Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Биосфера и человек — самоорганизующиеся целостности



Подобно тому, как биосфера — самоорганизующаяся целостность, пришло время и человека изучать как единое целое. Еще в прошлом веке известный русский физиолог И.М. Сеченов говорил, что понять человека можно только в его единстве — плоти, духа и природы, частью которой он является. И будущее науки лежит на пути объединения этих начал.

Десятком лет позже К. Маркс сказал: «В будущем все науки о природе и обществе должны слиться в единую науку — 6 Человеке».

Надо изучать не отдельные особенности и свойства, а человека как сложную систему, как естественный элемент общества. Связать свойства общества и человека, понять свойства общества через свойства человека и обратно: понять свойства человека, его поведение, поступки, выводя их из свойств общества, — цели современной науки.

Общие черты мирового эволюционного процесса и место человека в нем приводят Нас к пониманию ноосферы как одного из возможных будущих состояний верхних оболочек Земли. Трудности, порожденные развитием цивилизации и растущая деградация окружающей среды, ухудшение условий жизни людей порождает желание действовать, искать новые концепции общественного развития. Необходима целостная, всеобъемлющая концепция того, что мы называем местом Человека во Вселенной.

Представление человека о мире и его месте в нем, о единой картине мира является одним из важнейших элементов мировоззрения человека. Этот философский вопрос оборачивается самой что ни есть прагматичной проблемой — проблемой выбора человеческой деятельности. Она затрагивает глубочайшие тайны человеческой души. Например, каким образом у людей формируется представление о том, что хорошо, а что — плохо? Ведь именно такие критерии в конечном счете и определяют тот выбор поведения, который предстоит сделать человеку. Видение будущего требует понимания прошлого — это общая познавательная позиция.

Вместе с Разумом в Природе родился новый феномен — Человек с его непредсказуемым поведением, игрой страстей, иррациональностью многих реакций, что говорит об очень сложном духовном мире, который присущ и каждому человеку в отдельности и группам людей и обществу в целом. Как из множественности и нетождественности духовных миров отдельных людей складывается духовный мир общества? Можем ли мы влиять на него? Как он связан с целями развития общества?

Позиция универсального эволюционизма

Возникновение духовного мира человека, его общественной Вселенной — это тоже результат самоорганизации, саморазвития человека как биологического вида и его общественных структур. Изучая историю искусства, литературы, живописи, музыки, архитектуры, оттенки религиозных верований и сопоставляя их с другими фактами, можно нащупать новые подходы к изучению духовного мира человека.

Предлагаемая позиция называется универсальным эволюционизмом. Она позволяет еще в одном ракурсе увидеть те идеи, которые проповедовал Ф.М. Достоевский и другие мыслители прошлого века: люди не виноваты, что не все они честны, благородны, готовы к самопожертвованию, что они такие, какие они есть, — жадность, агрессивность, эгоизм тоже неотделимы от них. И тем не менее они достойны любви. Такова судьба, такова история развития биологического вида «гомо сапиенс», таковы те алгоритмы эволюции, которые управляют нашим развитием. И люди еще не знают, что, не изменив надлежащим образом своего поведения, своего отношения друг к другу, не сменив шкалы ценностей и своих взаимоотношений с окружающей средой, они обрекут себя, свой род, на деградацию и вымирание.

Ноосферный гуманизм и проблемы экологии

Ноосферный гуманизм — это гуманизм, дополненный с экологических позиций. В связи с потребительским отношением к природным ресурсам и накоплением отходов производства нагрузка на биосферу быстро возрастает и приближает ее к критическому состоянию. Экологические кризисы, как считают, ученые, в будущем неизбежны. Человечеству для своего бескризисного состояния нужно вписываться в естественные биохимические циклы. Но превращение современной биосферы в подлинную ноосферу будет противоречивым и мучительным. Потребуется переход от принципа количественного роста накопления материальных богатств за счет разрушения биосферы Земли к принципу возвышения Разума и духа лишь при необходимом материальном достатке. Ноосферный гуманизм требует обеспечения:

? высшего уровня жизни человека;

? высшего уровня качества среды обитания человека;

? условий для беспредельного интеллектуального процесса.

Для этого нужно изменить акценты в человеческой активности. Оказывается, чтобы сохранить природу и себя, человек и общество должны меньше преобразовывать природу, а больше преобразовывать себя. По глубокому убеждению В.И. Вернадского, именно вхождение в ноосферу человечества должно стать основой прочного мира без войн и расовых отличий, единого в экономическом и информационном отношении, построенного на высокой сознательности и нравственности.

 

 

ТЕМА 18. ЭКОЛОГИЯ. ЗАКОНЫ ЭКОЛОГИИ

ЭКОЛОГИЯ

Термин «экология» стал применяться еще в XIX Его буквальный перевод с греческого означает «изучение собственного дома». Первоначально этот термин употреблялся тогда, когда речь шла об изучении взаимосвязи между растительными и животными существами и окружающей средой. Но постепенно пришло понимание того, что и человек, и его образ мыслей, и его образ жизни, и его судьба — все это неотделимо от окружающей среды и составляет ее часть. И его взаимоотношение с природой — воздействие на природу в процессе жизнедеятельности и обратное влияние оскудевшей природы на развитие человека и общества — должно стать предметом специального изучения.

Единство планеты определяет высокую степень интеграции современных экологических исследований. Имеющая отчетливый глобальный характер, экология человека опирается сегодня на достижения практически всех отраслей современного естествознания. Она широко использует закономерности и принципы самых различных наук. Однако сегодня экология находится на начальной ступени развития и еще не достигла высоты, отличающей другие науки, т.е. стадии, которая характеризовалась бы систематизированной формулировкой точных и определенных закономерностей.

Причины этого кроются в следующем:

1. Сложность экологического материала.

2. Необъятность экологического материала.

3. Значительная неупорядоченность экологического материала.

Экология — это комплексная отрасль современного научного знания, изучающая закономерности взаимоотношения растений, животных и человека между собой и их отношение к среде обитания. Основным объектом изучения в современной экологии являются: ? биологические системы различных уровней — популяции, виды, биоценозы и биосфера;

? их организация и взаимодействие;

? их функционирование.

В условиях научно-технического прогресса особое значение приобретает изучение взаимодействия общества и природы, человека и биосферы. Сложившийся в ходе социально-экономического и научно-технического развития тип «обмена веществ» между обществом и природой часто не вписывается в естественную структуру биосферы. В этих условиях важно уметь определить допустимые пределы воздействия человека на природу. Экология призвана стать научной основой по использованию и охране природных ресурсов, сохранению среды в благоприятном для жизнедеятельности человека состоянии.

 

ЗАКОНЫ ЭКОЛОГИИ

Американский ученый Б, Коммонер построил систему законов экологии, представляющую собой методологическое обобщение экологического опыта современности.

Законы экологии Коммонера

1. Все связано со всем. Этот закон охватывает живую динамику сложных и разветвленных экологических цепей. Он повторяет диалектический материализм, утверждающий всеобщую связь вещей и явлений. На более конкретном уровне он является обобщением кибернетического характера.

2. Все должно куда-то деваться. Это неформальная перефразировка основного физического закона — фундаментального закона сохранения. Он ставит одну из труднейших проблем экологии — проблему ассимиляции биосферных отходов человеческой цивилизации. Ассимиляция (от лат. assimilatio — усвоение, слияние), с биологической точки зрения, — это усвоение питательных веществ живыми клетками.

3. Природа знает лучше. Это положение распадается на два относительно независимых тезиса:

а) назад к природе (отражает возросшее в последние годы желание иметь дачи, огороды);

б) призыв к осторожности в общении с природными экосистемами. Здесь используется кибернетический принцип — устойчивость некоторой системы находится в прямой зависимости от образующих ее элементов и подсистем. 4. Ничто не дается даром. Объединяет в себе три предыдущих закона.

Глобальная экосистема — это единое целое, в рамках которого ничто не может быть выиграно или потеряно и которая не может являться объектом всеобщего улучшения. Все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возмещено. Платежа по этому векселю нельзя избежать. Он может быть только отсрочен.

Первый и четвертый законы экологии Коммонера прослеживают внутреннюю связанность и системную целостность человеческого мира. Четвертый закон — это неформальное повторение второго начала термодинамики.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь