Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Учение о бытии в системе философского знания
Бытие – одна из фундаментальных философских категорий, имеющая глубокие жизненные корни. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в размышлениях человека и философа-профессионала. Это один из тех вечных вопросов, философские глубины которого неисчерпаемы.
Исследованием бытия занимается онтология (от греч. – учение о сущем). Это раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. В историко-философской традиции учение о бытии развивалось в рамках метафизики, которая трактовалась как наука о сверхчувственных принципах и началах бытия (Аристотель). Онтология – это своего рода метафизика бытия. Она возникает в связи с потребностью человека понять то, что лежит за пределами эмпирического опыта. Под бытием в самом широком смысле слова понимается предельно общее понятие о мире, о существовании, о сущем. Бытие и реальность, как всеохватывающие понятия – это синонимы. Категория бытия является предельно общей, охватывает материальные и духовные явления, их свойства, связи и отношения. Она отражает общее свойство, присущее всему, - это свойство быть, существовать. Таким образом, бесконечное разнообразие единичных вещей и явлений объединяется в некую целостность – мир, который был, есть сейчас и, как мы верим, будет существовать в будущем. Антитезой бытия является понятие «ничто» (не-бытие). Взаимосвязь бытия и не-бытия – одна из сложных философских проблем, интерпретируемых различным образом. Философское размышление о бытии начинается в античности с досократиков, которые стремились найти первоначало всего сущего. Бытие фактически соотносилось с вечным и совершенным космосом. Заслуга выделения категории «бытия», как теоретического философского понятия принадлежит Пармениду. Согласно ему, бытие не возникает и не может исчезнуть, оно вечно, неизменно и неделимо. Оно есть шар, сфера, не имеющая пространства и границ, т.е. прекраснейшая форма среди других геометрических форм, как полагали древние греки. Бытие есть то, что можно объять только мыслью. Сократ переводит проблему бытия в плоскость морали, а мораль тем самым превращает в сферу онтологии. Этические принципы, по Сократу, заложены в самом устройстве бытия. Поэтому, познавая бытие, мы познаем эти принципы. То есть истина и добро совпадают. Задача философии – помочь человеку в постижении истины, т.е. знания, соответствующего устройству бытия. По Платону, бытие – это совокупность идей, т.е. умопостигаемых форм, сущностей, отражением которых является многообразный предметный мир. Однако противопоставление материального и духовного мира в античной философии очень условно. Так, Платон, по определению А.Ф.Лосева, - «объективный идеалист, но с весьма заметными материалистическими тенденциями».1 Аристотель продолжает традицию размышлений над бытием в созданной им метафизике и ее основной части – онтологии. Метафизика исследует бытие, выступая одновременно как онтология (учение об исходных принципах бытия) и теология (учение о сверхприродных, сверхчувственных началах бытия). Платоновская концепция о приоритете мира духовного (мира эйдосов) над миром материальным, физическим получила развитие в философии средневековья (А. Августин, Ф. Аквинский). Согласно христианской теологии, подлинным бытием обладает только Бог, а все остальное есть его творение. В механистической картине мира XVII – XVIII вв. бытие отождествляется с физической реальностью: веществом, атомами. Возникает новое понятие «субстанция» (от лат. – сущность, основа всех вещей). Субстанция интерпретируется как сущностное свойство, как некий субстрат, как «причина самой себя» и т.п. Дискуссии о началах бытия, их численности находят выражение в монизме Б. Спинозы (одна субстанция), дуализме Декарта (две субстанции), плюрализме Г. Лейбница (множественность субстанций). В философии XIX в. обострились дискуссии по вопросу о соотношении материального и идеального бытия: что является первичным, а что вторичным. Л. Фейербах, К. Маркс выражали материалистическую позицию, а Г. Гегель – идеалистическую. В европейской философии ХХ века принципиально меняется угол зрения на онтологию: рационалистическая трактовка бытия нередко заменяется иррационалистической, понятие «объективное бытие» - понятием «субъективное бытие». Основными параметрами субъективного бытия выступают свобода, возможность выбора, страх и отчаяние. Смысл бытия – в выборе между подлинным и не подлинным бытием. В рамках неклассической философии ХХ века наиболее известной стала концепция субъективного бытия (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр) и концепция критики социального бытия в постмодернизме (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийар, М. Фуко, Ж. Деррида). Наиболее ярко новая онтология выразилась в философии М. Хайдаггера, который связывает проблему бытия с существованием человека. В отличие от Парменида в качестве важнейшей характеристики бытия он рассматривает его конечность, временность. Таким образом, современная философия вновь стремится осмыслить проблему бытия как коренную жизненную проблему человека в соответствии с новыми историческими реалиями. Современное состояние концепции бытия связано с рядом базовых положений. Одно из таких положений выделяет основные формы бытия, характеризуя их специфику: -бытие природы; -бытие вещей; -человеческое бытие; -бытие социальное; -бытие духовное (субъективно духовное бытие – индивидуальное сознание и объективно духовное бытие – надиндивидуальные формы сознания). Философия и наука ХХ века добавили к традиционным характеристикам основных форм бытия следующие: (1) системность; (2) универсальный эволюционизм; (3) самоорганизация.
Тексты для анализа Парменид. «О природе» Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует. Ибо ведь без бытия, в котором ее выраженье, Мысли тебе не найти. И нет и не будет иного, Сверх бытия, ничего… …все бытие отовсюду Замкнуто, массе равно вполне совершенного шара, С правильным центром внутри. Ибо нельзя бытию незаконченным быть и не должно: Нет нужды у него, а будь, во всем бы нуждалось. То же самое – мысль и то, о чем мысль возникает, Ибо без бытия, о котором ее изрекают, Мысли тебе не найти. Ибо нет и не будет другого Сверх бытия ничего: Судьба его приковала Быть целокупным, недвижным. Парменид «О природе». Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1; Отв. Ред. И.Д. Рожанский. М.: Наука. 1989. С. 297. Вопросы для анализа 1. Какими признаками, согласно Пармениду, наделено бытие? 2. Каким образом открывается в познании истина бытия и какие знания при этом являются более достоверными? 3. Найдите в тексте положения для аргументированного рассуждения по поставленным вопросам. Аристотель. «Метафизика» ...Большинство первых философов считало началом всего одни лишь материальные начала, а именно то, из чего состоят все вещи, из чего как первого они возникают и во что как в последнее они, погибая, превращаются, причем сущность хотя и остается, но изменяется в своих проявлениях, — это они считают элементом и началом вещей. И потому они полагают, что ничто не возникает и не исчезает, ибо такое естество (physis)1 всегда охраняется. …Относительно количества и вида такого начала не все учили одинаково. Фалес — основатель такого рода философии — утверждал, что начало — вода (потому он и заявлял, что земля находится на воде); к этому предположению он, быть может, пришел, видя, что пища всех существ влажная и что само тепло возникает из влаги и ею живет (а то, из чего все возникает, — это и есть начало всего). Таким образом, он именно поэтому пришел к своему предположению, равно как потому, что семена всего по природе влажны, а начало природы влажного — вода. …Анаксимен же и Диоген считают, что воздух первее (proteron) воды, и из простых тел преимущественно его принимают за начало; а Гиппас из Метапонта и Гераклит из Эфеса — огонь, Эмпедокл же — четыре элемента, прибавляя к названным землю как четвертое. Эти элементы, по его мнению, всегда сохраняются и не возникают, а в большом или малом количестве соединяются в одно или разъединяются из одного. А. Анаксагор из Клазомен, будучи старше Эмпедокла, но написавший свои сочинения позже его, утверждает, что начал бесконечно много: по его словам, почти все гомеомерии2, так же как вода или огонь, возникают и уничтожаются именно таким путем — только через соединение и разъединение, а иначе не возникают и не уничтожаются, а пребывают вечно. Исходя из этого за единственную причину можно было бы признать так называемую материальную причину. Но по мере продвижения их в этом направлении сама суть дела указала им путь и заставила их искать дальше. …А искать эту причину — значит, искать некое иное начало, [а именно], как мы бы сказали, то, откуда начало движения. Таким образом, из тех, кто провозглашал мировое целое единым, никому не удалось усмотреть указанную причину3, разве что Пармениду. Аристотель. Метафизика // Сочинения: В 4 т. М.: Мысль. 1975. Т.1. С.71-75. Вопросы для анализа 1. Проследите за логикой рассуждения Аристотеля. В чем, по его мнению, ограниченность представлений о бытии первых философов? 2. Вспомните, как характеризует бытие Парменид и сравните его воззрения с позицией первых философов. В чем здесь принципиальное различие? 3. Дайте анализ аристотелевских представлений о бытии как возможности. Можно ли считать эти представления шагом вперед в понимании бытия по сравнению с представлениями Парменида? 4. Аргументируйте свою позицию, подтвердите ее соответствующими положениями из текста.
Пояснения к тексту: 1 Термин «естество» употребляется здесь в значении элемента, стихии. 2 Термин «гомеомерия» (однородные частицы) Аристотель использует для обозначения того, что Анаксагор называл семенами вещей, под которыми подразумеваются лежащие в основе всего бесчисленные невозникшие и неизменные тельца с однородной структурой, соответствующей определенному качеству. 3 Причину «движения».
Августин. «Исповедь» Господи боже мой! Хочу начать с того, чего я не знаю и не постигаю, откуда я пришел сюда, в эту смертную жизнь или жизненную смерть, откуда, говорю, пришел я сюда. И меня, пришельца, восприяло сострадательное милосердие твое... Не мать моя, не кормилицы мои питали меня сосцами своими, но ты чрез них подавал мне, младенцу, пищу детскую, по закону природы, тобою ей предначертанному, и по богатству щедрот твоих, которыми ты облагодетельствовал все твари по мере их потребностей (Исповедь I, 6)... Вначале сотворил бог небо и землю (Быт. I, 1). Как же ты сотворил их? И какие средства, какие приготовления, какой механизм употребил ты для этого громадного дела? Конечно, ты действовал не как человек-художник, …ты вдунул в телесный состав его душу живую (Быт. II, 7), которая движет и управляет ими; ты доставил ему и материал для художественных работ; ты даровал ему и способность ума, чтобы постигать тайны искусства и наперед обнимать мыслию то, что предполагает он произвесть; ты же наделил его и телесными чувствами, которые служат ему проводником между телесною и духовною его природою, так что мир телесный и мир духовный находятся у него при посредстве этих чувств в общении... Но как ты творишь все это? …He было ли у тебя под руками какой-нибудь материи, из которой мог ты сотворить небо и землю? Но откуда взялась бы эта материя, не созданная тобою. …До творения твоего ничего не было, кроме тебя, и... все существующее зависит от твоего бытия (Исповедь XI, 5). …Воля божия присуща богу и предваряет всякое творение; никакого творения не могло бы быть, если бы не предшествовала воля творца. Воля божия принадлежит к самой сущности (substantia) божественной (Исповедь XI, 10)… Августин. Исповедь // Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969. Т.1 Ч.2. С.582-588.
Вопросы для анализа 1. Для Августина Бог – творец всего сущего, воплощение милосердия и сострадания. Проанализируйте текст под этим углом зрения. Выскажите собственное мнение по поводу прочитанного: убеждают ли Вас аргументы автора. 2. Какое место в деяниях Бога занимает «воля Божия»? Как, по мнению Августина, она связана с сущностью Бога?
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 853; Нарушение авторского права страницы