Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Формирование и развитие идеи гуманизма в культуре Западной Европы
Прекрасной страницей в истории мировой культуры оказалась эпоха позднего Европейского Средневековья, прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения (конец 14 – нач. 17 вв.) Возрождение (Ренессанс) – это период, а также гуманистическое движение в истории европейской культуры, которое знаменует конец Средневековья и начало современности. Ренессанс возник в Италии в XIV в., распространился в западных старнах (северное Возрождение) и достиг наибольшего расцвета в середине XVI в. К концу XVI – началу XVII в. заметен упадок Ренессанса, называемый маньеризмом. Лучшие умы Европы этого времени провозглашали человека главной ценностью на Земле и прокладывали новые пути воспитания, стремясь раскрыть в человеке все лучшее, его индивидуальность. Духовную энергию, которая накапливалась на протяжении долгих Средних веков, а дух сдеживал ее внутри человеческой облчки, новая эра освободила, раскрепостила и как бы вдохнула в произведения искусства, науки и философии. Антропоцентризм стал ведущей и главной идеей мировоззрения эпохи Возрождения. В философско - педагогической мысли в обновленном виде появился идеал духовно и физически развитой личности, который был наполнен конкретно- историческим содержанием. Идейные представители Возрождения сами нередко являлись носителями такого идеала, будучи эталоном мудрости, нравственности и духовности. Умственное движение гуманизма и Возрождения возникло как следствие перемен в Средневековом мировоззрении, оплотом которого являлась католическая церковь. Если церковь учила, что человек в земной юдоли должен обращать надежды к Богу, то в центре нового мировоззрения оказался человек, который возлагал надежды на себя. Ростки гуманизма появились в условиях пробуждения национального самосознания во многих государствах. Подъем педагогической мысли был тесно связан с интенсивным развитием искусства, литературы. Мир после Великих географических открытий XV – XVI вв. стал для европейца более пространным и многоцветным. Распространению новой культуры и образованности способствовало изобретение в сер. XV в. книгопечатания. Гуманисты заново открыли как много сделали в культуре и образовании античные народы Греции и Рима. Стремясь подражать им, они и назвали свое время Возрождением – т.е. восстановлением античной традиции. В Греко - римской культуре видели отражение лучшего, что есть у человека и природы. Гуманистов привлекала свобода, выразительность и красота классической литературы. Классическая литература становится олицетворением идеала в воспитании. Свои идеи педагоги-гуманисты отыскивали не только в классическом наследии. Они взяли много от рыцарского воспитания, когда помышляли о физическом совершенстве человека. Отвечая на вызов времени, педагоги- гуманисты имели в виду формирование общественно полезной личности. В результате педагогическая триада Возрождения (классическое образование, интенсивное физическое развитие, гражданское воспитание) складывалось из трех основных слагаемых: античности, средневековья и идей предвестников нового общества. Представители возрождения обогатили программу классического образования, добавив в нее изучение древнегреческого языка, возродив правильный латинский язык. Смысл таких нововведений состоял в стремлении извлекать из античной литературы воспитательно-дидактический материал: идеи государственного устройства у Аристотеля, военного искусства у Цезаря, агрономические познания у Вергиля. Начало Возрождения в Италии связано с именами писателей Петрарки и Дж. Боккаччо («Декамерон»), развивавшими традиции Данте в обогащении языка «дольче стиль нуово» (сладкого нового стиля) и народного – «вульгаре». Колыбелью европейского Возрождения оказалась Италия. Борьба итальянских городов за независимость, пробуждение чувства причастности к единому этносу породили духовное движение, которое выдвинуло идеи гражданского воспитания. Особо заметными являются следующие деятели – Дж. Боккаччо, Петрарка, Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла, Л. Альберти (1404- 1472), Л. Бруни (1369-1444), Л. Валла (1405 /1407- 1457) и др. Речь шла о формировании члена общества, чуждого христианскому аскетизму, развитого телесно и духовно, воспитанного в процессе трудовой деятельности, что, как замечал, например, Л. Альберти, позволит приобретать «Совершенные добродетели и полное счастье». Идеи, отраженные в «Декамероне», продолжают прославление земных радостей, равенство людей независимо от их происхождения. В произведении отражается эпоха, которая открыла человеческое «я» как чудо из чудес. Духовенство все больше стало терять свой авторитет и позиции. Смене мировоззрения сопутствовали кровопролитные войны. Это привело к отпадению ряда европейских стран от католицизма, т.е. появлению различных форм протестанизма. Итальянские гуманисты полагали, что наилучший путь воспитания – изучение классической греко–римской культуры. В качестве образца педагогических идей рассматривались идеи Квинтилиана. Среди итальянских гуманистов Возрождения выделялся Томазо Кампанелла (1568- 1639). Бунтарь и еретик он 27 лет провел в тюрьме, где написал ряд трактатов, в том числе «Город Солнца», где рисуется образец общества экономического и политического равенства. В трактате изложены педагогические идеи, пафос которых заключен в отрицании слепого подражания книжности, возврате к природе, отказе от узкой специализации. Педагогические идеи Томазо Компанеллы, выраженные им в книге «Город Солнца», в определенной мере явились развитием идей, предшествовавших ему мыслителей, в т.ч. и Т. Мора. Они понимали, что высокого уровня прогресса можно добиться при активном содействии государства в развитии наук, техники и духовности. Эпоха Возрождения давала яркий пример этому. Город Солнца - это государство, которое подобно Утопии построено на принципах общественной собственности, обязательного и всеобщего труда и предоставлении возможности всем гражданам заниматься науками и искусствами. Кампанелла более полно, чем Мор, излагал систему воспитания детей в совершенном обществе. Он считал, что государство должно контролировать даже подбор супругов с тем, чтоб сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство. И они смеются над тем, что мы, усердно заботясь об улучшении пород собак и лошадей, пренебрегаем в то же время породой человеческой. С двух лет, считал Кампанелла, следует начинать общественное воспитание детей, а с трехлетнего возраста учить их речи и азбуке, широко используя наглядные изображения, которыми покрыты буквально все стены домов и городских стен. С этого же возраста должно вестись усиленное физическое воспитание детей, а с восьми лет нужно уже начинать систематическое обучение разным наукам. Изучение наук следует сочетать с регулярными посещениями различных мастерских, чтоб дать воспитанникам технические знания и сознательного выбора будущей профессии. С двенадцати лет надо начинать военную подготовку граждан, независимо от пола, чтоб в случае войны женщины могли участвовать в ней вместе со своими детьми – подростками. Педагогические идеи ранних социалистов-утопистов оказали существенное влияние на дальнейшее формирование прогрессивной педагогической теории. Многие открытия в науке, сделанные в этот период, изменили жизнь человечества, способствовали межкультурной коммуникации. Во второй половине XV – начале XVI века итальянская гуманистическая мысль приобретает все более широкую философскую основу в идее достоинства личности. Впервые эта тема рассмотрена Джаноццо Манетти в трактате «О достоинстве и превосходстве человека». Эта же проблема освещена и решена в философии Джованни Пико делла Мирандолы, страстного защитника прав разума и творческого мышления. Леон Батист Альберти отстаивал идеи свободы человека в выборе своей судьбы. Идею того, что человек, а не Бог определяет судьбу, Альберти выразил в работе «Человек и фортуна». В его рассуждениях четко виден гуманистический подход к решению проблемы, подвластность закону природы предполагает в то же время свободу разума и воли. Совершенство, разумность, целесообразность – осознание этих принципов и свободное следование им. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль внесли новые принципы живописи. Художники эпохи Возрождения являются философами, человек занял центральное место в их картинах, пейзаж, горы и деревья всегда меньше, чем изображенный на них человек. Леонардо да Винчи был убежден в безграничных творческих возможностях человека, воплощением его убеждений был он сам, чей гений проявился во многих областях науки, в изобретательстве, искусстве. Он совместил созерцание и научное постижение мира. Культ разума, знания, творчества, составивший главное содержание гуманистической мысли, высвобождал науку и искусство. В этом заключается одно из главных достижений эпохи Возрождения.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1842; Нарушение авторского права страницы