Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Беременность в культурном контексте



Никто не помнит собственные роды. Все, что нам об этом известно, сообщили нам другие люди. Точно так же мы никогда ничего не сможем сказать о собственной смерти. Поэтому момент, когда мужчина и женщина создают новую жизнь в этом мире, — это единственная драма человеческого существования, в которой люди участвуют сознательно. Вот почему нет ничего удивительного в том, что этот момент является одним из самых памятных в жизни человека. Что именно является определяющим фактором отношения в обществе к родам, так до конца и не выяснено, но нет сомнений в том, что представители разных культур по-разному реагируют на это событие. Из наблюдений антропологов нам известны истории о беременных женщинах, которые незаметно уходят в лес, а через некоторое время возвращаются, омывшись в ручье и с младенцем на руках. Это резко отличается от поведения женщин на Западе, которые требуют внимания, заботы, комфорта и социальных льгот. В Нидерландах большая часть населения считает, что роды — гораздо более торжественное событие, если они проходят дома и если врачи принимают в этом минимально необходимое участие. В США обычной практикой является обезболивание при родах, кесарево сечение и также искусственно вызванные роды, например, в День независимости или день рождения любимой бабушки. Причем, кесарево сечение женщины предпочитают естественным родам. Американцы относятся к родам как к медицинской процедуре, в которой мать играет вторичную роль.
Тем временем участие врачей при приеме родов под угрозой: в некоторых штатах практически невозможно получить помощь врача или акушерки, поскольку те не в состоянии платить огромные взносы страховым компаниям, страхующим от профессиональной халатности. В России мы наблюдаем другую крайность. Там у родителей нет возможности выбирать, как проводить роды, а отцов вообще не пускают на порог родильного дома — они, видите ли, могут занести заразу. При этом подготовка к родам включает клизму, сделанную общей трубкой, а санитарное состояние туалетов оставляет желать лучшего. Роженицам не уделают внимания, стараясь провести роды как можно быстрее, и сразу после родов младенца забирают у матери.
Поразительно, но эта шокирующая ситуация была без всякого злого умысла и без иронии использована в рекламном ролике для сотовой связи. Отцы стоят под окнами роддома, а матери показывают им из окна новорожденных, одновременно всеми силами стараясь передать свою радость по мобильному телефону. В России самые богатые женщины могут воспользоваться услугами частных роддомов, и все же те, кто может это себе позволить, предпочитают рожать где-нибудь на Западе (сведения из «Нидерландского журнала здравоохранения» /Nederlands Tijdschrift voor Geneeskunde/, том 142 /1998/, с. 1110). Те, кто не может себе это позволить, вынуждены довольствоваться примитивным медицинским обслуживанием. В мае 1999 года американский журналист опубликовал в газете «Москоу таймс» заметку о двух беременных, которые решили провести роды на природе, в палатке, вдали от цивилизованного мира, без какой-либо медицинской помощи. И все лишь по одной причине: их предыдущие роды были столь ужасными, что они готовы были на все что угодно, лишь бы снова не попасть в родильный дом (сведения из «Нидерландского журнала здравоохранения» /Nederlands Tijdschrift voor Geneeskunde/, том 143 /1999/, с. 1273).
На Западе у рожениц и у их партнеров в последние несколько десятилетий куда больше возможностей для проведения одного из самых важных событий в жизни. Сегодня женщина сама может решать, как ей рожать: у себя дома или в родильном отделении, лежа навзничь или же сидя на корточках, в специальном кресле для родов и даже в воде. В некоторых европейских странах врачи и акушеры более или менее признали, что при родах лучше применять минимум лекарственных средств, так что занятия физическими упражнениями для беременных или курсы под названиями «Роды — без боли» приобрели большую популярность. Большинство супружеских пар к концу беременности отказываются от половых сношений, поскольку боятся, что коитус может вызвать преждевременные роды. Оргазм, как считается, позволяет стимулировать развитие схваток, а прикосновение к шейке матки может также стать стимулом для начала родовой деятельности. В Японии в наши дни даже используют специальный вибратор для стимуляции шейки матки, чтобы ускорить наступление родов. Два вещества, которые гинекологи обычно применяют, чтобы вызвать схватки, могут быть получены естественным образом. Эротическое возбуждение и особенно стимуляция сосков приводят к повышению концентрации окситоцина в крови, а его синтетический эквивалент (синтоцинон) сегодня чаще всего используется как способ для стимуляции родовых схваток. В сперме содержится немало простагландина, поэтому синтетический простагландин (который вводят во влагалище) также используется для запуска родовой деятельности.
Во время родов целый ряд их составляющих идентичны сексуальной реакции организма, поэтому невозможно отрицать, что половое возбуждение и оргазмы дают положительный эффект на родовые схватки. Еще на Девятом Всемирном съезде сексологов, который проводился в 1989 году в Каракасе, Гальдино Пранзароне из Сейлемского университета в штате Виргиния обратил внимание собравшихся на некоторые альтернативные способы родовспоможения, которые за 1980-е годы стали все больше распространяться в США. Они затем вошли в практику тех общин в Америке, в которых благоговение перед природой определяет всю деятельность людей. Благодаря Элис Уокер такой подход нашел отражение в литературе (в ее романе «Секрет удовольствия»).

У меня была самая популярная во Франции акушерка — моя собственная тетка, Мари-Тереза, опытная и оптимистичная, у которой были самые радикальные воззрения на роды: как она говорила, они должны быть эротичными, возбуждающими. [...] На мою вульву нанесли какие-то масла и их непрестанно массировали, чтобы мое лоно раскрылось, а мои внутренние соки выделялись бы из влагалища, так что я, в конце концов, пребывала в состоянии оргазма. Малютка Пьер практически выскользнул в мир Божий, когда я была на пике восторга, и на его личике, еще до того как он раскрыл свои глазки, была тихая улыбка.

Роды — особенное, ни с чем не сравнимое событие; а потому и неудивительно, что все увлеченные духовным люди находят это чрезвычайно насыщенное эмоциями событие уникальным. Такие люди стремятся сделать роды событием духовным, источником высшей радости для матери и ее окружающих. Издревна многие культуры воспринимали роды как не столько физическое, сколько духовное явление. Разумеется, здесь нельзя избежать разочарований. Ведь не всегда все идет как надо. К тому же нельзя забывать, что в родах принимает участие и ребенок тоже, а он может не оценить все эти духовные устремления родителей. Так, в английском телесериале «Офигенно клёвые»* его создатели немало поиздевались над отношением героев к родам как к модному хэппенингу, к «последнему писку моды». Пэтси, лучшая подруга главной героини сериала, Эдвины, вспоминает, как, по рассказам свидетелей, проходили ее собственные роды. Ее сумасбродная матушка, привыкшая все в своей жизни выставлять напоказ окружающим, родила ее еще в лучшие годы движения хиппи. Ее роды проходили в окружении ее друзей, а сама она считала их наивысшим достижением в жизни, моментом ее собственной славы. Только вот ребенок никак не вписывался в эту эстетическую концепцию.

* Absolutely fabulous — сериал о подружках-тусовщицах средних лет, никак не желающих расстаться с жизненными установками хиппи, который показывали по телеканалу Би-би-си с 1992 по 2005 год.

Роды — это многогранное, сложное событие, поэтому его нередко рассматривают как ритуальное действо. Что в таком случае делать с последом, плацентой? В некоторых крупных роддомах плаценту помещают в большую морозильную камеру, и впоследствии ее, за отдельную плату, передают фармацевтическим компаниям, которые на ее основе изготавливают высококачественные дерматологические и косметические изделия. Правда, некоторым роженицам (пусть они, допустим, во время беременности не раз сдавали свою мочу для организации «Матери за материнство» — ради приготовления гормональных препаратов, стимулирующих способность к продолжению рода) вовсе не по душе сама идея, что их плаценту будут использовать фармацевты, поэтому они предпочитают «похоронить» ее, закопать в землю, как это Делали наши предки. В книге «Армия амазонок», опубликованной в 1999 году, Биллем де Блекур описывает деятельность знахарей с 1850 по 1930 год, и из нее становится ясно, что особенно няньки из родильных отделений прекрасно хранили эти древние традиции. Во всяком случае, именно няньки пользовались особым доверием рожениц. А к врачам и даже к дипломированным медсестрам роженицы относились с некоторым подозрением, ведь они занимали другую, более высокую социальную нишу, чем большинство их пациентов. Послед, согласно древним верованиям, полагалось закопать в землю, и именно нянька из родильного отделения лучше всего знала, как это делается «по всем правилам». Лучше всего закопать его прямо под окном своего дома, потому что тогда можно было незамедлительно вмешаться, если вдруг какая-нибудь собака начала бы раскапывать зарытое. Но и не слишком близко к обочине, потому что ребенок потом будет, наверное, здесь же копаться с лопаткой... Если же вы живете в многоквартирном доме и рожали в своей квартире, тогда едва ли удастся закопать послед где-то вблизи от дома, вот и приходится резать его на мелкие кусочки и спускать в унитаз... Пеленать новорожденного раньше считалось особым искусством. И лучшими считались те медсестры, которые пеленали младенцев потуже. Сегодня тугое пеленание почти не практикуется, особенно после сообщений о том, что вывихи бедра часто являются результатом такого пеленания младенцев.
Современным акушерам иногда встречаются молодые родители, у которых есть собственные твердые представления относительно того, как поступить с последом, однако это встречается нечасто. Владельцы собак иногда позволяют своим питомцам полизать и понюхать плаценту, чтобы у них возникла связь с ребенком.
Современная мать может также сделать сознательный выбор относительно кормления младенца: давать ли ему грудь или же кормить из бутылочки? Вокруг этой «проблемы» порой поднимаются нешуточные страсти. Изготовители детского питания подвергались, и не раз, серьезной критике в связи с их агрессивной рекламной кампанией, особенно в развивающихся странах. На Западе порой бывает трудно решиться на то, чтобы кормить младенца грудью, поскольку это означает, что потребуется сцеживать молоко из груди на то время дня, пока мать и дитя будут разлучены, а сцеживание — это целая процедура, требующая времени и некоторой сноровки. Можно, правда, приобрести специальный электрический насос для сцеживания, однако до недавнего времени не слишком много внимания уделялось этой проблеме. В 1996 году один из молодых отцов в штате Флорида даже ужаснулся тем, насколько допотопно устройство, которым пришлось пользоваться его жене, и в результате спроектировал небольшой аппарат, который можно было скрыть под объемным свитером. Более того, его устройство позволяло изменять силу подсоса в достаточных пределах, чтобы удавалось постепенно повышать выделение молока из груди. Ведь, по-видимому, довольно много матерей неспособны сразу начать выработку молока в больших количествах: многие младенцы начинают с несильного посасывания и лишь позже берутся за дело как следует.
В прошлом выбор у матери был таким: кормить самой или же нанять няньку-кормилицу. Получить полное представление о том, как выбирали кормилицу, можно, посмотрев фильм «Нянька» Марко Беллокьо (1999), созданного на основе произведения Луиджи Пиранделло. Герой этого фильма выбирал кормилицу для ребенка по размеру груди, разумеется, остановив свой выбор на самой большой. Но больше в этом случае не означает лучше. Как другие курьезные факторы принимаются во внимание в этом вопросе? В 1899 году один журнал серьезно исследовал вопрос, можно ли вообще нанимать в качестве кормилицы женщину, у которой вновь начались менструации. Журнал рекомендовал выбрать кормилицу, которая сама родила всего шесть — восемь недель назад. У нее, правда, уже, возможно, начался менструальный цикл, однако, если это не привело к уменьшению количества молока для ее собственного ребенка, тогда все равно можно рассчитывать, что она сможет довольно долго кормить грудью. Во Франции, однако, с 1874 года существует закон, согласно которому ребенку кормилицы должно быть не менее семи месяцев — или же у него, в свою очередь, также есть кормилица... Следить за исполнением этого закона поручалось местному мэру.
У церкви также было свое мнение в отношении возможности выбора между кормлением грудью и привлечением «мамки»-кормилицы. Церковь считала, что женщина после родов «нечиста» до тех пор, пока имеются лохии (послеродовые слизистые, кровянистые выделения из матки и, соответственно, влагалища). С точки зрения Церкви, послеродовой период у женщины идентичен состоянию менструации. В письме, которое в 731 году папа Григорий I написал одному английскому епископу, наместник бога на Земле отнес кормление грудью к одному из табуизированных периодов. По этой причине он с большим подозрением отнесся к обычаю в высших слоях общества передавать новорожденного на попечение кормилицы. Если бы он принял во внимание то соображение, что кормление грудью означает откладывание возможности снова иметь потомство, тогда его точка зрения, возможно, была бы иной, ведь женщина, передающая свое право на кормление грудью, может гораздо быстрее забеременеть снова. Позднее, правда, Церковь изменила свою точку зрения на половое воздержание в период кормления, но по другой причине: к тому времени возобладало мнение, что половые сношения лишь способствуют увеличению выработки молока у матери.
Большинство детей получают молоко только от собственной матери, а вот в Марокко существует обычай, когда матери обмениваются младенцами. Поэтому у марокканцев, помимо родных братьев и сестер, нередко есть молочные братья и сестры. Делается это в надежде на то, что семьи обоих младенцев будут больше уважать детей друг друга, в особенности девочек. Обычно девочки строго отделены от своих одногодков мужского пола, однако им разрешается иметь более близкие отношения с молочным братом. Однако выйти замуж за молочного брата или жениться на молочной сестре нельзя: это считается разновидностью кровосмешения!

 


Поделиться:



Популярное:

  1. IDEF1X - методология моделирования данных, основанная на семантике, т.е. на трактовке данных в контексте их взаимосвязи с другими данными.
  2. БЕРЕМЕННОСТЬ И РОДЫ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПОЧЕК
  3. Беременность, роды и раннее развитие.
  4. В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
  5. ВИРУСНЫЙ ГЕПАТИТ И БЕРЕМЕННОСТЬ
  6. Вопрос 2: Проблема культуры в контексте социологического знания ХХ века
  7. Гинекология. 28. Эктопическая беременность. Этиопатогенез. Клиническое течение. Диагностика и лечение.
  8. Глава 3. Терапевтические отношения в контексте когнитивной терапии.
  9. Гражданское общество в контексте формирования правовой культуры и правового поведения
  10. ЗАКАЛИВАНИЕ В БЕРЕМЕННОСТЬ. Как закаливать себя и своего ребенка. С рождения и на всю жизнь.
  11. Занятие проводится в форме лабораторной работы по изучению официальной документации и обсуждения документальных положений в контексте актуальных педагогических проблем


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь