Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Концепция исторического процесса
Концепция эволюционизма в изучении истории В XVII - XVIII вв. в ряде стран Европы успешно развиваются многие науки, формируется буржуазное общество. В европейской науке растет интерес к осмыслению исторических процессов, в том числе и всемирной истории. Так возникла концепция эволюционизма. Она основывалась на трех гипотезах. Во-первых, что исторические процессы могут быть интерпретированы по аналогии с процессами в природе. Во-вторых, что есть более развитые и менее развитые человеческие общества, и критерий их развития – успехи научно-технического прогресса и рыночной экономики (примером для подражания являются буржуазные страны Европы (колесо было дано известно в Индии), а паровоз изобрели лишь её колонизаторы – англичане). В-третьих, что ход исторических процессов в подчиняется всеобщим законам. Исторические концепции Дж. Вико и просветителей Первая историческая концепция в которой уже есть черты элементы эволюционизма, была создана Дж. Вико в XVII в. Согласно Вико, вся человеческая история делится на эпохи богов, героев и людей, а её единство поддерживается взаимными влияниями обществ и всеобщими закономерностями их развития. В отличие от Вико, философы-просветители XVIII в. Вольтер и Ш.-Л. Монтескье утверждали, что в истории эпох богов и героев не было, и утверждали, что под влиянием роста просвещения и культа разумности общества освободятся от всех предрассудков, решат все основные проблемы и тогда – впервые и навсегда - возникнет единое и гармоничное человечество. Исторические концепции Г.В.Ф. Гегеля и марксизма В исторических концепциях Г.В.Ф. Гегеля и марксизма (точнее, его теоретиков К. Маркса и Ф. Энгельса ) (уже XIX в.) идея эволюции ещё более важна. С их точки зрения история обществ людей подчинена действию общих законов истории и движется к цели мирового исторического процесса. Но у Гегеля залог действия этих законов – это всемирный дух – разум, а степень прогрессивности любого общества определяется свободой, достигнутой его представителями в ходе истории. Наиболее отсталыми в данной связи являются народы Древнего Востока, которые обречены на рабский труд, а наиболее прогрессивны, то есть духовно свободны, - европейцы-протестанты. С точки зрения марксистского «исторического материализма» социально-экономическое бытие людей (базис) определяет все содержание их сознания (надстройку), в том числе культуру. Стадий развития человеческих обществ – общественно-экономических формаций – в нем выделяется пять – первобытнообщинная (равенство в бедности, нет государства и частной собственности), рабовладельческая, феодальная и капиталистическая (существуют государство и потому - антагонизм и неравенство в правах и собственности эксплуататоров и эксплуатируемых), коммунистическая (равенство в изобилии, частная собственность и государство как орудия угнетения в ней уже не существуют). Исторический прогресс в основном двигают социально-экономические процессы. Исторические концепции позитивистов Наибольшее развитие эволюционизм получил в исторических концепциях мыслителей-позитивистов XIX в., О. Конта и Г. Спенсера. Согласно Конту, все человеческие общества в ходе своей исторической эволюции должны пройти три стадии. Первая стадия – теологическая – господства религии и агрессивных монархических режимов при слабом развитии ремесла, науки и техники. Вторая стадия – метафизическая – связана с кризисом религиозности и периодом буржуазных революций, подъема науки и экономики. И третья стадия – позитивная – господство банкиров, промышленников и ученых в процветающем демократическом и буржуазном обществе. По Спенсеру, законы эволюции обществ – лишь проявление законов природы, и любые проявления культуры должны содействовать этим законам, а не противиться им. Цивилизационный подход в изучении истории Во второй половине XIX в., когда концепции эволюционизма были доведены до совершенства и имели наибольшую популярность, в среде ученых-историков усиливается и критическое отношение к ним. На его основе – на рубеже XIX-XX вв. формируется цивилизационный подход в изучении истории. Его сторонники утверждают, что нет и не может быть человечества как единого субъекта исторического процесса, что нет универсального критерия прогрессивности и цели истории. По цивилизационному подходу в одно и то же время могут существовать и развиваться разные общества, между закономерностями истории которых почти нет ничего общего, что взаимовлияния между ними не могут быть значимыми. Сторонники цивилизационного подхода также делают акцент на том, что общества, находящиеся на сопоставимом уровне религиозности, развития науки и экономики (на который обращали основное внимание эволюционисты), могут быть принципиально отличными друг от друга. Как, например, воины-политеисты гунны и христиане - рыцари-тамплиеры. Историческая концепция Н.Я. Данилевского Одну из первых концепцию истории в духе цивилизационного подхода создал Н.Я. Данилевский. Он отверг единство человечества и наличие законов развития всех обществ. Он утверждал, что в истории есть три типа обществ. Первые из них – это «этнографический материал»: то есть общества без государственности и приоритетов в развитии (таковы, индейцы Америки). Вторые из них – общества, миссия которых в истории – лишь разрушение (таковы гунны, татаро-монголы и т.п.) И только третьи из них – это полноценные коллективные субъекты истории. Их развитие идет в три этапа – рост, цветение, увядание, но может иметь от одной до четырех «основ» - (сферы искусства, политики, религии, социально-экономическая сфера), в развитии которой может преуспеть. Из них многие имеют одну «основу» (древние греки – искусство, древние римляне – политику, древние евреи - религию), некоторые – две (романо-германский тип (народы Западной и Центральной Европы – в политической и социально-экономической сферах) а славянский тип (его основной Данилевский считал Россию) в конце XIX в. имеет все шансы полноценно развиваться сразу на всех четырех основах. Историческая концепция О. Шпенглера В начале XX в. цивилизационный подход стал популярен благодаря появлению исторической концепции О. Шпенглера. По Шпенглеру, у каждого общества есть уникальная душа, которая почти на протяжении всей истории – жизни этого общества – стремится к максимально полному самовыражению. Период в истории общества, в течение которого оно ценит самовыражение более всего, ученый называет культурой. Именно тогда в обществе существует народ как коллективный субъект истории. Второй и более короткий период в истории общества, когда более всего ценится не самобытность, а удовольствие – это цивилизация. Это время упадка общества, время, когда уникальные творения лишь хранятся в музеях. По Шпенглеру, различия между душами исторических обществ столь велики, что полное постижение их самовыражения – в произведениях искусства, например, - невозможно. Так, грек - создатель скульптуры «Афродита Книдская» - не будет способен постичь весь смысл, который вкладывал в свое творение мастер витража готического собора, и наоборот. Зато в период цивилизации все общества становятся похожими друг на друга – цели одни и те же. Историческая концепция А.Дж. Тойнби В середине XX в. была создана ещё одна историческая концепция в духе цивилизационного подхода - А.Дж. Тойнби. По ней развитые общества различаются по трем основных критериям: наличия родства с другим, обществом, географическому ареалу своего исторического существования и доминирующей религии. Тойнби считал, что никакого цикла истории у общества нет, что это развитие может идти бесконечно при соблюдении двух условий: умеренно сильного вызов истории (природного или социального), а также адекватного и достаточно быстрого ответа на него элитой (творческим меньшинством) данного общества. Иначе общество вступает в кризис, появляющийся войнами и революциями. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1072; Нарушение авторского права страницы