Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сущность сознания и его структура



Уже анализ развития психики животных показывает, что уровень ее развития, а значит и степень развитости форм отражения являются функцией сложности их поведения, а главное ̶ сложности организации органов отражения внешнего мира, центральной нервной системы.

Физиологические механизмы психических явлений не тождественны содержанию самой психики, представляющей собой отражение действительности в виде субъективных образов.

Низшим формам живого, у которых отсутствуют специализированные органы отражения и центральная нервная система, присуща только раздражимость. С усложнением организации, с формированием у животных центральной нервной системы и специализированных органов чувств отражение поднимается на более высокую ступень. В ходе развития над раздражимостью надстраивается чувствительность, затем – нервнофи- зиологическое отражение и далее - психика животных. Наконец, у человека наибольшей сложности достигает структура центральной нервной системы, прежде всего головного мозга, и соответственно, отражение выступает в наиболее сложной форме - в виде человеческого мышления.

Действительно, человеческий мозг представляет собой сложнейшее материальное образование объемом в среднем в 14ОО куб.см ( у приматов мозг по объему в 3-4 раза меньше), состоящее из 1О-14 млрд. нейронов, связанных между собой синапсами и дендритами. Если расположить клетки коры мозга в одну линию, то они вытянутся на много тысяч километров.

Мозг имеет весьма сложное строение, в нем прослеживается своеобразное " разделение труда" между его отделами. Наиболее простые формы анализа и синтеза внешних раздражений и регуляции поведения осуществляются низшими отделами центральной нервной системы ̶ спинным, продолговатым и промежуточным мозгом, а самые сложные ̶ верхними этажами, прежде всего большими полушариями головного мозга, особенно их корой.

В самих больших полушариях видна своеобразная специализация ̶ подкорка управляет обменом веществ, эмоциональной сферой сознания; задние доли коры ̶ получением и переработкой информации, напротив, передние доли выполняют функции управления нашими действиями на основе полученной и переработанной информации.

Уже то, что богатство и содержательность форм отражения связаны со сложностью и совершенством нервной системы, степенью ее централизации, само по себе подтверждает материалистический тезис: сознание есть функция мозга. Этот тезис надежно подкрепляется и данными физиологии и патологии высшей нервной деятельности, в частности, тем, что нарушения в психике часто связаны с повреждением определенных участков мозга.

Проблема сознание и мозг включает два главных аспекта. Первый ̶ как соотносятся явления сознания, психическое с физиологическими процессами в мозгу. Это так называемая психофизиологическая проблема. И второй аспект, тесно связанный с первым, ̶ соотношение идеального и материального. Остановимся последовательно на каждой из этих проблем.

Психофизиологическую проблему материализм и идеализм всегда решали по-разному. Правда, и среди представителей идеализма нет полного единообразия в решении этой проблемы.

Часть идеалистов, а вместе с ними и представители дуализма решают ее в форме психофизиологического параллелизма: психические и физиологические процессы протекают параллельно и независимо друг от друга и в то же время необъяснимым образом соответствуют друг другу.

Второе решение выступает в виде идеи психофизиологического взаимодействия, хотя вопрос, как могут взаимодействовать идеальное, психическое и материальное, физиологические сторонники этой позиции оставляют открытым.

Третьим, крайним вариантом является идея психофизиологического тождества, сведения физиологического к психическому, идея, свойственная субъективному идеализму.

Так, махист Р. Авенариус отрицал всякую связь сознания с мозгом. Мышление, по его мнению, не есть обитатель или повелитель, половина или сторона и т.д., но и не продукт и даже не физиологическая функция или даже состояние мозга.

Однако и в материализме психофизиологическая проблема не нашла единого решения. Представители вульгарного материализма, отвергая идеализм, впали в другую крайность, отождествив сознание и материю, объявив и мысль материальной. Так, Л. Бюхнер, К. Фохт и Я. Молешотт, выходцы из этой школы, считали, что мозг так же выделяет мысль, как печень - желчь.

Главная особенность психической формы отражения – возникновение идеального мысленного образа. Идеальность – самая важная проблема и загадка теории сознания. В философии идеальное противопоставляется материальному, рассматривается как его противоположность. В чем особенность идеального образа, идеального отражения действительности?

Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное. Он не сводим ни к самому материальному объекту, находящемуся вне мозга, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот образ.

Идеальное, составляющее сознание, ̶ это не сами вещи и не их части или стороны, не их материальные (как у Демокрита, состоящие из мельчайших атомов) слепки. Это всего лишь их образы, не обладающие свойствами самих вещей. Но дело не только в этом, а и в том, что образы сознания, идеальное не есть объективная реальность, а выступают в качестве реальности субъективной, как субъективные образы объективного мира. И еще: образы сознания как идеальные не существуют и не могут существовать сами по себе, они могут существовать лишь на базе материальных процессов в мозгу.

Идеальность продуктов сознания просматривается и в том, что в отличие от физиологических процессов они не наблюдаемы с помощью приборов непосредственно и не могут быть переданы другим людям без материальных посредников в виде слов языка, различных иных знаков и т.д.

Но проблема идеального не ограничивается соотношением образов сознания и мозга, она стоит гораздо шире. Идеальное ̶ это важнейшая сторона всякой человеческой деятельности, прежде всего практической, поскольку последняя носит целенаправленный, сознательный характер. Оно проявляется в целях и мотивах деятельности, в определенном смысловом значении ее результатов. Идеальное – это сторона процесса общения, поскольку решающим средством общения является язык, а он всегда несет в себе идеальное ̶ значение, смысл слов, языковых форм и т.д. При этом в идеальном, в образах вещей, в их значениях и смыслах фиксируется, в конечном счете, весь исторический опыт человечества, аккумулируемый в достижениях культуры.

Освоение идеального, воплощенного в различных материальных формах ̶ от книг и произведений искусства до мощных машин и элементарных предметов быта, ̶ условие не только духовного овладения миром вещей, развития сознания, но и предпосылка его образования.

Идеальное ̶ это мощное средство освоения мира человеком, это те идеальные средства, которые могут в виде науки стать непосредственной производительной силой в виде социально-политических идей ̶ мощной материальной силой переделки мира. Все, что побуждает человека к деятельности, проходит через его мозг. Воздействие внешнего мира запечатлевается в его голове в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли, и в этом виде они становятся материальными силами.

Итак, сознание и мозг, идеальное и материальное неразрывно связаны друг с другом. При этом противоположность материи и сознания абсолютна лишь в пределах основного вопроса философии, при их сопоставлении как первичного и вторичного. За этими пределами их противопоставление теряет смысл, поскольку мы видим, что, во-первых, сознание есть свойство, функция мозга, что человек мыслит, причем, следует особо подчеркнуть, он мыслит как общественное существо. А во-вторых, с помощью сознания люди не только отражают мир, но и творчески создают новые материальные объекты, которых нет в природе и изменяют себя и свое бытие.

Здоровый, нормальный мозг - лишь предпосылка формирования сознания, а само оно общественный продукт, поскольку предполагает включение человека в различные виды деятельности, в определенные общественные отношения. Социальная детерминация сознания проявляется в многообразных формах.

Сознание и объективный мир ̶ противоположности, образующие единство. Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и порождает необходимость психического сознательного отражения действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.

Таким образом, в процессе длительного саморазвития неживой и живой природы, формирования человека материальное по своей форме отражение в неживой природе переходит в свою противоположность – в идеальную форму на уровне социальной организации материи.

Биологическая и психическая формы отражения живых организмов оказываются как бы переходными ступенями, связывающими простейшие физические и химические формы с высшей, человеческой формой отражения. Вместе с тем они свидетельствуют, что между высшей формой отражения мира – мышлением, сознанием человека и низшей формой лежит путь длиной в миллиарды лет.

Что же способствовало появлению сознания? Какие были предпосылки этому качественному скачку от раздражения к сознанию?

Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. И для того, чтобы понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предисторию - развитие биологических предпосылок в виде эволюции психики животных.


Поделиться:



Популярное:

  1. CEМEЙНOE КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ
  2. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно-контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  3. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно–контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  4. Ex. Переведите, обратив внимание на перевод инфинитива, определите его функцию.
  5. He все болезни от подсознания
  6. I) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке.
  7. I. Если глагол в главном предложении имеет форму настоящего или будущего времени, то в придаточном предложении может употребляться любое время, которое требуется по смыслу.
  8. I. Теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
  9. I.3. ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА И ПУТИ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
  10. II РАЗДЕЛ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШЕСТИЛЕТНЕГО РЕБЕНКА
  11. II семестр – срок сдачи контрольных работ до 1 апреля текущего учебного года.
  12. II. Принятие решения о проведении таможенного досмотра и организация его проведения


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь