Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сознание - это связанная с деятельностью мозга способность человека воспроизводить действительность в субъективной, идеальной форме и преобразовывать ее в своих интересах.



Учение о сознании связано с различными разделами философского знания:

̶ онтологический подход к сознанию включает в себя вопросы его соотношения с материей, сущности и структуры;

̶ гносеологическийподход - связан с познавательными способностями человека и процессом формирования сознания индивида;

̶ поскольку современная наука не доказала наличие нечеловеческих форм сознания, неизбежен антропологический подход, предполагающий сравнительный анализ человеческого сознания и мышления животных, а также исследование проблемы возникновения сознания в процессе антропосоциогенеза.

Изучение сознания усложняется еще и тем, что в познании оно выступает одновременно и как объект, и как субъект познания, а поскольку каждый акт сознания включает в себя всю жизнь индивида в ее неповторимости и уникальности, постижение сознания становится чрезвычайно сложной проблемой и для науки, и для философии.

Проблема сознания во все века привлекала внимание философов, ибо она рассматривает одну из наиболее значимых и специфических сторон человеческой жизнедеятельности. В истории философии существуют различные, иногда диаметрально противоположные, точки зрения, объясняющие сущность сознания, его происхождение и роль в обществе. В современной отечественной философии возобладающим является понимание сознания как идеальной формы деятельности, направленной на отражение и преобразование действительности.

Как уже отмечалось, сознание и материя – два типа реальности, существующие во Вселенной. Главные философские направления – материализм и идеализм – издавна вели полемику по вопросу о том, какая из этих реальностей является первичной, исходной.

С точки зрения идеализма, сознание первично и более фундаментально. Для субъективного идеализма мир выступает как совокупность человеческих ощущений, с позиций объективного идеализма он представляет собой проявление духовной субстанции, не зависящей от человека и порождающей человеческое сознание. В объективном идеализме утверждается, что сознание может существовать вне человека – в виде божественного духа, сотворившего мир, абсолютной идеи, мировой воли и т.п. Превращая сознание, духовное в самостоятельную и абсолютную сущность, идеализм делает невозможным действительно научное объяснение сознания. Сознание не может быть понято из самого себя, независимо от исследования материального мира.

С точки зрения материализма, предпосылки для появления сознания постепенно подготавливаются, формируются в процессе эволюции материи. Сознание как таковое возникает только у человека.

Первоначальные философские взгляды не содержали строгого различения между сознанием и неосознанным, идеальным и материальным. Так, например, Гераклит основу сознательной деятельности связывал с понятием “логос”, означавшим слово, мысль и сущность самих вещей. Степенью приобщенности к логосу (объективному миропорядку) определялся качественный уровень развития человеческого сознания. Точно так же и в трудах других древнегреческих авторов психические, мыслительные процессы отождествлялись с материальными (движение воздуха, материальных частиц, атомов и т.д.).

Впервые сознание как особая реальность, отличная от материальных явлений, была выявлена Парменидом. Продолжая эту традицию, софисты, Сократ, Платон рассматривали различные грани и стороны мыслительной деятельности и утверждали противоположность духовного и материального. Так, например, Платон создал грандиозную систему “мира идей”– единой основы всего сущего; развивал концепцию о мировом, самосозерцающем, бестелесном разуме, являющимся перводвигателем космоса, источником его гармонии. В античной философии активно развивались идеи сопричастности индивидуального сознания человека мировому разуму, которому придавалась функция объективной универсальной закономерности.

В средневековой философии сознательная человеческая деятельность рассматривается как “отблеск” всемогущего божественного разума, что объявлялось убедительным доказательством сотворенности человека. Выдающиеся мыслители средневековья Августин Блаженный и Фома Аквинский, представляющие различные этапы развития философско-теологической мысли, последовательно и основательно рассматривали вопросы внутреннего опыта личности в сознательной и психической деятельности в связи с самоуглубленным постижением связи души и божественного откровения. Это способствовало выявлению и разрешению актуальных специфических проблем сознательной деятельности. Именно в этот период было введено понятие об интенции как об особом свойстве сознания, выраженном в его направленности на внеположный объект. Проблема интенции присутствует и в современной психологии; является также важной составляющей методологии одного из наиболее распространенных междисциплинарных направлений теории познания – феноменологии.

Наибольшее влияние на разработку проблем сознания в Новое время оказал Декарт, который главное внимание акцентировал на высшей форме сознательной деятельности – самосознании. Сознание философ рассматривал как созерцание субъектом своего внутреннего мира как непосредственную субстанцию, противостоящую внешнему пространственному миру. Сознание отождествлялось со способностью субъекта иметь знание о собственных психических процессах. Существовали и другие точки зрения. Лейбниц, например, разрабатывал положение о бессознательной психике.

Французские материалисты XVIII века (Ламетри, Кабанис) обосновывали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, благодаря которой он способен приобретать знания о природе и себе самом. В целом материалисты Нового времени рассматривали сознание как разновидность материи, движение “тонких” атомов. Сознательная деятельность напрямую связывалась с механикой мозга, выделением мозга (вульгарные материалисты К.Фохт и Я.Молешотт, например) или со всеобщим свойством материи (в гилозоизме “и камень мыслит”).

Немецкий классический идеализм составил особый этап в развитии представлений о сознательной деятельности. Основополагающим принципом развития сознания являлся, по Гегелю, исторический процесс становления Мирового духа. Развивая идеи своих предшественников Канта, Фихте, Шеллинга, Гегель рассматривал такие проблемы, как различные формы и уровни сознания, историзм, учение о диалектике, деятельностная природа сознания и другие.

В XIX веке возникают различные теории, ограничивающие сознательную деятельность, настаивающие на врожденном бессилии разума, проповедующие иррационалистические подходы к оценке человеческой духовной деятельности (Шопенгауэр, Ницше, фрейдизм, бихевиоризм и другие).

К.Маркс и Ф.Энгельс продолжили материалистические традиции в философии, сформулировали идею вторичности сознания, его обусловленность внешними факторами и прежде всего экономическими. Марксизм активно, но критически использовал различные взгляды и особенно диалектические идеи немецкой классической философии.

Исходным пунктом научного подхода к проблеме сознания является материалистическое решение основного вопроса философии, позиция материалистического монизма, признающего лишь одну и единственную объективную реальность – материю. С этой позиции сознание и все духовные явления следует рассматривать лишь как вторичное – свойства, функции высокоразвитой материи, неотделимые от нее.

Для решения проблемы происхождения и сущности сознания важно учитывать, что его вторичность по отношению к материи проявляется в нескольких планах или аспектах:

̶ в историческом (сознание – продукт исторического развития и усложнения материи);

̶ функциональном (сознание вторично как функция нормально работающего человеческого мозга;

̶ гносеологическом (сознание вторично по отношению к действи- тельности как ее идеальное отражение).

Проникновение в природу сознания, закономерности его возникновения и развития – одна из сложнейших проблем науки. Несмотря на необычайные по масштабам и интенсивности сдвиги в развитии научных знаний, в современном естествознании сохраняются белые пятна: не раскрыты до конца вопросы происхождения живого из неживого, механизм превращения физических воздействий в психические процессы, чувственных восприятий в абстрактные понятия.

Возникновение сознания имеет длительную историю – это закономерный результат развития материального мира, природы. Материя в силу внутренней активности способна порождать бесконечное многообразие явлений природы. В самой материи, в ее фундаментальных свойствах кроются причины, которые при наличии соответствующих благоприятных условий на определенном этапе ее развития с необходимостью приводят к появлению мыслящих существ. Нельзя приписывать мышление всей материи, но вместе с тем нельзя и отрывать его от материи. В самой материи нужно видеть свойство, способное через ряд ступеней развиться до уровня сознания. Таким свойством является отражение.

Теория отражения – это фундамент материалистического объяснения природы сознания. Сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю.

Эта концепция начала всесторонне разрабатываться в марксистской философии в 60-е – 70-е годы ХХ века с позиций диалектического материализма, хотя идеи этой концепции уходят корнями в начало ХХ века – к работе В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». В ней появление сознания рассматривается не как результат эволюции материи как таковой, а как итог развития всеобщего свойства материи – отражения.

Отражение – это воспроизведение тех или иных черт внешности, функций или структуры одного явления (материального объекта) во втором, изменённые или преобразованные средой, в которой осуществляется их взаимодействие.

Специфические признаки отражения:

1. характерной особенностью всякого отражения является момент подобия, частным случаем которого являются гомоморфизм и изоморфизм.

- Изоморфизм – это взаимно однозначное соответствие структур.

- Гомоморфизм – взаимно однозначного соответствия структур нет.

2. характерной чертой отражения является его вторичность по отношению к отражаемому, его зависимость от последнего по качеству, по характеру.

3. отражение не является простым повторением отражаемого объекта: в нём отражаемое изменяется или преобразуется в зависимости от свойств того явления или среды, в котором (ой) происходит отражение.

Свойство отражения изменяется качественно по форме своего проявления в процессе развития материи от низших ступеней к более высоким.

В развитии отражения можно выделить два качественных скачка:

1. переход от отражения в неживой материи к отражению в живой материи.

2. переход от отражения в живой материи к сознательному отражению.

В процессе исторического развития формы отражения изменялись в зависимости от усложнения строения материи.

Неживой материи присущи следующие элементарные специфические формы отражения, которые носят пассивный и следообразующий характер:

1. механическое;

2. физическое;

3. химическое;

Еще Аристотель приводил нехитрый пример: если к куску воска прижать печать, то воск примет соответствующую форму. Информацию о печати теперь можно получить, изучив не ее саму, а другой предмет – кусок воска. Одна вещь, таким образом, фиксирует, образно говоря – «запоминает» некоторые черты и свойства другой вещи. Это «запоминание», фиксация внешнего воздействия и представляет собой очень простой и отдаленный, но вполне реально существующий аналог сознания.

С помощью сознания мы познаем и запоминаем свойства вещей уже в буквальном, а не в переносном смысле этого слова. Столбик ртути в термометре отражает температуру окружающего воздуха. Грампластинка, магнитная лента или лазерный диск отражают воздействие звука, например, голос певца, который может быть считан с них и воспроизведен соответствующей аппаратурой. Индикатор отражает характер химической среды, в которую он попал, изменяя свою окраску. Все это – сравнительно простые, физические и химические проявления отражения.

Живой природе также присущи перечисленные формы, но этому уровню природы свойственны новые формы – формы биологического отражения.

Эти формы можно в свою очередь детализировать следующим образом в зависимости от степени сложности живых организмов.


Поделиться:



Популярное:

  1. A. особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства
  2. B. умение «встать на место другого человека»
  3. B. это наиболее суровая мера юридической ответственности
  4. D. межгрупповая дискриминация – возможно это неверный ответ
  5. D. умение «встать на место другого человека»
  6. I. Общие свойства головного мозга
  7. I. СИНДРОМЫ ПОРАЖЕНИЯ ПРОДОЛГОВАТОГО МОЗГА.
  8. II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ГРАНИЦ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО ПОЛЯ ЧЕЛОВЕКА
  9. IV. Каков процент ваших друзей в соцсети - это люди, с которыми вы никогда не общались в реальности?
  10. VI. Введение в анатомию массового человека
  11. VI. СЕКСУАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ. ЦЕНТРЫ НАСЫЩЕНИЯ. ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ, «СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»
  12. VIII. Какую массу бихромата калия надо взять для приготовления 2 л 0,02 н. раствора, если он предназначен для изучения окислительных свойств этого вещества в кислой среде.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь