Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
А.Н. Радищев «философия человека» ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
- работы: ода «Вольность», «Житие Федора Васильевича Ушакова», «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), «О человеке, его смертности и бессмертии» (1809) - родоначальник социального радикализма => философия антропосоциальна - идеологи, повлиявшие на взгляды мыслителя: К.А. Гельвеций, Ш.Бонне, Ж Робине, Дж. Локк, И. Гердер, Ж.Ж.Руссо - (! ) потрясен смертью своего друга Ф.В. Ушакова => поиск рациональных и опытных оснований возможного бессмертия - человеческий разум всесилен => можно выявить первопричины социального зла и неправды => указать пути преобразования - сила убеждения – как способ преодоления сословных предрассудков - «естественная природа человека» ---> в основе общественного объединения => совокупность прав: на личную безопасность, на труд, равенство, семью и т.д. - «за» «договорную теорию государства» - но (!!! ) изначально данная природой человеку полнота прав и свобод – не может сохраняться вечно, т.к. человек стремиться к «гарантийным выгодам» в обществе => вступая в общение человек вынужден жертвовать частью своей свободы => пока не достигнута цель «достижение общественного блаженства», то «социальный мир» будет продолжением «природного мира» => если реформ»сверху» не последует, то вступит в силу «право мщения природы» (= насилие), оправдывающая революцию для торжества естественного равенства людей - признавал реформы как путь социального обновления - революция – трагедия, но с нравственной точки зрения – это возмездие => закономерна - революции надо избегать, т.к. порожденная ею «воля» чревата новыми формами рабства - осуждает крепостное право - «за» республику, суверенитет народа, гражданские права - работа «О человеке, его смертности и бессмертии» (1809) (рассматривают как состоящую из 2-х частей) 1. (? ) => «бессмертна ли человеческая душа» и если «да», то каковы формы ее посмертного существования 2. I – ая часть материалистическая и деистическая ориентация - естественное происхождение сознания - зависимость души от органов => тезис о неизбежности смерти души вместе с прекращением жизни тела II – ая часть – обоснование выводов о бессмертии души - несотворенность, вечность, творческая сила природы => присущи различные формы движения в пространстве и времени - в мире преобладает система => целостные образования => субординированные и координированные единства => важен способ связи (! ) - 3-ри способа анализа человека: 1) предметный – рассмотрение человека как уже сформированной данности, 2) функциональный – исследование деятельности человека в природе и обществе, 3) историко – генетический – анализ этапов жизни человек 3. познание – главная функция человека => рассудочная деятельность 4. но (! ) свести мышление к ощущениям (ПР: как у Гельвеция) нельзя (!!! ) 5. власть «души» (душа = сила сама по себе) над «телом» 6. познание человека – уже есть целостность 7. проблемы онтогенеза (= индивидуального развития) => необходимо постижение особенностей каждого человека => (ПР: «за» процесс эмбионарного развития человека (вслед за К.Ф.Вольфом) – в половых клетках человек «преживет») => мозг и нервная система формируются в зародыше постепенно 8. феномен человека - в единстве – в живой совокупности противоположных начал 9. главное в человека – умственное развитие и речевое общение 10. человек развивается => способен реагировать на внешние воздействия Вывод: человек - микрокосмос
философия в Духовных академиях и университетах XVIII век 1. предпосылки для возникновения в России профессионального философского образования => 2. развитие профессиональной науки и знания - Киево – Могилянская академия (1632 - 1809), основатель Петр Могила (преподавались: риторика, философия, древние языки, география, математика, астрономия, механика, психология, медицина). Известные профессора: И. Гизель, С. Яворский, Ф. Прокопович, Г. Конисский. - Славяно – греко – латинская академия (1685/1687 - 1814), основатели братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Известные ученики: Ф.П. Поликарпов – Орлов, А.Д. Кантемир, П.В. Постников, Л.Ф. Магницкий, М.В. Ломоносов, С.П. Крашенниников, С.Г. Забелин, Н.Н. Поповский, В.И. Баженов; и профессора: Ф.Л. Лопатинский, С. Прибылович, Г. Вишневский. - 1755г. Московский университет, 3-ри факультета: философский, юридический, медицинский. Известные профессора: Н.Н. Поповский, Д.С. Аничков, С.Е. Десницкий, А.М. Брянцев, Я.П. Козельский, П.С. Батурин и т.д. Начало XIX века - 1809 Устав Духовных академий – образовании 4-ре 1. Санкт – Петербургская духовная академия 1809 (Ф.Ф. Сидонский, В.Н. Карпов, М.И. Каринский и т.д.) 2. Московская духовная академия 1814 (В.И. Кутневич, Ф.А. Голубинский, В.Д. Кудрявцев – Платонов, А.В. Введенский), но восходит к традициям славяно – греко – латинская академии 3. Киевская духовная академия 1819 (И.М. Скворцов, С.С. Гогоцкий, П.Д. Юркевич), но восходит к традициям Киево – Могилянская академия 4. Казанская духовная академия 1842 (И.А. Смирнов – Платонов, архимандрит Гавриил, архиепископ Никанор, В.В. Несмелов). - 1804 Устав Университетов - образовано 6-ть: Московский (1755), Дерптский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1805), Санкт – Петербургский (1819), Киевский Святого Владимира (1834) Философия П.Я. Чаадаева - работы: «Философические письма» - весь цикл писем 1828 – 1830 гг. (1836) ( Пр: Герцен «выстрел, раздавшийся в темную ночь»), ж. «Телескоп», «Апология сумасшедшего» (1837) - историософский процесс ---> к масштабному обобщению => пересоздать логику исторической науки - надо соединить: историософию, нравственную философию, антропологию, гносеологию, (! ) «психологию истории», т.к. (по Паскалю «..вся смена людей не что иное, как один и тот же человек») - предмет философии истории – рядовой человек (причастен Богу ----> «зародыш высшего сознания» - (? ) провиденциализма в истории (отвергал философию истории Гегеля) => человек не может быть игрушкой в руках мирового разума => христианский провиденциализм, т.е. «против» «вульгарного» понимания Божественного помысла в истории => - установление Царства Божия – конечная цель и план исторического развития общества
- Россия – страна вне истории, т.к. не принадлежит ни Востоку ни Западу (работа: «Апология сумасшедшего» (1837) => России надо пересмотреть свой взгляд на историю => «за» приобщение к Западной цивилизации - цитата: «Россия слишком могущественна, чтобы проводить национальную политику … ее дело в мире … есть политика рода человеческого». Вывод: про – западные взгляды Чаадаева => полемический ответ А.С. Хомякова «Семирамида» Западники и славянофилы Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-10; Просмотров: 1079; Нарушение авторского права страницы