Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культурология, философия культуры, социальная антропология: предмет и задачи.



Предмет культурологии.

Культурология – одна из молодых научных дисциплин, формирующаяся на стыке многих наук: философии, социологии, психологии и др. Она синтезирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой.

Идея выделения культурологии в самостоятельную область связывается с именем американского антрополога Л. Уайта.

Культурология, философия культуры, социальная антропология: предмет и задачи.

Среди основных задач культурологии выделяются следующие:

-Анализ культуры как системы культурных феноменов;

-Выделение типов связей между элементами культуры;

-Исследование типологии культур и культурных единиц;

-Разрешение проблем социокультурной динамики;

-Исследование культурных кодов и коммуникаций.

Основные подходы в отечественной культурологии к понятию культура.

Отечественные исследователи проблем культуры, выявляя ее специфику, вырабатывают ряд подходов к определению этого понятия. Самое простое определение культуры предлагает суммативный подход, в котором культура предстает как все, что создано человечеством. Дальнейшая логика процесса выработки определения культуры привела к формированию «деятельностного подхода», в рамках которого сформировались две основные концепции «антропологическая» и «технологическая».

Попытки более точно выделить специфику понятия культуры привели к возникновению аксиологического (ценностного) подхода, в рамках которого культура определялась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественного развития. В границах этого подхода культура предстает в двух своих формах: материальной и духовной.

4. Основные функции культуры:

-Познавательная функция культуры состоит в том, что культура дает целостное представление о народе стране, эпохе. Культура есть самопознание и самосознание народов.

-Информативная функция культуры состоит в том, что культура передает знания и опыт предшествующих поколений. В культуре проявляется социальная негенетическая наследственность человечества, его историческая память.

-Коммуникативная функция культуры состоит в том, что культура не существует вне общества, она формируется через общение. Культура всегда связана с историей, и даже не подозревая об этом, современная культура воспроизводит «голоса» предшествующих эпох.

-Компенсаторная функция культуры состоит в том, что культура позволяет творчески восполнить, возместить труднодостижимое, утраченное, уравновешивает дисбаланс между потребностями и возможностями их удовлетворения.

-Духовно-охранительная функция культуры состоит в том, что в культуре формируется система нравственных ценностей общества, которая способствует духовному и нравственному единству социума. Разрушение этой системы неизбежно приводит к духовному и культурному кризису.

-Символическая функция культуры состоит в тои, что в культуре различные явления и предметы превращаются в ее символы, которые несут в себе смысл реальных предметов.

-Аккумулирующая функция культуры выполняет роль человеческой памяти, с ее помощью отбираются и хранятся духовные ценности общечеловеческого и национального характера.

Культура и цивилизация.

Проблема культура и цивилизация различными исследователями культуры интерпретируется различно. Так, Тайлор отождествляет культуру и цивилизацию, считая, что это не что иное как совокупность материальных и духовных достижений общества.

М.Вебер и А. Тойнби полагают, что цивилизация это особый социокультурный феномен, ограниченный определенным пространственно – временными рамками, основу которых составляет религия.

Противопоставление культуры и цивилизации свойственно О.Шпенглеру, который считает, что цивилизация – это совокупность технико-механистических элементов, а культура – царство органично-жизненного. Цивилизация – внешний по отношению к человеку мир, воздействующий на него и противостоящий ему, а культура внутреннее достояние человека, являющаяся символом его духовного богатства.

Концепция «идеальных типов» М.Вебера.

Максом Вебером были предложены абстрактные идеальные типы, представляющие собой не объективно существующую социокультурную реальность, некий образ – схемы, прямого аналога в действительности не имеющие. Т.е. идеальные типы – это теоретическая конструкция, полученная в результате акцентирования, усиления логического связывания объектов, встречающиеся в различные эпохи в различных культурах. Эта идеальная конструкция позволяет упорядочить эмпирический материал. Выделение таких типов господства как рациональный и традиционный, эмоциональный, или тоталитарные культуры, демократические.

Концепция «локальных цивилизаций»

В ХХ веке получает распространение альтернативный цивилизационный подход или теория локальных культур, замкнутых цивилизацией. Основы этих идей в XIX в. были сформулированы русским славянофилом и почвенником Николаем Данилевским (1822-1855), а в ХХ столетии разрабатывались немецким философом О.Шпенглером (1880-1936) и английским историком А.Тойнби (1889-1975). Особое место в культурологических концепциях 19- пер. пол. 20 века занимает тема кризиса культуры, центральное место в этих концепциях занимают культурологические идеи О. Шпенглера. С точки зрения Шпенглера культуры – это живые организмы, которые рождаются, растут и умирают.

Единство мирового культурного процесса.

 

Понятие «осевого времени» и типология культуры в трудах К.Ясперса

В мировой истории Ясперс выделяет четыре гетерогенных периода:

-«прометеевская эпоха», эпоха великих культур древности, эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время) и эпоха развития техники. Прометеевская эпоха началась в пятом тыс. до н.э. Это время формирования человека как вида.

-Возникновение великих цивилизаций древности, возникших в 4 тыс до н.э. почти одновременно.

-Осевое время- это эпоха духовного основоположения всех тех типов культур, которые в настоящее время составляют дихотомию – Восток- Запад. Этот процесс длился с 800 до 200 гг. до н.э. Возникает философия, возникают основы мировых религий, формируются категории, которыми мы мыслили в настоящее время.

-Техническая эпоха по своей значимости соответствует прометеевской, Она создает принципиально новые информационные технологии и источники энергии. Эта эпоха готовит возникновение новых великих цивилизаций.

В основу типологии культур можно положить и географический принцип, а точнее выделить два региона – Восточный и Западный.

Мужское и женское начало в культуре.

В основу типологии культур можно положить различия между мужским и женским началом. Лео Фробениус разделял культуры по признаку мужского и женского начла. Так к матриархальной культуре относятся русские, немцы, африканские народы, к патриархальной – англосаксы, арабы-берберы, романские народа. Патриархальным народам присуще мировоззрение из пещеры: активность в покорении природы, животное начало, рациональность и магия. Для мировоззрения матриархальных культур характерно растительное начало и единство с природой, эмоциональное мировосприятие. В истории попеременно господствуют эта начала. Мужское начало обуславливает приоритет власти, ценности вещей, независимости, амбиций. Женское начало обеспечивает культуре качество жизни.

Современные направления в культурологи: функционализм.

Он полагает, что культура и ее явления редуцируются к функциям и структурам. Современный функционализм выдвигает в качестве центрального понятия «систему». Функционалисты отказываются от принципов историзма и эволюционизма и рассматривают культуры как самостоятельные системы и функциональные организмы. Зарождение функционализма произошло в Англии, где он стал господствующим направлением начиная с 20-х гг. ХХ в.

 

Христианский эволюционизм.

 

Структурализм.

Структурно – антропологическая концепция культуры возникает при распространении на область изучения культуры методов современного языкознания и семиотики, которые сформировал Фердинанд де Соссюр. Структуралисты отказываются от эволюционистского и психологического истолкования культуры. Для них культура представляет собой символическую систему.

Лесли Уайт культуру рассматривает как объективное образование, не зависящее от отдельного человека и человеческого сообщества, и подчиняющееся лишь внутренней логике развития, которое и следует рассматривать без обращения к индивидам. В культуре как организованной целостной системе он выделяет три подсистемы:

-технологическая - характеризует взаимодействие человека с природой, использование им технических средств и орудий труда;

-социальная - включает в себя общественные отношения и соответствующие им типы поведения,

-идеологическая - включает в себя идеи, верования, обычаи.

Семиотика и герменевтика.

Языками культуры занимается специальная наука семиотика – это наука о знаковых системах.

Необходимость толкования, перевода породила такой метод как герменевтика – это способ толкования многозначных текстов.

Основной структурной единицей языка культуры, с точки зрения семиотики, являются знаковые системы.

Концепция антропогенеза.

Антропогенез - процесс становления человека как общественного существа.

Исторически первой следует считать концепцию Ф. Энгельса и его работу «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». (1876). Энгельс разработал стадии антропогенеза, выделив его три основных этапа. Это – выработка способности к прямохождению, развитие руки и развитие мозга. При этом их развитие не было синхронным.

Решающий шаг в процессе перехода от обезьяны к человеку заключался вначале в выработке прямой походки, что повлекло за собой определенные изменения скелета, строения черепа, органов зрения, двигательных центров мозга. Но главным было то, что рука стала свободной. Что и стало толчком ко второму этапу антропогенеза. Развитие руки как естественного орудия труда, с помощью которого начинается создание искусственных орудий, привело к тому, что с этого времени человеческая жизнедеятельность из пассивно приспособляющейся к среде превращается в активную деятельность, направленную на изменение самой этой среды. Это дало толчок третьему этапу антропогенеза, развитию мозга, формированию его верхних отделов и лобных долей, формированию языка как средства общения и аккумуляции опыта.

Таким образом, Энгельс утверждает, что силой направляющей процесс морфологических изменений предковых форм высших антропоидов, явился труд. Ведь именно труд составляет характерный признак человеческого общества, отличающий его от стада обезьян.

Предмет культурологии.

Культурология – одна из молодых научных дисциплин, формирующаяся на стыке многих наук: философии, социологии, психологии и др. Она синтезирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой.

Идея выделения культурологии в самостоятельную область связывается с именем американского антрополога Л. Уайта.

Культурология, философия культуры, социальная антропология: предмет и задачи.

Среди основных задач культурологии выделяются следующие:

-Анализ культуры как системы культурных феноменов;

-Выделение типов связей между элементами культуры;

-Исследование типологии культур и культурных единиц;

-Разрешение проблем социокультурной динамики;

-Исследование культурных кодов и коммуникаций.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Предмет, метод и специфика административного права как отрасли права
  2. I. СОЦИОЛОГИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВА
  3. I. Философия и мировоззрение.
  4. II. Цели, задачи и предмет деятельности
  5. XIX век: иррационализм и философия жизни.
  6. А.Н. Радищев «философия человека»
  7. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  8. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
  11. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.
  12. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 40–44, 47, 51, 53–54, 56, 81–82, 85, 92, 95–96.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1308; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь