Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава I. От чего «застой» спас странуСтр 1 из 9Следующая ⇒
Содержание
Введение..................................................................................................................................... 3 Глава I. От чего «застой» спас страну..................................................................................... 7 Глава II. Приход к власти Брежнева...................................................................................... 51 Глава III. Идеология перестраховок...................................................................................... 95 Глава IV. Дорогами последних пятилеток............................................................................ 146 Глава V. Чьи кадры решали всё? Политика в СССР.............................................................. 210 Глава VI. Общество, в котором счастье мог найти каждый................................................... 237 Глава VII. Бремя сверхдержавы............................................................................................ 275 Глава VIII. Уже не “застой”, ещё не “перестройка”?........................................................... 300 Заключение............................................................................................................................. 360
Введение Идея этой книги родилась у меня уже давно, около десяти лет назад. К тому времени у меня уже вышло несколько научных монографий по истории рабочего самоуправления в 1917 году и рабочего протеста в первый год строительства советского государства. Те книги читались не только моими собратьями-историками, но и активистами рабочего и профсоюзного движения в России и других странах от Японии до Канады. Мне это было, конечно приятно, но хотелось большего. Во-первых, хотелось выйти на более широкую аудиторию. Во-вторых, хотелось поделиться мыслями, а главное переживаниями, которые невозможно втиснуть в рамки академической науки. И если уж в России даже поэт — больше чем поэт, то, тем более, историк в России может быть только гражданином и патриотом. На моё счастья, уже в те годы появилось и получило развития так называемая художественные публицистика, а то и собственно историческая публицистика. В книжных магазинах книги этого жанра занимали целые стеллажи. И вряд ли случайно — многое в нашем прошлом остаётся актуальным и сегодня, является актуальным не только для исторической науки, но и для текущей политики. Среди тем, не утративших свою актуальность, своё значимое место занимает время с 1964 по 1985 год. Мои детство и юность пришлись как раз на это время. Некоторые публицисты в годы “горбачёвской катастройки” и в ельцинские “лихие девяностые” называли моих сверстников “детьми застоя”. Видимо, хотели уязвить нас. Но, честно признаюсь, среди моих одноклассников, друзей с моего двора или секций, в которых я занимался, на это определение мало кто обижается, тем более — всерьёз. А многие — наоборот — гордятся. Поскольку понимают, особенно после того, что произошло за последние десятилетия после завершения брежневского времени, что “застой” на самом деле являлся расцветом России—СССР. Так что называя нас “детьми застоя” недоброжелатели нашей страны фактически называют нас детьми эпохи наивысшего могущества нашей державы. Никогда до этого в России не производилось столько станков и машин, предметов повседневного использования, хлеба и других продуктов питания. Наконец, никогда не производилось столько много и такого совершенного оружия, как тогда. Это было и остаётся для многих из нас предметом гордости. Никогда прежде, по сравнению с временем мнимого застоя, наша страна так бережно не заботилась о благополучии своих граждан. Никогда прежде не обладала таким могуществом. Не являлась одной из двух сверхдержав. Наше поколение, собираясь в школу, стало свидетелем невиданного прорыва научной мысли — стыковки космических кораблей СССР и США. Отдыхая в Крыму, я своими глазами видел как над нами пролетала стремительная, одна из самых ярких звёзд — состыкованные “Союз” и “Аполлон”. Так что мы являлись детьми не только застоя, но и 12 апреля 1961 года, дня космонавтики, когда наша страна превратила человечество к космическую расу. Наше поколение входило в жизнь в годы самой долгой в истории России мирной паузы. Мир, который нами воспринимался как естественное состояние, на самом деле стал следствием Победы, одержанный нашими дедами 9 мая 1945 года. Так что мы являлись детьми не только “застоя” и космического прорыва нашей Родины, но и Великой Победы. В общем-то, мы являлись детьми всей Советской эпохи… Её последним поколением… Да, многие из нас поверили миражам. Но вместо американских джинсов наше поколение и вообще все мы получили китайский ширпотреб. Да, многие из нас, вслед за поколением своих родителей, поверили сказкам о витринах, заваленных колбасой, не догадываясь, что это колбаса — из папье-маше и пластика. Вместо неё на нас обрушились “ножки буша”, которыми, без дополнительной обработки, можно морить тараканов и крыс. Да, многие из нас поверили мифам об американской мечте и свободе. Но вместо них нас ждали тоталитарные секты, международные террористы, законы магницких и финансовые советники чубайсов. Какое счастье, что мы не успели познакомиться с главными гарантами западной демократии и западного процветания — ковровыми бомбардировками, кассетными бомбами, крылатыми ракетами, бьющими по русским городам, беспилотниками, расстреливающими русские свадьбы, снарядам с обеднённым ураном, миротворческими операциями НАТО по типу тех, которые испытали на себе Югославия, Судан, Ирак, Афганистан, Ливия… И всё же перестройка — не наш выбор. Когда она началась, мы только-только вступали во взрослую жизнь и ничего не могли противопоставить её разлагающему и разрушающему движению. Нас, буквально как слепых щенков, вытрусили из уютного школьного гнезда в омут перемен. Многие утонули сразу. Многих, кто, казалось, выкарабкался, тупо перестреляли в лихолетье 1990-х годов. Но каждое преходящее в этот мир поколение имеет свою миссию, свою сверхзадачу. Такой сверхзадачей нашего поколения как последнего поколения Советской эпоху, безусловно, является сохранить и передать идущим за нами поколениям правду о нашем времени. Рассказать, как мы верили и во что верили. Как жили и для чего жили. Именно эти мысли и настроения определяли мой выбор темы для новой книги. Изначально было понятно, что она не будет похоже на то, что мне приходилось писать прежде. Что мне, наконец, потребуется вырваться из размеренного ритма чисто научных монографий. Конечно, полностью переродиться в другого человека я не старался. Какие-то методы профессиональной работы историка, методы исторической науки мною использовались. Но теперь они дополнялись моими навыками публициста. Жанр исторической публицистики позволил мне не только собрать в единую картину факты истории СССР 1964—1985 годов, но и передать собственное отношение к ним. Для меня это было важно. Поэтому я не торопился с завершением книги, делал большие перерывы в работе. Писал же я только в часы, когда воспоминания о том времени становились особенно живыми, когда память воскрешала не только факты, но пережитые чувства. Поэтому эта книга — не просто исследование или рассказ о периоде наивысшего подъёма Красной Гипербореи, но и книга-исповедь. Это и книга-автобиография, хотя в ней нет практически ничего из пережитого мной лично. Но я ощущаю себя частью той замечательной эпохи, винтиком огромного часового механизма. И поэтому рассказывая о своём времени, я рассказываю и о себе самом, о своём поколении, а главное — о той исторической Правде, которую мы сумели, несмотря ни на что, сохранить.
Заключение Наше путешествие на машине времени человеческой памяти подошло к своему завершению. Перед нашим вниманием прошла полная сил и жизни страна. Прошли трудности и проблемы, которые она переживала. Мы видели, что ни в экономике, ни в социальной сфере, ни в сфере духовной в СССР не существовало нерешаемых, антагонистических противоречий. Всё вопросы и проблемы поддавались решению. Даже в политико-идеологической сфере имелись свои позитивные моменты, имелись точки роста и дальнейшего развития. Недостатки политического устройства СССР имели переходной, а значит — преходящий характер. Подводя баланс, мы убедились, что Советский Союз вовсе не переживал время упадка, застоя, кризиса или осени, пусть даже и золотой. Наоборот, СССР уверенно вступал в полосу своего рассвета, своего высшего могущества, если угодно — ярового весеннего цветения. Что же стало причиной той, самой страшной, геополитической трагедии, которую пережило моё поколение, весь советский народ? Отвечать на этот вопрос следует издалека. В 1964—1985 годах в недрах коммунистического ритуала и коммунистической догмы вызревала очередная Русская Победа, ещё более мощная, чем в 1945 году. Национальная идея уже прорывалась на белый свет почвеннической литературой, достижениями советской школы и науки, обществами по защите исторического наследия, другими, подчас самыми непредсказуемыми путями. Именно это обстоятельство, а не пресловутая “красная угроза”, и беспокоило наших недругов больше всего. Именно эта грядущая новая Русская Победа и превращала нашу страну в мишень всех, внутренних и внешних, сил зла: от голливудского монстра Рейгана, до местной карикатурной Новодворской. Противоборство с этими силами и составляло суть брежневского периода в истории нашей страны. Сегодня мы понимаем насколько реальна и велика была угроза. А в те годы многие советские люди и даже советские лидеры, не понимали, что “холодная война”, “идеологическая война”, “информационная война”, психологическая война” и т.д. — это не просто словосочетания. Нам не хотелось думать, что любая война — это война. Не понимая элементарного, мы не могли понять главного: так же, как и во времена Третьего Рейха, Запад вёл против нас не просто очередную войну, а тотальную войну. Войну до полного уничтожения врага. К непониманию сути ведущейся против нас войны добавлялась проповедь слезливого пацифизма. До сих пор в ушах звучат дьявольски-хитрые слова: “лишь бы не война”! И вот народ-солдат, народ-победитель стал народом обывателей, живущих по принципам: “моя хата с краю” и “лишь бы не меня”. Поскольку эта идеологическая плесень поразила и низы, и верхи — наше поражение в реально шедшей войне было предопределено. Вот так бы я ответил на вопрос о главной причине крушения исчезнувшей советской цивилизации, своего рода Красной Гипербореи. К счастью, до конца уничтожить нас так и не смогли. Русский ренессанс, исподволь зревший в теле коммунистического СССР, сегодня возможен вновь. В нашей истории бывало не раз: за периодами скорби наступали периоды торжества. Сегодня, при первых признаках постперестроечной стабилизации, нас пугают новым застоем, Путина сравнивают с Брежневым. Хватит, господа! Во-первых, сравнение с Брежневым ещё нужно заслужить. Во-вторых, пугать нас застоем вообще не нужно: второй раз на грабли не наступим. Сегодня даже обыватель понял, что спокойное и счастливое будущее детей — ценность гораздо большая, чем все американские джинсы и прочие достижения западной демократии вместе взятые. Мы, наконец, осознали масштаб брошенного нам исторического вызова, а значит Запад, навязав нам тотальную войну, получит в ответ столь же тотальную Русскую Победу! [1] Правда. 1979. 13 июля. [1] Хрущёв Н. Воспоминания. М., 1997. С. 274. [2] Емельянов Ю.В. Хрущёв. От пастуха до секретаря ЦК. М., 2005. С. 358. [3] Жуков Ю.Н. Тайны Кремля. Сталин, Молотов, Берия, Маленков. М., 2000. С. 649—650. [4] Бурлацкий Ф. После Сталина // Новый мир. 1988. № 10. С. 156. [5] Баландин Р.К. Маленков. Третий вождь Страны Советов. М., 2007. С. 229. [6] Жуков Ю.Н. настольная книга Сталиниста. М., 2010. С. 221. [7] Каганович Л.М. Памятные записки. М., 1996. С. 524. [8] Пихоя Р.Г. Советский Союз. История власти. М., 1998. С. 184 [9] Семичастный В. Беспокойное сердце. М., 2002. С. 338. [10] Семичастный В. Беспокойное сердце. С. 339. [11] См.: «Исключительно замечательный акт братской помощи». Документы и материалы о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР (январь — февраль 1954 г.) // исторический архив. 1992. № 1. С.39--54. [12] Семичастный В. Беспокойное сердце. М., 2002. С. 345. [13] Аксютин Ю. Хрущёвская «оттепель» и общественные наст роения в СССР в 1953—1964 гг. М. 2004. С. 408—410. [14] Козлов В.А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущёве и Брежневе (1956 — начало 1980-х гг.). Новосибирск, 1999. С. 231. [15] Козлов В.А. Массовые беспорядки в СССР. С. 251—252. [16] Крамола: Инакомыслие в СССР при Хрущёве и Брежневе. 1953—1982. Рассекреченные документы Верховного суда и Прокуратуры СССР. М., 2005. С. 359—360. [17] Пихоя Р.Г. Советский Союз. История власти. М., 1998. С. 234. [18] Пономарёв В. Общественные волнения в СССР: от XX съезда КПСС до смерти Брежнева. ИЦ «Азия» м «Левый поворот». б/м. 1990. С. 5. [19] Новочеркасск 1—3 июня 1962 г. Забастовка и расстрел. М., 1992. [20] Семичастный В. Беспокойное сердце. 346. [21] См.: Млечин Л. Потаённая история нашей страны // Козлов В.А. Неизвестный СССР. Противостояние народа и власть 1953—1985 гг. М., 2006. С. 6. [22] Подробнее см.: Протокол № 9 заседания Пленума Центрального Комитета Коммунистической Партии Советского Союза от 14 октября 1964 года // Никита Хрущёв. 1964. Стенограммы пленумов ЦК КПСС и другие документы. М., 2007. С. 239—252. [23] Емельянов Ю.В. Хрущёв. Смутьян в Кремле. М., 2005. С. 371. [24] Ведь не случайно такой видный большевистский деятель, как, например, А. Луначарский увидел в марксизме «пятую великою религию, формулированную иудейством» (вслед за иудаизмом, христианством, исламом и пантеизмом Спинозы)! [25] Закрытое письмо корреспондента газеты «Труд» по Грузинской СССР С. Статникова главному редактору Б.С. Буркову о событиях в Тбилиси 5—11 марта 1956 г. // Доклад Н.С. Хрущёва о культе личности Сталина на XX съезде КПСС: Документы. М., 2002. С. 263. [26] Имеются авторитетные свидетельства, что на некоторые из танков, давивших толпу, портреты Сталина и красные знамёна участники беспорядков в Тбилиси ухитрились прикрепить изображения свастики — такое в истории случилось впервые (Козлов В.А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущёве и Брежневе (1953 — начало 1980-х гг.). Новосибирск, 1999. С. 173). [27] Козлов В.А. Неизвестный СССР. Противостояние народа и власти 1953—1985. М., 2006. С. 429. [28] Медведев Р.А. Личность и эпоха. Политический портрет Л.И. Брежнева. Кн. 1. М., 1991. С. 167. [29] И опять удивительное совпадение со временами Никона. После его снятия, многие иерархи церкви понимали и соглашались, что никоновские церковные реформы были порочны, что прежде благочестия на Руси было больше, но публично признаться в этом отказывались категорически. Своё отступничество они объясняли чуть ли не теми же словами, что и подгорный: «Аще уже нам, пастырем, и погибнути за отступление сове, а обратиться паки невозможно на первое! Вси християне укорят нас и оплюют, невернии иноземцы посмеются нам вси..! » (Цит. по: Кутузов Б. Тайная миссия Патриарха Никона. М., 2007. С. 145.) [30] Емельянов Ю.В. Сталин перед судом пигмеев. М., 2007. С. 155. [31] Емельянов Ю.В. Сталин перед судом пигмеев… С. 192—193. [32] Медведев Р.А. Личность и эпоха… С. 175. [33] Медведев Р.А. Личность и эпоха… С. 170—171. [34] Семанов С.Н. Брежнев. Правитель «Золотого века». М., 2002. С. 128—129. [35] Цитаты «письма двадцати пяти» далее даются по изданию: Миф о застое. Л., 1991. С. 59—61. [36] Цитаты Константина Симонова далее даются по изданию: Сойма В.М. Запрещённый Сталин. М., 2005. С. 4—6. [37] Емельянов Ю.В. Сталин перед судом пигмеев… С. 158. [38] Миф о застое… С. 92. [39] Далее цитаты даются по изданию: Сойма В.М. Запрещённый Сталин… С. 466—472. [40] Никита Хрущёв. 1964. Стенограммы пленумов ЦК КПСС и другие документы. М., 2007. С. 12. [41] Невольно вспоминаются строчки из старой песни: “Нам Сталин дал стальные руки-крылья, а вместо сердца — пламенный мотор”! [42] Говорят, что последняя по времени война всегда кажется её современникам самой страшной, но давайте посмотрим объективно: никогда ещё России не приходилось воевать против объединённых сил практически всей Европы! Победа, одержанная в этой войне, плюс создание вскоре после неё советского ядерного оружия стало базой десятилетий мира для нашего народа — самое ценное наследие советской эпохи, которым мы пользуемся до сих пор! [43] Слово «относительная» выделено не случайно. Почему — прояснится из последующего изложения. [44] Простаков И.И. Эксперимент: итоги, проблемы, перспективы. М., 1986. с. 25. [45] Здесь и далее цитаты из трудов западных авторов, помимо специально отмеченных случаев, приводятся по: Тетюшев В.И Становление и развитие экономики СССР и буржуазные критики. М., 1987. [46] Грегори П. С. 17. Политическая экономия сталинизма. М., 2006. К слову сказать, уже само название его книги показывает, насколько критически по отношению к советскому проекту он был настроен сам, но с фактами бороться трудно. [47] Подробнее см.: кара-Мурза с.. Осипов Г. СССР — цивилизация будущего. Инновации Сталина. М., 2010. С. 146. [48] Валянский С.И., Калюжный Д.В. Забытая история русской революции. От Александра I до Владимира Путина. М., 2006. С. 247—248. [49] Якушев В.М. Не разрушать, а созидать // Альтернатива: выбор пути. Перестройка управления и горизонты рынка. М., 1990. С. 38. [50] История Москвы с древнейших времён до наших дней: В 3 т. – Т. 3: XX век. – М., 2004. С. 307. [51] Шубин А.В. Золотая осень или Период Застоя. СССР в 1975—1985 гг. М., 2008. С. 94—95. [52] Те есть определённо капиталистический. [53] Тетюшев В.И Становление и развитие экономики СССР… с. 252. [54] Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964—1994. М., 1996. с. 68. [55] Советская Россия. 2008. 20 марта. [56] Нефтяной баррель — мера объёма, равная 158, 988 дм3. [57] Шубин А.В. Золотая осень… С. 104. [58] Гайдар Е.Т. Гибель империи. Урок для современной России. М., 2006. с. 142 и др. [59] Шубин А.В. Золотая осень… С. 105. [60] Лирическое отступление: А что помешало перейти в постиндустриальное общество остальному миру? Той же Японии, США, Китаю, Германии, Англии, Южно Корее и т.д.? Что такое вообще постиндустриальное общество? Очередная фикция, придуманная для простаков, чтобы оправдать господство Золотого миллиарда. Да, о некотором всемирном кризисе индустриализма говорить можно, но существенно в иной плоскости, нежели это делает Шубин. Кризис современного общества сказался в том, что до сих пор мы живём по законам джунглей и не смогли наладить справедливую систему распределения ресурсов по трудовым затратам. И вот тут есть о чём поговорить не только философам, но и более действенным орудиям пролетариата, нежели классический булыжник… [61] Goldman M. USSR in Crisis. The Failure of an Economic System. N. Y. 1983. [62] О законе пропорционального (планомерного) развития в нашей стране писали уже в годы нэпа, в том числе авторы, которые у нас традиционно считаются «рыночниками», скажем Бухарин, позже своё понимание его основных положений высказывал Сталин и другие авторы в ходе различных дискуссий по вопросам экономики. [63] Период депрессии оказался довольно таки продолжительным, но к середине XI пятилетки явно наметилось его преодоление. Накопившийся запас энергии и прочности позволял смотреть в завтрашний день с оптимизмом. Но тут на пути преодоления экономических затруднений встали политические проблемы, созданные нам Горбачёвым и его командой. Колоссальный потенциал был им преступно загублен, пущен не на созидании, а на разрушение. Но это, как говорится, — совсем другая история. [64] Брежнев Леонид Ильич. Вестник архива Президента Российской Федерации. б/г. С. 94. [65] Брежнев Леонид Ильич. Вестник архива Президента Российской Федерации. С. 53. [66] См.: Улманский Л.А., Шаболдин С.С. Годы труда и побед, 1917—1987. М., 1987. С. 137—138. [67] Подробнее см.: Тетюшев В.И Становление и развитие экономики СССР и буржуазные критики. С. 259—260 и др. [68] См.: Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998; Паршев А.П. Почему Россия не Америка? Книга для тех, кто остаётся здесь. М.. 2000. [69] Имеется в виду, конечно же, работы М. Вебера, см., например — Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. Правда другой, не менее известный автор В. Зомбарт, наоборот, рассуждает о несовместимости предпринимательского духа и протестантизма. Для него религией, наиболее благоприятной для развития предпринимательства является иудаизм, который, по его замечанию, всегда позитивно относился к богатству (см: Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1994). [70] Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. Т. 4. М., 1986. С. 5. [71] Вестник Архива Президента. Специальное издание: Генеральный секретарь Л.И. Брежнев: 1964—1982. М., 2006. С. 141. [72] Коммунистическая партия Советского союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 8-е изд. М., 1982. т. 14. с. 150. [73] Грушин Б.А. четыре жизни России в зеркале общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времён Хрущёва, Брежнева, Горбачёва и Ельцина в 4-х книгах. Жизнь 2-я. Эпоха Брежнева (часть 1-я). М. 2003. С. 224—233. [74] Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987. С. 195. [75] Протокол № 9 Заседания Пленума Центрального Комитета Коммунистической Партии Советского Союза от 14 октября 1964 года // Никита Хрущёв. 1964. Стенограммы пленумов ЦК КПСС и другие документы. М., 2007. С. 251—252. [76] Митрохин Н. Русская партия. Движение русских националистов в СССР. 1953—1985 годы. М., 2003. С. 247. [77] Млечин Л. Железный Шурик. М., 2004. С. 5; Медведев Р. Личность и эпоха. Политический портрет Л.И. Брежнева. М., 1991. С. 121—122; Семанов С. Дорогой Леонид Ильич. М., 2007. С. 159 и др. [78] Семичастный В. Беспокойное сердце. М., 2002. С. 407. [79] Егорычев Н. О шёл своим путём // Премьер известный и неизвестный: Воспоминания о А.Н. Косыгине. М., 1997. С. 28. [80] Медведев Р. Личность и эпоха. С. 145—147; Ефимов Н.Н. Красная империя. Взлёт и падение. М., 2006. С. 209—210. [81] Гришин В.В. От Хрущёва до Горбачёва. Политические портреты пяти генсеков и А.Н. Косыгина. Мемуары. М., 1996. С. 33—34. [82] Андриянов В. Косыгин. М., 2004. С. 345—347. [83] Шубин А.В. От “застоя” к реформам. СССР в 1917—1985 гг. М., 2000. С. 453. [84] Ванюков Д.А. Эпоха застоя. М., 2008. С. 15—16. [85] Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Вильнюс–М., 1992. С. 117. [86] Удинов В. Теракты и диверсии в Москве: стопроцентная раскрываемость. М., 2011. С. 126—143, 209—220. [87] См, например: Миф о застое. Л., 1991. С. 343—350. [88] См.: Байгушев А. Русская партия внутри КПСС. М., 2005. С. 231—233. [89] См., например: Ганичев В. Останавливая антиисторизм // К не нашим. Из истории русского патриотического движения. М., 2006. С. 371, 375 и др. [90] Шубин А.В. Золотая осень или Период Застоя. СССР в 1975—1985 гг. М., 2008. С. 149. [91] Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М. 2000. С. 303—306. [92] См.: Горбачёв О.В. На пути к городу: Сельскуая миграция в Центральной России (1946—1985 гг.) и советская модель урбанизации. М., 2002. С. 23. [93] Патрушев В. Жизнь горожанина (1965—1998). М., 2000. С. 19. [94] Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Вильнюс–М., 1992. С. 313. [95] Записка отделов организационно-партийной работы и тяжёлой промышленности ЦК КПСС о фактах коллективного отказа от работы на некоторых предприятиях и стройках СССР // Трудовые конфликты в СССР. 1930—1991. М., 2006. С. 353. [96] Козлов В.А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущёве и Брежневе (1953 — начало 1980-х гг.). Новосибирск, 1999. С. 401. [97] Грэхэм Л. Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М. 1991. С. 250, 254, 253. [98] Кречмар Д. Политика и культура при Брежневе, Андропове и Черненко. 1970—1985 гг. М., 1997. С. 39. [99] Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит С.–Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа. – Очерки русского самосознания. Саратов, 1995. С. 296. [100] Русское православие: вехи истории. М., 1989. С. 669. [101] Поспеловский Д.В. русская православная церковь в XX веке. М., 1995. С. 355. [102] Брандт В. Демократический социализм. Статьи и речи. М., 1992. С. 415 [103] Уткин А.И. Мировая холодная война. М., 2005. С. 578—579. [104] Ванден Берге И. Историческое недоразумение? «Холодная война» 1917—1990. М., 1996. С. 176. [105] Окороков А.В. СССР против США. Психологическая война. М., 2011. С. 177. [106] Хлобустов О. Доктрина Даллеса в действии. М., 2012. С. 95. [107] Швейцер П. Тайная стратегия развала СССР. М., 2010. С. 20—22. [108] Чураков Д.О. История Российских окраин в нумизматике. Беседы о территориальных, национальных и военных выпусках российских монет и иностранных монетах, связанных с историей России. М., 2012. С. 205—206. [109] Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Книга вторая. От Великой Победы до наших дней. М., 2001. С. 478. [110] Майоров А.М. Вторжение. Чехословакия, 1968. Свидетельства командарма. М., 1998. С. 233, 264. [111] Петров И. Советско-Китайские войны. Правда о Даманском. М., 2009. С. 32. [112] Окороков А.В. Секретные войны Советского Союза. Первая полная энциклопедия. М., 2008. С. 438—444. [113] Корниенко Г.М. Холодная война: Свидетельство её участника. М., 1994. С. 135. [114] Стародубов В.П. Супердержавы XX века. Стратегическое противоборство. М., 2001. С. 318. [115] Ляховский А. Трагедия и доблесть Афгана. М., 2009. С. 139—141. [116] Рунов В. Чистилище Афгана и Чечни. М., 2012. С. 17. [117] Мухин Ю. Кто убивал американцев 11 сентября 2001 года? М., 2005. [118] Шевякин А. КГБ против СССР. 17 мгновений измены. М., 2011. С. 12. [119] О Г. Ягоде см, например — “Север А. Тайна сталинских репрессий. М., 2007; о Н. Ежове см., например — Наумов Л. «Кровавый карлик» против Вождя народов. Заговор Ежова. М., 2009; О Л. Берии см. например — Берия: конец карьеры. М., 1991. С. 262—289. [120] См.: Мухин А.А. Игра теней: «Деньги КГБ» против «Денег КПСС». М., 2005 [121] Медведев Р. Неизвестный Андропов. Политическая биография Юрия Андропова. М., 1999. С. 278—279. [122] Семанов С. Андропов. 7 тайн генсека с Лубянки. М., 2001. С. 229. [123] Рыжков Н.И. Десять лет великих потрясений. М., 1995. С. 36—37. [124] Врублевский В. Владимир Щебрицкий: правда и вымыслы. Киев, с. 167—168. [125] Семанов С. Там же. [126] Медведев Р. Неизвестный Андропов. С. 293—294. [127] Изюмов Ю. Кадры Андропова // Досье. № 5 (21). 2003. С. 6—7. [128] Приводится по: Медведев Р. Неизвестный Андропов. С. 321. [129] Семанов С. Андропов. 237. [130] Семанов С. Андропов. 238—239. [131] Приводится по: Шубин А.В. От «застоя» к реформам. СССР в 1917—1985 гг. М., 2001. С. 284—285. [132] Фроянов И.Я. Погружение в бездну. СПб., 1999. С. 78—80. [133] Здесь и далее цитируется по Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. М., 1983. [134] Настоятельно рекомендую всем, кто этого ещё не сделал прочесть блистательный философский анализ “перестройки”, в частности проблемы безработицы и отношения к ней в советском обществе в самом глубоком произведении конца XX века, принадлежащего перу этого автора (Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М. 2000). Конкретно о безработице в этом фолианте речь в параграфе о сдвигах в сознании рабочего класса, который подвергся массированным атакам со стороны манипуляторов сознанием и не смог выдержать этой атаке (в указанном издании это страницы 296—298). [135] Фроянов И.Я. Погружение в бездну. С. 91. [136] Фроянов И.Я. Погружение в бездну. С. 93. [137] Семанов С. Откуда есть пошла русская партия // // К не нашим. Из истории русского патриотического движения. М., 2006. С. 10. Содержание
Введение..................................................................................................................................... 3 Глава I. От чего «застой» спас страну..................................................................................... 7 Глава II. Приход к власти Брежнева...................................................................................... 51 Глава III. Идеология перестраховок...................................................................................... 95 Глава IV. Дорогами последних пятилеток............................................................................ 146 Глава V. Чьи кадры решали всё? Политика в СССР.............................................................. 210 Глава VI. Общество, в котором счастье мог найти каждый................................................... 237 Глава VII. Бремя сверхдержавы............................................................................................ 275 Глава VIII. Уже не “застой”, ещё не “перестройка”?........................................................... 300 Заключение............................................................................................................................. 360
Введение Идея этой книги родилась у меня уже давно, около десяти лет назад. К тому времени у меня уже вышло несколько научных монографий по истории рабочего самоуправления в 1917 году и рабочего протеста в первый год строительства советского государства. Те книги читались не только моими собратьями-историками, но и активистами рабочего и профсоюзного движения в России и других странах от Японии до Канады. Мне это было, конечно приятно, но хотелось большего. Во-первых, хотелось выйти на более широкую аудиторию. Во-вторых, хотелось поделиться мыслями, а главное переживаниями, которые невозможно втиснуть в рамки академической науки. И если уж в России даже поэт — больше чем поэт, то, тем более, историк в России может быть только гражданином и патриотом. На моё счастья, уже в те годы появилось и получило развития так называемая художественные публицистика, а то и собственно историческая публицистика. В книжных магазинах книги этого жанра занимали целые стеллажи. И вряд ли случайно — многое в нашем прошлом остаётся актуальным и сегодня, является актуальным не только для исторической науки, но и для текущей политики. Среди тем, не утративших свою актуальность, своё значимое место занимает время с 1964 по 1985 год. Мои детство и юность пришлись как раз на это время. Некоторые публицисты в годы “горбачёвской катастройки” и в ельцинские “лихие девяностые” называли моих сверстников “детьми застоя”. Видимо, хотели уязвить нас. Но, честно признаюсь, среди моих одноклассников, друзей с моего двора или секций, в которых я занимался, на это определение мало кто обижается, тем более — всерьёз. А многие — наоборот — гордятся. Поскольку понимают, особенно после того, что произошло за последние десятилетия после завершения брежневского времени, что “застой” на самом деле являлся расцветом России—СССР. Так что называя нас “детьми застоя” недоброжелатели нашей страны фактически называют нас детьми эпохи наивысшего могущества нашей державы. Никогда до этого в России не производилось столько станков и машин, предметов повседневного использования, хлеба и других продуктов питания. Наконец, никогда не производилось столько много и такого совершенного оружия, как тогда. Это было и остаётся для многих из нас предметом гордости. Никогда прежде, по сравнению с временем мнимого застоя, наша страна так бережно не заботилась о благополучии своих граждан. Никогда прежде не обладала таким могуществом. Не являлась одной из двух сверхдержав. Наше поколение, собираясь в школу, стало свидетелем невиданного прорыва научной мысли — стыковки космических кораблей СССР и США. Отдыхая в Крыму, я своими глазами видел как над нами пролетала стремительная, одна из самых ярких звёзд — состыкованные “Союз” и “Аполлон”. Так что мы являлись детьми не только застоя, но и 12 апреля 1961 года, дня космонавтики, когда наша страна превратила человечество к космическую расу. Наше поколение входило в жизнь в годы самой долгой в истории России мирной паузы. Мир, который нами воспринимался как естественное состояние, на самом деле стал следствием Победы, одержанный нашими дедами 9 мая 1945 года. Так что мы являлись детьми не только “застоя” и космического прорыва нашей Родины, но и Великой Победы. В общем-то, мы являлись детьми всей Советской эпохи… Её последним поколением… Да, многие из нас поверили миражам. Но вместо американских джинсов наше поколение и вообще все мы получили китайский ширпотреб. Да, многие из нас, вслед за поколением своих родителей, поверили сказкам о витринах, заваленных колбасой, не догадываясь, что это колбаса — из папье-маше и пластика. Вместо неё на нас обрушились “ножки буша”, которыми, без дополнительной обработки, можно морить тараканов и крыс. Да, многие из нас поверили мифам об американской мечте и свободе. Но вместо них нас ждали тоталитарные секты, международные террористы, законы магницких и финансовые советники чубайсов. Какое счастье, что мы не успели познакомиться с главными гарантами западной демократии и западного процветания — ковровыми бомбардировками, кассетными бомбами, крылатыми ракетами, бьющими по русским городам, беспилотниками, расстреливающими русские свадьбы, снарядам с обеднённым ураном, миротворческими операциями НАТО по типу тех, которые испытали на себе Югославия, Судан, Ирак, Афганистан, Ливия… И всё же перестройка — не наш выбор. Когда она началась, мы только-только вступали во взрослую жизнь и ничего не могли противопоставить её разлагающему и разрушающему движению. Нас, буквально как слепых щенков, вытрусили из уютного школьного гнезда в омут перемен. Многие утонули сразу. Многих, кто, казалось, выкарабкался, тупо перестреляли в лихолетье 1990-х годов. Но каждое преходящее в этот мир поколение имеет свою миссию, свою сверхзадачу. Такой сверхзадачей нашего поколения как последнего поколения Советской эпоху, безусловно, является сохранить и передать идущим за нами поколениям правду о нашем времени. Рассказать, как мы верили и во что верили. Как жили и для чего жили. Именно эти мысли и настроения определяли мой выбор темы для новой книги. Изначально было понятно, что она не будет похоже на то, что мне приходилось писать прежде. Что мне, наконец, потребуется вырваться из размеренного ритма чисто научных монографий. Конечно, полностью переродиться в другого человека я не старался. Какие-то методы профессиональной работы историка, методы исторической науки мною использовались. Но теперь они дополнялись моими навыками публициста. Жанр исторической публицистики позволил мне не только собрать в единую картину факты истории СССР 1964—1985 годов, но и передать собственное отношение к ним. Для меня это было важно. Поэтому я не торопился с завершением книги, делал большие перерывы в работе. Писал же я только в часы, когда воспоминания о том времени становились особенно живыми, когда память воскрешала не только факты, но пережитые чувства. Поэтому эта книга — не просто исследование или рассказ о периоде наивысшего подъёма Красной Гипербореи, но и книга-исповедь. Это и книга-автобиография, хотя в ней нет практически ничего из пережитого мной лично. Но я ощущаю себя частью той замечательной эпохи, винтиком огромного часового механизма. И поэтому рассказывая о своём времени, я рассказываю и о себе самом, о своём поколении, а главное — о той исторической Правде, которую мы сумели, несмотря ни на что, сохранить.
Глава I. От чего «застой» спас страну Обращаясь к события 1964—1985 годов невольно задаёшь себе вопрос: что это было в действительности — действительно «застой» или, всё-таки нечто совершенно иное, а именно время расцвета и стабилизации Красной Империи, уникальной Советской Цивилизации? Ответ на этот вопрос люди, к сожалению, дают исходя из своих личных, далеко не всегда бескорыстных, интересов. Для того, чтобы по возможности избежать этого и остаться на почве объективности, нам следует заглянуть немного назад, и пристально вглядеться в предшествующую эпоху, которую называют «оттепелью». Формально «оттепелью» следует называть период отечественной истории, начавшийся после И.В. Сталина. Его смерть, что не говори, означала крутой перелом в исторических судьбах нашего народа. Эпоха Сталина с её достижениями, победами и массовыми политическими репрессиями навсегда уходила в прошлое. Предстояло решить, как жить дальше? Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы