Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Апполонистичечкое» и «дионистичечское» начала в культуре.



Ф. Ницше предложил для различения типов культур мифологические образы Аполлона и Диониса.

Аполлон – выражение покоя и порядка, Дионис – нарушение меры, экстаз.

Аполлоническое начало Дионисийское начало

рациональность иррациональность

мера Безмерное буйство

Иллюзорно-оптимистическое Трагико-героическое

Состояние покоя Беспокойство, неудовлетворенность

индивидуальность Уничтожение индивидуальности через

мистическое единство

12. Особенности восточных и западных культур.

Это различие ясно уже понимали древние греки, сравнивая свою цивилизацию с персидской.

1-Так, экономическую основу восточных цивилизаций составляет власть-собственность. Власть –собственность – это не столько собственность, сколько власть, поскольку отношение к собственности опосредовано отношением к власти.

-Экономическую основу западных цивилизаций составляет частная собственность.

2-Государство восточных цивилизаций полностью подчиняет индивида.

-Государство западных цивилизаций обслуживает интересы собственника

3-В восточных культурах доминирующим является созерцательное отношение к миру. Познание природы, общества и человека мыслится возможным лишь через самопознание.

-Характерной особенностью европейского мировоззрения является активное отношение человека к миру (активно-преобразовательная деятельность). Природа рассматривается в контексте европейской культуры как объект, а человеку как субъекту предписывается активно-преобразовательное отношение к ней.

4-Европейское искусство рационально, подчинено разуму.

-На Востоке развивались образная и символическая стороны искусства.

Современные направления в культурологи: функционализм.

Он полагает, что культура и ее явления редуцируются к функциям и структурам. Современный функционализм выдвигает в качестве центрального понятия «систему». Функционалисты отказываются от принципов историзма и эволюционизма и рассматривают культуры как самостоятельные системы и функциональные организмы. Зарождение функционализма произошло в Англии, где он стал господствующим направлением начиная с 20-х гг. ХХ в.

 

Современные направления в культурологи: психологическая концепция культуры.

Психологическая парадигма культуры предполагает, что для объяснения культурных феноменов их следует редуцировать к психологическим, а затем на основе полученных психологических характеристик истолковывать особенности культуры. Эта концепция сформировалась во вт. пол. Х! Х века и к настоящему времени прошла три этапа. Важную роль в формировании психологической концепции сыграла теория З.Фрейда и его последователей. Зигмунд Фрейд (1856—1939) - австрийский психолог, социальный мыслитель, создатель психоанализа, принципы которого были применены к разработке проблем социальной истории, религиоведения, культурологии.

Современные направления в культурологи: семиотическая концепция культуры.

Семиотика – научная дисциплина, изучающая знаки и знаковые системы. Для культурологи представляют интерес два основных направления семиотики – социально-психологическое и теоретико-деятельностное. В с-п знак характеризуется в контексте коммуникации (кто его создает, зачем, кому он направляется, как его понимают) в трех разных аспектах: синтаксическом (изучение отношений между знаками), семантическом (изучение отношений знаков к объектам), прагматическом (отношение интерпретатора к знакам). При этом выделяют следующие основные типы знаков: знак-изображение (иконические знаки, например, рисунки), знак-индикатор (например, дым как индикатор жилища), знак-символ (например, современные числа). В т-д направлении семиотики знаки рассматриваются в контексте социальной деятельности и употребления.

Эволюционистская концепция культуры.

Формированию эволюционистской парадигмы предшествовали эмпирические исследования культуры, проводившиеся в рамках этнографии и этнологии. В результате были получены обширные знания о нравах, обычаях, институтах, образе жизни различных народов и осуществлена первая систематизация и осмысление этих знаний. Научное эволюционистское объяснение опиралось на данные эмпирических исследований, переосмысляя их на теоретической основе.

Родоначальником эволюционистского направления в культурологии является Эдуард Тейлор, для которого характерно представлять развитие культуры по аналогии с развитием естественных явлений и биологических видов.

Принято выделять три типа эволюционистских концепции: однолинейная, универсальная и многолинейная.

-однолинейная эволюции предполагает наличие универсальных стадий последовательное развития социокультурных систем (например, классическая: «дикость — варварство — цивилизация»). В настоящее время она не используется.

-универсальная эволюция состоит в выявлении глобальных изменений, носящих форму развития.

-многолинейная эволюция связана с допущением возможности множества примерно равноценных путей социокультурного развития и не ориентирована на установление всеобщих законов эволюции. Последние две концепции используются в настоящее время весьма широко.

Христианский эволюционизм.

 

Структурализм.

Структурно – антропологическая концепция культуры возникает при распространении на область изучения культуры методов современного языкознания и семиотики, которые сформировал Фердинанд де Соссюр. Структуралисты отказываются от эволюционистского и психологического истолкования культуры. Для них культура представляет собой символическую систему.

Лесли Уайт культуру рассматривает как объективное образование, не зависящее от отдельного человека и человеческого сообщества, и подчиняющееся лишь внутренней логике развития, которое и следует рассматривать без обращения к индивидам. В культуре как организованной целостной системе он выделяет три подсистемы:

-технологическая - характеризует взаимодействие человека с природой, использование им технических средств и орудий труда;

-социальная - включает в себя общественные отношения и соответствующие им типы поведения,

-идеологическая - включает в себя идеи, верования, обычаи.

Игровая концепция культуры в работах Й.Хейзинги, Ортеги-и-Гассета и Г.Гессе.

Говоря о направлениях в современной культурологии, нельзя не упомянуть об игровой концепции культуры, представителем которой был Йохан Хейзинга (1872-1945).

Ученый известен своей работой " Homo ludens" (" Человек играющий" ), в которой он защищает тезис об игровом характере культуры. Если его концепция и не перечеркивает значение труда как культурообразующего фактора истории, то, во всяком случае, бросает ему вызов. Игра старше культуры, игра предшествует культуре, игра творит культуру - таков лейтмотив концепции Хейзинги.

Тема игры воодушевила также испанского философа Х. Ортегу-и-Гассета (1889-1955). Подобно Хейзинге Ортега озабочен судьбой современной культуры, кризисным бытием личности в условиях " массового общества". Путь спасения культуры он видит в сохранении духовных ценностей аристократической элиты. В " Медитации о Дон-Кихоте" Ортега полагает, что способ существования подлинной личности заключается в трагедии.

Среди теоретиков игровой культуры особое место занимает немецко-швейцарский писатель Герман Гессе (1877-1962). Его знаменитый роман " Игра в бисер" - глубокое раздумье о культурном бытии, о возможности сохранить духовность в царстве Игры. В образе концепции " Игры в бисер" получила логическое завершение эстетическая традиция снятия жизненных противоречий в сфере свободной игровой деятельности.

Роман Гессе сосредоточен на решении трех основных задач:

1) глобальная критика современной буржуазной культуры.

2) актуализация классического культурного наследия.

3) постановка проблемы мировоззренческого обоснования культуры.


Поделиться:



Популярное:

  1. В последней трети XIX – начала ХХ вв.
  2. ВРЕЗКА 4.3. ПЕЧАТЬ МАТЕРИАЛОВ ОТ НАЧАЛА ДО КОНЦА
  3. Вставь пропущенные слоги и прочитай слова. Назови сначала слова со звуками Б — Б , а потом П — П .
  4. Глава 2. Питание растений. Вступление к новым началам обработки
  5. Глава VIII. РУССКАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX в.
  6. Динамика развития Великобритании конца XIX – начала XX в.
  7. Достаточно извести в себе вот эти животно-безумные начала -- и ему при всем его могуществе будет просто не за что тебя укусить. Несовпадение вибраций.
  8. Европейская философия конца XIX - начала XX вв.
  9. Если особенность начала выполняться, а один или более ресурс для её оплаты стал недоступен, то особенность прерывается, а все оставшиеся заявленные ресурсы тратятся на оплату.
  10. Если при остановке лифта сначала отключается выходной контактор при еще неостановившемся двигателе, а только потом отключается контактор тормоза, необходимо уменьшить параметр STA.
  11. История России XX – начала XXI века / Под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2006. – С. 760–826


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 853; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь