Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ты вынесешь всё, чтобы всё изменилось.



Когда я читал эту строчку из «Савитри», Мать добавила: «Даже смерть - ради этого Шри Ауробиндо оставил тело».

Нужно ли было умирать, чтобы изменить смерть?.. Что значит изменить смерть? В этих двух жизнях остаётся ещё так много тайн, что перед этой строкой мы склоняемся словно в молитве.

 

Незримая дисциплина

 

Он сказал: «Делать всю работу будет Она», - но Мать рассказывала совсем другое! «По идее, всю ответственность Он возложил на меня, а сам держался в стороне, но на самом деле всё делал Он, а я просто крутилась! » Она крутилась как волчок. Мать организовывала всю жизнь Ашрама - булочная (ведь людей надо было кормить), сады, прачечная, мастерская, покупка, ремонт, содержание зданий - последние были разбросаны по всему городу (ещё до основания Ашрама, в 1920 году Шри Ауробиндо говорил: «Я бы хотел, чтобы наша система развивалась в обществе, а не вовне...» - словом, все проблемы, присущие липкой субстанции, которую называют обыденной жизнью. Таким образом, принималась самая обычная жизнь в самом грубом виде - мужчины и женщины вперемешку и так далее, а сделать из этого надо было то, чего в мире ещё не существовало, но в самых что ни на есть «мирских» условиях. Никаких «четырёх стен» Ашрама - вообще на свете не было ничего, менее похожего на ашрам, чем этот Ашрам, откуда и проистекали все сложности с людьми и житейскими условиями. Аскетам проще: они погружаются в «духовную жизнь», сбрасывая «пальто», и сосредоточиваются на своих добродетелях. Им хорошо известно, где простое зёрнышко риса, где гусеница, где циновка на земле - они отрекаются от мира и открывают радости свободы. Но стоит столкнуться с обыденностью - еда, одежда, дом с садиком и служанкой, - и аскет обнаруживает, что еда недосолена, что одежда мятая, что сад зарос сорняками, что служанка лжива и ленива: повсюду скрип и трение. С утра до вечера он во всём сталкивается с какими-то помехами. Материя понемногу душит вас. Шри Ауробиндо и Мать прекрасно знали, что делали. Героем быть легко, однако героизм на самом банальном уровне невыносимо сложен. Старые наследственные, семейные и кулинарные привычки вырываются на поверхность отовсюду - все они пользуются любым предлогом, чтобы выскочить наружу, и предстать во всей красе. Это утомляет. Этому нет конца. Человек постоянно замечает, что он - не тот, кем нужно быть. Он видит, что всё делает неправильно. Старые реакции, старые взгляды, ментальные завалы, витальные вибрации бурлят и клокочут; в глубине нашего существа слышен недовольный ропот, там поднимается бунт - сама Материя стонет и не даёт Давлению Света, или даже слабому ментальному давлению отступить хотя бы на шаг от привычного, бессознательного и тёмного поведения. Попробуйте хотя бы просто взять бритву и побриться, осознавая каждое своё движение. Это кошмарный труд - ничего не получается, материя не желает этого, она сопротивляется и смеётся над вами. Повсюду, во всех своих делах, словах и мыслях, человек натыкается на стены! Это мелко и убого. Непокорная и тугая Материя - тысячелетия материи и столетия предков живут в любом движении... Постоянное осознание, чистота, точность материи? Нет, это совсем не легко. «Вся суть физического мира в том, что нам нужна неусыпная бдительность в обращении с ним, - писала Она сыну в 1924 году. - Если человек хочет завоевать материальную область, ему нельзя допускать ни одной ошибки: любой огрех приводит к совершенно катастрофическим результатам, которые, кажется, несоизмеримы по силе и продолжительности с самой оплошностью». Действительно, в крупице фальшивой Материи или неверной материальной реакции как будто содержатся зёрна разрушения и смерти. В области разума можно рассуждать, но в Материи пульсация любого мгновения ведёт либо к жизни, либо к смерти. Выбор здесь прост и радикален. Едва увидев эти микроскопические мелочи, мы найдём неразрывную цепь событий, связывающую вывихнутую во время прогулки ногу с величайшими катастрофами. Мы прикоснёмся к ошеломляющей сложности Материи, для которой не существует разницы между великим и малым: всё либо от смерти, либо от жизни, какими бы ни были масштабы, и всё это непрерывно. Или - или. Здесь не существует «почти». В эволюционной лаборатории всё, до мельчайших деталей, пронизывает строгая и незримая дисциплина. Да и как изменить Материю, если держаться от неё в стороне?

Мать переходила от одного к другому, и во всём вникала в каждую деталь: качество муки, трещины на стене, всякие мелочи, плохо вымытая чашка, болячки одного, бунты другого, споры третьих, глупости четвёртых. Она чинила, выправляла, молчаливо ободряла или давала каждой точке свой яркий свет, улыбалась и проводила в сердца людей искрящуюся улыбку, нежность или великий Простор, что вдруг открывался в глубине её глаз и уносил всё в водоворот победоносной радости; Она давала поток энергии, сносящий все препятствия и обновляющий мир так, будто с Ней жизнь в любой момент могла вновь начаться сначала. Мать - это постоянное воссоздание. В одну секунду вы могли забыть все старые глупости, одолевавшие вас, и стать чистым и невинным младенцем, но и сама Мать обновлялась столь же бесконечно, сколь и другие. «Все мои достижения остались бы, так сказать, на теоретическом уровне, - говорил Шри Ауробиндо. - Путь к практическому воплощению показала мне именно Мать». Да, Мать была мостом к универсальной материи. Шакти в действии. Лаборатория расширялась. В 1930 году Она писала сыну: «У нас уже двадцать первый дом. Оплачиваемый персонал Ашрама (рабочие, домашние слуги) увеличился до шестидесяти или шестидесяти пяти человек, а число членов Ашрама (учеников Шри Ауробиндо, живущих в Пондишери) колеблется от восьмидесяти пяти до ста - пять автомобилей, двенадцать автобусов, пять швейных машин, дюжина пишущих машинок, несколько гаражей, швейная мастерская (европейские и индийские портные, вышивальщицы и т.д.), библиотека и читальный зал, содержащие несколько тысяч томов, фотоателье, магазин с самыми разными товарами, завезёнными из Франции, большой сад с цветами, овощами и фруктами, молочная ферма, пекарня и т. д. Как видишь, дело немалое. А поскольку слежу за всем этим именно я, то могу с полным правом сказать, что я занята». К 1950 году число учеников вырастет до семьсот сорока одного. Из монгольских монастырей, куда он, отрёкшись от всего, отправился в поисках истины, в Ашрам приехал молодой выпускник Политехнической школы (решительно, это заведение преследовало Мать). Он станет одним из самых умелых и чистых (что было редкостью) сотрудников эволюционной лаборатории. Шри Ауробиндо назвал этого человека Павитра, «Чистый». Кроме того, он был способным химиком. Кажется, в 1923 году, будучи в Японии (Павитра приехал туда сразу после отъезда Матери), он открыл удивительный способ высвобождения атомной энергии из большей части распространенных металлов (в первую очередь, алюминия и меди). Такое открытие могло бы сделать атомную бомбу доступной для любого студента или для любого безумца. Павитра уничтожил свои бумаги и уехал в Монголию. В его лице была символически представлена завтрашняя наука. И тем не менее, он фыркал, как и все остальные, не понимая толком механизма странной йоги наоборот, отказывавшей в «освобождении»! Едва Павитра смог прорваться сквозь барьер и выйти из тела в горние просторы, Мать потянула его назад в тело: «Вместо того, чтобы помочь мне выйти, - воскликнул он в разговоре со Шри Ауробиндо, - Она, похоже, вернула меня к физическому сознанию! » А Мать ответила: «Да. Речь идёт о соединении обоих сознаний; высшее сознание должно спуститься к физическому. Оба должны присутствовать в естественном сознании». Нам даже не понять, насколько глубокую революцию в мире начали Шри Ауробиндо и Мать... А та как всегда насмешливо говорила: «Вас будут возвращать всякий раз, как вы попытаетесь сбежать». Категорическое утверждение, но Мать была абсолютно категоричной. Это станет её правилом.

Она вовсе не щадила себя. «У неё было хрупкое телосложение, - замечает один из докторов Ашрама, - а продолжительность сна и питание явно не соответствовали её перегруженной делами жизни». Однако мы и так понимаем, что Шри Ауробиндо и Мать сами не соответствовали медицине, впрочем, как и многим другим вещам. «Я атеистка от медицины! » - со смехом восклицала Она. На самом деле, Она просто «вгрызалась», по её собственному выражению, в Материю, тратя на это двадцать два часа в сутки (на сон Мать тратила всего два часа) - постоянно, день за днём, не упуская ни единой мелочи. Так продолжалось тридцать шесть лет, до самого 1962 года, когда Она удалилась, чтобы заняться тем... что делал Шри Ауробиндо. «Отдых находят в действии, в усилии, в движении вперёд», - говорила Она. Действительно, слияние противоположностей - отдыха и движения и тому подобного - главная черта Супраментального. В этом можно найти чрезвычайно полезную для жизни формулу. Есть способ пустить Шакти сквозь клетки без трения. Трение приводит к износу, усталости, а в конце концов - и к смерти. Всего одна чистая клетка станет куда более мощным источником энергии, нежели все наши атомные бомбы: «неистощимая энергия», - говорила Она. Примерно в час ночи Мать в последний раз заходила в комнату Шри Ауробиндо. Это место было её тихой гаванью. Весь остаток дня ученики преследовали Её настолько настойчиво, что отдохнуть и перевести дыхание Мать могла только... в ванной. Уж там-то Её по крайней мере никто не осмеливался беспокоить. Так что же было между этими двумя существами? - Молчание и взгляд. «Чудесным образом, мы были настроены на одну и ту же вибрацию... Когда нисходила какая-то сила, когда что-то открывалось или проявлялось супраментальное, мы узнавали об этом одновременно. В словах нужды не было: лишь впоследствии мы обменивались несколькими репликами о практических результатах работы. Такого у меня не было ни с кем, кроме Шри Ауробиндо».

Так и тянулась жизнь до того самого рокового дня в 1947 году, когда Шри Ауробиндо сказал: «Оne оf us must go». Один из нас должен уйти. Он произнёс это таким спокойным тоном, что могло показаться, будто он спрашивает, который час.

Что произошло?..

«Почему? Сколько раз я спрашивала себя с тех пор...» - двадцать лет спустя, в 1969 году, говорила Она. Причины, конечно, есть, даже сама Мать привела некоторые из них, но... Это «но» опасно, потому что ответ на наш вопрос, возможно, содержит в себе судьбу мира. Провал? Или что?... «Никаких провалов не было, - сказала Она. - Он пошёл на это сознательно, потому что считал, что так результат будет достигнут быстрее. О «провалах» здесь говорить нельзя. Провал означает, что это был несчастный случай, но никаких «провалов» быть не могло»

Так что же это было?

« Почему? Сколько раз я спрашивала себя...»

«We can’t both remain upon earth». - «Вдвоём на земле оставаться мы не можем». Неужели один из них должен был уйти в иной мир? Но ведь теперь и Она ушла туда же... Ну, так где этот «иной мир»?.. Что в нём иного?.. Изменился ли иной мир?.. И он ли изменился?.. Может быть, никакого «иного мира» больше нет - невероятное слияние... Нечто... Это столь же таинственно, как и будущая земля. Но тайну найти надо, потому что только так её можно вызвать к жизни. Как только кто-то скажет: «Да вот же она! » - она появится здесь. Занавес поднимется, и мы увидим, что он и не опускался. Но как?.. Надо увидеть. Надо найти. Наверное, тайна и так прямо у нас перед глазами, но мы не видим её. Мы не привыкли видеть. Надо завести эту привычку, найти образ.

Надо что-то найти.

В час ночи, закончив работу. Она садилась у Его ног, найдя, наконец, покой. «Абсолютная безопасность в течение тридцати лет. Не могло быть ни одного неверного шага - Он был здесь».

Затем Она возвращалась в свою комнату, брала с подносов свежие цветы, подрезала их, расставляла по вазам в соответствии с цветом, в два часа ночи ложилась и «спала»» до четырёх. Наутро именно с этими цветами Она выходила к ученикам и без устали повторяла: «Стремление», «Пламя», «Прозрачность», «Открытие», «Чистота», «Простота»...

Пламя! Пламя! Чтобы Работа была успешной, надо было столько пламени!

Была ли она успешной?

Надо смотреть. Надо научиться смотреть.

Возможно, нужно пламя.

В противном случае, всё потеряно. Но это не может быть потеряно, ведь Он говорил: «Моя вера и воля говорят, что это происходит СЕЙЧАС... Ни с одним событием в мире... к которому у меня была бы такая же устойчивая воля, не случалось так, чтобы оно не происходило, хотя бы и после задержки, неудач или даже катастрофы». Это было сказано в 1946 году, после войны.

Ещё одна катастрофа?

Или внутреннее пламя подстегнёт ход событий.

 

Перпендикулярный разрез

 

Что Он делал за занавесом?

По правде сказать, мы знаем об этом совсем немного. Ученики проявляли нетерпение и требовали, чтобы Он объяснил, что такое Супраментальное (Бог знает, что их толкало на это, возможно, сомнение здесь перемешивалось с верой, со вкусом к чудесам и с глубочайшим скрытым недоверием Материи, недоумевавшей, что свалилось ей на голову). Шри Ауробиндо отвечал: «Зачем вам объяснения? Насколько вы их поймёте? Потом, сейчас нам нужно не объяснять, что такое Супраментальное, а заставить его спуститься вниз и укрепиться здесь. Если получится, оно объяснит себя само, - если нет, то и в объяснениях нет нужды. В старых книгах я уже писал об этом, но просветить кого-либо так и не удалось. Так зачем повторять попытку? » Оно объяснит себя само... и это правда, оно действительно само объясняет себя - убедительно как бульдозер, во всех уголках сознания и мира. То, что было неясно тогдашним ученикам, сегодня очевидно почти для всех. Шлюз открылся. Можно понять, почему Шри Ауробиндо мало заботился о записи своего учения. «Божественной жизни»» пришлось дожидаться 1939 года, чтобы быть опубликованной, и то лишь по настоянию издателя из Калькутты. Для обычного человеческого сознания такое пренебрежение непонятно - где это видано, чтобы гений двадцать лет держал свой главный труд в ящике стола! Просто Шри Ауробиндо заглядывал глубже и дальше своей личности - Супраментальному надо было установиться: «Нисхождение Супраментального означает только то, что Сила будет здесь, на земле, точно так же, как мыслящий и высший разумы». Ученики возражали: «Кто может Вас понять? » - говорили они. Не все же, дескать, могут заниматься йогой и тяжёлым, но необходимым очищением (тут следовал тяжёлый вздох). А Шри Ауробиндо отвечал: «Мы взвалили на свои плечи этот груз, чтобы расчистить путь для тех, кто последует за нами... вот для них я и прилагаю все свои силы на то, чтобы в ближайшее время низвести на землю супраментальную Силу». Этого не было ни в тонких брошюрках, ни в толстых томах с кожаным переплетом и золотым обрезом; Он хотел (и так должно было случиться) внедрить это в универсальную Материю, чтобы люди будущего дышали этим точно так же, как сегодня мы дышим (хотя и плохо) Разумом. Итак, вместо того, чтобы ловить новые идеи, витающие в воздухе, надо поймать в субстанции новую вибрацию - но какую?.. Наверное (то есть, наверняка), она сама «объяснит себя», но, получив хотя бы намёк на её «устройство» в обход осторожности Шри Ауробиндо, мы бы могли подстегнуть естественный ход событий, поскольку время действительно не терпит. Но мы, вероятно, ошибаемся; возможно, всё идёт так, как должно идти. Суть в том, что у нас есть одна привилегия: мы можем сознательно участвовать в эволюционном переходе, а не бездумно прыгать с одной надломленной ветки на другую, как это делали обезьяны. «Детали и метод поздней стадии Йоги, ведущей в малоизвестные и неизученные области, я не открыл широкой публике и в настоящее время делать этого не собираюсь». Это было сказано в 1935 году. Шри Ауробиндо никогда этого не сделал. «Он ушёл прежде, чем рассказал о своих делах», - говорила Мать.

На это была причина. Но о ней позже.

Всё равно, можно попытаться разгадать загадку этого человека, подбирая ключи на манер «дорогого Уотсона» Артура Конан Дойла. Впрочем, с Матерью о Конан Дойле придется забыть: это предприятие потребует расшифровки и составления карт леса, изучения биологии. Здесь нам поможет скорее Уэллс или Киплинг, да ещё маленький Маугли, зачарованный навеки, - и что-то другое, от любви и обожествления, ибо только они позволяют открыть тайны.

Нам нужна эта тайна.

Самое первое ясное указание на механизм можно найти в беседе 1923 года (это было ещё до «ухода» Шри Ауробиндо). «Не расскажете ли Вы о нынешнем состоянии Вашей садханы? » - спросил Пурани (этому старому ученику мы обязаны записью «Вечерних бесед). Шри Ауробиндо ясно, но очень тихо ответил: «Я не могу назвать это состоянием или положением. Скорее, это сложное движение. В настоящее время я стараюсь низвести Супраментальное в физическое сознание, стремясь довести его до суб-материального уровня. Физическое косно по самой своей природе; оно не хочет становится сознательным и изо всех сил сопротивляется всем изменениям. Кажется, будто «копаешь землю», если вспомнить выражение из Вед. Человеку приходится как бы рыть проход от верхнего Супраментального к нижнему. Существо становится сознательным, но постоянное движение вверх и вниз, подъём и спуск не прекращаются. Веды говорят о «двух концах» - голова и хвост дракона, ограничивающие и замыкающие сознание. Я обнаружил, что разум и витальное не могут быть пропитаны Супраментальным в полной мере, пока оно не установится в Материи. Поэтому физическое надо принять и преобразовать... Вот я и пытаюсь перенести самый высокий слой Сверхразума в физическое сознание». Это движение вверх и вниз наиболее заметно для всех, кто хоть немного занимался подобными вещами. Освобождённое от ментальной оболочки и более или менее низких и утилитарных установок, сознание уподобляется лучу силы (Сознание-Сила, как говорил Шри Ауробиндо), продвигающемуся сквозь тело свободно как электрический ток переменной мощности и силы. Оно подобно подвижному сгустку силы. Сознание поднимается, опускается, то выходит вовне, то входит внутрь, воздействуя на людей, обстоятельства, внутренние сложности. Совсем как «кобальтовая бомба» - на самом деле бывают «бомбочки», а бывают и огромные «бомбы»: всё зависит от стадии эволюции. Неизменным остаётся принцип: если вы обеими ногами увязли в плотной и удушающей Материи, нужно, подобно утопающему, подниматься наверх, искать кислород в самых чистых и пригодных для дыхания слоях сознания - скажем, до прозрачных высот занавеса. Человек то поднимается, то опускается, но с каждым возвращением он приносит вниз тонкую и хрупкую нить света. Она постоянно рвётся, доходя до ног, увязших в Материи. Это занятие похоже на вдувание кислорода в грязь. Постепенно нить становится всё прочнее и рвётся уже не так часто. Наконец, устанавливается мост. Сначала он похож на световую трещинку в мощных геологических пластах. Их можно увидеть, если проследить путь лучика сквозь океанские толщи (или воду аквариума): за поверхностью начинаются всё более и более тёмные глубины (это Разум), затем идёт взвесь (это Витальное), затем грязь, и, наконец, - каменное ложе. Чем глубже копаешь, как говорят Шри Ауробиндо и Веды, тем большая чистота или сила нужны лучу. Ведь в конечном итоге работа делается не для одного тела - путь землекопа проходит сквозь тело земли. Трещина расширяется, шаг за шагом она захватывает всё большие площади, проникает всё глубже - это происходит «просто так»: человек может гулять, слоняться без дела, чистить зубы, а работа идёт. Работа совершенно незаметно делается всё время. Нет ничего более незаметного. Но чем дальше она продвигается, тем больнее. Повсюду вы слышите шипение и видите копошение, точно луч света привёл вас в гнездо змей или червей. Мир приходит в движение, и начинаются беспричинные восстания - то справа, то слева. Веды рассказывают о маленьких бесноватых «дасьюс», пещерных троглодитах. Ни кислород, ни свет им не нужны, они любят грязь, и точка. А всё, что пытается проникнуть внутрь, по их мнению, суть безжалостный убийца и опасный враг безопасности общественной грязи. Такова общая картина «в разрезе». И всё же в определённый момент на самом дне ямы человек находит «супраментальное внизу». Тот же Свет, что и наверху, та же сила, та же прозрачность, та же Точность. Это «источник мёда, скрытый под скалой», о котором рассказывают Веды. «Величайшая задача - открыть физические клетки Божественному Свету», - говорил Шри Ауробиндо в 1926 году, перед самым уходом. Момент чрезвычайно опасен: или всё рухнет, или выдержит. Выдержит ли тело? Выдержит ли земля?... Вот, в чём вопрос. Лопнет ли мир от «невыносимого давления» или свет просочится, адаптируется, наполнит землю воздухом? В этом смысле Шри Ауробиндо и говорил о «концентрированной эволюции».

 

Сопротивление

 

Итак, Он «доводил работу»...

Другие указания можно обнаружить в реакциях самой лаборатории и в нескольких отрывках, не попавших под перо Шри Ауробиндо.

Лаборатория не выдерживала манипуляции или, скорее, «давления». Сначала показались самые крупные рыбы; их легко увидеть, а от их длинных зубов несложно увернуться: по крайней мере, вы знаете, что это зубы. За ними следуют целые косяки полузадушенных и обезумевших мелких рыбёшек. Им нет конца... Если жить на обычном уровне, а не взирать на мир с высоты космической трапеции, начинаются странности: удушье мелких рыбёшек переживается как собственное удушье, человек близок к безумию - кажется, что зло можно излечить, только приняв его полностью в себя. Это мучительно. Это отвратительно. Вас окружает зловоние, вы превращаетесь в карлика и недоумеваете: «Да неужели это йога? Да неужели это я?..» Всё это очень неприятно. «Я же искал космических высот, а не этого омерзительного вздора! » Ну, конечно, только вот из такого вздора и состоит боль мира, великая мировая боль - акулы очаровательны, но смерть несут не они, а бесчисленные невидимые «пустяки», которые наполняют каждый день нашей жизни и таятся под всеми нашими красивыми словами и самодовольными идеалами. Утомительные голоса Ведических Асуров - титанов и демонов - всё время звучат в ваших ушах: «У тебя ничего не получится, зря ты это затеял, ты просто теряешь время. Поищи лучше наверху, в космическом сознании!..» Так продолжается день за днём и ночь за ночью, без всякого отдыха или передышки: или ты, или я. Кто победит? Иногда человек чувствует себя как съеденный волками серенький козлик. Орда бесенят постоянно нашёптывает ему: «Тебя съедят, съедят...» Что и говорить, эта битва ужасна и неприятна. Легко понять мудрецов и святых, торопливо удиравших в рай сознания. А здесь мы имеем дело с Подсознательным: этот термин употреблял Шри Ауробиндо, но Он понимал его иначе, чем наша психология поверхностей. Имеется в виду эволюционное до-человеческое прошлое, животные и растительные слои, тянущиеся до самых глубин клеток. «Это труд Геракла, - говорил Шри Ауробиндо. - Попадая туда, человек оказывается как бы на неисследованном континенте. Йоги прошлого доходили только до витального. Да и я, если бы мог предвидеть, что случится, испытывал бы меньше энтузиазма...»

А ученики и подавно... Первый приступ воодушевления сменяется постоянным недовольством на самом мелком уровне - все микроскопично. Но ведь всю работу делали за них, им даже не надо было сражаться (битву вёл Шри Ауробиндо) - только иди за Ним, присоединись к нему, откройся. А открыться значит подчиниться руководству, не мешать битве. «Путь, пройденный Шри Ауробиндо, я проходила автоматически», - замечает Мать. Это закон автоматизма Супраментального, однако, чтобы он вошёл в силу, человек должен в некотором смысле пустить прогресс в себя - помочь Лучу, а не бурлению мира. А ученики, кажется, посвящали всё свое время созданию стен - пусть даже это не было заметно! На поверхности было прекрасное, поэтизирующее и высокодуховное сознание, красивые речи и преклонение перед Мастером. А под ним скрывалось что-то другое. Это настолько обыденно, что мы даже не замечаем его, когда сталкиваемся с ним вплотную - просто не хотим видеть. Люди приходят к йоге в поисках «опыта», «озарения». Они хотят, чтобы их перо само писало стихи, они хотят статей для своей газеты, вдохновения для своих книг, светлых просторов... для крепкого сна. Они посылали Учителю тысячи писем с требованиями. Он с неизменным терпением отвечал на все, пытаясь что-то втолковать людям: «Давление, призыв созданы для того, чтобы изменить природу, зависящую непосредственно от Бессознательного [тогда йога от Подсознательного спустилась к Бессознательному] - устоявшиеся привычки, самопроизвольные движения, механические повторения природы, невольные реакции на события, словом, всё то, что, казалось бы, проистекает из самой человеческой натуры... Опыты - это хорошо, но дело в том, что они, похоже, не изменяют природы. Они только обогащают сознание». Даже когда высшие планы сознания понимают это, принять такие слова нелегко. Внизу нас ждёт только рык и бурление, это проявляется в тысячах повседневных мелочей. Мы не хотим избавиться от мелких рыбёшек и с горячностью защищаем свое право на страдания и темноту. Внимательно читая переписку Шри Ауробиндо с учениками, мы чувствуем боль: через что Он только не прошёл, что не вынес. День за днем Он сталкивался с пустяковыми вопросами, мольбами, требованиями, угрозами самоубийства, голодовками, болезнями сопротивления - сопротивлялось всё. Если кто-то вдруг умирал, то ученики удивлялись, как это лживый Сверхразум не дал им иммунитета от смерти. «Моя цель - обожествление человеческого сознания, - писал Шри Ауробиндо одному из учеников, - сведение Супраментального, Сознания Истины, Света, Силы в физическое и трансформация последнего... а отвечают мне отвращением, страхом, нежеланием, или сомнением в возможности того, что цель будет достигнута. С одной стороны, все хотят, чтобы болезни стали невозможны, а с другой - отбрасывают единственное условие их невозможности». Вот этому «единственному условию» люди будут сопротивляться до самого конца. «Закон автоматизма» стал работать наоборот: Шри Ауробиндо автоматически получал всю темноту своих учеников. Мать немного печально (хотя печаль была вовсе не свойственна ей), заметила: «Даже среди лучших, даже среди тех, кто без колебаний поставил бы свою жизнь на кон ради великого случая, не найдётся ни одного человека, который был бы готов отказаться от своих пристрастий, привычек, удобств ради скорейшего достижения победы». Вот так. Небольшие дела вообще сложны. Дело вовсе не в том, что ученики были «дурными» - по сравнению с теми, кто оказался впоследствии под началом Матери, эти вообще были ангелы. Вернее, они были и хорошие и плохие, как и любой человек; они, собственно и были любыми людьми. «Учеников» не было, была просто земля. Она сопротивлялась, упорствовала, не подчинялась. Великолепная «репрезентативность». Никакой благородный свет не вынесет того, с чем пришлось столкнуться Шри Ауробиндо, и не избежит этой глупости. Это глупость самой земли. Нищета земли. Это «Труд Бога»:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь