Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
В.И. СЛОБОДЧИКОВ, Е.И. ИСАЕВ
СУБЪЕКТ КАК ИСТОЧНИК АКТИВНОСТИ, РАСПОРЯДИТЕЛЬ ДУШЕВНЫХ СИЛ
Рассмотрение человека как субъекта подводит нас к изучению основополагающих проблем психологии человека. Определяя предмет антропологической психологии, мы указали на субъективность как на ее основной предмет. По самой своей семантике «субъективность» - двусложное слово, которое можно представить как субъективность. И если вторая часть слова - это в общем смысле «активность, действие», то первая - это то, что лежит «под», или «перед», или «до» - некоторый источник, первопричина активности. Иными словами, уже на уровне субъективности обнаруживается первичное расщепление, а следовательно, и различение самой активности (например, живое движение), и ее источник (телесность). Это расщепление в явном виде обнаруживает себя именно на уровне субъектного бытия человека, где субъективность и ее источник не только различены, но и противопоставлены как разные реальности и где источник активности становится ее своеобразным хозяином, распорядителем, а сама активность перестает быть формальным определителем субъекта и наполняется предметным содержанием. Субъект в философско-психологической литературе определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. «Человек, - пишет А.В. Брушлинский, - объективно выступает (и, следовательно, изучается) в бесконечно многообразных системных противоречивых качествах. Важнейшее из них - быть субъектом, т.е. творцом своей истории: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, познание, созерцание и другие виды специфической человеческой активности, творческой и нравственной»[1]. Понимание субъекта в психологии связывается с наделением человеческого индивида качествами быть активным, самостоятельным, способным, умелым в осуществлении специфически человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего предметно-практической деятельности. Наиболее употребительным в психологии является выражение «субъект деятельности». В таком контексте использовал категорию «субъект» Б.Г. Ананьев. Он отмечал, что «человек - субъект прежде всего основных социальных деятельностей - труда, общения, познания»[2]. Стать субъектом определенной деятельности (учебной, трудовой и т.д.) значит освоить эту деятельность, овладеть ею, быть способным ее осуществлению и творческому преобразованию. Вместе с тем понятие субъекта в психологии рассматриваемся в более широком контексте - как творец собственной жизни, как распорядитель душевных и телесных способностей. Человек как субъект способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться самому себе, оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы. Достижение человеком уровня субъектности предполагает овладение им совокупностью родовых психологических способностей: мышления, сознания, желаний, воли, чувств и т.д. Понятие субъектности потенциально включает в себя всю совокупность проявлений человеческой психологии и представляем собой особого рода целостность. «Человек как субъект, - пишет А.В. Брушлинский, - это высшая системная целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств, в первую очередь психических процессов, состояний и свойств, его сознания и бессознательного»[3]. Субъект как целостность формируется в ходе исторического и индивидуального развития. При рождении у человека есть два пути в мире: или полностью совпадать с условиями своей жизнедеятельности, или же быть в отношении к этим условиям, к своей природе. Первый способ - это есть животно-подобный способ жизни. Для этого способа жизни вполне достаточно филогенетически заданных, природных способностей (органов чувств, передвижения, питания и т.д.). Для второго способа (собственно человеческого) только этих природных, индивидных способностей недостаточно. Чтобы человек встал в отношение к своей жизнедеятельности, она должна быть ему дана как несовпадающая с ним, должен случиться выход за пределы непосредственного, натурального течения жизни. Однако собственно органических, врожденных органов «выхода» у человека нет. Имеющиеся же телесные способности позволяют человеку лишь сливаться, совпадать со своей жизнедеятельностью. Чтобы стать человеком, он должен постоянно превращать саму природу (в первую очередь, свою природу, свой организм, свое тело) в особый функциональный орган, реализующий субъектное отношение к ней; превращать также природные условия жизни во «вторую природу». Мир «второй природы», культуры, способов деятельности и составляет предметное содержание субъективности человека; совокупность же функциональных органов субъектности есть ее психологическое содержание. Поведение животного - это приспособление к имеющимся условиям существования; оно может выбирать из окружающей среды то, что полезно для него. Человеческая деятельность в принципе изменяет соотношение с природой, создавая возможность преобразования действительности и самого субъекта. Способность к изменению действительности, людей и самого себя в процессе преобразования условий своей жизнедеятельности является внутренней характеристикой самой жизнедеятельности человека в ее родовом и индивидуальном выражении. Деятельностно-преобразовательный способа существования человека как субъекта связан с появлением индивидуального рефлектированного сознания. Индивидуальное сознание - это не только знание, но и отношение к миру и в мире, что осуществимо только субъектом. Человеческий индивид не рождается, а становится субъектом в процессе общения и деятельности. Превращение индивида в субъект происходит в раннем дошкольном периоде, когда у ребенка складывается множество предметно-орудийных и чувственно-практических действий. Формирование этих действий, их интеграция в образе Я приводит к своеобразному одушевлению всей жизнедеятельности ребенка. Наиболее явно это обнаруживается в кризисе трех лет, феноменально выражаемом в знаменитом «Я сам! ». Поведение ребенка все более освобождается от непосредственной зависимости от взрослых. Его субъектность обнаруживается (и для себя, и для других) как подлинная самость, в целостности «я» с устойчивым миропредставлением и собственным действием.
ЦЕЛОСТНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СУБЪЕКТА
В психологии различают человека как субъекта жизнедеятельности и его же как субъекта внутреннего, психологического мира. Человек как субъект жизнедеятельности - это субъект изменений и развития основных условий своего бытия, природы, общества, культуры, своих способов действия. Поэтому понятие индивида как субъекта жизнедеятельности обозначает некоторый объективный, отнесенный к индивиду, осуществляющийся через его активные действия процесс. Человек как индивид представляет собой природный организм, и в этом качестве есть предпосылка становления психического. Психология изучает телесность индивида с точки зрения материальной основы «выращивания» специфически человеческих способностей, с позиций изучения условий становления и развития психологических свойств и качеств, возможностей педагогического управления процессом их формирования. Этот процесс имеет сложный противоречивый характер, что создает объективную необходимость в возникновении особой внутренней инстанции, в ее особом, человеческом качестве - сознательной, рефлексивной психики. Как отмечает в связи с этим К.А. Абульханова-Славская, «психика выступает как способность субъекта в широком смысле слова, как его возможность, активность, сила, или, точнее, «усилитель» и «проявитель», как его «организатор» или дезорганизатор, как его умение, способность разрешения возникающих в его жизнедеятельности противоречий, как «орган индивидуальности»[4]. Важно заметить в этой связи, что само человеческое тело уже есть самый первый уровень субъектного бытия человека и характеризуется оно двумя сугубо специфическими свойствами: прямохождением и речью. Человек как субъект представляет собой целостность душевной жизни, интеграцию психических процессов, функций, свойств. Субъект есть психосоциальная реальность, и содержанием субъектного способа бытия является сама социальная жизнь человека. Субъект есть деятельностная целостность, так как деятельность является основой интеграции психических свойств и функций. Внутренняя организация субъекта включает в себя также психологические структуры, обеспечивающие возможность человеку быть субъектом собственной жизнедеятельности: побуждения, ориентации, планирование, организация, направленность деятельности, механизмы ее регуляции и способы осуществления. Известный психолог П.Я. Гальперин писал: «Если, не вдаваясь в подробности, спросить себя прямо: для чего в реальной жизни, в поведении нужна психическая деятельность?.. - то вряд ли можно ответить иначе, чем следующим образом: на основе отражения проблемной ситуации субъект может сориентироваться в этой ситуации, предусмотреть результаты своих и чужих действий, изменить свои действия так, чтобы приспособить их к особенностям обстановки, избежать многих неудач и обеспечить успех действительного поведения»[5]. Субъектность - это многообразие психологических способностей и механизмов, обобщенно представленных в таких психологических реалиях, как разум, чувства, побуждения, воля, способности, характер человека. Иначе говоря, субъектность есть центральное образование человеческой субъективности, а следовательно, центральная категория психологии человека.
ТРИ СТОРОНЫ ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА: ЖЕЛАНИЯ, ЧУВСТВА И РАЗУМ
Проблема строения внутреннего мира человека, его души имеет в психологии различные решения. Их анализ не входит в наши задачи. Мы исходим из положения о необходимости вычленения родовых способностей, различающихся по их роли и задачам в осуществлении специфически человеческого способа жизнедеятельности. В психологии издавна выделяли три типа психических явлений: желания (воля), чувства и разум. «Если мы станем смотреть в душу сообща, то ничего не разберем; надо действия ее распределить по родам, и каждый род потом рассматривать особо. Да уж давно присмотрелись и распределили все действия души на три разряда - мыслей, желаний и чувств, назвав каждый особою стороною души - мыслительною, желательною и чувствующею»[6]. Наше рассмотрение психологии субъектности будет опираться на данное расчленение душевной жизни человека. В широком смысле слова три стороны душевной жизни можно рассматривать как три типа способностей субъекта или способностей души. Внимательный анализ современных психологических исследований строения или организации внутренней жизни человека находит в них те же самые вышеназванные разряды душевной жизни, но имеющие иное обозначение. Как правило, внутренняя жизнь человека в работах психологов представляется в виде блоков, структур или сфер. Соответственно, выделяются «мотивационно-потребностная», «эмоционально-волевая», «познавательная» сферы личности. Мы уже ранее определили критическое отношение к стремлению представить психическое в структурных описаниях. Достоинство традиционного выделения в душевной жизни трех сторон - мыслительной, желательной, чувствующей - мы; видим в сохранении целостности психической жизни, несводимости ее к структурно-пространственным представлениям. Психическое - это прежде всего деятельность и процесс, а потому оно имеет временную определенность. Несколько отличающийся, а точнее, дополняющий подход к пониманию организации внутренней жизни человека предложил С.Л. Рубинштейн. Он отмечал, что изучение психологического облика человека включает три основных вопроса[7]. Первый вопрос ( чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? ) - это вопрос о направленности, установках, потребностях, желаниях, интересах, идеалах. Второй вопрос ( что он может? ) - это вопрос о способностях, дарованиях человека. Третий вопрос ( что он есть? ) предполагает выяснение того, как человек использует свои возможности, что из его потребностей и побуждений закрепилось в качестве стержевых особенностей поведения, т.е. составило характер человека. Мы полагаем, что описание трех сторон душевной жизни: мыслительной, желательной и чувствующей, а также освещение вопроса о способностях человека, его характере составит полное представление о психологической организации субъекта, о человеке как субъекте. Слободчиков В.И., Исаев Е.И.Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995. С.249-255.
Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Каковы признаки субъекта деятельности? Сделайте соответствующие цитатные выписки. 2. Ученик – субъект познавательной деятельности и отношений. Как Вы это понимаете? 3. Приведите примеры жизненных или педагогических ситуаций, в которых ребенок выступает субъектом сознательной деятельности или субъектом отношений.
В.В. ДАВЫДОВ Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1132; Нарушение авторского права страницы