполне согласно с Уставом). На это служащий священник (как правило, настоятель, а в обителях – наместник) отвечает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга. Во время чина прощения принято петь: «Покаяния отверзи ми двери...», «На реках Вавилонских...» и др. В Типиконе ничего не сказано о пении каких-либо песнопений во время чина прощения. Краткое указание: «И целуем святыя и честныя иконы» предусматривает совершение этого обряда в молчании. В старинных же соборных Чиновниках, например, Новгородского Софийского собора, Московского Большого Успенского собора, указывается петь во время целования святынь песнопения молитвенно-покаянного содержания: «Покаяния отверзи ми двери...», «На спасения стези...», «Множества содеянных...», «Владычице, приими молитвы...», стихиру Успения: «О дивное чудо...» и молитву Святому Духу: «Царю Небесный...». В некоторых храмах принято также петь стихиры Пасхи, заканчивая словами: «И тако возопиим» («Христос воскресе» не поется). Пение стихир Пасхи служит как бы напоминанием о том, что подвигом поста мы должны приуготовить себя к достойной встрече Воскресения Христова.

Вечером в Неделю сыропустную и в прочие Недели Четыредесятницы положено совершать малое повечерие с каноном и поклонами.

Порядок малого повечерия такой же, что и в период пения Октоиха, но со следующими особенностями. Вместо возгласа: «Молитвами святых отец...» произносится: «Боже, ущедри ны...». После возгласа совершаются три великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко...», 12 малых поклонов с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго», и один великий поклон с молитвой «Господи и Владыко...». После поклонов – конечное Трисвятое. По «Отче наш» – возглас: «Яко Твое есть Царство...», «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Нескверная, Неблазная...», и прочее по обычаю.

 

 


[1] См. послание сщмч. Иринея Лионского папе Виктору: Euseb. Hist. eccl. 5. 24. 12-13.

[2] См. Talley. P. 194-214.

[3] См., напр.: Didache 7. 4.

[4] PG. 26. Col. 1386.

[5] PG. 26. Col. 1413.

[6] Ep. 25. 7 // PL. 20. Col. 559); см.: Cabié R. La Lettre du pape Innocent Ier a Dé centius de Gubbio. Louvain, 1973. P. 28-29.

[7] Sozom. Hist. eccl. VII. 19.

[8] Socr. Schol. Hist. eccl. V 22.

[9] Святой Иоанн Златоуст - Огласительное слово на Пасху и Беседа 26-я «О низвержении статуй».

[10] Basil. Magn. Hom. de jejun. 1-2; Ioan. Chrysost. Contra Jud. III 4-5.

[11] Пасхальное послание свт. Афанасия Великого от 346 г.; ср.: «Постное время светло начнем… да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и святую Пасху» - стихира прп. Феодора Студита вечером в Неделю сырную.

[12] Понедельник 1-й седмицы Великого Поста, вечерня, стихира на стиховне.

[13] Понедельник 1-й седмицы Великого Поста, утреня, стихира на стиховне.

 

[14] Вторник 1-й седмицы Великого Поста, утреня, трипеснец п. 8, 3.

[15] Среда 1-й седмицы, 1-я на «Господи, воззвах».

[16] Вторник 1-й седмицы Великого Поста, вечерня, стихира на стиховне.

[17] Понедельник 2-й седмицы Великого Поста, утреня, канон, п. 1, 2.

[18] Четверг 2-й седмицы Великого Поста, утреня, 1-я стихира на стиховне.

[19] Вторник 2-й седмицы Великого Поста, утреня, 1-я стихира на стиховне.

[20] Вторник 2-й седмицы Великого Поста, вечерня, 3-я стихира на «Господи, воззвах».

 

[21] Неделя о Мытаре и фарисее, 2-я стихира на «Господи, воззвах».

[22] Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 1, 3.

[23] Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 3, 2.

[24] Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 3, 1.

[25] Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 4, 1.

[26] Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 1, 4.

[27] Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон п. 1, 3; п. 3, 5; п. 9, 4.

[28] Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 3, 4 и 4, 5.

[29] Архиепископ Антоний. Постная и Цветная Триодь. Богослужебная заметка. «Русский инок», 1914. № 7. С. 416.

[30] Неделя о блудном сыне, вечерня, 2-я стихира на «Господи, воззвах».

[31] Неделя о блудном сыне, стихира на«Славу» на «Господи, воззвах».

[32] Недели о блудном сыне, кондак.

[33] Неделя о блудном сыне, утреня, ексапостиларий, 3-я стихира на хвалитех и канон, п. 6, 2.

[34] Renoux A. Le Codex Armenien Jerusalem 121 // PO. T. 163, 168.

[35] Суббота мясопустная, вечерня, стихиры на «Господи, воззвах».

[36] Суббота мясопустная, утреня, канон, п. 1, 2.

[37] Синаксарь мясопустной субботы.

[38] Суббота мясопустная, утреня, канон, п. 2, 3.

[39] Суббота мясопустная, утреня, канон, п. 5, 3.

[40] Суббота мясопустная, утреня, канон, п. 4, 3.

[41] Суббота мясопустная, утреня, канон, п. 2, 2; п. 2, 3; п. 3, 2; п. 3, 4; п. 4, 4; п. 5, 3; п. 6, 2; п. 9, 2 и 4.

[42] Суббота мясопустная, утреня, 1-я стихира на хвалитех.

[43] Суббота мясопустная, утреня, 2-я стихира на хвалитех.

[44] На вечерни и утрени в субботу мясопустную и Пятидесятницы совершается поминовение главным образом вообще всех прежде почивших. Поминовение наших сродников несколько отодвигается, уступает место общему поминовению усопших. Но чтобы дать удовлетворение и родственному чувству молящихся, желающих в эти особливо поминальные дни усиленно помолиться и о своих усопших сродниках, церковный Устав в две вселенские субботы, кроме поминовения на вечерне и утрени, назначает еще великую панихиду после вечерни в качестве непременной, на ряду положенной, обязательной службы. Это как бы вторая поминальная утреня[44], но несколько иного, более интимного характера и содержания, назначаемая по преимуществу для поминовения усопших сродников. Тогда как на основной утрени молитвословия (в особенности канон) исключительные по своему содержанию, всеобъемлющие, вселенского характера, исключительно только для данного случая предназначенные, на панихиде они уже более общего содержания, нередко употребляющиеся в других случаях. Канон здесь один из обычных субботних заупокойных канонов октоиха, содержащий особое моление об упокоении и прощении грехов. Это глубокое различие в содержании заупокойных молитвословий на утрени и панихиде, несомненно, должно служить основанием для различия поминовения там и здесь. Панихида должна быть отведена главным образом для поминовения по храмовым синодикам и по помянникам богомольцев. На утрени же должно ограничиться возглашением в положенных местах лишь более или менее кратких или пространных общих формул поминовения. Типикон в последовании утрени субботы мясопустной помещает полный текст заупокойной ектении, в котором совсем отсутствует обычное здесь «имя рек», заменяясь общей формулой: «праотец, отец и братии наших, зде лежащих и повсюду православных христиан». Таким образом Устав совсем исключает на утрени вселенских суббот поминовение усопших по именам.

Перенесение поименного поминовения усопших на панихиду весьма целесообразно и в практическом отношении. Если панихида и весьма затянется ввиду множества помянников, это не будет очень обременительно, не будет нужды сокращать поминовение или торопиться. Ведь после панихиды предстоит лишь краткая служба — малое повечерие, а затем — после, подкрепление вечерней трапезой[44], молитвы на сон грядущий и отдых. Утреня же не должна быть затягиваема надолго, ибо силы богомольцев и священнослужителей нужны еще будут для целого ряда служб, для продолжительного поминовения по всем синодикам на проскомидии, для совершения и присутствия при совершении Таинственной Жертвы, требующей (по наблюдению людей духовно опытных) от совершителей и участников ее физической жертвы, особого напряжения и утомления физических сил. Лишь после литургии будет некоторое отдохновение и подкрепление на трапезе[44]. А затем дневные труды и, в заключение, вечернее богослужение, в субботу Пятидесятницы и всенощное.

В назначении совершать панихиду именно после вечерни накануне дня поминовения[44], как не усмотреть мудрой рассудительности, материнской заботливости святой Церкви, учитывающей и наши физичекие силы, вникающей в наши немощи, заботящейся о том, чтобы не переобременить и не переутомить нас в один день многими и продолжительными службами. (О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. Епископ Афанасий (Сахаров)).

 

[45] Неделя мясопустная, утреня, 1-я и 2-я стихиры на хвалитех; канон, п. 7, 1.

[46] Неделя мясопустная, утреня, канон, п. 4, 2.

[47] Неделя мясопустная, утреня, канон, п. 6, 2-3.

[48] Неделя мясопустная, утреня, канон, п. 3, 1.

[49] Неделя мясопустная, утреня, канон, п. 1, 4; п. 7, 6.; вечерня, 4 стихира на «Господи, воззвах»; стихира на стиховне.

[50] Неделя мясопустная, вечерня, стихира на «Славу» на литии.

[51] Понедельник сырной седмицы, утреня, 1-ый трипеснец, п. 1, 3.

[52] Понедельник сырной седмицы, утреня, седален кафизмы; 1-й трипеснец, п. 1, 1; 2-й трипеснец, п. 1, 2.

[53] Понедельник сырной седмицы, утреня, 2-й трипеснец, п. 8, 2.

[54] Понедельник сырной седмицы, утреня, 2-й трипеснец, п. 9, 2.

[55] Вторник сырной седмицы, утреня, 2-я стихира на стиховне.

[56] Среда сырная, вечерня, 1-я стихира на стиховне.

[57] Вторник сырный, утреня, 2-й трипеснец, п. 8, 2.

[58] См.: Сборник решений недоуменных вопросов. Киев, 1903. Вып. 1.С. 139.

[59] В Типиконе по поводу произношения прокимна перед паримиями на 6-м часе и на вечерне на великопостном богослужении сказано: «Чтец прокимен не глаголет, точию скажет: „Глас 6-й: Спаси, Господи, люди Твоя»... Чтец токмо скажет глас, прокимна же не глаголет...» (см. Типикон, «В туюжде среду сырную»). Эти места Типикона иногда толкуются как запрещающие чтецу произносить самое слово «прокимен». Такое толкование данного места Типикона неверно и является следствием забвения древней практики пения прокимнов вообще и отсюда возникшего неправильного понимания Устава. В древности произносивший прокимен клирик не только называл его гласовую принадлежность, но и пел его соответствующим напевом, так что лик повторял не только произнесенные слова, но и уже исполненный напев прокимна. В настоящее время эта традиция соблюдается в отдельных храмах при исполнении великих прокимнов, например, «Не отврати Лица Твоего...», или «Дал еси достояние...», или «Кто Бог велий...» и др., когда иерей (диакон), назвав гласовую принадлежность прокимна, затем поет его традиционным для него напевом. В древности так исполнялись все прокимны – вечерние, утренние, литургийные и др. Только на великопостном богослужении, в соответствии с покаянным характером последнего, прокимны не исполнялись нараспев. В этом случае чтец только называл гласовую принадлежность прокимна, лик же пел его псалмодически, то есть держась одной высоты звука, подобно тому как поют «Достойно есть» в конце изобразительных, а в некоторых местах и «Отче наш» на Литургии Преждеосвященных Даров. Вот на такой-то способ исполнения прокимнов и указывает Типикон, когда говорит, что чтец «токмо скажет глас, прокимна же не глаголет». Слово «глаголет» или «глаголем» на языке Церковного Устава означает не только простую речь, но и пение, например: «Поем стихиру воскресну... глаголем же припевы сия...».

[60] На вечерне благословение «Мир всем» после «Свете Тихий» положено в тех случаях, когда есть вход или паримии (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 437; 441, сноска). Также допустимо это благословение и на вседневной вечерне без паримий (Там же. С. 103).

[61] Синаксарь сырной субботы.

[62] Суббота сырная, вечерня, 3-я стихира на «Господи, воззвах».

[63] Суббота сырная, 2-я стихира на «Господи, воззвах».

[64] Синаксарь сыропустной недели.

[65] Неделя сыропустная, вечерня, 1 -я и 2-я стихира на «Господи воззвах» и стихиры на стиховне.

[66] Неделя сыропустная, утреня, канон, п. 5, 1.

[67] Сыропустная Неделя, утреня, канон, п. 6, 2.

[68] Синаксарь в Неделю сыропустную.

[69] Неделя сыропустная, утреня, 3-я стихира на хвалитех.

[70] Четверг сыропустный, утреня, 1 трипеснец, песнь 8, 3.

[71] Епископ Пахомий. Устав праздничных служб на 1917 г.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.05 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь