Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные тенденции в русской литературе 1960-1990гг. «Громкая» лирика 1960гг: имена, концепция человека и мира, проблематика. Творчество Евтушенко, Вознесенского
ЛИТЕРАТУРА ОТТЕПЕЛИ – название литературы Советского Союза периода 50-х– начала 60-х ХХ века. Тенденции, темы и жанры, сложившиеся в отечественной литературе под влиянием исторических и политических перемен в общественной жизни СССР. Смерть Сталина в 1953, ХХ (1956) и XXII (1961) съезды КПСС, осудившие «культ личности», реабилитация тысяч репрессированных, смягчение цензурных и идеологических ограничений – на фоне этих событий происходили перемены в умонастроениях людей, чутко подмеченные писателями и поэтами, и отраженные в их творчестве. Наиболее яркие произведения этого периода были ориентированы на участие в решении злободневных для страны общественно-политических вопросов, о пересмотре роли личности в государстве. В обществе шел процесс освоения пространства открывшейся свободы. Большинство участников споров не отказывалось от социалистических идей. Предпосылки оттепели закладывались в 1945. Многие писатели были фронтовиками. Проза о войне реальных участников военных действий или, как ее называли, «офицерская проза», несла важное понимание правды о прошедшей войне. Первым поднял эту тему, ставшую центральной в военной прозе 1950–1960, Виктор Некрасов в повести В окопах Сталинграда, вышедшей в 1946. Константин Симонов, служивший фронтовым журналистом, описал свои впечатления в трилогии Живые и мертвые (1959–1979). Период оттепели сопровождается расцветом поэзии. Эйфория от открывшихся возможностей требовала эмоционального выплеска. С 1955 в стране стал проводиться праздник День поэзии. В одно из сентябрьских воскресений повсюду в стране в залах библиотек и театров читались стихи. С 1956 стал выходить альманах с одноименным названием. Поэты выступали с трибун, собирали стадионы. Поэтические вечера в Политехническом музее привлекали тысячи восторженных слушателей. С тех пор, как в 1958 на площади Маяковского был торжественно открыт памятник поэту, это место стало местом паломничества и встреч поэтов и любителей поэзии. Здесь читались стихи, обменивались книгами и журналами, шел диалог о происходящем в стране и мире. Заметную роль в литературе 1960-1970-х годов сыграли течения, получившие название «громкой» и «тихой» лирики. Громкую лирику не случайно называли также эстрадной поэзией. Она собирала полные стадионы и огромные аудитории. Громкая лирика остро поставила проблему освобождения личности и необходимости социального преобразования мира. Вокруг журналов группировались свои авторы и критики. «Новый мир» отдает предпочтение громкой поэзии, «Октябрь» – тихой. Тихая лирика окончательно формируется во второй половине 1960-х годов. Она объективно противостояла громкой, эстрадной поэзии. Их объединяет система эстетических принципов, нравственных ориентиров и стилевых предпочтений. Эстрадной яркости и повышенной эмоциональности, новаторским ритмам и образам они предпочитали задумчивую элегичность и подчеркнуто традиционный стих. Тихая лирика ориентируется на истоки народной культуры, способствует нравственно-религиозному обновлению. Громкая лирика живет в городе и смотрит на Запад, тихая – обитает в деревне и пристально смотрит на Восток. Тихая лирика говорит с читателем на привычном языке. В лучших своих проявлениях тихим лирикам удается избежать общих мест и банальных перепевов элегических стереотипов. Тихая лирика, исходя из субъективного опыта личности, пыталась обнаружить универсальные связи человека с миром. С самого начала творческого пути лирика А.Вознесенского воспринималась как явление чрезвычайно своеобразное и необычное. Всеми признавалась одаренность поэта, своеобразие его образного строя и стилистики, которые сразу породили дискуссии по вопросу «Как быть с Вознесенским? » (название статьи Н.Асеева). Первые публикации молодого поэта были осуществлены в газетах и журналах в самом конце 1950-х годов, однако написаны они были несколькими годами раньше, фактически еще Вознесенским-школьником. Обращает на себя внимание необычность образов начинающего поэта, свежесть зрительных сопоставлений, построенных на сближении «далековатых» понятий. Но главное заключалось в экспрессии чувства, бьющего через край, особой стилистике, которая, на первый взгляд, далеко выходила за рамки привычной русской поэзии (и классической и современной). Одним словом, всё «слишком». Так, в стихотворении «Торгуют арбузами» поэт от бытовой сценки вдруг совершает скачок к вселенскому образу, построенному на чисто зрительном сопоставлении. И так же весело и свойски, Как те арбузы у ворот, Земля мотается в авоське Меридианов и широт.» Почти во всех откликах отмечался присущее А.Вознесенскому острое чувство современности, напряженный лиризм, тяга к многозначности образов, к сжатым, подобно стальной пружине, ассоциациям, к неожиданным, часто гротескным, метафорам. Критики не успевали за много работающим поэтом, стихотворные сборники которого стали выходить один за другим. И самым «громким» эстрадным лириком был Евгений Евтушенко. Его стихи приобретают большую популярность: «Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962). Одним из символов оттепели стали вечера в Политехническом музее, в которых вместе с Беллой Ахмадулиной, Робертом Рождественским, Булатом Окуджавойи другими поэтами принимал участие и Евтушенко. Произведения его отличала широкая гамма настроений и жанровое разнообразие. Первые строки из пафосного вступления к поэме «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в России больше, чем поэт», — манифест творчества самого Евтушенко и крылатая фраза, которая устойчиво вошла в обиход. В творчестве поэта наличествует и интимная лирика: (стихотворение «Бывало, спит у ног собака» (1955), «Не исчезай» (1977) и др.), и антивоенная (поэма «Мама и нейтронная бомба» (1982) ), и антиимпериалистическая ( поэма «Коррида» (1967), поэма «Под кожей Статуи Свободы» (1968), «Голубь в Сантьяго» (1972 – 1978) и др.), и тема жизни и смерти («Людей неинтересных в мире нет…» (1961), «Смеялись люди за стеной…» (1963) ), как никто другой, Е.Евтушенко откликался в своем творчестве на все сколько-нибудь значимые события, свидетелем которых он стал. В поэме «Северная Надбавка» (1977) художник сложил настоящую оду пиву. Большому успеху Евтушенко способствовала простота и доступность его стихов, а также скандалы, часто поднимавшиеся критикой вокруг его имени. В расчете на немедленный публицистический эффект, Евтушенко то избирал для своих стихов темы актуальной политики партии (например, «Наследники Сталина» (1962), или «Братская ГЭС» (1965) ), то адресовал стихи критически настроенной общественности (например, «Бабий Яр» (1961), или «Баллада о браконьерстве» (1965) ). Его стихи большей частью сюжетны и афористичны. В них нередко в угоду публицистичности страдает художественность. Евтушенко плодовит, пишет легко, любит игру слов и звуков, нередко, однако, в ущерб чувству меры. Честолюбивое стремление Е.Евтушенко, продолжая традицию В.Маяковского, стать трибуном послесталинского периода приводило к тому, что его талант, казалось, приносился в жертву погоне за осуществлением призрачной цели. Большую известность приобрели сценические выступления Евтушенко: он с успехом читал собственные произведения на огромных просторах Советского Союза, выступая не только как поэт, но и как актер собственного театра. Выпустил несколько дисков и аудиокниг в собственном исполнении: «Ягодные места», «Голубь в Сантьяго» и другие. В 1959 году в журнале «Юность» был напечатан первый рассказ Е.Евтушенко «Четвертая Мещанская», в 1963 году в печати появляется еще один рассказ Е.Евтушенко «Куриный бог». Мировоззрение поэта складывались под воздействием «оттепельных» сдвигов в самосознании общества. Создавая обобщенный портрет молодого современника «оттепели», Е.Евтушенко рисует собственный портрет, вбирающий духовные реалии как общественной, так и литературной жизни. Для выражения и утверждения «нового антисталинского мышления» поэт находит броские и убедительные афористичные формулы:
Усердье в подозреньях не заслуга. Слепой судья народу не слуга. Страшнее, чем принять врага за друга, принять поспешно друга за врага.
Или:
И лезут в соколы ужи, сменив, с учетом современности, приспособленчество ко лжи приспособленчеством ко смелости.
С молодым задором декларируя собственную разность, поэт упивается разнообразием окружающего его мира и жизни и искусства, готов вобрать его в себя во всем всеохватном богатстве. Отсюда буйное жизнелюбие и программного стихотворения «Пролог», и других созвучных стихов рубежа 1950-60-х годов, проникнутых неуемной любовью к жизни, жадностью ко всем ее — и не одним только прекрасным — мгновениям, остановить, объять которые неудержимо торопится поэт. Как бы декларативно ни звучали при этом многие его произведения, в них нет и тени бездумного бодрячества, охотно поощрявшегося официальной критикой, — речь идет о максимализме социальной позиции и нравственной программы поэта, которую провозглашает и яростно отстаивает он:
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 3772; Нарушение авторского права страницы