Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Установление Великого поста в ранней Церкви



ВЕЛИКИЙ ПОСТ

[Церковнослав. Святый и Великий пост, Святая Четыредесятница; греч. Τ ε σ σ α ρ α κ ο σ τ ὴ; лат. Quadragesima], период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи. В связи с тем что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. Он включает 6 седмиц (к ним прибавляется 7-я - Страстная), или 40 дней, поэтому называется также Святой Четыредесятницей.

ПОНЯТИЕ О ТРИОДИ ПОСТНОЙ

 

Службы Великого Поста, а также подготовительных к нему недель, начиная с первой подготовительной недели о Мытаре и фарисее и до Великой Субботы, составляющие период в 70 дней, заключены в книге, называемой «Триодью Постной».

Богослужебная книга «Триодь» (греч. «Триодион», т. е. трипеснец) получила свое название «от большого числа заключенных в ней трипеснцев», как объясняет составитель Синаксарей Постной Триоди, церковный писатель XIV века патриарх Константинопольский Никифор Каллист (см. Синаксарь в Неделю о Мытаре и фарисее).

Распространение и употребление Триоди, как указывает Синаксарь в Неделю о Мытаре и фарисее, обязано святому Косме Маиумскому (VIII в.), современнику святого Иоанна Дамаскина. Впрочем, многие трипеснцы принадлежат более ранним песнотворцам, например, святому Андрею Критскому, которому принадлежат трипеснцы на повечериях Недели Ваий, Великого Понедельника, Великого Вторника, Великой Среды и Великого Пятка, а также Великий канон, читаемый на первой и пятой неделях Великого Поста.

В IX веке преподобные Иосиф и Феодор Студиты собрали вместе все, что до них было написано, привели в надлежащий порядок, присоединили много стихир и канонов собственного произведения и, таким образом, образовалась Триодь - богослужебная книга, заключающая в себе около ста шестидесяти служб больших и малых, начинающихся от Недели о Мытаре и фарисее и оканчивающихся Великой Субботой. В XIV веке Триодь Постная была дополнена синаксариями, составленными святителем Никифором Каллистом.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА

 

Приготовление к Святой Четыредесятнице начинается вскоре после праздника Богоявления Господня, в соответствии с тем, что Господь Иисус Христос вскоре после Своего Крещения удалился в пустыню для поста, в воспоминание о котором и установлена Четыредесятница. Собственно Четыредесятницу предваряют четыре подготовительных Недели: Неделя (без седмицы) Мытаря и фарисея; седмицы и Недели: о блудном сыне, мясопустная и сыропустная («сырная»).

В продолжение подготовительных недель Церковь приучает христиан к подвигу поста постепенным усилением воздержания. После Сплошной седмицы восстанавливаются посты в среду и пятницу, затем запрещается вкушать мясную пищу, но дозволяется употреблять молочную пищу в среду и пятницу.

Такое особое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Святители IV века Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие отцы Церкви оставили беседы и слова, сказанные ими в преддверии поста еще не наступившего, а только ожидаемого.

Каноны и многие другие песнопения, в которых раскрывается значение приготовительных недель, составлены в VIII веке. Преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную, а в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский написал канон на Неделю о Мытаре и фарисее.

 

СОДЕРЖАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ НЕДЕЛЬ СВЯТОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ

 

Приготовляя верующих к Святой Четыредесятнице, Церковь в своих службах поступает, как военачальник, ободряющий мудрым и благовременным словом воинов на брань. Поэтому в приготовительных службах Церковь говорит то, что может расположить верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В своих священных воспоминаниях она восходит и к первым дням бытия мира и человека, к блаженному состоянию прародителей и их падению, чтобы показать начало греха и обратить нас к Богу. Для пробуждения чувства покаяния и сокрушения о грехах в дни приготовительных недель поются на утрене перед каноном умилительные покаянные стихиры: «Покаяния отверзи ми двери... На спасения стези настави мя, Богородице... Множество содеянных мною лютых...».

С этой же целью, сближая семидесятидневный период великопостной Триоди с семидесятилетним пребыванием Израиля в плену Вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением 136 псалма «На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом».

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ

 

Свое наименование эта подготовительная Неделя получила потому, что за Литургией в этот день читается евангельская притча о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14).

Приготовляя людей к посту и покаянию, Церковь примером мытаря и фарисея указывает на истинное начало и основание покаяния и всякой добродетели - смирение, и на главный источник греха и препятствие к покаянию и добродетели - гордость. «Фарисей тщеславием побеждаемь, и мытарь покаянием преклоняемь, приступиста к Тебе Единому Владыце: но ов убо (но один) похвалився, лишися благих, ов же (другой же) ничтоже вещав, сподобися дарований»[21].

Гордость разрывает общение человека с Богом, общение любви и тем самым изолирует его и от людей, ибо не может быть без любви к Богу и любви к ближнему. Человек становится богоотступником, замкнутым в своей греховной, эгоистической воле. Об этом говорится в песнопениях службы: «От возношения испражняется (опустошается) всякое благое, от смирения же потребляется всякое злое»[22]. «Тщеславие отщетевает (наносит убыток) богатство правды, смирение же расточает (рассеивает) страстей множество»[23]. «От гноища убо страстей смиренный возношается, от высоты же добродетелей низпадает люто всяк высокосердый»[24].

Бог Слово, Сам смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы (до «зрака раба»), показал смирение - превосходный путь к прославлению («возношению»), и всякий, кто Ему подражает, смиряясь, прославляется[25]. Поэтому «смиренномудрым быти Своим учеником хотя всех Царь, наказуя учаше (поучая, учил) ревновати мытареву воздыханию и смирению»[26].

В песнопениях этой Недели Церковь призывает отвергнуть («отринуть») высокохвальную гордыню, возношение же лютое (пагубное), «великохвальное кичение» и «дмение (надмение) мерзкое», и злейшее фарисеево Богу нелепое свирепство (велеречие)[27] и (призывает) приобретать, стяжевать «высокотворное смирение», «кроткое, смирению соживущее» покаянное чувство сердца и умиление[28].

БОГОСЛУЖЕНИЕ НЕДЕЛИ О БЛУДНОМ СЫНЕ

 

На утрене в Неделю о блудном сыне и затем в Недели мясопустную и сырную, после пения полиелейных псалмов (134 и 135) «Хвалите Имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви» поется также псалом 136 «На реках Вавилонских», с «аллилуиею красною». После этого поются воскресные тропари «Ангельский собор».

Этим псалмом грешный человек побуждается к осознанию своего несчастного состояния в плену греха и диавола, подобно иудеям, осознававшим свое горькое положение в плену Вавилонском и раскаявшимся.

На утрене (после 50 псалма) поются покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери».

На Литургии читается евангельская притча о блудном сыне.

Неделя (воскресенье) о блудном сыне заключает собой седмицу (под тем же названием), которая, как указывалось уже нами, является сплошной седмицей (разрешение поста в среду и пятницу).

БОГОСЛУЖЕНИЕ СЫРНОЙ СЕДМИЦЫ

 

В песнопениях всей этой седмицы Святая Церковь призывает нас к особому воздержанию, напоминая нам о грехопадении прародителей, произшедшем от невоздержания.

На сырной седмице, как и на предшествующих, в состав богослужения входят песнопения Октоиха и Минеи, но, кроме них, в это время поются еще песнопения Триоди постной или совместно с ними (в каноне), или же заменяя песнопения Октоиха (в вечерних и утренних стихирах на стиховне).

Понедельник сырной седмицы.

На вечерне в Неделю мясопустную (накануне понедельника сырной седмицы) стихиры на " Господи, воззвах" на 6 - из Октоиха и Минеи, " Слава", если есть, из Минеи, " И ныне" - Богородичен по гласу " Славы" из дополнительной части Минеи. Если " Славы" святому нет, то " Слава, и ныне" - Богородичен Минеи. Стихиры на стиховне - Триоди, " Слава" - святому из Минеи, если есть, " И ныне" - Богородичен по гласу " Славы" из дополнительной части Минеи. Если " Славы" святому нет, то " Слава, и ныне" - Богородичен Триоди. (Самый порядок вечерни одинаковый с порядком вседневной вечерни, поемой во дни пения Октоиха.)

Повечерие после вечерни - малое.

Полунощница - вседневная.

На утрене порядок тот же, какой имеет утреня, отправляемая в седмичные дни в период времени пения Октоиха. На " Бог Господь" поется тропарь святому и т. д. В данное время поются сначала обыкновенные два канона Октоиха (в понедельник - покаянный, или умилительный, и Бесплотным), первый с ирмосó м на 6, второй без ирмосá - на 4, а после них канон Минеи без ирмоса - на 4.

Но в тех песнях, в которых есть трипеснец или, точнее, два трипеснца, Октоих оставляется, поются же сначала канон Минеи с ирмосом - на 6, потом трипеснцы, каждый - на 4, оба - на 8, без ирмосов, только в заключение в тех песнях, где есть трипеснцы, на катавасию - ирмос второго трипеснца. В понедельник трипеснцы содержат 1, 8 и 9-ю песни, в другие дни 8 и 9-я всегда остаются, но первая меняется. Песни Священного Писания стихословятся по разделу Ирмология " Гó сподеви поем".

Часы - обыкновенные. Литургия - Златоустого.

Вторник сырной седмицы.

Вечерня - вседневная. Стихиры поются так же, как накануне понедельника.

Повечерие - малое.

Полунощница - вседневная.

Утреня - вседневная. Каноны положены из Октоиха (покаянные и Предтечи) и из Минеи. Трипеснцы - два, состоящие из 2-й, 8-й и 9-й песней. Каноны и трипеснцы 8-й и 9-й песней поются и стихословятся так же, как в понедельник. Что касается 2-й песни, то в начале ее поется ирмос 1-го трипеснца, а в конце - 2-го. Припев к тропарям " Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе".

Часы и Литургия - обычные.

В среду и пятницу сырной седмицы Литургии по причине поста не бывает[58], за исключением тех случаев, когда в эти дни случится Сретение Господне или храмовой праздник. В среду и пятницу сырные совершается служба, подобная великопостной, но с некоторыми отличиями.

Во вторник и четверг сырной седмицы вечером первая половина вечерни совершается по обычному Уставу вседневной вечерни, то есть без чтения кафизмы (как это бывает во время Великого Поста), без особых прокимнов и паремий. Но после «Ныне отпущаеши» и Трисвятого - окончание вечерни такое же, как и во время Великого Поста.

Среда сырной седмицы.

На вечерне поются песнопения Октоиха, Триоди и Минеи. Порядок такой же, какой имеет вседневная вечерня. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 2-й – 3, и Минеи – 3. «Слава» – Минеи, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, по гласу «Славы». Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с обычными припевами). «Слава» – Минеи, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, по гласу «Славы».

По Трисвятом – тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» (поклон). По установившейся церковной практике, земные поклоны иерей совершает на амвоне перед царскими вратами. «Слава» – «Крестителю Христов...» (поклон), «И ныне» – «Молите за ны...» (поклон), «Под Твое благоутробие...» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко...» (с разделением на три части и с великим поклоном после каждой), затем 12 малых поклонов с молитвой: «Боже, очисти мя, грешнаго», и снова один великий поклон в конце молитвы: «Господи и Владыко...» (без разделения на части). Чтец: Трисвятое по «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей творит великий отпуст.

После вечерни (во вторник и четверг вечера) сразу служится великое повечерие с земными поклонами (пение везде заменяется чтением).

Особенности великого повечерия, по сравнению с великопостными, следующие: по «Достойно...» и Трисвятом не поется, как Великим постом, «Господи Сил, с нами буди...», но – тропари малого повечерия, а именно: В храме Господском – дневной тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя...». «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи...».

В храме Богородицы и святого – дневной тропарь: «Спаси, Господи...», тропарь храма. «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи...».

Чтец: «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитвы: «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная Приснодево...», «Упование мое...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор или чтец: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей – отпуст малый (но не «Владыко Многомилостиве...»). Обычное прощение от настоятеля и ектения: «Помолимся о Великом Господине...», в конце которой иерей глаголет: «Рцем и о себе самех». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Молитвами святых отец наших...». Хор: «Аминь».

Полунощница вседневная с «поклоны ея» и молитвой прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами).

На утрене по возгласе «Благословен Бог наш...» – Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...», псалмы 19-й и 20-й и прочее по чину (во время двупсалмия иерей, как обычно, совершает полное каждение храма при закрытых царских вратах).

Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» во глас Октоиха (в данном случае 2-й). Троичны гласа (как Великим постом). Кафизмы 10-я и 11-я. Малых ектений нет.

По 1-м стихословии – седальны Октоиха, глас 2-й.

По 2-м стихословии – седальны Триоди, глас 2-й.

Псалом 50-й.

Библейские песни «Господеви поем...».

Песнь 1-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи на 6 (без ирмосов, песнь 1-я и 3-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 1-я).

Песнь 3-я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов). После Богородична 2-го трипеснца – еще дополнительный тропарь со стихом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», который в счет не входит.

На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Неплодствовавший мой ум...».

По 3-й песни – малая ектения; седален Минеи, «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи.

Песнь 4-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), Минеи на 4 (без ирмоса, песнь 4-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 4-я).

Песнь 5-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), Минеи на 4 (без ирмоса, песнь 5-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 5-я).

Песнь 6-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи на 6 (без ирмосов, песнь 6-я и 8-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 6-я).

На катавасию – ирмос полного канона Триоди, глас 4-й: «Якоже пророка Иону...».

По 6-й песни – малая ектения; кондак и икос Минеи.

Песнь 7-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи на 6 (без ирмосов, песнь 7-я и 9-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 7-я).

Песнь 8-я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов). «Хвалим, благословим...».

На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «В купине Моисею Девы чудо...».

На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.)

Песнь 9-я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов).

На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Преестественно плотию заченшую...».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Малая ектения. Светильны Троичны гласа (как Великим постом).

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с припевами обычными). «Слава» – Минеи, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи по гласу «Славы».

«Благо есть...» (единожды) (Сколько раз произносить «Благо есть...», Устав в данном случае умалчивает, но следует знать, что в обыкновенное время (и даже при постном богослужении периода пения Октоиха) Типикон назначает читать «Благо есть...» один раз, а в постные дни святой Четыредесятницы, когда нет особого праздника, – два раза (см. Типикон, 14 ноября, 4-е «зри», ср. с 49-й главой)). Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». По возгласе глаголется тропарь: «В храме стояще славы Твоея...». «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен Христос...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу (без отпуста утрени) – 1-й час.

Часы в сырную среду и пятницу совершаются великопостные с поклонами, но только с тем отличием, что на них не положено стихословить кафизмы.

1-й час. «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычные псалмы. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Заутра услыши...» со своими стихами (стих 1-й: «Глаголы моя внуши Господи...», и стих 2-й: «Яко к Тебе помолюся...»). «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Что Тя наречем...». «Стопы моя направи...», «Да исполнятся уста моя...», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец – тропарь: «Скоро предвари...». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Христе, Свете Истинный...». Хор (по обычаю): «Взбранной Воеводе...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст и многолетны. Исхождение в притвор и обычная лития о усопших.

3-й час. Иерей в епитрахили, перед царскими вратами (завеса не открывается), совершив три поклона (поясных), произносит возглас: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш...» и прочее последование 3-го часа, как обычно. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа...» со своими стихами (стих 1-й: «Сердце чисто созижди во мне, Боже...», и стих 2-й: «Не отвержи мене от лица Твоего...»). «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Богородице, Ты еси лоза истинная...». «Господь Бог благословен...», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец – тропарь: «Благословен еси, Христе Боже наш...», «Слава» – ин тропарь: «Скорое и известное даждь утешение...», «И ныне» – Богородичен: «Надежда и предстательство...». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Владыко Боже...», и начинается 6-й час.

6-й час. «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычные псалмы. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Иже в шестый день же и час...» со своими стихами (стих 1-й: «Внуши, Боже, молитву мою...», и стих 2-й: «Аз к Богу воззвах...»). «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Яко не имамы дерзновения...». Чтец – тропарь пророчества (Триоди), глас 3-й: «Царю Святый...», «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...»; стих: «К Тебе, Господи, воззову...»[59]. Иерей: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иоилева чтение». Иерей: «Вонмем». Чтец читает паримию Триоди. По окончании чтения иерей: «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 7-й: «Господь крепость людем Своим даст...»; стих: «Принесите Господеви, сынове Божии...». После пения прокимна чтец: «Скоро да предварят ны...», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец – тропарь: «Спасение соделал еси...», «Слава» – ин тропарь: «Пречистому Образу Твоему...», «И ныне» – Крестобогородичен: «Препрославлена еси, Богородице Дево...». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Боже и Господи Сил...», и начинается 9-й час.

9-й час. «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычные псалмы. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Иже в девятый час...» со своими стихами (стих 1-й: «Да приближится молитва моя...», и стих 2-й: «Да внидет прошение мое...»). «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Иже нас ради...». «Не предаждь нас до конца...», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец – тропарь: «Видя разбойник...», «Слава» – ин тропарь: «Посреде двою разбойнику...», «И ныне» – Крестобогородичен: «Агнца, и Пастыря...». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш...», и начинаются изобразительны.

Изобразительны читаются: «Благослови, душе моя, Господа...», «Слава» – «Хвали, душе моя, Господа...», «И ныне» – «Единородный Сыне...». Блаженны без пения: «Во Царствии Твоем...». «Слава, и ныне» – «Помяни нас, Господи...», «Помяни нас, Владыко...», «Помяни нас, Святый...», «Лик Небесный...», «Приступите к Нему...», «Лик Небесный...». «Слава» – «Лик святых Ангел...», «И ныне» – «Верую...», «Ослаби, остави...», «Отче наш». Иерей – возглас. Чтец: «Аминь», и читает кондаки.

Кондаки:

В храме Господском – кондак дневной, кондак Минеи. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...».

В храме Богородицы – кондак дневной, кондак Минеи. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – кондак дневной, кондак храма, кондак Минеи. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...».

Чтец: «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). И сразу начинается вечерня.

Вечерня после часов (в среду и пятницу сырные) совершается обычная, вседневная, но имеющая следующие особенности.

Чтец на заключительное чтение молитвы прп. Ефрема Сирина: «Аминь». «Приидите, поклонимся...» (трижды), 103-й псалом. Великая ектения. Стихословится 12-я кафизма, после которой – малая ектения. Стихиры на " Господи, воззвах" - Октоиха 3 и Минеи святого 3, " Слава" - святого, если есть, " И ныне" - Богородичен в тот же глас из дополнительной части Минеи. Если " Славы" святому нет, то " Слава, и ныне" - Богородичен Минеи на ряду. Входа нет.

Диакон (или иерей) возглашает (в алтаре): «Вонмем». Иерей: «Мир всем»[60]. Чтец: «И духови твоему». Диакон (или иерей): «Премудрость. Вонмем». Чтец – прокимен Триоди (дня), глас 5-й: «Боже, во имя Твое спаси мя...»; стих: «Боже, услыши молитву мою...». Диакон (или иерей): «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иоилева чтение». Диакон (или иерей): «Вонмем». Чтец читает паримию Триоди. Диакон (или иерей): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 6-й: «Да уповает Израиль на Господа...»; стих: «Господи, не вознесеся сердце мое...». Сподоби, Господи...». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву...», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). Читается «Ныне отпущаеши» и по «Отче наш» поется тропарь святому из Минеи; «Слава, и ныне» - Богородичен по гласу тропаря святого. Вместо «Господи, помилуй» (40) священник возглашает сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже»; Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец...». Хор: «Аминь».

Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив...» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благословен...». Молитва: «Небесный Царю...» [или: «Утверди, Боже...»]12, после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 170–172, 230–234, 326).

Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Всесвятая Троице...». «Буди имя Господне...» (трижды), «Слава, и ныне», «Благословлю Господа...» (псалом 33-й). Иерей: «Премудрость». Хор: «Достойно есть...» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст и, по обычаю, многолетны.

Литургия в этот день не совершается.

В сырные среду и пятницу вечером совершается малое повечерие.

Если в среду и пятницу случится праздник Трех святителей (30 января/ 12 февраля) или Обретение главы Иоанна Предтечи (24 февраля/9 марта)), то службы этих праздников совершаются во вторник или четверг сырные; праздники храмовой или Сретения, пришедшиеся на эти дни, не переносятся, но в конце вечерни, утрени и каждого часа совершаются по три великих поклона с молитвой святого Ефрема Сирина. Литургия служится святого Иоанна Златоуста в свое время (вечерня вечером не служится).

В Киево-Печерской Лавре праздник Трех святителей, случившийся в сырные среду или пятницу, не переносится, а служится по храмовой главе.

Четверг сырной седмицы.

 

Утреня - вседневная. Каноны поются из Октоиха - апостолов и Николая Чудотворца, потом Минеи, трипеснцы (4, 8 и 9-я песни) и песни из Священного Писания поются так же, как в понедельник.

Часы и Литургия - обычные.

Пятница сырной седмицы.

На вечерне те же особенности, что и в среду.

Повечерие - великое с теми же особенностями, как и в среду.

Полунощница - вседневная с поклонами.

На утрене пятницы те же особенности, что и на утрени среды. Каноны Октоиха (Креста и Богородицы), Минеи и Триоди и трипеснцы (5, 8 и 9-я песни) поются, как в среду.

1-й час так же, как в среду.

Часы и изобразительны отправляются так же, как в среду.

Непосредственно за изобразительными поется вечерня, основной порядок которой такой же, как и в среду. Стихиры на " Господи, воззвах" - Триоди на 6, " Слава" - Триоди, " И ныне" - догматик гласа. Прокимен дня: " Боже, Заступник мой еси Ты". Паримия. Прокимен паримии " Да уповает Израиль на Господа". На стиховне Триоди, на " Славу" - " Монахов множества...", на " И ныне" - Богородичен " Радуйся, чистоты сокровище". По " Отче наш" и возгласе - тропарь, глас 4-й:

" Боже отец наших, творя΄ й присно с нами по Твоей кротости, не отстави милость Твою от нас, но молитвами их в мире управи живот наш". " Слава, и ныне": " Еже от века утаеное". Остальное все до отпуста - как в среду.

Литургия в этот день не совершается.

В сырную субботу совершается воспоминание всех преподобных отцов, просиявших в подвиге поста. В Синаксаре сырной субботы говорится, что подобно тому, «как вожди перед ополченным войском и уже стоящим в строю говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так точно святые отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но в обуздании языка, сердца и очей». Церковь укрепляет нас перед духовными подвигами примером святых подвижников, «яко да к первообразному, незлобивому взирающе житию (их), многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были люди, облеченные немощами плоти и нам подобные по естеству[61]. «Кто изречет от земнородных чудныя ваша жития, отцы всемирнии? Кий же язык изглаголет священныя в дусе подвиги и поты ваша? Страдания добродетелей, измождения плоти, борения страстей, во бдениих, в молитвах и слезах? Вы в мире якоже ангели воистинну явистеся, сами бесовския силы совершенно низложисте, сотворше чудная и дивная знамения»[62]. «Радуйся Египте верный, радуйся Ливие преподобная, радуйся Фиваидо избранная. Радуйся, всякое место и граде и стране, гражданы воспитавшая Царства Небеснаго, и сих в воздержании и болезнех возрастившая, и желаний совершенныя мужи Богу показавшая. Сии светила душ наших явишася: сами чудес зарею, и дел знаменьми, просияша мысленно во вся концы»[63].

Особенность богослужения сырной субботы:

Повечерие - малое.

Полунощница - субботняя.

На утрене порядок такой же, какой имеет утреня во дни святых, имеющих славословие. Октоих и Минея не поются, но поются песнопения Триоди - преподобных и богоносных отцов, в подвизе просиявших. На этой утрени канон храма с ирмосом на 6 (ирмос дважды), Триоди (святых отцов) на 8, в последнем имеется и вторая песнь, ирмос которой поется один раз; припев " Преподобнии отцы, молите Бога о нас", прочие каноны - с песнями Священного Писания по разделу " Поем Господеви". На катавасию после каждой песни, в том числе и второй, назначен ирмос канона Триоди - " Песнь возслé м, людие".

По 6-й песни, кондак, глас 8-й: " Яко благочестия проповедники…". Икос. Синаксарий. По 9-й песни светилен отцов, " Слава, и ныне" - " В постничестве просиявшия". В конце утрени поются стихиры на " Хвалите", " Слава" - " Преподобнии отцы", " И ныне" - " Богородице, Ты еси Лоза", славословие великое и тропарь отцов, " Слава, и ныне" - " Еже от века..." Утреня оканчивается по-праздничному.

На часах тропарь и кондак отцов.

На Литургии Златоустого - Блаженны из канона отцов песнь 3-я на 4 и 6-я на 4, - всего на 8. Апостол и Евангелие - дня и отцов. Прокимен один отцов: " Восхвá лятся преподобнии во славе" и стих " Возношения Божия в гортани их". Аллилуиарий " Насаждé ни в домý Господни" и стих " Веселитеся о Господе". Причастен " Радуйтеся".

В сырную Неделю, приблизившись уже к вратам Четыредесятницы, Церковь приводит нам на память «от пищи ниспадение Адамово»[64] - изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание: «Адам изгнан бысть из рая преслушанием, и сладости извержен, снедию прельстився»[65].

Достойными слез и покаяния изображается в песнопениях утрата первыми людьми, а вместе с праотцами Адамом и Евой и нами, невинного и блаженного состояния Богообщения и пребывания в любви Божией. «Позавидев древле мне враг, в рай благополучна жития человеконенавистник, в видении змия мне запят (обольстил), и славы присносущныя странна (лишенна) мя показа»[66]. «Увы мне страстная моя душе, како не познала еси прелести? Како не ощутила еси лыцения и зависти вражия? Но помрачилася еси умом, и преступила еси заповедь Создателя твоего», «удалилася еси от Бога, <...> райскаго лишилася еси наслаждения, от ангел разлучилася еси, во тлю (в тление) ввелася еси: о падения! »[67]

Святая Церковь напоминанием бедствий, в какие ввергла человечество страсть себялюбия и плотоугодия, внушает нам, как важны в деле благочестия и спасения наступающий пост и дела самоотвержения, и как опасны чувственные греховные удовольствия[68].

«Адам из рая отгонится, пищи причастився, яко преслушник», мы же, «рая жители быти возжелевше, изменимся от неполезныя пищи, и Бога зрети желающе, Моисейскую четверицу десятиц постимся, молитвою и молением чисто терпяще: утолим (исцелим) душевныя страсти, отженем плотския сласти (сластолюбие), легцы к горнему шествию прейдем»[69].

В воскресенье сырное, как и в предыдущие два воскресенья, поются псалом 136 «На реках вавилонских» (сырным воскресеньем заканчивается его пение) и покаянные песни - «Покаяния отверзи ми двери» (поемые до 5 Недели Великого Поста включительно).

Служба совершается в том же порядке, что в Недели блудного сына и мясопустную.

На великой вечерне стихиры на " Господи, воззвах" - воскресные 6, Триоди 4, " Слава", глас 6-й - " Сé де Адам прямо рая΄ ", " И ныне" - догматик гласа. На литии - стихира храма, " Слава" - глас 6-й: " Солнце лучи скры...", " И ныне" - " Тá инственно воспеваем Тя..." На стиховне - стихиры Октоиха, " Слава", глас 6-й - " Изгнá н бысть Адам", " И ныне" - Богородичен воскресный по гласу " Славы" - " Творец и Избá витель".

Неделя сыропустная бывает в период времени от 1 февраля до 7 марта включительно.

На утрене катавасия Триоди - " Яко по суху".

Примечание. За исключением Сретения Господня и его отдания, никогда никакой другой катавасии в сыропустную Неделю не бывает.

По 3-й песни канона - седален Триоди " Изгнан бысть Адам", " Слава" - " Ныне время добродетелей явися", " И ныне" - " Не умолчим никогда, Богородице". Чтение уставное. По 6-й песни - кондак, глас 6-й: " Премудрости Наставниче, смысла Подателю, немудрых Наказателю, и нищих Защи΄ тителю, утверди, вразуми сердце мое, Владыко. Ты даждь ми слово, Отчее Слово, се бо устнá м моим не возбраню, во еже знвти Тебе: Милостиве, помилуй мя, падшаго".

Икос. Синаксарий.

Пред 9-ю песнью поется " Честнейшую".

По 9-й песни - " Свят Господь Бог". Светилен воскресный, " Слава" - Триоди: " Заповедь Твою, Господи", " И ныне" - " Изгнá на бывша, Господи".

Стихиры на " Хвалите" из Октоиха воскресные 4, восточная 1 и Триоди 4, " Слава" - Триоди " Приспé время", " И ныне" - " Преблагословенна еси".

На часах тропарь воскресный. По Трисвятом - кондак Триоди.

На Литургии после изобразительных псалмов Блаженны: из Октоиха на 6, из канона Триоди - песнь 6-я на 4.

 

По входе в храме Христовом - тропарь воскресный, " Слава, и ныне" - кондак Триоди. В храме Богородицы - тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы, " Слава" - кондак Триоди, " И ныне", - кондак храма Богородицы. В храме святого - тропарь воскресный, тропарь храма святого, " Слава" - кондак храма святого, " И ныне" - кондак Триоди. Прокимен, глас 8-й - " Помоли΄ теся и воздадите". Апостол - Рим., зач. 112 (13, 12 - 14, 3) указывает, что пост есть наиболее удобное время для делания благих дел. Аллилуиарий: " Благо есть исповé датися Господеви". Читается Евангелие, благовествующее о том, что нужно нам для того, чтобы Бог простил наши грехи, и как должно поститься Мф. зач. 17 (6, 14-20). Прощение ближних, согрешивших против нас, является, по Евангелию, основным условием прощения Господом наших грехов.

Причастен " Хвалите Господа".

На Литургии заготовляются два Агнца: для среды и пятницы.

Примечание. Заготовление Агнцев на Литургии происходит следующим образом.

Проскомидия в Неделю совершается обычным порядком. После заготовления первого Агнца точно так же заготовляются и другие два, над каждым из которых священник произносит молитвословия: «В воспоминание...», «Яко овча...», «И яко Агнец...», «Во смирении Его...», «Род же Его...», «Яко вземлется...», «Жрется Агнец...» и «Един от воин...». Все три Агнца полагаются на дискос вместе. Далее проскомидия совершается обычным чином.

Во время евхаристического канона священник произносит: «Хлеб сей...», а не «Хлебы сия...».


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.119 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь