Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
М. Хайдеггер. «Разговор на проселочной дороге»
Что дает повод назвать время и бытие вместе? С самого начала западноевропейского мышления и до сегодняшнего дня бытие означает то же, что и присутствие. Из присутствия, присутствования говорит настоящее. Согласно привычным представлениям, настоящее вместе с прошлым и будущим образует характеристику времени. Бытие как присутствие определяется через время. Этого уже достаточно, чтобы постоянно производить в мышлении беспорядки. Эти беспорядки усиливаются, как только мы начинаем размышлять о том, каким образом дано это определение бытия через время. Каким образом? — это вопрос о том, каким образом, почему и отчего в бытии говорит нечто такое, как время. Любая попытка помыслить отношение между бытием и временем с помощью распространенных и приблизительных представлений о бытии сейчас же запутывается в путанном сплетении слабопродуманных отношений. Мы называем время, когда говорим: всему — свое время. Это означает, что все, все сущее, приходит и уходит вовремя, в свое время и остается в течение отмеренного ему времени. Каждой вещи — свое время. Но является ли бытие вещью? Находится ли бытие, как и все наличное сущее, во времени? А, вообще, есть ли бытие? Если оно есть, то мы должны неизбежно признать, что оно какое-то сущее, и, следовательно, искать его среди прочего сущего. Этот лекционный зал есть. Он освещен. Мы признаем без разговоров и колебаний этот лекционный зал существующим. Но где во всем зале найдем мы это «есть»? Нигде среди вещей не найдем мы бытия. Каждой вещи — свое время. Но бытие не вещь, не что-то, находящееся во времени. Несмотря на это, бытие по-прежнему определяется как присутствие, как настоящее через время, через врé менное. То, что находится во времени и таким образом определяется через время, называют временным. Когда человек умирает и отбирается от здешнего, здесь существующего, мы говорим: «Он благословил временное». Временное означает преходящее, такое, что протекает в течение времени. Наш язык говорит еще точнее: такое, что проходит со временем, поскольку само время проходит. Но между тем как время постоянно проходит, оно все же остается временем. Оставаться означает не исчезать, а пребывать в присутствие. Таким образом, время определяется через бытие. М.Хайдаггер «Разговор на проселочной дороге». М.: Высшая школа. - 1991. С.81-82.
Вопросы для анализа 1. Что, по мнению М. Хайдаггера, дает основания для того, чтобы понимать бытие и время как нераздельное? 2. Какие аргументы приводит автор текста в подтверждение своего тезиса о том, что время – наиболее существенная характеристика бытия? 3. Выскажите собственное мнение по обсуждаемому вопросу.
Понятие материи в философии Из многообразия форм бытия, прежде всего, актуальны две – материальное бытие и духовное. При этом на первый план выдвигаются категории «материя» и «сознание». Материя (от лат. – вещественный) – одно из самых общих понятий в онтологии, процесс осмысления которого связан с именами П. Гольбаха, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и др. Так, В.И. Ленин, обобщая высказанное его предшественниками, определяет материю, как объективную реальность, данную нам в ощущениях, которая отображается сознанием человека, существуя независимо от него. Важнейшими формами бытия материи являются движение, пространство и время. Движение как философская категория выражает любые изменения, происходящие в природе и обществе. Диалектический материализм подчеркивает неразрывную связь материи и движения, рассматривает движение как проявление внутренней активности материи. Понятия «пространство» и «время» являются фундаментальными философскими и общенаучными категориями. Они выражают наиболее общее состояние бытия. Пространство есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материи. Пространство характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время – форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии материальных систем. Согласно диалектическому учению, пространство и время неразрывно связаны между собой, их единство проявляется в движении и развитии материи. Универсальными свойствами пространства и времени являются: -объективность; -неразрывная связь друг с другом и с материей; -связь пространства и времени с движением; -бесконечность В естествознании вплоть до начала ХХ века доминировала концепция абсолютного пространства и времени (Ньютон). Традиционные представления о пространстве и времени были подвергнуты радикальному пересмотру в теории относительности А. Эйнштейна в ХХ столетии. Специальная теория относительности объединила их в одно целое, утвердив новые представления – единое четырехмерное пространственно-временное многообразие. Кроме того, была установлена зависимость свойств пространства и времени от скорости движения тел. Общая теория относительности привела еще к одному фундаментальному выводу: вещество, в зависимости от его плотности, способно искривлять пространственно-временной континуум. Современная наука говорит о том, что у Вселенной было свое начало («Большой взрыв»), что материальный мир структурно неисчерпаем и един. Тексты для анализа Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1114; Нарушение авторского права страницы