Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Античная культура: мифология, философия, искусство



 

Крито-микенская культура. Культуры Древней Греции и Древнего Рима.

Античной (лат. антикус -древний) культурой гуманисты эпохи Возрождения называли греко-римскую культуру, ставшую колыбелью европейской цивилизации. Она не возникла внезапно, что доказали раскопки, проведенные на островах Эгейского моря и на юге Балканского полуострова двумя выдающимися археологами XIX и XX вв. - Генрихом Шлиманом и Артуром Эвансом, которые открыли раннюю античную культуру, центром которой в 3-2 тысячелетии до н. э. был остров Крит, а позже греческий город Микены. Этот период античной культуры получил название крито-микенский, или минойской, время существования которого насчитывает почти тысячу лет. Критская культура (2000-1400 гг. до н. э.) была открыта на рубеже XIX-XX вв., но предположение ученых, что легенда о лабиринте критского царя Миноса имеет историческую основу.

 

Крито-микенская культура

Остров Крит является колыбелью европейской культуры, он упоминается в древних египетских текстах, сюжеты многих греческих мифов связаны с этим островом, но критские письмена еще не расшифрованы. Ничего неизвестно об этнической принадлежности древнего населения Крита, о его государственном устройстве и религиозных верованиях. Сохранились только памятники материальной культуры и искусства, по которым можно предполагать, какой уровень развития был в минойской цивилизации.

В искусстве Крита отсутствует каноничность; в архитектуре, живописи, в росписях керамики господствует асимметричность. Оно пора­жает непосредственно-радостным восприятием жизни, что стало характерной чертой искусства всего античного мира.

На острове не было обнаружено храмовых построек, только остатки обширных дворцов. В 1899 г. английский археолог Артур Эванс (1851- 1941) приступил к раскопкам в городе Кноссе. В результате раскопок был открыт громадный дворец. С востока сооружение было ограничено глубоким оврагом, с юга - рекой, с севера - морем. Он имеет ложную планировку: помещения располагаются вокруг внутреннего вора, иногда на разных уровнях и соединяются между собой запутан­ными ходами, лестницами и коридорами, некоторые из них уходят под землю. Кносский дворец действительно напоминает лабиринт древнегреческого мифа, в котором обитал полубык-получеловек Минотавр.

Эванс решил, что Кносский дворец и был мифическим лабиринтом, выстроенным из камня и дерева (в основном кедра). О том, что это был культовый комплекс, свидетельствовали найденные изображения лабриса - двойной ритуальной секиры, служившей своего рода эмблемой критян. Лабрис, как правило, соседствовал с букранием (греч. - череп быка) -символической формой в виде бычьих черепов или же со сти­лизованными рогами. Названные Эвансом священными, рога скорее всего символизировали царя, супруга царицы, почитавшейся на праз­дниках как Великая богиня. Через каменные священные рога, стояв­шие в западной части дворца, открывался вид на гору Юкту.

Живопись была главным украшением Кносского дворца, в сохра­нившихся настенных росписях которого раскрывается жизнь древ­них его обитателей, их праздники, состязания с быками. На одном из восстановленных изображений, которое стало в настоящее время символом Крита, представлена сцена таврокатапсии - ритуального боя с быком. Тема укрощения быка как тема победы над смертью была очень популярна в крито-микенском искусстве. Об этом свидетельствуют найденные фигурки быков - с человечками возле рогов или же с наброшенной на них сетью, т. е. прирученных. Очень часто встре­чается изображение женщин, которых исследователи прозвали «пари­жанками», «дамами в голубом», «придворными дамами», хотя может быть, это жрицы, заклинательницы змей или богини. У них осиные талии, пышные открытые платья, затейливые прически, тонкие носы с горбинкой и маленькие рты.

Ритуал на Крите часто включал в себя сцены эпифании (внезап­ного явления богини). Божество, воплощаемое жрицей, представа­ло перед глазами участников ритуала, для которого предназначался тронный зал Кносского дворца. С залом соединялись служебные по­мещения, в одном из которых жрица переодевалась в богиню, затем она представала перед избранными участниками ритуала, появляясь внезапно из глубокой тьмы, освещенная факелами. Богиня восседала в течение краткого мига на каменном троне с геральдическими роспи­сями: пальмами и грифонами (мифическими существами с туловищем льва, крыльями и головой орла). Изображение эпифании в критском искусстве было весьма распространено. Женщины-критянки на изоб­ражениях обычно грациозны, их походка легка. Мужчины-критяне (их тела всегда окрашены в ярко-коричневый цвет) стройные, быст­рые и подвижные.

Строение фигур на Крите напоминает египетские: плечи, грудь, глаза даются в фас, лицо и ноги - в профиль. Однако критские ху­дожники предпочитают плавную линию, красивый удлиненный силуэт с тонкой талией, свободно вьющийся узор, красивое сочетание чистых сине-зеленых и желто-красных цветов. Росписи поражают безмятежностью, радостью, свежестью восприятия окружающего мира и жизни.

Критяне были наделены страстной, трепетной, всепоглощающей любовью к живому миру: каждая травинка, цветок, мотылек или птич­ка казались им исполненными особого смысла. Это были не просто живые существа, но божества, священные создания. Позднее в гречес­ких мифах о безвременно погибших красавцах Гиацинте и Нарциссе отразилась вера критян в божества-цветы, которые срывали лишь раз в году на особых ритуальных праздниках. Все боги-цветы считались зем­ным отражением небесных богов-светил — Солнца, Луны или звезд.

К середине 2-го тысячелетия до н. э. в искусстве Крита произошли большие перемены. Произведения критских мастеров утратили не­посредственность, в них все больше ощущались сухость, жесткость, стилизация. Старые сюжеты оказались подчинены логике и рациона­лизму.

Что привело к столь заметным изменениям в искусстве - точно не выяснено. Возможно, что на Крите в это время уже появились микенцы, пришедшие на территорию Греции около 2000 г. до н. э.

Критская цивилизация погибла в XV в. до н. э. В качестве причины ее гибели ученые выдвинули разные версии: нашествие племен ахей­цев, страшное землетрясение, извержение вулкана, цунами. Критской культуры не стало, но еще около 300 лет существовала близкая ей ми­кенская культура на территории современной материковой Греции.

Микенская культура (1600—1100 гг. до н. э.) получила свое название по имени города на полуострове Пелопоннес. Ахейцы - племена ин­доевропейского происхождения - пришли на территорию Греции око­ло 2000 г. до н. э. и стали предками греков. Они же внесли в искусство примитивизм и сухость. Микенцы перестроили Тронный зал и другие помещения Кносского дворца. По образцу критского письма микенцы создали собственную письменность - для записи текстов на греческом языке. Памятники раннегреческого письма найдены в архивах двор­цов, но большая часть записей касается ведения хозяйства.

Немецкий археолог-любитель Генрих Шлиман прибыл сюда в 1874 г. и стал первооткрывателем микенской культуры. В искусстве Микен также не чувствуется религиозного влияния, но в отличие от критского оно более суровое и простое. Жители городов Микен и Тиринфа стро­или свои города-крепости на высоких холмах, укрепляя их стенами. Отсюда и появилось название «акрополь» — верхний город. Планиров­ка микенских дворцов-акрополей существенно отличается от принятой на Крите. Дело не только в крепостной стене и воинственном сооружений. Их ясное и четкое построение имело очень мало общего со сложными и запутанными критскими дворцами. Основу микенского дворца составляло длинное прямоугольное здание.

Центром дворца является мегарон - большой прямоугольный зал с очагом посередине. Вокруг мегарона группируются жилые и подсобные помещения. Мегарон послужил прообразом для греческих храмов. Росписи, сохранившиеся в Тиринфском дворце, изображают сцены охоты и битв, но характер их более схематичен и сух, композции статичны.

Суровость, малолюдность Микен очевидны при сопоставлени с шумным, праздничным Кноссом. Однако микенские архитекторы переняли у критян троны и дворцовые скамьи, а также манеру украшать росписями стены и длинные проходы с колоннами. Критские мастера покидая свои опустевшие города, переходили на службу к микенским правителям, поэтому микенское искусство представляет собой в кой-то мере продолжение критского — столь тесно они переплетены друг с другом.

Микенское изобразительное искусство отказывается от схемы построения мира, созданной критянами. Исчезают многоцветность. воздушность, разнообразие природы; искусство лишено всего случайного, как бы увиденного в «Мгновение ока»: птицы, сложившей крылья. обезьяны, пробегающей по грядкам крокусов, тихо крадущейся кошки Главное место занимают такие сюжеты, как охота, взятие городов и т. д. В подобных изображениях — плоских и декоративных — пространство почти не ощущается. Но в этой сравнительной бедности микенского художественного языка заложены композиционная сила, порядок, логика. В микенском искусстве все чаще начинала звучать тема войны, трагедии, смерти. Как свидетельствуют изображения, мужчины микенской эпохи — это прежде всего охотники и воины. Они побеждают львов, приступом берут города, сражаются и умирают.

К XII в. до н. э. Микенская цивилизация была разрушена дорийцами, новыми греческими племенами.

 

Культура Древней Греции

XI—IX вв. до н. э. получили название гомеровского периода. Характерным явлением этого времени стал необычайно интересный своеобразный геометрический стиль в искусстве, а также записанный позднее устный героический эпос о Троянской войне. Именно в гомеровский период было заложено основание материальной и духовной культуры Греции. Отчетливые признаки греческой культуры проявляются в VII-VI вв., а в V в. наступает ее расцвет, который назван периодом греческой классики. Последний период – III – I вв. до н. э.- эпоха эллинизма.

 

Античная культура на протяжении всего времени имеет мифологический характер, поглощает и обрабатывает разрозненные племенные мифы, объединяет их в единую религиозно-мифологическую систему. Уже в VIII — VII столетиях до н. э. в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» и Гесиода «Теогония» и «Труды и дни» эта система приобретает тот вид, в котором она становится основой всего античного мировоззрения. На основе мифологии возникло и греческое классическое искусство.

Главными областями греческой культуры становятся философия и искусство, которые вырастают из мифологии и пользуются ее образами. Но со временем они приобретают другое содержательное значение, которое выходило за пределы мифологии. Философское мышление, в отличие от мифологического, старается объяснить действительность путем рационального, логического суждения, а не путем повествовательного характера художественного образа, достоверность которого с самого начала находится вне всяких сомнений. Средствами философского суждения становятся не наглядные образы и эмоции, а абстрактные понятия. В противоположность мифологии, философия четко отделяет факты и логические умозаключения от бездоказательных вымыслов и предвидений.

Первый древнегреческий философ Фалес Милетский, поставив вопрос о первооснове всех вещей, стал искать ответ не в действии богов, а в логических обобщениях фактов. Это дало возможность ему сделать вывод, что первоосновой является вода. В дальнейшем этот вопрос получает другое решение у Анаксимена и Анаксимандра, у пифагорейцев и эллиатов, у Гераклита, Анаксагора и Демокрита, у Платона и Аристотеля. Но все чаще греческие философы в обосновании своих мыслей используют не мифологию, а факты и умозаключения (что не мешает им оформить свои мысли в образы мифологического языка). Одновременно с философией, которая уже в Древней Греции получает автономную независимость от мифологии, развиваются и начальные формы научных знаний — астрономии, математики, медицины. Сократ вернул греческую философию к изучению человеческой души. Вершиной греческой философии были учения Платона и Аристотеля, в которых философы попытались свести в единую систему представления о мире, обществе, человеке, истине, добре и красоте.

Искусство древней Греции, как и философия, опиралось на мифологию и черпало из нее свои темы и сюжеты. Произведения искусства приобретают свою собственную эстетичную ценность, которая определяется не их культовым назначением, а художественными ценностями. Искусство становится самостоятельной областью культуры, сферой деятельности, направленной на удовлетворение эстетических потребностей. В нем возникают и дифференцируются как особые его виды архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство, лирическая поэма, драма, театр.

Характерные особенности искусства:

создателями античной культуры были древние греки, которые называли себя эллинами, а свою страну Элладой. Греческое искусство развивалось под влиянием трех очень разных культурных направлений: эгейского, дорийского, восточного.

Но это был лишь подготовительный этап греческого искусства, которое демонстрировало какую-то норму, какую-то основу. Полностью идеал этого искусства начал обнаруживаться позже, на новом этапе развития древнегреческого общества;

основой греческого искусства была мифология. Коренное отличие античной культуры от культуры Египта, Месопотамии или Скифии вытекает из самого характера греческой мифологии, которую потом, только переименовав на свой лад, позаимствовали римляне.

Как любая другая, греческая мифология представляет собой художественное творчество народа, она воплощала в конкретные образы таинственные силы природы. Греческая поэзия, и в первую очередь гомеровский эпос, придавали народным легендам законченный повествовательный характер.

Мифологические легенды Эллады, на основе которых развивалось греческое искусство, совсем по-иному, чем мифы, которые возникали в других краях, представляли человека в борьбе за торжество над природой. Греческая мифология знаменует конец сил, стихий природы, которые имеют власть над человеком. Он, человек, принимает природу такой, какой она есть, он борется с опасностями и тайнами, как умеет, но не старается победить эти силы колдовством, магией, рабским обожествлением идолов.

Жизнь для эллина — борьба, а за жизнью наступает смерть, но жизнь не только борьба, главное в жизни — радость. А радость порождает улыбку. Греческое искусство отмечено спокойной улыбкой радости человека. Итак, греческая мифология создала богов, которые воплощали в прекрасных человеческих образах страсти и мечты, которыми живет мир; если древний грек воспринимал природу не в ее неразгаданных тайнах, а в ее видимой объективной реальности, его искусство должно было стать реалистическим. Художественное творчество Эллады впервые в истории мира утвердило реализм как абсолютную норму искусства. Но не реализм в точном копировании природы, а в завершении того, чего не смогла или не успела довершить природа. Итак, искусству необходимо создавать такое совершенство, какое природа лишь начала, но сама не смогла достичь (боги Олимпа — Зевс, Афродита, Афина — кто они, как не люди, которые стали еще прекраснее и получили в своем человеческом совершенстве бессмертие).

Реализм — основа греческого искусства, но, как уже было сказано, цель этого искусства — не просто копирование природы. В произведении искусства сходство изображения должно быть озарено вдохновением, которое превращало художника в соперника природы. Греческие художники стремились к максимальному правдоподобию, чтобы раскрыть всю красоту реального мира, с верой в то, что в ней возможна высшая гармония.

Главная тема греческого искусства — человек. Полностью выявить все возможности человека — такой была цель искусства, поэзии, философии и науки.

Греческое искусство твердо становится на путь гуманизма. Цель греческого искусства — создание красоты, которая равнозначна добру, равнозначна физическому и духовному совершенству человека. Создаваемая искусством идеальная красота порождает в человеке благородное стремление к самосовершенствованию.

Архитектура. В отличие от критской архитектуры, которая имела вид дворцов, архитектура Греции была, прежде всего, храмовой. Но греческие храмы имели с самого начала особое назначение. В них не собирались для моления, так как культовые церемонии проводились перед жертвенником под открытым небом. Греческий храм предназначен исключительно как помещение для статуи божества в виде идеального образа человека (мужчины или женщины).

Кредо античной архитектуры — мера. В основе ее художественного влияния лежит пропорциональная согласованность, которая возникла в результате изучения тектонических законов окружающего мира, в том числе удивительного строения человеческого тела. Поэтому эта архитектура была в каком-то плане антропоморфная (подобная человеку, соотнесенному с его пропорциями). Основой ее смыслового значения было единство конструктивной и художественной тектоники.

Высочайшего расцвета культура Античной Греции достигает в сороковые и тридцатые года 5 ст. до н. э. Этот период был кульминацией расцвета Афин. Слава Афин, величественность и красота этого города в истории мировой культуры неразрывно связаны с именем вождя афинской демократии— Перикла. Прежде всего, Перикл решил отстроить Афинский Акрополь.

В ансамбль архитектурных сооружений Афинского Акрополя классического времени входили следующие архитектурные памятники:

— Храм Парфенон, посвященный покровительнице города Афин — Афине;

— Храм Ники Аптерос (бескрылой). Архитектор Калликрат 449-420 гг. до н. э.;

— Храм Эрехтейон. 421- 406 гг. до н. э.

Храм Парфенон строился под общим руководством Фидия. По договоренности с Периклом он пожелал воплотить в этом наибольшем памятнике Акрополя идею торжества демократии. Парфенон — наилучший храм, выполненный в дорическом стиле.

Парфенон был также хранилищем, государственной сокровищницей, государственным банком. В казну богини Афины поступали разные пожертвования. Значительную ценность в денежном эквиваленте представляла драгоценная металлическая посуда и другие драгоценности, многие из которых были подарены дружественными городами, доходы с земель, которые принадлежали богине, часть от доходов серебряных приисков. В Парфеноне сохранялась также главная статуя храма, выполненная в хризоэлефантинной технике (греч. «хризос» — золото, «элефас» — слоновая кость). Второе назначение Парфенона состояло в том, что это было культовое здание, тесно связанное с праздником Панафиней и с Панафинейской процессией. Во время архитектурных обмеров Парфенона обнаружили, что в здании, как и в человеческом теле, нет ни прямых, ни равных плоскостей: все линии выгнутые, плоскости чуть выгнутые или вогнутые, оси колонн, при мысленном их продолжении вверх, пересекаются в одной точке на высоте двух километров.

Храм Ники Аптерос. Последняя четверть V ст. до н. э. Мрамор, высота колонны — 4, 04 м. Построенный около 425 года до н. э. архитектором Калликратом, храм Ники Аптерос—одно из прекраснейших зданий ионического ордера классической эпохи. Имел по четыре ионических колонны с западной и восточной сторон и глухие стены с юга и севера. Храм является особым типом—амфипростилем. В небольшом (3, 74x4, 19 м) внутреннем помещении стояла статуя богини победы — Ники. По легенде, Ника была задумана и создана без крыльев, так как жители Афин хотели, чтобы Победа всегда осталась с ними и не могла покинуть город.

Храм Эрехтейон (421-406 гг. н. э.). Последним зданием Акрополя был храм, посвященный Афине, Посейдону и мифическому царю Эрехтею. Это единственный храм Акрополя, который имеет в плане асимметрический характер. Здесь впервые в истории мировой архитектуры в западном портике храма роль колонн выполняли скульптуры женских фигур — кариатид.

Скульптура. Как уже было сказано, архитектура и скульптура составляли в Греции единое органическое целое. Скульптурные произведения не только определяли знаково-смысловую форму самого храма, который был «обрамлением» статуи божества, но и заполняли тектонические и несущие формы перекрытия и конструктивных частей здания. Скульптурные композиции помещались на фронтонах и метопах здания, а в ионическом ордере окружали рельефный фриз.

Первые греческие скульптуры еще отображают влияние Египта: фронтальность и неуверенное преодоление скованности движений — выставленной вперед левой ноги или руки, прижатой к груди. Эти каменные скульптуры, чаще всего Поликлет. Дорифор из мрамора — атлеты, победители в соревнованиях. Можно сказать без преувеличения, что скульптура Эллады родилась на стадионе. Художника вдохновляла красота тренированного, стройного тела, а прекрасные статуи вдохновляли юношей на тренировку, давая им образец физического совершенства.

Еще одним прообразом для скульптур были юные женщины в хитонах или плащах. Как правило, греческие женщины не принимали участия в спортивных соревнованиях, поэтому красота женского тела не сразу засияла в искусстве.

Тела греческих статуй чрезвычайно одухотворены. Тело и психика осознавались в их неделимости. Позы могли быть самыми простыми, почти будничными: Ника, которая надевает сандалии, мальчик, который вынимает занозу из пятки. Эти движения совсем не обязательно воплощали что-то высокое.

Создание идеальных образов людей отличает творчество великих скульпторов V века до нашей эры: Мирона — знаменитый «Дискобол» (атлет, которого скульптор изобразил в спокойной позе легкого медленного движения — это пластический гимн ясности ума, мудрому равновесию), Поликле-Мирон Дискобол та — «Дорифор» (Копьеносец). Лица греческих статуй в классический период мало индивидуализированы, отражены в вариациях общего типа, но в этом типе воплощен высокий духовный смысл.

Керамика. Самым ярким отражением греческой живописи была греческая керамика. Греческая керамическая посуда была довольно разнообразной по форме: овальные амфоры с узкой шейкой и двумя ручками — сосуды для сохранности вина и ношения воды; кратеры с широким горлом — для хранения зерна, растительного масла и меда; объемные кратеры — для вина, смешанного с водой, обычного напитка греков; изысканной формы гидрии — сосуды для ношения воды с двумя горизонтальными ручками, чтобы поднимать на голову, и третьей, вертикальной, чтобы снимать с головы; килики — чаши для питья; высокие, удлиненные лекифы — для ароматного масла и др.

Все они отличаются удивительно изысканной формой, которая в каждом сосуде определялась ее назначением. Искусство керамики быстро совершенствуется в позднеархаическую эпоху. Чернофигурные вазы характерны для VI столетия, по их изготовлению первое место занимает Аттика с ее столицей Афинами.

Чернофигурная керамика исключительно декоративная. Рисунок переводился на глиняный желтый, оранжевый или розовый фон сосуда. В основе рисунка силуэт, так что фигура изображается не объемно. Детали обрабатывались резцом подобно гравировке по металлу. Тело женских фигур закрашивали в белый цвет, не зарисованную часть вазы вскрывали лаком, который придавал ей металлический блеск.

Чернофигурную роспись в керамике в конце VI столетия заменяет более совершенная — краснофигурная роспись. В ходе росписи человеческие фигуры оставляли в теплом цвете глины, а фон вскрывали блестящим черным лаком. Детали уже не гравировали, а наносили тонкими черными линиями, и тонкими, едва заметными, бледно-желтыми штрихами. Это давало возможность «отрывать» фигуры от плоскости, прорисовывать их мускулатуру, изображать тонкие складки одежды и т. п.

Римская античность заимствует большинство идей и традиций греческой культуры. История Античного Рима охватывает период с VIII ст. до н. э. по VI ст. н. э. Параллельно с процветанием эллинистических центров на Западе росла военная мощь Рима.

Падение Карфагена в 146 г. до н. э. было переломным событием, начиная с этого времени Рим завоевал Грецию. Собственные художественные традиции римлян были довольно бедными. Рим воспринял и ассимилировал весь пантеон греческих божеств, дав им только другие названия. Зевс стал Юпитером, Афродита — Венерой, Арес — Марсом и т. д.

Римская культура с самого начала несла в себе зерна упадка. Так как рабовладельческий Рим был последним актом рабовладельческого общества, он вышел на сцену, когда противоречия этого общества достигли угрожающей остроты. Овладев греческой культурой, римляне обогатили ее замечательными открытиями в области строительной техники. Римляне первыми стали использовать в строительстве крепкий и водонепроницаемый материал — римский бетон, создали и усовершенствовали особую систему больших общественных зданий из кирпича и бетона, широко использовали рядом с греческими ордерами такие архитектурные формы, как арка, свод, купол.

Характерные особенности искусства. С провозглашением Римской империи (I —V ст. н. э.) перед искусством была поставлена задача прославления личности правителя и его власти.

Девять грандиозных акведуков (от лат. aqua — вода, duko — веду — сооружение для подачи воды) доставляли воду в императорский Рим. Римский писатель Юлий Фронтин уверенно заявляет, что нельзя сравнить эти «огромные каменные сооружения с бескорыстными пирамидами Египта». В этих словах ключ к пониманию важнейшего стимула римского искусства — культа полезности — нужным, полезным было лишь то, что удовлетворяло таким стремлениям.

Власть римских императоров подчеркивают грандиозные памятники архитектуры: прекрасно спланированные ансамбли городов, знаменитые императорские бани — термы, амфитеатры.

Римская архитектура не может сравниться художественными достоинствами с греческой, но она величественна, довольно эффектна

В I и II столетиях был построен знаменитый Колизей — амфитеатр, который вмещал одновременно пятьдесят тысяч зрителей, которые через восемьдесят входов и выходов могли быстро заполнить и освободить амфитеатр. Здесь происходили гладиаторские бои и травля зверей. Арена амфитеатра — деревянный подвижный пол, который заполнялся водой из подведенного к зданию рукава акведука, и тогда в Колизее устраивались морские битвы.

Художественную основу Колизея составляли ритмы внешней стены по вертикали и горизонтали. Колизей делится на три яруса аркад, четвертый ярус глухой стены был увенчан круглыми щитами, которые усиливали эффект широты здания, «поддерживали» ритмичность арок нижних этажей и украшали его.

Самое знаменитое античное купольное сооружение высотой 43 метра «храм всех богов» — Пантеон (118-125 гг.). Здесь впервые была решена проблема организации большого внутреннего пространства: объединение стены и свода, стены и купола. Греция не знала такого сферического охвата пространства, а Европа поздних времен узнала благодаря Риму.

Скульптура. Римское изобразительное искусство формировалось под влиянием этрусского и греческого искусства, но не наследовало эти традиции, а выработало свои характерные особенности — в Риме получил распространение скульптурный портрет, и именно в этом сказалось своеобразие римского изобразительного искусства.

Римский скульптурный портрет получил свое начало от традиции снимать с лица умершего человека гипсовую маску, из которой делалась отливка, точно повторяющая его черты. Приемы снятия маски римляне переняли из Греции. Маски для греческого скульптора были подсобным материалом в ходе создания портрета. Римские мастера, которые работали над созданием портрета в мраморе или бронзе, точно следовали отливке, ничего не изменяя, сохраняя все мелкие подробности лица.

Мраморные римские портреты повторяют египетскую скульптурную технику, поэтому римский скульптурный портрет — явление по своему характеру своеобразное: он не похож ни на египетский, ни на греческий. Римский портрет — это сама история Рима, представленная в лицах, история его небывалого подъема и трагической гибели.

С развитием общественной жизни и ростом значения полководца-завоевателя, государственного деятеля, законодателя появляется статуя римлянина, закутанного в тогу (тогатус) — большой широкий плащ, одетый поверх туники. Перекинутая через плечо тога образовывает три группы округлых складок: на груди возле пояса, возле колен и внизу.

Римские портреты периода упадка Рима с бесстрастностью зеркала рассказывают о глубине кризиса общественного сознания. В 395 году Римская империя распалась на Западную — латинскую и Восточную — греческую. В 476 г. Западная Римская империя пала под нашествием германцев. Открылась новая страница и в истории культуры — культура средневековья.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1344; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.065 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь