Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Экзистенциальная философия права
Экзистенциалистский подход к праву сформировался в XX в. под влиянием экзистенциализма как философии существования. Сами основатели различных направлений философского экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр и др.) специально не занимались проблематикой права и закона и не оставили соответствующих концепций экзистенциалистского учения о праве. Однако разработанные ими идеи и положения философского экзистенциализма стали исходной основой для формирования ряда фи-лософско-правовых концепций экзистенциалистского профиля. В экзистенциализме подлинное существование человека (экзистенция), " бытие-в-мире", противопоставляется его неподлинному существованию в мире объективации (в сфере сложившейся культуры, общества, государства, закона и т. д.). При этом экзистенция трактуется как исходное (дорациональное и дорефлектив-ное) переживание и постижение человеком своего бытия в мире. Человек, согласно экзистенциализму, — существо одинокое, уникальное и конечное (смертное), которое " заброшено" судьбой в эту ситуацию (ситуации) бытия, озабочено ею, обречено считаться с ней, найти в ней свое место и сделать свой выбор. Экзистенция интенциональна, т. е. направлена на что-то другое, устремлена к чему-то (так, согласно Хайдеггеру и Сартру, она устремлена к ничто, к смерти, а в трактовке Ясперса она трансцен-дирует к богу). В экзистенции человек выступает как субъект, как подлинная личность и является самим собой. Вне этого экзистенциального состояния он предстает " как все", как " другой" для себя и для других, оказывается безличным объектом (" man" у Хайдег-гера) в мире объективированных ценностей, отношений и форм общения. В таком безличном мире человек лишь в ситуациях глубочайшего потрясения (" пограничные ситуации" у Ясперса) постигает существо своей экзистенции, смысл своего бытия в мире. С точки зрения такой философии, основная задача философии права состоит в понимании и трактовке права как экзистенциального явления в его различении и соотношении с официальным законом (позитивным правом). В этом контексте экзистенциальное право выступает как подлинное право (как выражение " подлинного существования", экзистенции), а закон (позитивное право) — как нечто неподлинное, отчужденное от человека и противо- Ibid., S. 10—11. ; Раздел V. История философии права и современность Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 627i стоящее его экзистенциальной сути, как обезличенная объективированная форма выражения " неподлинного существования". Данная общая идея экзистенциалистского правопонимания по-разному преломляется и реализуется в различных философско-правовых концепциях экзистенциализма1. Различные аспекты экзистенциалистского подхода к праву разработаны в трудах известного немецкого юриста В. Майхофе-ра2. Бытие человека в мире, согласно его трактовке, включает в себя два момента: момент единичности и неповторимости бытия человека и момент влияния на человеческое бытие того мира, в котором осуществляется это бытие. Такое понимание человеческой экзистенции, в которой индивидуальное бытие связано с социальным бытием, Майхофер выражает с помощью понятия " Ais-Sein" (" бытие-в-качестве" ). В различных конкретных ситуациях своей экзистенции человек, согласно такой трактовке, выступает в различных экзистенциально обусловленных социальных ролях (отца или сына, мужа или жены, покупателя или продавца, кредитора или должника и т. д.). В этих ролевых проявлениях человеческой экзистенции " самобытие" одного индивида реализуется в отношениях с " самобытием" других индивидов в общем контексте социального " события" людей. Применительно к таким конкретным ситуациям ролевых проявлений человеческой экзистенции Майхофер говорит о " конкретном естественном праве", под которым по сути дела имеется в виду экзистенциалистская интерпретация традиционной естествен-ноправовой категории " природа вещей" 3. При этом смысл такого " конкретного естественного права" он раскрывает как конкретизацию " золотого правила" (" поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой" ) в виде максим ролевого поведения людей в экзистенциально обусловленных конкретных ситуациях их бытия в мире. В такой трактовке подлинного, экзистенциального права в виде " конкретного естественного права" идеи экзистенциализма (человеческое " бытие-в-качестве", т. е. в форме типологизированных ролей субъектов права) сочетаются с положениями кантианства (выведение рациональных максим поведения для типологических ролей в конкретных ситуациях из общего естественноправового " золотого правила" по аналогии с максимами категорического императива разума). 1 См.: Желтова В.П. Философия и буржуазное правосознание. М., 1977. С. 46—99; Туманов В.А. Указ. соч. С. 360—366; Четвернин В.А. Указ. соч.. С. 71—85. 2 См.: Maihofer W. Sein und Recht. Frankfurt a. M., 1954; Idem. Naturrecht als Existenzrecht. Frankfurt a. M., 1963; Idem. Die Natur der Sache // Archiv fьr Rechtsund Sozialphilosophie. Berlin, 1958. № 2. 3 Maihofer W. Die Natur der Sache, S. 145 und ff. Данная конструкция страдает внутренними противоречиями. Хотя исходное правообразующее значение в ней признается за человеческой экзистенцией в конкретной ситуации, однако вопреки этому конкретное правовое правило (т. е. норма подлинного, экзистенциального права) по существу появляется как дедукция из абстрактно-всеобщего " золотого правила". i Задача " естественного права как права экзистенции", по Майхоферу, состоит в том, чтобы дать соответствующий достоинству человека и ценностям человеческой жизни образец существования индивидов и их взаимоотношений1. При этом традиционное естественноправовое положение о человеческом достоинстве он трактует как требование порядка максимально возможной свободы всех людей при соблюдении их безопасности, удовлетворении их потребностей и развитии их способностей. Такой естественноправовой порядок, соответствующий достоинству человека, лежит в основе и его концепции правового государства. В целом в философско-правовом учении Майхофера под правом (в его различении с законом) имеется в виду экзистенциальное право (право экзистенции), трактуемое как конкретно-ситуационное проявление требований рационалистического естественного права. Соотношение же такого экзистенциального права с законом (позитивным правом) в принципе остается в пределах традиционной модели соотношения естественного и позитивного права. В духе естественноправовых положений рассматривает экзистенциальное право и другой представитель немецкой экзистенциалистской философии права Э. Фехнер2. Он резко критикует юридический позитивизм, который, по его словам, признает лишь " эмпирические", " реальные" факты и игнорирует " идеальные", " метафизические" факторы, что приводит к трактовке права в виде " одностороннего эмпирического социологизма", " биологизма", " экономизма" (марксизма) или к отождествлению права с " произвольными установлениями государственной власти" 3. Опираясь на ряд положений экзистенциалистской философии Ясперса, Фехнер трактует " встречу" человека с правом и связанную с этим необходимость выбора и принятия одного из многих возможных решений как " пограничную ситуацию", которая актуализирует экзистенцию и содействует " извлечению бытия из его сокрытости" 4. Искомое и принятое индивидом в такой ситуации истинное решение (т. е. экзистенциальное право в данной ситуации) Фехнер рассматривает как вытекающее из человеческой эк- 1 Maihofer W. Naturrecht als Existenzrecht, S. 3 und ff. 2 См.: Fechner E. Rechtsphilosophie. Tьbingen, 1962: Idem. Naturrecht und Existenzphilosophie // Naturrecht oder Rechtspositivismus. Hrsg. von W. Maihofer. 3. Aufl. Darmstadt, 1981, S. 384—404. 3 Fechner E. Rechtsphilosophie, S. 35, 63—64, 74. 4 Fechner E. Naturrecht und Existenzphilosophie, S. 387. * Раздел V. История философии права и современность зистенции живое, естественное право " со становящимся содержанием" 1. Такое живое, естественное право, порождаемое экзистенцией, — в отличие от позитивного права с его механическими, мертвыми нормами, не поддается, согласно Фехнеру, нормативному охвату и выражению. Экзистенциальное правовое решение индивида, законодателя, правоприменителя — это, по Фехнеру, всегда субъективно-волевое решение, рассчитанное на порождение экзистенцией в " пограничной ситуации" ожидаемого живого, естественного права с адекватным данной правовой ситуации (данной правовой коллизии, конфликту и т. д.) содержанием. Только такое (т. е. экзистенциальное по своим основаниям) правовое решение может быть, согласно Фехнеру, истинным. Это означает, что истинное право — это всегда и только экзистенциальное право. Но Фехнер признает, что подобное экзистенциальное решение может оказаться неправильным и сопряжено с риском принятия неверного решения. Но без такого риска и вообще не может быть истинного правового решения и подлинного права. Проблема соотношения права и закона (позитивного права) в трактовке Фехнера выглядит, следовательно, следующим образом. Экзистенциальное право как истинное право (т. е. живое, естественное право со становящимся содержанием) Фехнер резко противопоставляет механическому и мертвому позитивному праву. Для того чтобы закон (позитивное право) и его применение соответствовали требованиям права (т. е. экзистенциально порождаемому естественному праву), законодатель и правоприменитель должны, по Фехнеру, принимать правовые решения (т. е. творить право и применять его) так, как это делает экзистенциально озабоченный индивид в " пограничной ситуации". Экзистенциалистское правопонимание, апеллирующее к индивидуальной экзистенции и приуроченное к конкретной ситуации, исходно отвергает ту всеобщность и общезначимость правового начала (правового принципа, правовой формы, нормы и т. д.), без чего вообще нет права, и по существу подменяет право произвольными правилами индивидуально-ситуационного характера. Это отчетливо проявляется и в экзистенциалистском подходе швейцарского юриста Г.Кона. " Согласно нашей концепции, — утверждает он, — центр тяжести находится в конкретной ситуации. В ней смысл и право. Именно она придает закону и другим источникам права значимость и само существование. Это она притягивает их к себе и, наоборот, оставляет бездеятельными, когда не нуждается в них" 2. 1 Fechner E. Rechtsphilosophie, S. 256—257. 2 Cohn G. Existenzialismus und Rechtswissenschaft. Basel, 1955, S. 44. Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции Как " индивидуальную норму поведения трактует экзистенциальное право (интуитивное переживание индивидом своего свободного акта в качестве " экзистенциально должного" ) аргентинский философ права К. Коссио1. Существенный недостаток различных экзистенциалистских концепций философии права состоит, в частности, в том, что проводимое в них различение права и закона (позитивного права) и произвольное конкретно-ситуационное (" экзистенциальное" ) правопонимание по сути дела отвергают саму идею правового закона. В этих концепциях правопонимания разрыв между ситуационным правом и общим законом в принципе исключает возможность сколько-нибудь внутренне последовательной концепции их взаимной связи и соответствия. Антивсеобщность, антиуниверсальность, конкретно-ситуационная природа " экзистенциального права" по существу свидетельствуют о его неправовом характере. Поэтому соответствующая экзистенциалистская свобода, т. е. свобода вне и без всеобщих требований права, представляет по сути своей произвол. Так же обстоит дело и с экзистенциалистскими представлениями о справедливо-' сти, которая вне и без правовой всеобщности неизбежно оказыва-; ется привилегией, в лучшем случае — ситуационной. i Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 813; Нарушение авторского права страницы