Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Истина как цель и результат познания
Познание только тогда сыграет свою положительную роль, когда его результатом будет истинное знание. Проблема истины издревле волновала философов. Хорошо известно высказывание Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже». Все дело в том, чт́ о понимали под истиной эти философы. Платон, как и Сократ считал, что для того чтобы что-либо познать, надо закрыть глаза и уши, перенестись в другой мир, где и можно узнать все. Т.е. надо обратиться к своей душе. А душа, прежде чем поселиться в человека, находилась на астрах (звездах), где и приобрела разнообразную информацию. Душа вселяется в человека, когда он находится еще в утробе матери. В момент рождения информация забывается. Поэтому и надо обращаться к душе, закрыв глаза и уши. Всем вещам предшествует вполне определенная идея (бытие). Если мы установили, что вещь соответствует той идее, которая стала этой вещью, то эти знания являются истинными. А сами эти идеи порождены Благом. При таком понимании явно прослеживается объективный идеализм Платона. Вот с таким пониманием истины и был не согласен Аристотель. Он тоже отводил активную роль душе в деле формирования человека, утверждая, что человек становится человеком только тогда, когда в его материальное тело поселяется душа. Материальное тело – это лишь пассивная возможность человека. Оформляет же его в человека активное начало – душа. Но, по Аристотелю, в познании важную роль играют как чувственная, так и умственная ступени. А истина – это адекватность знаний человека тому, о чем эти знания существуют. Таким образом, Аристотель формулирует классическое определение истины, признаваемое таковым и сегодня. Наряду с классическим, в наши дни существуют и другие определения истины. Так, в прагматизме истинным считается то, что приносит пользу. В позитивизме проблема истины решалась в разные времена по-разному: от верификации до конвенционализма. В первом случае истинным признается только то положение, которое поддается верификации, т.е. опытной проверке. При этом под опытом понимались субъективные ощущения человека. Но ведь у каждого человека свои ощущения. Недаром на Руси говорят, что на вкус и цвет приятелей нет. Раз нет единых ощущений, то не может быть и единого знания. А это – путь к агностицизму. Во втором случае, в конвенционализме истинными считаются только те положения науки, которые признаются таковыми большинством ученых (лат. сonventio – договор, соглашение). Правда, надо отметить, что и в быту и в науке мы нередко прибегаем к такому пониманию истины. Мы ведь все утверждаем, что Солнце восходит на Востоке, а заходит на Западе. Это – пример конвенциональной истины. Ведь в действительности Солнце не восходит и не заходит. Это Земля, вращаясь вокруг своей оси, то подставляет определенные участки своей поверхности воздействию солнечных лучей, то отворачивается от них. Вот и создается видимость восхода и захода Солнца. Другой пример. Ответим на вопрос: «Какова величина частицы π »? Каждый, изучавший математику в школе, ответит, что π =3, 14. Но ведь это ученые договорились, что в этом иррациональном числе надо ограничиться вторым знаком после запятой. Реально же после запятой ̶ бесконечная вереница цифр. На практике же большинство ученых признают аристотелевское определение истины. Истина – это соответствие знаний действительности, это – верное отражение действительности в сознаниичеловека. Противоположностью истины является заблуждение. Не было бы заблуждения, не было бы нужды и в истине. Тогда истинным было бы любое знание. Истина и заблуждение – диалектически противоречивое единство. Они могут переходить друг в друга. То знание, что вчера еще считалось истинным, сегодня может оказаться заблуждением. И наоборот. Хорошо известно, что еще в античную эпоху существовала не только птолемеевская картина мира, согласно которой Земля – центр Вселенной, но и картина мира Аристарха, согласно которой Земля – одна из планет, вращающихся вокруг Солнца. Вопрос об истинности той или иной позиции так и не был решен до конца. С утверждением в качестве господствующей религии христианства точка зрения Аристарха была отвергнута как не соответствующая Священным писаниям, как заблуждение, хотя, как в последующем было доказано Коперником и Кеплером, именно она оказалась истинной, а библейская картина мира была признана заблуждением. Заблуждение испытывает истину на прочность. Истина же крепнет в борьбе с заблуждениями. Поэтому истина и заблуждение в познавательном процессе выступают в диалектически противоречивом единстве. субъективна. Истина не существует вне человека. Но ее источником является не его субъективное сознание, а объективная реальность, которую человек и отражает в своем сознании. Поэтому истину и называют объективной. Содержание ее не зависит ни от человека, ни от человечества. Если же в связи с тем, что истина не существует без человека, абсолюти- зировать роль его сознания и не видеть в ней объективного содержания, то мы придем к субъективизму. Многогранная человеческая деятельность, с которой связана истина, дает нам право утверждать, что истина и объективна (по источнику и содержанию) и субъективна (как результат человеческого познания). Сложность состоит также и в том, что истина и относительна и абсолютна. Здесь – еще одна сторона диалектической противоречивости по-стижения истины. Относительность истины состоит в том, что наши знания о предмете всегда не полны, приблизительны. Мы даже себя-то, свои возможности до конца не знаем. Что же говорить об объективной реальности? Истина отражает объект с известной степенью точности, приблизительно, относитель-но. Абсолютная истина понимается в нескольких смыслах: 1) как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом или ее фрагментах; 2) как тот момент знаний об объективной действительности, который не может быть опровергнут в будущем; 3) как цель познания, устремленная в будущее, в бесконечность. Диалектика абсолютной и относительной истин состоит в том, что абсолютная истина складывается из суммы относительных истин, а отно- сительная – всегда содержит в себе элементы абсолютной истины. Но хотя наше знание всегда состоит из единства относительных и абсолютных истин, оно (знание) не является их простой суммой. Абсолютная и относительная истины – это диалектически взаимосвязанные и противоречивые стороны познания, представляющего собой бесконечный процесс отражения объективного мира в сознании человека. Наше знание всегда есть более или менее полный результат познавательной деятельности многих предшествующих поколений людей. Знания, приобретенные ими и проверенные на практике, и нами воспринимаются как истинные. Но и в этом случае знание отдельного человека является относительным. В соотношении абсолютности и относительности знания – еще одна сторона диалектического развития. Бесконечный мир бесконечно изменяется, развивается. Наука стремится познать эти изменения. Человек в процессе познания объективного мира всегда устремлен от относительности к абсолютности знания. Горизонты познания отодвигаются, а объем знаний растет. Человек никогда не сможет достичь абсолютной истины как цели познания, но стремление к ней не позволяет ему остановиться в процессе познания на достигнутом. Человек движется вперед с целью проникновения в сущность изменяющегося мира. Истина находится в зависимости от условий, места и времени относительно которых высказывается суждение. Это свидетельствует о том, что истина всегда конкретна. Абстрактных истин не бывает. Без учета условий, времени и места тех или иных предметов и объективных процессов нельзя сделать вывода об истинности или ложности суждений о них. Например, если спросить православного христианина о дате рождения Иису-са Христа, он, не задумываясь, ответит, что Христос родился 7 января. А католик на этот же вопрос ответит, что Иисус родился 25 декабря. Кто же прав? Разница в 14 дней обусловлена тем, что в первом случае дата указана по юлианскому, а вторая – по григорианскому церковному месяцеслову. Этот пример свидетельствует о том, что истина всегда конкретна и зависит от многих обстоятельств. Мы должны учитывать эти обстоятельства, когда пы- таемся сформулировать истинное суждение или опровергнуть что-либо, что считаем ложным. Но нельзя абсолютизировать какое-либо знание, утверждать, что оно истинно всегда и для всех, т.е. что истина абсолютна. Догматизм и релятивизм Догматизм (греч. dogma ̶ мнение, учение) – способ мышление, которыйабсолютизирует истину и оперирует неизменными понятиями и суждениями без учета условий, места и времени их возникновения и применения. Догма- тизм возникает в эпоху Средневековья, когда господствующей силой в обще-стве стала церковь. В общественном сознании насаждается два догмата: а) о существовании личностной формы Бога-творца и б) о сотворении Богом ми-ра из ничего. Задачей философии становится логическое обоснование истинности этих догматов. Священные же книги и проповеди Отцов церкви провозглашаются носителями и критериями истинного знания. Все другие ми-ровоззренческие идеи, расходящиеся с указанными, признаются еретическими и подвергаются суду Инквизиции. В советский период, когда господствовала марксистско-ленинская идео-логия, вопреки указаниям самих авторов этой теории о том, что их учение ̶ не догма, руководящие силы партии и государства требовали неукоснительного следования их идеям и в теории и на практике. Так, одной из самых неразработанных в теории проблем оказалась проблема экономических законов социализма. Дело в том, что и Маркс и Ленин рассматривали социализм как первую фазу коммунистического общества, а коммунизм, как высшая фаза этого общества, должен, по их мнению, развиваться без товарно-денежных отношений, отмирающих постепенно на первой фазе. То же касается и оплаты умственного труда. В начале социалистического строительства в стране, разоренной империалистической и гражданской войнами, В.И. Ленин выдвинул идею привлечения к созидательной деятельности специалистов из прежнего общества, но при условии, что они будут получать заработную плату не выше зарплаты квалифицированного рабочего. В нашей стране этот принцип был распространен на весь период Советской власти, хотя обстоятельства труда умственных работников кардинально менялись, особенно в связи с развитием научно-технической революции. Т.е. к самым важным теоретическим проблемам было догматическое отношение, хотя на всех уровнях утверждалось, что мы и материалисты и диалектики. Догматизм в науке не способствует поиску истины, требующему творческого отношения к объекту исследования и отказа от догматического подхода к теории. Не случайно К.Поппер сформулировал фальсификационную модель развития науки как средство борьбы с догматическими установками, имеющими пагубные последствия для любой научной теории. Релятивизм (от лат. relativus – относительный) – учение, утверждающее относительность и условность человеческого познания. Наиболее характерным релятивизм является для философов, принадлежащих к отряду субъективных идеалистов. Они отрицают познаваемость объективной реальности, уповая на зависимость знаний человека от его ощущений. Но так как ощущения у каждого человека свои, то они могут не совпадать с ощущениями другого человека относительно одного и того же предмета познания. Отсюда делается вывод об относительности ощущений, а значит и об относительности, условности наших знаний. Познание релятивно (относи-тельно). Релятивисты абсолютизируют относительную истину и не признают наличия в ней элементов абсолютной истины. Так как же отделить истину от заблуждений? Это одна из важных сторон теории познания, проблема нахождения критерия истины. Роль практики в познании
Чтобы понять, какое мы получили знание в результате познания: истин-ное или ложное, нужен такой критерий, который нельзя было бы просто отбросить за ненадобностью. Таким критерием и является практика. Практика представляет собой материальную и духовную деятельность людей по преобразованию природных и социальных условий в соответствии со своими потребностями и интересами. Именно практика помогает преодолеть как догматизм, так и релятивизм. Практика является исходным пунктом познания. Человек начинает поз-навать явления действительности тогда, когда в практической деятельности сталкивается с такими из них, знания о которых у него отсутствуют. Наши да-лекие предки, не имея достаточных знаний о природных процессах и вещах, вынуждены были действовать очень не эффективным методом проб и ошибок. Но и в нашей действительности нам нередко приходится действовать этим методом при отсутствии соответствующих знаний. По мере накопления опыта в решении стоящих перед людьми задач, у них накапливаются эмпирические знания, которые со временем обобщаются, превращаясь в теоретические. А это – тоже практическая деятельность. Правда, теоретические знания могут быть как научными, так и вненаучными. Научные знания – это истинные знания. Эта истинность подтверждается практикой. Вненаучные знания чаще всего практикой не подтверждаются. Из рассмотренного становится ясно, что практика является и исходным пунктом познания, и процессом его, и целью его, и критерием истинности наших знаний. Т.е. практика – явление многогранное. Основными видами практики являются следующие: а) производствен-ная деятельность; б) общественная деятельность; в) научная экспериментальная деятельность. Производственная деятельность является важнейшим видом деятельности людей, без чего не может ни существовать, ни развиваться человеческое общество. Чтобы жить, люди должны трудиться. Только труд может обеспечить человеку достойные условия существования, удовлетворить его материальные и духовные потребности. Труд – источник материальной и духовной культуры, без которых не может сформироваться человек. При этом следует иметь в виду, что материальная культура является основой для духовной культуры. Если бы наш далекий предок не создал орудия труда, позволившие ему завоевать свое место в природе, не могла бы возникнуть духовная жизнь общества. Общественная деятельность – это деятельность людей в сфере полити-ки, науки, образования, здравоохранения, искусства, управления и т.п. Без этих видов деятельности человек сегодня не в состоянии организовать свою материально-производственную деятельность – основу существования как общества, так и индивида. Научная деятельность в наши дни носит ярко выраженный эксперимен- тальный характер. Без экспериментов современная наука не может ни суще- ствовать, ни развиваться. Эксперимент – это научно поставленный опыт, а опыт – это всегда практика. Чаще всего одним единственным опытом поиск научной истины не ограничивается. Практика в науке – длительный и тяжелый труд. Кроме рассмотренных видов, практика включает и такие, как повседнев-ная, спортивная, семейно-бытовая и др. Эти виды практики дополняют и кон-кретизируют основные. Т.е. практика охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности. По мере развития человеческой истории практика видоизменяется, усложняется и совершенствуется. Однако не всякая практика способствует прогрессивному развитию чело-веческого общества. Практика бывает как созидательной, так и разрушитель-ной по своим результатам. В зависимости от субъекта деятельности выделяют такие формы практики, как индивидуальная, коллективная, социально-групповая (в том числе классовая и национальная), государственная, общественная. Но как бы ни был представлен субъект деятельности, практика всегда социально обусловлена. Если животные осуществляют какую-либо деятельность, то этот акт у них протекает на базе инстинктов. Они инстинктивно роют норы, строят гнезда, вскармливают детенышей и т.п. Богатый набор инстинктов они приобретают вместе с рождением. Именно он и позволяет им приспосабливаться к различным условиям жизни. Каждое животное принадлежит к своему виду. Человек же своей практической деятельностью приспосабливает действительность к своим разносторонним потребностям. Практика – это не только чисто материальная деятельность, а деятельность, одухотворенная чувствами и разумом человека. Т.е. практика тесно связана со знаниями людей. Человек эффективно действует тогда, когда опирается в своей практике на истинные знания. Именно в этом случае он получит желаемый результат. Когда же он не владеет такими знаниями, то вынужден действовать весьма не эффективным методом проб и ошибок. Таким образом, истина и практика тесно взаимосвязаны. Именно практика заставляет человека искать новые знания, когда имеющихся не хватает для эффективной практической деятельности. Процесс познания – это тоже практика: материальная или духовная, эмпирическая или теоретическая. Как же убедиться в истинности полученных знаний? Другого пути, кроме практики, нет. Поэтому именно практика выступает критерием истины, а истина служит практике преобразования материальных и духовных условий жизнедеятельности как человека, так и общества.
Контрольные вопросы 1. Раскройте этимологию слов «гносеология» и «эпистемология». 2. В чем суть сенсуализма и рационализма? 3. Что такое эмпиризм? 4. Что такое объект и субъект познания? 5. Какие уровни (ступени) вы знаете? 6. Что такое истина? 7. Что такое объективная, относительная и абсолютная истины? 8. Что такое практика, каковы ее виды? 9. Что является критерием истины? 10. Какими сторонами характеризуется практика по отношению к познанию?
Логические задачи по теме 1. Какую «среднюю линию» имеет в виду автор следующих строк: «Юм считал, что между детерминизмом и индетерминизмом нет средней позиции: либо мир представляет собой жесткий каузальный механизм, тогда свобода воли невозможна, либо он не механизм, в этом случае открывается возможность для свободы воли, но тогда следует признать существование в нем провалов, из которых непонятно, как появляются случайности. Поппер утверждает, что такая средняя линия существует и можно привести объективные основания для свободы воли»? 2. Объясните, на основании анализа какой ситуации автор делает следующие выводы: «Очень скоро, однако, стало ясно, что разработка этих, как и более общих, вопросов — о месте и роли общественных наук в современном мире, путях их дальнейшего развития — требует самого серьезного внимания к проблемам методологии, характеризующей принципы и механизмы как организации и развития, так и применения знаний, их положений, выводов, рекомендаций».
Библиографический список Андреев, И. Д. К вопросу о развитии философской категории / И. Д. Андреев //Философские науки. – 1980. – №6. – С. 15–23. Галимов, Б. С. Принцип развития в основании научной картины природы / Б. С. Галимов. – Саратов: СГУ, 1981. – 211 с. Диалектика материального мира: Сборник статей / сост. П. М. Матронин. - М.: Политиздат, 1989. – 139 с. Карпинская, Р. С. Биологический эволюционизм и диалектика / Р. С. Карпинская // Вопросы философии. – 1980. – № 10. – С. 11–19. Князева, Е. Н. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии. – 1992. – № 12 – С. 3–20. Некрасов, С. И. Явление разума и духа: Коэволюционный подход / С. И. Некрасов. – Владимир: Круг, 2001. – 219 с. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 742; Нарушение авторского права страницы