Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 22. Особенности развития государства Японии и Китая в Новейшее время. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Вопросы для обсуждения 1. Япония. Изменения в политической системе Японии после Первой мировой войны. 2. Установление фашистской диктатуры в Японии, ее особенности. «Новая политическая структура». 3. Капитуляция Японии. Установление оккупационного режима. 4. Первые послевоенные преобразование государственного аппарата. Закон об аграрной реформе 1946 г. 5. Демонополизация экономики. Конституция 1947 г. 6. Государственный строй и система буржуазно-демократических прав и свобод по Конституции. 7. Сан-Францисский мирный договор, его влияние на развитие государственного аппарата Японии. 8. Изменения в политической системе в 50-60-х гг. XX вв. «Войска самообороны», развитие военного потенциала Японии. Политические движения за реформу Конституции 1947 г. 9. Китай. Синхайская революция и образование буржуазного государства. Конституция 1931 г. 10. Китайская народная республика. Конституция 1954 г. 11. Государственно-правовое развитие во второй половине XX в. 12. «Большой скачок» и «культурная революция». Конституция 1975 г. Курс на регулируемую рыночную экономику. Статус Гонконга и Макао. Конституция 1982 г. Поправки к конституции. Рекомендуемая литература 1. Прудников, М.Н. История государства и права зарубежных стран: учебник / М.Н. Прудников. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 544 с. - ISBN 978-5-238-01307-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: http: //biblioclub.ru/index.php? page=book& id=115178 2. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие / Н.В. Михайлова, А.А. Иванов, В.Ф. Калина и др.; под ред. Н.В. Михайлова, А.А. Иванов. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 279 с. - (Экзамен). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01668-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http: //biblioclub.ru/index.php? page=book& id=115174 3. История государства и права зарубежных стран: учеб.-метод. пособие / отв. ред. проф. Н.А. Крашенинникова. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2014. - 320 с.; МО. - ISBN 978-5-91768-237-2: 459-00. 4. История государства и права зарубежных стран: хрестоматия / Институт экономики, управления и права (г. Казань); сост. А.В. Скоробогатов. - Казань: Познание, 2013. - 300 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http: //biblioclub.ru/index.php? page=book& id=257771 5. Светлова, А.П. История государства и права зарубежных стран: учеб. пособие / А. П. Светлова. - Краснодар: КубИСЭП, 2011. - 42 с. (упл. 2, 5); КубИСЭП. - ISBN 978-5-2011-04-38: б/ц. 6. Шелкопляс, В.А. История государства и права зарубежных стран: учебник / В.А. Шелкопляс, В.А. Данилов; под ред. А.В. Вениосов. - 2-е изд. - Минск: ТетраСистемс, 2012. - 544 с. - ISBN 978-985-536-279-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http: //biblioclub.ru/index.php? page=book& id=136385 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 23. Тема 23. Государства Центральной и Юго-Восточной Европы в Новейшее время. (Интерактивная форма) Вопросы для обсуждения 1. Образование национальных государств Болгарии, Сербии, Румынии, Польши, Чехословакии, Венгрии, Югославии. Авторитарные режимы Польши, Болгарии, Румынии, Югославии. 2. Политическое положение Центральной и Юго-Восточной Европы после второй мировой войны. 3. Государства народной демократии. Образование мировой системы социализма. 4. Конституция Югославии 1945 г. Конституция Болгарии 1947 г. Конституции Чехословакии и Румынии 1948 г. Конституция Венгрии 1949 г. Конституция Польши 1952 г. Образование ГДР. Конституция ГДР 1949 г. 5. Кризис и распад системы социализма. 6. Распад Чехословакии. Разделение Югославии. 7. Изменение геополитической ситуации с конца 80-х годов XX в. Развитие конституционного законодательства стран Центральной и Юго-Восточной Европы в 90-х годах XX в. Рекомендуемая литература 1. Прудников, М.Н. История государства и права зарубежных стран: учебник / М.Н. Прудников. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 544 с. - ISBN 978-5-238-01307-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: http: //biblioclub.ru/index.php? page=book& id=115178 2. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие / Н.В. Михайлова, А.А. Иванов, В.Ф. Калина и др.; под ред. Н.В. Михайлова, А.А. Иванов. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 279 с. - (Экзамен). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01668-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http: //biblioclub.ru/index.php? page=book& id=115174 3. История государства и права зарубежных стран: учеб.-метод. пособие / отв. ред. проф. Н.А. Крашенинникова. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2014. - 320 с.; МО. - ISBN 978-5-91768-237-2: 459-00. 4. История государства и права зарубежных стран: хрестоматия / Институт экономики, управления и права (г. Казань); сост. А.В. Скоробогатов. - Казань: Познание, 2013. - 300 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http: //biblioclub.ru/index.php? page=book& id=257771 5. Светлова, А.П. История государства и права зарубежных стран: учеб. пособие / А. П. Светлова. - Краснодар: КубИСЭП, 2011. - 42 с. (упл. 2, 5); КубИСЭП. - ISBN 978-5-2011-04-38: б/ц. 6. Шелкопляс, В.А. История государства и права зарубежных стран: учебник / В.А. Шелкопляс, В.А. Данилов; под ред. А.В. Вениосов. - 2-е изд. - Минск: ТетраСистемс, 2012. - 544 с. - ISBN 978-985-536-279-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http: //biblioclub.ru/index.php? page=book& id=136385 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 24. Тема 24. Развитие права в Новейшее время. Вопросы для обсуждения 1. Основные направления в развитии права. 2. Сближение англосаксонской и континентальной правовых систем. Изменения в структуре источников права. 3. Создание новых кодексов и консолидированных актов. Делегированное законодательство. Изменения в системе права, появление новых отраслей права: авторского, финансового, валютно-денежного, делового и др. 4. Гражданское и торговое право. 5. Развитие института юридического лица. Изменения в акционерном законодательстве. 6. Либерализация брачно-семейного права. Расширение прав женщин и детей в семье. 7. Трудовое и социальное законодательство. 8. Новое законодательство о профсоюзах и забастовках. Изменения в законодательстве о труде: о сокращении рабочего времени, о минимальном уровне заработной платы, о пенсиях и др. 9. Основные изменения в уголовном праве и процессе. Отражение в уголовном праве ХХ в. борьбы консервативных и демократических тенденций. Законодательство о политических преступлениях. 10. Современные тенденции в развитии права. Усиление воздействия международного права на национальное (внутреннее) право. Новые источники и принципы международного права, их общечеловеческое значение. Всеобщая декларация прав человека 1948 г., международные пакты о правах человека 1966 г., Хельсинкские соглашения 1975 г. Международное право и решение глобальных проблем человечества. Рекомендуемая литература 1. Прудников, М.Н. История государства и права зарубежных стран: учебник / М.Н. Прудников. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 544 с. - ISBN 978-5-238-01307-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: http: //biblioclub.ru/index.php? page=book& id=115178 2. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие / Н.В. Михайлова, А.А. Иванов, В.Ф. Калина и др.; под ред. Н.В. Михайлова, А.А. Иванов. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 279 с. - (Экзамен). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01668-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http: //biblioclub.ru/index.php? page=book& id=115174 3. История государства и права зарубежных стран: учеб.-метод. пособие / отв. ред. проф. Н.А. Крашенинникова. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2014. - 320 с.; МО. - ISBN 978-5-91768-237-2: 459-00. 4. История государства и права зарубежных стран: хрестоматия / Институт экономики, управления и права (г. Казань); сост. А.В. Скоробогатов. - Казань: Познание, 2013. - 300 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http: //biblioclub.ru/index.php? page=book& id=257771 5. Светлова, А.П. История государства и права зарубежных стран: учеб. пособие / А. П. Светлова. - Краснодар: КубИСЭП, 2011. - 42 с. (упл. 2, 5); КубИСЭП. - ISBN 978-5-2011-04-38: б/ц. 6. Шелкопляс, В.А. История государства и права зарубежных стран: учебник / В.А. Шелкопляс, В.А. Данилов; под ред. А.В. Вениосов. - 2-е изд. - Минск: ТетраСистемс, 2012. - 544 с. - ISBN 978-985-536-279-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http: //biblioclub.ru/index.php? page=book& id=136385
ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 5.1. Перечень учебно-методического обеспечения Рекомендуемая литература 1. Прудников, М.Н. История государства и права зарубежных стран: учебник / М.Н. Прудников. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 544 с. - ISBN 978-5-238-01307-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: http: //biblioclub.ru/index.php? page=book& id=115178 2. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие / Н.В. Михайлова, А.А. Иванов, В.Ф. Калина и др.; под ред. Н.В. Михайлова, А.А. Иванов. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 279 с. - (Экзамен). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01668-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http: //biblioclub.ru/index.php? page=book& id=115174 3. История государства и права зарубежных стран: учеб.-метод. пособие / отв. ред. проф. Н.А. Крашенинникова. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2014. - 320 с.; МО. - ISBN 978-5-91768-237-2: 459-00. 4. История государства и права зарубежных стран: хрестоматия / Институт экономики, управления и права (г. Казань); сост. А.В. Скоробогатов. - Казань: Познание, 2013. - 300 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http: //biblioclub.ru/index.php? page=book& id=257771 5. Светлова, А.П. История государства и права зарубежных стран: учеб. пособие / А. П. Светлова. - Краснодар: КубИСЭП, 2011. - 42 с. (упл. 2, 5); КубИСЭП. - ISBN 978-5-2011-04-38: б/ц. 6. Шелкопляс, В.А. История государства и права зарубежных стран: учебник / В.А. Шелкопляс, В.А. Данилов; под ред. А.В. Вениосов. - 2-е изд. - Минск: ТетраСистемс, 2012. - 544 с. - ISBN 978-985-536-279-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http: //biblioclub.ru/index.php? page=book& id=136385 Вопросы для самопроверки
1. Особенности формирования государства на Древнем Востоке 2. Артхашастра как источник права Древней Индии. 3. Эволюция общественного строя в Афинском государстве. 4. Особенности римской государственности 5. Формирование права в Древнем Риме и Древней Греции: сравнительный анализ 6. Становление феодальных отношений в средневековой Европе 7. Школа канонического права в Европе 8. Право городов 9. Правовые школы средневековья 10.Земское право по Саксонскому и Швабскому зерцалам
Задания для самостоятельной работы Задача 1. Шла последняя неделя сбора урожая.Эрехтей, один из самых бедныхшестидольников Афин, с каждым днем становился все мрачнее и мрачнее. В этот раз онсобрал очень мало зерна с поля Эвклида. В разговорах с семьей он неоднократно упоминал о том, что не сможет отдать Эвклиду плату за арендованное поле. Почему Эрехтей так расстроен? Что ему грозит? Задача 2. Однажды на раскопках в Афинах была обнаружена амфора с изображением воина, а также надписью, которая может быть переведена следующим образом: «Трус должен быть бедным». С помощью углеродного анализа определили, что данная амфора была сделана во времена Солона. Что означает данная фраза? Будет ли удовлетворен иск? Задача 3. Однажды афинского гражданина Герикса спросили, почему он не хочетприобрести себе участок земли и заняться земледелием, которое в последние годы приносит большой доход. Герикс ответил, что кто-то будет пользоваться тем, что он заработал.
Что имел в виду Герикс? Задача 4. Эвпатрид, архонт Пракситель, подвергнутый остракизму и вернувшийся из изгнания в Афины, узнал, что в его доме живет некий гражданин Лисипп, утверждающий, что дом ему продал сын Праксителя. Пракситель обратился в суд с иском о возврате ему дома. Будет ли удовлетворен иск Праксителя? Задача 5. Одному сикофанту стало известно, что гражданин Фидий изменяет своей жене. Может ли сикофант рассчитывать на то, что, возбудив в суде процесс о прелюбодеянии Фидия, он получит его имущество? Тематика рефератов 1. ФРГ и ГДР: Основной закон 1949 г. и Конституция ГДР 1949 г.: сравнительный анализ 2. ФРГ и ГДР: объединение Германии. 3. Фашизм в Европе и фашистская диктатура в Италии. 4. Революция в Японии 1868 г. Буржуазные реформы 70-80 гг. годов. Конституция 5. 1889 г. 6. Япония во Второй мировой войне. Конституция 1947 г. 7. Синьхайская революция в Китае 1911 г. Падение монархии 8. Территориально-политическая раздробленность Китая в 1920–1940-х годах. Гоминьдан. 9. КНР: создание и временные конституционные законы 1949 г. Конституция КНР 1954 г. 10. Реформа государственного строя КНР по Конституции 1982 г. 5.2. Основные термины и понятия по всему курсу Абсолютизм (от лат. absolutus — безусловный) — форма государственного правления, при которой политическая власть находится в руках одного лица — монарха. Отличается чрезвычайно высокой степенью централизации государственной власти. Абсентеизм (от лат. аbsens (аbsentis) — отсутствующий) — проявление равнодушного отношения населения к политической жизни в частности, уклонение от какого-либо участия в ней. Авантюризм политический (фр. avanture — приключение, риск) — гиперактивное участие в политической жизни, основанное на пренебрежении объективной информацией о реальной обстановке, соотношении сил и средств, возможного и невозможного, объективных закономерностей социально-политической жизни. Авториторизм — политический режим, установленный такой формой власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном ее органе и снижает роль других, прежде всего представительных ее институтов. Азан — молитвенный призыв, пение «призывающего» (муэдзина) перед обязательной молитвой. Анархизм (от греч. апаrchia — безначалие, безвластие) — общественно-политическое течение, выступающее за безгосударственное устройство общества и освобождение личности от всех разновидностей власти (экономической, политической, духовной); отстаивал замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Анархо-синдикализм — течение в рабочем движении, ставящее своей целью уничтожение капиталистического строя посредством революционной борьбы синдикатов (французское название профсоюзов). Аракчеевщина — реакционная политика полицейского деспотизма, проводившаяся графом А. Аракчеевым (военные поселения, палочная дисциплина в армии, муштра, подавление свободомыслия). Аристократия (греч. aristokratia, от aristos — лучший и kratos— власть — буквально власть лучших, знатнейших) — форма правления, при которой государственная власть принадлежит привилегированному знатному меньшинству. Как форма правления аристократия противостоит монархии и демократии. Артхашастра — древнеиндийский трактат практических рекомендаций по управлению государством. Архия (отгреч. archi — власть, правление) — политически организованное, управляемое властью общество, формирующее государство. Биополитика (от англ. biopolitics) — концепция, допускающая использование биологических понятий и методов исследования в изучении политических феноменов. Бланкизм — политическое течение, названное по имени французского коммуниста-утописта Л. О. Бланки, основывающееся на заговорщической тактике в революционном движении, когда узкая группа революционеров-заговорщиков готовит восстание; тактика бланкизма признавалась в России одним из течений народников (П. Н. Ткачев). Большевизм — течение политической мысли и политическая партия, возглавлявшиеся В. И. Лениным и организационно оформившиеся в 1903 г. на II съезде РСДРП. Бонапартизм — первоначально термин, употреблявшийся исключительно для обозначения военной диктатуры Наполеона Бонапарта, а затем Луи Бонапарта. В дальнейшем был распространен на любую контрреволюционную диктатуру, опирающуюся на единовластие, силовые структуры и реакционные слои общества и лавирующую между борющимися силами в условиях социально-политической дестабилизации. Исторически можно определить как форму военно-политической диктатуры. Брахманизм — одно из ведущих направлений древнеиндийской идеологии, направленной на утверждение верховенства знати и жрецов. Буддизм — возникшее в Древней Индии религиозно-философское учение, выдвинувшее идею освобождения человека от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» — нирваны. Былина — русское народное сказание, эпос. Бюргерство — средний слой, новая социальная группа (купцы, банкиры, руководители цеховых корпораций, зажиточные ремесленники и др.) западноевропейских городов Средневековья, социальная база будущих буржуа. Варны — различные социальные группы свободных индусов, неравных по своим правам, общественному положению и обязанностям. Вассал — феодал, получавший земельное владение (лен) от более крупного феодала с несением в его пользу ряда повинностей. Веды — древнеиндийские священные книги, учебники религиозных ритуалов. Власть — центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало политики; одна из важнейших наиболее древних проблем политического знания. Власть и политика нераздельны и взаимообусловлены. Власть есть средство осуществления политики. Власть существует и функционирует не только в разных сферах общества, но и на трех уровнях его социальной структуры: общественном, публичном, или ассоциативном, и личном. Возрождение — эпоха Ренессанса, оказавшая значительное воздействие на культуру, эволюцию религиозного сознания и отстаивающая гармоничное развитие человеческой личности. Война — социальное явление, представляющее собой одну из форм разрешения общественно-политических, экономических, идеологических, а также национальных, религиозных, территориальных и др. противоречий между государствами, народами, нациями, классами и социальными группами средствами вооруженного насилия. Волюнтаризм (от лат. voluntas — воля) — термин впервые введен Ф. Теннисом в 1883 г., идеалистическое направление в философии и психологии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия и организации человеческой деятельности. Противостоит интеллектуализму (или рационализму). Гандизм — многоплановое учение лидера национально-освободительного движения Индии и партии Индийский национальный конгресс — Махатма Ганди. Гегельянство — идеалистическое течение, исходившее из учения Гегеля и развивавшее его идеи. Делится на несколько направлений: младогегельянцы (левое гегельянство) подчеркивают решающую роль личностного, субъективного фактора в истории; старогегель-янцы (правогегельянство) рассматривают философскую систему Гегеля как рациональную форму богословия; «ортодоксальное» (промежуточное положение) гегельянство стремилось сохранить учение Гегеля в его «чистоте». Гегемонизм — навязывание взглядов, политических установок, политики одним субъектом другому (или другим). В основе гегемонизма — расистские идеи о духовном и интеллектуальном неравенстве людей, о праве элиты диктовать свою волю «низшим». Генезис — возникновение и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению, предмету. Геронтократия (от греч. gerоп — старик, kratos — власть) — буквально «власть стариков», принцип управления, при котором власть принадлежит старейшим. Термин «геронтократия» был введен в этнографии в начале XX в. и применялся для анализа структур власти при первобытнообщинном строе, а затем и в классовых обществах. Термин «геронтократия» получил символическое значение косности, отсталости, консерватизма, застойности мышления и бездеятельности. Глоссаторы (экзегеты) — толкователи законов, римского права. Школа глоссаторов была основана в Болонье. Господство — понятие, характеризующее осуществление власти, которое принимает институциональные формы и предполагает расчленение общества на господствующие и подчиненные группы, а также выделение и обособление особого управленческого аппарата. Государство — основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп и ассоциаций, а также связей между ними; центральный институт власти и концентрированное осуществление этой властью политики. Гражданские права и свободы — основа конституционно-правового статуса гражданина государства, определяющая возможности его участия в политической, социальной и культурной жизни общества. Гражданское общество — в идеале общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, относительно независимое от государства, но взаимодействующее с ним; общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения. Развитое гражданское общество в условиях правового государства имеет гарантии личной безопасности граждан, социально-экономической безопасности. Основная тенденция влияния гражданского общества на властные структуры и политику в целом состоит в ограничении политического отчуждения. При этом власть над людьми и их объединениями допускается только в пределах решения проблем свободного развития человека и общества. Гуманизация политики — придание политике гуманистической направленности, т. е. ориентации на реализацию человеческих интересов и ценностей. Речь идет об утверждении отношений, у которых мерой всех действий был бы человек. Гуманизм — совокупность идей, взглядов и представлений, выражающих истинную ценность человека как высшего начала бытия, на основе светского мировоззрения, противостоящего духовному. господству церкви., Дань — натуральный (денежный) побор с покоренных племен и народов на Руси известна с IX в.; при татаро-монгольском иге собиралась в пользу Золотой Орды. Даосизм — направление политической мысли Древнего Китая, учение о дао — «пути», согласно которому человек должен следовать природе и жить естественной жизнью в духовном личном совершенствовании. Движение неприсоединения — движение, объединяющее страны, которые провозгласили основой своего внешнеполитического курса неучастие в военно-политических блоках; движением осуждается неоколониализм, расизм, отстаивается независимая политика неприсоединившихся стран. Деидеологизация — понятие, объединившее широко распространенные в 50-е гг. XX в. в западном обществоведении социально-философские концепции, провозгласившие «конец идеологии» в обществе и возможность построения свободной, чистой от идеологических наслоений науки. Декабризм — общественно-политическое движение русских дворянских революционеров антифеодальной направленности, вылившееся в вооруженное выступление в декабре 1825 г. и отстаивающее идеалы свободы, конституционализма и демократии. Декреталии — постановления римских пап в виде посланий. Составляли главное содержание свода законов католической церкви — Корпуса канонического права. Демократия — народовластие, первоначально выработанная у греков государственная система прогрессивных социально-общественных отношений. Демос — в Древней Греции народ, составляющий основную полноправную часть населения, в которую не входили рабы. Державность (слав, държа — владычество, могущество) — характеристика политического восприятия, мышления и поведения; ощущение причастности и склонность человека или группы воспринимать, осознавать и вести себя в качестве представителя страны с особым «политическим весом» и масштабом, обладающей явным экономическим или военным могуществом, способной оказывать влияние и даже давление на ближайшее и дальнее внешнеполитическое окружение. Деспотия (от греч. despot — господин, владыка) — крайняя форма тирании; абсолютное и беззаконное (принципиально не ограниченное правом) господство; власть, базирующаяся на полном подавлении, физическом или психологическом, всех остальных субъектов политики и общества в целом со стороны одного властителя (личная деспотия отдельного деспота) или организации (деспотия правящей партии в тоталитарных политических системах). Джихад — «усиление»: борьба за веру, борьба на пути Аллаха. Первоначально понималась борьба в защиту и распространение ислама. Оспаривалось в VII в. Ас-Саури утверждением, что джихад — лишь рекомендуемый мусульманам акт, становится их обязанностью тогда, когда они подвергаются нападению. Диггеры — крайне левое крыло революционной демократии в период Английской буржуазной революции, объединявшее интересы деревенской и городской бедноты. Видный теоретик — Дж. Уинстенли. Диктатура (лат. dictatura) — неограниченная политическая, экономическая и идеологическая власть, осуществляемая строго ограниченной группой людей во главе с лидером авторитарного типа, имя которого или используемая им социально-политическая идея дают определение тому или иному виду диктаторского правления (цесаризм, абсолютизм, неконституционная монархия, бонапартизм, диктатура класса, партии, тоталитаризм на религиозной основе и т. д.). Дискриминация (от лат. discriminatiо — различение) — ограничение или лишение прав определенных категорий граждан но признаку расовой или национальной принадлежности, социального происхождения, политических взглядов, пола и др. признакам. Одна из крайних форм расовой дискриминации — сегрегация (отделение) — политика принудительного отделения одних людей от других, ограничения в правах по мотивам расовой или национальной принадлежности, насильное переселение на специально выделенные территории (резервация, гетто). Политика дискриминации каких-либо групп и обществ может принимать крайние формы, вплоть до гено-: цида (уничтожение полностью или частично). Догматизм в политике — антиисторический, метафизический, схематически окостеневший тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем осуществляются без учета конкретной реальности, условий места и времени. Догмы в политике (греч. dogта — мнение, решение, учение, постановление) — положения, принимаемые на веру без доказательств, опытных обоснований и практической проверки как непреложная, неизменная истина при всех обстоятельствах; результат подчинения авторитету; средство политико-психологического воздействия и осуществления господства. Доктрина — систематизированное учение (философское, политическое, идеологическое), руководящий теоретический или политический принцип; иногда используется при обозначении взглядов с элементами догматики, защиты ранее устоявшихся понятий. Дхарма — в Древней Индии закон жизни, богоустановленный порядок, которому должна следовать каждая варна. Евразийство — научный кружок, общественное движение русской молодой интеллигенции, направленное на осмысление проблем бытия и духовного начала на пространстве Евразии (Н. Трубецкой, П. Савицкий, Г. Флоровский, М. Шахматов, Г. Вернадский и др.). Ересь (греч. hairises — особое вероучение) — особое вероучение, отклоняющееся от официального вероучения какой-либо религии. Служили религиозной оболочкой социального протеста народных масс против феодального строя и поддерживающей его католической церкви. Естественное право — одно из широко распространенных понятий политической мысли, обозначающее совокупность принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и тем самым как бы не зависимых от конкретных социально-политических условий и государства. Жрец в политике — одна из центральных фигур архаичной политики периода неразделенности политической и религиозной жизни; служители божества в древних религиях, совершающие жертвоприношения и осуществляющие толкование «божественных знаков» и «откровений»; осуществляющие духовное воздействие на сознание и поведение людей как в религиозных, так и политических целях. Закономерность — объективно существующая, повторяющаяся связь явлений общественной жизни, этапов исторического процесса. Законы Ману — политико-правовой памятник Древней Индии, зако-новедческий трактат, содержащий кодекс социальной жизни древнеиндийского общества. Западничество — направление русской общественной мысли и политической идеологии, ориентированное на европейские ценности и находящееся в оппозиции к идее самобытности, своеобразия, уникальности исторических судеб в России (Руси). Направление русской общественной мысли 40-50-х гг. XIX в., обосновывающее и защищающее ценности западного либерализма. Идеализм — философское направление, признающее идею, сознание, мышление, духовное — первичным, а материю, природу, физическое — вторичным, производным, зависимым. Различаются две формы идеализма: объективный и субъективный. Идеализм объективный утверждает, что основой всего существующего является духовное, идеальное начало; идеализм субъективный отрицает объективное существование материального мира, признавая единственнои реальностью индивидуальное сознание, ощущение, восприятия. Идеология (от греч. idea и 1оgosз — слово, понятие, учение) — система взглядов и идей, в которых осознаются, оцениваются и выражаются отношения (взгляды, интересы, цели, намерения, настроения и т. д.) людей (групп, организаций, партий и др. субъектов политики) к той или иной действительности и друг к другу, социальные и политические проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной и политической деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественно-политических отношений. Иджма — общее согласие общины, один из источников мусульманского права. Опирается на аксиому о невозможности принятия общиной ложного решения. Избранная Рада — неофициальное правительство русского государства в 40-50 гг. XIV в. при правлении Ивана IV, в которое входил и князь Андрей Курбский. Имамат — одна из основных исламских категорий, руководство общей молитвой. Император — повелитель, новый титул русских монархов, впервые введенный в России в 1721 г. и означавший дальнейшее усиление самодержавной, неограниченной власти царя. Инвеститура — право назначения епископов светской высшей властью. Индепенденты — политическая партия в Англии, представляющая интересы радикального крыла буржуазии и обуржуазившегося нового дворянства; одно из течений протестантизма. Индивидуализм в политике (фр. individualisme от лат. individuum— неделимое) — тип мировоззрения, сутью которого является абсолютизация позиции отдельного индивида в его противопоставлении обществу в целом. Психология индивидуализма — основа идеологии либерализма. Инквизиция — трибунал католической церкви, созданный в XIII веке для борьбы с ересью. Характерным для инквизиции были тайное следствие, лжесвидетельство, применение пыток, конфискация имущества, произвол в отношении подследственных. Институционализм — направление государствоведения в XX в., рассматривающее политическую организацию общества как комплекс различных объединений граждан — «институций» (семья — партия — профсоюзы и т. д.); вторичный термин — «институционадизация» понимается как организационно-правовое закрепление общественНЫХ ОТНОШеНИЙ. Иррационализм — идеалистическое философское направление, отрицающее возможность разумного, логического познания действительности; основным видом познания признается инстинкт, воображение, воля, интуиция, т. е. «бессознательное». Историзм — принцип рассмотрения действительности как развивающейся и изменяющейся во времени. Кааба — образ камня, как символ ключа к небесному Храму, божественное знамение. Канонисты — создатели школы, занимавшиеся систематизацией папских декретов, решений церковных соборов. Кальвинизм — одно из направлений протестантизма, основанное Жаном Кальвином, деятелем Реформации; основу кальвинизма составляла доктрина о божественном предопределении людских судеб, проповедовался мирской аскетизм. Кантианство — критицизм, учение И. Канта и его последователей. Категорический императив — всеобщий, обязательный, нравственный закон, которому должны подчиняться все люди независимо от их происхождения, социального положения и т. д. Католицизм (от греч. — всеобщий, вселенский) — разновидность христианства, особо распространенная в Западной Европе в Средние века. Кияс —решение дел по аналогии, способ толкования и применения права. Клерикализм —политическое направление, использующее религию и церковь для усиления воздействия на все сферы общественной жизни. Кондоминиум (от лат. соп — вместе и dominimum — владение) — двойная суверенность, общее управление одной территорией двумя или большим числом государств. Конституционализм — система организации государственной власти, опирающаяся на конституцию и конституционные методы правления, где законодательно определены отношения между обществом и государством. Колониализм — политическое, экономическое, духовное порабощение стран, менее развитых в социально-экономическом отношении. Колонизация — заселение и освоение окраинных земель своей страны (так называемая внутренняя колонизация, характерная для России). Коллективный анархизм — третье направление анархизма (после теорий М. Штирнераи П. Прудона), разработанное М. А. Бакуниным; социальный идеал виделся в обществе, основанном на «свободной федерации» крестьянских и рабочих ассоциаций, в которых процесс производства и распределения носит коллективный характер; последователи учения выступали за уничтожение государства революционным путем. Консерватизм (от лат. сопsеrvarе — сохранять) — политическая философия, ориентированная на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемых ценностей, отрицание революционных изменений, недоверие к народным движениям; умонастроение, присущее как достаточно широким общественным группам, оформленным политическим силам, так и отдельным индивидам; оно характеризуется приверженностью традициям, упорядоченности, отвергает революционные настроения. Концепция — понимание, система, трактовка предмета, явления, процесса; основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их освещения. Конфликт (от лат. соnflictus — столкновение) — столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия. Конформизм (от лат. соп — с, вместе forта — вид, форма) — согласие, примирение, приспособление к общим настроениям, господствующим взглядам и мнениям; непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на расхождения с ними. Конфуцианство — учение древнекитайского мыслителя Конфуция (гг. до н. э.), имеющее в своей основе принцип добродетели. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы