Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Неокантианские концепции философии права
Заметный вклад в формирование и развитие неокантианской философии права внес немецкий юрист Р. Штаммлер (1856—1938). В русле кантовских положений о соотношении должного и сущего, формального и фактического Штаммлер отстаивал логический примат права по отношению к социальным реалиям и подчеркивал, что " закономерность социальной жизни людей есть закономерность юридической формы ее" 4. При этом под закономерностями и целями социальной жизни и общественного развития Штаммлер как кантианец имел в виду априорные идеи разума, включая и априорные формы права и пра-вового долженствования. " Частные наблюдения над правом, — подчеркивал Штаммлер, — зависят от общих понятий права, а не наоборот. Понятие права, напротив того, совершенно независимо от того или иного социального приложения его в сфере конкретного опыта" 6. С этих позиций он критиковал марксистское учение об определяющей роли экономических отношений и вторичном (надстро- 1 Ibid, р. 391. 2 Ibid, p. 503. 3 См.: Dworkin R. Taking rights seriously. London, 1977. Idem. Law's empire. London, 1986. * Штаммлер Р. Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории. СПб., 1899. С. 169. 5 Там же. С. 12. Раздел V. История философии права и современность ечном) характере права и утверждал, что общественная жизнь обусловливается правовым регулированием. " Право, — писал он, — может быть признано окончательной инстанцией, несущей ответственность за социальное хозяйство, потому что оно образует в качестве регулирующей формы социальной жизни обусловливающую основу всех возможных социальных явлений" 1. Под правом (в его различении и соотношении с законом) Штаммлер имеет в виду " естественное право с меняющимся содержанием". Поскольку речь идет об априорном понятии естественного права, то и его " меняющееся содержание" — это формальные характеристики права (априорные целеполагания разума), а не некое фактическое (социальное) содержание. В контексте штаммлеровского учения эта сформулированная им концепция " естественного права с меняющимся содержанием" означала, что именно право и его изменения определяют развитие общества, а не наоборот. Данная концепция (не всегда, правда, в ее собственно штамм-леровском понимании) сыграла значительную роль в процессе " возрождения" естественного права и обновления естественноправовых исследований в XX в. Заметное влияние на последующую фило-софско-правовую мысль оказала и штаммлеровская разработка понятия " правильное право" 2, которое он использовал в своей критике позитивистского правопонимания. Видным представителем неокантианской философии права был и другой немецкий юрист Г. Радбрух. Право (в его различении и соотношении с законом) у него представлено в понятиях " идея права", " надзаконное право", а не посредством понятия " естественное право", как у некоторых других кантианцев. Но его философско-правовая критика юридического позитивизма и настойчивые призывы к восстановлению в юриспруденции " идеи права" и концепций " надзаконного права" существенно содействовали послевоенному " ренессансу" естественного права в Западной Европе. В этом плане особую роль сыграла работа Радбруха " Законное неправо и надзаконное право" (1946), которая вызвала широкую дискуссию в ФРГ и ряде других стран, способствовала консолида-' ции идей и усилий всех тогдашних противников юридического позитивизма и дала заметный толчок активизации естественноправовых и философско-правовых исследований. Юридический позитивизм, подчеркивал Радбрух в этой своей работе, ответствен за извращение права при национал-социализме, так как он " своим убеждением " закон есть закон" обезоружил немецких юристов перед лицом законов с произвольным и преступ- 1 Там же. С. 281. 2 Stammler R Die Lehre von dem richtigen Rechte. Berlin, 1902 (2. Aufl., 1926). Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 569 ньш содержанием" 1. Трактовка юридическим позитивизмом власти как центрального критерия действительности права означала готовность юристов к слепому послушанию в отношении всех законодательно оформленных установлений власти. Правовая наука тем самым капитулировала перед фактичностью любой, в том числе и тоталитарной, власти. Такому подходу Радбрух противопоставляет неокантианскую трактовку справедливости как содержательного элемента идеи права и сущности понятия права. При этом у Радбруха речь шла не о материальном, а о формальном принципе справедливости, смысл которого раскрывался им через принцип равенства. " Так как справедливость, — писал Радбрух, — указывает нам именно на то, чтобы обходиться так: " равное равно, неравное неравно", но ничего не говорит нам о точке зрения, по которой ее следует охарактеризовать как равное или неравное, она определяет лишь отношение, но не способ обхождения" 2. Такое понимание справедливости и равенства, лежащее в ос-" нове правопонимания Радбруха, и определяет в его подходе отличие права от " законного неправа". " Установление, — пишет он, — которому не присуща воля к тому, чтобы обходиться так: " равное равно, неравное неравно", может быть позитивным, может быть целесообразным, даже необходимым и поэтому также и абсолютно законно признанным, но ему должно быть отказано в имени право, так как право есть лишь то, что по меньшей мере имеет своей целью служить справедливости" 3. Таким образом, у Радбруха различение права и закона проводится и трактуется с рационалистическо-философских (в духе неокантианства), а не с юснатуралистических позиций: в концепции Радбруха право (в его различении с законом) — это " идея права", а не " естественное право". ' Позитивное право, расходящееся со справедливостью (т. е. d содержательным элементом " идеи права" ), не является действительным правом, поэтому ему, согласно Радбруху, надо отказать в послушании. " Если законы, — отмечает он, — сознательно отрица-* ют волю к справедливости, например, произвольно отказываются от гарантий прав человека, то такие законы не имеют действия; народ не обязан к послушанию им, и юристам тоже надо найти мужество отрицать их правовой характер" 4. Для " обновления права" и возрождения юридической науки, подчеркивал Радбрух, необходимо вернуться к идее надзаконного 1 Radbruch G. Gesetzliches Unrecht und ьbergesetzliches Recht (1946) // Radbruch G." Rechtsphilosophie. Heidelberg, 1983, S. 352. 2 Zit. nach: Luf G. Zur Verantwortlichkeit des Rechtspositivismus fьr " gesetzliche^ Unrecht" // Nationalsozialismus und Recht. Wien, 1990, S. 22. 3 Ibid. * Radbruch G. Rechtsphilosopie, S. 336. Ј Раздел V. История философии права и современность (надзаконодательного) права. " Юридическая наука, — писал он в работе " Обновление права", — должна вновь вспомнить о тысячелетней мудрости античности, христианского средневековья и эпохи Просвещения, о том, что есть более высокое право, чем закон, — J естественное право, божественное право, разумное право, короче говоря, надзаконное право, согласно которому неправо остается неправом, даже если его отлить в форму закона" 1. Эта идея " надзаконного права" как отрицание юридического позитивизма для многих была идентична признанию естественного права и существенно содействовала расширению круга сторонников его " возрождения". Однако сам Радбрух, как мы видели, трактовал " надзаконное право", хотя и антипозитивистски, но в русле неокантианской философии права, а не с позиций юснатурализма. Также и " природа вещей" трактовалась им (в отличие от юснатуралистов) не как бытие или содержательное выражение естественного права, а как чисто мыслительная юридическая форма. Такой подход характерен и для многих других представителей неокантианской философии права (в их числе — К. Кюль, И. Лоб, А. Оллеро, О. Хёффе, Э. Цахер и др.)2. Все то, что для юснатуралистов является объективно данным естественным правом (включая правовое значение естественного права, природы вещей, бытия человека и т. д.), для неокантианства — это лишь формально-правовые конструкции в духе трансцендентальной и априорной идеи права, которая весьма далека от понятия естественного права. " Подлинная философия права, — замечает испанский неокантианец А. Оллеро, — пребывает в вечном поиске формального правового принципа" 3. Наполнение этих априорных формальных конструкций изменчивым содержанием " культурных ценностей" (определенным смыслом справедливости, свободы, основных прав человека, правового государства и т. д.) осуществляется постижением правового долженствования для соответствующей социально-исторической ситуации. Постигая требования этого трансцендентального правового долженствования применительно к изменяющимся историческим условиям, философия права тем самым, согласно Неокантианским представлениям о соотношении идеи права и позитивного права, формулирует для юриспруденции, законодателя и право-применительной сферы (и прежде всего — правосудия) разумные ориентиры и образцы для позитивно-правовых установлений и решений. 1 Zit. nach: Lu/ G. Zur Verantwortlichkeit des Rechtspositivismus fьr " gesetzliches Unrecht", S.25. 2 См. подробнее: Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. М-, 1988. С. 61—70. Взгляды русских неокантианцев освещены в гл. 5 разд. IV. 3 См. там же. С. 65. Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции В русле идей Канта и кантианцев (Штаммлера и др.) развивает свою философско-правовую концепцию профессор юридического факультета Франкфуртского университета В. Науке. " Философия права, — подчеркивает он, — хочет развить учение о правильном праве, учение о справедливости. Это сложное дело. От успеха этого дела зависит каждый в своей повседневной жизни" 1. Различая " правильное право" и позитивное право, он под " правильным правом" имеет в виду " разумное право", " справедливое право" 2. " Проблема правильного права, — пишет он, — предмет философии права. Философия права — учение о правильном праве" 3. В своей трактовке смысла " правильного права" Науке апеллирует к истории философии права и опирается на предшествующие концепции различения права и закона (позитивного права), особенно на метафизическое учение о праве Канта и философско-право-вые идеи неокантианцев (само философско-правовое понятие " правильное право" он берет у Штаммлера). Позитивное право, подчеркивает Науке, следует рассматривать юридико-догматическими средствами и методами, " правильное право" — философско-правовыми. Философско-правовое изучение и обоснование права должно быть научным. Философия права должна опираться на знание истории философии права и действующего позитивного права. Не ограничиваясь лишь общими вопросами права, философско-правовое исследование должно быть ориентировано на рассмотрение актуальных проблем позитивного права. Между философией права, с одной стороны, теорией права, социологией права и политикой права (правовая политика), с другой, есть конкуренция и идет борьба за сферы влияния. " Во всяком случае, — пишет Науке, — чем сильнее сомнения в возможностях философии права в качестве учения о правильном праве, тем сильнее становятся политика права, социология права и теория права" 4. Философия права (или метафизика права, как она складывалась исторически), замечает Науке, изначально стремилась к охвату и постижению всех правовых явлений. Новое время (особенно Кант) показало, что метафизика (философия) права может быть удовлетворена при условии, если человеческое достоинство и свобода признаются и гарантируются в качестве абсолютных масштабов справедливости (" справедливого права" ). В этом и состоят основные проблемы философии права. Прежняя философия права, подчеркивает Науке, верно определила проблему, и этого подхода следует придерживаться и сего~ дня. Смысл такого подхода состоит в следующем. Есть определен- ' Naucfce W. Rechtsphilosophische Grundbegriffe. Frankfurt a. Main, 1982, S. 5. Ibid., S. 16 3 Ibid., S. 17. 4 Ibid., S. 20. Раздел V. История философии права и современность нал, достаточно узкая сфера, которая выражается понятиями защита жизни, достоинства и свободы человека против насилия и коварства. Здесь должно быть подлинное (действительное) право, четкое отличие права от неправа, здесь должна быть справедливость. " Это, — пишет Науке, — сфера философии права. И такая философия права предполагает пессимистическую социальную антропологию (жизнь, достоинство, свобода находятся под постоянной угрозой со стороны других людей) и доверие к тому, что метафизика права (нападения на жизнь, достоинство, свободу неправомерны) должна быть основана" 1. Все остальное, находящееся вне этой сферы философии права, можно как " область не необходимых потребностей", согласно Науке, " оставить политике, интересам, власти и ее мягкой современной форме (консенсус)" 2. Правила данной области отношений тоже можно называть " правом", но это будет злоупотреблением, поскольку подобные правила являются " правовыми правилами лишь в нетехническом смысле": " эти правила содержат лишь закрепленную информацию о властных отношениях, но не информацию о справедливом праве" 3. В целом философско-правовые концепции неокантианцев внесли существенный вклад в развитие правовой мысли XX в. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 656; Нарушение авторского права страницы