Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Билет №25. Эстетические учения эпохи Возрождения



Эпоха Возрождения является переходной от феодализма к капитализму, именно в это время человек впервые посмотрел на мир без античной космологии и средневековой теологии, человек понял, что все, что он видит своими глазами правда.

Современность (Средневековье) воспринималась как время упадка. В это время и в этом кругу Античность была воспринята как идеал «образованности» и «благородства», как та духовная высота, которая составляет предел всех человеческих стремлений

Художник представлялся здесь творцом, словно Бог, что создает прекрасное. Художник должен был быть образован от математики до философии, была важна прорисовка всего существующего в отличии от средневековья, где тело являлось носителем духа.

От античности здесь:

а) «возрожденная» идея мимесиса;
б) представление о самоценной красоте материального космоса и человеческого тела;
в) «героический», «олимпийский» (он же «классический» в тогдашней трактовке) идеал красоты человека;
г) рациональное (ориентированное на «математическую» линию античной эстетики) понимание меры, соразмерности, гармонии.

От средневековой эстетической традиции:

ренессансный гуманизм не отказывается от христианского (пусть и не «теоцентрического» в строгом смысле) миропонимания.

Гуманизм -человеколюбие

Для эстетики Ренессанса (особенно итальянского) определяющее значение имел неоплатонизм.

Основная идея неоплатонизма – это идея глубокой органической связи мира и Бога, понятого в качестве сверхбытийного единства всякого бытия (Единое), развернутого в мире. Если есть такая связь, значит, есть и гармоническое единство между всеми элементами мироздания.

Что же такое красота в эстетике ренессансного неоплатонизма?

Гармония, образуемая «светом, грацией, числом и мерой».

В искусстве, руководствующемся таким пониманием красоты, – одухотворенность, обилие света, из которого словно бы «выткана» красота, смещенность акцента с внешней «красивости» на «восходящее» движение бестелесных энергий, цветовая и динамическая передача (изображение) этого бестелесного

 

Кризис ренессанса состоит в том что в итоге ничто не идеально.


Билет №26. Теоретики искусства: Иммануил Кант

Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма

Основные работы Канта:

«Критика чистого разума» (1781)

«Критика практического разума»(1788)

«Критика способности суждения»(1790)

Одно из ключевых положений эстетики Канта таково: эстетическое суждение есть суждение вкуса.

Кант определяет вкус как способность судить о прекрасном, руководствуясь не логикой,
а чувством удовольствия или не удовольствия.

Суть открытого Кантом своеобразия эстетического отношения: « незаинтересованное» созерцание; ненаправленная на какой либо результат, игра познавательных способностей.


Билет №27. Теоретики искусства: Генрих Вельфлин

Генрих Вельфлин (1864 — 1945) — наиболее популярный представитель формального направления в искусствознании, классик формального метода.
" Основные понятия истории искусства" (1915) – является самой значимой работой в творчестве Г. Вёльфлина. Данная книга является в науке первой попыткой дать точную и сжатую характеристику стилей, толкуемых весьма расплывчато. В этой книге автор создаёт образцовую терминологию и методологию для научной истории искусств.

Вёльфлин поставил перед собой цель: выработать универсальный язык анализа произведений, а также при помощи различных художников, показать исторический переход от одного стиля к другому.

Генрих создает картину искусства нового времени, используя систему формальных категорий, состоящую из пяти пар контрастных понятий (линейного и живописного, плоскостного и глубинного, замкнутой и открытой формы, множественности и единства, абсолютной и относительной ясности). Эта система явилась своеобразным завершением теоретических построений Вельфлина.

Данные понятия, как и вся книга Вельфлина, построены на сравнении классицизма и барокко. Автор доказывает, что барокко – это не время упадка искусства, а целая эпоха в истории, которая абсолютна противоположна классицизму. В разгар поклонения всему классическому, выразившемуся и в омертвевших " салонных вещах" живописи " прекрасной эпохи" рубежа 19-20 веков, Вельфлин пишет о прелестях искусства неправильного, темного, негармоничного, как любили называть Барокко. По тонкости и красоте анализа барочной живописи эта работа мало с чем сравнится. Изучая историю искусства с конца XV в. до начала XVIII в., историк приходит к выводу о существовании двух различных способов видения: ренессансного классицизма и барокко, последовательно сменяющих друг друга. " Различные эпохи порождают различное искусство" - этой фразой Вельфлин связал историю искусства с экономикой, политикой, историей, модой, культурой, словом, решительно ориентировал науку об искусстве на изучение художественных форм в связи с формами созерцания, присущими той или иной эпохе.


Билет №28. Теоретики искусства: Аби Варбург, Эрвин Панофский

Варбург и Панофский известны в такой области искусствознания, как иконография.

В искусствознании иконография – описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых в изображении каких-либо персонажей или сюжетных сцен, в изобразительном искусстве строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен.,

Иконографические каноны, появившиеся как следствие религиозного культа и ритуалов, призваны были облегчить узнавание персонажа или сцены и согласовать принципы изображения с определённой теологической концепцией.

Иконология («учение об образах» в пер.с греческого) является вспомогательной наукой истории искусства, метод её исследования.

Принципы иконологии определились в противовес формальному методу Вёльфлина, сосредоточенному на зримом облике, а не на глубинном смысле художественного произведения; с другой стороны критическое отношение иконологов вызвала и традиционная иконография, чисто описательный подход к проблемам сюжета и символа. Иконологию от формального-стилистического метода анализа Вёльфлина отличают внимание к контексту произведения, условиям сложения его знаковой структуры.

Иконология Аби Варбурга

Суть иконологического исследования, по определению Варбурга, состоит во всесторонней и наиболее полной интерпретации смысла изображения, для чего необходимо смело «переходить границы» различных областей знания, сопоставляя разные источники.

Девизом научного метода Аби Варбурга можно считать его знаменитые слова: «Бог — в деталях»

Метод Варбурга по его определению это – управляемый процесс исторического воспоминания, который направлен на оживление и восстановление опыта образных представлений прошлого.

«…Иконологический анализ способен изучать античность, Средневековье и современность как взаимосвязанные эпохи, анализировать произведения изящного и прикладного искусства в качестве совершенно равноправных документов выражения. Этот метод, исследуя отдельные неясности, в то же время освещает крупные общие процессы развития и их взаимосвязи».

Эрвин Панофский

В ХХ веке американский исследователь Э. Панофский выдвинул иконографию как основу иконологического метода исследования сюжетной стороны произведений искусства, чтобы определить их значение и смысл в контексте данной культуры, выявить отражённые в них черты миросозерцания.

Сам Панофский определял иконологию как «учение об изображении» - «попытку установить, какое культурное значение или социальный смысл могут иметь некоторые формы, способы выражения и изображения в определённую эпоху». Э.Панофский применил этот метод в книге «Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада».

Суть иконологии – в интерпретации искусства. Она предполагает активную позицию зрителя и искусствоведа. Предполагается, что искусствовед должен быть знатоком всей эпохи, а не только искусства.

Э. Панофский предлагает три уровня анализа (выявления значения) произведения искусства:

1)естественное значение (зрительское) – непосредственное распознавание самих форм, которые надлежит выявить и расчленить.

2)условное значение – отождествление сюжетных мотивов в качестве носителей вторичного, иконографического значения. Это подразумевает знание литературных текстов, которые проливают свет на тот или иной образ.

3) Внутреннее значение (содержание). Распознав изображение, необходимо выйти за пределы иконографии и определить символическую ценность изображения. Рассмотрение символической ценности составляет предмет иконологии. На этой стадии учёный должен раскрыть многообразное значение знака (в различных цивилизациях и культурах).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1140; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь