Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раздел 1. Фундаментальные проблемы философии



Раздел 1. Фундаментальные проблемы философии

Учение о бытии в системе философского знания

Бытие – одна из фундаментальных философских категорий, имеющая глубокие жизненные корни. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в размышлениях человека и философа-профессионала. Это один из тех вечных вопросов, философские глубины которого неисчерпаемы.

 

Исследованием бытия занимается онтология (от греч. – учение о сущем). Это раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. В историко-философской традиции учение о бытии развивалось в рамках метафизики, которая трактовалась как наука о сверхчувственных принципах и началах бытия (Аристотель). Онтология – это своего рода метафизика бытия. Она возникает в связи с потребностью человека понять то, что лежит за пределами эмпирического опыта.

Под бытием в самом широком смысле слова понимается предельно общее понятие о мире, о существовании, о сущем. Бытие и реальность, как всеохватывающие понятия – это синонимы. Категория бытия является предельно общей, охватывает материальные и духовные явления, их свойства, связи и отношения. Она отражает общее свойство, присущее всему, - это свойство быть, существовать. Таким образом, бесконечное разнообразие единичных вещей и явлений объединяется в некую целостность – мир, который был, есть сейчас и, как мы верим, будет существовать в будущем. Антитезой бытия является понятие «ничто» (не-бытие). Взаимосвязь бытия и не-бытия – одна из сложных философских проблем, интерпретируемых различным образом.

Философское размышление о бытии начинается в античности с досократиков, которые стремились найти первоначало всего сущего. Бытие фактически соотносилось с вечным и совершенным космосом.

Заслуга выделения категории «бытия», как теоретического философского понятия принадлежит Пармениду. Согласно ему, бытие не возникает и не может исчезнуть, оно вечно, неизменно и неделимо. Оно есть шар, сфера, не имеющая пространства и границ, т.е. прекраснейшая форма среди других геометрических форм, как полагали древние греки. Бытие есть то, что можно объять только мыслью.

Сократ переводит проблему бытия в плоскость морали, а мораль тем самым превращает в сферу онтологии. Этические принципы, по Сократу, заложены в самом устройстве бытия. Поэтому, познавая бытие, мы познаем эти принципы. То есть истина и добро совпадают. Задача философии – помочь человеку в постижении истины, т.е. знания, соответствующего устройству бытия.

По Платону, бытие – это совокупность идей, т.е. умопостигаемых форм, сущностей, отражением которых является многообразный предметный мир.

Однако противопоставление материального и духовного мира в античной философии очень условно. Так, Платон, по определению А.Ф.Лосева, - «объективный идеалист, но с весьма заметными материалистическими тенденциями».1

Аристотель продолжает традицию размышлений над бытием в созданной им метафизике и ее основной части – онтологии. Метафизика исследует бытие, выступая одновременно как онтология (учение об исходных принципах бытия) и теология (учение о сверхприродных, сверхчувственных началах бытия).

Платоновская концепция о приоритете мира духовного (мира эйдосов) над миром материальным, физическим получила развитие в философии средневековья (А. Августин, Ф. Аквинский). Согласно христианской теологии, подлинным бытием обладает только Бог, а все остальное есть его творение.

В механистической картине мира XVII – XVIII вв. бытие отождествляется с физической реальностью: веществом, атомами. Возникает новое понятие «субстанция» (от лат. – сущность, основа всех вещей). Субстанция интерпретируется как сущностное свойство, как некий субстрат, как «причина самой себя» и т.п. Дискуссии о началах бытия, их численности находят выражение в монизме Б. Спинозы (одна субстанция), дуализме Декарта (две субстанции), плюрализме Г. Лейбница (множественность субстанций).

В философии XIX в. обострились дискуссии по вопросу о соотношении материального и идеального бытия: что является первичным, а что вторичным. Л. Фейербах, К. Маркс выражали материалистическую позицию, а Г. Гегель – идеалистическую.

В европейской философии ХХ века принципиально меняется угол зрения на онтологию: рационалистическая трактовка бытия нередко заменяется иррационалистической, понятие «объективное бытие» - понятием «субъективное бытие». Основными параметрами субъективного бытия выступают свобода, возможность выбора, страх и отчаяние. Смысл бытия – в выборе между подлинным и не подлинным бытием. В рамках неклассической философии ХХ века наиболее известной стала концепция субъективного бытия (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр) и концепция критики социального бытия в постмодернизме (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийар, М. Фуко, Ж. Деррида).

Наиболее ярко новая онтология выразилась в философии М. Хайдаггера, который связывает проблему бытия с существованием человека. В отличие от Парменида в качестве важнейшей характеристики бытия он рассматривает его конечность, временность.

Таким образом, современная философия вновь стремится осмыслить проблему бытия как коренную жизненную проблему человека в соответствии с новыми историческими реалиями.

Современное состояние концепции бытия связано с рядом базовых положений. Одно из таких положений выделяет основные формы бытия, характеризуя их специфику:

-бытие природы;

-бытие вещей;

-человеческое бытие;

-бытие социальное;

-бытие духовное (субъективно духовное бытие – индивидуальное сознание и объективно духовное бытие – надиндивидуальные формы сознания).

Философия и наука ХХ века добавили к традиционным характеристикам основных форм бытия следующие:

(1) системность;

(2) универсальный эволюционизм;

(3) самоорганизация.

 

Тексты для анализа

Парменид. «О природе»

Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует.

Ибо ведь без бытия, в котором ее выраженье,

Мысли тебе не найти. И нет и не будет иного,

Сверх бытия, ничего…

…все бытие отовсюду

Замкнуто, массе равно вполне совершенного шара,

С правильным центром внутри.

Ибо нельзя бытию незаконченным быть и не должно:

Нет нужды у него, а будь, во всем бы нуждалось.

То же самое – мысль и то, о чем мысль возникает,

Ибо без бытия, о котором ее изрекают,

Мысли тебе не найти. Ибо нет и не будет другого

Сверх бытия ничего: Судьба его приковала

Быть целокупным, недвижным.

Парменид «О природе». Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1; Отв. Ред. И.Д. Рожанский. М.: Наука. 1989. С. 297.

Вопросы для анализа

1. Какими признаками, согласно Пармениду, наделено бытие?

2. Каким образом открывается в познании истина бытия и какие знания при этом являются более достоверными?

3. Найдите в тексте положения для аргументированного рассуждения по поставленным вопросам.

Аристотель. «Метафизика»

...Большинство первых философов считало началом всего одни лишь материальные начала, а именно то, из чего состоят все вещи, из чего как первого они возникают и во что как в последнее они, погибая, превращаются, причем сущность хотя и остается, но изменяется в своих проявлениях, — это они считают элементом и началом вещей. И потому они полагают, что ничто не возникает и не исчезает, ибо такое естество (physis)1 всегда охраняется.

…Относительно количества и вида такого начала не все учили одинаково. Фалес — основатель такого рода философии — утверждал, что начало — вода (потому он и заявлял, что земля находится на воде); к этому предположению он, быть может, пришел, видя, что пища всех существ влажная и что само тепло возникает из влаги и ею живет (а то, из чего все возникает, — это и есть начало всего). Таким образом, он именно поэтому пришел к своему предположению, равно как потому, что семена всего по природе влажны, а начало природы влажного — вода.

…Анаксимен же и Диоген считают, что воздух первее (proteron) воды, и из простых тел преимущественно его принимают за начало; а Гиппас из Метапонта и Гераклит из Эфеса — огонь, Эмпедокл же — четыре элемента, прибавляя к названным землю как четвертое. Эти элементы, по его мнению, всегда сохраняются и не возникают, а в большом или малом количестве соединяются в одно или разъединяются из одного.

А. Анаксагор из Клазомен, будучи старше Эмпедокла, но написавший свои сочинения позже его, утверждает, что начал бесконечно много: по его словам, почти все гомеомерии2, так же как вода или огонь, возникают и уничтожаются именно таким путем — только через соединение и разъединение, а иначе не возникают и не уничтожаются, а пребывают вечно.

Исходя из этого за единственную причину можно было бы признать так называемую материальную причину. Но по мере продвижения их в этом направлении сама суть дела указала им путь и заставила их искать дальше. …А искать эту причину — значит, искать некое иное начало, [а именно], как мы бы сказали, то, откуда начало движения. Таким образом, из тех, кто провозглашал мировое целое единым, никому не удалось усмотреть указанную причину3, разве что Пармениду.

Аристотель. Метафизика // Сочинения: В 4 т. М.: Мысль. 1975. Т.1. С.71-75.


Вопросы для анализа

1. Проследите за логикой рассуждения Аристотеля. В чем, по его мнению, ограниченность представлений о бытии первых философов?

2. Вспомните, как характеризует бытие Парменид и сравните его воззрения с позицией первых философов. В чем здесь принципиальное различие?

3. Дайте анализ аристотелевских представлений о бытии как возможности. Можно ли считать эти представления шагом вперед в понимании бытия по сравнению с представлениями Парменида?

4. Аргументируйте свою позицию, подтвердите ее соответствующими положениями из текста.

 

Пояснения к тексту:

1 Термин «естество» употребляется здесь в значении элемента, стихии.

2 Термин «гомеомерия» (однородные частицы) Аристотель использует для обозначения того, что Анаксагор называл семенами вещей, под которыми подразумеваются лежащие в основе всего бесчисленные невозникшие и неизменные тельца с однородной структурой, соответствующей определенному качеству.

3 Причину «движения».

 

Августин. «Исповедь»

Господи боже мой! Хочу начать с того, чего я не знаю и не постигаю, откуда я пришел сюда, в эту смертную жизнь или жизненную смерть, откуда, говорю, пришел я сюда. И меня, пришельца, восприяло сострадательное милосердие твое... Не мать моя, не кормилицы мои питали меня сосцами своими, но ты чрез них подавал мне, младенцу, пищу детскую, по закону природы, тобою ей предначертанному, и по богатству щедрот твоих, которыми ты облагодетельствовал все твари по мере их потребностей (Исповедь I, 6)...

Вначале сотворил бог небо и землю (Быт. I, 1). Как же ты сотворил их? И какие средства, какие приготовления, какой механизм употребил ты для этого громадного дела? Конечно, ты действовал не как человек-художник, …ты вдунул в телесный состав его душу живую (Быт. II, 7), которая движет и управляет ими; ты доставил ему и материал для художественных работ; ты даровал ему и способность ума, чтобы постигать тайны искусства и наперед обнимать мыслию то, что предполагает он произвесть; ты же наделил его и телесными чувствами, которые служат ему проводником между телесною и духовною его природою, так что мир телесный и мир духовный находятся у него при посредстве этих чувств в общении... Но как ты творишь все это? …He было ли у тебя под руками какой-нибудь материи, из которой мог ты сотворить небо и землю? Но откуда взялась бы эта материя, не созданная тобою. …До творения твоего ничего не было, кроме тебя, и... все существующее зависит от твоего бытия (Исповедь XI, 5).

…Воля божия присуща богу и предваряет всякое творение; никакого творения не могло бы быть, если бы не предшествовала воля творца. Воля божия принадлежит к самой сущности (substantia) божественной (Исповедь XI, 10)…

Августин. Исповедь // Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969. Т.1 Ч.2. С.582-588.


Вопросы для анализа

1. Для Августина Бог – творец всего сущего, воплощение милосердия и сострадания. Проанализируйте текст под этим углом зрения. Выскажите собственное мнение по поводу прочитанного: убеждают ли Вас аргументы автора.

2. Какое место в деяниях Бога занимает «воля Божия»? Как, по мнению Августина, она связана с сущностью Бога?

 

Пояснения к тексту

1 essentia – сущность; existential – существование.

 

 

Вопросы для анализа

1. Что, по мнению М. Хайдаггера, дает основания для того, чтобы понимать бытие и время как нераздельное?

2. Какие аргументы приводит автор текста в подтверждение своего тезиса о том, что время – наиболее существенная характеристика бытия?

3. Выскажите собственное мнение по обсуждаемому вопросу.

 

 

Понятие материи в философии

Из многообразия форм бытия, прежде всего, актуальны две – материальное бытие и духовное. При этом на первый план выдвигаются категории «материя» и «сознание».

Материя (от лат. – вещественный) – одно из самых общих понятий в онтологии, процесс осмысления которого связан с именами П. Гольбаха, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и др. Так, В.И. Ленин, обобщая высказанное его предшественниками, определяет материю, как объективную реальность, данную нам в ощущениях, которая отображается сознанием человека, существуя независимо от него.

Важнейшими формами бытия материи являются движение, пространство и время. Движение как философская категория выражает любые изменения, происходящие в природе и обществе. Диалектический материализм подчеркивает неразрывную связь материи и движения, рассматривает движение как проявление внутренней активности материи.

Понятия «пространство» и «время» являются фундаментальными философскими и общенаучными категориями. Они выражают наиболее общее состояние бытия. Пространство есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материи. Пространство характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время – форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии материальных систем. Согласно диалектическому учению, пространство и время неразрывно связаны между собой, их единство проявляется в движении и развитии материи.

Универсальными свойствами пространства и времени являются:

-объективность;

-неразрывная связь друг с другом и с материей;

-связь пространства и времени с движением;

-бесконечность

В естествознании вплоть до начала ХХ века доминировала концепция абсолютного пространства и времени (Ньютон). Традиционные представления о пространстве и времени были подвергнуты радикальному пересмотру в теории относительности А. Эйнштейна в ХХ столетии. Специальная теория относительности объединила их в одно целое, утвердив новые представления – единое четырехмерное пространственно-временное многообразие. Кроме того, была установлена зависимость свойств пространства и времени от скорости движения тел. Общая теория относительности привела еще к одному фундаментальному выводу: вещество, в зависимости от его плотности, способно искривлять пространственно-временной континуум.

Современная наука говорит о том, что у Вселенной было свое начало («Большой взрыв»), что материальный мир структурно неисчерпаем и един.

Тексты для анализа

Тексты для анализа

Пояснения к тексту

1 Термин «бифуркация» используется в синергетике для обозначения момента неустойчивости, балансирования системы на острие выбора между будущими состояниями, когда судьба всей системы может зависеть от одной случайности.

2 Конечную область неминуемого схождения фазовых траекторий движения сложной системы в синергетике называют аттрактором.

 

 

Тексты для анализа

 

Вопросы для анализа

1. Предложенный текст характеризует позицию Гегеля как философа –диалектика, представляющего сложность и противоречивость сознания.

Выделите в тексте положения, подтверждающие диалектический характер суждений Гегеля.

2. Насколько, по Вашему мнению, актуально определение сознания как осознания предметов (внешнего мира) и самого себя?

3. Гегель ставит вопрос об адекватности наших мыслей отражаемым в них вещам. Но, будучи идеалистом, он признает приоритет за мыслью (понятием): «соответствует ли предмет понятию»? В чем уязвимость такой точки зрения? Можно ли найти в ней рациональное зерно?

З. Фрейд. «Я и Оно»

 

Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа. …Психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.

Быть сознательным — это, прежде всего, чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам далее, что психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным.

К термину или понятию бессознательного1 мы пришли другим путем, путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Мы видели, т. е. вынуждены были признать, что существуют весьма напряженные душевные процессы или представления — здесь прежде всего приходится иметь дело с некоторым количественным, т. е. экономическим, моментом, — которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть осознаны опять-таки как представления, хотя в действительности и не становятся сознательными. …В психоаналитической технике нашлись средства, с помощью которых можно устранить противодействующую силу и довести соответствующие представления до сознания. Состояние, в котором они находились до осознания, мы называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению и поддерживавшая его, ощущается нами во время нашей психоаналитической работы как сопротивление.

Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример бессознательного.

З.Фрейд. «Я и Оно» // Избранное. М., 1989. С.370-374

 

Вопросы для анализа

1. Как, по Фрейду, связаны между собой сознательное и бессознательное? Может ли быть продолжительным момент сознания?

2. С чего начиналась психоаналитическая теория З. Фрейда? Каким путем Фрейд пришел к термину «бессознательное»?

 

Пояснения к тексту:

1 Бессознательное – 1) в широком (описательном), по Фрейду, смысле это есть содержание психической жизни, о наличии которой человек не подозревает. Выделяются два типа бессознательного: предсознательное и собственно сознательное; 2) в более строгом («динамическом») смысле слова бессознательное есть то, что, в отличие от предсознательного, требует значительных усилий или вообще не осознается. В этом смысле бессознательное – это самые низкие (безудержно сексуальные и агрессивные) влечения или, наоборот, - самые высокие душевные порывы.

 

 

Теория познания

 

Теория познания ( гносеология ) – это раздел философии, в котором изучаются такие вопросы, как природа познания, его возможности и границы, соотношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, условия достоверности знания, критерии истины, формы и уровни познания и т.д.

Термин «гносеология» происходит от двух греческих слов: «gnosis» - знание, и «logos» - учение (понятие). В современной литературе данный термин употребляется в двух значениях: 1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека, о «знании вообще», независимо от его конкретных форм и видов; 2) как философская концепция, предметом исследования которой является научное познание в его специфических характеристиках. В этом случае чаще всего используют термин « эпистемология ». Термины «гносеология», «теория познания» и «эпистемология» совпадают по содержанию и потому используются как тождественные.

 

Познание стало предметом философского рассмотрения очень давно. Та или иная концепция бытия связана с представлением о путях и методах получения знания о сущем.

Понятия «познание» и «знание» различаются как процесс и результат: познание представляет определенную деятельность, направленную на получение знания. Слово «знать» мы используем в смысле «уметь делать что-то», «вести себя нужным образом», «помнить, узнавать, например, человека», «проникать в сущность предмета». Различные смысловые оттенки слова «знание» отражают особенности познавательной деятельности человека. Познание представляет собой активность человека, направленную на проникновение в сущность предмета, воспроизведение ее в идеальной форме. Познающий человек умеет превращать свои знания в схему реальной деятельности, он может раскрыть содержание отдельных знаков и символов. Так или иначе, познание всегда предполагает получение человеком информации, ее переработку и выражение посредством языка.

Познавательный аспект можно выявить во всех видах и сферах человеческой жизнедеятельности: материальный труд, миф, религия, искусство, обыденный опыт и т.п. Наука представляет особую деятельность, направленную на производство нового знания. Но развитие науки не может отменить другие формы познания. Каждый вид познания обладает своими особенностями. Философия же изучает общее во всех формах познавательной деятельности, пытается понять суть познавательного отношения человека к миру.

Познавательная деятельность человека изучается не только философией, сегодня этим занимается ряд специальных наук – когнитивная психология, логика, семантика и др. Специфика философского подхода состоит в том, что познавательная деятельность исследуется в плане отношения знания к реальности, как процесс достижения истины. Главной категорией в гносеологии является «истина». Конкретные виды познавательной деятельности, операции (ощущения, понятия, интуиция, сомнения и т.п.) рассматриваются как средства достижения истинного знания.

Важный гносеологический вопрос – это вопрос о познаваемости мира. Может ли человек получать верные знания об объективной действительности? Обладает ли он способностями, которые позволяют ему постигать сущность явлений? Многие философы положительно отвечают на эти вопросы, как представители материализма, так и идеализма (Платон, Гегель, К. Маркс и др.). Однако в истории философии были мыслители, которые сомневались или отрицали возможность для человека достижения истины. Эта позиция называется скептицизм или агностицизм. Термин «агностицизм» (от греч. – «недоступный познанию») был введен в обращение в 1869 г. Т. Гексли. Исторически для обозначения «философии сомнения» применялся термин «скептицизм». Агностицизм акцентирует внимание на сложностях процесса познания, отрицает возможность достоверного познания сущности вещей, закономерностей природы и общества. Например, английский философ Д. Юм (1711-1776 гг.) считал, что невозможно доказать наличие причинно-следственных связей между явлениями природы, т. к. все знание человек выводит из своего субъективного опыта. Юм говорит о том, что у человека нет уверенности даже в том, что вне его опыта существует природа. Другой представитель агностицизма – немецкий философ И. Кант (1724-1804). Он не сомневался в существовании природных объектов, но считал, что разум человека познает только их явления, но не сущности.

Классическая парадигма теории познания основывается на представлении о разделении действительности на активный субъект (человек) и пассивный объект (природа). Поэтому познание характеризуется как отражение в сознании субъекта внешних объектов и воспроизведение их в виде идеальных образов. Сознание выступает в этой модели как «зеркало» или «чистая доска», на которых предметы оставляют свои «следы». И главное, чтобы познающий субъект не примешивал к природе вещей свою собственную природу, чтобы содержание знаний определялось только свойствами предмета. Однако уже Кант не рассматривает познание как процесс пассивного, зеркального копирования объектов природы. Он доказывает, что человек не столько отражает вещи в процессе познания, сколько конструирует их, исходя из своих познавательных способностей.

Субъект познания в классической философии не отождествляется с «эмпирическим субъектом», т.е. конкретным человеком, наделенным неповторимыми особенностями души и тела. Он рассматривается не как конкретный индивид, а как «чистый субъект» - носитель исключительно познавательных способностей. Все остальные его качества не заслуживали внимания. В немецкой классической философии субъект познания предстает в форме надиндивидуального разума, который в процессе саморазвития постепенно сближается с объектом. Так, например, у Гегеля субъект и объект являются частями единого целого; в историческом процессе познания достигается их абсолютное тождество.

В марксистской философии субъект непосредственно связывается с категорией практики. Практика, т.е. материальная предметная деятельность в гносеологии диалектического материализма выступает как основа и цель познания и как критерий истины. Подчеркивается социально-историческая обусловленность природы субъекта познания. Индивид выступает как субъект, с присущим ему самосознанием постольку, поскольку он является носителем мира культуры, он овладел знаниями, методами, нормами познавательной деятельности, выработанными за всю историю человечества.

Проблема истины – одна из самых сложных в философии. Что есть истина? Достижима ли она в процессе познания? Какими путями можно прийти к истине? Как отличить истину от заблуждения? Как проверить истинность полученных знаний? Эти и многие другие вопросы обсуждаются в теории познания. Сложность состоит в том, что истина характеризует знания человека: носят ли они субъективный характер или в их содержании есть то, что не зависит от самого человека? На эти вопросы философы отвечали по-разному.

Классическим считается определение истины, восходящее к Аристотелю. Согласно ему, истина есть соответствие наших знаний действительности. Это определение взято за основу в классической или корреспондентской концепции истины. Чаще всего соответствие понимается как воспроизведение сознанием субъекта объективной реальности, создание ее адекватного образа. Например, у Декарта, истина есть соответствие мысли предмету.

Одним из вариантов концепции соответствия является когерентная теория. Истина, согласно ей, понимается как согласованность одних частей знания с другими, т.е. как логическая непротиворечивость внутри теории или внутри данной отрасли знания (О. Нейрат, Р. Карнап).

В конце XIX в. возникло философское течение прагматизм. Его представители Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи выступили с критикой прежней философии, обвиняя ее в отрыве от жизни. По их мнению, философия должна стать общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях, возникающих в непрерывно меняющемся мире. Проблему истины они решают, исходя из критерия полезности знания: истина – то, что приносит пользу человеку. Суть концепции истины в философии прагматизма: любое знание настолько истинно, насколько оно полезно.

В начале ХХ в. среди представителей науки получила распространение конвенционалистская концепция истины. Согласно ей, в основе научных теорий лежат произвольные соглашения (конвенции) между учеными. Их выбор обусловлен лишь соображениями удобства, целесообразности, принципом «экономии мышления» и т.п. Установить, соответствуют ли они реальным вещам и их связям или нет, невозможно и заниматься этим бессмысленно. Основоположник конвенционализма – А. Пуанкаре, развивал эти положения применительно к физике и особенно к математике.

В классической модели познания идеалом являлись некие абсолютные истины, вневременные, вечные и не зависящие от социально-культурных факторов. В современных концепциях отвергаются претензии на достижение безусловного и окончательного знания. В центре внимания теперь опыт человека, который обусловлен и психологическими особенностями, и культурно-историческим развитием общества.

Итак, гносеология рассматривает ряд очень важных и сложных проблем:

-сущность познавательного отношения человека к миру;

-субъект и объект познания;

-познавательные способности человека и механизмы формирования знаний;

-истина и ее критерии.

Рассмотрим теперь, как эти и другие проблемы теории познания решались философами в различные исторические эпохи.

В античной философии было сформулировано немало идей, относящихся к области гносеологии. Например, идея о соотношении знания и мнения, истины и заблуждения, о диалектике как способе мышления. Наиболее полно вопросы теории познания представлены в философии Платона. Познание, согласно Платону, есть припоминание (анемнесис) человеческой душой знания, которым она обладала до вселения в смертное тело на земле. Мнения являются субъективными представлениями человека, основанными на чувствах, они не несут подлинного знания. Сфера представлений охватывает все видимое. Представление надо еще возвести к знанию. В VII кн. «Государства» Платон использует символ пещеры, чтобы показать процесс восхождения от мира теней и подобий, которые суть лишь представления о существующем мире, к подлинному бытию и подлинному знанию.

Значительный вклад в разработку проблем познания внес Аристотель. Самая важная его заслуга в создании последовательного систематизированного логического анализа знания. Знания выражаются в языке, поэтому чтобы их исследовать, надо рассмотреть формальную, т.е. логическую структуру предложений и понятий. Он сформулировал основные законы мышления и исследовал формы мысли – понятие, суждение и умозаключение. Он впервые стал рассматривать научное знание как последовательность высказываний, связанных между собой и выводимых друг из друга по правилам логики. Логические сочинения Аристотеля получили название «Органон», т.е. метод, инструмент для получения истинного знания.

Средневековая философия связывает свою гносеологию прежде всего с двумя основными вопросами: вопросом о соотношении знания и веры и вопросом об истинах Божественного Откровения. На разных этапах развития средневековой философии эти вопросы решаются различным образом. Так, схоластика утверждает абсолютный приоритет веры над знанием, признавая их единство, взаимосвязь. У Фомы Аквинского разум должен помогать вере, обосновывать логически библейские догматы. Раннее средневековье видит в разуме источник возможных сомнений, ведущих к безверию. Поэтому вера не нуждается ни в каком рациональном подкреплении. Показательна позиция Тертуллиана, заявившего: «Верую, ибо абсурдно»

Новое время в истории гносеологии связано, прежде всего, с дилеммой рационализма и эмпиризма На первый план выходят вопросы методологии и создания новой философии, философии естествознания.

Ф. Бэкон в русле решения актуальных философских проблем высшей задачей познания утверждает завоевание природы и совершенствование общественной жизни. Знание – сила, если оно истинно и полезно. Полезность – необходимый критерий науки, но не ее самоцель. Первым условием реформы философии и науки является, по Бэкону, индуктивный метод, опирающийся на конкретные эмпирические данные, на чувственное восприятие (эмпиризм, сенсуализм). Важной частью новых гносеологических принципов Бэкон считает борьбу с заблуждениями (идолами). Он изложил свои основные теоретико-познавательные суждения в работе «Новый Органон».

Р. Декарт – представитель рационализма. Он утверждал, что основные идеи заложены в душе человека Богом. Человек усматривает эти идеи «внутренним» зрением (интуицией) в силу их отчетливости и ясности. Пользуясь точно сформулированным методом и правилами логики, он затем выводит из этих идей все остальные знания. Опыт служит лишь для проверки полученных результатов.

В немецкой классической философии проблемы теории познания занимают значительное место. Так, И. Кант впервые попытался связать вопросы гносеологии с исследованием исторических форм деятельности людей. Объект как таковой существует лишь в формах деятельности субъекта. Вне человеческого восприятия объект есть непознаваемая «вещь-в-себе». Основной для всей гносеологии вопрос о возможности познания И. Кант формулирует как вопрос о возможности априорных синтетических суждений в каждом из трех главных видов знания – математике, теоретическом естествознании и метафизике (умозрительном познании истинно-сущего). Решение этих вопросов Кант дает в ходе исследования трех основных способностей познания: чувственности, рассудка и разума. Согласно Канту, не логика, а диалектика как способ мышления отвечает потребностям гносеологии. Изучив познавательные способности человека, Кант приходит к выводу о том, что теоретический разум не может проникнуть в сферу сущностей вещей. Это позиция характеризует его как агностика.

Значительный вклад в разработку теории познания внес Г.В.Ф. Гегель. Он дал анализ важнейших категорий и принципов диалектики, логики и теории познания, создал первую в истории философии систему диалектической логики.

В современной западной философии преобладает удельный вес гносеологических концепций, ориентированных на науку. Это – сциентистские течения типа постпозитивизма, структурализма и постструктурализма. Изучением особенностей гуманитарного знания занимается герменевтика, выявлением генезиса и этапов развития познания, его форм и методов в контексте эволюции живой природы – эволюционная эпистемология. Довольно широкий спектр гносеологических проблем включает в себя аналитическая философия, для которой характерен перевод философско-гносеологических проблем в сферу языка.

К числу современных методов познания относится герменевтика (от греч. hermeniuo – разъясняю, истолковываю). В древнегреческой философии и филологии герменевтика выступает как искусство понимания, толкования иносказаний, многозначительных символов и т.д.; у неоплатоников – как интерпретация древних поэтов, прежде всего – Гомера, у христианских философов и писателей – как искусство толкования Библии.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 3037; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.093 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь